Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ МИКРОГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ'

ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ МИКРОГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная политика / культурная дипломатия / карликовое государство / малые страны / микрогосударство / Монако / Лихтенштейн / Андорра / Сан-Марино / cultural policy / cultural diplomacy / ministate / small countries / microstate / Monaco / Liechtenstein / Andorra / San Marino

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ксения Михайловна Табаринцева-романова

Статья посвящена анализу культурной политики и дипломатии микрогосударств, а именно: Княжества Монако, Княжества Лихтенштейн, Княжества Андорра и Республики Сан-Марино. Во введении автор кратко описывает понятия «культурной политики» и «культурной дипломатии», а также освещает проблему малоизученности микрогосударств. В первой части работы рассматриваются основные институты, реализующие культурную политику вышеперечисленных государств. Далее на основе отчётов, предоставленных странами в рамках платформы «Компендиум», изучается их участие в таких международных организациях, как ЮНЕСКО и Совет Европы. В заключении делаются выводы о том, что микрогосударства придают особое значение развитию и продвижению собственной культуры на международном уровне. Они активно и успешно для своего статуса участвуют в деятельности профильных международных организаций, защите и продвижении нацио-нальных языков, развитии культурного сотрудничества на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF THE CULTURAL POLICY AND DIPLOMACY OF THE EUROPEAN MICROSTATES

The article is devoted to the analysis of the cultural policy and diplomacy of the microstates, namely: the Principality of Monaco, the Principality of Liechtenstein, the Principality of Andorra and the Republic of San Marino. In the introduction, the author briefly describes the concepts of cultural policy and cultural diplomacy and highlights the problem of insufficiently studied microstates. In the first part of the work, the main institutions that implement the cultural policy of the above states are considered. Further, based on reports provided by countries within the framework of the Compendium, the participation of countries in such international organizations as UNESCO and the Council of Europe is studied. In conclusion, conclusions are drawn that microstates attach particular importance to the development and promotion of their own culture at the international level. For their status, they actively and successfully participate in the activities of specialized international organizations, in the protection and promotion of national languages, in the development of cultural cooperation at the regional level.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ МИКРОГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 3

УДК 327 EDN:TCTUVL

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32023145156

ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ МИКРОГОСУДАРСТВ

В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Ксения Михайловна Табаринцева-Романова

УрФУ, Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0002-0158-8016

Ссылка для цитирования: Табаринцева-Романова К.М. Политика и дипломатия европейских микрогосударств в сфере культуры // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №3. С. 146-156. DOI: 10.15211/vestnikieran32023146156

Аннотация. Статья посвящена анализу культурной политики и дипломатии микрогосударств, а именно: Княжества Монако, Княжества Лихтенштейн, Княжества Андорра и Республики Сан-Марино. Во введении автор кратко описывает понятия «культурной политики» и «культурной дипломатии», а также освещает проблему малоизученности микрогосударств. В первой части работы рассматриваются основные институты, реализующие культурную политику вышеперечисленных государств. Далее на основе отчётов, предоставленных странами в рамках платформы «Компендиум», изучается их участие в таких международных организациях, как ЮНЕСКО и Совет Европы. В заключении делаются выводы о том, что микрогосударства придают особое значение развитию и продвижению собственной культуры на международном уровне. Они активно и успешно для своего статуса участвуют в деятельности профильных международных организаций, защите и продвижении нацио-нальных языков, развитии культурного сотрудничества на региональном уровне. Ключевые слова: культурная политика, культурная дипломатия, карликовое государство, малые страны, микрогосударство, Монако, Лихтенштейн, Андорра, Сан-Марино.

Статья поступила в редакцию: 11.05.2023.

THE ISSUE OF THE CULTURAL POLICY AND DIPLOMACY OF THE EUROPEAN MICROSTATES

Ksenia M. Tabarintseva-Romanova

UrFU, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0002-0158-8016

For citing: Tabarintseva-Romanova, K.M. (2023). The issue of the cultural policy and diplomacy of the European microstates. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 33(3): 146-156. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran32023146156

© Табаринцева-Романова К.М. - к.филол.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений, УрФУ.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the cultural policy and diplomacy of the mi-crostates, namely: the Principality of Monaco, the Principality of Liechtenstein, the Principality of Andorra and the Republic of San Marino. In the introduction, the author briefly describes the concepts of cultural policy and cultural diplomacy and highlights the problem of insufficiently studied microstates. In the first part of the work, the main institutions that implement the cultural policy of the above states are considered. Further, based on reports provided by countries within the framework of the Compendium, the participation of countries in such international organizations as UNESCO and the Council of Europe is studied. In conclusion, conclusions are drawn that mi-crostates attach particular importance to the development and promotion oftheir own culture at the international level. For their status, they actively and successfully participate in the activities of specialized international organizations, in the protection and promotion of national languages, in the development of cultural cooperation at the regional level.

