Научная статья на тему 'Политика государства на сближение гражданского общества и власти'

Политика государства на сближение гражданского общества и власти Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
67
2
Поделиться
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич, Яковлев Никита Александрович

В статье рассматривается взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в сфере защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Анализ позволил выявить роль негосударственных правозащитных организаций, предложены некоторые поправки в федеральный закон ФЗ-76.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич, Яковлев Никита Александрович,

The state''s policy of rapprochement between civil society and authorities

The article discusses the interaction between civil society and state authorities in the sphere of protection of rights and legitimate interests of man and citizen. The analysis allowed one to identify the role of non-governmental human rights organizations. The authors suggested some amendments to the Federal Law No. FZ-76.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Политика государства на сближение гражданского общества и власти»

УДК 342.5:323.2

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.5.23

Егоров Вадим Алексеевич

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и история государства и права» Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Яковлев Никита Александрович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, процесс и криминалистика»

Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА СБЛИЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ

Egorov Vadim Alekseevich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Theory and History of State and Law Department, Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Yakovlev Nikita Aleksandrovich

PhD in Law, Assistant Professor, Criminal Law, Process and Criminal Studies Department, Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

THE STATE'S POLICY OF RAPPROCHEMENT BETWEEN CIVIL SOCIETY AND AUTHORITIES

Аннотация:

В статье рассматривается взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в сфере защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Анализ позволил выявить роль негосударственных правозащитных организаций, предложены некоторые поправки в федеральный закон ФЗ-76.

Ключевые слова:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

права человека, Конституция РФ, гражданское общество, неправительственные правозащитные организации, ресоциализация.

Summary:

The article discusses the interaction between civil society and state authorities in the sphere of protection of rights and legitimate interests of man and citizen. The analysis allowed one to identify the role of non-governmental human rights organizations. The authors suggested some amendments to the Federal Law No. FZ-76.

Keywords:

human rights, Constitution of the Russian Federation, civil society, non-governmental human rights organizations, resocialization.

Россия, как и многие страны мира, сегодня переживает кризис общественной безопасности в реализации защиты прав человека и гражданина. Европейская толерантность по отношению к беженцам, которые пытаются ассимилироваться, например, в Германии, показывает, что адаптация мигрантов проходит не совсем эффективно. Это неуклонно ведет к большому числу нарушений прав человека со стороны власти [1].

Россия не остается в стороне от данного процесса и уделяет этому вопросу первостепенное значение. На страже законных интересов гражданина и человека действуют разные ведомства и властные структуры. Все это укрепляет непосредственно институт защиты жизни и здоровья граждан, однако многие права подвергаются нарушению как со стороны криминальных сообществ (например, взлом кредитных карт), так и со стороны государства (разглашение личной, семейной и медицинской тайн). Институт защиты прав человека имеет многовековую историю, начало которой положил в 539 г. до н. э. царь Древней Персии Кир II Великий. После завоевания Вавилона он объявил рабам, что они свободны, создав тем самым первый акт о правах человека, обретший письменный клинописный образ [2].

Права и законные интересы гражданина становятся главным фундаментом мировой культуры, выступают как эталон, вектор взаимодействия человека и государства. В ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [3]. С этой точки зрения и исходя из сложившегося международного опыта, сегодня правоохранительные органы 100 % надежной защиты прав граждан не гарантируют. Средства массовой информации ежедневно сообщают о нарушениях прав людей, обращающихся за помощью в правозащитные организации. Это особо подчеркнул глава государства В. Путин, который привел данные, что в 2015 г. было выявлено 3,2 млн нарушений прав и свобод граждан. Значит, вопрос о правах человека не является надуманным. Анализ нарушений таких прав прямо указывает на степень сформированности гражданского социума, правового государства, место и роль личности в системе общественных отношений [4].

Сегодня власть становится открытой, следовательно, негативные процессы также не замалчиваются. Нарушения прав и законных интересов граждан были всегда. Современный этап развития России не исключение, и количество нарушений возрастает с каждым годом. Кроме того, становятся более изощренными сами факты попрания фундаментальных основ демократических свобод. Применение, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - новая реальность нашей страны, данная область не оставляет равнодушными всех членов общества.

Защита прав человека - это сфера деятельности государства (суда, правоохранительной системы и института уполномоченного по правам человека), а также негосударственного сектора (неправительственных правозащитных организаций). Негосударственными институтами в системе защиты прав и законных интересов граждан являются неправительственные правозащитные организации, деятельность которых основана на Конституции РФ и НПА, например федеральных законах «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ и «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

Таким образом, для защиты основ государства и прав граждан необходимо сплотиться. Современное общество как никогда раньше проявляет интерес и целеустремленность в данном вопросе. Для этого необходима поддержка негосударственных институтов со стороны власти.

