Научная статья на тему 'Политика формирования спроса на рынке полимерно-модифицированных битумов'

Политика формирования спроса на рынке полимерно-модифицированных битумов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК БИТУМА / ФАКТОРЫ СПРОСА / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиньковская Наталия Владимировна, Аленкина Анна Алексеевна

The arguments for necessity of development of the polymer modified bitumen market in Russia are presented in the article. Both system and situational factors of demand restrictions of development of Russian polymer bitumen market are analyzed and systematized. There are discussed prerequisites of management policy formulation in the sphere of polymer modified bitumen market. Above prerequisites are discussed in the context of directions of road industry modernization. The mechanisms of demand stimulation for polymer-bitumen production facilitate strategic transformation of Russian polymer and road building industries are defined in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиньковская Наталия Владимировна, Аленкина Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLICY OF FORMATION OF DEMAND FOR POLYMER MODIFIED BITUMEN

The arguments for necessity of development of the polymer modified bitumen market in Russia are presented in the article. Both system and situational factors of demand restrictions of development of Russian polymer bitumen market are analyzed and systematized. There are discussed prerequisites of management policy formulation in the sphere of polymer modified bitumen market. Above prerequisites are discussed in the context of directions of road industry modernization. The mechanisms of demand stimulation for polymer-bitumen production facilitate strategic transformation of Russian polymer and road building industries are defined in the article.

Текст научной работы на тему «Политика формирования спроса на рынке полимерно-модифицированных битумов»

УДК 339.133.024: 665.6.03

ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА РЫНКЕ ПОЛИМЕРНО-МОДИФИЦИРОВАННЫХ БИТУМОВ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития рынка полимерно-модифицированных битумов в России. Рассмотрены и систематизированы факторы спросовых ограничений развития российского полимерно-битумного рынка как системного, так и ситуативного вида. Обсуждаются предпосылки и задачи формирования политики управления развитием рынка полимерно-модифицированных битумов применительно к направлениям модернизации дорожной индустрии. Определены механизмы стимулирования спроса на полимерно-битумную продукцию, способствующие стратегической трансформации российской полимерной и дорожно-строительной индустрии.

Ключевые слова: инновационная политика, рынок битума, факторы спроса, потенциал развития рынка.

THE POLICY OF FORMATION OF DEMAND FOR POLYMER MODIFIED BITUMEN

Annotation. The arguments for necessity of development of the polymer modified bitumen market in Russia are presented in the article. Both system and situational factors of demand restrictions of development of Russian polymer bitumen market are analyzed and systematized. There are discussed prerequisites of management policy formulation in the sphere of polymer modified bitumen market. Above prerequisites are discussed in the context of directions of road industry modernization. The mechanisms of demand stimulation for polymer-bitumen production facilitate strategic transformation of Russian polymer and road building industries are defined in the article.

Keywords: innovation policy, polymer-bitumen market, factors of demand, market development potential.

Внедрение современных технологических решений в области дорожного хозяйства имеет ключевое значение в решении стратегических задач развития территории страны ввиду стратегической роли отрасли как фактора роста конкурентоспособности бизнеса и успешной реализации практически всех социальных задач.

Для ускоренного развития и модернизации дорожного строительства в последние годы предпринят ряд законодательных инициатив (принят закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, сформирована нормативно-правовая база для привлечения внебюджетных инвестиций в автодорожную отрасль, созданы дорожные фонды), способствовавшие позитивному развитию и инновационной модернизации отрасли.

Вместе с тем в отрасли сохраняются проблемы, в числе которых можно отметить:

- сохранение крайней неравномерности развития дорожной сети регионов, что сдерживает формирование единого транспортного пространства страны;

- недостаточную эффективность использования значительных финансовых ресурсов, которые государство направляет на строительство и реконструкцию дорог, ввиду чего сохраняется недостаточно высокое качество дорожного строительства;

- использование новых, долговечных материалов и строительных технологий сдерживается различными бюрократическими ограничениями, что ограничивает внедрение инновационных решений в отрасли.

