Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ГЕРМАНСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ЮГО-ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ (РУБЕЖ XIX-XX ВВ.)'

ПОЛИТИКА ГЕРМАНСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ЮГО-ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ (РУБЕЖ XIX-XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
империализм / колониализм / Германская Юго-Западная Африка / германская колониальная администрация / охранные войска / христианские миссии / imperialism / colonialism / German South West Africa / German colonial administration / guard troops / Christian missions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филин Сергей Антонович

В статье рассматривается политика, проводившаяся германской колониальной администрацией в Юго-Западной Африке. Отмечено, что Юго-Западная Африка выступала в качестве одной из важнейших колоний Германской империи. Автор анализирует особенности организации системы колониального управления в регионе, рассматривает основные направления деятельности колониальной администрации. Немецкие охранные войска, необходимость которых для укрепления власти в Юго-Западной Африке не вызывает сомнений, показаны как часть всей «системы» колониального управления. Для более полного изучения их роли в управлении колониями в статье приведены сведения об их структуре, функциях и командовании. Кроме того, в статье анализируются такие практики как налогообложение, отмена работорговли и христианские миссии, которые неразрывно связаны с деятельностью колониальных администраций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLICY OF THE GERMAN COLONIAL ADMINISTRATION IN SOUTHWEST AFRICA (THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES)

The article deals with the policy pursued by the German colonial administration in South West Africa. It is noted that South-West Africa acted as one of the most important colonies of the German Empire. The author analyzes the features of the organization of the system of colonial administration in the region, considers the main areas of activity of the colonial administration. The German guard troops, whose necessity for strengthening power in South West Africa is beyond doubt, are shown as part of the entire "system" of colonial administration. For a more complete study of their role in the management of the colonies, the article provides information about their structure, functions and command. In addition, the article analyzes such practices as taxation, the abolition of the slave trade and Christian missions, which are inextricably linked with the activities of colonial administrations.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ГЕРМАНСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ЮГО-ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ (РУБЕЖ XIX-XX ВВ.)»

21. GKU RK «GARK». F.64. Op.1. D.1256. Dogovory o sdache v arendu gorodskie lavki, zemli i dr., 1905-1914 gg., 46 l.

22. GKU RK «GARK». F.64. Op.1. D.1257. Dogovory o sdache v arendu lavki, zemli, fruktovogo sada i dr., 1905, 1906, 1908, 1916 gg. 25 l.

23. GKU RK «GARK». F.64. Op.1. D.1258. Dogovory o sdache v arendu lavki i gorodskie vesy, nahodyashchiesya na gorodskoj territorii, 1905g. 25 l.

24. Zheltuhina O.A. Krymskie tatary v HIH nachala HKH vv.: putevoditel' po etnograficheskomu otdelu. - Simferopol': «Domino», 2003. - 126 s.

ОСМАНОВ ЭЛЬВИЗ ЭДЕМОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова. Россия, Симферополь.

OSMANOV, ELVIS E. - Ph.D. in History, Associate Professor of Chair of History of Crimean Engineering and Pedagogic University of the Fevzi Yakubov. Russia, Simferopol.

УДК 94(430).08:325.3(688) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-67-71

ФИЛИН С.А.

ПОЛИТИКА ГЕРМАНСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ЮГО-ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ (РУБЕЖ XIX-XX ВВ.)

Ключевые слова: империализм, колониализм, Германская Юго-Западная Африка, германская колониальная администрация, охранные войска, христианские миссии.

В статье рассматривается политика, проводившаяся германской колониальной администрацией в Юго-Западной Африке. Отмечено, что Юго-Западная Африка выступала в качестве одной из важнейших колоний Германской империи. Автор анализирует особенности организации системы колониального управления в регионе, рассматривает основные направления деятельности колониальной администрации. Немецкие охранные войска, необходимость которых для укрепления власти в Юго-Западной Африке не вызывает сомнений, показаны как часть всей «системы» колониального управления. Для более полного изучения их роли в управлении колониями в статье приведены сведения об их структуре, функциях и командовании. Кроме того, в статье анализируются такие практики как налогообложение, отмена работорговли и христианские миссии, которые неразрывно связаны с деятельностью колониальных администраций.

