Научная статья на тему 'Политика государства по модернизации сельского хозяйства РСФСР во второй половине xx века'

Политика государства по модернизации сельского хозяйства РСФСР во второй половине xx века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / AGRICULTURE / MODERNIZATION / AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевельков А. И.

В статье на основе не введенных в научный оборот архивных документов анализируется политика государства по модернизации сельского хозяйства во второй половине XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF AGRICULTURAL MODERNISATION OF RSFSR in the second half of the XXth century

Having studied previously unknown archived documents the author analyses state policy of agricultural modernization in the second half of the XXth century.

Текст научной работы на тему «Политика государства по модернизации сельского хозяйства РСФСР во второй половине xx века»

ству и колхозам уделять больше внимания укреплению материальной базы сельских учебных заведений. Но в условиях быстрого роста сети школьного образования весьма острой оставалась проблема учительских кадров. Заведующие сельских школ регулярно обращались в районный отдел народного образования с просьбами о направлении учителей русской национальности для преподавания русского языка и литературы. Ос -тальные предметы велись местными кадрами на родном языке. В 1937 г Алтатинская школа стала первой в то время в Саратовской области сельской национальной средней школой.

Таким образом, в 30-е гг. XX в. в татарских селах происходило становление советской школы. Особенностью ее было сохранение татарского языка, национальных традиций, отделение их от религиозного влияния и облачение в идеологию нового государства, руководствующегося принципами воспитания активных строителей коммунизма. В эти годы были заложены прочные основы национальной образовательно-просветительской системы, накоплен начальный опыт в деле поднятия уровня национальной культуры, обога-

щения последней достижениями русской и европейской культуры.

1. Бабанский Ю.К., Зевина А.Н. Очерки истории советской школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 -1941. М., 1980.

2. Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.

3. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 1917 - 1987 гг. М., 1987.

4. Поздняков А.Н. История развития общего образования в России и в мире. Саратов, 2004.

5. Социалистическая стройка. 1938. 5 дек.

6. Хабибуллин А.А.Село Алтата: история и фольклор. Саратов, 2007.

7. Хамидов Р.И. Формирование и становление советской татарской школы в Среднем Поволжье (1917 - 1922 гг.). Казань, 2002.

8. ЦЦНИСО. Ф.2097. Оп.1. Д.21. Л.19.

9. Шакиров Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общего и среднего образования в России в XX веке. Казань, 1997.

удк 94(47) А.И. Шевельков

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР во второй половине XX века

В статье на основе не введенных в научный оборот архивных документов анализируется политика государства по модернизации сельского хозяйства во второй половине ХХ в.

Ключевые слова: сельское хозяйство, модернизация, сельскохозяйственное производство.

A.I. Shevelkov

STATE POLICY OF AGRICULTURAL MODERNISATION OF RSFSR in the second half of the XXth century

Having studied previously unknown archived documents the author analyses state policy of agricultural modernization in the second half of the XXth century.

The key words: agriculture, modernization, agricultural production.

На рубеже 1950 - 1960-х гг стало окончательно ясно, что призыв Н.С.Хрущева догнать и перегнать США по производству и потреблению основных видов продовольствия на душу населения не был осуществлен. К тому же и в 1960 г (даже в сравнении с 1959 г.) произошло значительное снижение производства сельхозпродукции, а также уровня потребления продовольствия на душу населения. К примеру, в РСФСР было произведено зерна, мяса и молока меньше, чем намечалось семилетним планом развития сельского хозяйства. Даже в таких крупных сельскохозяйственных субъектах республики, как Алтайский и Краснодарский края, Воронежская область, сократилось производство мяса и молока, а в Московской, Владимирской и Тульской областях уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, прежде всего коров. Только в 1960 г в целом по РСФСР был допущен падеж более 5 млн овец. В результате в 1960 г. потреб-

ление мяса и мясопродуктов на душу населения составляло 40 кг тогда как этот показатель в США превышал 120 кг [5. Д.192. Л.7 ].