Key words: cultural policy, cultural diplomacy, ministate, small countries, microstate, Monaco, Liechtenstein, Andorra, San Marino.

Article received: 11.05.2023.

Политика и дипломатия государства в сфере культуры и её продвижения на мировой арене (культурная политика и дипломатия) всё чаще привлекает внимание исследователей. Это связано с переосмыслением роли культуры в международных отношениях, которое обусловлено следующими факторами: политизация культуры - такие феномены, как «культура отмены», распространение ложных новостей, постправда, направлены на «изменение» и/или «стирание» культурного кода того или иного общества, что актуализирует вопрос о безопасности в этой сфере; цифровизация, коммерциализация и переход европейцев к «зелёному» курсу становятся также неотъемлемыми факторами развития культуры в современной ситуации. Одним из последних событий, значимых для внешней культурной политики, стала Всемирная конференция ЮНЕСКО по политике в этой сфере и по вопросам устойчивого развития - «Мондиакульт-2022» (28-30 сентября 2022 г.). В рамках конференции были выделены следующие приоритетные направления: «укрепление синергии между культурой и образованием для содействия пониманию культурного разнообразия; поддержка адаптации культурной политики к цифровой трансформации путём создания более системного взаимодействия между ними; совершенствование формулирования и принятия правовых норм в сфере культуры как неотъемлемой части основных прав человека для решения проблемы растущего неравенства в плюралистических обществах, в том числе в отношении определения культуры как «общественного блага» (The Tracker culture... 2022).

Теоретико-методологическое обоснование

Прежде чем перейти непосредственно к анализу внешней культурной политики (ВКП) микрогосударств, стоит определить, что понимается под этим термином и какие государства входят в предметную область исследования. ВКП направлена на содействие международному сотрудничеству с соответствующими сторонами: сектором культуры, организациями гражданского общества, правительствами, городами и частными лицами. Предполагается, что на международном уровне правительство фокусируется на взаимодействии с учреждениями культуры, художниками или специалистами по охране культурного наследия. Последние ча-

сто имеют ограниченные представления о международных обменах, поэтому правительство помогает им установить контакт с соответствующими учреждениями, такими как посольства, фонды и вспомогательные структуры. Участие правительства в международном культурном сотрудничестве может быть как желательным, так и необходимым. Это относится к странам, где правительство играет решающую роль в формировании культурной политики или где оно оказывает сильное влияние на культурную жизнь и на повышение узнаваемости и признания культурного сектора. Культурная дипломатия является инструментом реализации ВКП и неразрывно связана с понятием «мягкой силы». Как отмечает доктор философии, заместитель директора и председатель Школы бизнеса и менеджмента Университета Вебстера К. Стрингер, «мягкая сила» может быть источником непропорционального влияния малых государств в контексте глобализации и проистекает из расширения их политико-экономического потенциала, моделей эффективного управления и дипломатического посредничества. Так обстоит дело с Лихтенштейном, страной без вооружённых сил, с небольшим ведомством иностранных дел, но со стратегией «мягкой силы», которая укрепляет как его суверенитет, так и международный имидж» (Stringer 2013: 10).

Стоит отметить, что исследования, связанные с анализом культурной дипломатии микрогосударств, не столь многочисленны. Так, отвечая на вопрос о малоизученности малых стран, д.и.н., профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета И.Н. Новикова выделяет следующие причины: 1) естественные трудности, связанные с их изучением (например, исследовательские работы пишутся в основном на национальных языках этих государств); 2) особенности исследований в области международных отношений, фокусирующиеся во многом на изучении крупных государств; 3) интерес к изучению политики великих держав обусловлен естественной важностью предмета, в то время как исследование моделей поведения малых стран считается не столь значимым (Новикова 2022: 220).