FILIN, S.A.

THE POLICY OF THE GERMAN COLONIAL ADMINISTRATION IN SOUTHWEST AFRICA (THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES)

Key words: imperialism, colonialism, German South West Africa, German colonial administration, guard troops, Christian missions.

The article deals with the policy pursued by the German colonial administration in South West Africa. It is noted that South-West Africa acted as one of the most important colonies of the German Empire. The author analyzes the features of the organization of the system of colonial administration in the region, considers the main areas of activity of the colonial administration. The German guard troops, whose necessity for strengthening power in South West Africa is beyond doubt, are shown as part of the entire "system" of colonial administration. For a more complete study of their role in the management of the colonies, the article provides information about their structure, functions and command. In addition, the article analyzes such practices as taxation, the abolition of the slave trade and Christian missions, which are inextricably linked with the activities of colonial administrations.

В современной исторической науке все еще продолжаются споры о политике империализма, которую в XIX - XX вв. проводили европейские страны, и которая оказала существенное влияние на захваченные африканские территории. Особое место в теме захвата африканских территорий отводится Германской империи, которая в конце XIX столетия стремилась в кратчайшие сроки сравняться с другими ведущими колониальными державами.

Германская Юго-Западная Африка стала первой колонией Германской империи. Впоследствии территории этих колоний увеличивались в результате захватов новых земель военным путем или с помощью дипломатии. В итоге, колонии Германии по общему размеру уступали лишь владениям старейших колониальных хищников - Франции и Великобритании, что лишь подчеркивало цели немцев по переходу в ближайшем будущем к «мировой политике». Несмотря на то, что колониальная политика Германской империи проводилась довольно короткий период времени, в сравнении с другими европейскими колониальными державами, она вместила множество процессов, повлиявших на весь африканский континент в будущем. Германский способ управления часто приводил к недовольству и даже антиколониальным выступлениям коренного населения, которые стоили империи крупных экономических потерь и ставили вопрос о необходимости владения территориями за пределами Европы.

В рамках данной статьи рассмотрим германскую колонию в Юго-Западной Африке, основные действия, осуществлявшиеся германской колониальной администрацией, а также ее структуру. Немецкая Юго-Западная Африка - сегодняшняя Намибия - стала первой немецкой «охраняемой территорией» в 1884 году. Инициатива установления контроля над регионом исходила от бременского торговца табаком Адольфа Людерица, который обратился в

министерство иностранных дел Германии с просьбой взять его приобретения под защиту. Это побудило канцлера Бисмарка известной депешей от 24 апреля 1884 г. поставить все приобретения Людерица под защиту империи [1, 8. 146]. После захвата территории в Юго-Западной Африке, она была объявлена протекторатом Германской империи. При этом сразу же начались исследования данных территорий на предмет их эксплуатации в будущем.

Для максимального использования ресурсов колоний в интересах метрополии было необходимо обеспечить их специализацию. У германского правительства со временем возникли замыслы касательно каждого региона в Африке. Во многом они основывались на региональных особенностях каждой колонии. При этом Германскую Юго-западную Африку планировалось использовать как колонию для фермерства [2, 8. 8-10]. После военного порабощения населения немецкое правление закрепило свою власть там средствами управления и юрисдикции и пыталось стабилизировать ситуацию непосредственно через систему образования. В то же время, по мере того, как немецкое правление становилось все более и более прочным, происходило экономическое манипулирование населением, которое было необходимо для достижения колониально-политических целей «местного использования» [3, 8. 162]. Один из самых известных немецких губернаторов Теодор Лойтвайн использовал стратегию «разделяй и властвуй» [4, 8. 95], которая впоследствии станет известна как «система Лейтвейна». Она использовалась для того, чтобы не допустить объединения африканских народов против колониальных властей.

