Научная статья на тему 'Политика государства в сфере развития «умных» технологий в России'

Политика государства в сфере развития «умных» технологий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«умные» технологии / региональное развитие / инновации / кластеры / «smart» technologies / regional development / innovations / clusters

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янь Мин Цзе

В статье раскрываются вопросы проведения государственной политики в сфере развития «умных» технологий в регионах России. Цель исследования – разработать меры усовершенствования государственной региональной политики в сфере развития «умных» технологий. Независимо от выбора стратегии инновационного развития региона государственная политика должна быть нацелена на результативность, требующую полную реорганизацию, изменение инструментов, методов и подходов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy in the field of development of «smart» technologies in Russia

The article reveals the issues of state policy in the field of development of «smart» technologies in the regions of Russia. The purpose of the study is to develop measures to improve the state regional policy in the field of development of «smart» technologies. Regardless of the choice of the strategy of innovative development of the region, public policy should be aimed at effectiveness, requiring a complete reorganization, change of tools, methods and approaches of public administration.

Текст научной работы на тему «Политика государства в сфере развития «умных» технологий в России»

ББК 65.291.551-21 УДК 351

JEL O31, O32, O33, O35, O38

Политика государства в сфере развития «умных» технологий в России

Янь Мин Цзе, соискатель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Адрес: 119991, Ленинские горы, д. 1, Москва, Россия E-mail: yanmin_cze@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрываются вопросы проведения государственной политики в сфере развития «умных» технологий в регионах России. Цель исследования - разработать меры усовершенствования государственной региональной политики в сфере развития «умных» технологий. Независимо от выбора стратегии инновационного развития региона государственная политика должна быть нацелена на результативность, требующую полную реорганизацию, изменение инструментов, методов и подходов государственного управления.

Ключевые слова: «умные» технологии; региональное развитие; инновации; кластеры.

State policy in the field of development of «smart» technologies in Russia

Yan Min Cze, candidate, Lomonosov Moscow State University Address: 119991, Leninskie Gory, 1, Moscow, Russia E-mail: yanmin_cze@yandex.ru

Annotation. The article reveals the issues of state policy in the field of development of «smart» technologies in the regions of Russia. The purpose of the study is to develop measures to improve the state regional policy in the field of development of «smart» technologies. Regardless of the choice of the strategy of innovative development of the region, public policy should be aimed at effectiveness, requiring a complete reorganization, change of tools, methods and approaches of public administration.

Keywords: «smart» technologies; regional development; innovations; clusters.

Введение

Региональное интеллектуальное развитие выступает достаточно актуальным научным вопросом в области исследования, и наделено практическим значением для органов публичного администрирования, стремящихся к ускоренному развитию регионов с использованием инновационных технологий.

Практика свидетельствует, что «умные» технологии являются достаточно сложными, многоэтапными, требующими постоянного мониторинга, контроля, затрат средств и материальных и трудовых ресурсов.

Более того, эффективное развитие «умных» технологий требует кардинально новых моделей публичного администрирования.

Однако зарубежный опыт показывает, что «умные» технологии не являются утопическими и недостижимыми проектами в развитии регионов. Для достижения цели формируются административные команды, способные эффективно управлять регионом. В частности, проводится организация специализированных на «умных» технологиях компаний с целью их продвижения и улучшения благосостояния граждан.

Поэтому формирование «умных» специализаций в регионах при отсутствии кардинальных изменений в государственном управлении если и будет происходить, то, скорее, на уровне проектов, предложений, возможно создание законодательной базы,

подготовительных мероприятий, однако по факту будет оставаться невыразительным и малозначимым для общества.

Обсуждение

Вопросы «умной» специализации, формирующие стратегию регионального развития, периодически раскрываются в трудах отечественных и зарубежных специалистов. В частности, среди ученых и практиков, отражающих данные направления в своих трудах необходимо выделить О.В. Воробьёву [1], О.Б. Ганина [3], С.Ю. Глазьева [4] О.В. Ерохину [5] и др.

С целью исследования текущего состояния государственной политики в сфере «умной» специализации был изучен также ряд законодательства РФ, а также проекты регионально развития, презентованные координаторами «умного» развития.

Однако, несмотря на достаточно основательную базу методологического характера, недостаточно внимания уделено внедрению «умных» технологий в практику регионального уровня.

Результаты

Региональное развитие в настоящее время является основой построения успешных стран, использующих свой ресурсный потенциал с целью обеспечения благосостояния населения и будущих поколений. Основой регионального развития, как и развития на любом уровне государства, в условиях стремительного научно -технического прогресса, являются инновации. При этом, когда речь идет об инновациях, имеются в виду не только передовые технологии в производстве, но и новые технологии публичного управления, управления проектами, социальной работы, информационного обеспечения, логистики, финансов и т. п.

Инновационная программа развития разрабатывается правительством каждой страны. В данном случае для того, чтобы реализовать обозначенную программу, происходит переформатирование структуры государственного управления, в частности регионального управления с целью формирования новой государственной политики.