Ещё одним аспектом, помимо «непопулярности» объекта исследований, является вопрос классификации малых государств. В настоящее время существуют три термина для обозначения практически одних и тех же стран: карликовое государство, малая страна, микрогосударство. Исходя из таких критериев, как обладание властью и проекция власти, исследователи, авторы книги «Малые государства в международной системе: в состоянии мира и войны» Н. Джесс и Дж. Дрейер дают следующее определение: малая страна - это слабое государство на глобальном и региональном уровнях, но сильное на субрегиональном уровне; микрогосударство - это государство, которое является слабым на всех уровнях и имеет дело на равных с другими микрогосударствами (Jesse, Dreyer 2016: 10). Таким образом, говоря о Западной Европе, мы имеем дело с таким делением: малые страны (Нидерланды, Бельгия, Греция, Португалия, Швеция, Австрия, Дания, Финляндия, Ирландия, Люксембург); микрогосударства (Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Мальта, Лихтенштейн, Монако). Согласно классификации Всемирного банка, малые страны - государства с населением менее 1,5 млн человек (World-bank. 2022). В своей работе «Микрогосударства как современные защищённые государства: к новому определению микрогосударства», посвящённой изучению эволюции концепта микрогосударств, доктор философии в области международной политической экономии Университета Окленда З. Думенски предлагает такую интерпретацию: микрогосударства - это «современные защищённые образования, то есть суверенные государства, которые смогли в одностороннем порядке передать определённые атрибуты суверенитета более крупным державам в обмен на мягкую защиту своей политической и экономической жизнеспособности от их географических или демографических ограничений» (Dumienski 2014). Т.е. кар-

ликовые государства отличаются в меньшую сторону по таким показателям, как размер территории (уступают Люксембургу) и численность населения.

В своей работе мы сосредоточимся на изучении культурной политики таких малых европейских стран, как: Монако, Лихтенштейн, Андорра, Сан-Марино. Их выбор обусловлен тем, что это светские государства, что исключает изучение культурной политики Ватикана, а также они не являются членами ЕС (в отличие от Люксембурга), т.к. исследовательский интерес связан с анализом «самостоятельного от ЕС» развития культурного вектора в многосторонней дипломатии европейских государств в рамках их участия в деятельности профильных международных организациях. Мы не ставим перед собой целью анализ двустороннего культурного сотрудничества этих стран с другими государствами, что может стать темой следующего исследования. Однако стоит отметить, что указанные микрогосударства активно взаимодействуют в области культуры и распространения языка с соседними странами в силу сложившихся культурно-исторических традиций. Краткую информацию в данном случае можно представить в виде таблиц 1 и 2. Необходимо обратить внимание, что Лихтенштейн не является членом ЮНЕСКО и не входит в профильные фонды; Сан-Марино на настоящий момент не ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, соответственно, не входит в Фонд культурного развития; эти страны не входят в список государств по определению Индекса «мягкой силы» SOFT POWER 30.

Таблица 1

Сводная характеристика европейских микрогосударств_

Страна Численность населения на 2022 г.1, чел. Территория, км2 Членство в ЮНЕСКО Членство в Совете Европе Участие в проекте «Компендиум»2 Вклад в Международный фонд культурного разнообразия, 2022 г.3

Княжество Монако 38 962 2 1949 г. 2004 г. Последний официальный отчёт - 2021 г. 9 689,92 долл. США

Княжество Лихтенштейн 38 915 160 Не член организации 1978 г. Последний официальный отчёт - 2016 г. -

Княжество Андорра 78 063 468 1993 г. 1994 г. - 3 875,97 долл. США

Республика Сан-Марино 35 097 60 1974 г. 1988 г. Последний официальный отчёт - 2015 г. Конвенция не ратифицирована

Источник: составлено по материалам официального сайта ЮНЕСКО Andorra...; Monaco..San Marino..Фонда культурного разнообразия (Country profiles...) и статистических данных (Population...).

Институциональный аспект реализации культурной политики

В Монако за развитие культурного сектора отвечает Департамент по делам культуры, который способствует развитию искусств и распространению культуры среди широкой аудитории. Культура - важный фактор внутренней и внешней политики княжества. На неё выделяется до 6% государственного бюджета, который направлен на поддержку организаций и художников; разработку высококачественной художественной программы; на развитие про-

1 По данным сайта countrymeters.info.

2 «Компендиум» (Культурная политика и тенденции её развития в Европе) - созданный в 1998 г. по инициативе Совета Европы интернет-портал, где содержится информация о реализуемой европейскими странами культурной политике.

