Научная статья на тему 'Политика гендерного равенства стран Северной Европы'

Политика гендерного равенства стран Северной Европы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1139
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / WELFARE STATE / GENDER / GENDER EQUALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Штылева М. В.

Гендерное равенство в северных странах тесно связано с проектом реализации модели государства всеобщего благосостояния (welfare state). В связи с этим мы выделяем характерные черты государства всеобщего благосостояния и их связь с гендерной политикой равноправия. В данной статье мы рассказываем о реализации политики гендерного равенства в странах Северной Европы и о тех факторах, которые повлияли на ее формирование. Принцип достижения гендерного равенства в Северных странах реализуется по-разному, но они обладают схожими чертами и структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика гендерного равенства стран Северной Европы»

Штылева М.В.

Соискатель, кафедра новой, новейшей истории и международных отношений, Ивановский

государственный университет

ПОЛИТИКА ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Аннотация

Гендерное равенство в северных странах тесно связано с проектом реализации модели государства всеобщего благосостояния (welfare state). В связи с этим мы выделяем характерные черты государства всеобщего благосостояния и их связь с гендерной политикой равноправия.

В данной статье мы рассказываем о реализации политики гендерного равенства в странах Северной Европы и о тех факторах, которые повлияли на ее формирование. Принцип достижения гендерного равенства в Северных странах реализуется по-разному, но они обладают схожими чертами и структурами.

Ключевые слова: государства всеобщего благосостояния, гендер, гендерное равенство. Keywords: welfare state, gender, gender equality.

Принцип достижения гендерного равенства в странах Европейского союза реализуется по-разному, в зависимости от правовых, политических традиций, экономических и социально-культурных условий в отдельно взятой стране. В странах, входящих в Европейское Сообщество, политика гендерного равноправия признана экспертами наиболее эффективной по сравнению с другими странами и регионами. [9,50]

Под гендерной политикой мы понимаем государственную деятельность в области равноправия полов. Гендерная политика реализуется в зависимости от поставленных целей и объекта, на которого она направлена. Цели государственной политики в области проблемы равноправия определяются системой взглядов на равноправие полов в обществе: патриархатный, патерналистский, либеральный. Объектом является политика в отношении женщин - «женская» государственная политика и эгалитарная политика (гендерная). Эгалитарная государственная политика представляет собой политику, в основу которой положен принцип создания равных условий для самореализации личности во всех сферах независимо от ее половой принадлежности.[9,244-245] Она основана на интеграции вопросов равенства между полами во все политические стратегии и программы, в общий контекст общественной жизни с акцентированием внимания на социокультурных, а не биологических различиях между мужчинами и женщинами. Соответственно эгалитарная политика предполагает равное участие женщин и мужчин во всех сферах профессиональной деятельности и управлении государством, распространение государственных льгот, связанных с уходом за детьми, на обоих родителей, преодоление патриархатных стереотипов о социальных ролях мужчин и женщин в обществе и создание благоприятного общественного мнения о гендерном равенстве. Сегодня эгалитарный тип политики реализуется в странах Северной Европы.

^временными исследователями признано, что политика гендерного равенства стран Северной Европы связано с реализацией скандинавской модели государства всеобщего благосостояния (welfare state).[1,1; 3,25; 4,51-52] Северная Европа относится к группе социал-демократических государств всеобщего благосостояния в соответствии с типологией Эспинг-Андерсена.[2]

К признакам государства всеобщего благосостояния исследователи относят: перераспределение богатства, демократизацию, полную занятость, социальное партнерство, систему социальной защиты.[11,63] В работе «Три мира капиталистических обществ всеобщего благосостояния» Эспинг-Андерсен пишет о том, что социал-демократический тип характеризуется универсальностью социальных прав, уровнем

развитости среднего класса и наличием декоммодификации, то есть возможностью, в которой отдельные индивиды или семьи могут поддерживать социально приемлемые стандарты жизни независимо от своего участия в рыночных отношениях.