Определяющую роль для формирования инновационной дорожной отрасли играет использование новых инновационных материалов, в первую очередь полимерно-модифицированных битумов.

Глобальный рынок битумов в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Согласно

© Зиньковская Н.В., Аленкина А.А., 2015

Н.В. Зиньковская А.А. Аленкина

Natalia Zinkowskaya Anna Alenkina

прогнозам мировой спрос на битумы в 2015 г. составит порядка 105 млн т, а к 2020 г. превысит 120 млн т. Характерной тенденцией развития рынка является кардинальное смещение регионального спроса на битумы: ухудшение общеэкономической ситуации привело к стагнации европейского рынка битумов (ЕС принадлежит 18 % производства мирового битума); около 33 % принадлежит Северной Америке; крупнейшим потребителем битумов стала Азия. Во всех основных регионах мира наблюдается существенный рост цен на битумы и прогнозируется, что в следующие три-пять лет данная тенденция продолжится.

Россия по совокупной мощности битумных производств (около 10 млн т) находится на лидирующих позициях в мире. В настоящее время около 75 % от общего производства битума в стране идет на дорожные нужды. Значительный рост как производства, так и внутреннего потребления битумов в период с 2009 по 2014 г. был обусловлен реализацией инфраструктурных мегапроектов (в Сочи и на Дальнем Востоке).

Экспортные поставки битумов достигли 15 % от общего объема продукции, превысив показатели предыдущих трех лет. Основными направлениями экспорта в 2013 г. являлись Казахстан (58 %), Украина (13 %) и Монголия (10 %), только 6 % приходилось на европейские страны. Однако в 2014 г. экспорт битумных материалов сократился в три раза: с 665 тыс. т в 2013 г. до 210 тыс. т в 2014 г., при этом доля экспорта снизилась с 13,4 % в 2013 г. до 4,4 % в 2014 г. Резкое падение объемов связано с сокращением экспорта в Казахстан, который с января 2014 г. запретил ввоз российских битумов. Наиболее привлекательными, перспективными регионами для экспорта битума из России и СНГ являются рынки Монголии, Африки и Восточного Средиземноморья [3]. Направления перспективного развития российской полимерно-битумной промышленности должны основываться на оценках системных и ситуативных ограничений технологического, экономического и нормативно-правового характера.

Важнейшим фактором развития мирового и отечественного битумного рынка становится эволюция методов производства асфальтобетонных смесей и нанесения дорожных покрытий.

Специфические условия эксплуатации многих объектов дорожного строительства (мосты, путепроводы, развязки и пр.) обусловливают необходимость предъявления все более высоких требований к покрытиям. Одним из направлений повышения долговечности дорожных покрытий в современных условиях их эксплуатации является модификация битума различными полимерными добавками.

Реальные факторы и механизмы глобализации спроса на рынках инновационных полимерных материалов оказывают системное влияние на стратегии диверсификации мировых и российских битумных рынков под слиянием научно-технологических трендов.

Мировой битумный рынок отличается тенденцией повышения доли полимерно-битумных вяжущих материалов (ПБВ).

Доля полимерно-битумных вяжущих в общем объеме битумного рынка к 2020 г. достигнет на рынке Северной Америка - 12 % (объем битумного рынка - 44 млн т); в Азии - 7 % (объем битумного рынка - 44 млн т битума); в Европе - 12 % (объем битумного рынка - 22 млн т), в Южной Америке - 7 % (объем битумного рынка - 27 млн т); на Ближнем Востоке - 2 % (объем битумного рынка - 27 млн т), в Африке - 1 % (объем битумного рынка - 8 млн т); на рынках России и СНГ -6 % (от 7 млн т общего рынка битума).

Объем потребления ПБВ в России за период 2010-2013 гг. вырос в четыре раза и, согласно экспертным оценкам, в 2015 г. вырастет до 130 тыс. т [1]. При этом доля потребления ПБВ от всего объема битумов составила 3,3 %. Российский рынок представлен десятком крупных независимых производителей (с долей в 70 %), тремя нефтеперерабатывающими (20 %) и примерно сотней асфальтобетонных заводов (10 %). При этом наблюдается крайне неравномерное территориальное размеще-

ние производства: подавляющая часть (90 %) производства ПБВ сосредоточена в европейской части страны [4]. Потребление полимерно-модифицированных битумных материалов для дорожного строительства к 2025 г. оценивается в 30 % от общего объема прогнозируемого спроса.