3 Международный фонд культурного разнообразия является многосторонним донорским фондом, учреждённым в соответствии со ст. 18 Конвенции 2005 г. об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Его целью является содействие устойчивому развитию и сокращению бедности в развивающихся странах, являющихся сторонами Конвенции 2005 г. Это достигается посредством поддержки проектов, направленных на содействие возникновению динамичного сектора культуры, в первую очередь посредством мероприятий, способствующих внедрению и/или разработке политики и стратегий, которые защищают и поощряют разнообразие форм культурного самовыражения, а также укреплению институциональной инфраструктуры, поддерживающей жизнеспособные индустрии культуры (What is the IFCD...).

Таблица 2

Языковая и культурологическая справка изучаемых микрогосударств_

Страна Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО Официальный язык Языки и диалекты меньшинств

Княжество Монако французский монегаскский и окситанский диалекты

Княжество Лихтенштейн - немецкий отсутствуют официальные региональные языки и языки меньшинств, распространены алеманское и вальзерское наречия

Княжество Андорра Долина Мадриу-Перафита-Кларор каталонский официально не выделяются, однако несмотря на языковую политику государства, активно используется испанский и французский языки

Республика Сан-Марино Исторический центр Сан-Марино и гора Монте-Титано итальянский романьольский

Источник: составлено по материалам официальных сайтов государств Monaco.; The Principality.; Andorra Language.; Conoscere...

ектов в области культурного наследия. Департамент решает следующие задачи: содействие культурному развитию; поощрение деятельности ассоциаций и художников в княжестве; непосредственное администрирование или надзор за ключевыми учреждениями культуры (Балеты Монте-Карло, Опера, Оркестр, аудиовизуальные архивы, фестиваль искусств Printemps des Arts, Танцевальный форум Монако и т.д.); сохранение и популяризация национального наследия; управление инфраструктурой культуры (Аудитория Ренье III, Зал дю Понан, Театр варьете, выставочный центр на набережной Антуана I, Музей Часовни посещений, амфитеатр Форт-Антуан данс-ла-Вилль и т.д.); организация мероприятий (печатные издания искусств, выставки, органные концерты, День европейского наследия, Форум культурных ассоциаций и т.д.). Общий бюджет департамента составляет 35 835 200 евро, которые распределяются следующим образом: субсидии, выплачиваемые учреждениям культуры - 32 257 400 евро; помощь художникам и культурным ассоциациям - 1 575 800 евро; содержание культурных объектов (Аудитория Ренье III, Театр Эстрады и пространства набережной Антуана I), управление Музеем доисторической антропологии и Института культурного наследия - 1 503 500 евро; организация культурных мероприятий - 498 500 евро (Department of Cultural Affairs. 2022).

Государственная культурная политика Лихтенштейна «выросла» из частных инициатив в 1960-х - 1970-х гг. Сегодня государство играет ключевую роль в поддержке богатой культурной жизни на 4 уровнях: общеевропейском, национальном, региональном и муниципальном. Структурно культурная политика включает в себя народную культуру, науку, культурное наследие, музеи и выставки в дополнение к музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре, театру, танцу и кино. Ключевым элементом культурной политики Лихтенштейна является принцип субсидиарности, который стимулирует частную инициативу. Даже такие крупные культурные учреждения, как музыкальная школа, театр и различные культурные общества, обязаны своим нынешним существованием инициативе небольших групп. Одиннадцать общин страны вносят свой вклад в развитие культуры также на основе принципа субсидиарности. Меценаты и спонсоры являются одной из категорий гарантов для широкого спектра культурных проектов в стране. С 1964 по 2007 г. продвижением культуры занимался Консультативный совет по культуре, который участвовал в разработке Закона о поощрении культуры 1990 г., обеспечивающего свободное художественное самовыражение для каждого человека в стране.

С 1999 г. Управление по делам культуры, которое ранее было напрямую связано с правительством, а теперь стало частью нового комплексного Управления по делам культуры в рамках Национальной государственной администрации, выполняет следующие функции: кон-

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 3

сультирует Министерство культуры; реализует проекты и представляет Лихтенштейн в международных и региональных комиссиях; активно участвует в работе комиссий по культуре Совета Европы, ЕАСТ/ЕЭЗ и Международной конференции по Боденскому озеру. Культурная политика Лихтенштейна ориентирована на широкую общественность, художников, культурные учреждения и проекты. Это включает в себя нечто большее, чем просто продвижение культуры через пропаганду общественного форума, обеспечение благоприятных условий и поддержку интересов художников.