Одна из основных причин неэффективности сель-хозпроизводства - его низкая техническая оснащенность, высокая доля ручного труда, прежде всего в животноводстве. Падеж и недокорм животных был следствием отсутствия необходимой техники для заготовки кормов, прежде всего сена. К примеру, в 1964 г в хозяйствах страны насчитывалось лишь 37 тыс. пресс-подборщиков и стационарных прессов, в то время как на американских фермах имелось более 1 млн пресс-подборщиков, которыми заготавливали свыше 80% запаса сена [5. Д.768. Л.205].

Как отмечалось на декабрьском 1959 г. пленуме ЦК КПСС, промышленность тракторного и сельхозмашиностроения, различные министерства и ведомства плохо решают задачи комплексной механизации сельхоз-

производства. К тому же заводы и конструкторские организации не выполнили заданий по разработке и внедрению в производство более совершенной техники -тракторов на повышенных скоростях, навесных машин и орудий, самоходных шасси, картофелеуборочных комбайнов и других машин, необходимых для дальнейшей механизации трудоемких работ и замены имеющейся в сельском хозяйстве устаревшей, малопроизводительной техники. Были названы и «крупные недостатки» в организации производства и торговле запасными частями к тракторам, автомобилям и сельхозмашинам. Пленум постановил: обеспечить непрерывный технический прогресс в механизации и электрификации, усилить темпы оснащения колхозов и совхозов новой техникой для комплексной механизации и на этой основе значительно сократить сроки проведения сельскохозяйственных работ, добиться роста производительности труда и снижения себестоимости продукции. Колхозам было рекомендовано денежные средства неделимых фондов направ -лять в первую очередь на приобретение тракторов, сель -хозмашин и оборудования, строительство производственных помещений, ирригационно- мелиоративных сооружений [2. Т. 9. С. 481, 485, 486].

Для концентрации усилий по обеспечению сельского хозяйства техникой запасными частями, ремонта тракторов и сельхозмашин, по предложению Н.С. Хрущева, в 1961 г. было создано ВО «Союзсельхозтехни-ка», а также подобные республиканские и межрайонные организации. Так, в РСФСР была создана «Рос-сельхозтехника». Для поощрения производства животноводческой продукции на 1961 - 1965 гг., высвобождения финансов для модернизации производства колхозам была предоставлена льгота по подоходному налогу, включая освобождение от обложения 80% облагаемых налогов (от реализации мяса всех видов, живого скота, птицы, яиц, молока и молочных продуктов).

Однако низкие закупочные цены на произведенную продукцию, высокие цены на трактора, сельхозмашины, оборудование для механизации труда на животноводческих фермах не сокращали, а только увеличивали финансовую задолженность колхозов, к 1965 г превысившую 5 млрд руб., из которых более 2,4 млрд руб. числилось за экономически слабыми колхозами, прежде всего в РСФСР [5. Д.768. Л.95]. О финансовой несостоятельности колхозов при приобретении новой техники свидетельствует и тот факт, что в конце 1963 г на складах и базах ВО «Союзсельхозтехника» накопилось несколько десятков тысяч единиц техники и оборудования, включая 70,8 тыс. тракторных сеялок и плугов, 22,2 тыс. доильных установок «Елочка», 5 тыс. штук силосоуборочных комбайнов и т.д. [5. Д.346. Л.76]. Это означало: модернизация сельхозпроизводства, в том числе комплексная механизация его основных процессов, были далеки от завершения.

Но руководство страны не хотело признавать несостоятельность планов модернизации сельского хозяйства. На своем последнем пленуме ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства (февраль 1964 г.) Н.С. Хрущев сделал вывод, что «материально-техническая база колхозов и совхозов изменилась коренным образом». И это несмотря на то что пленум вновь констатировал: в ряде отраслей сельского хозяйства велики затраты ручного труда, а имеющаяся техника используется не-

