Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА В ОТНОШЕНИИ ТАЙВАНЬСКОЙ ПРОБЛЕМЫ'

ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА В ОТНОШЕНИИ ТАЙВАНЬСКОЙ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
182
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙВАНЬ / "ТАЙВАНЬСКАЯ ПРОБЛЕМА" / США / КНР / ТРАМП / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кноль Сергей Сергеевич

В статье рассматривается политика США в отношении Тайваня в период администрации Д. Трампа 2016-2021 годов. Основной упор отводится на определение роли, которую сыграла республиканская администрация в изменении политического курса США в отношении Тайваня, и определение последствий, к которым привели действия администрации Д. Трампа. Для достижения целей исследования автор опирается в основном на законодательные акты США (Закон об отношениях с Тайванем, Закон о командировках на Тайвань, Акт о международной инициативе по защите и усилению союзников Тайваня) и прочие исследования в данной области (статьи Я.В. Лексютиной и Курьяновой Е. Н.) с использованием метода анализа документов и сравнительного анализа. Данный выбор методологии предполагает сравнение состояния политики США в отношении Тайваня до мер, предпринятых администрацией Трампа, и после них. В результате данного анализа, автор приходит к выводу, что именно Д. Трамп совершил важный поворот в политике США в отношение Тайваня, заложив новые законодательные основы взаимодействия США и Тайваня, ликвидировав важные барьеры в двусторонних отношениях и направив вектор дальнейшего развития отношений в сторону более тесного сотрудничества, с помощью активизации новых инициатив и реанимирования экономических проектов прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DONALD TRUMP ADMINISTRATION'S POLICY ON THE TAIWAN ISSUE

The article examines the US policy towards Taiwan during the D. Trump administration in 2016-2021. The main emphasis is on determining the role played by the Republican administration in changing the US political course towards Taiwan, and determining the consequences of actions undertaken by the Trump administration. To achieve the objectives of the survey, the author relies mainly on US legislative acts (the Taiwan Relations Act, Taiwan Travel Act, the Taiwan Allies International Protection and Enhancement Initiative) and other studies in this sphere (articles by Y.V. Leksyutina and Kuryanova E.N.) using the method of document analysis and comparative analysis. This choice of methodology involves comparing the state of U.S. policy toward Taiwan before and after the Trump administration. As a result of this analysis, the author comes to the conclusion that it was D. Trump who made an important turn in US policy towards Taiwan, establishing a new legislative basis for interaction between the United States and Taiwan, eliminating important barriers in bilateral relations and directing the vector of further development of relations towards a closer cooperation, by activating new initiatives and reanimating economic projects of the past.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА В ОТНОШЕНИИ ТАЙВАНЬСКОЙ ПРОБЛЕМЫ»

Политика администрации Д. Трампа в отношении Тайваньской проблемы Donald Trump administration's policy on the Taiwan issue

Кноль Сергей Сергеевич

Студент 4 курса Факультет Международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, Санкт-Петербург e-mail: sergknoll123@gmail.com

Knol Sergey Sergeevich

Student 4 term Faculty of International Relations Saint-Petersburg State University Russia, Saint-Petersburg e-mail: sergknoll123@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматривается политика США в отношении Тайваня в период администрации Д. Трампа 20162021 годов. Основной упор отводится на определение роли, которую сыграла республиканская администрация в изменении политического курса США в отношении Тайваня, и определение последствий, к которым привели действия администрации Д. Трампа. Для достижения целей исследования автор опирается в основном на законодательные акты США (Закон об отношениях с Тайванем, Закон о командировках на Тайвань, Акт о международной инициативе по защите и усилению союзников Тайваня) и прочие исследования в данной области (статьи Я.В. Лексютиной и Курьяновой Е. Н.) с использованием метода анализа документов и сравнительного анализа. Данный выбор методологии предполагает сравнение состояния политики США в отношении Тайваня до мер, предпринятых администрацией Трампа, и после них. В результате данного анализа, автор приходит к выводу, что именно Д. Трамп совершил важный поворот в политике США в отношение Тайваня, заложив новые законодательные основы взаимодействия США и Тайваня, ликвидировав важные барьеры в двусторонних отношениях и направив вектор дальнейшего развития отношений в сторону более тесного сотрудничества, с помощью активизации новых инициатив и реанимирования экономических проектов прошлого.

Annotation.