В 2000 и в 2008 гг. в микрогосударстве состоялся Культурный конгресс, на котором обсуждались политика в области культуры и направления её развития. В 2012 г. правительство Лихтенштейна решило создать новое всеобъемлющее Управление по вопросам культуры в рамках Национальной государственной администрации. Государство предоставляет финансирование художникам, культурным проектам и совместной деятельности, а также берёт на себя ответственность за государственные учреждения - Музыкальную школу, Школу изящных искусств (обе созданы благодаря частным инициативам), Национальную библиотеку, Художественный музей в качестве национальной галереи и Национальный музей.

В 2010 г. правительство утвердило концепцию ВКП страны. Лихтенштейн занял лидирующие позиции на международном уровне благодаря своему новому закону о корпоративном управлении государственными предприятиями, принятому в том же году: правительство ответственно и квалифицированно управляет и осуществляет надзор за ними при условии контроля со стороны парламента. Это относится и к учреждениям культуры в княжестве -система управления там прозрачна и эффективна.

Экономический бум после Второй мировой войны привлёк в Княжество множество представителей различных национальностей, культур и религий. В 2012 г. Министерство культуры продолжило реализацию проекта «Культурный форум Лихтенштейна». Согласно Заявлению о культурной миссии 2011 г., знакомство друг с другом посредством культурных встреч является ключевым элементом толерантного подхода к разнообразию. В 2013 г. форум был посвящён теме формирования культуры в Лихтенштейне и «добавленной стоимости», которую архитектура вносит в культуру. Благодаря поощрительному призу «Молодая культура Лихтенштейна» в размере 10 000 швейцарских франков (8 312 евро) государство Лихтенштейн также поддерживает инновационные проекты в области профессионального искусства и культуры. В 2013 г. оно выделило 27 546 760 швейцарских франков (около 22,9 млн евро) на цели развития культуры и её продвижение в СМИ; дополнительно было выделено 898 129 швейцарских франков (приблизительно 748 440 евро) на защиту культурного наследия (Liechtenstein 1.1...). В 2010 г. Министерство культуры также поддержало реализацию проекта «Маленькое созвездие», а именно выстраивание международной сети современного искусства по созданию и распространению различных художественных проектов в небольших государствах Европы: Андорре, Кипре, Исландии, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальте, Монако, Черногории, Сан-Марино, а также в некоторых геокультурных микро-реалиях европейского региона, в т.ч. кантоне Тичино, Сеуте, Гибралтаре, Калининграде, Аландских и Фарерских островах.

Министерство культуры Андорры определяет и утверждает культурную политику на национальном уровне. Тем не менее институционально и территориально это княжество состоит из семи приходов (территориальных единиц, управляемых коммунами, или ратушами), и каждая коммуна выделяет часть своего бюджета на культуру. Кроме того, Национальная комиссия Андорры по делам ЮНЕСКО и гражданское общество (через многочисленные ассоциации) также поощряют культурные мероприятия, подпадающие под действие Конвенции 2005 г.

Министерство культуры планирует национальные, региональные и международные события (такие как «Встреча культур», организованная в Международный день культурного разнообразия и с участием культурных сообществ и ассоциаций, присутствующих в Андорре; премия Рамона Льюлля; Художественный лагерь и мероприятия, вытекающие из двустороннего сотрудничества с аккредитованными странами в Княжестве).

Департамент поощрения культуры и лингвистической политики обеспечивает программирование, внедрение и развитие культурной инфраструктуры; координирует управление государственными культурными службами и публичными библиотеками; разрабатывает программы сотрудничества с учреждениями культуры, а также программы поощрения культуры и распространения издательской продукции и художественного творчества. Департамент также отвечает за реализацию языковой политики с целью гарантировать и улучшить использование официального языка Андорры (каталанского) и содействовать действиям по его защите, продвижению и распространению (Quadrennial periodic report Andorra 2020.).

