Научная статья на тему 'Политика Франции на Ближнем Востоке в период президентства Ф. Олланда (2012-2014 гг. )'

Политика Франции на Ближнем Востоке в период президентства Ф. Олланда (2012-2014 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1497
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / FRANCE / MIDDLE EAST POLICY / "ARAB SPRING" / COOPERATION BETWEEN THE EU AND THE MIDDLE EAST COUNTRIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пунавиа Ива, Петрович-Белкин Олег Константинович

Статья посвящена рассмотрению ближневосточной политики Французской Республики на современном этапе. В фокусе внимания как внешняя политика Франции на Ближнем Востоке в целом, так и основные аспекты сотрудничества данного государства со странами региона на двустороннем уровне. Уделяется внимание рассмотрению причин современного кризиса в ближневосточном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Middle East Policy of France under François Hollande (2012-2014)

The article examines the modern Middle East policy of the French Republic. French foreign policy goals in the Middle East Region, as well as cooperation with the countries of the region on a bilateral level are under consideration. Special focus is on the contemporary Syrian crisis and ways of its settlement.

Текст научной работы на тему «Политика Франции на Ближнем Востоке в период президентства Ф. Олланда (2012-2014 гг. )»

ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Ф. ОЛЛАНДА (2012-2014 гг.)

И. Пунавиа, О.К. Петрович-Белкин

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/1, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена рассмотрению ближневосточной политики Французской Республики на современном этапе. В фокусе внимания как внешняя политика Франции на Ближнем Востоке в целом, так и основные аспекты сотрудничества данного государства со странами региона на двустороннем уровне. Уделяется внимание рассмотрению причин современного кризиса в ближневосточном регионе

Ключевые слова: современная Франция, ближневосточная политика, «арабская весна».

Ближневосточная политика Французской Республики имеет глубокие корни и традиции. На современном этапе французской истории во внешней политике Пятой республики на Ближнем Востоке одним из приоритетных направлений является путь построения независимого курса на международной арене, который опирается на собственные национальные интересы государства в данном регионе мира.

Доктрина внешней политики Николя Саркози на ближневосточном направлении в значительной степени являлась продолжением того, что за два президентских срока удалось достичь опытному политику Жаку Шираку, который, будучи президентом — представителем голлистов, активно применял на практике основную концептуальную предпосылку внешней политики Пятой республики — отстаивание национальных интересов Франции в любой точке земного шара и проведение внешнеполитического курса, полностью независимого от других глобальных акторов международных отношений. Для достижения этой цели Жак Ширак в свое время выступал за идею создания многополярного мира, в котором нет гегемона и одной державы-лидера. Особенностью внешней политики Франции с 2007 г., когда главой государства был избран Николя Саркози, было создание в Средиземноморском регионе союза, который охватывал бы европейские государства и страны Ближнего Востока и Северной Африки, то есть те государства, которые традиционно находятся в сфере французских внешнеполитических интересов. Кроме того, и в рамках опубликованной в июне 2008 г. французской «Белой книги» — национальной доктрины по вопросам обороны и безопасности — особый акцент делался на рассмотрении основных направлений и приоритетов внешней политики Пятой республики именно в регионе Ближнего и Среднего Востока, что подчеркивало значимость данного вектора в общей структуре внешней политики Франции [2].

Что касается позиции Франции по вопросу событий «арабской весны» в период президентства Н. Саркози, то здесь следует отметить, что исключительно

активная политика по отношению к свержению режима Каддафи в Ливии уступила место очень осторожной позиции по отношению к сирийским событиям. Париж объявил о закрытии французского посольства в Сирии, однако было отмечено, что в будущем дипломатические связи могут быть легко восстановлены, если стороны придут к согласию по ключевым вопросам. Главное, что заявили французские официальные представители: «Франция не настроена предпринимать военное вмешательство в сирийские дела» [10]. Таким образом, во время своего президентства Николя Саркози абсолютно не был заинтересован в каких-либо радикальных изменениях на Ближнем Востоке, будь то в Сирии или в Иране. Анализ ситуации с Ливией демонстрирует, что крупный пересмотр французской политики в Сирии потенциально может включить «эффект домино», что, безусловно, может оказать крайне негативное воздействие на исторически тесные связи Франции с целым рядом стран региона. Николя Саркози и правительство Соединенных Штатов еще в 2012 г. признали, что Вашингтон и Париж не готовы на официальном уровне предоставить военную и техническую помощь и поддержку сирийской оппозиции, потому что они не знают, кто действительно ее заслуживает. При этом ситуация сравнивалась с ливийской кампанией, где осуществлялась значительная поддержка со стороны населения действий той коалиции, которая выступала против Каддафи. Кроме того, Франция опасалась неопределенности текущей ситуации, а также ответных действий, которые могли бы исходить от руководства Сирии.

