Научная статья на тему 'Политика Франции на постсоветском пространстве'

Политика Франции на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1062
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СНГ / КАВКАЗ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев Павел Петрович

В статье анализируется политика Франции в отношении новых независимых государств. Автор рассматривает как общие подходы Парижа к проблемам на пространстве СНГ, так и специфику её позиций в восточноевропейской части СНГ, на Кавказе, в Центральной Азии. На основе этого он пытается определить, где присутствие Франции позитивно влияет на франко-российские отношения и где в силу этого присутствия возможен конфликт интересов между Парижем и Москвой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика Франции на постсоветском пространстве»

Павел ТИМОФЕЕВ

ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Распад в 1991 году Советского Союза на 15 республик заставил Францию, как и другие страны ЕС, обратить своё внимание на развитие дипломатических отношений не только с правопреемницей СССР - Российской Федерацией, но и с новыми независимыми государствами (ННГ) постсоветского пространства. Дезинтеграция в 1991-1992 годах прежде единого политического и экономического пространства привела Париж к мысли о необходимости учитывать в развитии отношений как общую ситуацию на территории бывшей сверхдержавы, так и особенности конкретных регионов и специфику стран, ранее входивших в Советский Союз.

Так, в отношении стран Балтии Франция вместе со своими партнёрами по ЕЭС, видя доминирование центробежных тенденций в СССР, уже в августе 1991 года, после ГКЧП, заняла однозначную позицию. 27 августа Париж и его 11 партнёров по ЕЭС приняли решение об установлении дипломатических отношений с Литвой, Латвией и Эстонией, пригласив представителей трёх стран на ближайшее заседание ЕЭС в Брюсселе. "Для людей моего поколения, познавших войну 1940 года, заключение пакта между Гитлером и Сталиным и аннексию стран Балтии, огромное удовольствие видеть, как воля народов одерживает верх над решением тиранов и диктаторов", - демагогически заявил глава МИД Франции Р. Дюма по этому случаю1. Страны ЕЭС, призвав прибалтийские республики и Советский Союз к "конструктивным" переговорам, пожелали трём прибалтийским государствам скорого вступления в международные организации, в том числе в Совет Европы, ОБСЕ и ООН. Тем самым страны ЕЭС, по сути, недвусмысленно дали понять, что ожидают от Москвы признания Литвы, Латвии и Эстонии в качестве независимых государств. Говоря о позиции Франции в отношении судьбы остальных республик СССР, Р. Дюма осторожно заявил, что страны Балтии "составляют особый случай по историческим причинам" и что перспективы других союзных республик будут рассматриваться "в

1 Le Monde, 29.08.1991.

© Тимофеев Павел Петрович - кандидат политических наук, ИМЭМО РАН.

E-mail: p.timofeyev@gmail.com Ключевые слова: Франция, Европейский Союз, СНГ, Восточная Европа, Кавказ, Центральная Азия.

каждом случае индивидуально"1. В дальнейшем ярко выраженный евроатлан-тический курс Вильнюса, Риги и Таллина, итогом которого стало вступление трёх прибалтийских стран в ЕС и НАТО в 2004 году, означал для Франции построение отношений с ними уже на совершенно другом уровне - в рамках партнёрства внутри ЕС. Это позволяет нам исключить развитие связей Парижа с Вильнюсом, Ригой и Таллином из настоящего обзора .

Как и в случае с Прибалтикой, в отношениях с остальными бывшими республиками СССР Франция координировала свои действия с ЕЭС/ЕС. 22 декабря 1991 года, на следующий день после подписания алма-атинского соглашения, Р. Дюма заявил, что Франция рада итогам конференции в Алма-Ате, где появилась "настоящая организация" [СНГ. - П.Т.], поскольку Париж опасался, как бы теперь уже бывший Союз не погрузился в хаос3. 23 декабря Франция совместно с ЕЭС выступила с официальной декларацией о будущем статусе России и других бывших советских республик, выразив готовность признать их при условии выполнения ими определённых условий. В ней же признавалась правопреемственность РФ по отношению к СССР4. В мае 1992 года страны ЕЭС на специальной конференции в Лиссабоне, посвящённой оказанию помощи бывшим советским республикам, заявили, что намерены развивать партнёрство со странами ННГ с целью ускорить переход этих стран к рыночной экономике и их "полную интеграцию" в мировую экономическую систему5. В декабре 1992 года в декларации, принятой на Совете ЕЭС в Эдинбурге, Франция и её партнёры по Сообществу подтвердили это благое пожелание6.

В то же время в Европе, несомненно, обсуждался вопрос о перспективах включения постсоветских республик в европейские структуры. И хотя речь изначально не шла о ЕЭС/ЕС, вопрос ставился в плане других организаций, в частности, Совета Европы. В июне 1992 года представитель ФРГ Г. Редеманн выступил в СЕ с докладом о приёме в Совет новых членов. В докладе, помимо прочего, ставился вопрос о границах Европы, то есть об одном из критериев для признания ННГ европейскими. Исходя из положения об Урале как восточной границы Европы, докладчик призвал своих коллег признать европейскими три прибалтийские республики, страны, расположенные к западу от РФ - Белоруссию и Украину , и три закавказские республики. Отдельно отмечалось положение России как европейской и азиатской страны. Наконец, центральноазиатские

1 Ibidem.

2 Подробнее о реакции Франции на вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в ЕС см.: Тимофеев П.П. Перспективы расширения ЕС и позиция Франции// Современная Европа, 2011, №4. С.28-38.