The article examines the US policy towards Taiwan during the D. Trump administration in 2016-2021. The main emphasis is on determining the role played by the Republican administration in changing the US political course towards Taiwan, and determining the consequences of actions undertaken by the Trump administration. To achieve the objectives of the survey, the author relies mainly on US legislative acts (the Taiwan Relations Act, Taiwan Travel Act, the Taiwan Allies International Protection and Enhancement Initiative) and other studies in this sphere (articles by Y.V. Leksyutina and Kuryanova E.N.) using the method of document analysis and comparative analysis. This choice of methodology involves comparing the state of U.S. policy toward Taiwan before and after the Trump administration. As a result of this analysis, the author comes to the conclusion that it was D. Trump who made an important turn in US policy towards Taiwan, establishing a new legislative basis for interaction between the United States and Taiwan, eliminating important barriers in bilateral relations and directing the vector of further development of relations towards a closer cooperation, by activating new initiatives and reanimating economic projects of the past.

Ключевые слова: Тайвань, «Тайваньская проблема», США, КНР, Трамп, Азиатско-Тихоокеанский

Регион.

Key words: Taiwan, "Taiwan issue", USA, PRC, Trump, Asia-Pacific region.

2016 год обозначил определенную линию водораздела в Тайваньском вопросе: после 8 лет президентства про пекинского Ма Инцзю выборы выиграла кандидат от Демократической прогрессивной партии, отстаивающей независимость острова, Цай Инвэнь. На фоне осенних президентских выборов, вопрос о политике новой администрации США в отношении острова поднимался все чаще и чаще. Рост глобальных и двусторонних противоречий между США и КНР в конце 2-го президентского срока Б. Обамы обусловил переход от долгого периода «стратегической неопределенности» к более жёсткому ответу Штатов.

Во время предвыборной кампании значительную часть риторики Д. Трамп строил на критике текущий отношений США и КНР. Отмечая дефицит во внешней торговле, рост политических амбиций и влияния КНР, сокращение отрыва США от претендентов на оспаривание американского лидерства Д. Трамп выступал за более жесткий и радикальный ответ Китаю. Среди республиканцев необходимость конфронтации с КНР становилась все более и более популярной по ходу второго президентского срока Б. Обамы, что связано с избранием Председателем КНР Си Цзиньпина, сторонника более жесткого курса внешней политики. Отдельным направлением «сдерживания» растущих глобальных политических амбиций КНР явилось активизация политики в отношении Тайваня.

Практически сразу после избрания на пост президента Д. Трамп совершил первый за 10 лет телефонный звонок президенту Тайваня Цай Инвэнь. Впоследствии Д. Трампу все же пришлось заявить о своей приверженности «политики Одного Китая», однако с самого начала КНР был послан сигнал, что США готовы к открытой конфронтации в том числе, по тайванской проблеме.

Учитывая дальнейшие шаги республиканской администрации, данные телефонные переговоры двух президентов можно рассматривать как определенную «разведку». Получив реакцию Пекина, руководство США сложило более четкое представление того, насколько щепетильным является вопрос политического статуса острова. Все это было необходимо администрации для понимания, насколько сильно США могут использовать Тайвань как рычаг давления на КНР, а соответственно насколько сильно может радикализоваться их политика.

Учитывая стремление не накалять обстановку в проливе в кратчайшие сроки, политика администрации Д. Трампа в отношении острова стала последовательно очерчиваться в официальных документах. Тайвань появляется и в Стратегии Национальной Безопасности 2017 года, где отмечается, что США продолжат поддерживать крепкие связи с Тайванем, основанные на политике «Одного Китая» и обязательств, закрепленных в Акте об отношениях с Тайванем, которые касаются обеспечения обороноспособности и предотвращении. Если сравнить ее со стратегией 2015 года Б. Обамы (стоит отметить, что документ вышел в момент, когда противоречия между США и КНР уже обострились), то в ней ни одного упоминания Тайваня не встречается, в то время как даже в Стратегии Национальной Безопасности 2006 года есть упоминание конфликта Тайваня и КНР и поддержка его мирного разрешения. В этих условиях подтверждение готовности обеспечивать безопасность острова Д. Трампом в официальном документе является важной вехой в изменении политики США: начало активизации двусторонних отношений между Тайбэем и Вашингтоном.

