пытается играть стабилизационную роль в обществе (призывы к примирению, прекращению насилия, проведение единого Крестного хода). ПЦУ ведет агрессивную линию по борьбе с «русским влиянием» и своим основным конкурентом - УПЦ, не гнушаясь насильственных противозаконных методов, пользуясь поддержкой власти. Таким образом, тема раскола активно звучит в политическом дискурсе Украины, провоцируя еще больший раскол в обществе и стране.
Литература и источники
1. Наказ Мшстерства культури Украши ввд 31 березня 2016 р. № 184. // URL: http://mincult.kmu.gov.ua/control/ uk/publish/article?art_id =245083533&cat_id =244950594/.
2. Статистика (из доклада митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 2017 г.). // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1802267.html. (дата обращения: 16.11.2021).
3. Митрополит Александр (Драбинко). Автокефалия - не синоним раскола, а способ организации церковной жизни // URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/confessional/orthodox_relations/63470.
4. Пиховшек В. Десять итогов Всеукраинского Крестного Хода 2016 года // Народный корреспондент. - URL: https://nk.org.ua/ukraina/desyat-itogov-vseukrainskogo-krestnogo-hoda-2016-goda-65078.
5. Минкульт попросил УПЦ убрать представительства из оккупированного Донбасса // URL: http://risu.org.ua/ru/ index/all_news/state/church_state_relations/61213/.
6. Официальный сайт УПЦ (старый) //URL: http://pravoslavye.org.ua
7. Слово Блаженшшого Митрополита Кшвського i вае! Украши Онуфрш // URL: https://news.church.ua/2022/05/27/.
8. Постанова Собору Украшсько! Православно! Церкви ввд 27 травня 2022 року. // URL: https://news.church.ua/2022/05/27/ postanova-soboru-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-27-travnya-2022-roku/.
9. Абрамова Е., Аникин В. Религиозный фактор в российско-украинских отношениях // Обозреватель. - 2017. - № 7. - С. 5-22.
10. Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического Православия // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3793193.html.
References and Sources
1. Nakaz Ministerstva kul'turi Ukraini vid 31 bereznya 2016 r. № 184. // URL: http://mincult.kmu.gov.ua/control/ uk/publish/article?art_id =245083533&cat_id =244950594/.
2. Statistika (iz doklada mitropolita Kievskogo i vseya Ukrainy Onufriya na Arhierejskom Sobore Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2017 g.). // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1802267.html. (data obrashcheniya: 16.11.2021).
3. Mitropolit Aleksandr (Drabinko). Avtokefaliya - ne sinonim raskola, a sposob organizacii cerkovnoj zhizni // URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/confessional/orthodox_relations/63470.
4. Pihovshek V. Desyat' itogov Vseukrainskogo Krestnogo Hoda 2016 goda // Narodnyj korrespondent. - URL: https://nk.org.ua/ukraina/desyat-itogov-vseukrainskogo-krestnogo-hoda-2016-goda-65078.
5. Minkul't poprosil UPC ubrat' predstavitel'stva iz okkupirovannogo Donbassa // URL: http://risu.org.ua/ru/ index/all_news/state/church_state_relations/61213/.
6. Oficial'nyj sajt UPC (staryj) //URL: http://pravoslavye.org.ua
7. Slovo Blazhennishogo Mitropolita Kiivs'kogo i vsiei Ukraini Onufriya // URL: https://news.church.ua/2022/05/27/.
8. Postanova Soboru Ukrains'koi Pravoslavnoi Cerkvi vid 27 travnya 2022 roku. // URL: https://news.church.ua/2022/05/27/ postanova-soboru-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-27-travnya-2022-roku/.
9. Abramova E., Anikin V. Religioznyj faktor v rossijsko-ukrainskih otnosheniyah // Obozrevatel'. - 2017. - № 7. - S. 5-22.
10. Mitropolit Borispol'skij i Brovarskoj Antonij. My slyshim neprikrytye prizyvy k agressii v adres kanonicheskogo Pravoslaviya // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3793193 .html.
НАЗАРОВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА - кандидат исторических наук, доцент Волгоградского государственного аграрного университета (hist_tatyana@mail.ru).