3 Le Monde, 24.12.1991.

4 La politique étrangère de la France. Novembre-Décembre 1991, p. 174.

5 Bulletin des Communautés européennes. Mai 1992, n° 5, p. 143-144.

6http://www.cvce.eu/obj/conclusions du conseil europeen d edimbourg declaration sur la russ ie et la cei 11 et 12 decembre 1992-fr-365c85c4-6d09-472b-907e-a67345b793cc.html

7 Не оспаривая европейское положение Молдавии, Г. Редеманн отметил, что существуют силы, поддерживающие перспективу присоединения Молдавии к Румынии. Conseil de l'Europe-Assemblée parlementaire. Documents de séance. Quarante-quatrième session ordinaire (Deuxième partie). 29 juin-1er juillet 1992. Volume III. Documents 3550 & 6624-6648. 1993, p. 1-21, Doc. 6629.

республики бывшего СССР были признаны находящимися вне границ Европы1. Как видим, некоторая неопределённость в вопросе о границах Старого Света подталкивала европейцев к тому, чтобы обратить особое внимание на ННГ -своих новых европейских и евразийских партнёров.

Это определило дифференцированный подход европейских стран, в частности Франции, к отношениям с государствами постсоветского пространства. Так, в современной структуре МИД Франции диалог со странами бывшего СССР (за исключением Прибалтики) курирует дирекция континентальной Европы. В составе дирекции - три отдела. Сфера деятельности одного из них - Россия и страны Восточной Европы (Украина, Белоруссия, Молдавия); сфера другого -страны Кавказа и Центральной Азии2. Как видим, официальный Париж, воспринимая постсоветские страны как отдельный регион, связанный с Европой от Белоруссии до Казахстана, всё же условно делит это пространство на несколько субрегионов, в зависимости от степени их близости к ЕС. Таким образом, политику Франции на постсоветском пространстве, оставляя за скобками диалог с Россией как "стратегическим партнёром", можно условно разделить на несколько направлений: восточноевропейское (Украина, Белоруссия, Молдавия); закавказское (Грузия, Армения, Азербайджан) и центральноазиатское (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан, Таджикистан).

Восточноевропейское направление

Несмотря на весьма скорое дипломатическое признание Францией Украины, Белоруссии и Молдавии3, в первые годы после распада СССР эти отношения находились в тени диалога Парижа с Москвой: именно включение России в "европейскую семью" стало для Франции основным приоритетом в Восточной Европе в 1990-х годах. Известная французская исследовательница Н. Нугерэд писала даже, что "дипломатия Ж. Ширака была склонна пренебрегать - иногда с намёком на презрение - странами европейского Востока"4 во имя российско-французского диалога. В то же время началась кристаллизация основных аспектов сотрудничества Парижа с новыми восточноевропейскими странами в рамках постепенной интеграции их в европейское пространство. В первую очередь это поиск и установление правовых рамок отношений: в 1992-1996 годах Париж подписал с Киевом, Минском и Кишинёвом двусторонние договоры, ставшие основой дальнейшего сотрудничества5. Другим аспектом был вопрос присутствия ядерного оружия на территории постсоветских стран, поэтому Париж, разумеется, был удовлетворён решением украинских, белорусских и молдав-

1 Отдельно отмечалось, что, хотя западная часть территории Казахстана находится в Европе, эта страна не кажется "обращённой" к Европе. Ibidem.

2 Третий отдел дирекции занимается отношениями Франции с государствами Балкан.

3 Франция установила дипломатические отношения с Украиной 24.01.1992 г., с Белоруссией -

25.01.1992 г., с Молдавией - 11.03.1992 г.

4 Le Monde, 30.04.2008.

5 16.06.1992 г. Францией был подписан договор о согласии и сотрудничестве с Украиной;

29.01.1993 - договор о согласии, дружбе и сотрудничестве с Молдавией; 11.07.1996 - договор о взаимопонимании и сотрудничестве с Белоруссией.

ских властей отказаться от него. Ещё двумя важными моментами стало налаживание экономических связей Франции с новыми странами, а также их постепенная демократизация и строительство правового государства в каждой из республик.

Развитие энергодиалога ЕС с Россией, стартовавшего в 2000 году, и расширение ЕС в 2004 и 2007 годах, в ходе которого Украина, Белоруссия и Молдавия оказались непосредственными соседями Евросоюза, стали важными факторами, способствовавшими усилению внимания Парижа к этим странам. С развитием общего внешнеполитического курса ЕС Франция начала проявлять свою активность в регионе в рамках различных инициатив Евросоюза. Среди них можно выделить три наиболее важных: развитие энергетического сотрудничества в рамках энергополитики ЕС; включение стран региона в "Европейскую политику соседства", а также комплекс мер по демократизации стран региона и поддержке евроориентированных сил.

Забота об обеспечении своих энергетических нужд заставила Францию, как и другие страны ЕС, озаботиться вопросом о надёжности обеспечения энергосистем - трубопроводов, связывающих Европу с Россией и ННГ. Решить эти проблемы призваны такие проекты Евросоюза, как ИНОГАТЕ и Черноморская синергия. ИНОГАТЕ - программа межгосударственной транспортировки нефти и газа в Европу (Interstate Oil and Gas Transport to Europe) была запущена ЕС в 1996 году в рамках проекта ТАСИС. Согласно проекту, консорциум, лидерами которого являются французская компания "Газ де Франс" (ГДФ) и немецкая "Рургаз", курирует транспортировку газа из Центральной Азии в Европу1. Другим проектом, в котором Франция участвует в рамках ЕС, является так называемая инициатива Баку, учреждённая в 2004 году и нацеленная на интеграцию энергетического рынка стран черноморского, каспийского и центральноазиатско-го региона с энергорынком Евросоюза, при том что России здесь отведена роль наблюдателя2. Наконец, Франция как государство - член ЕС принимает участие в проекте ЕС "Черноморская синергия", запущенном в апреле 2007 года для поощрения региональной интеграции, в том числе энергетической, под эгидой ЕС. Для технического руководства проектом планируется использовать органы Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), куда Французская Республика входит в качестве страны-наблюдателя3. Справедливости ради стоит отметить, что Париж, озабоченный энергобезопасностью скорее в Средиземноморье, чем в Причерноморье не является одним из основных вдохновителей данных проектов, однако его присутствие в них следует учитывать.