Ответственным органом за развитие культурной политики в Сан-Марино является Министерство образования, культуры, университетов, научных исследований, социальных дел и равных возможностей. Оно отвечает за координацию деятельности всех учреждений культуры (музеев, галерей, кинотеатров и театров, библиотек, Музыкального института и Университета), а также социальных/культурных центров (Совет культурных ассоциаций и кооперативов, Центр натуралистов). Министерство включает в себя: Комиссию по сохранению памятников, антиквариата и произведений искусства; Комиссию по равным возможностям; Национальную комиссию Сан-Марино по делам ЮНЕСКО; Наблюдательную комиссию. Государственный бюджет включает некоторые конкретные статьи, поддерживающие культурные мероприятия, как внутренние, так и международные, организуемые Департаментом иностранных дел, а также мероприятия, организуемые Министерством через подотчётные ему учреждения культуры: государственные музеи, Управление социальной и культурной деятельности и государственную библиотеку. Более того, в особых случаях экономическую поддержку также оказывают частные организации, например, банковские фонды. Культурным учреждениям были предоставлены следующие функции: забота о постоянном увеличении художественных коллекций государства посредством политики приобретений, основанной на заранее определённых критериях и направленной на усиление значимости художественного, исторического и археологического наследия; инвентаризация и научная каталогизация культурных ценностей государства, подлежащих «музеализации»; развитие и управление археологическими районами или территориальными объектами, где были обнаружены важные археологические артефакты, для осознания их исторической ценности, что влияет на формирование идентичности жителей; образовательно-популяризаторская деятельность, направленная на ознакомление людей с культурным наследием, в т.ч. путём проведения временных выставок, публикаций и исследований историко-научного характера, связанных с историческим, художественным и археологическим наследием и продвижением современного искусства; распространение библиотечного наследия; деятельность по поддержке молодёжного творчества (Cultural policy system San Marino. 2015).

Таким образом, как мы видим, основные институты культуры микрогосударств включают в свою деятельность широкий спектр отраслей культуры: от изящных искусств до образования и защиты национальных языков, которые являются неотъемлемой частью культурного наследия и достояния малых стран. Особенность вышеуказанных административных структур заключается в том то, что они реализуют культурную политику как внутри, так и вовне государств: на национальном, региональном и международном уровнях, поэтому зачастую

«разделение» осуществляемых мероприятий на «внутренние» и «внешние» (культурная дипломатия) затруднено. Также стоит отметить высокую степень сотрудничества на региональном уровне - вовлечённость микрогосударств в проекты, осуществляемые между малыми странами.

Культурная дипломатия в международных организациях

Напомним, что основными профильными для культурного сектора международными организациями являются ЮНЕСКО и Совет Европы. Рассмотрим подробнее деятельность микрогосударств в этих структурах.

Княжество Монако. Согласно отчёту за 2021 г. Департамента в области ВКП было сделано следующее: проведена цифровая трансляция двух пьес в рамках празднования Международного дня театра; участие в конференции «Наследие и ландшафт» (CDCPP1) Совета Европы, где основными темами обсуждения стали: «Новая стратегия CDCPP до 2025 г.», проект документа о роли культуры в борьбе с глобальными кризисами (Quadrennial periodic report Monaco 2020; Monaco 2017...).

Основными «двигателями» культурной дипломатии Княжества являются: Балетная труппа Монте-Карло; Опера Монте-Карло; Филармонический оркестр Монте-Карло; Театр принцессы Грейс; Весенний фестиваль искусств в Монте-Карло. Международные гастроли Балета Монте-Карло и коллектив «Маленькие певцы Монако». Также поездки Филармонического оркестра Монте-Карло способствуют расширению масштабов культурного влияния Княжества. Академия музыки и театра Фонда принца Ренье III признана Францией в качестве высшего учебного заведения в области искусств и влиятельной региональной консерваторией. Основными ассоциациями, участвующими в охране культурного наследия, являются: Комитет национальных традиций Монако, Академия диалектных языков, Фольклорная группа la Palladienne.

Княжество Лихтенштейн. В 2012 г. оно присоединилось к Traduki - Европейской сети по литературе и книговедению, созданной совместно в 2008 г. Федеральным министерством по европейским и международным делам Австрийской Республики, Федеральным министерством иностранных дел ФРГ, швейцарским советом искусств Pro Helvetia, KulturKontakt Austria, Институтом Гёте и Фондом С. Фишера. Сеть содействует переводу литературы авторов из Юго-Восточной Европы. В 2013 г. Лихтенштейн запустил проект по исследованию культурного и творческого секторов. Исследователи проанализировали роль архитектурного дизайна в креативной индустрии Лихтенштейна и Альпийской долины Рейна. На основе этих основополагающих знаний была предложена стратегия устойчивого городского и культурного развития. С 2013 г. Лихтенштейн пользуется всемирной сетью библиотек Институтов Гёте ФРГ. Теперь здесь также представлены публикации Лихтенштейна по истории и культуре страны. Институт Гёте продвигает немецкий язык и культуру, участвует в международном культурном сотрудничестве (Liechtenstein 2-1...).