Аспекты формирования спроса на полимерно-битумные материалы следует рассматривать прежде всего в контексте факторов и условий реализации долгосрочных стратегий развития мировой и российской дорожной индустрии.

На битумом рынке четко выделяются три основных конкурентных фактора: качество продукции, региональное потребление и ценовая политика компаний.

По имеющимся оценкам, до 70 % выпускаемых в России и странах СНГ в настоящее время битумов по ассортименту и качеству не соответствуют требованиям современного рынка. Как следствие, недостаточное качество битумов, используемых при производстве асфальтобетонов, ведет к преждевременному износу дорожных покрытий и в итоге приводит к увеличению капитальных затрат на проведение трудоемких ремонтных работ: за последние десятилетия в 2-3 раза сократился срок службы асфальтобетонных покрытий на автодорогах, мостах и аэродромах; при этом более 90 % материальных, трудовых и энергетических ресурсов, выделяемых дорожной отрасли, идет на ремонт и реконструкцию, а не на строительство асфальтобетонных покрытий.

В числе причин, вызывающих преждевременное разрушение асфальтобетонных покрытий, существенную роль играют также следующие факторы:

применение органических битумных вяжущих материалов, которые не удовлетворяют нормативным требованиям, предъявляемым к ним условиям эксплуатации покрытий на территории России;

фактор температурной трещиностойкости (температура хрупкости выше, чем температура наиболее холодных суток заданного района эксплуатации покрытий), вследствие чего через год на покрытии появляются трещины, которые являются очагами разрушения покрытий (выбоины, выкрашивания).

Положение усугубляется также непрерывным увеличением грузоподъемности и интенсивности движения транспортных средств, приводящих к значительному росту динамических нагрузок на дорожное покрытие и требующим ужесточения требований к качеству битума. Бесконтрольные перевозки тяжеловесных грузов, учитывая, что более половины грузоперевозок в нашей стране осуществляется автомобильным транспортом, приводят к разрушению дорог, сокращению межремонтных сроков, создают опасность для искусственных сооружений. Ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам большегрузными перевозками, составляет, по оценке Росавтодора, примерно 2,5 трлн руб.

Среди негативных факторов развития битумного производства в России (наряду с сезонностью выработки продукции, использованием устаревшего технологического оборудования и неконтролируемым разбросом показателей выпускаемой продукции, высокими транспортными расходами в связи с неравномерностью расположения производств) аналитиками особо отмечается недостаточное внимание к модификаторам и композиционным материалам на основе битума, следствием чего является снижение конкурентоспособности отечественной битумной индустрии.

Одним из наиболее значимых факторов, влияющим на предложение на битумном рынке, служит ресурсный потенциал битумной отрасли, предопределяемый объемом и структурой продукции нефтепереработки, а также производством инновационных полимерных материалов, используемых при производстве материалов для дорожного строительства.

Рассматривая факторы спроса на полимерно-модифицированные битумы в контексте инновационной модели развития отрасли, особое внимание следует уделить сырьевой проблеме.

Нефтяной дорожный битум был и остается одним из важнейших материалов, от качества ко-

торого во многом зависит долговечность асфальтобетонных покрытий. Битум является в асфальтобетоне» вяжущим (или иначе клеящим) веществом. Битум - целевой продукт переработки нефти, получаемый окислением высококипящих нефтепродуктов, остающихся после выделения из нефти топливных и масляных фракций. Свойства битумов зависят от качества сырья (природы перерабатываемой нефти), способов производства, а также от параметров процесса термолиза (температуры, давления, продолжительности).

Применение битума как одного из наиболее известных инженерно-строительных материалов основано на его адгезионных и гидрофобных свойствах. Применение вяжущего, не обладающего клеящей способностью материала, резко снижает срок службы дорожного покрытия.