Безусловно, для более успешной работы всех этих колоний было необходимо построить колониальную структуру управления, способную учитывать особенности региона, менталитета и традиций его населения. Помимо административного аппарата, создавались и отряды колониальных войск, которые стали орудием экспансионистской политики империи и главной вооруженной силой, призванной не только охранять территорию колонии, но и подавлять восстания местного населения против колониальных властей.

Для Германской Юго-Западной Африки охранные войска были созданы на основании закона рейха от 9 июня 1895 г. Главным носителем власти в колонии выступал губернатор, который управлял всем административным аппаратом, а также командовал колониальными охранными войсками. Губернаторами зачастую становились бывшие офицеры, которые также занимали должность командующего колониальными войсками в регионе. Губернатор, как гражданское лицо, обладал одновременно высшей военной властью в колонии, то есть выступал высшим носителем власти в последней инстанции. Он принимал решение о развертывании охранных войск и осуществлял уголовные полномочия командира дивизии в дисциплинарных делах.

Перед вооруженными силами в колонии ставилась задача поддержания общественного порядка и безопасности. В первую очередь, ее должна была выполнять колониальная полиция. Однако именно колониальные войска применялись на службе гражданской администрации колоний, так как функции гражданской полиции и колониальных войск, по существу, невозможно было разделить. В 1894 г. был издан приказ Высшего Кабинета Министров, посредством которого охранные войска были преобразованы в имперские. Таким образом, 1894 г. следует рассматривать как фактический год рождения Имперских охранных сил. Военный уголовный кодекс и система военных уголовных судов были введены в колониях на основании императорских указов от 26 июля 1896 г. и 18 июля 1900 г. [2, 8. 49]. Нельзя сказать, что охранные войска состояли только из немцев. Со временем, в эти войска начали рекрутировать и коренное население колоний.

Следующим шагом в установлении контроля в регионах было создание станций с гарнизонами охранных войск в важнейших местах для защиты от возможных нападений со стороны местного населения. Наконец, после установления мира с племенами на территории колонии строились большие административные районы под командованием комиссаров (Bezirksamtmanner). Главные должностные лица в списке государственной службы состояли из казначея, судьи, сборщика налогов, почтмейстера, врача и инженера. Непосредственно под руководством губернатора находились главы округов (комиссары), которым помогали небольшие штабы. Это гражданское управление было верховным, поскольку военная сила в каждой колонии напрямую подчинялась губернатору. Однако многие из колониальных администраторов были военными, которые могли быть чрезвычайно строгими, а в некоторых случаях чрезмерно суровыми и жестокими [5, р. 277].

В 1895 г. на территории Юго-Западной Африки находилось семь военных округов с 35 станциями. Помимо поддержания общественного спокойствия и порядка, окружные войска, которыми тогда руководили исключительно офицеры, также должны были выполнять необходимые полицейские и административные задачи. По мере того, как коренное население привыкало к германскому правлению, последнее, наконец, стало главной задачей округов, а поддержание общественного спокойствия было предоставлено полевым войскам. По мнению некоторых полевых командиров, относительно спокойный и миролюбивый процесс политический жизни между колониальными властями и коренным населением был обусловлен, прежде всего, страхом туземцев перед силой, превосходящими военными навыками и лучшим оружием немцев [6, 8. 239].

Во время колонизации происходил процесс территориально-административного обустройства, который подразумевал деление колонии на округа и военные и гражданские дистрикты. Военные дистрикты основывались в тех местах, где власть Германской империи была непрочной, а также происходили частые конфликты с коренным населением. Со временем, когда положение в этих районах удавалось стабилизировать, они могли быть преобразованы в гражданские округа. Инструкция гласила: «Первая задача начальника округа состоит в обеспечении процесса колонизации в своем округе посредством поощрения колонизации, улучшения дорожных, пастбищных и водных условий, подавлении эпидемий скота и также сохранении политического спокойствия посредством правильного обращения с туземцами» [4, s. 553].

