Научная статья на тему 'Политика импортозамещения в России: причины, цели, этапы, уровни реализации'

Политика импортозамещения в России: причины, цели, этапы, уровни реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2378
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ТОРГОВЫЙ БАЛАНС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСПОРТНООРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / IMPORT SUBSTITUTION / PROTECTIONISM / IMPORT / EXPORT / FOREIGN TRADE / TRADE BALANCE / COMPETITIVENESS / ECONOMIC SECURITY / EXPORT-ORIENTED PRODUCTS / INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Валентина Алексеевна, Скворцов Алексей Олегович

Целью проведенного исследования является анализ опыта и обзор научной литературы по проблеме импортозамещающей индустриализации для определения причин, целей, этапов и уровней реализации программы импортозамещения в России и ее регионах. Методологический потенциал исследования включает сравнительный анализ, системный анализ. С учетом зарубежного опыта идентифицированы специфичные для России причины импортозамещения и соответствующие им формы проведения политики импортозамещения. Сформулированы цели, выделены этапы этого процесса и задачи политики импортозамещения в России и ее регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of import substitution inRussia: reasons, goals, stages, levels of implementation

The relevance of the study of the policy of import substitution in Russia is determined by the fact that many aspects of import substitution remain debatable. The purpose of the study is to analyze the experience and review the scientific literature on the problem of import-substituting industrialization to determine the causes, goals, stages and levels of the implementation of the program of import substitution in Russia and its regions. Methodological research potential includes comparative analysis, system analysis. The article presents the interpretation of import substitution as a system of economic relations, as an economic process, as a state economic policy. Taking into account foreign experience, Russiaspecific reasons for import substitution and the corresponding forms of import substitution policy (urgent, strategic and competitive import substitution) are identified: the need for import substitution in Russia is explained not only by unfavorable external economic conditions (Western sanctions policy), but also by the exhaustion of the potential of exportraw materials orientation national economy. Based on the specificity of the reasons for import substitution in Russia, the goals and stages of the import substitution program in Russia are formulated: the immediate goals are the revival of a number of industries that have been supplanted by imports in the 1990-2000s, promising goals of an active export policy. The objectives of the policy of import substitution in Russia and its regions are formulated.

Текст научной работы на тему «Политика импортозамещения в России: причины, цели, этапы, уровни реализации»

Политика импортозамещения в России: причины, цели, этапы, уровни реализации

Policy of import substitution in Russia: reasons, goals, stages, levels of implementation

СКВОРЦОВА Валентина Алексеевна

Профессор кафедры «Экономическая теория и международные отношения» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», д.э.н., профессор Valentina A. SKVORTSOVA

Doctor of Economics, Professor of the Department Economic Theory and International Relations, Penza State University

СКВОРЦОВ Алексей Олегович

Доцент кафедры «Экономическая теория и международные отношения» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», к.э.н. Alexey O. SKVORTSOV

Ph. D., Associate Professor of the Department Economic Theory and International Relations, Penza State University

Целью проведенного исследования является анализ опыта и обзор научной литературы по проблеме импортозамещающей индустриализации для определения причин, целей, этапов и уровней реализации программы импортозамещения в России и ее регионах. Методологический потенциал исследования включает сравнительный анализ, системный анализ. С учетом зарубежного опыта идентифицированы специфичные для России причины импортозамещения и соответствующие им формы проведения политики импортозамещения. Сформулированы цели, выделены этапы этого процесса и задачи политики импортозамещения в России и ее регионах.

The relevance of the study of the policy of import substitution in Russia is determined by the fact that many aspects of import substitution remain debatable. The purpose of the study is to analyze the experience and

Аннотация:

Abstract:

review the scientific Literature on the problem of import-substituting industrialization to determine the causes, goals, stages and Levels of the implementation of the program of import substitution in Russia and its regions. Methodological research potential includes comparative analysis, system analysis. The article presents the interpretation of import substitution as a system of economic relations, as an economic process, as a state economic policy. Taking into account foreign experience, Russia-specific reasons for import substitution and the corresponding forms of import substitution policy (urgent, strategic and competitive import substitution) are identified: the need for import substitution in Russia is explained not only by unfavorable external economic conditions (Western sanctions policy), but also by the exhaustion of the potential of export-raw materials orientation national economy. Based on the specificity of the reasons for import substitution in Russia, the goals and stages of the import substitution program in Russia are formulated: the immediate goals are the revival of a number of industries that have been supplanted by imports in the 1990-2000s, promising goals of an active export policy. The objectives of the policy of import substitution in Russia and its regions are formulated.