РЕДЬКИНА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор Волгоградского государственного университета. РУДНЕВА АКСАНА АРТУРОВНА - старший преподаватель Волгоградского государственного аграрного университета. ИВАНОВ ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ - ассистент Волгоградского государственного аграрного университета. NAZAROVA, TATYANA P. - Ph.D. in History, Associate Professor, Volgograd State Agricultural University. REDKINA, OLGA Yu. - Doctor of History, Professor, Volgograd State University (redkina@volsu.ru) RUDNEVA, AKSANA A. - Senior Lecturer, Volgograd State Agrarian University (aksanat9@mail.ru) IVANOV, VIKTOR A. - Assistant of the Volgograd State Agricultural University (ivanov.viktor-93@yandex.ru)
УДК 94(520):327 Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-3-134-140
ГОРЯЧЕВА Е.А.
ПОЛИТИКА КАБИНЕТА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ЯПОНИИ ФУМИО КИСИДА В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА НА УКРАИНЕ
Ключевые слова: российско-японские отношения, внешняя политика Японии, кабинет Фумио Кисида, антироссийские санкции, эпидемия коронавируса, украинский кризис, специальная военная операция (СВО), общественное мнение.
В статье рассматриваются особенности политического курса премьер-министра Японии Фумио Кисида в феврале-мае 2022 г., направленные на стабилизацию ситуации в Японии после начала специальной военной операции России (СВО) на Украине. Анализируется динамика и причины стабильной поддержки населением премьер-министра, даётся обзор основных мер поддержки Украины со стороны правительства Японии. Помимо этого, дана характеристика анонсированному в конце апреля 2022 г. плану «комплексных экстренных мер» поддержки населения и предприятий Японии, направленному на преодоление последствий пандемии коронавирусной инфекции и, главным образом, последствий для японской экономики присоединения к санкционному давлению на Российскую Федерацию. План предусматривает выделение 6,2 трлн. иен из резервных фондов бюджета Японии. Основными задачами Ф. Кисида на посту премьер-министра в этот период стали разработка комплексной стратегии по сохранению продовольственной и энергетической безопасности Японии, а также определение приоритетов
внешнеполитического курса в отношении соседних по АТР стран (прежде всего США, КНР, КНДР, Республики Корея и России).
GORIACHEVA, E.A.
POLICY OF THE CABINET OF JAPANESE PRIME MINISTER FUMIO KISHIDA IN THE CONTEXT OF THE CRISIS IN UKRAINE
Key words: Russo-Japanese relations, Japanese foreign policy, Fumio Kishida cabinet, anti-Russian sanctions, coronavirus epidemic, Ukrainian crisis, special military operation (SVO), public opinion.
The article examines the features of the political course of Prime Minister of Japan Fumio Kishida in February-May 2022, which was aimed at stabilizing the situation in Japan after the start of Russia's special military operation in Ukraine. The dynamics and reasons for the stable support of the Prime Minister from the citizens of Japan are analyzed, an overview of the main measures of support for Ukraine by the Japanese government is given. In addition, the article views the plan of "comprehensive emergency measures" (announced late April, 2022) to support the population and enterprises of Japan, aimed at overcoming the consequences of the coronavirus pandemic and, mainly, the consequences for the Japanese economy of joining the sanctions pressure on the Russian Federation. The plan provided for the allocation of 6.2 trillion yen from the reserve funds of the Japanese budget. The main tasks of F. Kishida, as Prime Minister during this period, are as follows: developing a comprehensive strategy for preserving Japan's food and energy security, as well as determining foreign policy priorities with neighboring countries in the Asia-Pacific region (primarily the United States, China, the DPRK, the Republic of Korea and Russia).
Избранный в конце 2021 г. новый премьер-министр Японии Фумио Кисида, спустя несколько месяцев после своего утверждения в должности, столкнулся с глобальным внешнеполитическим вызовом - кризис на Украине перешёл в острую фазу после начала Россией специальной военной операции 24 февраля 2022 года (СВО). Японское правительство должно было отреагировать на данный вызов, с одной стороны, проявляя должную лояльность своим союзникам - США и странам Запада, с которыми Японию связывают прочные экономические связи, а с другой - учитывая собственные интересы в области сохранения стабильности и обеспечения энергетической, продовольственной и гуманитарной безопасности. Несколько забегая вперед, отметим, что, как показало дальнейшее развитие событий, в целом, избранная им тактика получила поддержку населения страны.