Нынешний владелец Елисейского дворца Франсуа Олланд во внешней политике многое заимствовал у своего предшественника на посту президента. Ключевые положения и тезисы «Белой книги» 2008 г. по вопросу приоритетности политики Французской Республики на Ближнем Востоке были отражены и в новой редакции данного документа 2013 г. [12].

Именно национальные интересы в области военно-технического и экономического сотрудничества определяют ключевые направления политики Франции в отношении государств Ближнего Востока на современном этапе [19. С. 20]. В настоящее время наиболее приоритетным партнером Франции в регионе стала Саудовская Аравия, чему послужил целый ряд причин и факторов. При этом речь идет не только о вовлечении Эр-Рияда в сирийские дела. Саудовская Аравия присутствует везде, где существует столкновение интересов между шиитским и суннитским лагерями на Ближнем Востоке, будь то Ливан, Сирия или Бахрейн. Франция же преследует цель укрепления собственных позиций на Ближнем Востоке, а из-за отсутствия тесного взаимодействия с Саудовской Аравией это представляется практически невозможным [7].

В августе 2013 г. была получена информация о заключении группой французских компаний договоров с саудовской стороной. Предметом сделки явился капитальный ремонт четырех фрегатов и трех морских танкеров [13]. Таким образом, французская компания DCNS в качестве главного оператора проекта достигла цели, к которой она шла в течение нескольких лет, преодолевая среди прочего конкуренцию других европейских компаний в борьбе за саудовские заказы. Не-

сколько позже, осенью того же года, стало известно о готовящемся подписании договора между рядом французских оборонных корпораций и правительством Саудовской Аравии.

После прихода к власти во Франции Франсуа Олланда в ближневосточной политике Франции стало уделяться больше внимания Саудовской Аравии и немного меньше — Катару. Поездка Олланда в Джедду, а это был его первый визит в страны региона, наглядно свидетельствовала об изменениях во внешнеполитическом курсе Парижа [12]. Во время президентского срока Саркози четко прослеживалось сближение Франции с Катаром [18], сейчас же Франсуа Олланд намеревается вернуть центральную позицию в своей региональной политике Эр-Рияду.

Катарское направление внешнеполитической деятельности Франции на Ближнем Востоке раздражало Саудовскую Аравию, свысока посматривающую на бурную активность крохотного соседа. Охлаждение двусторонних отношений просматривалось и после сближения Парижа с Дамаском в 2008 г., которое нанесло ущерб аравийцам. Избрание Франсуа Олланда вызвало у саудовских принцев вполне закономерные ожидания, касающиеся смены внешнеполитического курса Франции на Ближнем Востоке. Позитивные сигналы из Парижа и посещение Ели-сейского дворца сыном короля Мутаиба [13], командующего национальной гвардией, прибавили оптимизма французско-аравийским отношениям. Вызывает одобрение у Саудовской Аравии и жесткая позиция Франции относительно ядерных устремлений Тегерана. Кроме того, и Париж, и Эр-Рияд опасаются того, что США и Иран могут договориться за их спинами по ядерной проблеме.

Что касается Сирии, то Париж, судя по всему, будет и дальше продолжать активно участвовать в урегулировании данного конфликта в соответствии со своими представлениями, ожидая подходящего момента, чтобы взять на себя инициативу в рамках Совета Безопасности ООН. В этой ситуации положительным моментом по-прежнему является признание важности политического диалога Парижа как с официальным правительством Сирии, так и с представителями оппозиции.

Другим направлением деятельности на Ближнем Востоке Ф. Олланда, где он придерживается бывших установок Николя Саркози, является урегулирование палестино-израильского конфликта на основе мирного сосуществования двух государств. Во время встреч 8 июня и 6 июля 2012 г. с Махмудом Аббасом, председателем Палестинской национальной администрации (ПНА), Ф. Олланд высказался в пользу возобновления диалога, необходимого для начала переговоров, которые приведут к миру, а также за признание палестинского государства в границах 1967 г. и предоставление ему гарантий безопасности. ПНА была также оказана финансовая помощь и поддержано ее обращение к Генеральной Ассамблее ООН о статусе государства-наблюдателя, который и был предоставлен 31 октября 2012 г. [12].