При этом экономическая эксплуатация колонии рассматривалась исключительно как дело частных лиц, которые, когда свобода торговли была передана колонии в полном объеме, могли заниматься своими делами без ограничений. Государственная власть должна была только заполнять экономический вакуум власти. Соответственно, колониальная администрация изначально зарекомендовала себя не как «полиция», а скорее взяла на себя «роль ночного сторожа» [3, 8. 62]. Сфера ее ответственности изначально ограничивалась урегулированием юридических споров, обеспечением гарантий мира и порядка и содействием трудовой жизни, если это не было прямым вмешательством во внутренние экономические процессы. Общим во всех этих задачах, возложенных на администрацию, было то, что они никак не учитывали интересы африканского населения.

По словам губернатора Теодора Лейтвайна, идея Бисмарка о рассмотрении германских заморских владений просто как торговых колоний и придания торговцам охранных войск для их защиты одновременно с администрацией, не могла продолжаться долго в трех африканских колониях, включая Юго-Западную Африку. Во всех трех, по его словам, можно было обнаружить более или менее выраженное чисто военное управление [4, s. 209]. Более того, для Германии колониальная империя была дотационным бизнесом, так как было маловероятно, что какая-либо из колоний могла обеспечить себя экономически. Только самая маленькая и экономически незначительная колония Того в последние годы имела сбалансированный бюджет. И даже когда частные компании получали прибыль, империя почти не получала от нее. Ввиду высоких расходов на администрацию и на войны, особенно в Юго-Западной и Восточной Африке, финансирование Рейхом данных проектов за три десятилетия существования колониальной империи было огромным [7, 8. 61].

Нельзя не отметить один важный факт о немецкой колониальной администрации -очевидное отсутствие лозунгов о высоких моральных целях, которыми руководствуется колониальная политика. Одним из главных недостатков администрации было отсутствие определенной программы. Задача превратить туземца в полезный инструмент для получения богатства колонии могла быть решена мягкими или суровыми методами. Пока администрация отождествляла себя с эксплуататорами, жесткие методы, естественно, применялись гораздо чаще, чем в другое время, но когда завоевание колонии было более или менее полным, а противоречия между колониальной администрацией и населением особо не проявлялись, это приводило к более гуманной политике.

В колониях одной из наиболее острых проблем был вопрос рабства, особенно с учетом развития плантационной экономики. Использование рабского труда в качестве бесплатной рабочей силы для получения большей прибыли с колоний явно противоречило принципам

«цивилизаторской миссии». Географ Пассарге, рассуждая о рабстве, писал, что «рабство существует как социальная необходимость, уничтожить которую по исключительно филантропическим соображениям невозможно». Он также отмечал, что отмена рабства означала бы разрушение культуры страны и создание условий для хаоса [8, s. 526]. Туземцы были для колонизаторов скорее рабочими, так как только они могли работать в жарком климате тропической Африки, в то время как европейцы не были в состоянии самостоятельно обрабатывать землю даже в долгосрочной перспективе [9, s. 330].

Следует также особо отметить, что на территории колонии были организованы разные миссионерские центры, тесно связанные с германской протестантской и евангелистской церквями. Их главной целью было строительство новых церквей, школ и лечебниц на территории колоний. Они также принимали участие в воспитании детей туземцев путем преподавания им элементарной грамотности, а также старались насаждать немецкий язык. Кроме того, они могли сами учреждать миссионерские торговые акционерные общества и оказывать различную помощь немецким переселенцам и администрации. Колониальная администрация во главе с губернаторами зачастую также поддерживала культурную деятельность миссий и старалась помогать им всем необходимым. Колониальный режим империи всегда старался создать впечатление, что их вмешательство отвечает интересам коренного населения. При этом они прежде всего опирались на обещания культурной миссии и были убеждены, что организационные достижения государства будут позитивно восприняты и самим колонизированным населением [7, s. 47].