Ключевые слова: Импортозамещение, протекционизм, импорт, экспорт, внешнеторговый оборот, торговый баланс, конкурентоспособность, экономическая безопасность, экспортноориентированная продукция, международное разделение труда.

Keywords: Import substitution, protectionism, import, export, foreign trade, trade

balance, competitiveness, economic security, export-oriented products, international division of labor.

Итоги первых двух-трех лет проводимой в стране политики импортозамещения оценивались достаточно критически, и создавалось впечатление о свертывании этой программы в стране. Однако многие страны из разных регионов мира на протяжении двух последних столетий целенаправленно занимались импортозамеще-нием. Проведение политики импортозамещения в разных странах (в США и Западной Европе в 1850-60 гг. в целях преодоления торговой и промышленной гегемонии Англии, в Германии в XIX в. в рамках догоняющего развития, в Японии в 1867-1912 гг.) заняло длительный промежуток времени. Более того, результат от импортозамещения становится заметным только в средне- и долгосрочном плане, на краткосрочном отрезке наблюдается замедление темпов экономического роста.

Термин «импортозамещение» стал применяться с середины XX века для характеристики проводимой развивающимися странами политики индустриализации с использованием мер протекционизма, которая стала ключевым фактором развития стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии (Бразилия, Южная Корея, Мексика) [1].

В последнее время концепция импортозамещения привлекает большое внимание представителей научного сообщества и органов государственного управления. Несмотря на богатые традиции исследования импортозамещения в экономической науке и опыт использования политики импортозамещения разными странами многие аспекты этой экономической концепции являются неопределенными и подверженными изменениям под влиянием новых экономических явлений и процессов. Это предопределяет различные интерпретации и понимание содержания, предпосылок, условий, границ, сроков, результатов импортозамещения, практических подходов и роли государства в нем.

Из представленных в литературе трактовок выделим наиболее значимые подходы к определению импортозамещения:

■ импортозамещение как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, направленных на замещение импортных товаров в национальной экономике;

■ импортозамещение как экономический процесс, при котором происходит увеличение производства, потребления и экспорта отечественных товаров, следует рассматривать как проявление закономерностей развертывания конкуренции;

■ импортозамещение как государственная экономическая политика по рационализации и оптимизации импорта товаров и услуг путем стимулирования местных производителей, предполагающая в том числе протекционистские меры [2].

Исследование различных взглядов на проблему позволяет выделить два основных подхода к пониманию содержания импортозамещения:

1) импортозамещение как рост производства внутри страны [3];

2) импортозамещение как ограничение импорта [4, 5].

Переход к политике импортозамещения связан с определенными внешними и/или внутренними причинами. Такими причинами могут быть снижение внешнеторгового оборота, отрицательное сальдо платежного баланса, кризисные явления в экономике. Импортозамещение, реализуемое в конкретной стране в конкретных исторических условиях, имеет специфические причины.

В современной России проблему импортозамещения часто связывают с преодолением последствий проводимой западными государствами санкционной политики. На самом деле идея импортозамещения имеет более глубокие корни и теоретико-методологические основания.

Санкционная политика стран Запада против России скорее представляет собой одну из причин, стимулирующих применение политики

импортозамещения в России. Санкции ухудшили экономическую ситуацию в стране, которая формировалась на протяжении длительного времени: низкий технологический уровень промышленности, соответствующий третьему и преимущественно четвертому технологическим укладам, удельный вес пятого уклада оценивается в 5-10% [6]; в большинстве отраслей высок уровень морального и физического износа основных производственных фондов (от 50 до 80% и выше при пороговом показателе 42%); существующих объемов прямых инвестиций недостаточно для того, чтобы кардинально изменить ситуацию.

На современном этапе своей истории Россия не смогла эффективно использовать оставшийся от советского периода научно-технический и производственный потенциал, подготовленные и опытные кадры. На начальном этапе российских экономических реформ фактически были ликвидированы многие отрасли обрабатывающей промышленности, и до настоящего времени обрабатывающая промышленность так и не смогла восстановить дореформенный уровень: в 2014 г. индекс промышленного производства (ИПП) составил 89,4% от уровня 1992 г., в том числе индекс производства машин и оборудования - 55%. [6] В настоящее время доля добавленной стоимости отечественных товаров составляет 20-25% против 40-45% в развитых странах.