Приоритетными направлениями внедрения новых материалов и технологий в дорожной отрасли являются:

- использование инновационных полимерных материалов - полимерно-битумных вяжущих, геосинтетики, композитных материалов и др.;

- внедрение в практику методологии объемного проектирования Superpave, которая позволяет проектировать составы смесей с учетом конкретных тематических условий под конкретную транспортную нагрузку на местных материалах.

Недостаточное производство прогрессивных нефтяных битумов, наблюдаемое в стране, является следствием как объективных, так и субъективных причин. К объективным причинам следует отнести резко возросшую в последние 10-15 лет степень «парафинистости» нефтей. Повышенное содержание парафиновых углеводородов не позволяет обеспечить весь необходимый комплекс эксплуатационных свойств дорожных битумов без использования современных технологий.

В числе важнейших факторов, определяющих перспективный спрос на битумном рынке, следует особо выделить наличие и возможность использования новых видов полимеров для модификации битумов, а также развитие альтернативных технологий и материалов для дорожных покрытий.

Применение полимеров позволяет повысить деформационную устойчивость полимер-асфальтобетона на всем диапазоне эксплуатационных температур, коррозионную стойкость покрытий, а также обеспечить безопасность движения автомобилей. Основные цели введения полимера в битум - понижение температурной чувствительности вяжущего (увеличение жесткости летом и уменьшение зимой), а также придание эластичности (способности к восстановлению первоначальных размеров и формы при разгрузке после большой деформации).

В настоящее время на мировом рынке появилось много новых технологий производства полимеров и полимерно-модифицированных битумов. Полимеры, используемые для модификации битума, в зависимости от механических свойств и поведения при нагревании делятся на четыре группы: термореактивные смолы (эпоксидная смола, поликарбонат); термопласты (полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид, этиленвинилацетат); эластомеры (полибутадиен, полиуретан, полиизопрен); тер-моэластопласты, которые способствуют увеличению вязкости битума (блок-сополимер бутадиена и стирола - 8В8).

В настоящее время используются три основных способа получения улучшенных дорожных битумов (с учетом сырьевой базы): получение компаундированных битумов по технологии «переокисление-разбавление» из гудронов с высокой вязкостью; получение компаундированных битумов с применением гудрона и асфальта деасфальтизации; а также сочетание первых двух способов. Основным преимуществом этих способов является минимальное термоокислительное воздействие (устойчивость к старению) и предельно низкое содержание парафинов (высокая адгезия).

Наряду с этим, получают развитие и другие способы улучшения качества битумов:

- получение битумов из тяжелых высокосмолистых нефтей, в том числе природных битумов;

- получение высококачественного компонента дорожного битума способом двухступенчатой деасфальтизации.

Для создания полимерно-модифицированных битумов и композиционных материалов с заданным комплексом свойств в качестве модификаторов могут применяться только такие полимеры, которые:

не разрушаются при температуре приготовления асфальтобетонной смеси; химически и физически стабильны, сохраняют присущие им свойства при хранении, переработке, а также в реальных условиях работы в составе дорожного покрытия;

совместимы с битумом при проведении процесса смешения на обычном оборудовании при температурах, традиционных для приготовления асфальтобетонных смесей;

повышают сопротивление битумов в составе дорожного покрытия к воздействию сдвиговых напряжений без увеличения их вязкости при температурах смешения и укладки, а также не придают битуму жесткость или ломкость при низких температурах в покрытии [5].

Отличительной особенностью полимерно-битумных вяжущих материалов от битумов является их повышенная эластичность (более 70 %), а также более низкая температура хрупкости и более высокая температура размягчения асфальтобетона, приготовленного с использованием ПБВ. При этом введение в ПБВ адгезивов позволяет повысить долговечность покрытий и поверхностных обработок за счет повышения адгезии к поверхности минеральных материалов. Увеличение содержания пластификатора, наряду с полимером, позволяет регулировать трещиностойкость ПБВ, обеспечивая температуру хрупкости вплоть до минус 60 °С.