эффективно. Пленум обозначил ускоренную программу интенсификации сельского хозяйства, которая должна была осуществляться прежде всего на основе завершения комплексной механизации всех процессов в земледелии. Как и в предшествующие годы, вновь была поставлена нереальная задача - уже в ближайшие годы полностью механизировать уборку сахарной свеклы, картофеля и других культур. Ряду министерств и ведомств, включая ВО «Сельхозтехника», было поручено усилить работы по созданию новой техники и в трехмесячный срок внести предложения по наращиванию тракторного, автомобильного и сельхозмашиностроения в размерах, необходимых для завершения комплексной механизации основных отраслей сельхозпроизводства. И кроме того, обеспечить значительное улучшение качества тракторов и сельхозтехники, повышение долговечности работы двигателей, увеличение гарантированных сроков работы тракторов - с тем, чтобы «выпускать на поля колхозов и совхозов только совершенную технику, с максимальной унификацией деталей и узлов, удобную в ремонте и эксплуатации» [2. Т. 10. С. 403, 406 -407]. В колхозы и совхозы РСФСР поставлялось бо -лее 10 марок гусеничных и около 20 марок колесных тракторов. В связи с этим колхозы и совхозы РСФСР испытывали недостаток в запчастях к тракторам - по 233 позициям, к сельхозмашинам - по 118. То есть детали и запчасти для техники не были унифицированы [5. Д.480. Л.32].

Среди причин слабой механизации производства на фермах было не только отсутствие необходимых механизмов и оборудования, но и нехватка электроэнергии. На значительном же количестве ферм Нечерноземья, расположенных в отдаленных и приходящих в запустение населенных пунктах, вообще не было электроэнергии. В первой половине 1960-х гг. общее потребление электроэнергии в сельском хозяйстве страны (в расчете на 1 га сельхозугодий) составляло 25,3 кВт/ч. Для сравнения: в США - 120 кВт/ч, в ФРГ - 168,9, в Швеции - 231, в ГДР - 235. То есть отставание было весьма существенным [5. Д.476. Л.235].

Для изменения этой ситуации ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «Об электрификации сельского хозяйства СССР в 1961 - 1965 гг» (1961 г.), которое определило программу первоочередных работ по дальнейшему расширению электроснабжения колхозов и совхозов путем подключения их к государственным энергосистемам, строительства сельских электростанций. Намечалось к 1965 г. перевести на электроэнергию в колхозах и совхозах оборудование для водоснабжения животноводческих ферм, доильные аппараты, агрегаты для стрижки овец, машины для приготовления кормов, очистки и сушки зерна, первичной переработки сельскохозяйственных продуктов, оборудование колхозных и совхозных мастерских, а также другие стационарные машины и оборудование. Несмотря на ухуд -шение финансового положения колхозов строительство межколхозных и колхозных электростанций, подстанций и низковольтных электросетей в колхозах должно было производиться за счет средств колхозов. Равно как и работы по электрификации производственных процессов в колхозах. Это обстоятельство в значительной степени сдерживало электрификацию колхозов, производственных процессов в животноводстве.

По состоянию на 1 января 1964 г. на фермах крупного рогатого скота водоснабжение было механизировано на 47%, раздача кормов - на 2%, уборка навоза из помещения - на 7%. Уровень механизации раздачи кормов на свиноводческих фермах составил 13%, очистки помещений от навоза - 14% [5. Д. 367. Л.25].

О существовании и даже обострении проблем в материально-техническом оснащении колхозов и совхо -зах и одновременно о важности модернизации аграрного сектора экономики свидетельствовал и специальный раздел в докладе ЦК КПСС на мартовском (1965 г) пленуме ЦК КПСС «Об укреплении материально-технической базы сельского хозяйства». В нем, в частности, отмечалось: «Разве можно считать нормальным, когда зяблевая вспашка вместо 18 - 20 дней нередко продолжается до двух месяцев. Из-за недостатка комбайнов и другой техники уборка зерновых культур продолжается нередко 30 - 40 дней, что вызывает огромные потери урожая». Кроме того, констатировалось, что существующая ремонтная база хозяйств позволяет отремонтировать только на 60% потребности, а почти 13 тыс. колхозов и совхозов не имеют мастерских для осуществления текущего ремонта [4, с. 19].