Модель государства всеобщего благосостояния направлена на достижение социального равенства за счет обеспечения граждан социальными правами. Поэтому, в рамках социал-демократической доктрины в странах Северной Европы «неравенство» и «неравенство женщин» рассматривались в основном как проблемы, относящиеся к рынку труда и вопросу социальной справедливости в целом.

В деятельности пяти государств (Дания, Норвегия, Финляндия, Исландия, Швеция) по обеспече нию политики гендерного равенства можно отметить как об щие черты, так и различия. Лидерами реализация политики гендерного равенства в странах Северной Европы являются Норвегия, Финляндия, Швеция.

Исследователи отмечают, что Норвежская концепция гендерного равенства идеологически отличается от Шведской. Например, О.А. Воронина отличие видит в том, что акцент в реализации гендерного равенства в Норвегии сосредоточен на особом женском опыте и специфических женских ценностях и знании, когда Шведская модель сосредоточена на реализации равных в значении одинаковых возможностях и правах мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.[6,142-143] Финская гендерная система строится на "схожести" женщин и мужчин и формирует идею гендерной нейтральности.[9,307-308]

Одним объединяющим фактором является продвижение женщин на позиции власти в рассматриваемом регионе. Развитие гендерного равенства связано не только с развитием феминист ского движения, а прежде всего с особенностями социальной доктрины и политического устройства Северных демократий.[6,140] Идеал равенства был заложен социал-демократическими партиями, которые играли центральную роль в политической жизни двадцатого века и, которые были характерны для развития Северных государств всеобщего благосостояния.

Причины развития гендерного равенства в Северной Европе лежат в экономическом развитии региона в послевоенный период, который способствовал тому, что женщины были вовлечены в трудовую деятельность и стали активным субъектом на рынке труда наравне с мужчинами. В период 11-й мировой войны мужчины были заняты на воинской службе, поэтому женщинам приходилось выполнять работу, которую ранее выполняли мужчины. В Швеции, когда война закончилась, женщины покинули рабочие места и вернулись к традиционным домашним обязанностям, но вскоре возникла потребность в дополнительной рабочей силе из-за стремительного экономического развития. Финские женщины пришли на производство вместо мужчин, ушедших на войну, как и в других странах. Но в отличие от шведских женщин финские остались на своих рабочих местах и после войны, что было связано с военными репарациями, которые страна должна была выплатить Советскому Союзу. Сложившая ситуация способствовала индустриализации страны и ее экономическому росту. Женский труд был необходим в этих условиях развития страны.

Выполнение женщинами двух функций: материнства и труженицы вызвало потребность в дополнительных специальных услугах: уход за детьми, уход за больными членами семьи. Длительное время женщины выполняли несколько функций одновременно: трудились на рабочих местах и выполняли домашние обязанности, воспитывая детей. В 1960 - 70-х гг. в Нор вегии, как и в Швеции в результате месторождений нефти в море и как следствие - экономического интенсивного развития, появилась потребность в более интенсивной занятости женщин на работе. Эти обстоятельства способствовали развитию дискуссии в шведском обществе по вопросу двойной занятости женщин.

В начале 60-ых писательница и феминистка Эва Муберг опубликовала эссе «Условное освобождение женщин», в котором доказывала, что существует только одна

роль - роль человека. Поэтому женщины и мужчины должны играть равнозначные роли, работая, выполняя домашние обязанности, ухаживая за детьми или родителями. Эти идеи нашли свое подтверждение в модели эгалитарной се мьи со циолога Альвы Мюрдаль, в которой женщины и мужчины равным образом делят работу и заботы о доме. [13,12] Женщины требовали освобождения от двойной роли, предлагая мужчинам разделить домашние обязанности в равной степени, так как бесплатная работа по уходу за детьми, больными и престарелыми должна осуществляться при поддержке государства. Бурные публичные дебаты повлияли на необходимость раз работать политику совмещения женщинами материнства и работы по найму.

