Татьяна СОКОЛОВА
ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ: АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД
В статье анализируется иммиграционная политика, основанная на ассимиляционном подходе. Рассматривается актуальность проблемы интеграции иммигрантов для современных государств. Изучается французская модель политики в отношении иммигрантов, предлагается анализ ее эффективности. Цепается вывод о том, что в современных условиях данная модель нуждается в пересмотре.
In the article the problem of immigrant integration in modem states is analyzed. The assimilation practice in France and the model of 'immigration policy in the country is studied in particular. This policy based on the Jacobin, Republican values needs rethinking in the context of the lack its efficiency.
Ключевые слова:
иммигранты, интеграция, ассимиляция, республиканизм, якобинство; immigrants, integration, assimilation, republicanism, Jacobinism.
СОКОЛОВА Татьяна Сергеевна — аспирант кафедры политической теории МГИМО(У) МИД РФ [email protected]
Под влиянием миграционных потоков многие государства Европы, а также Россия становятся все более разнородными с этноконфессиональной точки зрения. Наблюдается рост социальной напряженности между иммигрантами различных поколений и коренным населением. «Иммиграционный вызов», с которым столкнулись современные государства, усиливает конфликтогенный потенциал обществ. Массовая иммиграция, прежде всего из регионов с культурой, резко отличающейся от европейской, поставила страны перед двуединой проблемой: во-первых, необходимость ассимиляции иммигрантов в принимающее общество; во-вторых, оценка допустимых пределов изменения принимающих обществ и их культур под влиянием массовой иноязычной и инокультурной иммиграции.
Франция имеет долгую и неоднородную историю принятия иммигрантов, массовый поток которых не прекращается с XIX в. Тем не менее сами коренные французы часто не задумываются о масштабах вклада иммигрантов в формирование современного облика Франции. Большинство трудов французских авторов, посвященных истории иммиграции, оценивают влияние иммигрантов на развитие Франции либо с негативной точки зрения, либо максимально нейтрально выдают сухие цифры. Лишь в одном исследовании удалось найти буквально несколько строк о важности вклада, который внесли иммигранты в развитие Франции1. Очевидно, что этот вклад относится не только к промышленному, экономическому развитию Франции, он во многом определил и культурное развитие французского общества. Причем это влияние оказывают не только иммигранты из близких к Франции в культурном отношении стран (Италии, Испании, Польши, России и др.). Традиции и идеи выходцев из стран Африки и Азии занимают устойчивую нишу в кинематографе, литературе и некоторых музыкальных направлениях.
Однако не решаемые проблемы социальной адаптации и интеграции за последнюю четверть ХХ в. резко обострили ксенофобию. Культурные различия воспринимаются Францией как угроза своей идентичности и развитию французского общества. Помимо этого, усилившийся с 1980-х гг. социальный разрыв между благополучными и «защищенными» европейцами и бедствующими, занятыми на самых тяжелых работах иммигрантами из других регионов усугубляет напряженность в обществе.
1 L’Atlas des Migrations: Les Routes de l’Humanite // Coedition La Vie — Le Monde, 2008-2009.
Во Франции в отношении иммигрантов применяется модель «жесткой» ассимиляции. Эта модель предполагает акцент на изменении базовых ценностей и образа жизни иммигрантов, их соответствии ценностным и поведенческим моделям, принятым во французском обществе. Понятие ассимиляции как «переплавки» выступает в данном контексте ключевым. Позиция Франции в отношении национальных диаспор исторически связана с особенностями французской демократии, которая с момента своего возникновения не признает никакой особой автономности для своих этнических меньшинств1. Этот принцип характеризует французскую модель интеграции иммигрантов и по сей день, отражая влияние на нее духа «республиканизма», якобинской традиции.
Согласно этой традиции, понятие гражданства и, следовательно, принадлежность к французской нации как политической общности должны превалировать над этнической, культурной, религиозной и прочей групповой принадлежностью. Республиканские принципы предполагают преодоление различий путем ассимиляции всех в одну «легитимную» культуру, т.е. культуру принимающей французской нации. Республиканский универсализм и доктрина «свободы, равенства, братства» со времен Французской революции определяют концепцию развития французского государства. С одной стороны, религиозные, культурные, национальные различия могли сохраняться на бытовом уровне. Однако в публичной сфере речь могла идти исключительно об общей французской идентичности, отвергалась демонстрация различий, групповая обособленность.
Основным проявлением якобинской традиции на практике является светский характер французского государства, принцип «Ысйе». Этот принцип берет свое начало с закона 1905 г., официально закрепившего разделение церкви и государства. Затем в 1946 и 1958 гг. этот принцип был включен в перечень конституционных основ французского государства. Светский характер Французской республики должен был обеспечить социальное единство и нейтралитет государства в отношении конфессиональных различий общества.
Пока среди иммигрантов основную долю составляли прибывшие из культурно «близких» стран Европы, республиканская
1 Прожогина С. Интеграция по-французски // Азия и Африка сегодня, 2003, № 6, с. 44.
модель справлялась с задачей интеграции, хотя и далеко не всегда защищала их от шовинистических настроений коренного населения. Основная роль по привитию республиканских ценностей долгое время лежала на образовательной системе.