Для того чтобы достичь перемирия, французское правительство активно сотрудничает с президентами Италии и Египта при поддержке Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон и администрации США. Когда в ноябре 2012 г. Израиль провел масштабную военную операцию «облачный столп» против ХАМАСа, палестинской исламистской политической партии, кото-

рая на Западе признается террористической, Франция полностью поддержала действия израильских вооруженных сил. В то же время Париж активно выступает за развитие экономических отношений между Палестиной и Израилем. Ф. Олланд на встрече с Шимоном Пересом, президентом Израиля, 8 марта 2013 г. подтвердил, что Франция не намерена сокращать свои дипломатические усилия по мирному урегулированию и разрешению палестино-израильского конфликта [18].

Больная точка для Франции на Ближнем Востоке — это ядерная программа Ирана. В этой сфере правительство Олланда осталось на позициях использования ядерной энергии исключительно в мирных целях, не отказываясь от дуального подхода, то есть от более жестких санкций, и в то же время от возобновления переговоров с Ираном в рамках созданной в 2006 г. «шестерки» — Франции, Великобритании, Германии, России, Китая и США. В своем выступлении перед Генеральной Ассамблеей ООН 27 августа 2012 г. Олланд заявил о недопустимости создания ядерного оружия Ираном, а также о новых санкциях против этого государства [12].

Что касается турецкого направления, то Олланд, как и его предшественник, не делает громких заявлений, но стремится ускорить переговоры между Турцией и ЕС по поводу вступления страны в члены Союза. Власти двух стран отмечают сегодняшнее сближение и налаживание тесного взаимодействия и называют его знаковым [13]. Судя по всему, продолжая и развивая активный внешнеполитический курс Саркози на Ближнем Востоке, Олланд намерен сформировать своего рода треугольник Париж — Эр-Рияд — Анкара. Повестка дня в отношениях между Францией в Турцией остается неизменной: Сирия, геноцид армян, двусторонние экономические и политические отношения, вопрос о Кипре и курдская проблема [14. С. 16—23]. Основой для развития франко-турецкого сотрудничества является увеличение экономического сотрудничества между Парижем и Анкарой. Торговый оборот между двумя государствами доходит в настоящее время до 13 млрд евро в год [12]. Речь также идет о взаимодействии в области ядерной энергии (вскоре планируется подписание соглашения о сооружении французско-японской АЭС в турецком Синопе).

Таким образом, если Ливан, Саудовская Аравия и другие монархии залива воспринимаются Францией как потенциальный рынок оружия, то в лице Турции, у которой имеется собственный довольно развитый военно-промышленным комплекс, Париж склонен видеть, прежде всего, потенциального потребителя мирной высокотехнологичной промышленной продукции. Хотя, в связи со значительным охлаждением отношений между Турцией и США по вопросу Сирии, не исключена определенная диверсификация торгово-экономических отношений между Францией и Турцией и налаживание сотрудничества в области вооружений. Например, много шума в ЕС наделал так называемый «ракетный тендер» в Турции, в рамках которого Анкара отдала предпочтение именно итальянско-французскому консорциуму «Еиго8аш», а не американскому или китайскому производителю. 27 января 2013 г. министр обороны Франции Жан Ив ле Дриан встретился с главой оборонной промышленности Агентства Анкары Мурадом Баяром, а 30 апреля того же года страны подписали многомиллиардный контракт в сфере обороны [13].

В целях развития активного экономического взаимодействия с Парижем Турция должна предпринять ряд встречных шагов. Нынешнее же сближение обусловлено многими причинами: французское отступление от жесткой критики Турции по вопросу о правах человека и демократических преобразованиях, о геноциде армян и кипрской проблеме. Сокращение военно-технического взаимодействия Турции с Вашингтоном в значительной степени станет стимулом к дальнейшему укреплению всестороннего сотрудничества с Францией.

Таким образом, Олланду досталось от Саркози непростое наследство на ближневосточном направлении. Отбросив ряд идеологических аспектов, таких, например, как защита прав человека, Франция до настоящего времени строила взаимоотношения в рассматриваемом регионе на прагматизме и подходе с точки зрения «реальной политики». Важнейшим аспектом политического курса в ближневосточном регионе Париж всегда считал отстаивание собственных национальных интересов, и данное положение осталось неизменным с приходом в Елисейский дворец нового президента. Анализируя реакцию Олланда на развитие событий в Сирии, можно сделать два ключевых вывода: во-первых, данный вопрос занимает в настоящее время центральное место во всей структуре внешней политики Франции, а во-вторых, Париж допускает некоторую, пускай и достаточно незначительную, вероятность повторения в Сирийской Республике ливийского сценария.

