Научная статья на тему 'Политика американских оккупационных властей в Западной Германии (1945-47 гг. )'

Политика американских оккупационных властей в Западной Германии (1945-47 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
235
52
Поделиться
Ключевые слова
ОККУПАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ ДЕМОКРАТИИ / СИСТЕМА НЕМЕЦКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Некрылова Ольга Геннадьевна

В статье рассматривается вопрос о роли американских оккупационных властей в процессе становления партийно-политической и экономической системы Западной Германии. Основная политическая задача оккупационных властей заключалась в том, чтобы заложить экономические и моральные основы немецкой демократии, поддержать демократические усилия.

POLICY OF AMERICAN OCCUPATION AUTHORITIES IN WEST GERMANY (1945-47)

The article considers the role of the American occupation authorities in the process of formation of party and political and economic system of West Germany. The main political task of the occupation authorities was to lay down the economic and moral foundations of German democracy, to support democratic efforts.

Текст научной работы на тему «Политика американских оккупационных властей в Западной Германии (1945-47 гг. )»

УДК 94

Некрылова Ольга Геннадьевна

Nekrylova Olga Gennadievna

ассистент кафедры всеобщей истории Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина nekrylova_80@inbox.ru

assistant of the chair of world history Elets State University nekrylova_80@inbox.ru

ПОЛИТИКА АМЕРИКАНСКИХ ОККУПАЦИОННЫХ ВЛАСТЕЙ В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ (1945-47 ГГ.)

POLICY OF AMERICAN OCCUPATION AUTHORITIES IN WEST GERMANY (1945-47)

Аннотация:

The summary:

В статье рассматривается вопрос о роли американских оккупационных властей в процессе становления партийно-политической и экономической системы Западной Германии. Основная политическая задача оккупационных властей заключалась в том, чтобы заложить экономические и моральные основы немецкой демократии, поддержать демократические усилия.

The article considers the role of the American occupation authorities in the process of formation of party and political and economic system of West Germany. The main political task of the occupation authorities was to lay down the economic and moral foundations of German democracy, to support democratic efforts.

Ключевые слова:

оккупационная политика, концепция возрождения немецкой демократии, система немецкого самоуправления, экономическая политика, политические партии.

occupation policy, concept of revival of German democracy, system of German self-management, economic policy, political parties.

Keywords:

Германская тематика традиционно является очень сложной в отношении степени влияния союзников на немецкую политику в первые послевоенные годы, и ее можно было игнорировать до тех пор, пока широкой общественности не стала доступна союзническая документация. Теперь, когда источники доступны, необходимо более детально проанализировать влияние западных союзников на становление послевоенной немецкой партийно-политической и экономической системы. В предлагаемой статье мы рассматриваем вопрос о роли американских оккупационных властей в процессе становления партийнополитической и экономической системы Западной Германии.

5 июня 1945 г., согласно совместной Декларации, четыре державы-победительницы (СССР, США, Великобритания и Франция) взяли в свои руки верховную власть над побежденной Германией. В Декларации подчеркивалось, что «в Германии нет центрального правительства или власти, способной взять на себя ответственность за сохранение порядка, управление страной и выполнение требований держав-победительниц» [1, с. 43]. Далее указывалось, что «союзники берут на себя всю полноту власти в центре и на местах, что, однако, не является «аннексией» Германии» [2, с. 44].

Конкретные цели и задачи американской оккупационной политики в Германии определялись одобренной в мае 1945 г. президентом Трумэном директивой «Начальникам объединенных штабов - -

1067». В директивах американского правительства отмечалось: «Военному губернатору представляются широкие полномочия, которые дают право действовать в соответствии с международными соглашениями, общей внешней политики правительства США и принимать меры, которые являются подходящими для достижения цели правительства США, то есть достижение экономического единства со всеми другими зонами» [3, л. 73].

Основной политической целью американских оккупационных властей являлось скорейшее создание такой формы политической организации, которая «основываясь на экономическом благосостоянии, способствует стабилизации Германии и является вкладом в дело мира между нациями» [4, л. 73]. Реализация этой задачи заключалась в том, чтобы заложить экономические и моральные основы немецкой демократии, поддержать демократические усилия.

