Научная статья на тему 'Политика государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества'

Политика государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2894
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
политика государства / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / модернизация / российское общество / охрана здоровья / state policy / health protection / modernizing the Russian society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хасанов Ф. З.

Статья посвящена актуальным аспектам политики государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хасанов Ф. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the topical aspects of the state policy in the Health Protection sphere in conditions of modernizing the Russian society.

Текст научной работы на тему «Политика государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества»

УДК 352/ 354 (470+571)

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© Ф. З. Хасанов

Башкирский государственный аграрный университет Россия, Республика Башкортостан, 450001 г. Уфа, ул. 50-лет. Октября, 34. Тел./факс: +7 (347) 252 55 69.

E-mail: tackbir@mail.ru

Статья посвящена актуальным аспектам политики государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества.

Ключевые слова: политика государства, здравоохранение, модернизация, российское общество, охрана здоровья.

Прежде всего, определим, что мы будем подразумевать под словом «политика». Итак, политика в общем смысле означает сознательную деятельность в сфере отношений между государством и обществом по поводу распределения властных полномочий для достижения определенных целей в решении социально-политических задач. Основным инструментом политики в области здравоохранения выступает государство, хотя не меньшую роль играют гражданское общество и рыночные механизмы.

В настоящее время современное государство должно эффективно управлять общественными делами (политикой, программами, проектами), предоставлять гражданам качественные услуги, а также создавать устойчивые и надежные политические и государственные институты и структуры.

Государственная политика (общественная политика) - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти с привлечением институтов гражданского общества. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении [ 1].

В конечном счете государственная политика представляет собой общий план действий политикоадминистративных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан, общественных проблем, и включает в себя определение целей и приоритетов развития общества; разработку и планирование политической стратегии; анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам; обсуждение и консультирование; выбор и принятие государственных решений; мониторинг и оценку выполнения и т. д.

Известно, что ключевые факторы, определяющие состояние здоровья, находятся вне здравоохранения и сконцентрированы в социальной и экономической сферах жизнедеятельности общества. Поэтому государственное регулирование общественных отношений в интересах охраны здоровья граждан приоб-

ретает особое значение. Главным инструментом такого регулирования должна быть государственная политика в области здравоохранения.

Однако до настоящего времени указанное конституционно закрепленное направление государственной политики (ст. 114 Конституции РФ) не имеет не только научно обоснованной характеристики основных параметров (структура, содержание, цели, направления, правовые основы, период действия, субъекты, объекты, взаимодействие с другими направлениями государственной политики и т. д.), но и общепринятого определения, необходимого, среди прочего, для придания этому понятию статуса частнонаучной категории медицины.

Как показал проведенный анализ федеральных нормативных и правовых актов, для разработки и осуществления государственной политики в области здравоохранения в российском законодательстве имеются четкие и весомые, но пока не реализованные правовые основы.

Помимо Конституции Российской Федерации, статус предмета государственной политики закреплен за здравоохранением в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (№ 5487-1 от 22.07.93, ст. 5). Однако структура и содержание данного направления государственной политики в этом акте не раскрыты [2].

Правовой основой для указанной разработки является также Закон РФ № 1499-1 от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», в котором государственная политика упоминается в связи с ее финансированием. В законе также нет определения этого понятия, но о его содержании можно судить по регламентированной структуре использования финансовых средств на реализацию государственной политики.

Рассматривая формирование государственной политики в области здравоохранения как комплексную проблему, мы исходим из того, что при определении ее правовых основ необходимо исследовать не только отражение изучаемого понятия в нормативных правовых актах, но и системные характеристики зафиксированной в нем сущности. Речь идет, в частности, о решении принципиального вопроса взаимосвязи между обозначенными в

Конституции Российской Федерации направлениями государственной политики: а) в области здравоохранения (ст. 114) и б) внутренней политики (ст. 80 и 84). В системе государственной политики первое направление является частью второго. В таком случае государственная политика в области здравоохранения получает серьезную поддержку, поскольку, согласно статье 80 Конституции, основные направления внутренней политики государства, а, следовательно, и ее здравоохранительной составляющей, определяет Президент Российской Федерации.

Фактически это соотношение в течение определенного времени уже было законодательно закреплено. Не вдаваясь в разбор правовых коллизий, напомним, что, согласно статье 9 (в настоящее время утратившей силу) Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, руководство осуществлением «федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан» входило в полномочия Президента Российской Федерации. В интересах сохранения высокого статуса данного направления государственной политики указанную норму следовало не отменить, а привести в логическое соответствие с Конституцией и выделить в системе внутренней политики государства ее здраво -охранительный компонент как подсистему.