Очевидно, что население Японии в массе своей поддержало кабинет Ф. Кисида и его политику. Более того, на фоне обострения глобального геополитического кризиса, эта поддержка не просто продолжала оставаться стабильной, но даже несколько усилилась. Это показали данные опроса, проведенного японской телерадиовещательной корпорации КНК 9 мая 2022 года, которые фиксируют, что, если в октябре 2021 г. действия Ф. Кисиды на посту премьер-министра одобряли 49%, то в мае 2022 г. - 55%. Пик популярности данного кабинета пришёлся на январь 2022 г. -57%. Максимальный уровень неодобрения действий правительства японцами был зафиксирован в феврале 2022 г. - 27%, однако затем данный показатель стабилизировался и держится в диапазоне 23-24% (См. Рис. 1). Среди причин одобрения Ф. Кисиды, как лидера страны, ключевыми, по результатам опроса, являются следующие: «его кабинет действует успешнее предыдущих» (43%), «доверяем ему как человеку» (18%). Основные причины неодобрения: «нет надежды, что принимаемые им меры окажутся успешными» (37%), «у него нет реальной власти» (27%).
В том, что касается действий Ф. Кисиды, как главы правительства, в ответ на начало СВО России в Украине, 68% японцев дали им достаточно высокую оценку, и 24% оценили данные меры неудовлетворительно. По поводу санкций, введённых Японией в отношении российских дипломатов, то их положительно оценили 63% японцев, и отрицательно - 27%.
После эскалации кризиса на Украине в Японии на ряд товаров и услуг значительно выросли цены. В ответ на это правительство приняло меры поддержки производителей нефтепродуктов, а также малоимущих семей с детьми, увеличив размер субсидий для них. Эти меры положительно оценили 57% населения, и выразили свое отрицательное отношение к ним - 35% японцев.
В новых условиях продолжал оставаться острым вопрос увеличения военного бюджета Японии. В то время как 29% населения считает, что его должно оставить в прежнем объеме, то 14% - это сторонники значительного увеличения, 38% - сторонники умеренного увеличения военных расходов. 7% от общего числа опрошенных вообще считают, что бюджет на военные нужды следует сократить [1]. В случае, если увеличение военного бюджета на 2023 г. будет одобрено, его общая сумма с 5,5 трлн иен вырастет до 12 трлн иен, что поднимет Японию с 9 места в мире по величине военного бюджета на 3-е место, после США и Китая. Между тем, в 2020 г. Японию опережали по этому показателю Индия, Россия, Великобритания, ОАЭ, Германия и Франция [2].
Согласно данным МИД Японии (опрос населения от 17-22 апреля 2022 г.), в условиях текущего кризиса на Украине Япония должна была укреплять сотрудничество с международными организациями, в частности с G7 (64,6% респондентов), принимать беженцев из Украины (63,7%). И меньшая часть населения считала, что необходимо усилить экономические санкции против РФ и Беларуси (41,6%) [3].
С учетом обзора динамики изменения отношения населения Японии к действующему кабинету, рассмотрим осуществленные им внутри- и внешнеполитические мероприятия.
1. Меры правительства Ф. Кисида по поддержке Украины (по состоянию на 10 мая 2022 г.). [4]
I. Поддержка населения Украины.
• Предоставление гуманитарной помощи в размере 100 млн. долларов США в сферах здравоохранения и обеспечения продовольствием, безопасности и защиты людей на Украине и соседних странах через международные НКО. Также объявлено о выделении дополнительных 100 млн. долларов США (в общей сложности с 2014 г. Япония предоставила Украине в рамках программы официальной помощи развитию (ODA) 1,87 млрд. долларов США).
• Предоставление Украине финансовой поддержки в размере 300 млн. долларов США, включая ранее объявленные 100 млн. долларов США.
