Научная статья на тему 'Политика Германии в качестве члена ООН на современном этапе'

Политика Германии в качестве члена ООН на современном этапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
613
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ООН / МВФ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / БУНДЕСВЕР / GERMANY / UN / IMF / SECURITY COUNCIL / BUNDESWEHR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуляев Егор Владимирович

В статье рассматривается современная деятельность Германии в ООН. Автор подробно разбирает позиции страны в различных органах объединения и перспективы их изменения. Основное внимание уделено проектам увеличения количества постоянных членов Совета Безопасности и перспективам ФРГ на получение одного из них. Также рассмотрены военные проблемы, мешающие стране принимать более активное участие в деятельности организации. Статья затрагивает и присутствие на территории Германии целого ряда учреждений ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF GERMANY AS THE UN MEMBER AT PRESENT STAGE

The article explores modern activities of Germany in the United Nations. The author considers positions of this country in different bodies of the organization and the possibilities or their changes. The projects of widening the number of Security Council permanent members and perspectives of Germany to take one of the new places are also explored, as well as military restrictions which negatively affect positions of Germany. The article also considers the UN bodies which buildings are located in Germany.

Текст научной работы на тему «Политика Германии в качестве члена ООН на современном этапе»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В КАЧЕСТВЕ ЧЛЕНА ООН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Гуляев Е.В. Email: [email protected]

Гуляев Егор Владимирович — аспирант, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается современная деятельность Германии в ООН. Автор подробно разбирает позиции страны в различных органах объединения и перспективы их изменения. Основное внимание уделено проектам увеличения количества постоянных членов Совета Безопасности и перспективам ФРГ на получение одного из них. Также рассмотрены военные проблемы, мешающие стране принимать более активное участие в деятельности организации. Статья затрагивает и присутствие на территории Германии целого ряда учреждений ООН.

Ключевые слова: Германия, ООН, МВФ, Совет Безопасности, Бундесвер.

POLICY OF GERMANY AS THE UN MEMBER AT PRESENT STAGE

Gulyaev E.V.

Gulyaev Egor Vladimirovich — Graduate Student, SCHOOL OF INTERNATIONAL RELATIONS, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article explores modern activities of Germany in the United Nations. The author considers positions of this country in different bodies of the organization and the possibilities or their changes. The projects of widening the number of Security Council permanent members and perspectives of Germany to take one of the new places are also explored, as well as military restrictions which negatively affect positions of Germany. The article also considers the UN bodies which buildings are located in Germany. Keywords: Germany, UN, IMF, Security Council, Bundeswehr.

УДК 327.7

В настоящее время ООН является крупнейшей в мире международной организацией. От её деятельности зависят многие процессы, имеющие место в мировой политике. На этом фоне представляется актуальным исследование политики, которую проводит в рамках этой организации Германия - страна, которая после Второй мировой войны, чтобы предотвратить обвинения в реваншизме, делает в своей внешней политике акцент именно на увеличение своего влияния в рамках международных организаций, являясь в силу своих характеристик одним из претендентов на лидирующие позиции в них.

Германия сегодня разносторонним образом участвует в деятельности ООН. В 2011-2012 годах страна в очередной раз была непостоянным членом Совета Безопасности, с момента вхождения в организацию в 1973 г. ФРГ была членом Совбеза в общей сложности пять раз [1]. Последний на данный момент период членства Германии в Совете был отмечен решением воздержаться при голосовании по вопросу о введении бесполётной зоны над Ливией, фактически дававшей возможность начать военную операцию против режима М. Каддафи. Это было довольно смелым шагом, так как ключевые партнёры Германии по НАТО выступали за такое решение и приняли впоследствии непосредственное участие в его реализации.

Страна занимает третье место среди всех членов ООН по объёму взносов в деятельность организации, внося более 7% от всех выплачиваемых государствами средств [2]. Также ФРГ находится в числе лидеров по размеру взносов на проводимые ООН операции по поддержанию мира [3]. Кроме того, Германия принимает активное участие в деятельности ряда специализированных учреждений ООН. Наиболее ярко оно проявляется в деятельности учреждений, занимающихся финансовыми вопросами. В этой связи следует особо отметить сотрудничество ФРГ с Международным валютным фондом.

МВФ - специализированное учреждение ООН, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне. Фонд был создан в 1945 году на основе соглашения, разработанного на Бреттон-

Вудской конференции, и занимается предоставлением краткосрочных и среднесрочных кредитов государствам, столкнувшимся с дефицитом платёжного баланса. Главный источник финансирования фонда - выплачиваемые государствами-участниками взносы, максимальный размер которых зависит от квот, устанавливаемых отдельно для каждого государства. Германия имеет одну из наибольших квот - более 14,5 млрд специальных прав заимствования (около 18,5 млрд евро). Квоты в МВФ в большой степени влияют на количество голосов, которое государства имеют при принятии решений, Германия обладает примерно 6% голосов, уступая по этому показателю только США и Японии. О заинтересованности МВФ в сотрудничестве с Германией может говорить и тот факт, что страна стала членом фонда в 1952 году, то есть задолго до вступления в ООН [4].