Европейская политика соседства (ЕПС) на сегодняшний день - наиболее зримое доказательство проникновения Евросоюза в ННГ Восточной Европы. Еврокомиссия, принявшая в 2003 году основополагающий документ ЕПС ("Расширенная Европа - соседство: новые рамки для отношений с нашими восточными и южными соседями") объяснила, что ЕПС учреждается с целью "положить конец разделению нашего континента" и следить за тем, чтобы "периферия Союза не стала новой линией разграничения". В рамках ЕПС предпола-

1 См. подробнее: Пашковская И.Г. Указ. Соч. С.74-76; http://www.inogate.org

2 Пашковская И.Г. Указ. Соч. С. 76-81.

3 Там же. С. 83-88.

галось создать вокруг ЕС общее пространство со свободным движением услуг, людей и капиталов - "круг друзей", связанных с Союзом политически и экономически. Другими словами, речь идёт о постепенном втягивании соседних с ЕС стран в орбиту влияния Евросоюза1. Уже то, что на период 2007-2013 годов для нужд ЕПС выделено 11 млрд евро2, позволяет предположить, что вряд ли такие деньги направлены Брюсселем исключительно на благотворительные проекты. Любопытно, что первоначально "целевой аудиторией" ЕПС должны были стать именно ННГ Восточной Европы, однако по настоянию Франции круг объектов ЕПС был расширен за счёт стран Северной Африки и Израиля. Париж также предпринял усилия для того, чтобы примерно 2/3 из указанной суммы было направлено в страны Средиземноморья3. И хотя новый проект, вызревший в рамках ЕПС - "Восточное партнёрство" (ВП), запущенное Польшей и Швецией в 2009 году и направленное уже конкретно на ННГ Восточной Европы и Кавказа, получил официальную поддержку Парижа4, всё же считать его ярым сторонником "партнёрства" сложно. Более того, Д. Кадье и Ф. Пармантье, авторы статьи "Восточное партнёрство ЕС: какие перспективы?" считают, что ВП "по сути является противовесом проекту "Средиземноморского союза" французского происхождения"5.

Пожалуй, наиболее активное французское участие в ННГ Восточной Европы заключается в попытках продвинуть демократизацию стран региона, поощряя евроориентированные политические силы. Показательным в этом плане стал французский курс в отношении событий на Украине и в Белоруссии в 2000-х годах. Важность Украины для ЕС во многом заключается в том, что из трёх стран региона именно ей принадлежит ключевая транзитная роль - через её территорию проходит 80% поставок газа из России и Центральной Азии в ЕС. В декабре 2009 года она была принята в Европейское энергетическое со-общество6. В ходе "Оранжевой революции" 2005 года в Киеве официальный Париж занял благожелательную позицию в отношении прозападных сил -В. Ющенко и Ю. Тимошенко, подчёркивая их "демократическую" ориентацию7. Между Францией и Украиной развивается сотрудничество в области безопасности (в том числе поддержка Парижем украинской военной реформы и помощь Киеву в обучении военных кадров)8. В сентябре 2008 года на саммите

1 http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/com03_104_fr.pdf http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/oj_l310_fr.pdf

2

3http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/europe_828/umon-europeeme-monde_13399/politique-voisinage_12990/index.html

4http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/l-europe/union-europeenne-et-monde/politique-de-voisinage/article/deuxieme-sommet-du-partenariat

5 Cadier D., Parmentier F. UE Partenariat Oriental: quelles perspectives? (http://www.diploweb.com/UE-Partenariat-Oriental-quelles.html)

6http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/09/189&format=HTML&aged =0&language=EN&guiLanguage=en; http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/ukraine_466/france-ukraine_1250/index.html

http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/ukraine_466/presentation-ukraine_1342/index.html

8http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/ukraine_466/france-ukraine 1250/index.html

ЕС - Украина в Париже было решено начать переговоры о подписании Соглашения об Ассоциации с целью учреждения зоны свободной торговли, безвизового режима, поддержки Украиной ОВПБ ЕС1. Тем самым Париж уделяет весьма значительное внимание Киеву, поощряя его европейские амбиции. В то же время Франция весьма осторожно воспринимает атлантические устремления Киева, понимая, что это негативно отразится на отношениях с Россией. В 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте Париж и Берлин выступили против предоставления Киеву "плана действий по вступлению" в блок2. Спустя четыре года, на саммите НАТО в Чикаго, Киев также не получил приглашения3.

Почти диаметрально противоположную политику Франция проводит в отношении Белоруссии. Как отмечал в 2004 году белорусский специалист В.Г. Шадурский, "в развитии политических отношений Парижа и Минска отчетливо просматриваются два этапа". Если на первом этапе (1991-1996 гг.) эти отношения получили импульс развития, то "второй этап, начавшийся в ноябре 1996 года (...) характеризуется резким ухудшением белорусско-французских связей, свертыванием политических контактов"4. Подписание в 1996 году договора о взаимопонимании и сотрудничестве стало кульминационной точкой в развитии политических контактов двух стран. Усиление президентской власти в Белоруссии в 1996 году вызвало озабоченность как во Франции, так и в других странах ЕС. Заняв жёсткую позицию в отношении официального Минска, Париж вместе со своими партнёрами по Союзу приостановил политическое сотрудничество с Белоруссией, сосредоточив свои усилия на регулярной критике режима А. Лукашенко (обвинения в авторитаризме и требования демократизации)5 и на формировании в Белоруссии политической оппозиции нынешнему режиму. Париж принимает участие в санкциях ЕС в отношении Минска (приостановление действия соглашения с ЕС о сотрудничестве, отказ в выдаче виз отдельным белорусским чиновникам и заморозка их авуаров и т.д.). Франция солидарна с ЕС в том, что пока Белоруссия не пойдёт на уступки, она не будет участвовать в ЕПС6. Политический диалог двух стран крайне ограничен, и визиты в 2010 году вице-премьера Белоруссии В. Семашко в Париж и госсекретарая Франции по европейским делам П. Лелюша в Минск стали, скорее, исключением из правил7.