Со второй половины ХХ в., когда начался приток иммигрантов из исламских государств, стал проявляться кризис республиканской, якобинской модели гражданства, требующей единства и принятия вновь прибывшими всех светских ценностей французского государства. Именно столкновение ислама и светских ценностей Пятой республики часто называется одним из основных препятствий на пути интеграции иммигрантов из стран Магриба. Среди других причин отсутствия успеха политики интеграции можно отметить ее определенную непоследовательность и противоречивость. Но французское государство не готово отказаться от якобинской концепции или попытаться привести ее в соответствие с новыми реалиями сформировавшегося в стране многонационального и многоконфессионального общества.
В 1970-е гг., в период активного наплыва иммигрантов, французское правительство проводило весьма противоречивую политику. С одной стороны, оно способствовало воссоединению семей иммигрантов и создавало условия, в том числе финансовые, для их обустройства. С другой стороны, алжирцам переставали продлевать разрешения на пребывание в стране, и была сделана попытка их насильственного выдворения. Данная политика привела к усилению нелегальной иммиграции и еще больше осложнила социально- политическую ситуацию и криминогенную обстановку в стране.
В 1980-е гг. была осуществлена реформа Гражданского кодекса, направленная на защиту «французской идентичности», которая осложнила получение французского гражданства и, вопреки прежнему закону, лишала детей иммигрантов, рожденных во Франции, возможности «автоматического» приобретения такового. Именно в это время заговорили о «втором поколении иммигрантов», или так называемых «берах». «Беры» родились и выросли во Франции, были ее законными гражданами, при этом настойчиво подчеркивали свое равное отношение к обоим мирам (восточному и западному), но в то же время не принадлежали ни одному из них.
Однако нельзя отрицать, что в некоторых сферах интеграция иммигрантов
имеет определенный успех: освоение иммигрантами французского языка, рост смешанных браков (которые, однако, во многих случаях быстро распадаются). Среди молодых людей — выходцев из Магриба достаточно невелико количество действительно практикующих мусульман1. Интеграция как процесс постепенного включения в общественную, культурную и политическую жизнь Франции во многом устраивает самих иммигрантов, получающих в конечном итоге возможность приобрести образование и новые профессии.
С другой стороны, жесткие нормативно-правовые требования светского государства, коим является Франция, несовместимы с религиозной идентичностью мусульман-иммигрантов. Сам ригористично-республиканский способ навязывания этих требований не оставляет никакой альтернативы, свободы выбора. И поэтому воспринимается иммигрантами как враждебное действие со стороны французского государства. Основанная на республиканских принципах равенства модель интеграции неприемлема для тех этнических меньшинств, которые так или иначе хотят отстоять специфичность своего статуса и уклада жизни. Для них французская модель интеграции порождает много проблем и вызывает отторжение.
В политической сфере механизм интеграции действует еще слабее: на муниципальных, региональных, парламентских и президентских выборах кандидаты из среды мусульманских иммигрантов встречаются крайне редко.
Наиболее серьезные трудности в интеграции иммигрантов вызывает культурное и социальное обособление иммигрантских общин, происходящее в специфических «зонах». Подобные гетто образуются преимущественно в больших городах, в кварталах, где в основном живут африканцы и азиаты. Эти иммигранты вынуждены селиться на окраинах городов, где можно найти традиционно недорогое жилье. К тому же выходцы из различных стран предпочитают селиться «поближе к своим». В результате возникают зоны компактного проживания отдельных этнических групп, которые позволяют им сохранять и культивировать свои традиции, манеру поведения, семейный уклад, культуру в целом. Таким образом, среда обитания в подобных кварталах становится местом
1 Стрельцова Я.Р. Франция и проблема интеграции мигрантов // МЭиМО, 2005, № 9, с. 69.
маргинализации этих групп иммигрантов. В таких районах, как правило, высокий уровень преступности.
Процесс маргинализации иммигрантов, в свою очередь, порождает недоверие и «отторжение» со стороны европейского населения, что, соответственно, влечет за собой ответную реакцию жителей этих «гетто». Подобный замкнутый круг усиливает социальную напряженность, взаимное отторжение и неприятие коренными французами и иммигрантами другой культуры.
Политический кризис, обусловленный напряженностью, связанной с иммиграцией, привел к ужесточению французской политики. В 2006 г. был принят законопроект «по иммиграции и интеграции», предложенный Николя Саркози, занимавшим на тот момент пост министра внутренних дел Франции. Новый закон, получивший название «Проект выборочной иммиграции», предусматривал ужесточение иммиграционной политики Франции. Введение более жестких правил в отношении иммигрантов затронуло вопросы воссоединения семей иммигрантов, условий перевода нелегалов на легальное положение, предоставления французского гражданства, в том числе и в случаях смешанных браков. Закон обязывает иммигрантов учить французский язык, а также подписывать «контракт» об уважении французского образа жизни, республиканских ценностей.
На сегодняшний день Франция не стремится отступать от своей модели интеграции иммигрантов, предполагающей их жесткую ассимиляцию. Однако очевидно, что в существующем в настоящее время виде эта модель не приносит заметных положительных результатов.
Но хотя политика Франции в отношении иммигрантов на сегодняшний день не способствует их успешной интеграции, тем не менее ценно уже само по себе признание наличия этой проблемы. Принципиально важен тот факт, что этой проблеме уделяется внимание на всех уровнях государственной власти, в СМИ и даже на бытовом уровне, и разработан определенный подход. В то же время в нашей стране, где иммиграция за последнее десятилетие набирает обороты и в связи с этим неизбежно возникают проблемы интеграции иммигрантов, этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Отдельные обсуждения некоторых аспектов прибытия иммигрантов не выливаются в формулирование четкого подхода к решению всего круга проблем, связанных с интеграцией выходцев из других стран.