• Обеспечение поставок на Украину беспилотных летательных аппаратов, бронежилетов, шлемов, зимней военной формы, палаток, фотоаппаратов, средств гигиены, пайков, биноклей, фонариков, медицинского оборудования и других материальных ресурсов.
• Возможность продления визы всем украинцам, находящимся в Японии, которые желают ее получить.
• Содействие приему беженцев из Украины в Японию, а также организация помощи украинским беженцам в третьих странах.
II. Антироссийские меры в области финансов и торговли.
• Препятствование финансированию России со стороны ведущих многосторонних финансовых институтов, включая МВФ, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
• Оперативное принятие мер в ответ на уклонение России от санкций, в том числе с помощью цифровых активов.
• Ограничение операций с Центральным Банком РФ.
• Ввод санкций, включая заморозку активов, против лиц, связанных с правительством России, включая президента В.В. Путина, и российских бизнес-олигархов.
• Заморозка активов девяти российских банков (Сбербанк, Альфа-Банк, ВЭБ.РФ, Промсвязьбанк, Банк «Россия», Банк ВТБ, Совкомбанк, Новикомбанк и Банк «Открытие») и их дочерних компаний в Японии
• Присоединение к усилиям по изоляции России от международной финансовой системы и мировой экономики, таким как исключение отдельных российских банков из системы переводов SWIFT.
• Запрет на выпуск или проведение операций с новыми российскими суверенными долговыми обязательствами на первичном и вторичном рынках. Кроме того, для некоторых
указанных российских банков, которым уже запрещено выпускать или предлагать ценные бумаги в Японии, вводятся санкции в отношении ценных бумаг с более коротким фиксированным сроком погашения.
• Принятие мер по запрету новых инвестиций в Россию.
• Лишение Россию статуса «наиболее благоприятствуемой нации».
• Запрет импорта машин, некоторых видов древесины, водки и других товаров.
• Запрет экспорта предметов роскоши.
• Введение санкций в отношении: а) экспорта в российские военные организации; б) экспорта в Россию 1) контролируемых товаров, перечисленных в согласованном на международном уровне списке, и) других товаров двойного назначения, таких как полупроводники и продукция новейших технологий, и ш) оборудования для переработки нефти и т.д.
• Уменьшение зависимости Японии от России в энергетике, что включает постепенный отказ и запрет на импорт российских угля и нефти.
2. Меры кабинета Ф. Кисида по поддержке японской экономики и населения были объявлены на пресс-конференции премьер-министра, состоявшейся 26 апреля 2022 г. [5]. Среди негативных факторов, оказывающих влияние на жизнь населения и экономику Японии в первой половине 2022 г., Ф. Кисида выделил последствия пандемии коронавируса, а также последствия так называемого «российского вторжения на Украину». По словам премьер-министра, эти факторы вызвали рост международных цен на сырую нефть и зерно, а также привели к стагнации стабильных поставок некоторых морепродуктов и сырьевых ресурсов. При этом прогнозируется, что ситуация на Украине продолжит оказывать влияние на инфляцию и нестабильность поставок, что влечёт за собой необходимость разработки комплексной программы поддержки экономики и населения, эффективной в средне- и долгосрочной перспективе.
Для выхода из ситуации Ф. Кисида, после консультаций с представителями крупного, среднего и малого бизнеса, предложил двухэтапную программу экономического развития. На первом этапе планируется освоение 13 трлн иен из общих резервных финансовых фондов для предоставления населению различных форм легко доступных мер поддержки. На втором этапе -до июня 2022 г. - планируется подготовка дорожной карты проекта «Нового капитализма» (ШЬ анонсированного в октябре 2021 г. как альтернатива «абэномики», а также до осени 2022 г. после выборов в палату советников парламента Японии внесение структурных изменений в «Базовую политику в области экономико-финансового управления и реформ 2022 года».
Кроме того, Ф. Кисида объявил о реализации плана «комплексных экстренных мер» Ш^^Ж) поддержки населения и предприятий Японии. Согласно данному плану, путём перенаправления финансовых потоков существующего бюджета, малые и средние предприятия (МСП) и граждане Японии получат 6,2 трлн. иен в течение 2022 года. Эти средства планируется разделить на следующие 4 статьи расходов:
1. Финансирование на комплекс мер по стабилизации цен на сырую нефть (1,5 трлн. иен).