«Умная» специализация, от английского Smart Specialisation Strategy (S3) является государственной политикой, которая нацелена на совершенствование взаимодействия между правительством и бизнесом, научно-техническими учреждениями и общественностью. Это новый вид взаимодействия, позволяющий создавать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности и обеспечивать эффективное взаимодействие между образовательным сектором и бизнесом. В основе этой стратегии лежит кластеризация как основное средство для её внедрения [1].

О преимуществах реализации инновационной стратегии регионального развития с помощью «умных» технологий говорит многочисленное количество экспертов и ученых. При этом преимущества успешного взаимодействия стейкхолдеров будет ощущать каждый из участников (администрация, бизнес, наука и образование, население и др.).

Вместе с тем, несмотря на указанные преимущества, создание «умной» специализации является задачей сложной и в ряде регионов России невозможной.

В целом даже в развитых странах «умные» специализации удается реализовать единичным региональным сообществам. Для понимания направлений регионального развития инструментами «умных» технологий в России, необходимо исследовать успешный зарубежный опыт.

Например, в Германии Бавария представляет собой наиболее развитый регион Европы с самым высоким ВВП благодаря реализации программ «умных» технологий между государством, наукой и бизнесом. Это один из самых инновационных регионов, развивающих научные университетские и внеуниверситетские исследования, где наиболее развитыми отраслями выступает машиностроение и легкая промышленность.

Кроме того, в данном регионе сконцентрированы офисы автогигантов: BMW, Audi, MAN, Siemens, Puma, Adidas и др. Основными приоритетными областями развития являются биологическая наука, экологические технологии, «умные» и нанотехнологии, робототехника, кибербезопасность и т. д. [7].

В Басконии (Испания) сконцентрированы кластерные образования между бизнесом, образованием и государством в сфере транспорта, автомобилестроения, аэрокосмической отрасли, металлообрабатывающей промышленности и др. В качестве смежной основными выступают энергетическая отрасль и бионаука. Исходя из опыта, перспективным кластером будущей реализации является сельское хозяйство.

Стратегия шести городов (Финляндия). Инициатива, объединившая несколько финских городов в одну агломерацию, работающую над пилотными проектами, получившими финансирование от ЕС. Основная сфера деятельности: робототехника и экологические проекты. Наиболее успешными продуктами являются роботизированные автобусы и климатические улицы, которые имеют значительно более низкий уровень выброса парниковых газов.

Китай и технопарк Чжунгуаньцунь - один из первых и наиболее успешных -«кремниевых» проектов, расположенных в Пекине, претендующий на почётное звание второго по важности «кремниевого» хаба на планете. С 1999 года он стал именоваться «Научно-технической зоной Чжунгуаньцунь», которая организационно включает в себя семь технопарков: Хайдянь, Фэнтай, Чанпин, Город электроники (в Чаояне), Ичжуан, Дэшэн и Цзяньсян. «Первоначальный» Чжунгуаньцунь теперь стал формально известен как технопарк Хайдянь зоны Чжунгуаньцунь.

По состоянию на июнь 2022 года, во многом именно благодаря Чжунгуаньцунь, Пекин является третьим городом мира по количеству компаний - единорогов» (имеющих оценочную стоимость более 1 миллиарда долларов США). Здесь их насчитывается 52 общей стоимостью почти 270 миллиардов долларов.

Таким образом, проанализировав международную государственную политику можно определить несколько сценариев развития «умной» специализации регионов, которые целесообразно реализовать в России:

- государство-бизнес;

- государство-регион;

- государство-бизнес-наука;

- государство-регион - наука-бизнес.

Первые два варианта сотрудничества являются наиболее простыми структурами «умных» технологий, которая предусматривает быстрый запуск инициативы и ее реализации. Для привлечения в региональное развитие учебных заведений и научно-технических учреждений требуется значительно больше времени и усилий, однако такие агломерации позволяют реализовать масштабные проекты.

В настоящее время в ряде регионов России ведется подготовка к организации простых форм «умных» специализации (г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург, г. Екатеринбург, Приморский край). Мероприятия в регионах осуществляются в рамках Стратегии развития до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

Например, в Приморском крае для того, чтобы определить приоритеты развития «умных» технологий необходимо было исследовать бизнес-процессы в регионе, по результатам которых в лидеры вышли 4 отрасли:

- судостороение;

- рыбное и сельское хозяйство;

- компьютерное программирование;

- машиностроение.

В будущем потенциал развития имеет производство продовольственных товаров, полиграфическая промышленность, производство химической продукции, производство техники и оборудования для сельского хозяйства.

Активность действий по развитию «умных» технологий в регионах России наблюдалась в течение 2015-2019 годов, когда осуществлялась подготовка к ее реализации в пределах нескольких регионов. Практика показала, что одной аналитики и идентификации приоритетных направлений инновационного развития недостаточно. Чтобы программа была

организована, необходима полная реорганизация публичных институтов. Кроме этого, требуется создание новых инструментов, технологий и подходов на региональном уровне, с которыми действующие органы власти незнакомы.