Таким образом, политика Французской Республики на Ближнем Востоке в период президентства Франсуа Олланда отличается от внешнеполитического курса его предшественника. В настоящее время Париж изъявляет желание сформировать свою собственную линию по отстаиванию национальных интересов Франции в регионе Ближнего Востока. Насколько успешным будет это начинание, покажет только время.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бородкина Н.В. Ближневосточная политика Франции в период президентства Ж. Ширака: 1995—2007 гг.: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. — Иваново, 2010.

[2] Гаджиев А. К вопросу о турецко-французском соперничестве в средиземноморском регионе // Институт ближнего востока: 2011. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/27-03-11b.htm

[3] Загрязкина Т.Ю. Франция сегодня / Т.Ю. Загрязкина. — М.: КДУ, 2008.

[4] Зверева Т. Внешняя политика Франции после прихода к власти Николя Саркози // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 6.

[5] Золина Д.М. Военно-политический курс Франции на рубеже ХХ—XXI веков / Д.М. Зо-лина, О.А. Смирнова // Система ценностей современного общества. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. — Новосибирск: ЦРНС — Издательство СИБПРИНТ, 2008.

[6] Золина Д.М. Эволюция взаимоотношений Французской Республики с государствами Ближнего Востока / Д.М. Золина, О.А. Смирнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия «История. Регионоведение. Международные отношения». Вып. 1. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.

[7] Ковтун О.И. Раздоры в атлантическом семействе: ближневосточное и североафриканское направления во внешней политике Франции первой половины 2000-х гг. / О.И. Ковтун // Международные отношения на Ближнем Востоке. Материалы региональной конференции студентов и аспирантов. — Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2011.

[8] Крешимбене Симона. Франция / C. Крешимбене. — М.: АСТ, 2003.

[9] Крылов Д., Бетаки В., Кассел Е., Великсон Б. Франция. — М.: Эксмо, 2008.

[10] Мохова И.М. Французская инициатива Средиземноморского Союза / Институт ближнего востока: 2011. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/27-08-08b.htm

[11] Обичкина Е.О. Эволюция внешней политики Франции по окончании холодной войны: конец 1980-х — начало 2000-х годов. — М., 2005.

[12] Официальный сайт Управления Президента Франции. URL: www.elysee.fr

[13] Официальный сайт Правительства Франции. URL: www.gouvemement.fr/gouvernement

[14] Петрович-Белкин О.К. Концептуальные основания расширения невоенной деятельности НАТО // Вестник РУДН. Серия: «Международные отношения». — 2011. — № 3.

[15] Ульяновский Ю. Саркози мечтает примирить Север с Югом // Эхо планеты. — 2008. — № 27.

[16] Федоров С.М. Европейская политика Н. Саркози // Международная жизнь. — 2008. — № 8, 9.

[17] Gibney M. 2010. The Political Terror Scale (PTS): A Re-introduction and a Comparison to CIRI. 2010. URL: http://www.politicalterrorscale.org/about.php

[18] Popular Protest in North Africa and the Middle East (I): Egypt Victorious?: International Crisis Group Middle East/North Africa Report // European Parliament: website. February 24, 2011. № 101. — P. 2—15. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2009_2014/documents/ droi/dv/904_egyptvictorious_/904_egyptvictorious_en.pdf

[19] Schroeder M. Holy Grails: Libya Loses Control of Its MANPADS / Matt Schroeder // Jane's Intelligence Review. May 23, 2011.

[20] Tunisia says ready to give asylum to Syria's Assad // Al Arabiya News, 28.02.2012. URL: http://english.alarabiya.net/articles/2012/02/28/197572.html

[21] United Nations World Population Prospects, the 2010 Revision (database, Department of Economic and Social Affairs). URL: http://esa.un.org/wpp/documentation/WPP%202010%20 publications.htm

[22] Нестабильность в Северной Африке и на Ближнем Востоке: влияние на мировой рынок нефти: Рабочая записка / рук. авт. кол. С.В. Жуков; ИМЭМО РАН. — М., 2012.

MIDDLE EAST POLICY OF FRANCE UNDER FRAN3OIS HOLLANDE (2012-2014)

I. Punavia, O.K. Petrovich-Belkin

Theory and History of International Relations Chair

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10, Moscow, Russia, 117198

The article examines the modern Middle East policy of the French Republic. French foreign policy goals in the Middle East Region, as well as cooperation with the countries of the region on a bilateral level are under consideration. Special focus is on the contemporary Syrian crisis and ways of its settlement.

Key words: France, the Middle East policy, «Arab Spring», cooperation between the EU and the Middle East countries.