Христианские миссии, которые вели свою деятельность во всех африканских колониях, оказались мощными защитниками интересов Рейха, поскольку они облегчили колонизацию туземцев, а также освобождали государственную администрацию от многих обязанностей по обучению населения. Поэтому они всегда пользовались широкой защитой и поддержкой со стороны властей охраняемых районов, хотя при этом они не были полностью интегрированы в административную организацию охраняемых районов [2, s. 43].

С учетом целей колонизаторов, в колонии активно развивалась практика налогообложения. Колониальные власти ставили цель создать единую систему для сбора налогов и тем самым создать предпосылки для ее успешного использования на территории колонии. Экономисты рассматривали налогообложение как способ к развитию товарно-денежных отношений, что способствовало бы вовлечению африканцев в «цивилизацию». Колониальные чиновники полагали, что именно налоги смогут быть тем мотивом, который изменит образ жизни аборигенов. Отношение к налогам рассматривалось также как индикатор отношения к германским властям. Колониальным чиновникам ставилась задача объяснять местным жителям «пользу» налогов.

Окончанием «усмирения» завоеванных территорий, типичного для европейской колонизации XIX в., явилась вызвавшая переполох война против племени гереро в Юго-Западной Африке. Эта война знаменовала собой переход к последней фазе покорения территории, которая была инициирована назначением Бернхарда Дернбурга главой колониальной администрации в 1906 году. Дернбург отмечал, что, когда он вступил в должность, началась новая эра в колониальной политике. Свою программу он характеризовал словами: «Колонизация означает использование земли, ее богатств и прежде всего людей на благо экономики колонизирующей нации, и это в обмен на ее более высокую культуру, ее нравственные понятия, ее лучшие методы» [10, s. 5].

Таким образом, со временем Германией разрабатывались новые методы колониального управления, которые должны были стабилизировать ситуацию в регионе, исключить возможность восстаний и улучшить условия жизни для коренного населения. Однако все эти реформы и преобразования не были полностью завершены ввиду начавшейся в 1914 г. войны между Германской империей и ее союзниками, с одной стороны, и странами Антанты - с другой. Согласно Версальскому мирному договору, после поражения в войне Германская империя лишилась всех колоний, что означало крушение всей ее колониальной системы.

Литература и источники

1. Instruktion des Reichkanzlers für Reichskonsul Lippert vom 24.04.1884 // Archiv des Deutschen Kolonialrechts / herausgegeben von Dr. Wagner. - Brühl/Wesseling, 2008.

2. FlorackF. Die Schutzgebiete, ihre Organisation in Verfassung und Verwaltung. Tübingen: Verlag von J. C. B. Moh, 1905.

3. Hausen K. Deutsche Kolonialherrschaft in Afrika. Zürich: Atlantis, 1970.

4. Leutwein T. Elf Jahre Gouverneur in Deutsch-Südwestafrika. Berlin: Mittler&Sohn, 1908.

5. TownsendM.E. The rise and fall of Germany's colonial empire, 1884-1918. New York: Macmillan, 1930.

6. Schwabe K. Im deutschen Diamantenlande: Deutsch-Südwestafrika von der Errichtung der deutschen Herrschaft bis zur Gegenwart (1884-1910). Berlin: Mittler und Sohn, 1909.

7. Conrad S. Deutsche Kolonialgeschichte. München: Verlag C.H.Beck, 2016.

8. Passarge S. Adamaua. Bericht über die Expedition des Deutschen Kamerun-Komitee in den Jahre 1893/1894. Berlin: Geographische Verlagshandlung Dietrich Reimer, 1895.