1http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/09/189&format=HTML&aged =0&language=EN& guiLanguage=en

2 Le Monde, 30.04.2008

3 http://www.nato.int/cps/fr/natolive/official texts 87593.htm

4 Шадурский В.Г. Беларусь — Франция: поиск путей сотрудничества (к 10-летию установления дипломатических отношений// Белорусский журнал международного права и международных отношений, 2002, №1.

(http ://www. evolutio.info/index.php?option=com content&task=view&id=474&Itemid=5 3 )

5 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo 833/bielorussie 458/presentation-bielorussie 937/index.html

6 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo 833/bielorussie 458/presentation-bielorussie 937/index.html; http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/strategy/strategy paper fr.pdf

7 В ходе визита В. Семашко в Париж в январе 2010 г. стороны подписали двустороннее Соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и техники, в области СМИ. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo/bielorussie/la-france-et-la-bielorussie/

Французская политика в отношении Молдавии в целом аналогична украинской политике Парижа. Франция рассматривает Кишинев как партнёра в рамках ЕПС. "План действий" Евросоюза 2005 года в отношении Молдавии подразумевает меры по демократизации и строительству правового государства, созданию благоприятного климата для инвестиций, урегулированию миграционных потоков и т. д. В 2008 году между ЕС и Молдавией вступили в силу облегчённые правила выдачи виз1. В то же время для молдавской политики Франции характерны две особенности. Во-первых, Молдавия с 1998 года является членом Международной организации франкофонии, и Париж направляет усилия на поддержку и дальнейшее укрепление французского языка в республике2. Вместе с тем французская политика направлена на обучение новых элит (для этого существуют специальные стажировки) и поддержку государственных институтов. Во-вторых, Франция вместе со своими партнёрами по ЕС наблюдает за ходом урегулирования кризиса в Приднестровье3. Следует отметить, что переговоры по приднестровской проблеме, стартовавшие в 1997 году в формате 2+3 (Молдавия, ПМР и три посредника - Россия, Украина, ОБСЕ), с 2005 года проходят уже в формате 2+5: к трём посредникам добавились ещё два в качестве наблюдателей - США и ЕС4. Тем самым в перспективе возможно активное подключение Евросоюза, и в том числе Франции, к решению кризиса, и не исключено, что ЕС может попытаться заменить собой ОБСЕ.

Кавказское направление

Интерес Франции к государствам Закавказья в первую очередь определяется географическим положением последних. В силу своего расположения между Европой, с одной стороны, и Средним Востоком, Россией и Ираном - с другой, они представляют ценность как минимум в двух ипостасях: во-первых, как страны-транзитёры (особенно в этом плане перспективен Азербайджан, через который проходят газопровод "Баку - Тбилиси - Эрзерум" и нефтепроводы "Баку - Супса" и "Баку - Тбилиси - Джейхан") и, во-вторых, как возможный стратегический плацдарм для урегулирования кризисов в соседних регионах. Оценив эти преимущества, Еврокомиссия в 2004 году порекомендовала ЕС включить страны Кавказа в ЕПС. В руководстве по осуществлению ЕПС, принятом в 2004 году, КЕС отметила, что, несмотря на все различия в политиче-

1 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/moldavie_468/presentation-moldavie_1001/index.html;

http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/09/180&format=HTML&aged= 0&language=EN&guiLanguage=en

2 Свыше 50% молдавских студентов, изучающих иностранный язык, учат французский. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/moldavie_468/france-moldavie_1189/index.html

3 Конфликт в Приднестровье на территории Молдавии вспыхнул в 1992 г., когда после распада СССР местные жители (в основном русские) провозгласили Приднестровскую молдавскую республику (ПМР), не признанную мировым сообществом. В роли миротворческой силы выступили российские войска, расквартированные в республике (14-я армия).

4 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/moldavie_468/presentation-moldavie 1001/index.html

ском и экономическом развитии трёх закавказских республик, перед ними стоят сходные задачи, такие как слабость правового государства, экономические проблемы, "замороженные" конфликты в регионе и т.д. Отсюда КЕС сделала вывод о том, что стабильность и развитие Южного Кавказа является приоритетом для Брюсселя, который должен вовлекаться в закавказские дела "более решительно и более активно", а также подготовить республики Кавказа к "углублённому сотрудничеству" с Евросоюзом1. Все три закавказские республики являются участниками ЕПС, а также таких энергопроектов ЕС, как ИНОГАТЕ, "инициатива Баку" и "Черноморская синергия"2.

Оценивая шаги Франции в закавказском регионе, можно сделать вывод, что она вполне разделяет инициативы Еврокомиссии. Однако, как и в случае с восточноевропейскими странами СНГ (и, скорее всего, по тем же причинам), установление дипломатических отношений с тремя республиками в 1992 году не повлекло за собой скорого развития партнёрства. Лишь в 2000-х годах французская политика на Кавказе начинает набирать обороты. Франко-грузинские отношения, которые, по словам МИД Франции, с момента обретения Грузией независимости были "очень дружественными" благодаря контактам на высшем уровне, получили импульс для развития после так называемой "революции роз" 2003 года. По мнению французского руководства, это была "первая демократическая "цветная революция" на постсоветском пространстве". Разумеется, Париж не мог не поддержать пришедшего к власти М. Саакашвили - политика, получившего образование в США и во Франции4 и заявившего о своём стратегическом выборе в пользу демократии и сближения с ЕС и НАТО. Французская республика благожелательно рассматривала подключение Грузии к ЕПС в 2006 году и участие Тбилиси в ВП с 2009 года. В 2010 году между ЕС и Грузией стартовали переговоры о подписании Соглашения по ассоциации, которое могло бы заменить СПС и включало бы положения об учреждении зоны свободной торговли и либерализации виз.

