ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2012. № 3
ПРОБА ПЕРА. СЛОВО МОЛОДОМУ УЧЕНОМУ
Е.Н. Алексеева, аспир. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ: ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Статья посвящена исследованию становления политики Европейского тюза в области интеграции иммигрантов и ее развития, обусловленного практической потребностью преодоления ограничений ассимиляционизма и мультикультурализма. Последовательный и всесторонний анализ институциональной организации политики интеграции иммигрантов в ЕС и принципов ее совершенствования позволил автору выявить приоритетные направления социальной адаптации и инкорпорации иммигрантов в современное европейское общество.
Ключевые слова: социальная адаптация мигрантов, мультикультурализм, ассимиляция и инкорпорация, миграционная политика Евросоюза, политика интеграции мигрантов, институты адаптации мигрантов.
The paper presents the results of a study of EUpolicy of integration of immigrants, whose formation is caused by the increased practical necessity to overcome the limitations of assimilation and multiculturalism. A consistent and comprehensive analysis of the institutional organization of the policy of immigrant integration and the principles of its improvement has allowed the author to identify priority areas of social adaptation and incorporation of immigrants into the modern European society.
Key words: social adaptation of migrants, multiculturalism, assimilation, incorporation, the EU's migration policy, policy of immigrants integration, institutions of immigrants adaptation
В современном мире решение задачи создания эффективной системы управления международной миграцией зависит как от усилий национальных государств, так и от международного сообщества. В условиях всемирной интеграции совершенствование миграционной политики возможно только на основе анализа существующих институциональных механизмов регулирования иммиграции и их оценки с учетом глобальных и региональных тенденций развития. Наиболее показательным примером формирования системы международного сотрудничества в области региональной экономической и политической интеграции является объединение стран Европейского союза, которое, с одной стороны, стимулиро-
* Алексеева Екатерина Николаевна, e-mail: alekseeva.ekaterin@yandex.ru
вало миграционный обмен между странами Европы, а с другой — актуализировало потребность в разработке нового подхода к управлению миграционными процессами. В данной статье представлен социологической анализ политики Евросоюза в области интеграции иммигрантов как системы специальных социальных институтов, определены принципы и направления ее совершенствования.
Большинство развитых стран — членов ЕС сталкивается сегодня с необходимостью создания гибких методов и инструментов социально-экономической и миграционной политики. Так, негативные тенденции демографического развития отчасти могут быть компенсированы положительной динамикой миграционного прироста, обеспечивающего до 75% общего прироста численности на-селения1. Согласно данным Евростат, в 2009 г. численность мигрантов достигла 6,4% (31,9 млн человек) населения Евросоюза, их медианный возраст составил 33,4 года2. Более 40% иммигрантов — молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет, в то время как возраст половины всех европейцев превышает 40 лет3. 92,6% мигрантов являются гражданами стран с высоким (48,2%) или средним (44,4%) значением индекса развития человеческого потенциала4.
Структурные особенности подобного миграционного потока экономически выгодны принимающим странам, если рассматривать их в контексте приоритетов социальной политики и инновационного развития. Успешность использования социально-экономических и демографических эффектов иммиграции в Европейском союзе непосредственно зависит от того, насколько существующий институт регулирования международной миграции функционирует в соответствии с потребностями принимающего общества и с учетом возможных рисков взаимной дезадаптации населения и иммигрантов.
Становление институциональной организации политики Европейского союза в области интеграции иммигрантов осуществлялось под влиянием классической концепции ассимиляции, разработанной социологами чикагской школы Р. Парком, Э. Берджессом, М. Гордоном5, которая в течение долгого времени оставалась ее концептуальным основанием. В рамках данной теории социальная адаптация иммигрантов рассматривается как линейный процесс, предполагающий последовательное усвоение и принятие обычаев, ценностей, стиля жизни принимающего сообщества, в результате
1 Vasileva K. Foreigners living in the EU are diverse and largely younger than the nationals of the EU Member States // Eurostat: Statistics in focus. 2010. N 45.