В июле-августе 1945 г. территория американской зоны была разделена на три федеральные земли с немецкими земельными управлениями - Гросс-Гессен, Бавария и Вюртемберг-Баден. Соответственно, были созданы и три управления военной администрации. Территория Бремена до октября 1946 г. управлялась американцами, но по британским директивам, и только в марте 1947 г. полностью перешла под контроль США, которые придали ей статус самостоятельной земли (хотя численность населения составляла около 484 тыс. человек) [5, с. 65]. При главнокомандующем американскими оккупационными войсками в Германии был создан специальный штаб во главе с заместителем главкома по гражданским делам генерал-лейтенантом Л. Клеем.

В последующие месяцы происходила дальнейшая централизация немецкого самоуправления - из представителей трех земель был создан Совет федеральных земель. В переходный период командующие армиями сохраняли свою власть наряду с управлением военной администрации. С 1 января 1946 г. такой дуализм был устранен, и начальники управлений военной администрации подчинялись непосредственно главнокомандующему американскими войсками генералу Дж. Т. Макнарни.

В правительственных директивах США значительное внимание уделялось проблеме организации немецкого самоуправления. Подчеркивалась необходимость оказать поддержку развитию органов самоуправления в Германии и «обеспечить передачу непосредственной ответственности немецким административным органам, передавая им законодательные, судебные и исполнительные полномочия, в соответствии,

с требованиями военной безопасности и оккупации» [6, л. 74]. Правительство США считало, что лучшим вкладом в конструктивное развитие немецкой политической жизни было бы создание во всей Германии фе-дералистических немецких государств (земель) и создание центрального немецкого правительства с ясно определенной и ограниченной властью и функциями. Вся власть должна была быть вверена землям, за исключением тех полномочий, которые необходимо передать центральному правительству.

Отмечалось, что США, «стремятся к созданию в Германии такой политической организации, которая исходит от народа, подлежит его контролю, которая действует в соответствии с демократической избирательной системой и обеспечивает основные гражданские и человеческие права личности» [7, л. 79]. Правительство США отклоняло чрезмерную централизацию правительства, которое «посредством концентрации власти в своих руках могло угрожать спокойствию соседей Германии и всего мира» [8, л. 80].

Американская концепция возрождения демократии делала ставку на перевоспитание населения, прежде всего молодежи, а также скорейшее проведение выборов по принципу «снизу вверх».

Союзники с начала 1946 г. усилили политическую работу среди немецкого населения. Американская военная администрация широко использовала услуги тех немцев, которые активно участвовали в борьбе против нацизма, однако среди них было немало и нацистов, в том числе и функционеров. «Если человек преуспел в какой-либо области, он не может ронять себя в наших глазах. Мы нуждаемся в знающих людях, а если бы мы взяли за правило, что всякий, кто приобрел состояние в течение тринадцатилетнего периода пребывания Гитлера у власти, должен быть отстранен, то мы лишились бы вообще всех способных и опытных людей», - отмечал Л. Клей [9, с. 60].

Вполне справедливым представляется уточнение К. Зонтхаймера о том, что «оккупационные власти, поначалу назначив казавшихся им заслуживающими доверия немцев на определенные должности, приступили шаг за шагом к проведению демократических выборов, чтобы заменить назначенных ими лиц избранными представителями» [10, с. 25].

Американские оккупационные власти были бесспорным лидером среди союзников в формировании послевоенной экономической политики Германии. Шепард Бертмен, руководитель Информационного отдела Управления Германией, писал: «Эта политика на начальной стадии состояла в том, чтобы завершить демонтаж немецкой промышленности; рассматривать обвинения против нацистских военных преступников; поддерживать демократические, политические, культурные, образовательные и другие учреждения - другими словами, помогать Германии восстанавливать суверенитет и становиться здоровым, надежным членом демократического мира» [11, с. 239]. На практике в послевоенный период американские монополии значительно увеличили ввоз товаров в Западную Германию по сравнению с довоенным временем, когда экспорт не превышал 10 % ее годового импорта [12, с. 22]. Необходимо заметить, что в начале оккупационного периода США выступали в качестве основного покупателя германских товаров. Основными статьями западногерманского экспорта в 1945-47 гг. были лес и каменный уголь.

В 1947 г., когда все крупнейшие политические партии в основном завершили свое формирование, правительство США направило Директиву военной администрации в Германии, где было сказано: «Не переносить свои собственные исторически развивавшиеся формы демократии и социального порядка на Германию. Нужен порядок, исходящий от немецкого народа, который обеспечил бы основные гражданские права» [13, л. 164]. Относительно деятельности политических партий в директиве говорилось следующее: «В Контрольном совете необходимо добиваться признания общегерманских политических партий, одинакового обращения со всеми во всех зонах, за четырехсторонний контроль над политической деятельностью и выборами» [14, л. 164].