Правительства северных стран в 1970-е годы провели комплекс реформ, направленных на поддержку семьи. В Швеции в 1971 г. был вве ден индивидуальный подоходный налог, когда ранее приходилось его уплачивать семейной паре совместно. Это стало экономическим преимуществом для замужних работающих женщин. Так как большинство женщин было занято на работе, для ухода за детьми была расширена муниципальная система детских учреждений. В 1974 г. была введена родительская страховка, которая выплачивалась после рождения ребенка, что давало право родителям использовать по очереди оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. В Норвегии в 1993 г. введена «квота для пап» - 4 недельный отпуск для отцов по уходу за ребенком. Реформа оказалась успешной, так как в 1996 г. этим правом воспользовалось почти 80% мужчин.[5] Отпуск для отцов по уходу за новорожденным ребёнком в Финляндии был введен в 1978 г. Государство также выплачивает пособия по домашнему уходу за детьми матери или отцу, если один из них пожелает оставаться дома до тех пор, пока ребёнку не исполнится три года. В Швеции с 1985 г. все дети в возра сте свыше полутора лет могут посещать муници пальные детские учреждения. Все эти социально направленные меры делают женщин менее зависимыми от мужчин и их доходов.

Сегодня страны рассматриваемые страны представляют гендерную модель, основанную на модели двойного кормильца, когда мужчина и женщина заняты на рынке труда и в равной степени обеспечивают семейные нужды. Таким образом, как отмечают Сюзан Гал и Гейл Клигмен, государство - посредством политического влияния на домашнее разделение труда, доступ к наемному труду мужчин и женщин, уровни его вознаграждения и защиты, доступ к социальным пособиям - регулирует и даже конструирует гендерные отношения, включая и отношения в рамках семьи.[7,344]

Другой фактор, повлиявший на развитие идеи равноправия полов в обществе, является развитие второй волны феминизма в Северной Европе в 1970-80-е годы. Женское движение аккумулировало потребности и желания женщин, репрезентируя их на государственном уровне принятия политических решений. Развитие второй волны феминизма подняло вопрос о необходимости полноправного участия женщин в партийных руководящих органах и во властных структурах. Подъем женского движения и принятия в ряде стран специального законодательства о равноправии женщин повлияло на позицию политических партий к проблеме "женщины и власть", потому как более половины всех избирателей составляют женщины, а жизнь партии зависит от того, как они проголосуют. Призывы уменьшить и ликвидировать неравноправие женщин в органах общественного и государственного управления стали звучать в выступлениях лидеров партий, в партийных документах, манифестах и программах.

Если говорить об участии женщин в политике, то позиция Северных стан такова: оба пола должны быть представлены во всех сферах общества и на всех уровнях, где принимаются решения, чтобы иметь возможность обеспечить социальное развитие на равных условиях. Эффективным механизмом решения проблемы представительства женщин во властных структурах являются гендерные квоты. Задача системы квот состоит в том, чтобы женщины, как недопредставленная часть общества занимали от 30 до 40 % в представительном государственном органе. В результате в Северной Европе значительно

выросла доля женщин в парламентах, в правительствах, в руководстве партиями, органах местного управления.

В Швеции в 1974 г. правительственная система поддержки регионального развития ввела специальное правило квоты пола. Это означало, что 40 % рабочих мест, создаваемых этой системой, должно быть зарезервировано для каждого пола. Введение квоты, безусловно, увеличило численность занятых женщин, но придерживаться квоты на практике трудно. Исследование данных за 1995 г., Центрального статистического бюро Швеции показало, что в общем, в государственном и частном секторах 26% директоров были женщины и 74% - мужчины. В частном секторе на руководящих должностях работает 20% женщин и 80% мужчин; в государственном секторе - 43% женщин и 57% мужчин.[8,17] Норвежский Закон о равном статусе 1978 года требует представительства каждого пола 40% во всех государственных комиссиях и комитетах.