REFERENCES

[1] Borodkina N.V. Blizhnevostochnaya politika Francii v period prezidentstva Zh. Shiraka: 1995—2007 gg. [Electronic resource]: avtoref. dis. ... kand. ist. Nauk / Borodkina N.V. — Ivanovo, 2010. 23 p.

[2] Gadzhiev A. K voprosu o turecko-francuzskom sopernichestve v sredizemnomorskom regione [Electronic resource] // Institut blizhnevo vostoka: 2011. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/ 2011/27-03-11b.htm

[3] Zagryazkina T.Yu. Francii segodnya. — Moscow: KDU, 2008.

[4] Zvereva T. Vneshnyaya politika Francii posle prihoda k vlasti Nikolya Sarkozi // Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnie otnosheniya. — 2008. — № 6.

[5] Zolina D.M. Voenno-politicheskij kurs Francii na rubezhe XX—XXI vekov / D.M. Zolina, O.A. Smirnova // Sistema cennostej sovremennogo obshestva. Sbornik materialov II Vserossij-skoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obshej redakciej S.S. Chernova. — Novosibirsk: CRNS-Izdatelstvo SIBPRINT, 2008.

[6] Zolina D.M. Evolyuciya vzaimootnoshenij Francuzskoj Respubliki s gosudarstvami Blizhnego Vostoka / D.M. Zolina, O.A. Smirnova // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya «Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnie otnosheniya». Vipusk 1. — Volgograd: Izd-vo Vol GU, 2009.

[7] Kovtun O.I. Razdori v atlanticheskom semejstve: blizhnevostochnoe I severoafrikanskoe naprav-leniya vo vneshnej politike Francii pervoj polovini 2000-x gg. / O.I. Kovtun // Mezhdunarodnie otnosheniya na Blizhnem Vostoke. Materiali regionalnoj konferencii studentov i aspi-rantov. Tomsk: Izd-vo Tomsk. Un-ta, 2011.

[8] Kreshimbene Simona. Franciya. — Moscow: ACT, 2003.

[9] Krilov D., Betaki V., Kassel E., Velikson B. Franciya. — Moscow: Eksmo, 2008.

[10] Mohova I.M. Francuzskaya iniciativa Sredizemnomorskogo Soyuza [Electronic resource] // Institut blizhnevo vostoka: 2011. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/27-08-08b.htm

[11] Obichkina E.O. Evolyuciya vneshnej politiki Francii po okonchanii holodnoj vojni: konec 1980-x — nachalo 2000-x godov. — Moscow, 2005. — 522 p.

[12] Oficialnij sajt Upravleniya Prezidenta Francii. URL: www.elysee.fr

[13] Oficialnij sajt Pravitelstva Francii. URL: www.gouvernement.fr/gouvernement

[14] Petrovich-Belkin O.K. Konceptual'nye osnovanija rasshirenija nevoennoj dejatel'nosti NATO // Vestnik RUDN. Serija «Mezhdunarodnye otnoshenija». — 2011. — № 3.

[15] Ulyanovskj Yu. Sarkozi mechtaet primirit Sever s Yugom // Eho planeti. — 2008. — № 27.

[16] Fedorov S.M. Evropej skaya politika N. Sarkozi // Mezhdunarodnaya zhizn. — 2008. — № 8/9.

[17] Gibney M. 2010. The Political Terror Scale (PTS): A Re-introduction and a Comparison to CIRI. 2010. URL: http://www.politicalterrorscale.org/about.php

[18] Popular Protest in North Africa and the Middle East (I): Egypt Victorious?: International Crisis Group Middle East/North Africa Report // European Parliament: website. February 24, 2011. № 101. — P. 2—15. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2009_2014/documents/ droi/dv/904_egyptvictorious_/904_egyptvictorious_en.pdf

[19] Schroeder M. Holy Grails: Libya Loses Control of Its MANPADS / Matt Schroeder // Jane's Intelligence Review. May 23, 2011.

[20] Tunisia says ready to give asylum to Syria's Assad // Al Arabiya News, 28.02.2012. URL: http://english.alarabiya.net/articles/2012/02/28/197572.html

[21] United Nations World Population Prospects, the 2010 Revision (database, Department of Economic and Social Affairs). URL: http://esa.un.org/wpp/documentation/WPP%202010%20 publications.htm

[22] Nestabil'nost' v Severnoj Afrike i na Blizhnem Vostoke: vlijanie na mirovoj rynok nefti: Rabo-chaja zapiska / ruk. avt. kol. S.V. Zhukov; IMJeMO RAN. — Moscow, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.