Предполагалось проведение политики поддержки тех политических партий, чьи программы, деятельность и структура доказывали их приверженность демократическим принципам. Партии должны были признавать принцип соревнования и основываться на добровольном объединении граждан. Любая политическая партия должна пользоваться правом, свободно распространять свое мнение и представлять своих кандидатов избирателю [15, л. 164]. Однако свои политические программы вновь созданные партии должны были согласовывать с оккупационными властями, отчитываться в своей деятельности, о поступлении денежных средств, а личное прошлое руководителей проверялось тщательным образом. Именно с этой точки зрения можно объяснить «замедленную» реализацию западными оккупационными властями Потсдамских решений о «поощрении и поддержании» всех демократических политических партий и, соответственно, запаздывание официальных решений об организации партийно-политической жизни.

Ведущие политические партии периода Веймарской республики СДПГ и КПГ (Центристы и либеральные партии восстановились позднее) были восстановлены сразу же в послевоенный период, несмотря на существовавший запрет политической деятельности в американской зоне. Быстрое восстановление партий Веймарской республики препятствовало формированию новых политических объединений, так как их легальная деятельность формально была разрешена на уровне округов лишь 13 августа 1945 г., а в зональном масштабе - после ноября того же года. Шепард Бертмен писал: «Недостаток соревнования из-за отсутствия новых источников вначале позволил старым партиям удобно погрузиться назад в свои старые структуры, идеологии и традиционную конкуренцию» [16, с. 240].

Остальные партии в оккупационных зонах формировались гораздо медленнее, так как не имели организационной преемственности с Веймарским периодом. Например, ядро Христианско-демократического союза (ХДС) образовали политики, разделявшие настроения «нового начала», видевшие его в утверждении парламентской демократии и прав человека, исходя из религиозной этики. Во многом такая позиция диктовалась прагматическим расчетом, связанным с особой ролью церкви в послевоенной Германии и отношению к ней оккупационных властей.

Таким образом, в сложившихся исторических условиях лишь оккупационный режим был способен наладить экономическую и общественную жизнь в побежденной и разрушенной морально и политически стране. Сумев избежать политических крайностей, немцы при непосредственном участии американских оккупационных властей, имевших свои политические взгляды и предпочтения, не выходившие, впрочем, за рамки традиционных западных демократических ценностей, создали стабильную партийнополитическую и экономическую систему, успешно существующую до настоящего времени.

Ссылки:

References (transliterated):

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Потсдамское соглашение. Документы по германскому вопросу. Берлин,1971.

Там же.

АВП РФ. Ф. 082 (Референтура по Германии) опись 29. порт.24. п. 96. л. 73.

Там же.

Documents on Germany under occupation. 1945-1954. Selected and ed. by B. Ruhm von Oppen. London etc., Oxford. univ. press., 1945.

АВП РФ...

Там же.

Там же.

Бомбе Ж. Спустя 4 года. 1950.

Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. М., 1996.

The founding of the Federal Republic of Germany - An assessment of role of the USA 1945-1949 and beyond // Ztschr. Fur Kulturaustausch. Stuttgart. 1987. Jg. 37. № 2. Western Germany. 32 Victoria Street, London.

АВП РФ, Германия-референт., оп. 36. порт. 86. п. 193. д. Ге-413. л. 164.

Там же.

Там же.

The founding of the Federal Republic of Germany.

1. Potsdamskoe soglashenie. Dokumenty po germanskomu voprosu. Berlin, 1971.

2. Ibid.

3. AVP RF. F. 082 (Referentura po Germanii) opis' 29. port.24. p. 96. l. 73.

4. Ibid.

5. Documents on Germany under occupation. 1945-1954. Selected and ed. by B. Ruhm von Oppen. London etc., Oxford. univ. press., 1945.

6. AVP RF.

7. Ibid.

8. Ibid.

9. Bombe J. Spustya 4 goda. 1950.

10. Zonthaymer K. Federativnaya Respublika Germaniya segod-nya. M., 1996.

11. The founding of the Federal Republic of Germany - An assessment of role of the USA 1945-1949 and beyond // Ztschr. Fur Kulturaustausch. Stuttgart. 1987. Jg. 37. No. 2.

12. Western Germany. 32 Victoria Street, London.

13. AVP RF, Germaniya-referent., op. 36. port. 86. p. 193. d. Ge-413. l. 164.

14. Ibid.

15. Ibid.

16. The founding of the Federal Republic of Germany.