2. Финансирование на комплекс мер по стабилизации поставок энергии, сырья, продовольствия и т.д. (500 млрд. иен). Цели для энергетической отрасли: диверсифицировать поставки сырья для производства полупроводников, особенно палладия, большая часть импорта которого приходилась на Россию и Украину; максимально использовать возобновляемые источники энергии и поощрять использование ядерной энергии для диверсификации источников энергии (произвести введение в строй прежних АЭС). В сельскохозяйственной отрасли планируется произвести переход с импортной пшеницы на японский рис, рисовую муку и выращенную в Японии пшеницу, осуществлять поддержку стабильных закупок сырья для удобрений, смягчать влияние резкого роста импортной продукции, создавая резервный фонд для комбикормов. В сфере рыболовства японское правительство гарантировало поддержку рыбоперерабатывающей промышленности в закупке сырья для замены российских морепродуктов, таких как крабы, морские ежи и икра лосося. В области деревообработки также был анонсирован плавный переход на японскую древесину, так как её импорт из России тоже был ограничен.
3. Поддержка малых и средних предприятий (1,3 трлн. иен). С целью предотвращения инфляции правительство Японии выразило готовность обеспечить льготный режим для
государственных закупок и субсидий, а также способствовать повышению заработной платы сотрудников МСП. Также планируется снижать процентную ставку по кредитам поддержки государственных финансовых учреждений и продлевать реальные беспроцентные и необеспеченные кредиты до сентября 2022 г., чтобы обеспечить достаточную ликвидность, создать специальную квоту для субсидий на реструктуризацию бизнеса, чтобы побудить компании решать новые бизнес-задачи в условиях роста цен на нефть и общей инфляции.
4. Поддержка нуждающихся граждан (1,3 трлн. иен). В рамках данной статьи финансирования было решено продолжить выделять экстренные ссуды на льготных условиях населению, и каждому домохозяйству с подтвержденным низким доходом, где есть дети - по 50 000 иен в месяц на каждого ребенка [5].
Данные мероприятия правительства Ф. Кисида встретили, однако, критику экспертного сообщества и населения. Так, отмечалось, что, в части стабилизации цен на бензин, эффект анонсированных мер, на фоне глобальной нестабильности рынков, несомненно будет ограничен.
В области денежных выплат в Японии увеличилось число малообеспеченных домохозяйств, состоящих из одного человека и не имеющих детей. Они чувствуют себя обделенными по сравнению с получившими субсидию семьями с детьми. Наиболее эффективным и ожидаемым было бы снижение налогов для населения, но на это Ф. Кисида пока не пошел, и неоднократно резко отрицательно высказывался по этому вопросу. Кроме того, для реализации планов Ф. Кисида будут истощены резервные финансовые фонды Японии, и в случае ухудшения экономической ситуации так оперативно перераспределить средства не получится. Общий вывод таков: кабинет Ф. Кисида должен отдать приоритет не экстренным решениям, а разработке эффективной средне- и долгосрочной экономической стратегии с учетом ослабления иены и негативных последствий углубления кризиса на Украине [6].
В области энергетической безопасности Японии, в условиях, когда рост цен на энергоносители и присоединение Японии к санкциям (запрет на экспорт нефти и угля из России) вызвали повышение тарифов на электроэнергию с 6800 иен/квт в мае 2021 до 8505 в мае 2022 г.), также можно отметить лимитированный эффект анонсированных мер поддержки [7].
В Японии со стороны экспертного сообщества существует полное осознание значительной роли России на всемирном рынке энергоносителей: Россия экспортировала на зарубежные рынки 11% сырой нефти, 25% природного газа и 18% угля. Для стран-импортёров энергоресурсов, таких как Япония, отказ от российских поставок окажет беспрецедентное влияние на экономику.