Вместе с тем, важной частью модели неофициальных политических отношений США и Тайваня с момента разрыва официальных отношений является взаимодействие законодательной власти. Данная традиция берет начало с принятия Конгрессом США Закона об отношениях с Тайванем в 1979 году, в котором регулируются основные стороны взаимоотношения США с островом, а также закрепляется обязанность органов власти предоставлять все необходимые средства, необходимые для самозащиты. При администрации Д. Трампа данная линия отношений получила развитие впервые с 1980-х годов: с целью укрепления дальнейших отношений США и Тайваня в рамках обязательств Вашингтона в марте 2020 года Д. Трамп подписал так называемый «ТАЙБЭЙ» Акт (TAIPEI Act), который является как декларацией политики США в отношении Тайваня. В документе указывается, что США должны способствовать укреплению отношений и развитию двусторонней торговли двух стран, а также содействовать укреплению связей острова с другими государствами и участию во всех международных организаций в форме участника или наблюдателя.

Для реализации данных положений закон налагает обязательства на Президента, Государственного Секретаря и Торгового Представителя США. Так, исполнительная ветвь власти и Президент должны способствовать развитию отношений с государствами, выражающими поддержку Тайваню и поддерживающими

с островом официальные отношения; в случае необходимости «пересмотреть свое экономическое, оборонное, стратегические взаимодействие с нациями, предпринимающими серьезные шаги для подрыва безопасности и процветания Тайваня». Госсекретарь же обязан ежегодно выступать перед соответствующими ведомствами Конгресса с отчетом по шагам, предпринятым для развития отношений двух стран. Похожими обязательствами наделили и Торгового Представителя: он должен советоваться с Конгрессом по возможностям развития двусторонней торговли США и Тайваня.

Данные действия не только беспрецедентны в новейшей истории двусторонних отношений США и Тайваня, но и привели в действие импульсы, стимулирующие развитие двусторонних отношений. Так, впервые с первого президентского срока Б. Обамы воскресли переговоры о заключении рамочного соглашения по торговле и инвестициям (Trade and Investment Framework Agreement). Уже при Дж. Байдене, 30 июня 2021 года состоялся диалог Помощника Торгового Представителя США Терри Маккартин и Заместителя Торгового Представителя Тайваня Джен-ин Янг, на котором были обсуждены наиболее острые вопросы дальнейшего развития двусторонний торговли и заключения рамочного соглашения: законодательство об авторском праве, цифровое пиратство, финансовые услуги, инвестиции и прозрачность регулирования. В продолжение диалога, стороны договорились созвать встречи нескольких рабочих групп TIFA, в том числе рабочую группу по сельскому хозяйству, группу по интеллектуальной собственности, по техническим барьерам в торговле, и инвестициям.

Более локальным документом, регулирующим визиты официальных лиц США и Тайваня стал Акт о командировках на Тайвань, принятый в 2018 году. В дополнение к Закону об отношениях с Тайванем, США так же десятилетиями придерживались негласного правила, что высшие должностные лица двух государств не могут проводить встречи, что диктовалось неофициальным характером отношений. В 2010-х годах данное правило не раз оспаривалось рядом высокопоставленных чиновников, среди которых члены Палаты Представителей С. Чабот, Б. Шерман, глава Комитета Палаты Представителей по иностранным делам Е. Ройс, сенаторы М. Рубио и Ш. Браун. Согласно тексту документа, «США должны разрешить всем своим официальным лицам посещать Тайвань и встречаться с официальными представителями острова; разрешить представителям Тайваня высокого уровня въезд в США и встречу с официальными лицами США». Отдельно отмечены встречи в том числе с представителями Государственного департамента, Министерства Обороны и других ведомств Кабинета.

Влияние закона оценить не трудно: в 2019 году Цай Инвэнь воспользовалась нововведением в американском законодательстве и посетила США с двухдневным визитом во время ее поездки по странам Карибского бассейна. В августе 2020 Министр Здравоохранения и Социальных Служб А. Азар посетил Тайвань, став первым за десятилетия членом правительства США, посетившим остров. За несколько недель до окончания своих полномочий Государственный Секретарь М. Помпео подошел к вопросу более радикально, отменив ограничения на встречи представителей США и Тайваня.

Стоит отметить, что несмотря на кратковременность президентства Д. Трампа, меры, предпринятые по линии интенсификации встреч между официальными представителями США и Тайваня, не превратились в разовую акцию. Новоизбранная администрация Дж. Байдена продолжает курс республиканской администрации, так, представитель Тайваня в США Сяо Би-Кхим была приглашена на инаугурацию Дж. Байдена, в интервью заявив, что «важнейшие сферы взаимодействия США и Тайваня — безопасность и экономическое партнерство». Помимо данного приглашения историческим можно назвать визит на Тайвань посла США в Палау Хеннеси -Ниланда, ставшего первым визитом официального посла США на остров с момента разрыва отношений в 1979 году.