2 Официальный сайт Европейского союза. URL: http://europa.eu/
3 Vasileva K. Op. cit.
4 Официальный сайт Европейского союза. URL: http://europa.eu/
5 Gordon M.M. Assimilation in America life: the role of race, religion and national origins. N.Y., 1964.
которого происходит изменение культурной и этнической идентичности переселенца (аккультурация) и его полное растворение в новой социальной среде (ассимиляция). Процесс социальной адаптации иммигрантов и общества-реципиента, предполагающий взаимное приспособление адаптанта и социальной среды, в классической концепции ассимиляции не рассматривается, равно как и процесс интеграции, формирования единой для иммигрантов и принимающего общества социокультурной среды6.
Идеи, представленные в классической концепции, были критически переосмыслены Н. Глейзером и П. Мойниханом, Р. Блаунером и Э. Бонасич, получили дальнейшее развитие в социологических теориях аккультурации Дж. Берри, Р. И. Боурхиса7 и интеграции С. Айзенштадта8, Х. Эссера, в новой теории ассимиляции Р. Аль-бы, В. Ни и оказали сильное влияние на миграционную политику развитых стран. Модели линейно направленной ассимиляции иммигрантов по мере реализации индивидуальных и групповых стратегий социальной адаптации послужили обоснованием политики ассимиляции иммигрантов, направленной преимущественно на управление гражданским участием иммигрантов в жизни принимающего общества (системная интеграция иммигрантов по Х. Эс-серу9). Регулирование социокультурных, этнических и конфессиональных аспектов интеграции иммигрантов не рассматривалось в качестве ее обязательного и необходимого компонента ввиду перспективы последовательного разрешения возникающих социальных противоречий по мере аккультурации (личная и социальная интеграция)10.
Сложившаяся к настоящему времени система управления интеграцией иммигрантов Европейского союза представлена совокупностью организаций и учреждений, в компетенцию которых полностью или частично входит вопрос организации, координации, учета и контроля иммиграции, а также соответствующих нормативно-правовых актов.
Ведущим межправительственным учреждением, занимающимся вопросами европейской иммиграции, является Международная организация по миграции (МОМ), членами которой являются
6 Immigration, incorporation and transnationalism / Ed. by E.R. Barkan. L., 2007. P. 187.
7 Berry J. Immigration, acculturation and adaptation // Applied Psychology: An Intern. Rev. 1997. Vol. 46. N 1; Bourhis R.Y., Moise L.M., Pereault S., Senegal S. Towards an interactive acculturation model: a social psychology approach // Intern. J. of International. 1997. Vol. 32. N 6.
8 Eisenstadt S.N. The absorption of immigrants: a comparative study based on the Jewish community in Palestine and the state of Israel. L., 1954.
9 Esser H. Does the new immigration require a new theory of intergenerational integration? Mannheim, 2003. P. 7.
10 Ibid.
127 государств. Основанная в 1951 г., она тесно взаимодействует с правительственными, межправительственными и неправительственными организациями по вопросам упорядочения и гуманизации мер регулирования миграции, развития международного сотрудничества в сфере миграции, оказания помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставления гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам. Основной функцией МОМ является оказание консультативной поддержки стран в области иммиграции, содействие развитию международного миграционного законодательства, а также актуализация наиболее острых проблем в данной области.
Регулирование международной трудовой миграции является предметом деятельности и других международных организаций, в частности ЮНЕСКО (Программа по международной миграции), Международной организации по защите прав мигрантов (основана в 1994 г.), Международной организации труда (МОТ) — специализированного учреждения Организации Объединенных Наций, основанного в 1919 г. Самым значительным вкладом МОТ в повышение эффективности управления иммиграцией стало принятие в 1939 г. Конвенции № 97, регламентирующей обязанности стран, участвующих в международной трудовой миграции, по обеспечению социальных гарантий трудящимся-мигрантам и недопущению дискриминации.
Другой нормативный документ МОТ — Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения, принятая в 1975 г., — ориентирован на защиту прав нелегальных мигрантов и решение проблемы нелегальной занятости на международном уровне. ООН и МОТ разработаны и другие конвенции, программы и рекомендации по обеспечению защиты прав мигрантов и беженцев, членов их семей и их интеграции в принимающее общество, однако подавляющее большинство стран, ратифицирующих их, составляют страны — экспортеры рабочей силы. Исполнение конвенций контролируется Комитетом по трудящимся мигрантам ООН.