В отечественном законодательстве имеется достаточный объем принципов и положений, являющихся правовой основой для безотлагательного начала проведения комплекса работ по формированию и законодательному закреплению государственной политики в области здравоохранения.

Отсутствие в Российской Федерации государственной политики в области здравоохранения, которая должна охватывать и вопросы охраны здоровья детей в условиях нарастания негативных процессов в динамике показателей состояния здоровья детского населения, явилось одним из дополнительных факторов актуализации задачи разработки «научно обоснованной концепции долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей», предусмотренной действующей Программой «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2003-2010 гг.» (по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г.). Таким образом, указанная концепция имеет одновременно и компенсационное, и самостоятельное значение как форма познания взаимоотношений элементов в сложной системе «общество - дети» [3].

Ожидается, что эта разработка, осуществляемая в Научном центре здоровья детей РАМН, должна стать вкладом в научное освоение проблемы государственной политики в области здравоохранения, концептуальная модель которой представляет собой иерархическую систему, состоящую из трех элементов: «внутренняя политика государ-

ства» - «государственная политика в области здравоохранения» - «государственная политика в области охраны здоровья детей». Для педиатров существенно то, что детальное изучение третьего элемента рассматриваемой системы затрудняется недостатком научных данных о втором.

В сложившейся ситуации с целью частичного устранения этого затруднения, а также инициируя проведение комплексного междисциплинарного научного исследования, предлагаем в качестве рабочих определений следующие: государственная политика в области здравоохранения - система взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов деятельности.

Государственная политика в области здравоохранения - это составная часть внутренней политики государства, которая взаимодействует в рамках своих задач с другими направлениями политики и осуществляется средствами государственного регулирования правовых, социально-экономи-

ческих и любых иных отношений в обществе для достижения цели полного обеспечения прав граждан на профилактику болезней, высококвалифицированную медицинскую помощь и восстановительное лечение.

Государственная политика в области здравоохранения - это совокупность решений или обязательств государства по проведению органами власти согласованного курса действий в системе оказания медицинской помощи, направленных на достижение поставленных задач и целей по улучшению здоровья населения.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материальнотехническую базу системы здравоохранения.

Рассмотрим древо целей государственной политики в области здравоохранения (рис.).

Стратегическая цель предусматривает подцели в различных областях здравоохранения, но в то же время реализация данных подцелей обеспечивает достижение стратегической цели.

Для реализации любой политики необходима своя стратегия. Каждый тип стратегии сочетает несомненные достоинства с проблемными характеристиками. При реализации любой политики оптимальным является сочетание разных стратегий с учетом меняющихся условий. На практике каждое правительство предпочитает какой-то один тип стратегии; фактическое разнообразие создают исполнители.

Рис. Древо целей создания и функционирования государственной политики в области здравоохранения.

Правительство или другой государственный субъект деятельности не является единственным субъектом стратегического поведения. Стратегии, ориентированные на свои цели, используют исполнители, сторонники, противники политики, коллективные и индивидуальные субъекты, способные воздействовать на политику, но равнодушные к ее результатам и т. д. Таким образом, реализация любого решения государственной политики в области здравоохранения приобретает характер стратегического взаимодействия различных участников, преследующих разные цели [4].

Огромная роль государства и его способность регулирования процессов зависит от связи общества и политики. Государство - стержень существующей общественной системы, оно контролирует власть и санкционирует другие негосударственные институты. Государство формирует принципы и организует формы общественной жизни [1]. Поэтому возникновение и существование государственной политики является не только необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития области здравоохранения.

Государственная политика в области здравоохранения становится основным звеном и необходимым элементом жизни и благополучия граждан.

Государственная политика в области здраво-охранения - это меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера в целях стабилизации и приспособления существующей системы здравоохранения к изменившимся условиям жизни населения. Государственная политика в области здравоохранения является объективно необходимой для любого государства, т.к. здраво -охранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье и в связи с этим должно стать одним из самых приоритетных направлений в по-

литической, экономической и социальной жизни страны и общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 2008. 669 с.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федер. закон от 22 июля 1993 г. №5487-1: уст. ВС РФ.: (ред. от 28.09.2010 №243-фз) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. Ч. 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л. В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2007. 495 с.

4. Джатдоева Ф. А. Коммуникационные программы в общественном здоровье: учебник. М.: Обществ. здоровье и профилактика заболеваний. 2006. №4. С. 18-23.

Поступила в редакцию 24.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.