В связи с этим существует два потенциальных сценария развития ситуации для Японии. Если реализуется первый сценарий (предпосылкой которому служит затягивание СВО России на Украине), то в случае, если в мире не возникнет значительный дефицит энергоресурсов, цены на баррель нефти будут колебаться в районе 100 долларов США плюс-минус 20 долларов. В случае реализации второго, более негативного сценария, ожидается достижение и обновление исторических максимумов цен на сырую нефть и природный газ. Япония рассчитывала на поддержку ОАЭ в вопросах компенсации поставок энергоносителей, но власти ОАЭ отреагировали на эти надежды прохладно, и по ряду вопросов продемонстрировали поддержку России. Пока неясно, будет ли ОАЭ в ответ на нужды Японии увеличивать добычу нефти.
В результате, отказ от экспорта российской нефти и газа для Японии может иметь серьезные последствия. Уже сейчас Япония на 90% зависит от поставок в Ближнего Востока. Однако, с одной стороны, крупнейшим покупателем данной нефти является быстро растущий Китай. С другой стороны, в данном регионе также нередки вооруженные конфликты, и в случае такого конфликта, если прервётся и эта цепь поставок, в Японии может разразиться еще более масштабный кризис [8].
По итогам попыток преодоления последствий кризиса на Украине, мы можем сделать вывод, что задачи Ф. Кисида на долгосрочную перспективу выглядят следующим образом:
Во-первых, существует необходимость решать комплекс проблем энерго- и продовольственного обеспечения, накопившихся за период с 2011 г. (аварии на АЭС Фукусима-1). В этом аспекте возможно принятие Ф. Кисида непопулярных решений - возрождение АЭС в Японии без учета их безопасности для использования (предыдущие международные комиссии выявляли ряд проблем эксплуатации и сейсмической безопасности нынешних АЭС Японии).
Во-вторых, премьер-министр будет стремиться избежать последствий массового
недовольства населения Японии на фоне инфляции, включения в общество на льготных условиях беженцев из Украины, проведения правительством проамериканского курса без учёта последствий для своей страны.
В-третьих, Ф. Кисида придется продолжать решать вопросы внутренней и внешней политики Японии, актуальные на протяжении последних десятилетий. В части внутренних проблем Японии самые актуальные, как представляется, - это вопросы пересмотра Девятой статьи конституции и расширения полномочий Сил самообороны ССЯ, а также роста ультраправых настроений среди молодежи. В сфере российско-японских отношений, видимо, Ф. Кисида намерен зарабатывать поддержку населения, продвигая курс на поддержку США и стран Запада в плане экономических санкций и осуждения действий России, эксплуатируя ранее распространенный среди населения, исторически сложившийся «образ врага». Также имеют место быть замораживание переговоров по территориальной проблеме с Россией, приостановка и/или сокращение ряда бизнес-взаимодействий с Россией по менее актуальным для Японии отраслям (не относящимся к энергетике или рыбной промышленности: деятельность МСП и НКО).
В области отношений Японии и США Ф. Кисида и далее будет стремиться укреплять союзнические отношения, прорабатывая вопрос конкретных гарантий для Японии в случае атаки третьей стороной (КНДР/Россия), бороться с ростом антиамериканских настроений на Окинаве (прежние проблемы баз ВС США и новая проблема - массовое занесение на территорию Японии въезжающими туда военнослужащими США инфекций, и в связи с этим - больший, нежели в «материковой» Японии, уровень заболеваемости местного населения).
На Корейском полуострове, в отношениях с Южной Кореей Ф. Кисида продемонстрировал намерения решать накопившиеся вопросы, связанные с идеологической расшивкой трудных проблем, связанных с исторической памятью (женщины для комфорта, принудительный труд корейцев в годы Второй мировой войны), а в отношениях с КНДР - стремление сдвинуть с мертвой точки вопрос похищенных японцев, а также добиваться увеличения бюджетных ассигнований на оборонные нужды под эгидой необходимости защищаться от атак потенциального врага.