Межгосударственное регулирование иммиграции в странах Европейского союза осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, разработанными Советом Европы — международной политической организацией, основанной в 1949 г. и объединяющей 47 стран. В 1977 г. Советом Европы было принято рамочное соглашение — Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов, — обеспечивающее равные права мигрантам и принимающему населению в области социальной помощи, образования, трудоустройства, налогообложения и т.д. В настоящее время Конвенция подписана 10 из 27 стран Европейского союза,
из них шесть ее ратифицировали, что во многом обусловливается противоречиями, возникающими при согласовании внутренней миграционной политики стран с принципами соглашения. В настоящее время в рамках Совета Европы функционирует Европейский комитет по миграции, деятельность которого направлена на содействие сотрудничеству в области миграции и адаптации переселенцев. Одним из последних соглашений, принятых Комитетом, является Страсбургская декларация, принятая 20 октября 2010 г., в которой осуждается дискриминация цыган-мигрантов и предлагаются меры по защите их прав и социальной интеграции.
Образование Европейского союза, по сути, также было шагом на пути упрощения механизмов регулирования иммиграции в пределах Еврозоны и обеспечения одной из основных свобод — свободы перемещения людей. С момента подписания Шенгенского соглашения в 1985 г. граждане европейских стран — членов Европейского союза получили возможность трудоустройства на территории любой другой страны ЕС. Введение безвизового режима в странах Шенгенской зоны позволило, с одной стороны, максимизировать преимущества межстрановых миграций в пределах Европейского союза, а с другой — посредством единой системы визового режима оптимизировать контроль над иммиграцией из других стран, в частности стран "третьего мира".
В 1992 г. был подписан Маастрихтский договор, легализующий мигрантов из стран Европейского союза в странах их проживания и формирующий новую систему контроля над внешней миграцией посредством поляризации стран на шенгенские, страны буферной зоны, транзитные и страны исхода. Функции, связанные с иммиграцией и предоставлением убежища, впервые были возложены на Европейский союз в соответствии с Амстердамским договором, заключенным в 1999 г., цель сближения государств ЕС в сфере внешней политики была актуализирована на заседании в Тампере.
Важнейшим шагом в направлении создания единого механизма межправительственного сотрудничества в области иммиграции стало принятие Европейским советом и Еврокомиссией следующих нормативных актов:
— "Зеленая книга" Еврокомиссии "Об общей политике репатриации нелегальных иммигрантов" (2002);
— Сообщение Еврокомиссии "Об интегрированном управлении внешними границами стран Европейского союза" (2002);
— Программа административного сотрудничества стран Евросоюза в области внешних границ, виз, убежищ и иммиграции на период с 2002 по 2006 г.;
— Сообщение Еврокомиссии "Об интеграции миграционных вопросов во внешнюю политику Евросоюза" (2002);
— Сообщение Еврокомиссии "О плане действий по сбору и анализу статистики ЕС в области миграции" (2003);
— Гаагская программа по стратегии ЕС в области правового регулирования миграционной политики (2004). Принятие последней ознаменовало практически полный переход иммиграционной политики в компетенцию Европейского сообщества.
Институциональная организация миграционной политики Евросоюза, сложившаяся в начале XXI в., согласована с основными положениями теории ассимиляции иммигрантов и направлена преимущественно на анализ и управление структурой миграционного потока, оптимизацию процедур легализации, получения гражданства и натурализации иммигрантов11. Во многом это обусловлено наиболее острыми проблемами для ЕС: интенсивной нелегальной миграцией и необходимостью интеграции иммигрантов из развивающихся стран "третьего мира". От эффективности их решения зависит то, насколько успешными будут усилия по выработке единой позиции в отношении других экономически привлекательных категорий мигрантов — квалифицированных иностранных специалистов, талантливой молодежи, представителей бизнеса и науки.