Необходимо отметить, что в 1960-е гг достаточно острым было противостояние между Госпланом и Министерством сельского хозяйства СССР, его отдельными структурами, что не могло не отражаться на содержании и темпах модернизации сельскохозяйственного производства. Министерство сельского хозяйства СССР не только добивалось права распоряжаться распределением финансовых и материально-технических ресурсов для аграрного сектора экономики, но и имело свое представление о перспективах его модернизации. Это проявилось и при подготовке к мартовскому 1965 г. пленуму ЦК КПСС. Не было единства и по вопросу о техническом обеспечении колхозов и совхозов в 1966 -1970 гг. между Госпланом и ВО «Союзсельхозтехника». Так, по расчетам госплановцев, для выполнения работ в лучшие агротехнические сроки сельское хозяйство страны в 1970 г. будет нуждаться в 2 850 тыс. тракторов, 830 тыс. зерновых комбайнов, 1 350 тыс. грузовых авто -мобилей, 1 400 тыс. тракторных прицепов и т.д.

ВО «Союзсельхозтехника», в отличие от плановиков, считало, что тракторов должно быть поставлено больше на 70 тыс., грузовых автомобилей - на 150 тыс., тракторных прицепов - на 405 тыс. единиц. В итоге же был утвержден более низкий план поставок техники: 1 790 тракторов, 1 100 грузовых автомобилей, 550 тыс. зерноуборочных комбайнов, 900 тыс. тракторных прицепов. Кроме поставок техники были определены задания по модернизации всех отраслей сельского хозяйства, включая животноводство, а также перерабатывающую промышленность. Но и они были ниже тех показателей, которые предлагали Госплан и Минсельхоз. Не принявший такого плана модернизации министр сельского хозяйства СССР И.П. Воловченко был освобожден накануне мартовского 1965 г. пленума ЦК КПСС, а позднее и председатель Госплана П.Ф. Ломако. Вместе с тем и заниженные планы поставки техники, модернизации оказались не выполненными. Одна из глав -ных причин - значительное сокращение финансирования аграрного сектора экономики, которое составило почти четверть от запланированных объемов. В итоге в

1966 - 1970 гг колхозам и совхозам страны было недодано свыше 300 тыс. тракторов, более 80 тыс. зерноуборочных комбайнов, около 400 тыс. автомобилей, на 1,7 млрд руб. сельхозмашин. Вследствие этого, с учетом естественного износа машин, фактически парк тракторов увеличился лишь на 369 тыс., а зерноуборочных комбайнов - на 93 тыс. единиц [5. Д.407. Л.76].

Сельское хозяйство РСФСР также не получило в полном объеме технику, а из-за сокращения финансирования не были реализованы планы модернизации сельскохозяйственного производства. Хотя по сравнению с периодом 1961 - 1965 гг поставки техники в сельское хозяйство республики увеличились, а материально -техническая база колхозов и совхозов укрепилась. Как видно из справки Госплана РСФСР, направленной в правительство республики (февраль 1971 г), в результате роста машинно-тракторного парка энерговооруженность в сельском хозяйстве возросла и в 1970 г составила на 100 га пашни около 110 л.с., что на 37% больше, чем в 1965 г., а на одного работающего - 13,7 л.с. То есть налицо рост в сравнении с 1965 г. более чем на 40%. При этом на одного работающего в совхозах в 1970 г. приходилось 16 л.с., а в колхозах - 12 л.с. Вместе с тем было отмечено, что потребности сельхозпредприятий в технике удовлетворяются не полностью, а ее нехватка закладывалась уже при планировании.

Так, в соответствии с решениями мартовского 1965 г. пленума ЦК КПСС правительством страны был установлен перечень и количество техники, которая должна была поставлена в 1965 - 1970 гг. Во исполнение этого постановления Госпланом СССР были определены фонды на технику, направляемую и в сельское хозяйство РСФСР. Но они были заведомо недостаточными и не в полной мере удовлетворяли нужды сельхозпредприятий республики: по тракторам - на 86%, по автомобилям - на 62%, по экскаваторам - на 61%, по бульдозерам - на 35% по отношению к потребностям. Силосоуборочных и свеклоуборочных комбайнов было поставлено за годы восьмой пятилетки меньше, чем за этот период было списано старых таких комбайнов [1. Д.1024. Л.39].