В результате экономика страны столкнулась с импортной зависимостью по ряду важных позиций: в станкостроении, тяжелом машиностроении, электронной, фармацевтической, медицинской, легкой промышленности. Даже в топливно-добывающих отраслях, которые важны для формирования государственного бюджета страны, уровень импортной зависимости достаточно высок.

Необходимость импортозамещения в России объясняется не только неблагоприятными внешнеэкономическими условиями для отечественной экономики, но и исчерпанием потенциала экспортно-сырьевой ориентации национальной экономики.

В России речь идет не только об импортозамещении, но и о возрождении ряда производств, вытесненных импортом в 1990-2000 гг. Политика импортозамещения, за которым стоит способность национальной экономики самостоятельно развиваться вне критичной привязки к внешним рынкам и игрокам, приобретает значение стратегического приоритета, стартового звена новой индустриализации экономики России.

В зависимости от идентификации предпосылок и причин, вызвавших необходимость осуществления политики импортозамещения в стране, регулирующие структуры должны концептуально разграничивать срочное (неотложное), стратегическое и конкурентное импортоза-мещение [7]. Стратегическое импортозамещение не имеет ограничений по времени или условиям проведения. Оно призвано обеспечивать экономическую безопасность страны в плане внешних поставок

в ключевых отраслях экономики. Конкурентное импортозамещение базируется на глубоких структурных трансформациях в экономике на основе модернизации производственного потенциала, повышения конкурентоспособности национальной продукции, использования факторов международного разделения труда, может характеризоваться как составляющая поступательной эволюции экономической системы.

Срочное импортозамещение для нашей страны носит неотложный характер, может квалифицироваться как санкционное, вызванное неблагоприятными внешнеэкономическими факторами и политическим давлением, несет в себе опасность обернуться для страны изоляцией и закрытостью экономики, поэтому требует особого внимания и выработки специальных мероприятий. Таким образом, для России важны все формы проведения импортозамещения, которые к тому же могут коррелировать с этапами проведения импортозамещения.

Прежде всего, в целях сокращения импортозависимости предполагается отказ от импорта ряда товаров и переход к производству собственной высококачественной и высокотехнологичной продукции. На этой основе должна сформироваться возможность проведения активной экспортной политики. Успешные в плане осуществления-программы импортозамещения страны — Япония, Бразилия, Южная Корея, Мексика — ориентировали свою экономику на стимулирование экспорта конкурентоспособной импортозамещающей продукции национальных предприятий и усовершенствование ее до уровня, аналогичного импортным товарам.

Однако импортозамещение в нашей стране имеет иное назначение: на данном этапе оно необходимо не столько для увеличения экспорта товаров собственного производства, сколько для активизации деятельности отечественных предприятий и повышения конкурентоспособности отечественных товаров. На настоящем этапе в стране импортозамещение активизировалось в жизненно важных для государства пищевой и оборонной отраслях. Что касается экспортной составляющей курса на импортозамещение, то традиционная ориентация внешнеэкономических связей российских производителей на медленно растущие западноевропейские рынки демонстрирует неэффективность, кроме того, санкции, выдвинутые Европейским союзом и США, не дают возможности российской экономике использовать сложившееся международное разделение труда. Поэтому логичен для российского производителя поиск экономического партнерства на Востоке (Азиатско-Тихоокеанский регион, ЕАЭС, страны СНГ, Таможенный союз и др.).

Политика импортозамещения в России осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Этот подход нашел отражение в концепции двухуровневой (макро- и мезоуровень) государственной политики в области импортозамещения, предложенной Н.А. Кудровой [8]. Эффективное проведение политики импортозамещения в стране тре-

бует создания благоприятных организационно-экономических условий, как на уровне государства, так и на уровне отдельного региона.

На уровне регионов могут создавать благоприятные условия и логистическую инфраструктуру, улучшать условия ведения бизнеса, соответствующие институты региональной организации производства (индустриальные (промышленные) парки, кластеры и т.п.), обеспечивать локализацию инновационных производств.

Одновременно на федеральном уровне необходимо стимулировать внутренний спрос на отечественную продукцию за счет государственных закупок и заказов, инвестиций и субсидий, стимулирования частных предприятий путем снижения налогового бремени, финансирования объектов инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства, смягчения денежно-кредитной и тарифной политики.