Получение странами Евросоюза всех преимуществ интеграции экономического пространства возможно лишь при согласовании усилий во всех сферах сотрудничества. Однако стремление Европейского сообщества к единству в вопросах внешней иммиграционной политики ЕС нередко противоречит попыткам отдельных государств сохранить максимальную свободу в данной сфере управления, поскольку частичный суверенитет в этом случае позволяет эффективнее контролировать миграционные потоки с учетом особенностей конкретной страны.
Структура институциональной системы регулирования миграции в отдельных странах Европейского союза определяется их концепцией иммиграционной политики и позицией по вопросу необходимости интеграции и ассимиляции переселенцев. Так, основные импортеры иностранной рабочей силы (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Австрия, Швейцария) придерживаются жесткой политики сдерживания миграции, в то время как страны, которые используют иностранную рабочую силу в меньших объемах (Швеция, Дания), придерживаются ассимиляционной политики. Это и определяет наличие организаций, занимающихся привлечением, трудоустройством и адаптацией переселенцев, их полномочия и общий вклад в снижение конфлик-тогенного потенциала миграции в стране. В частности, опыт ми-
11 Constant A., Zimmermann K. Naturalization proclivities, ethnicity and integration. Bonn, 2007.
грационной политики стран старого ядра Евросоюза (Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Швейцария, Бельгия и Скандинавские страны) показал, что недостаточное внимание к проблеме интеграции и ассимиляции иммигрантов в сочетании с прагматическим отношением к ним как к источнику дополнительных экономических преимуществ может привести к нарастанию социальной напряженности.
К 2004 г. в Европейском союзе была сформирована система институтов, регулирующих иммиграцию и в целом соответствующая современной динамике данного процесса. Однако она не в полной мере учитывала их качественные трансформации. В условиях мультипликативного нарастания изменений в технологиях транспортировки и коммуникации мигранты стали активнее проявлять стремление экономически преодолеть национальные границы; простота личного перемещения способствовала повышению интенсивности их транснациональной активности. Следствием изменения структуры социальных связей между странами, системы социальной стратификации и возможностей социальной мобильности становится появление новых форм трудовой и бизнес-миграции, основными участниками которой оказались в первую очередь молодые иммигранты.
Усложнение структуры иммиграционных потоков потребовало пересмотра приоритетов миграционной политики Европейского союза и переориентации на решение проблемы интеграции мигрантов. Теоретико-методологическим основанием нового подхода к вопросу социальной адаптации иммигрантов в принимающем обществе стали концепции Р. Альбы, А. Портеса12, Ф. Хекмана. А. Эт-циони, в которых понятие ассимиляции стало многомерным, объединяющим структурный, социокультурный, интерактивный, идентификационный, социальный аспекты интеграции. Одним из ключевых направлений интеллектуального и политического дискурса оказался мультикультурализм — новая модель развития общества, мультиэтничность которого повышается по мере развития иммиграционных процессов. Это предполагает переход к таким формам взаимодействия социальных институтов принимающего общества и организаций, представляющим интересы переселенцев, которые основываются на принципах толерантности, культурного взаимообмена, строгом соблюдении прав человека и способствуют интеграции иммигрантов и их активному участию в социальных и экономических отношениях нового социума.
12 Alba R. Rethinking assimilation theory for a new era of immigration // Intern. Migration Rev. 1997. \fol. 31. N 4; Portes A. The new second generation: segmented assimilation and its variants // Annals of the Amer. Academy of Political and Social Sci. 1993. Vol. 530.
Критический анализ мультикультурализма как социального феномена и практики управления интеграцией иммигрантов, осуществленный в работах С. Бенхабиба, С. Вертовека, У. Кимлики13, указал на основные его недостатки, связанные с недооценкой роли принимающего сообщества в процессе интеграции иммигрантов. Стремление консолидировать общество посредством сохранения множественной идентичности за счет сочетания гражданской лояльности принимающему государству, общепринятых норм поведения и ценностных ориентиров европейского общества с приверженностью традиционной культуре оборачивается воспроизводством размытой социальной идентичности, закреплением маргинального статуса иммигрантов14. В результате культурный плюрализм оказывается одним из наиболее сложных адаптивных барьеров и препятствий для инкорпорации переселенцев15.