В результате наличие этих комбайнов в хозяйствах к концу 1970 г. по сравнению с 1965 г. снизилось: по силосоуборочным - с 110 до 74 тыс., или на 33%, а по свеклоуборочным - с 33 до 25 тыс., или на 24%. К тому же промышленностью не производилось до 500 наименований машин, предусмотренных технологическими картами для комплексной механизации всех процессов сельхозпроизводства [1. Д.1024. Л.78]. Не были механизированы многие процессы в виноградарстве и овощеводстве, слабо механизированы отдельные виды работ и в растениеводстве: уборка хлебов в увлажненной зоне, подъем льнотресты, уборка картофеля на тяжелых почвах и т.д. Но и существующая техника по своим технико-экономическим и эксплутационным качествам, включая основной пахотный трактор ДТ-75, не удовлетворяла тружеников села. Поставленный на производство трактор Т-4 из-за конструктивных недостатков и низкой надежности не пользовался большим спросом хозяйств. В то же время более производительные тракторы Т-150 не были запущены в массовое производство. Для обеспечения эффективной эксплуатации мощных тракторов К-750, которые также требова-

ли значительных доработок, недоставало и широкозахватных лущильщиков, культиваторов-плоскорезов, тяжелых одно- и двухосных прицепов [1. Д.10034. Л.43].

В результате поставки техники за период 1966 - 1970 гг. в хозяйствах РСФСР уровень механизации трудоемких процесса хотя и возрос, но по-прежнему был достаточно низким. Так, послеуборочная обработка зерна на поточных линиях увеличилась лишь с 10 до 36%; а уборка картофеля с помощью комбайнов составляла только 22%. Особенно высокой доля ручного труда оставалась в производстве и переработке льна-долгунца. Из-за недостатка машин для уборки льна расстил соломки и подъем тресты со стлищ проводились с большим опозданием, что сказывалось на качестве льнопродукции, приводило к снижению денежных доходов колхозов и совхозов. К тому же Министерство легкой промышленности очень медленно осваивало капитальные вложения и мало вводило мощностей для промышленного приготовления тресты и переработки льносоломки на луб. В результате колхозы и совхозы до 85% льнотресты приготавливали ручным способом [1. Д.10045. Л.143].

Особенно нуждались в технике мелиораторы - экскаваторах емкостью ковша 0,65 куб.м, а также экскаваторах на пневматическом ходу, мощных бульдозерах, скреперах емкостью ковша 8 - 15 куб.м, корчевателях на тракторах мощностью 100 л.с. и выше. Совершенно отсутствовали машины для очистки оросительной и осушительной сети. В итоге решения майского (1966 г) пленума ЦК КПСС по осуществлению огромных объемов мелиоративных и культуротехнических работ в годы восьмой пятилетки не были выполнены в полном объеме.

В целях решения задачи по увеличению электрификации сельского хозяйства в годы восьмой пятилетки был продолжен курс на обеспечение сельских потребителей электрической энергией от государственных энергосистем. За 1965 - 1970 гг было построено и введено в действие 730 тыс. сельских линий электропередачи протяженностью 500 тыс. км. В результате протяженность линий возросла почти в 2 раза и достигла 1,5 млн км. Мощность трансформаторных подстанций за этот период возросла в 2,5 раза. Все это дало возможность многих колхозам и совхозам, расположенным в труднодоступных районах, пользоваться электроэнергией. Если в 1965 г от государственных энергосистем получали электроэнергию 50% колхозов и совхозов, то к концу 1970 г - уже свыше 90%, а в 19 субъектах РСФСР все хозяйства подключены только к государственным энергосистемам [1. Д.10045. Л.123].