Таким образом, идея импортозамещения имеет глубокие корни и теоретико-методологические основания. Концепция импортозамещения интенсивно разрабатывается учеными и находится в центре внимания представителей органов государственного управления. Несмотря на это многие аспекты этой экономической концепции остаются дискуссионными.

Проведенное исследование раскрывает процесс импортозамещающей модернизации как комплексную проблему, имеющую выход на повышение конкурентоспособности экономики страны, обеспечение ее экономической безопасности, совершенствование конкурентной среды, регулирование конкурентных отношений и осуществление структурной перестройки.

Эффективное проведение политики импортозамещения в стране требует создания благоприятных организационно-экономических условий, как на уровне государства, так и на уровне отдельного региона.

Библиографиче- 1. Скворцова В.А. Импортозамещение: опыт других стран и задачи ский список: для России / ВА. Скворцова, А.О. Скворцов // Известия высших учебных

заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2015. № 1. С. 97-104.

2. Райзберг Б. Современный экономический словарь/Б. Райзберг,Л.Лозовский, Е. Стародубцева - М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Фальцман В.К. Критические точки политики импортозамещения /

B.К. Фальцман//Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 2 (272).

C. 241-262.

4. Баранов Э.Ф. Импортозамещение в динамике торговли товарами в Российской Федерации / Э.Ф. Баранов // Экономические науки. 2013. №7 (104). С. 7-11.

5. Березинская О.Б. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения /О.Б. Березинская, А.Л. Ведев//Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 103-115.

6. Амосенок Э.П. Будущее машиностроения России: реальность и иллюзии / Э. П. Амосенок, ВА. Бажанов //ЭКО. 2014. № 1. URL: http://ecotrends.ru / component / content / article /1783-2013-12-24-10-11-57

7. Бухвальд Е.М. Проблемы импортозамещения в стратегиях развития российских регионов / Е.М. Бухвальд, О.Б. Иванов //ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 4, С. 24-41.

8. Кудрова НА. Стимулирующая политика регионального развития современной России на основе концепта импортозамещения/Н.А. Кудрова// Social and Economic Phenomena and Processes, 2015. Т. 10. № 2. С. 46-51.

List of References: 1. Skvortsova V.A. Importozameshcheniye: opyt drugikh stran i zadachi

dlya Rossii / VA. Skvortsova, A.O. Skvortsov// Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ekonomicheskiy nauki nauki. 2015. № 1. S. 97-104.

2. Rayzberg B. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar'/B. Rayzberg, L. Lozovskiy, Ye. Starodubtseva - M.: INFRA-M, 2006.

3. Fal'tsman V.K. Kriticheskiye tochki politiki importozameshcheniya / V.K. Fal'tsman // Rossiyskoye predprinimatel'stvo. 2015. T. 16. № 2 (272). S. 241-262.

4. Baranov E.F. Importozameshcheniye v dinamike torgovli tovarami v Rossiyskoy Federatsii / E.F. Baranov // Ekonomicheskiye nauki. 2013. № 7 (104). S. 7-11

5. Berezinskaya O.B. Proizvodstvennaya zavisimost'rossiyskoy promyshlennosti ot importa i mekhanizm strategicheskogo importozameshcheniya / O.B. Berezinskaya, A.L. Vedev// Voprosy ekonomiki. 2015. № 1. S. 103-115.

6. Amosenok E.P. Budushcheye mashinostroyeniya Rossii: real'nost' i illyuzii /E.P. Amosenok, VA. Bazhanov//EKO. 2014. № 1. URL: http://ecotrends.ru / component / content / article /1783-2013-12-24-10-11-57

7. Bukhval'd Ye.M. Problemy importozameshcheniya v strategiyakh razvitiya rossiyskikh regionov/ Ye.M. Bukhval'd, O.B. Ivanov//ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analizi praktika. 2017. № 4, S. 24-41.

8. Kudrova N.A. Stimuliruyushchaya politika regional'nogo razvitiya sovremennoy Rossii na osnove kontsepta importozameshcheniya / NA. Kudrova //Social and Economic Phenomena and Processesi 2015. T. 10. № 2. S. 46-51.

Контактная Пензенский государственный университет

информация: 440026, г. Пенза, ул. Красная д. 40

Скворцова Валентина Алексеевна e-mail: va_skvortsova@mail.ru

Скворцов Алексей Олегович e-mail: finep63@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.