Осознание сложности процесса социальной интеграции иммигрантов, признание нелинейного характера ассимиляции и существования негативных стратегий социальной адаптации, ориентированных на социальную сегрегацию и эксклюзию, способствовало переориентации на новую модель миграционной политики, получившую название политики интеграции иммигрантов. Основной целью данной политики является содействие экономической, социальной и культурной адаптации иммигранта как личности на нескольких уровнях:
— функциональном (обеспечение занятости и равных социальных гарантий);
— структурном (доступ к общественным ресурсам помимо социальных программ);
— политико-правовом (обеспечение политического участия);
— социокультурном (включение в систему социальных взаимодействий и активное участие в повседневной жизни принимающего общества).
Реализация политики интеграции иммигрантов призвана способствовать развитию межкультурного диалога как сущностной характеристики повседневной жизни полиэтничного общества.
13 Vertovec S. Conceiving and researching transnationalism, ethnic and racial studies // Annals of the Amer. Academy of Political and Social Sci. 1999. Vol. 22. N 2. P. 447; Kymlicka W. Western political theory and ethnic relations in Eastern Europe // Can Liberal Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. Oxford, 2001.
14 См.: Семененко И.С. В поисках новой культуры общежития // Demoscope-Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0445/gazeta010.php
15 См.: Антонова В.К. Великобритания обречена на мультикультурализм или мультикультурализм Великобритании обречен? // Журн. исследований социал. политики. 2003. Т. 1. № 2. С. 213.
Усиление внимания к проблеме социальной адаптации иммигрантов нашло отражение в Гаагской программе, в которой особо подчеркивалась необходимость координации национальных политик в области интеграции. На основании положения данной программы в 2004 г. Европейским советом были разработаны 11 Всеобщих основных принципов политики в отношении интеграции иммигрантов в Европейском союзе, нацеленных на содействие странам — членам ЕС при формировании интеграционной политики на основе простых общеевропейских нормативных механизмов регулирования данного процесса.
В этом документе подчеркивается, что интеграция представляет собой динамичный двусторонний процесс взаимной аккомодации иммигрантов и постоянного населения стран Евросоюза. Его регулирование должно опираться на четкое понимание целей политики интеграции и анализ значений специальных показателей, разработанных для оценки ее эффективности, и осуществляться в условиях интенсивного информационного обмена между всеми заинтересованными участниками. В основу политики в отношении интеграции иммигрантов закладываются принципы уважения к основным ценностям Евросоюза, культурного диалога и укрепления взаимодействия между иммигрантами и гражданами государств-членов на основе толерантности. В качестве приоритетов выделены содействие в получении образования и освоении языка, обеспечении занятости иммигрантов, имеющей решающее значение в процессе интеграции.
Последующие заключения и постановления органов управления миграционной и интеграционной политикой стран Евросоюза согласуются в первую очередь с 11 Всеобщими основными принципами в отношении интеграции иммигрантов в Европейском союзе.
Основными институтами, которые непосредственно занимаются вопросами интеграционной политики в ЕС, являются Европейская комиссия, Европейский социально-экономический комитет, Комитет регионов, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, Европейское агентство по основным правам, а также другие государственные и негосударственные организации16. Обсуждение вопросов интеграции мигрантов осуществляется в рамках специальных конференций локального, национального и регионального уровня, особое место среди которых занимает Министерская конференция по вопросам интеграции (2004, 2007, 2008 и 2010 гг.), на которой были озвучены и актуализированы приоритетные направления развития государственных стратегий интеграции имми-
16 European foundation for the improvement of living and working conditions. Integration of migrants: contribution of local and regional authorities. Dublin, 2006. P. 7.
грантов: занятость, социальная интеграция (social inclusion), образование и гражданство. Иммигрантам, в частности должны быть гарантированы права, сопоставимые с правами граждан страны — члена ЕС: доступ к получению образования, трудоустройству, социальным услугам, а также они должны иметь соответствующие обязанности.
Занятость и трудоустройство в рамках политики интеграции иммигрантов рассматриваются в качестве ключевых факторов социальной адаптации и основной формы участия иммигрантов в жизни принимающего общества. В настоящее время осуществляется активная работа в направлении упрощения доступа на рынок труда иммигрантов, особенно женщин и молодежи, и предупреждения дискриминации, и, что важно, эта работа осуществляется в соответствии с Европейской стратегией занятости. Поскольку приоритетом развития Евросоюза является создание экономики, основанной на знании, и стимулирование экономического роста, интеграция иммигрантов рассматривается в контексте повышения квалификации и наиболее эффективного использования их потенциала.