Несмотря на значительный рост уровня централизованного электроснабжения, потребление электроэнергии сельским хозяйством в 1970 г. возросло по сравнению с 1965 г. на 80%, в то время как Директивами ХХ111 съезда КПСС (1966 г.) ставилась задача роста потребления электроэнергии в сельском хозяйстве -в 3 раза. По предварительным данным, парк электродвигателей в колхозах и совхозах на 1 января 1971 г. достиг 2,5 млн шт. общей мощностью 13 млн кВт/ч, что было в 2,3 раза больше, чем в 1965 г. Число устанавливаемых в среднем на одно хозяйство составило 113 штук мощностью 587 кВт/ч. В то же время на начало 1970 г. в 2 684 колхозах и совхозах, или более чем в 11%, работало только от 1 до 20 электродвигателей, а в 439 колхозах и совхозах не было в работе ни одного электро-

двигателя, и они применяли электроэнергию только для освещения [1. Д.10024. Л.76]. Следует отметить, что хотя расход электроэнергии на производственные цели увеличился, многие колхозы и совхозы использовали ее не на всех трудоемких работах, требующих стационарного привода, особенно в животноводстве, так как недостаточным было производство сельхозмашин и оборудования с электроприводом, обеспеченность электроматериалами. Крупным недостатком в использовании электроэнергии являлась невысокая надежность электроснабжения сельхозпроизводства, вызванная частыми и продолжительными перерывами в подаче электроэнергии.

По-прежнему значительно недоставало машин и механизмов в животноводстве. Некоторое увеличение поставок техники на животноводческие фермы позволило немного повысить уровень механизации труда: на 23% свиноводческих и на 18% птицеводческих фермах РСФСР. И хотя к 1970 г. уровень механизации основных процессов на животноводческих фермах по сравнению с 1965 г вырос, доля ручного труда составляла: при доении коров - 47%, при раздаче кормов - 90%, при подаче воды - 32%, при удалении навоза - 77%. Комплексная же механизация труда была реализована только на 8% фермах для крупного рогатого скота, тогда как еще Н.С. Хрущев и решения пленумов ЦК КПСС намечали ее завершение уже в 1960-е гг [1. Д.10045. Л.126].

На июльском 1970 г. пленуме ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства вновь было признано, что недостаток сельхозмашин, орудий и механизмов, транспортных средств, запасных частей, электроэнергии «оказывает сдерживающее влияние на достижение высокого, необходимого нам роста сельскохозяйственного производства». Оценивая значительные недопоставки техники, Л.И. Брежнев заключил: «Если такими темпами пополнять машинно -тракторный парк колхозов и совхозов и в дальнейшем, то потребуется еще много лет для того, чтобы в полном достатке обеспечить наше сельское хозяйство техникой. Только из-за запаздывания уборки хлебов ежегодно теряется около 15 -16 млн т зерна» [5. Д.676. Л. 9, 33]. Однако и в 1970 -1980-е гг. колхозы и совхозы продолжали испытывать недостаток в уборочной технике и транспортных средствах, что опять-таки приводило к затягиванию сроков уборки, а значит, к потерям выращенного урожая.

Невзирая на усилия различных министерств и ведомств, самих колхозов и совхозов, в сельском хозяйстве в 1960-е - начале 1970-х гг возникла диспропорция между наличным парком сельхозмашин и мощностями ремонтных предприятий. Имеющаяся сеть ремонтных предприятий не обеспечивала проведение ремонта техники и ее готовность к полевым работам. Это вело к тому, что хозяйства списывали технику, которая могла быть отремонтирована, а на покупку новой средств не хватало. К примеру, за период 1965 - 1974 гг. в Калининской области было преждевременно списано 14,5 тыс. тракторов, или 116% к норме, а также 4,7 тыс. зерноуборочных комбайнов (114% к норме), 467 силосоуборочных комбайнов (163%), 10,1 тыс. косилок (184%) и 376 жаток (145% к норме). Здесь во многих хозяйствах на осуществление ухода за машинами, устранение неисправностей механизаторы расходовали до 40% сменного времени. В результате в нача-

ле 1970-х гг выработка на эталонный трактор составляла в среднем всего 80% нормы. Одна из причин - отсутствие в хозяйствах мастерских для текущего ремонта техники, а также слабые мощности местной «Россель-хозтехники», которая проводила обслуживание только 5% комбайнов, 10% тракторов, 22% автомобилей и менее 50% средств механизации животноводческих ферм области. И такая картина существовала в большинстве областей РСФСР, что и объясняет принятие специального постановления Совета Министров РСФСР «О преждевременном списание сельхозтехники в колхозах и совхозах РСФСР» (27 апреля 1972 г.) [5. Д.3160. Л.189].