Княжество Андорра. Его власти считают своей задачей повышать осведомлённость широкой общественности о целях Конвенции 2005 года. С момента её ратификации Андорра ежегодно вносит взносы в Международный фонд культурного разнообразия. Жители Княжества, которые никогда не знала войн и сохранили свою самобытность, защищая ценности мира и демократии, с 2008 г. принимают участие в проекте Art Camp. Эта проводимая раз в два года встреча художников с пяти континентов и из стран, находящихся в состоянии конфлик-

1 CDCPP (Steering Committee for Culture, Heritage and Landscape) - руководящий комитет по культуре, наследию и ландшафту при Совете Европы.

та, является лабораторией культурного творчества и способствует межкультурному взаимопониманию и миру. Посредством этого проекта Андорра поощряет диалог между культурами для обеспечения более сбалансированных обменов (Quadrennial periodic report Andorra 2020.).

Республика Сан-Марино. Что касается её вовлечённости в программы многостороннего сотрудничества Совета Европы, то в 2007 г. она впервые приняла участие в конкурсе международном фотографий и исторических памятников, организованном правительством Каталонии и спонсируемом упомянутой европейской организацией. По линии мероприятий, проводимых ЮНЕСКО, в 2006 г. Сан-Марино активно участвовало в проекте «Права человека и образование в борьбе с бедностью». Для этой гуманитарной инициативы, в которой участвовали другие малые государства, Сан-Марино подписало протокол о намерениях и предложило финансовую поддержку. Выделенная сумма была использована для завершения в одном из беднейших районов мира комплексного образовательного проекта, включающего следующее: строительство начальных школ в деревнях с необходимым оборудованием и учебными курсами для учителей; осуществление сельскохозяйственной деятельности; кампании по повышению осведомлённости о правах человека и гендерном равенстве; надлежащую подготовку по вопросам здравоохранения и борьбы со СПИДом.

В декабре 2008 г., по случаю всемирного празднования 60-й годовщины Всеобщей декларации прав человека, Сан-Марино выпустило специальный набор памятных марок и профинансировало проект для студентов в нескольких странах в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека.

Также особую роль в межкультурном сотрудничестве играют языковые центры. Так, Ассоциация Данте Алигьери была основана в Сан-Марино в 2005 г. как государственное учреждение культуры - некоммерческая ассоциация, которая не преследует политических целей, ставит своей задачей сохранение и продвижение культуры посредством следующих видов деятельности: изучение и защита итальянского языка и цивилизации; исследования в области гуманитарных дисциплин; сравнение собственного опыта Сан-Марино с опытом и культурными традициями других государств. Среди инициатив Ассоциации следует упомянуть публикацию ежегодника под названием «Идентичность Сан-Марино», включающего размышления о свободе и демократии с политической, исторической и культурной точек зрения.

Другой культурный институт, «Альянс Франсез», уже несколько лет действует в Сан-Марино и представляет собой настоящее «культурное многонациональное» агентство, целью которого является распространение французского языка и культуры за пределами республики посредством проведения мероприятий международного уровня. Этот частный институт оказывает поддержку в преподавании французского языка в школах и организует различные мероприятия, а также выставки, концерты, встречи, посвящённые французскому языку, традициям и культуре, с целью развития культурного обмена между представителями французского и итальянского государств (Cultural policy system San Marino. 2015).

* * *

ВКП и культурная дипломатия являются логичным продолжением государственной политики в этой сфере в целом. Они направлены на защиту и охрану культурного наследия, национальных языков, собственной культурной самобытности жителей микрогосударств Европы. Для изучаемых государств является значимым и, возможно, в некоторой степени символичным участие в ЮНЕСКО и Совете Европы (как элемент формирования международно-

го имиджа и репутации), однако не менее важным остаётся и взаимодействие в сфере культуры на региональном уровне, которое позволяет им выходить на международный уровень.

Культурная деятельность в маленькой стране зависит от обмена с миром за пределами её собственных границ. Внешняя политика в области культуры как на региональном, так и на международном уровнях - одним из приоритетных направлений властей микрогосударств. Культура рассматривается как средство интеграции и общеевропейского диалога. Культурная дипломатия становится одним из главных инструментов «мягкой силы» и вносит значительный вклад в международный престиж микрогосударств.

Список литературы / References

Andorra. UNESCO. Available at: https://www.unesco.org/en/countries/ad (accessed 05.05.2023).

Andorra Language. Andorraparnhner. Available at: https://andorrapartner.com/languanges/ (accessed 05.05.2023).