Литература и источники:
1. ^Bftliî^J 55% r^^^j 23% NHKtfmf^S = Опрос NHK: Кабинет Кисида поддерживают 55%, не поддерживают 23% населения// NHK GTV. 2Q22. 9 мая. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www3.nhk.or.jp/news/html/2Q22Q5Q9/k1QQ 13б17291 QQQ.html. 2Q22
ЛДПЯ увеличить расходы на оборону Японии до 2% ВВП. Если, после вторжения России на Украину, это осуществится, то объем бюджета приблизится к США и КНР: обеспокоенность судьбой пацифизма //Токио Симбун. 2Q22. 9 апреля. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.tokyo-np.co.jp/article/17Qб17?rct=ukгaine
3. и-уТЪИ^ПШШЩкЬпЩЩ-ШШЪ ^ШЩШШюШйШ: Опрос МИД Японии: около 4Q% поддержали усиление санкционного режима по отношению к России и прочим странам// NHK GTV. 2Q22. 21 апреля. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www3.nhk.or.jp/news/html/2Q22Q421/k1QQ13591411QQQ.html
4. Япония поддерживает Украину//Сайт Кабинета министров Японии. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.kantei.go.jp/jp/content/jp_stands_with_ukraine_jpn.pdf
5. = Пресс-конференция премьер-министра Фумио Кисида// Сайт Кабинета министров Японии. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.kantei.go.jp/jp/1Q1_kishida/statement/2Q22/Q42бkaiken.html
6. вЬЬ^^ШЙ®^^ = Колонка редактора: Комплексные экстренные меры: недостаточны для поддержания уровня жизни// Токио Симбун. 2Q22. 27 апреля. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.tokyo-np.co.jp/article/174157
7. ^^У^-Г^ЩХШРсШ^'ШШ ИиЖЛ^о^Ь? Возможен ли резкий рост цен на топливо в условиях украинского кризиса? К вопросу использования атомных электростанций для увеличения стабильных поставок электроэнергии //NHK GTV. 2Q22. 19 апреля. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.nhk.or.jp/kaisetsu-blog/ 1QQ/46721 9.html
8. Кризис на Украине и глобальная энергетическая ситуация/МНК GTV. 2Q22. 25 апреля. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.nhk.or.jp/kaisetsu-blog/1QQ/4б7518.html
References and Sources
1. ^Hrtl^^j 55% r^^j 23% NHKttmfMS = Opros NHK: Kabinet Kisida podderzhivayut 55%, ne podderzhivayut 23% naseleniya// NHK GTV. 2Q22. 9 maya. [Elektronnyy resurs]- Rezhim dostupa: https://www3.nhk.oг.jp/news/html/2Q22Q5Q9/k1QQ13б17291QQQ.html. 2Q22
2. ^^y^titStt LDPYa uvelichit' raskhody na oboronu Yaponii do 2% VVP. Esli, posle vtorzheniya Rossii na Ukrainu, eto osushchestvitsya, to ob"em byudzheta priblizitsya k SShA i KNR: obespokoennost' sud'boy patsifizma //Tokio Simbun. 2Q22. 9 aprelya. [Elektronnyy resurs]- Rezhim dostupa: https://www.tokyo-np.co.jp/aгticle/17Qб17?гct=ukraine
3. Opros MID Yaponii: okolo 4Q% podderzhali usilenie sanktsionnogo rezhima po otnosheniyu k Rossii i prochim stranam// NHK GTV. 2Q22. 21 aprelya. [Elektronnyy resurs]- Rezhim dostupa: https://www3 .nhk.or.jp/news/html/2Q22Q421/k1 QQ13591411QQQ.html
4. Yaponiya podderzhivaet Ukrainu//Sayt Kabineta ministrov Yaponii. [Elektronnyy resurs]- Rezhim dostupa: https://www.kantei.go.jp/jp/content/jp_stands_with_ukraine_jpn.pdf
5. = Press-konferentsiya prem'er-ministra Fumio Kisida// Sayt Kabineta ministrov Yaponii. [Elektronnyy resurs]-Rezhim dostupa: https://www.kantei.go.jp/jp/101_kishida/statement/2022/0426kaiken.html
6. = Kolonka redaktora: Kompleksnye ekstrennye mery: nedostatochny dlya podderzhaniya urovnya zhizni// Tokio Simbun. 2022. 27 aprelya. [Elektronnyy resurs]- Rezhim dostupa: https://www.tokyo-np.co.jp/article/174157
7. ^^У^-ГЙШХШМШёМШ Vozmozhen li rezkiy rost tsen na toplivo v usloviyakh ukrainskogo krizisa? K voprosu ispol'zovaniya atomnykh elektrostantsiy dlya uvelicheniya stabil'nykh postavok elektroenergii //NHK GTV. 2022. 19 aprelya. [Elektronnyy resurs]- Rezhim dostupa: https://www.nhk.or.jp/kaisetsu-blog/100/467219.html
8. ^^У^^йШЬЩШ^^^^—ШШ= Krizis na Ukraine i global'naya energeticheskaya situatsiya//NHK GTV. 2022. 25 aprelya. [Elektronnyy resurs]- Rezhim dostupa: https://www.nhk.or.jp/kaisetsu-blog/100/467518.html
ГОРЯЧЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра глобальных и региональных исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток (solo888@yandex.ru).