В настоящее время продолжает активно обсуждаться вопрос об увеличении количества постоянных членов Совета безопасности, в том числе путём включения в него Германии. Такие предложения выдвигались и были выражены в виде конкретных формул расширения Совбеза с 1997 года, когда с предложением удвоить количество постоянных членов за счёт включения в их число по одному государству от развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки и двух индустриально развитых стран выступил председатель Рабочей группы открытого состава И. Разали, при этом в качестве основных кандидатов на постоянные места от индустриально развитых государств были Япония и Германия. В альтернативном проекте, с которым выступили США, Германия была прямо указана как кандидат на постоянное место [5, с. 24]. Дискуссия о включении ФРГ в число постоянных членов СБ продолжилась и в новом тысячелетии. В мае 2005 года вместе с Индией, Японией и Бразилией она выдвинула так называемый «проект четвёрки». Согласно другой формуле так называемого «быстрого решения» («quick fix»), пользовавшейся популярностью в некоторых западных государствах, в том числе в США, следовало предоставить новые постоянные места в Совете Безопасности только развитым государствам, так как кандидатуры этой категории стран (Германия и Япония) были довольно чётко определены, в то время как развивающиеся государства со своими кандидатами не определились. Многими из последних эта формула была расценена как дискриминационная, что в дальнейшем привело к довольно негативной оценке развивающимися странами кандидатур Германии и Японии в принципе [5, с. 25]. Кроме того, в том же году Испания, Южная Корея, Мексика и Канада выдвинули свой проект, предполагавший вместо новых постоянных создание ещё десяти непостоянных с возможностью немедленного переизбрания [6, с. 73].

При этом стремление ФРГ добиться увеличения своей роли в организации на данный момент очевидно. Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2012 г., тогдашний министр иностранных дел Г. Вестервелле заявил, что Германия готова «брать на себя больше ответственности» [7]. При этом с такой точкой зрения в Германии согласны представители всех основных политических сил [8].

Вместе с тем, участие страны в операциях по поддержанию мира, проводимых ООН, остаётся на достаточно скромном уровне, так как численность солдат Бундесвера, задействованных в операциях, крайне мала. Военнослужащие ФРГ в количестве не более 100 человек в одной миссии участвуют в следующих миссиях ООН: UNIFIL в Ливане, UNMISS в Южном Судане, UNAMID в Судане, MINURSO в Западной Сахаре, UNMIL в Либерии [9].

С 1 января 2017 года Генеральным секретарём ООН является бывший премьер-министр Португалии А. Гутерриш. Уже в феврале он заявил о необходимости реформирования Совета Безопасности, потому что «существует явное недоверие к Совету Безопасности, ясное понимание того, что Совет Безопасности больше не соответствует логике сегодняшнего мира, который отличается от мира, существовавшего после Второй мировой войны» [10], так что в дальнейшем можно ожидать новой активизации дискуссии на эту тему после перерыва, наблюдавшегося во время нахождения в должности Пан Ги Муна.

И в самой Германии присутствует ООН. Многие расположенные в ФРГ учреждения этой организации используют открытый в 2006 году кампус ООН в Бонне. В Гамбурге расположен офис Международного трибунала по морскому праву. В Берлине находятся офисы Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации труда и Всемирной продовольственной программы. Во Франкфурте-на-Майне, крупном финансовом центре, расположена одна из компаний группы Всемирного банка [7]. Также организация, как отметил А. Гутерреш, высоко ценит пример толерантности и гостеприимства, подаваемый Германией в отношении мигрантов, а также тот факт, что страна является «крепкой опорой международных институтов» [11].

Список литературы / References

1. Страны, которые избирались членами Совета Безопасности // ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/members/elected.asp/ (дата обращения: 23.03.2019).

2. Взносы государств-членов // ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/aboutun/finance/contrib (дата обращения: 23.03.2019).

3. Цифры и факты. Операции ООН по поддержанию мира // ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://www.un.org/ru/peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtml/ (дата обращения: 24.03.2019).

4. About the IMF // IMF. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.imf.org/external/about.htm/ (дата обращения: 23.04.2019).

5. Заемский В.Ф. Дискуссия вокруг реформы СБ ООН // Мировая экономика и международные отношения, 2008. № 11. С. 24-31.

6. Заемский В.Ф. Кому нужна реформа ООН. В интересах всех и каждого. М.: Международные отношения, 2011. 296 с.

7. Германия в ООН // Deutschland.de. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.deutschland.de/ru/topic/politika/globalnye-voprosy-i-prava/germaniya-v-oon/ (дата обращения: 10.04.2019).

8. Айрапетян М.С. Перспективы приобретения ФРГ статуса постоянного члена Совета Безопасности в контексте реформы ООН // ПОЛИТЭКС. [Электронный ресурс], 2010. № 3. Режим доступа http://www.politex.info/content/view/732/ (дата обращения: 23.04.2019).

9. Операции ООН по поддержанию мира. Текущие операции // ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/current.shtml/ (дата обращения: 30.03.2019).

10. Secretary-General's remarks at the World Government Summit with Q&A // UN. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2017-02-13/secretary-general%E2%80%99s-remarks-world-government-summit-qa-delivered/ (дата обращения: 15.03.2019).

11. Гутерриш Антониу: Германия подает пример толерантности и гостеприимства // ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=27486#.WREHQ9wlEuU/ (дата обращения: 23.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.