Об интенсификации франко-грузинских отношений в 2000-е годы говорит и весьма частое, по сравнению с другими странами СНГ, количество визитов официальных представителей двух государств. Н. Саркози и глава МИД Франции Б. Кушнер побывали в Грузии с визитами четыре раза за три года (20082010 г.), первые лица Грузии, включая М. Саакашвили, нанесли во Францию семь визитов за четыре года (2007-2010)5. Активно развиваются двусторонние военные связи. Ещё с 2002 года в Тбилиси находится французский атташе по внутренней безопасности, компетенции которого распространяются также на Армению и Азербайджан. В 2006 году при поддержке Франции в г. Сачхере был создан центр обучения горных стрелков, который в 2010 году оказался интегрирован в систему НАТО "Партнёрство ради мира" (ПРМ). В 2009 году

1 http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/strategy/strategy paper fr.pdf

2 См. подробнее: Пашковская И.Г. Указ.Соч. С. 74-83.

3 Дипломатические отношения Парижа с Баку были установлены 21.02.1992 г., с Ереваном -24.01.1992 г., с Тбилиси - 21.08.1992 г.

4 М. Саакашвили среди прочего имеет диплом Международного института прав человека в Страсбурге.

5 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pavs-zones-geo/georgie/la-france-et-la-georgie/

французская компания "Фалес" поставила Грузии радар. Ежегодно грузинам предоставляется возможность военной стажировки во Франции. Наконец, грузинское подразделение (чуть меньше 200 военнослужащих) действует в составе французских сил в Афганистане1. Таким образом, Франция имеет прямое отношение к военным программам Тбилиси. Неудивительно, что, будучи связанной с Грузией военным сотрудничеством, Франция в лице Н. Саркози и Б. Кушнера из всех стран ЕС приняла самое активное участие в приостановке кризиса в Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года. В то же время в апреле 2008 года на бухарестском саммите НАТО Париж и Берлин, очевидно, осознавая сложность ситуации на Кавказе, отложили план вступления Грузии в Североатлантический блок, пообещав ей членство в НАТО в неопределённом будущем. Ситуация не изменилась и на саммите в Чикаго в 2012 году2.

В ходе урегулирования кризиса вокруг Абхазии и Южной Осетии Париж исходит из принципа несомненной принадлежности этих регионов к Грузии. После того как при личном участии Н. Саркози Россия и Грузия подписали 12 августа 2008 года план из 6 пунктов для приостановки военных действий, в сентябре того же года ЕС принял решение направить в кризисный регион свою наблюдательную миссию (MSUE). Следует отметить, что, после того как летом 2009 года истёк срок действий миссии ОБСЕ в Южной Осетии и миссии ООН в Абхазии, именно миссия ЕС осталась единственной международной структурой, участвующей в разведении сторон. В настоящее время в рамках ООН продолжаются дискуссии между представителями Франции и России по урегулированию кризиса3. В перспективе развития отношений ЕС с Грузией от Парижа, вероятно, следует ожидать активизации миссии ЕС для укрепления европейских позиций в регионе.

Значительное внимание Франция уделяет и отношениям с Азербайджаном. Франция была второй страной, признавшей Азербайджан после Турции ещё в 1991 году. В Баку также ценят отношения с Парижем: так, именно туда нанёс свой первый визит нынешний президент закавказской республики И. Алиев, избранный в 2004 году. Ценность Азербайджана для Франции определяется прежде всего тем, что Баку обладает значительными энергоресурсами (нефть, газ) и почти полностью зависит от них (90% его экспорта - это энергосырьё)4. Разумеется, об этом осведомлены не только в Париже, но и в целом в ЕС. Благодаря своим ресурсам Баку является интересным партнёром для Европы, несмотря на несоответствие своего политического строя нормам ЕС и Совета Европы. Если на официальном сайте МИД Франции прямо указано, что согласно наблюдателям, президентские выборы 2008 года в Азербайджане не были демократичными, то французские исследователи Д. Кадье и Ф. Парментье откровенно пишут, что "хотя его [азербайджанский. - П.Т.] строй - демократичен не более, чем в Белоруссии и в Армении, он располагает важными газовыми ресур-

1 Ibidem.

2 http://www.nato.int/cps/fr/natolive/official_texts_87593.htm

3 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/georgie_459/presentation-georgie_971/index.html

http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/azerbaidjan_457/index.html

сами"1. Тем самым налицо стремление ЕС, в том числе Франции, использовать Азербайджан в качестве источника и транзитёра энергоресурсов.

В связи с этим именно экономические отношения с Баку приоритетны для Парижа в Азербайджане. И позиции её весьма значимые: в 2009 году Азербайджан был первым торгово-экономическим партнёром Франции на Кавказе. Если в 2005 году объём двусторонней торговли между ними исчислялся в 484 млн евро, то три года спустя он вырос до 1,8 млрд евро, то есть практически в четыре раза. Объём торговли Парижа с Баку в разы превосходит объёмы торговли Парижа с Тбилиси и Ереваном (в 2009 г. - 1,3 млрд евро в сравнении, соответственно с 86,7 млн для Армении и 66 млн для Грузии), правда, 1,2 млрд из этой суммы приходятся на объём азербайджанского экспорта во Францию, в основном на энергоресурсы. Франция является 4-м импортёром азербайджанской продукции, уступая из стран ЕС только Италии. Французская компания "То-таль" владеет 5% акций в консорциуме нефтепровода "Баку - Тбилиси - Джей-хан", а в 2010 году европейский гигант "Арианспэйс" (куда входит и Франция) выиграл тендер на поставку Баку телекоммуникационного спутника. Что касается культурных проектов, то, как и в случае с Грузией, Париж участвует в обучении азербайджанских чиновников и журналистов, предоставляя французским студентам стипендии для обучения во Франции2.

