Научная статья на тему 'Политика как общественный договор: медийное сопровождение региональной политики'

Политика как общественный договор: медийное сопровождение региональной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / POLICY / PUBLIC POLICY / SOCIAL CONTRACT / SOCIAL QUESTION / LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черняева Татьяна Ивановна, Сулейманов Мнир Рафхатович

В статье обсуждаются особенности медийного сопровождения региональной политики на примере Саратовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Черняева Татьяна Ивановна, Сулейманов Мнир Рафхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of media support for the regional policy are discussed on the example of Saratov region.

Текст научной работы на тему «Политика как общественный договор: медийное сопровождение региональной политики»

Татьяна ЧЕРНЯЕВА, Мнир СУЛЕЙМАНОВ

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР: МЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье обсуждаются особенности медийного сопровождения региональной политики на примере Саратовской области. The features of media support for the regional policy are discussed on the example of Saratov region.

Ключевые слова:

политика, публичная политика, общественный договор, социальный вопрос, качество жизни; policy, public policy, social contract, social question, life quality.

Осуществляемый в России курс на политическую модерни -зацию предполагает особое внимание к регионам как само -стоятельным административно -территориальным образова -ниям с собственными политическими институтами, структурами и акторами, в значительной степени определяющими содержание и динамику политических процессов.

Саратовская обл. расположена на пересечении Среднего и Нижнего Поволжья и входит в состав Приволжского федерального округа. На юге она граничит с Волгоградской обл., на юго - востоке

— с Казахстаном, на западе — с Воронежской и Тамбовской обл., на севере — с Пензенской и Ульяновской обл., на северо - востоке

— с Самарской обл. В области сложились предпосылки для реали -зации геостратегической функции форпоста России. Имея насе -ление численностью более 2,5 млн чел., являясь староосвоенной российской территорией, Саратовская обл. способна активно уча ствовать в представлении интересов России при взаимодействии с Казахстаном и Центральной Азией1.

Территория Саратовской обл. составляет 101,2 тыс. кв. км. В ее составе 38 районов, 18 городов, 27 поселков городского типа, 1 778 сельских населенных пунктов (439 муниципальных образований, 38 муниципальных районов). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., соотношение городских и сельских жителей в области составляет 74% и 26% соответственно. Здесь проживают представители 190 национальностей (удельный вес русских — 86,7%, казахов — 3,1% татар — 2,2%, украинцев — 1,7%, армян — 1,0%, азер -байджанцев — 0,6%).

Область входит в группу регионов со сложной социальной ситуа -цией, что связано с низкой покупательной способностью насе -ления, высокой долей населения с доходами ниже прожиточного минимума (по данным статистики, численность населения с дохо -дами ниже 7 000 руб. в месяц составляет 33,5%, от 7 000 до 25 000 руб.

— 58,6%, свыше 25 000 — 7,9%)2, неблагоприятной демографической ситуацией. К социальным проблемам можно отнести и меньший по сравнению с наиболее развитыми регионами Урало - Поволжья уровень развития экспортно - ориентированных отраслей промыш -ленности, отставание области по уровню доходов населения; повы -шенный уровень безработицы и бедности; замедленное развитие малого предпринимательства и сферы услуг; очаги социально

ЧЕРНЯЕВА

Татьяна

Ивановна —

д.соц.н., профессор;

заведующий

кафедрой социальных

коммуникаций

Поволжского

института

им. П.А. Столыпина

— филиала РАНХиГС

tatcher@yandex.ru

СУЛЕЙМАНОВ

Мнир

Рафхатович —

старший

преподаватель

кафедры социальных

коммуникаций

Поволжского

института

им. П.А. Столыпина

mrsul@mail.ru

1 Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года // http://www.saratov.gov.ru/

2 Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов // http://srtv.gks.ru/digital/regionl2/DocLib/raspl0.htm

экономической нестабильности в узко -специализированных малых городах1.

В политическом отношении Саратов -ская обл. представляет собой довольно спокойный регион со средним уровнем политической активности населения. Итоги президентских выборов в марте 2012 г. отражают реальное политическое влияние в регионе ведущей партии России. Вместе с тем на поле региональной поли -тики, кроме институтов официальной власти, активно заявляют о себе и другие политические акторы, прежде всего орга низации гражданского общества, инте грально представленные в деятельности Общественной палаты Саратовской обла -сти2, отраженной в дискурсах публичной политики и общественного договора.

Публичная политика (public policy), по мнению Н. Шматко3, существует как сим -биоз политического действия, научной рефлексии и акта масс медийной ком муникации при обязательном участии экспертов, аналитиков, специалистов в области социальных наук, «интеллектуа -лов», публицистов и журналистов. Для нас важно отметить, что принципиальным субъектом публичной политики высту -пает не государство, а общество в целом, хотя именно государство в инициативном порядке открывает формат общественных инициатив. В публичной политике легко обнаружить границы вмешательства госу дарства в социально политические про цессы.