В июле 2008 г. Европейской комиссией была опубликована "Зеленая книга" по вопросам миграции и мобильности, в которой затрагивается проблема доступа иммигрантов к получению образования и предотвращения дискриминации и сегрегации в школах и учебных заведениях. Отдельно следует отметить принятие в 2009 г. программы "Поддержки политики информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)", направленной в том числе на развитие социального капитала иммигрантов за счет использования современных ИКТ.
Особое внимание как при совершенствовании стратегии образования, так и при разработке политики, направленной на социальное включение, уделяется проблемам молодых иммигрантов, подростков, детей иммигрантов, а также "второму поколению" иммигрантов. В 2008 г. была принята Европейская стратегия по социальной интеграции, направленная на развитие медицинского обеспечения и социальной защиты иммигрантов и обеспечение гендерного равенства.
Важным документом является также Руководство по интеграции для политиков и специалистов-практиков, которое публиковалось в 2004, 2007 и 2010 гг. и представляет собой компендиум практического опыта правительственных и неправительственных экспертов в области регулирования интеграции иммигрантов. Важно, что в нем уделено особое внимание развитию межкультурного диалога и повышению информированности о процессе интеграции иммигрантов посредством использования современных медиатехнологиий.
Решающее значение для развития механизма координации политики интеграции иммигрантов имеет создание Сети национальных центров сотрудничества по вопросам интеграции (National contact points on integration), представленной 27 государствами — членами ЕС. В 2008 г. Европейская комиссия поддержала Сеть в разработке приоритетных направлений деятельности по интеграции иммигрантов и обмене практическим опытом и информацией. В частности, были созданы специальные Европейские модули по интеграции иммигрантов, предназначенные для усиления эффективности адаптации и предполагающие содействие освоению языка, социокультурных и правовых норм принимающего сообщества и активному участию иммигрантов во всех аспектах социальной жизни, в том числе в совершенствовании и самих модулей. Создание общих Европейских модулей является началом построения новой формы организации политики интеграции, которая может быть гибко адаптирована к условиям различных стран. Их применение позволит повысить эффективность реализации интеграционных программ в ЕС и будет способствовать совершенствованию политики интеграции иммигрантов.
В декабре 2009 г. Европейским советом была принята Стокгольмская программа — важнейший документ, в котором заложены основы для деятельности ЕС в вопросах гражданства, юстиции, безопасности, убежища и иммиграции на последующие пять лет. В ней содержится рекомендация для стран — членов ЕС координировать усилия в направлении разработки механизма укрепления межкультурного диалога и содействия социальной сплоченности, а также развития системы Европейских модулей и повышения их эффективности.
Основным финансовым инструментом обеспечения политики интеграции иммигрантов является Европейский фонд интеграции иммигрантов из "третьих стран" (European fund for the integration of third-country nationals), основной целью которого является поддержка усилий государств — членов ЕС в обеспечении граждан "третьих стран" и их интеграции в Европейское сообщество. В настоящее время разработана концепция финансирования политики интеграции иммигрантов в странах ЕС на период с 2007 по 2013 г., общий объем которой составляет 825 млн евро, из них запланировано выделить 132, 163 и 183 млн евро в 2011, 2012 и 2013 гг. соот-ветственно17.
Средства Европейского фонда интеграции иммигрантов используются на реализацию приоритетных направлений совершенствования интеграционной политики Евросоюза, а именно:
17 The European fund for the integration of third-country nationals. URL: http:// ec.europa.eu/home-affairs/funding/integration/funding_integration_en.htm
— расширение взаимодействия иммигрантов и граждан стран ЕС, разработку мер и освоение практического опыта интеграции различных групп иммигрантов;
— содействие разработке показателей и индексов оценки результатов интеграционной политики;
— разработку общих Европейских модулей интеграции мигрантов и их внедрение в практику управления;
— исследование изменений структуры и динамики иммиграционных процессов и влияние новых форм мобильности на интеграцию граждан из стран "третьего мира";
— привлечение медиатехнологий к развитию межкультурного диалога и углублению понимания процессов интеграции;
— содействие интеграции молодых иммигрантов, преодоление дискриминации и обеспечение гендерного равенства;
— содействие повышению роли организаций гражданского общества и местных органов власти в формировании стратегии интеграции.