Conoscere la Storia della Repubblica di San Marino. Governo San Marino. Available at: https:// www.gov.sm/pub1/GovSM/Istituzioni-e-Forze/Conoscere-San-Marino.html(accessed 05.05.2023).

Cultural policy system San Marino. Compendium of Cultural Policies & Trends. Available at: https://www.culturalpolicies.net/database/search-by-country/country-profile/category/?id=34&g1=1 (accessed 05.05.2023).

Country profiles. UNESCO. Available at: https://en.unesco.org/creativity/countries(accessed 05.05.2023).

Department of Cultural Affairs. Available at: https://en.gouv.mc/Government-Institutions/The-Government/Ministry-of-Interior/Department-of-Cultural-Affairs (accessed 05.05.2023).

Dumienski, Z. (2014). Microstates as modern protected states: Towards a New Definition of Micro-Statehood. Institute of International Affairs, University of Iceland. Available at: http:// ams.hi.is/wp-content/uploads/2014/04/Microstates_0ccasionalPaper.pdf (accessed 05.05.2023).

Istituti Culturali. Republica di San Marino. Available at: https://www.gov.sm/pub1/GovSM/ Di-partimenti/Dipartimento-Cultura-e-Turismo/Istituti-Culturali.html (accessed 05.05.2023).

Jesse, N. G., Dreyer, J. R. (2016). Small States in the International System: at Peace and at War. Lanham: Lexington Books.

Liechtenstein 1.1. Compendium of Cultural Policies & Trends. 17.08.2019. Available at: https:// www.culturalpolicies.net/country_profile/liechtenstein-1-1/#:~:text=The%20state%20cultural%20 policy%20had%20its%20inception%20in,Valley%20region%2C%20and%20within%20the%20cou ntry's%20eleven%20villages (accessed 05.05.2023).

Liechtenstein 2-1. Compendium of Cultural Policies & Trends. 17.08.2019. Available at: https://www.culturalpolicies.net/country_profile/liechtenstein-2-1/ (accessed 05.05.2023).

Monaco. Compendium of Cultural Policies & Trends. Available at: https://www. culturalpolicies.net/database/search-by-country/country-profile/?id=27 (accessed 05.05.2023).

Monaco. Government-Institutions. Available at: https://en.gouv.mc/Government-Institutions/History-and-Heritage/Symbols/Monegasque-language (accessed 05.05.2023).

Monaco. UNESCO. Available at: https://www.unesco.org/en/countries/mc(accessed 05.05. 2023).

Population of the world and countries. Countrymeters. Available at: https://countrymeters.info/en (accessed 05.05.2023).

Quadrennial periodic report Andorra 2020. UNESCO. Available at: https://en.unesco.org/creati

vity/governance/periodic-reports/submission/5601 (accessed 05.05.2023).

Quadrennial periodic report Monaco 2020. UNESCO. Available at: https://en.unesco.org/creati vity/governance/periodic-reports/submission/6807 (accessed 05.05.2023).

San Marino. Compendium of Cultural Policies & Trends. Available at: https://www.culturalpo licies.net/database/search-by-country/country-profile/?id=34 (accessed 05.05.2023).

San Marino. UNESCO. Available at: https://www.unesco.org/en/countries/sm (accessed 05.05.2023).

Stringer, K.D. (2013). Sovereign Liechtenstein: the soft power projection of a very small state. Institute of International Affairs, University of Iceland. Available at: https://www.culturaldiploma cy.org/academy/pdf/research/books/soft_power/Sovereign_Liechtenstein_-_Kevin_D._Stringer.pdf (accessed 05.05.2023).

The Principality of Liechtenstein. Available at: https://www.liechtenstein.li/en accessed 05.05.2023).

The Tracker Culture & Public Policy | Special Issue №5: Regional Perspectives | Europe and North America. UNESCO. 30.08.2022. Available at https://articles.unesco.org/en/articles/tracker-culture-public-policy-special-issue-ndeg5-regional-perspectives-europe-and-north-america (accessed 05.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The World Bank In Small States. Available at:

https://www.worldbank.org/en/country/smallstates/overview (accessed 05.05.2023).

What is the IFCD? UNESCO. International Fund for Cultural Diversity. Available at: https://www.unesco.org/creativity/en/ifcd/what-ifcd (accessed 05.05.2023).

Новикова, И.Н. (2022). Малые страны в международных отношениях: некоторые теоретические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения^: 219-242. [Novikova, I. N. (2022). Small countries in international relations: some theoretical aspects. Bulletin of St. Petersburg University. International relations 15: 219-242. (in Russian)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.