Мы утверждаем, что современная политика в любом институциональном оформлении существует как обществен ный договор, как заключение договорен ностей по значимым социальным вопро сам. Общественный договор предстает как практика управления ожиданиями людей (общностей, институтов). Основными условиями действенности/результатив -ности договора становятся добрая воля и разделяемые ожидания, а коммуникатив ными препятствиями договора — незнание, недоверие и пренебрежение. Отметим, что общественный договор, как правило,

1 Социальная карта Российской Федерации // http://sockart.ru/anaiytics/social_infrastructure/87/

2 Всего по области зарегистрировано более 3,5 тыс. общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.

3 Шматко Н.А. Феномен публичной политики // Социологические исследования, 2001, № 7,

с. 106-112.

является слабо формализованной практи -кой, зачастую не требующей письменного соглашения и построенной, прежде всего, на доверии, разделяемых социальных цен -ностях и общем контексте.

Можно ли выявить содержание, которое составляет предмет общественного дого -вора в публичной политике? Безусловно, это так называемый социальный вопрос, который является приоритетом полити -ческой повестки дня уже более ста лет. Однако в последние годы он приобрел транснациональный, глобальный отте нок4. Транснациональный социальный вопрос можно представить с двух пози ций, которые отражают напряженное противоречие между интересами нацио нального государства и глобальный дина микой, а также различие между социаль ными правами и нормами общественной жизни. С одной стороны, национальное гражданство соответствует глобальному распределению социального неравенства. Социальные права и стандарты, возмож ности их смены существенно различа -ются в разных странах. С другой стороны, глобальные метанормы равноправия и демократии предполагают общие модели управления и взаимодействия социальных институтов. Соответственно, повышается значимость транснационального регули -рования и контроля за тем, как реализу ются социальные права.

В российских регионах социальный во -прос предстает как вопрос социального потребления, напрямую связанный с качеством жизни. В условиях глобализа ции общественно политической жизни, смягчения явных контрапунктов идеоло -гических платформ политических партий идеологическая конкуренция все больше переходит в сферу успешного выполнения программ социальных преобразований (показателей качества жизни). Чем успеш -нее их реализация между пиками избира тельных кампаний, тем четче прогнозиру ется итоговый положительный результат. Российская глубинка становится локусом политической конкуренции, которая в случае успеха обеспечит стабильную при бавку электората на выборах. Сюда пере носится значительный корпус социаль ных проектов. Они всегда носят характер социального обмена, который необходимо

4 Faist Th. The Transnational Social Question: Social Rights and Citizenship in a Global Context // International Sociology, 2009, vol. 24, p. 12-13.

учитывать при выявлении политических предпочтений регионального электо -рата и их идеологическом подкреплении (концепт «политического потребления» В.И. Ильина1).

Довольно давно региональные СМИ стали фокусировать внимание на про -ектах, реализуемых в отдельных районах области. И эти проекты соотносились с политической волей той или иной пар -тии, того или иного политика. Хорошей иллюстрацией этому служит политиче -ский путь В.В. Володина. В 2000 г. в ходе подготовки к выборам в Государственную Думу РФ он в качестве кандидата от Балаковского территориального одно-мандатного округа предложил местному населению определить круг проблем, которые необходимо решить в первую очередь. «Список наказов» избирателей превратился в широкую программу дей ствий, предполагающую коренное преоб -разование территории округа. Они каса -лись не только придания устойчивого развития муниципальному сектору эко номики, но и ряда перспективных соци альных проектов. В их числе сооружение нового мостового перехода через речку Александровку в пригородной черте райцентра АлГай. Прежняя переправа существовала лишь в «особые погодные сезоны»: зимой, когда реки покрывалась льдом, и летом, после схлынувшего поло водья. В межсезонье водный поток делил населенный пункт на две самостоятель ные части. Жители Новоалексеевки про -сили решить проблему досуга местной молодежи. Так появилась идея постро -ить в поселке новый физкультурнооздоровительный комплекс, оснащен ный суперсовременным оборудованием, позволяющим проводить региональные состязания по различным видам спорта, в т.ч. и по плаванию в закрытых поме -щениях. В новом комплексе предполага лось построить плавательный бассейн с 25 - метровыми водными дорожками.

Для населения Перелюбского района была важнее задача модернизации район ного техникума, в котором обучали сель ским профессиям. Его материальная часть и само здание были ветхими, образова -тельный центр ждало закрытие. Конечно же, осуществление таких больших перемен

1 Ильин В.И. Россия: общество политического потребления // Философские науки, 2007, № 7, с. 49-66.