Крупнейшей дискуссионной площадкой для обсуждения проблемы интеграции иммигрантов в странах Европейского союза стал Европейский форум по интеграции (The European integration forum), организованный в 2009 и 2010 гг. Еврокомиссией в сотрудничестве с Европейским социально-экономическим комитетом. Нормативной основой форума являются 11 Всеобщих основных принципов интеграции и "Общая повестка по вопросу интеграции: основа для интеграции граждан третьих стран в Европейский союз" Европейской комиссии, в которой предложены практические меры, направленные на обеспечение и укрепление осуществления Принципов в рамках ЕС. Участниками форума являются представители как государственных структур, так и науки, гражданского общества, организаций иммигрантов, что позволяет говорить о его важной роли в совершенствовании политики интеграции иммигрантов. Информационная поддержка политики интеграции иммигрантов ЕС осуществляется на основе Европейского сайта по вопросам интеграции, где размещается наиболее актуальная информация о событиях в данной области и представлены основные документы и постановления18.
В 2008 г. в соответствии с решением Совета Европы была основана Европейская миграционная сеть (ЕМС) — система обмена данными с целью предоставления Европейскому сообществу объективной и достоверной информации по всем вопросам в области миграции и убежища, регулярно обрабатывающая, анализирующая и сохраняющая сведения из стран — участниц Европейского союза.
18 Европейский сайт по вопросам интеграции иммигрантов. URL: www. integration.eu
Помимо данных ЕМС для комплексной оценки различных аспектов миграции также используются статистические данные Всемирного банка, Организации по экономическому сотрудничеству, МОМ, Евростат.
Научно-практическая потребность в оценке эффективности политики интеграции иммигрантов послужила стимулом к разработке Индекса интеграции иммигрантов в странах Евросоюза (MIPEX), включающего 140 критериев для оценки шести основных социальных сфер, влияющих на процесс социальной адаптации, таких, как: доступ к рынку жилья, возможность объединения с семьей, получения долговременного вида на жительство, принятия участия в политической жизни страны, получения гражданства, антидискриминационное законодательство. Составление Индекса координируется British council and migration policy group; данные о значениях Индекса были опубликованы в 2004, 2006 и 2011 гг. и представляют собой ценную аналитическую информацию для исследователей, специализирующихся в области изучения теории и практики интеграции иммигрантов.
Таким образом, становление политики Европейского союза в области интеграции иммигрантов происходило в условиях повышения интенсивности иммиграции во второй половине XX в. и осуществлялось в соответствии с классическими концепциями ассимиляции и мультикультурализма. Осознание сложности, многомерности и поливариантности процесса социальной адаптации иммигрантов, а также усиление межэтнической напряженности и эскалация социальных конфликтов между иммигрантами и принимающим обществом, обусловленные недостаточной эффективностью политики ассимиляции, актуализировали необходимость разработки нового подхода в области миграционной политики, получившего название политики интеграции иммигрантов. Его фундаментальные принципы — социальная адаптация иммигранта как личности, инкорпорация иммигрантов, развитие межкультурного диалога иммигрантов и граждан государств-членов на основе толерантности и уважения к основным ценностям Евросоюза — стали принципами совершенствования политики в области социальной адаптации и интеграции иммигрантов в странах Европейского союза.
Приоритетными направлениями новой политики интеграции являются:
— содействие научным исследованиям в области изучения социальной адаптации иммигрантов и стратегий индивидуальной и групповой интеграции, создание эффективных инструментов оценки и анализа результатов интеграционной политики;
— привлечение институтов гражданского общества к решению проблем в области интеграции иммигрантов, преодоление дискриминации и этноцентричного сознания, создание условий для межкультурного диалога и вовлечения иммигрантов в повседневную жизнь принимающего сообщества;
— расширение возможностей участия иммигрантов в социальной, культурной, экономической и политической жизни принимающего общества, содействие индивидуальной социальной адаптации иммигрантов, создание условий для формирования, выбора и реализации активных стратегий интеграции и инкорпорации иммигрантов.