Принятый в президентство Д. Трампа ряд законов, регулирующих отношения с Тайванем, также придал импульс дальнейшему нормотворчеству в данном сфере. 26 марта 2021 года Марк Рубио (республиканец) и Джефф Меркли выдвинули проект Закона об укреплении отношений с Тайванем (Taiwan Relations Reinforcement Act). Проект предполагает замену статуса главы Американского Института на Тайване на «представителя», а его назначение будет требовать одобрение Сената (данной процедурой утверждаются все послы США). Другая мера предполагает ежегодный отчет Госсекретаря о проделанном работе для создания Тайваньской альтернативы Института Конфуция, продвигающего среди иностранцев изучение Китайского языка. Несмотря на то, что на данный момент законопроект все еще находится на стадии рассмотрения, появление подобных инициатив уже может сигнализировать об активизации усилий со стороны США по укреплению двусторонних отношений с островом, которые не предпринимались до администрации Трампа.

Подводя итоги тайваньской политики администрации Д. Трампа, не трудно заметить, что данное направление претерпело значительные изменения. Если администрация Б. Обамы наследовала традициям, заложенным предыдущими администрациями, и не предпринимала попыток укрепления двусторонних отношений с островом, ограничиваясь поддержанием боеспособности и поставками вооружений. Д. Трамп же вернул тайваньский вопрос как в диалог с КНР, так и предпринял важные шаги для развития дальнейших двусторонних отношений США и Тайваня. Администрация Д. Трампа расширила нормативную базу, регулирующую связи США и непризнанного островного государства, заложив важные нормативно-правовые основы расширения сотрудничества Вашингтона и Тайбэя в наиболее приоритетных сферах: торговле, инвестициях, дипломатической поддержке. Так же, были полностью сняты негласные ограничения, снижавшие способность двух сторон к коммуникации, что должно положительно сказаться на развитии двустороннего диалога и способствовать укреплению дипломатического статуса Тайваня в международных отношениях. Как отмечалось, эффект этих действий уже можно проследить при администрации Дж. Байдена: расширение сотрудничества продолжается. Мы видим новые законодательные инициативы, реанимацию экономических проектов прошлого и межпартийный консенсус по Тайваньской проблеме. После десятилетий «стратегической неопределенности», политика администрации Д. Трампа стала поворотным пунктом для американо-тайваньских отношений.

Список используемой литературы

1. Курьянова Е.Н. Тайвань в политике США // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 15. - С.

821-829.

2. Лексютина Я.В. США и политика «Одного Китая» // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2017. - Т. 10. - № 5. - С. 99-116.

3. Blackwill R. and Zelikow Ph. The United States, China, and Taiwan: A Strategy to Prevent War. U.S.Taiwan policy evolves // Council on Foreign Relations. - 2021. URL: https://www.jstor.org/stable/resrep28673.7

4. G. van der Wees. The Taiwan Travel Act in Context // The Diplomat. - 2019. URL: https://thediplomat.com/2018/03/the-taiwan-travel-act-in-context/

5. Hsu Stacy, Ko Lin. U.S. lawmakers reintroduce Taiwan Relations Reinforcement Act // Focus Taiwan. -2021. URL: https://focustaiwan.tw/politics/202103270006

6. M. Cole. The Tsai-Trump Call: The Dynamics in Taiwan // The Diplomat. - 2016. URL: https://thediplomat.com/2016/12/the -tsai-trump-call-the-dynamics-in-taiwan/

7. National Security Strategy, Department of Defense. - 2010. URL https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy_2.pdf

8. National Security Strategy, Department of Defense. - 2017. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

9. Taiwan Allies International Protection and Enhancement Initiative // US Congress. - 2020. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1678/text

10. Taiwan Relations Act // US Congress. - 1979. URL: https://www.ait.org.tw/our-relationship/policy-history/key-u-s-foreign-policy-documents-region/taiwan-relations-act/

11. Taiwan Travel Act // US Congress. - 2018. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-115publ13 5/pdf/PLAW- 115publ135.pdf

12. Tiezzi Sh. What to Expect from US-Taiwan Relations in 2021 (and Beyond) // The Diplomat. - 2021. URL: https://thediplomat.com/2021/02/what-to-expect-from-us-taiwan-relations-in-2021-and-beyond/

13. United States and Taiwan Hold Dialogue on Trade and Investment Priorities // Office of the United States Trade Representative. - 2021. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2021/june/united-states-and-taiwan-hold-dialogue-trade-and-investment-priorities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.