На фоне динамично развивающихся франко-грузинских политических, и франко-азербайджанских экономических отношений связи Франции с Арменией более скромные. В силу сложных отношений с соседями (Азербайджан, Турция) и тесных связей с Россией, Армения не проявляет особого энтузиазма в развитии связей с Западом. В 2004 году КЕС отмечала, что из шести стран - объектов "восточного партнёрства" у Армении, вероятно, наиболее напряжённые отношения с ЕС, и не факт, что практика ВП изменит эту ситуацию3. В то же время именно участие Еревана в ВП и ПРМ может быть одной из основ франко-армянского взаимодействия в этих институтах. Судя по всему, основным полем взаимодействия Парижа и Еревана является социокультурная сфера: во Франции обитает значительная армянская диаспора (около полумиллиона человек), и Париж стремится использовать её роль в двухсторонних отношениях: в частности, демонстрируя солидарность по болезненному вопросу армянского геноцида4. Важная роль в культурных франко-армянских отношениях отводится поддержке французского языка, обучению элит ("Французский университет в Армении" готовит экономистов и чиновников) и сил правопорядка. Есть потенциал и у развития экономических связей двух стран: в 2007 году Франция стала пятым экс-

Cadier D., Parmentier F. UE Partenariat Oriental: quelles perspectives? (http ://www. diploweb. com/UE-Partenariat-Oriental-quelles.html)

2 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/azerbaidjan_457/france-azerbaidj an_1022/index. html

3 http ://ec.europa. eu/world/enp/pdf/strategy/strategy_paper_fr.pdf

4 В январе 2001 г. Национальное собрание Франции приняло закон, официально осуждающий геноцид армян в Османской империи в 1915 г. В этом вопросе позиция Парижа и Еревана противоположна позиции Турции. http://www.assemblee-nationale.fr/11/dossiers/genocide.asp

портёром в Армению, уступая из стран ЕС по этому показателю лишь Герма-нии1.

Наконец, следует отметить роль Парижа в урегулировании нагорно-карабахского конфликта2. С 1997 года найти решение конфликта пытается так называемая Минская группа ОБСЕ, в которую входят Россия, США и Франция как представитель ЕС. В 2007 году Б. Кушнер вместе с российским и американским коллегами передал армянской и азербайджанской сторонам3 рамочный документ для урегулирования конфликта. В июне 2012 года Ф. Олланд в Лос-Кабосе, как и его коллега Н. Саркози в Довиле годом ранее, на встрече с президентами России и США призвал Баку и Ереван к дальнейшему урегулированию конфликта4. В данном случае сложно говорить о каких-то значительных усилиях, предпринятых Францией, однако нерешённость конфликта вкупе с вниманием ЕС к Кавказу позволяет прогнозировать сохранение французского интереса к решению данного вопроса.

Центральноазиатское направление

Для французской политики в отношении стран Центральной Азии, характерны следующие особенности. Практически со всеми из них (Узбекистаном, Туркменистаном, Киргизстаном, Таджикистаном, в меньшей степени - Казахстаном) отношения Франции развивались примерно по одной и той же схеме. После того как в 1992 году Париж установил дипотношения с пятью централь-ноазиатскими республиками5, последовал кратковременный период некоторого развития двусторонних связей. Например, в 1992-1994 годах были учреждены французские консульства в Ашхабаде, Бишкеке и Душанбе, позже преобразованные в посольства6. Однако говорить об установлении в это время прочных связей между Францией и республиками Центральной Азии сложно, поскольку Париж не имел существенных интересов в регионе. В основном сотрудничество

1 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/armenie_456/france-armenie_1020/index. html

2 Нагорный Карабах (по-армянски - "Арцах") - регион на юго-западе Азербайджана, но населенный преимущественно армянами. Спор двух народов о принадлежности региона вылился в 1988 г. в войну, горячая стадия которой завершилась лишь в 1994 г. Проблема статуса региона не решена до сих пор.

3 Рамочный документ - т.н. мадридские принципы включает в себя, среди прочего, положения о принадлежности Карабаха к Азербайджану, но установление в регионе автономии и создание коридора, связывающего регион с Арменией. В регионе планируется учредить силы по поддержанию мира. В 2009-2010 гг. Д. Медведев, Б. Обама и Н. Саркози уточнили условия урегулирования, приняв соответствующие декларации на саммитах в Аквиле и Му-скоке. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/azerbaidjan_457/presentation-azerbaidj an_929/index. html

4 http://www.kremlin.ru/news/15694

5 Раньше всех - 25.01.1992 г. Франция установила дипотношения с Казахстаном. Спустя месяц, 29.02.1992 г., - с Узбекистаном, Туркменистаном и Киргизстаном, а 3.03.1992 г. были установлены дипотношения с Таджикистаном.

6 Так, в связи с визитом Ф. Миттерана в Туркменистан в апреле 1994 г., в Ашхабаде было открыто французское консульство. В 1999 г. оно получило статус посольства.

1992-2011 годов между Францией и локальными республиками шло в рамках отношений с ЕС через СПС и проект ТАСИС.