одному политическому региональному лидеру было не под силу. Тут необходимо сложение векторов устремлений — инте -ресов местного населения, региональной власти и политических партий.

После первого удачного избиратель ного цикла и попадания в состав высшего партийного руководства партии «Единая Россия» Вячеслав Володин вместе с региональным саратовским руковод ством разработал целую социальную про грамму «Верьте только делам!», в которую вошли множество других проектов, существенно изменяющих социальный облик Левобережья Саратовской обл. Это ремонт и реконструкция сельских школ, детсадов и социальных учреждений, строительство новых спортивных соору жений, дорог, автомобильных развязок и аграрных объектов. Одну деталь стоит подчеркнуть особо: планы В.В. Володина по социальным преобразованиям райо нов не выродились в пустые разговоры на политическую тематику во время избирательных кампаний. В течение двух избирательных циклов, активно изменяя качество жизни местного населения, бла гоприятно влияя на решение социальных вопросов, Вячеслав Володин и вместе с ним представители регионального отде ления партии «Единая Россия» продви гают своих кандидатов во все органы власти — и сельские, и муниципальные, и региональные. Со своей программой социальных преобразований они сумели в этих депрессивных районах «потеснить» традиционных представителей местного электората — коммунистов.

Без развитой системы политических коммуникаций становится проблематич ным обеспечение позитивных тенденций развития демократии. Медийные техно логии сегодня активно внедряются во все сферы жизни общества; именно поэтому властные структуры политических партий столкнулись с необходимостью пересмо -тра классических моделей политического менеджмента, приведения их в состоя ние, адекватное времени и настроениям регионального электората, практикам публичной политики. Управление поли -тическими процессами в условиях посту -пательного развития российского обще ства требует постоянного совершенство -вания методов и принципов деятельности органов власти и политических партий, равно как и использования многоканаль

ных медийных технологий, способствую щих оперативности принятия решений и их эффективности. Кроме того, расши рение спектра этих практик позволяет с большей вероятностью задолго до выбо ров прогнозировать их итоги в каждом регионе.

Управление регионом и избирательными процессами с социально политической точки зрения имеет две фазы. Первая — стабильный период, когда власть после выборов и формирования органов управ ления распределена. Вторая фаза — корот кий мобилизационный период активных акций. В эти периоды принципиально меняются характер общественных дого воров и действия акторов, проводятся раз личные идеологические кампании с соот ветствующим набором медийных полити ческих инструментов, методик и техноло гий. В стабильной фазе управление регио ном подчиняется общим политическим процессам и в основном воспроизводит федеральную стратегию. В этот период партийные силы расставлены, каждый политический актор имеет ограниченное ресурсами социокультурное и политиче ское пространство, за которое он отвечает и где реализует политические интересы и осуществляет политические процессы/ акции. С наступлением мобилизационной фазы — периода активной борьбы — про исходит смещение акцентов. Если раньше действия акторов были направлены на поддержание и осуществление федераль -ной политики с региональной специфи кой, то, как только начинается предвы борная борьба, они начинают взаимодей ствовать не с населением (электоратом), а друг с другом. Если в стабильном периоде действия политических акторов направ лены на решение проблем населения, улучшение показателей качества жизни, то в короткий период активного противо -

стояния действия политических против -ников направлены на позиционирование себя при решении этих проблем. Акценты политического управления смещаются в медиа пространство.

В период политической агитации про -является феномен «социальной дружбы». Взаимодействие и контакты политических кандидатов и малых социальных групп (семей, трудовых коллективов и других малых целевых аудиторий) требуют уста новления новых доверительных социаль ных взаимоотношений равных и уважаю щих друг друга партнеров с особым пове денческим комплексом политической мотивации. Политические предпочтения в электоральный период в значительной степени определяются сложившимися практиками малых социальных групп, применяемыми в ситуациях оценки поли тических решений лидеров и обществен ных акций. Именно они обусловливают специфику электорального поведения.

Учет социальной мотивации малых групп позволяет не только прогнозиро вать, но в определенном смысле управлять электоральным процессом. В активной взаимосвязи акторов — субъектов обще ственного договора создается «образ поли -тической ситуации», благодаря которому формируются поведенческая мотивация и политические предпочтения электораль -ной единицы. Следовательно, задачей медийной политической коммуникации становится символическое силовое воз действие на то, как избиратель/потреби тель воспринимает «образ политической ситуации», как формируется его миро воззрение. Коммуникативные технологии помещают визуальные смыслы «изображе -ния» и «взгляда/ракурса» в более широкий контекст властных отношений, формируя тем самым особый порядок обществен -ного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.