Сохранение проблемы продовольственного обеспечения населения во второй половине 1960-х гг вызвало необходимость производства животноводческой продукции на промышленной основе. Но в стране отсутствовали подобные технологии, и пришлось обратиться к западному опыту. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (15 мая 1969 г) было принято решение закупить за рубежом оборудование и осуществить строительство комплекса для промышленного производства свинины и говядины. У итальянской фирмы «Джи-Э-Джи» были приобретены техническая до -кументация и оборудование по выращиванию и откорму 108 тыс. голов свиней в год в совхозе «Кузнецовский», а также для строительства комплекса по дора-щиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота на 9,8 тыс. голов в подмосковном совхозе «Вороново».

Кроме того, в ГДР была приобретена техническая документация и комплект технологического оборудования для молочного комплекса на 2 000 голов для опытного хозяйства «Щапово», также расположенного в Московской области. Общий объем строительно-монтажных работ на этих трех объектах составил около 60 млн руб. Было намечено и строительство мощных заводов по производству и обеспечению комбикормами крупных животноводческих комплексов. Для реализации программы строительства были привлечены сразу 5 союзных министерств, в том числе Министерство среднего машиностроения, которое в большей степени обслуживало оборонный комплекс страны. Это свидетельствовало о том, что решение продовольственной проблемы начинало приобретать важное стратегическое значение.

В течение трех лет было завершено строительство основных мощностей на свиноводческом комплексе в

совхозе «Кузнецовский», который в 1972 г. вошел в состав крупнейшего в стране совхоза-комбината имени 50-летия СССР, расположенного в Наро-Фоминском районе. В числе первых в стране здесь осваивались промышленные технологии производства сельхозпродукции. Несмотря на то что комплекс так и не был выведен на предусмотренные проектом мощности, за период 1972 - 1985 гг здесь было получено 1 750 тыс. поросят, реализовано государству 153 тыс. т свиного мяса, получено 95 млн руб. прибыли. За этот период расходы на строительство комплекса окупились троекратно [6, с. 48].

Неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия, обрушившиеся на страну в 1969 - 1971 гг. и приведшие к сокращению уровня сельскохозяйственного производства, обострению продовольственной проблемы, заставили руководство страны в марте 1971 г. принять решение о значительном увеличении финансирования аграрного сектора экономики. Это позволило в течение 1970-х гг. создать в стране свыше 3 тыс. крупных комплексов. Однако только около 61% молочных и 66% комплексов по откорму крупного рогатого скота и свиней были освоены. На многих из них отсутствовали передовые технологии, а также механизмы для сведения доли ручного труда к минимуму. Вместо вложения средств в модернизацию производства в животноводстве был взят курс по «загону» денег в «стены». В итоге за 1971 - 1982 гг. душевое потребление мяса и мясопродуктов возросло только на 10 кг, а молока - сократилось на 7 кг [3, с. 201]. Намеченные планы по модернизации сельского хозяйства не были реализованы, оно становилось все более затратным. Объемы закупок импортной сельхозпродукции постоянно росли.

1. ГАРФ. (Государственный архив Российской Федерации). Ф. А-262.Оп.1.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.,1986.

3. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России - ХХ век. М.,2002.

4. Пленум ЦК КПСС. 24 - 26 марта 1965 г.: стенографич. отчет. М.,1965.

5. РГАНИ (Российский Государственный архив новейшей истории) Ф.2.Оп.3.

6. Соколов В.Н. Продовольственная программа в действии. М.,1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.