Основными факторами, которые обусловили рост внимания Парижа к цен-тральноазиатским республикам в 2000-х годах, были два - военно-стратегический и энергетический. Во-первых, участие Франции в операции НАТО в Афганистане в 2001 году означало для Парижа необходимость найти потенциальные плацдармы для переброски и базирования войск и обеспечить себе благоприятное дипломатическое окружение в Азии. Кроме того, возникновение иранского ядерного кризиса с неясными перспективами урегулирования, также вынуждает Францию рассматривать соседние с Ираном страны Центральной Азии в качестве возможных плацдармов (в случае военного решения иранского вопроса). Во-вторых, осознание в 2000-х годах ЕС всё возрастающей энергозависимости от России заставило Евросоюз заняться поиском новых источников энергоресурсов и путей их доставки в Европу, минуя Россию. Так в фокус внимания ЕС, в том числе и Франции, попали страны Центральной Азии. В "Стратегии нового партнёрства", принятой Евросоюзом в 2007 году для тесной работы с регионом, Центральная Азия в первую очередь фигурирует как источник энергоресурсов и стратегический плацдарм1.

Несмотря на то что основным идеологом распространения политики ЕС на восток была Германия, более остальных заинтересованная в ослаблении энергозависимости от России, Франция также активизировалась на данном направлении. В сентябре 2008 года Французская республика, занимая пост страны-председателя в ЕС, организовала форум "ЕС - Центральная Азия" по вопросам безопасности на уровне глав МИД, а в ноябре 2008 года предложила ЕС проект по усилению правового государства в центральноазиатском регионе2. Работая на данном направлении, Париж сталкивается с общими проблемами стран Центральной Азии, в частности, слабой демократией, отсутствием адекватных условий для ведения бизнеса, межэтническими трениями (между узбеками и киргизами в Киргизии, между узбеками и таджиками в Таджикистане), существованием наркотрафика из Афганистана, исламистской угрозой. Однако пребывание войск НАТО в Афганистане, в состав которых входят французские подразделения, не позволяет говорить о том, что ЕС и США способны как-то решить эти последние проблемы. В целом сотрудничество Франции со странами региона подразумевает политический диалог (связанный с привлечением ОБСЕ и ЕС), экономические (в основном энергетические) и культурные связи (Франция предпринимает усилия для распространения франкофонии и предлагает обучение местным студентам), а также весьма ограниченное военное сотрудничество. Франция - одна из двух стран ЕС, наряду с Германией, посольства которой есть в каждом из пяти государств региона3.

Основным объектом внимания Франции в Центральной Азии является Казахстан. Республика, граничащая с Россией и Китаем, территория которой в пять раз больше Франции и на экономику которой приходится 2/3 ВВП региона,

1 Rousselot, Hélène. L'UE en Asie centrale : quelle volonté politique pour quelle présence ? (http://www.diploweb.com/L-UE-en-Asie-centrale-quelle.html)

2 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/asie-centrale_4249/index.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Ibidem.

естественным образом рассматривается Парижем в качестве ключевого актора в Центральной Азии. Политический диалог между Парижем и Астаной, в рамках которого стороны подписали в 2008 году договор о стратегическом партнёрстве, интенсивно развивается в последние годы. Казахстан также является первым экономическим партнёром Франции в Центральной Азии1. Париж предпринимает значительные усилия для повышения своего влияния в стране2. В 2008 году вместе с договором Париж и Астана подписали серию соглашений о расширении сотрудничества в ряде сфер, в том числе космоса, обороны и безопасности и борьбы с оргпреступностью. Поддерживая развитие отношений Казахстана с ЕС, Франция, по сути, закрывает глаза на отсутствие политического плюрализма в этой республике, хотя это означает "двойные стандарты" в отношениях Парижа с Астаной и Баку, с одной стороны, и с Минском, с другой. Все же Париж поддерживает меры по усилению правового государства в Центральной Азии.

Активно, наряду с политическим диалогом, развиваются и экономические связи двух стран. Компания "Тоталь" участвует в разработке нефтяного месторождения в Кашгане; а группа "Арева" импортирует из Казахстана уран для атомных установок. В 2009 году Париж был пятым инвестором в Казахстан, и четвёртом импортёром его продукции (2009 г.). Наконец, существуют основы и для военно-полицейского сотрудничества: в Алма-Ате находится французский атташе по вопросам безопасности с региональными компетенциями3.

В двух других крупных государствах региона - Узбекистане и Туркменистане позиции Франции гораздо слабее. В Узбекистане это связано с достаточно холодными отношениями всего ЕС с официальным Ташкентом. До 2001 года Париж практически не проявлял интереса к Узбекистану, в 2001-2004 годах в связи с афганскими событиями между Парижем и Ташкентом начал завязываться диалог. Однако события в Андижане, когда, по мнению Парижа, узбекское руководство применило чрезмерную и непропорциональную силу против внутренней оппозиции, Франция как страна - член ЕС приняла участие в европейских санкциях в отношении Узбекистана. С 2008 года Париж начал налаживать диалог с Ташкентом4.

Отношения Франции с Туркменистаном испытали небольшой взлёт в 1990-е годы и падение в 2000-х годах из-за закрытости этой азиатской республики. В то же время Туркменистан является вторым партнёром Франции в Центральной Азии: на 87% импорт Франции из этой страны составляет энергосырье.

1 Объём внешней торговли между Францией и Казахстаном в 2010 г. составил 3,4 млрд евро. Это в десять раз больше, чем объём торговли между Францией и вторым её партнёром в Центральной Азии - Туркменистаном (206, 5 млн евро).

2 Показательно, что на официальном сайте Елисейского дворца при Н. Саркози в числе приоритетных внешнеполитических партнёров Франции в Азии были выделены три страны -Китай, Индия и Казахстан, названный главной державой Центральной Азии. http://www.archives.elysee.fr/president/international/visites/asie/asie.8288.html

3 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/kazakhstan_461/index.html; http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/kazakhstan_461/france-kazakhstan_ll64/index.html; http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/asie-centrale_4249/index.html

4 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo/ouzbekistan/la-france-et-l-ouzbekistan/

Значительные запасы газа1 в Туркменистане и его соседство с Афганистаном объясняют ту настойчивость, с которой Париж предпринимает попытки наладить диалог с Ашхабадом. В 2010 году Н. Саркози и президент Туркменистана Г. Бердымухамедов нанесли соответствующие визиты в Ашхабад и Париж2.