В заключение необходимо отметить, что изучение опыта организации и осуществления миграционной политики Европейского союза, в частности политики в отношении интеграции иммигрантов, необходимо для повышения эффективности управления процессами иммиграции в России. Важнейшей задачей российского государственного управления сегодня становится обеспечение конкурентоспособности страны за счет привлечения высококвалифицированных молодых специалистов и реализации их социально-экономического и инновационного потенциала. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта в области миграционной политики может послужить основой при разработке системы мер и рекомендаций, способствующих миграции зарубежных специалистов в Россию и активному участию российских граждан в процессах международного экономического сотрудничества с другими странами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова В.К. Великобритания обречена на мультикультурализм или мультикультурализм Великобритании обречен? // Журн. исследований социал. политики. 2003. Т. 1. № 2.
Блинова М.С. Социология миграции: история становления и перспективы развития. М., 2009.
Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. М., 2009.
Европейский сайт по вопросам интеграции иммигрантов. URL: www. integration.eu
Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М., 2005.
Официальный сайт Европейского союза. URL: http://europa.eu/
Официальный сайт Международной организации по миграции. URL: http://www.iom.int/
Официальный сайт Совета Европы. URL: http://www.coe.int/
Семененко И.С. В поисках новой культуры общежития // Demoscope-Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0445/gazeta010.php
Щербакова Е. Прирост населения ЕС более чем на три четверти обеспечивается благодаря миграции // Европейский демографический барометр.
Электронная версия бюллетеня "Население и общество". URL: http:// demoscope.ru/weekly/2009/0359/barom02.php
Alba R. Rethinking assimilation theory for a new era of immigration // Intern. Migration Rev. 1997. Vol. 31. N 4.
Berry J. Immigration, acculturation and adaptation // Applied Psychology: An Intern. Rev. 1997. Vol. 46. N 1.
Bourhis R.Y., Moise L.M., Pereault S., Senegal S. Towards an interactive acculturation model: a social psychology approach // Intern. J. of International. 1997. Vol. 32. N 6.
Commission of the European communities. The consolidation of the EU framework on integration. Report to the 2010 Ministerial Conference on Integration. Brussels, 2010.
Constant A., Zimmermann K. Naturalization proclivities, ethnicity and integration. Bonn, 2007.
Eisenstadt S.N. The absorption of immigrants: a comparative study based on the Jewish community in Palestine and the state of Israel. L., 1954.
Esser H. Does the new immigration require a new theory of intergenerational integration? Mannheim, 2003.
European foundation for the improvement of living and working conditions. integration of migrants: contribution of local and regional authorities. Dublin, 2006.
Gordon M.M. Assimilation in America life: the role of race, religion and national origins. N.Y., 1964.
Immigration, incorporation and transnationalism / Ed. by E.R. Barkan. L., 2007.
Kymlicka W. Western political theory and ethnic relations in Eastern Europe // Can Liberal Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. Oxford, 2001.
Levitt P., Jarowsky N.B. Transnational migration studies: past developments and future trends // Annual Sociol. Rev. 2007.
Migrants to work. Innovative approaches towards successful integration of third country migrants into the labour market. Zoetermeer: The European Community Programme for Employment and Social Solidarity. Brussels, 2010.
Portes A., Guarnizo L.E., Landolt P. The study of transnationalism: pitfalls and promise of an emergent research field // Ethnic and Racial Studies. 1999. Vol. 22. N 2.
Portes A., Nee V. The new second generation: segmented assimilation and its variants // Annals ofthe Amer. Academy of Political and Social Sci. 1993. Vol. 530.
The European fund for the integration of third-country nationals. URL: http://ec.europa.eu/home-ffairs/funding/integration/funding_integration_ en.htm
Vasileva K. Foreigners living in the EU are diverse and largely younger than the nationals of the EU member states // Eurostat: Statistics in focus. 2010. N 45.