9. Puttkamer J. Gouverneursjahre im Kamerun. Berlin: Verlag von Georg Stilke, 1912.

10. Dernburg B. Zielpunkte des Deutschen Kolonialwesens. Berlin: Mittler und Sohn, 1907.

ФИЛИН СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ - магистр, Российский государственный гуманитарный университет (saf1998@rambler.ru). FILIN, SERGEY A. - master student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia (saf1998@rambler.ru).

УДК 94(47.332).083:281.93«1905/1917» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-71-77

ГАМИЛОВСКИЙ Д.М. ПОЛОЖЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

В 1905-1917 ГГ.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Старообрядчество, Российская империя, государственная власть.

Старообрядчество, как и Русская Православная Церковь, относится к православию. Условия существования старообрядческих общин в Российской империи были сложными. Государственная власть Российской империи признавала старообрядцев православными раскольниками и вводила разнообразные ограничения, с целью недопущения развития старообрядцев в Российской империи. Ограничения были связаны с особенностями заключения браков старообрядцами, строительством храмовых сооружений, миссионерской деятельностью, расселением по территориям империи. Русская Православная Церковь в данный период выступала как часть государственного аппарата, поэтому, в отличие от старообрядцев, имела достаточную административную поддержку. В государственном архиве Смоленской области находится обширное количество материалов, раскрывающих положение старообрядцев в Смоленской губернии. При их изучении, становится понятным, что состояние старообрядцев в указанный нами период было относительно благополучным, в сравнении с иными сектантскими религиозными деноминациями.

GAMILOVSKII, D M.

SITUATION OF THE OLD RELIEVE IN THE SMOLENSK PROVINCE IN 1905-1917

Key words: Russian Orthodox Church, Old Believers, Russian Empire, state power.

The Old Believers, like the Russian Orthodox Church, belong to Orthodoxy. The conditions for the existence of Old Believer communities in the Russian Empire were difficult. The state power of the Russian Empire recognized the Old Believers as Orthodox schismatics and introduced various restrictions in order to prevent the development of Old Believers in the Russian Empire. Restrictions were associated with the peculiarities of marriage by Old Believers, the construction of temple structures, missionary activities, and resettlement throughout the empire. The Russian Orthodox Church in this period acted as part of the state apparatus, therefore, unlike the Old Believers, it had sufficient administrative support. The state archive of the Smolensk region contains a vast amount of materials revealing the situation of the Old Believers in the Smolensk province. When studying them, it becomes clear that the condition of the Old Believers in the period indicated by us was relatively prosperous, in comparison with other sectarian religious denominations.

Обращаясь к изучению истории эволюции старообрядчества в условиях нарастания революционного кризиса в России в начале XX столетия (в т.ч. в Смоленской губернии), следует отметить, что данная проблематика привлекала к себе значительное внимание, прежде всего православных миссионеров (А. Хотовицкий и др.) [1-9]. В советские годы исследования, связанные с историей старообрядчества на Смоленщине, фактически прекратились. И лишь в начале XXI в. появились исследования по истории старообрядчества на Смоленщине А.Гавриленкова и о.Рафаила (Д.Ивочкина) [10-13].

Положение старообрядцев в имперской России на стадии нарастания революционного кризиса определил подписанный Николаем II 17 октября 1906 года Указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов».

В соответствие с ним, процедура образования (регистрации) старообрядческой общины начиналась с заявления старообрядцев определенной местности: «7. Старообрядцы, желающие образовать общину для целей, указанных в статье 2 сих правил, подают о том в местное губернское или областное правление письменное заявление, подписанное не менее чем 50 лицами». В заявлении давалось обоснование необходимости в регистрации общины и указывалось, что будущая община имеет действующий храм или предполагает строительство храма для проведения богослужений. Предоставление данной информации было обосновано пунктом 8 Указа Николая II от 17 октября 1906 года: «В заявлении указывается: а) наименование согласия или толка,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.