Проблема развития «умных» технологий еще больше актуализировалась в условиях кризиса 2020-2022 гг., когда каждый регион столкнулся изначально с проблемой противостояния пандемии распространения коронавирусной инфекции, а затем с проведением специальной военной операции (СВО).

Тем не менее, в условиях регионального восстановления после СВО министерствам и ведомствам необходимо будет активизироваться, использовав подход «умных» технологий и проводить ряд мероприятий, среди которых:

- построение региональной политики и укрепление ее устойчивости в условиях непредвиденных, форс-мажорных обстоятельств, с учетом усиления безопасности регионов;

- осуществить мероприятия в сфере применения современных инструментов региональной политики;

- обеспечить координацию формирования региональных программ развития по поддержке международных фондов и организаций, которые будут инвестировать средства в восстановление городов и регионов.

Таким образом, для решения вопросов развития «умных» технологий в регионах России, необходимо на начальном этапе сформировать команды регионального управления с прогнозным проектом инновационного характера. В рамках обозначенных проектов необходимо создать действенные нетворкинги с использованием современных информационных систем и технологий, которые в постоянном режиме могут коммуницировать между собой, следить за процессами реализации и оперативно реагировать на вызовы.

Заключение

Государственная политика в сфере «умных» специализаций является частью политики инновационного развития регионов. Однако под инновациями подразумевается не столько использование новых технологий в производстве, сколько новых технологий во взаимодействии между правительством, бизнесом, образованием и сообществом. «Умные» специализации регионов бывают разными: простыми и сложными, с привлечением вузов, наукоградов и населения в процесс или исключительно взаимодействуя с бизнесом.

В условиях санкций и восстановления экономики важно выбирать проекты быстрые и действенные, постепенно расширяя их. Развивать можно любой регион, независимо от его текущего состояния. Вместе с тем полноценное развитие получит то направление, в котором кардинально будут изменены подходы к публичному управлению и государственной политики.

Список литературы

1. Акимова О.Е Подходы к оценке использования «умных» технологий в развитии экономического потенциала территорий: оценка готовности российских регионов / О.Е. Акимова, С.К. Волков, И.М., И.М. Кузлаева // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - №4. - С. 29-37.

2. Воробьева О.В. Умный горожанин в умном городе: обзор подходов в России и за рубежом / О.В. Воробьева, Е.А. Манжула, А.В. Яшина // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - T. 7. - № 5. - С. 59-65.

3. Ганин О.Б., Ганин И.О. «Умный город»: перспективы и тенденции развития / О Б. Ганин, И.О. Ганин // ARS Administrant. - 2014. - № 1. - С. 124-135.

4. Глазьев С.Ю. Приоритеты опережающего развития российской экономики в условиях смены технологических укладов / С.Ю. Глазьев // Экономическое возрождение России. 2019. - № 2 (60). - С. 12-16.

5. Ерохина О.В. Перспективы создания «умных городов» в России / О.В. Ерохина // T-comm: телекоммуникация и транспорт. - 2018. - Т. 12. - № 4. - С. 17-22.

6. Молчанова Л.А. Факторы роста инвестиционной привлекательности регионов в контексте устойчивого развития экономики государства / Л.А. Молчанова, Т.Г. Бендерук // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 11 (58). - С. 1452-1456.

7. Вишневский К.О. Цифровые технологии в российской экономике / К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг, В.В. Дементьев и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 116.

References

1. Akimova O.E., Volkov S.K., I.M. Kuzlaeva Approaches to assessing the use of «smart» technologies in the development of the economic potential of territories: assessing the readiness of Russian regions. Bulletin of the Tomsk State University. 2019;4:29-37.

2. Vorob'eva O.V., Manzhula E.A., Yashina A.V. Smart city dweller in a smart city: a review of approaches in Russia and abroad. International Journal of Open Information Technologies. 2019;7(5):59-65.

3. Ganin O.B., Ganin I.O. «Smart City»: Prospects and Development Trends. ARS Administrandi. 2014;1:124-135.

4. Glazyev S.Yu. Priorities of the advanced development of the Russian economy in the context of changing technological structures. Economic revival of Russia. 2019;2(60):12-16.

5. Erokhina O.V. Prospects for the creation of «smart cities» in Russia. T-comm: telecommunications and transport. 2018;12(4):17-22.

6. Molchanova L.A., Benderuk T.G. Factors of growth of investment attractiveness of regions in the context of sustainable development of the state economy. Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017;11(58):1452-1456.

7. Vishnevsky K.O., Gokhberg L.M., Dementiev V.V. et al. Digital technologies in the Russian economy; ed. L.M. Gokhberg; National research University «Higher School of Economics». - M.: NRU HSE, 2021. 116р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.