GORIACHEVA, ELENA A. - Ph.D. in History, Research Fellow at Global and Regional Studies Center, Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia.
УДК 37.014.9 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-140-142
БАГДАСАРЯН А.О. РЕЦЕНЗИЯ МОНОГРАФИЮ: ЮДИН С.С. СОЛДАТ ИМПЕРИИ. ГЕНЕРАЛ М.И. ДРАГОМИРОВ. РЕФОРМАТОР. УЧИТЕЛЬ. ВОЕНАЧАЛЬНИК. - М.: Яуза-каталог: Издательский дом «Российское военно-историческое общество», 2021. - 336 с.
Ключевые слова: генерал М.И. Драгомиров, Российская империя, русская армия, военные реформы.
Статья является рецензией на книгу С.С. Юдина «Солдат империи. Генерал М.И. Драгомиров. Реформатор. Учитель. Военачальник», которая представляет собой обстоятельное биографическое исследование деятельности одного из выдающихся представителей военной элиты Российской империи второй половины XIX - начала XX вв.
BAGDASARYAN, AO.
MONOGRAPH REVIEW: Yudin, S.S. The Soldier of Empire. General M.I Dragomiroff. Reformer. Teacher. Commander. -M.: Yauza-catalog: Publishing House "Russian Military Historical Society", 2021. - 336 p.
Key words: general M.I. Dragomiroff, Russian Empire, Russian army, military reforms.
The article is the review of S.S. Yudin's book «The soldier of Empire. General M.I. Dragomiroff. Reformer. Teacher. Commander», which shows the detailed biographical research of activities of one of the representatives of military elite of Russian Empire in second half of XIX - beginning of XX centuries.
Изучение и понимание различных исторических процессов невозможно без рассмотрения их через призму жизни и деятельности личности. Известно, что те или иные события в истории явились результатом не только стечения различного рода объективных причин и неотвратимых обстоятельств, но также воли и усилий конкретных исторических деятелей. В этой связи исследование субъективных факторов, наравне с объективными, позволяет наиболее точно понять и объяснить причины, повлиявшие на возникновение и развитие тех или иных исторических событий.
Жанр научной биографии остаётся одним из распространенных методов научного исследования в исторической науке. При этом в последнее время среди отечественных историков отмечается повышенный интерес к военным реформам, проводившимся в России во второй половине XIX в. Это обстоятельство способствовало появлению биографических исследований жизни и деятельности военных и государственных деятелей того периода. Среди них можно особо отметить труды, посвящённые биографиям военного министра Российской империи Д.А. Милютина [1], генерала М.Д. Скобелева [2] и др.
В этом ряду биографических исследований необходимо обратить внимание на книгу российского историка Станислава Сергеевича Юдина «Солдат империи. Генерал М.И. Драгомиров. Реформатор. Учитель. Военачальник». Данная работа является продолжением исследований С.С. Юдиным военной, государственной и педагогической деятельности одного из ярких представителей русского генералитета второй половины XIX в. - начала XX в. Михаила Ивановича Драгомирова [3].
Известно, что жанр научной биографии можно классифицировать, выделяя в нем биографии личностей, библиографическую биографию, профессиональную биографию и ситуационную биографию (биографию среды). При этом считается, что для наиболее полного