Вместе с тем, у ПБВ, в отличие от битума, есть существенные ограничения по времени к транспортированию и хранению продукции. В связи с этим полимерно-битумные вяжущие транспортируют к месту применения в битумовозах, автогудронаторах или обогреваемых цистернах, что осложняет процесс доставки и повышает энергоемкость и стоимость производства.

Одним из факторов, способных оказывать влияние на развитие рынка полимерно-битумных материалов, является создание альтернативных технологий производства модифицированных битумов.

8Б8 является наиболее распространенным полимерным модификатором битума. Подобные модификаторы используют для введения в асфальтобетонные смеси, главным образом, так называемым «мокрым способом» - через стадию приготовления модифицированного вяжущего.

Вместе с тем, в настоящее время развиваются исследования и разработки в области технологий «сухого» процесса модификации асфальтобетонов. Практическое применение получила отечественная технология «сухой» модификации путем введения модификатора - активного резинового порошка - непосредственно в смеситель в момент приготовления асфальтобетонной смеси. Этот метод используется при производстве модификатора асфальтобетонов «Унирем», промышленное производство которого мощностью 10 тыс. т в год осуществляется в г. Подольске Московской области. Процесс получения порошка из резиновой крошки изношенных шин основан на методе высокотемпературного сдвигового измельчения (ВСИ), разработанного в Институте химической физики им. Н.Н. Семенова Российской академии наук. Эффективность «сухой» модификации обусловлена способностью активного порошка к быстрому распаду на микро- и нано-фрагменты при контакте с горячим битумом.

Политика формирования спроса и стимулирования инновационного развития дорожной отрасли на основе использования инновационных полимерных материалов требует планомерной организационной работы, в первую очередь по оптимизации бюджетных расходов и привлечению к финансированию дорожной деятельности внебюджетных средств.

Объем средств, который Федеральное дорожное агентство тратит на строительство и эксплуа-

тацию дорог, в 2014 г. составил 430 млрд руб. Ассигнования на дорожное хозяйство предусмотрены на 2015 г. в объеме 573,9 млрд руб., на 2016 г. - 548,1 млрд руб., на 2017 г. - 633,4 млрд руб. Кроме того, в 2014 г. завершен переход на 100-процентное финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог исходя из нормативов затрат, утвержденных Правительством Российской Федерации [2].

Можно отметить, что применение инновационных полимерно-модифицированных материалов позволяет существенно удешевить дорожное строительство за счет расширения применения местных материалов. Применение инновационных вяжущих материалов позволяет из местного грунта делать дороги, которые будут удовлетворять требуемым нагрузкам. Так, опыт применения в Калужской области местных материалов и инновационных технологий дорожного строительства с использованием асфальтобетонов и полимерно-битумных материалов показал, что за 13 лет эксплуатации ни одна дорога не вышла из строя, тогда как при обычном строительстве гарантийный срок составляет всего четыре года.

Инновационный тренд развития дорожного хозяйства, способствующий активизации рынка полимерно-модифицированных битумов, обусловлен научно-техническим прогрессом и влиянием ряда фундаментальных факторов, в числе которых, прежде всего, можно отметить:

изменение структуры и характеристик парка транспортных средств (с высокими динамическими характеристиками, с повышенными осевыми нагрузками и пр.), предъявляющими повышенные требования к основным потребительским свойствам автомобильных дорог;

- прогнозируемое ускоренное распространение инновационных технологий, новых материалов и высокотехнологичного оборудования в дорожной отрасли влечет за собой повышение стоимости работ и, соответственно, рост объемов необходимого финансирования;

наличие объективных и ситуационных организационно-управленческих и экономических факторов, сдерживающих использование инноваций на отраслевом уровне;

- необходимость применения конкурентоспособных механизмов ценообразования и гибких систем финансирования для ускоренного развития дорожного хозяйства.