Наконец, ещё две локальные республики - Киргизия и Таджикистан рассматриваются Францией в основном лишь как опорные точки для размещения военнослужащих, участвующих в операции в Афганистане. Отношения Парижа с Бишкеком, установленные в 1992 году, получили импульс для развития в 2001 году. Показательно, что дипломатическое представительство Франции в республике появилось лишь в 2004 году, а в посольство оно было преобразовано в 2009 году. Наиболее значимым аспектом сотрудничества двух стран стало пребывание ограниченного французского континента в 2002 и 2006-2009 годах на авиабазе "Ма-нас"3. В то же время обращают на себя внимание две потенциальные сферы сотрудничества: экономика (в 2009 г. Франция стала вторым импортёром для продукции Киргизии) и военное дело (обучение киргизских военных специалистов) .

Как и в случае с Киргизией, интерес Франции к Таджикистану проявился лишь в 2001 году: развитие антитеррористического диалога Парижа с Душанбе привело в 2001 году к открытию представительства, ставшего в 2002 году посольством. С 2001 года в аэропорту Душанбе размещается группа французских военнослужащих5. Актуальным для Франции является ликвидация наркотрафика, идущего из Афганистана через Таджикистан в Азию и Европу6.

* * *

В 1990-2000-х годах Франция определила свои внешнеполитические интересы на постсоветском пространстве. Выделяя в нём несколько ключевых регионов - Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия, Франция дифференцирует эти интересы в каждом из регионов. Париж участвует в ЕПС и "восточном партнёрстве", однако в силу расположения самой Франции, в рамках ЕПС её интересует прежде всего Средиземноморье, а Восточная Европа отходит в данном случае на второй план. Однако это не значит, что Париж не уделяет внима-

1 Потенциальные резервы газа в Туркмении оцениваются в 20 000 млрд куб.м - 4-е место в мире. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/turkmenistan_467/presentation-du-turkmenistan_1249/index.html

2 Ibidem

3 В 2002 г. на базе размещались шесть самолетов "Мираж" и два самолета-заправщика, в 2006-2009 гг. - один самолет-заправщик и около 30 авиаспециалистов. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833Mrghizstan_460/presentation-du-kirghizstan_984/index.html

4 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/kirghizstan_460/france-kirghizstan_1167/index.html

5 Специалистов, обслуживающих транспортную авиацию (около 100 человек). Показательно, что единственным экономическим проектом Франции в Таджикистане стало финансирование строительства нового терминала аэропорта в Душанбе.

http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/tadjikistan_465/presentation-du-tadjikistan_1294/index.html; http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/tadjikistan_465/france-tadjikistan_1240/index.html

ния данному региону: усилия Франции, особенно с 2000-х годов, сосредоточены на развитии политического и культурного диалога, особенно с Грузией, Азербайджаном и Молдавией. Осознавая, что никто из стран, участвующих в ВП, в ближайшем будущем не станет членом ЕС, Франция вместе с остальными странами Союза работает над постепенной интеграцией постсоветских республик в сферу влияния ЕС.

В другом регионе - Центральной Азии - ключевым партнёром Парижа является Астана, с которой в последнее время интенсифицировался политический и экономический диалог. Остальные страны региона интересуют Францию в первую очередь как источники энергоресурсов (особенно привлекателен в этом плане Туркменистан), либо как стратегические плацдармы. В силу удаленности Центральной Азии от ЕС и более поздним, по сравнению с Восточной Европой, началом развития отношений, влияние Франции в азиатских республиках достаточно маргинально.

Основные усилия Франции на постсоветском пространстве сосредоточены на поддержке демократизации (с помощью ЕС и ОБСЕ) и развитии экономического и культурного сотрудничества, участии в миротворческих структурах на Кавказе, развитии связей в области безопасности, если это возможно. К сильным сторонам французской политики можно отнести то, что она представляет ЕС с его экономической мощью и престижем, имеет возможность играть роль посредника в конфликтах, а также быть в какой-то степени эксклюзивным представителем ЕС наряду с Германией на постсоветском пространстве. В то же время для французской политики характерны и слабости: это весьма слабое экономическое французское присутствие, уступающее Германии и Италии, отсутствие особых историко-культурных связей со странами региона (за исключением Армении), а также сильное влияние конкурентов на территории бывшего СССР - России, США, Китая, других стран ЕС.

Можно прогнозировать в перспективе дальнейшее усиление внимания Парижа к странам "восточного партнёрства", а также Казахстану; новые инициативы в области демократизации; попытки получить доступ к энергоресурсам Казахстана и Туркменистана, возможно и усиление военного сотрудничества. Это может двояко сказаться на отношениях Франции с Россией. С одной стороны, французское присутствие может помочь развить российско-французский диалог, например, в отношении конфликтов на Кавказе. Франция может участвовать в развитии инфраструктуры и экономики в странах Кавказа и Центральной Азии, возможен антитеррористический диалог в области безопасности в Азии. С другой стороны, усиление позиций Парижа на постсоветском пространстве объективно работает против влияния России в этом регионе. Основными источниками угроз могут стать, во-первых, переориентация новых элит стран СНГ на ЕС (пример - М. Саакашвили) и участие в формировании в этих странах антироссийского внешнеполитического курса, во-вторых, ограничение российского доступа к источникам энергоресурсов в регионе, в-третьих, усиление военно-политического влияния НАТО и ЕС в ущерб безопасности России. Очевидно, что Москве следует учитывать всё это для осуществления собственной стратегии сохранения российского влияния на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.