Отличие государственных правозащитных организаций от негосударственных состоит в том, что последние действуют на добровольных началах и прежде всего осуществляют общественный контроль за властью в сфере соблюдения прав человека. Примером являются созданные в 2008 г. общественные наблюдательные комиссии (далее - ОНК), контролирующие соблюдение прав человека в местах принудительного содержания (Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ).

ОНК созданы в каждом субъекте Российской Федерации для осуществления проверок мест принудительного содержания. После каждой процедуры контроля составляется подробный отчет о посещении, в котором указываются выявленные недостатки в работе учреждений и рекомендации по их устранению. Некоторые вопросы решаются в рабочем порядке во время посещения. По всем жалобам проводятся проверки, в результате принимаются меры, направленные на повышение уровня правовой грамотности осужденных.

Анализ данных показывает, что деятельность неправительственных правозащитных организаций за период с 2008 г. продуктивна, следовательно, и общество обратило пристальное внимание на эту проблему. Государство не только не запрещает правозащитные организации, но активно поддерживает и помогает их становлению, что в свою очередь способствует повышению эффективности структур, занимающихся защитой прав человека [5].

Правозащитные организации играют важную роль в обеспечении законности и правопорядка. Неправительственные правозащитные организации очерчивают вполне конкретные задачи своей деятельности. Среди отличительных особенностей и признаков подобных объединений можно выделить целевое назначение, некоммерческий характер, независимость от государства и - главное - отсутствие политической направленности в их работе.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Примером положительной совместной деятельности служат Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ) и церковь. В частности, на территории Липецкой области во всех без исключения исправительных учреждениях имеются православные церкви или молитвенные комнаты как для православных, так и для тех, кто исповедует ислам.

Иностранная практика в данной сфере позволяет сделать вывод, что сегодняшняя Европа отличается от Европы прошлого столетия. Впервые в истории европейцы сообща идут на выборы. Ранее их делегировали национальные парламенты [6]. Ресоциализация во многом зависит не столько от властных органов, сколько от усилий всего социума, а именно правозащитных, религиозных и других организаций, неравнодушных к чужой беде [7]. Поэтому представляется целесообразным учесть отечественный и зарубежный опыт функционирования подобных учреждений и попытаться внедрить его в практику пенитенциарной системы России.

Таким образом, защищая интересы граждан, правозащитные организации должны способствовать взаимодействию с органами власти, регулирующими деятельность в рассматриваемой области, реальному соблюдению провозглашенных прав и свобод человека и гражданина. Для более эффективной работы мы предлагаем внести следующие изменения в федеральный закон № 76-ФЗ:

- по итогам избрания членов ОНК и утверждения их кандидатур в Общественной палате РФ решать вопрос о дополнительном наборе членов для каждого субъекта РФ индивидуально;

- ввести институт доверенных экспертов, которые по согласованию с территориальным органом МВД или ФСИН России могли бы посещать учреждения вместе с членами ОНК;

- утвердить право членов ОНК на доступ к видеозаписям посещения ими места принудительного содержания;

- ввести норму об обязанности реагировать на рекомендации члена ОНК;

- двухлетний срок заменить на трехлетний для организаций, которые выдвигают своих членов (как показывает опыт, на первом году объединение формируется, на втором году - начинает участвовать в жизни общества); пятилетний период существенно ограничит круг возможных кандидатов;

- внести поправки, касающиеся регламентации осуществления членами ОНК кино-, фото-и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также аудиозаписи в местах содержания под стражей.

Ссылки:

1. Правительство Германии планирует упростить процедуру депортации мигрантов [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/society/2242189.html (дата обращения: 10.05.2017).

2. Хрестоматия по истории Древнего Востока : учеб. пособие / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Ку-зищина. В 2 ч. Ч. 2. М., 1980. 256 с.

3. Конституция Российской Федерации ; принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

4. Гунеев С. Путин: прокуратура в 2015 г. выявила 3,2 млн нарушений прав граждан [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/incidents/20160323/1395412950.html (дата обращения: 10.05.2017).

5. Шорников Е.И. Понятие, содержание и этапы исторического развития гражданского общества в России // Правозащитник. 2013. № 1. С. 23-29.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6. Stages of European unification [Электронный ресурс]. URL: https://www.deutschland.de/en/topic/politics/germany-eu-rope/stages-of-european-unification (дата обращения: 10.05.2017).

7. Мельниченко Д.С., Тухфатуллин А.Н., Малышев С.А. Предложения по профилактике кризисных ситуаций и профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4, № 10. С. 178-182.