Важным фактором в формировании гендерной политики стран Северной Европы стало создание широкой антидискриминационной законодательной базы, касающейся равенства мужчин и женщин, а также механизм внедрения гендерного равноправия. Во всех пяти странах были приняты законы о равенстве полов. В Швеции в 1991 г. был принят «Закон о равенстве между муж чинами и женщинами». В соответствии с проводимой социальной политикой, данный Закон обязывает работодателя обеспечить работнику как мужского, так и женского пола возможность совмещать работу с родительскими обязанностями и ежегодно представлять программу, направленную на упрочнение равенства.[8,27] Контроль за исполнением Закона возложен на Омбудсмена равных возможностей и Комиссию равных возможностей. Норвежский Закон о равном статусе 1978 года имел уникальный характер, так как в отличие от подобного законодательства в других странах не был гендерно нейтральным. В нем признавалась законность позитивной дискриминации: для ликвидации неравенства между полами необходимо принятие особых мер, которые давали бы преимущества женщинам перед численно превосходящими их на руководящих позициях мужчинами. В законе содержится требование представительства каждого пола 40% во всех государственных комиссиях и комитетах. В Закон о равноправии полов 1981 г. были внесены поправки о соблюдении гендерного баланса в государственных учреждениях.

В Финляндии закон о равноправии вступил в силу в 1987 г. Впоследствии принят ряд поправок в Закон, наиболее значительными из которых являются поправки 1992 (624/92), 1995 (206/95) и 2005 (232/2005) годов. В поправке 1992 года были уточнены запреты косвенной дискриминации, а также запрет дискриминации на основании беременности и родов. В закон 1995 года были введены положения о квотах и об обязательстве планирования мер по продвижению равноправия на рабочих местах и в учебных заведениях.

О принципе равенства прямо говорится в одном из положений Конституции Республики Исландии (ст. 65 Конституции, № 33/1944; ср. конституционный закон № 97/1995), гласящем, что мужчины и женщины во всем имеют равные права. В Исландии с 1976 года действовал также специальный закон, призванный обеспечить равноправие женщин и мужчин и их равный статус во всех отношениях, а в 1985 г. и 1991 г. в него были внесены изменения. Нынешний Закон о равенстве мужчин и женщин действует с 2000 года.[12]

Важную роль в продвижении равноправия играет Национальный механизм обеспечения равноправия жен щин и мужчин, который подразумевает наличие структур в составе правительства, решающих вопросы равноправия полов на государственном уровне.

В Швеции он состо ит из министра по делам равноправия, Совета по делам равноправия, омбудсмена и Комиссии по равным возможно стям; в Норвегии механизм представлен системой государственных институтов: отдел по гендерному равенству в

составе Министерства по делам детей и семьи, Омбудсмен по гендерному равенству, Центр по вопросам гендерного равенства.

Согласно законодательству Исландии для соблюдения гендерного равенства мужчин и женщин создаются специальные органы: Министр общественных дел, Совет по равному статусу, Комитет жалоб и Ведомство по гендерному равенству.

Таким образом, страны Северной Европы представляют регион, в котором успешно реализуется национальный механизм обеспечения равенства между полами. Эти механизмы включают в себя, с одной стороны, широкую сеть учреждений и должностей, занятых продвижением политики гендерного равенства, с другой, систему антидискриминационного законодательства.

Подводя итоги по реализации национальных механизмов Северных стран Европы в реализации гендерной политики, важно отметить, что эти страны имеют единые приоритеты гендерной политики, но они пользуются разными инструментами с учетом условий и ресурсов в каждой из стран.