- в числе наиболее значимых задач, направленных на инновационную модернизацию отечественной дорожной отрасли, следует отметить:

- создание эффективной системы межотраслевой координации процессов разработки и внедрения инноваций в отрасли, стимулирующей внедрение новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве;

формирование системы стратегического программно-целевого планирования научных исследований и внедрения их результатов в производство, оптимизирующей финансирование и реализацию инновационных процессов;

разработку механизмов, формирующих заинтересованность всех участников в части обеспечения инновационного развития дорожной отрасли, в том числе законодательных, налоговых, организационных.

Политика формирования спроса на полимерно-модифицированные битумы, по мнению авторов, должна быть ориентирована на реализацию ряда научно-практических направлений, способствующих учету фундаментальных системообразующих факторов перспективного развития полимерно-битумного рынка:

- анализ ресурсного потенциала и технологических возможностей и ограничений развития полимерно-модифицированных битумов;

разработку организационных и методических основ выработки скоординированной стратегии и бюджетирования инновационных программ развития всех взаимосвязанных отраслей полимерно-битумного комплекса - производства инновационных полимерных модификаторов, компози-

тов для дорожного строительства, новых технологий в дорожно-строительной отрасли, новых, в том числе альтернативных, технологий в битумной индустрии;

разработку и реализацию стратегий импортозамещения в производстве полимерных материалов для дорожного строительства, а также в отраслях ресурсного обеспечения полимерно-битумной промышленности;

диверсификацию размещения инновационных битумных производств и расширение экспорта качественной инновационной продукции с учетом смещения спроса в восточные регионы страны;

совершенствование организационных форм межфирменного научно-технологического и инвестиционного сотрудничества, включая развитие государственно-частного партнерства при реализации капиталоемких инновационных проектов в битумной индустрии;

разработку концепции и основополагающих основ формирования кластерной модели развития полимерно-битумной индустрии в России, способствующей многоуровневой интеграции участников и достижению синергетического эффекта реализации инновационной стратегии.

Концептуальные основы промышленной политики, направленной на развитие полимерно-битумной индустрии, должны основываться на долгосрочном прогнозе научно-технологических сдвигов и изменения конкурентной среды в отраслях, обеспечивающих развитие ресурсного и технологического потенциала в трех взаимосвязанных отраслях российской индустрии - нефтепереработке, производстве полимерной продукции (включая композитные материалы) и собственно битумном производстве.

Политика формирования спроса должна при этом опираться на стратегии развития инновационных рынков и отраслей российской экономики. В первую очередь следует акцентировать внимание на процессы инновационного развития российского нефтеперерабатывающего комплекса, являющегося ресурсной базой как производства собственно битума, так и полимеров, используемых в качестве модификаторов для производства полимерно-битумных материалов, а также композитов, применяемых в дорожном строительстве.

Важной задачей является также создание механизмов синхронизации инновационной политики в нефтегазопереработке, полимерной индустрии и производстве полимерно-модифицированных битумов, учитывающих векторы научно-технологического развития и политику государственного стимулирования развития рынков инновационных материалов и их использования в дорожной индустрии.

Библиографический список

1. «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» и «ТОТАЛЬ» создают СП по производству модифицированных битумов на московском нефтеперерабатывающем заводе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1095262/ (дата обращения : 06.08.2015).

2. Доклад руководителя Федерального дорожного агентства Р. В. Старовойта на Всероссийской научно-практической конференции «Федеральное дорожное агентство: итоги 2014 года, задачи и перспективы 2015-2017 гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rosavtodor.ru/press/reports/14539.html (дата обращения: 06.08.2015).

3. Дорожный битум: кто, куда и сколько [Электронный ресурс] // «Строительство 1Ш». Интернет-журнал. -Режим доступа : http://rcmm.ru/content/topics/525.html (дата обращения : 06.08.2015).

4. Рынок ПБВ. Факторы спроса [Электронный ресурс] // «ОМТ-Консалт». - Режим доступа : 1Шр://с\а-plast.rU/d/741953/d/3_pavel_anikeev.pdf (дата обращения : 06.08.2015).

5. Худякова, Т. С. Полимерно-битумные вяжущие: особенности структуры и свойств [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://newchemistry.ru/letter.php?n_id=5490&cat_id=&sword=пoлимepнo-битyмныe (дата обращения: 06.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.