Экономическое развитие региона в послевоенный период способствовало тому, что женщины были вовлечены в трудовую деятельность и стали активным субъектом на рынке труда наравне с мужчинами. Безусловно, это было связано с экономической ситуацией и потребностью в женщинах-работницах, но именно эти процессы способствовали постановке вопроса о равных экономических и социальных правах женщин. Развитие политики равных возможностей в рассматриваемых нами странах, дало женщинам возможность занять свое место на рынке труда на равных с мужчинами условиях, посредством создания системы по уходу за детьми и предоставления права на оплачиваемый отпуск по беременности. Эти мероприятия благоприятно сказались на уровне занятости мужчин и женщин на рынке труда, который по-прежнему является одним из высоких показателей среди других стран. Благоприятным результатом стало и то, что все большее количество мужчин, стало быть занято в уходе за детьми, они стали работать в сферах, которые ранее считались преимущественно женскими. Но по-прежнему, существуют значительные отличия между мужчинами и женщинами в этой области. Рынок труда имеет жесткое разделение: женщины и мужчины в большей степени работают в разных секторах. Женщины преимущественно представлены в общественном секторе, а мужчины в частном; женщины, в большей степени заняты вторичных работах, в то время как мужчины составляют большинство среди управляющих и директоров, особенно в предпринимательской сфере. Соответственно это ведет к неравным условиям оплаты труда. Законодательство рассматриваемых нами стран декларирует равные условия оплаты труда для женщин и мужчин за равноценную работу. В действительности на практике данный принцип полностью еще не реализован. Но стоит отметить, разница в оплате труда мужчин и женщин в целом по региону незначительна, по сравнению с другими странами.

Институализация принципа гендерного равенства осуществлялось в Северной Европе посредством законодательства о гендерном равенстве, создание общественных советов, созданием института омбудсмена по вопросам гендерного равенства.

В итоге реализация политики гендерного равенства в Норвегии направлена на интересы женщин, на поднятие статуса женщин в обществе и достижение равенства мужчин и женщин. В Швеции и Дании акцент ставится на том, что все одинаково равны в правах и своих возможностях. Государство должно создать такие условия, чтобы женщины и мужчины любого возраста и социального статуса могли реализовать свои потребности. В Финляндии - все равные и достойные.

Опыт рассматриваемых стран показывает, что для удержания достигнутого высокого уровня участия женщин во власти и его дальнейшего повышения ключевым фактором является наличие сильного женского движения.

Литература

1. Earles Kimberly. Women in the Swedish 'People's Home': Gender and the Social Democratic Welfare State. /Canadian Political Science Association Annual Conference in 2008.

2. Esping-Andersen, G0sta. 1990. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton, N.J.: Princeton University Press.

3. Mahon Rianne. Theorizing welfare regimes: toward a dialogue?//Social Politics. Spring 2001 Oxford University Press. 26-32 p.

4. Orloff Ann Shola. "Gender in the Welfare State." Annual Review of Sociology. 1996. 51-78 p.

5. Ronsen M. Fertility and Family Policy in Norway - A Reflection on Trends and Possible connections // Demographic Research. Vol. 10. Article 10. http://www.demographic-research.org/volumes/vol10/10/ [свободный доступ к ресурсу].

6. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. - М.: Едиториал УРСС, 2004. -320 с.

7. Гал Сюзан, Клигмен Гейл. Формы государства, формы «семьи»//Журнал исследований социальной политики, т.1, №3/4.,с.341-367.

8. Проблемы равноправия. Документы и материалы. (На примере ЕС, Швеции, Финляндии и Германии), - М.: «ЧеРо», 2000. -104 c.

9. Салменниеми Суви. Гендерное равенство в скандинавских странах: случай Финляндии.//Женщины. История. Общество: Сборник научных статей под общей редакцией В.И. Успенской. Вып.2. -ОГУП «Тверское областное книжно-журнальное издательство», 2002. - 320с.

10. Тартаковская И.Н. Гендерная политка в Европейском Союзе.// Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов/Отв. Ред. и сост. О.А. Воронина. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 772 с.

11. Чулицкая Татьяна. Демонтаж государства всеобщего благосостояния. //ПАШТЫЧНАЯ СФЕРА. № 4 (2005).

12. Шестой периодический доклад государств-участников. Исландия. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. CEDAW/C/ICE/6, 4 December 2007.

13. Якобсон Ранвейг и Альфредсон Карин. Равноценные. Положение мужчин и женщин в Швеции.,изд. Шведского Института, Управление по делам равноправия Министерства труда и авторов. 1997 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.