Научная статья на тему 'Политическое влияние на систему подготовки спортсменов в олимпийском спорте'

Политическое влияние на систему подготовки спортсменов в олимпийском спорте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
417
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OLYMPIC SPORTS / POLICY / SYSTEM / NATIONAL / COMPETITION / ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / ПОЛИТИКА / СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОЛіМПіЙСЬКИЙ СПОРТ / ПОЛіТИКА / НАЦіОНАЛЬНИЙ / КОНКУРЕНЦіЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Есентаев Тастанбек Кутжанович

Цель : представлено место олимпийского спорта в современном мире, анализ динамики роста его политической, экономической и социальной значимости. Материал : в качестве источников информации использованы публикации по теме статьи. Результаты : Охарактеризовано влияние развития олимпийского спорта на трансформацию взглядов и практической деятельности в сфере подготовки спортсменов высшей квалификации. Рассмотрены основные этапы становления современного олимпийского спорта. Представлена стратегия развития спорта высших достижений в историческом аспекте. Показаны изменения в отношении политических лидеров, государственных деятелей и широких слоёв общественности различных стран к Олимпийским играм. Показаны направления развития и совершенствования национальных систем подготовки спортсменов высшей квалификации. Выводы : Потенциал олимпийского спорта в последние годы нашёл отражение во внешней и внутренней политике многих стран. Это повлекло за собой радикальные изменения в сферах организации, управления, финансирования, материально-технического, научного и кадрового обеспечения подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political influence on sportsmen’s training system in olympic sports

Purpose: to determine the place of Olympic sports in modern world; to analyze dynamic of its political, economic and social significance progress. Material: publications on the topic of this article were used as sources of information. Results: we characterized influence of Olympic sports on transformation of views and practical functioning in sphere of elite sportsmen’s training. Main stages of modern Olympic sports’ formation have been regarded. Strategy of elite sports’ development in historical aspect has been presented. Changes in attitude of political leaders, state figures and general population to Olympic Games have been shown. Directions of development and perfection of elite sportsmen’s training national systems have been outlined. Conclusions: recent years, potential of Olympic sports have being reflected in foreign and home policy of many countries. It resulted in drastic changes in spheres of organization, management, financing, material technical and personnel provisioning of sportsmen’s training.

Текст научной работы на тему «Политическое влияние на систему подготовки спортсменов в олимпийском спорте»

s

2016 Ш

Политическое влияние на систему подготовки спортсменов в олимпийском спорте

Есентаев Т. К.

Международный центр спортивных технологий «Sport Energy», Республика Казахстан

Аннотации:

Цель: представлено место олимпийского спорта в современном мире, анализ динамики роста его политической, экономической и социальной значимости. Материал: в качестве источников информации использованы публикации по теме статьи. Результаты: Охарактеризовано влияние развития олимпийского спорта на трансформацию взглядов и практической деятельности в сфере подготовки спортсменов высшей квалификации. Рассмотрены основные этапы становления современного олимпийского спорта. Представлена стратегия развития спорта высших достижений в историческом аспекте. Показаны изменения в отношении политических лидеров, государственных деятелей и широких слоёв общественности различных стран к Олимпийским играм. Показаны направления развития и совершенствования национальных систем подготовки спортсменов высшей квалификации. Выводы: Потенциал олимпийского спорта в последние годы нашёл отражение во внешней и внутренней политике многих стран. Это повлекло за собой радикальные изменения в сферах организации, управления, финансирования, материально-технического, научного и кадрового обеспечения подготовки спортсменов.

Ключевые слова: Олимпийский спорт, политика, система, национальный, конкуренция.

Ссентаев Т. К. Полггичний вплив на систему шдготовки спортсмежв в олiмniйському спортк Цель: представлено мюце олiмпiйського спорту в сучасному свт, аналiз динамки зрос-тання його полiтичноí, економiчноí та со^альноТ значущостк Матер'1ал: в якост джерел шформацп використан публкацп по темi статп. Результати: Охарактеризовано вплив розвитку олiм-пмського спорту на трансформа^ю по-глядiв i практично!' дiяльностi у сферi подготовки спортсмеыв вищоТ квалiфi-кацп. Розглянуто основы етапи станов-лення сучасного олiмпiйського спорту. Представлена стратепя розвитку спорту вищих досягнень в юторичному аспектi. Показанi змiни у ставлены полiтичних ль дерiв, державних дiячiв i широких верств громадськостi рiзних краТн до Олiмпiй-ських ^ор. Показанi напрями розвитку i вдосконалення нацюнальних систем пiдготовки спортсменiв вищоТ квалiфiка-цiТ. Висновки: Потенцiал олiмпiйського спорту в останнi роки знайшов вщобра-ження у зовнiшнiй i внутрiшнiй полiтицi багатьох краТн. Це спричинило за собою радикальн змши в сферах органiзацiТ, управлiння, фЫансування, матерiально-технiчного, наукового та кадрового за-безпечення пiдготовки спортсменiв.

Олiмпiйський спорт, полiтика, система, нац/ональний, конкуренция.

Yessentayev T.K. Political influence on sportsmen's training system in Olympic sports. Purpose: to determine the place of Olympic sports in modern world; to analyze dynamic of its political, economic and social significance progress. Material: publications on the topic of this article were used as sources of information. Results: we characterized influence of Olympic sports on transformation of views and practical functioning in sphere of elite sportsmen's training. Main stages of modern Olympic sports' formation have been regarded. Strategy of elite sports' development in historical aspect has been presented. Changes in attitude of political leaders, state figures and general population to Olympic Games have been shown. Directions of development and perfection of elite sportsmen's training national systems have been outlined. Conclusions: recent years, potential of Olympic sports have being reflected in foreign and home policy of many countries. It resulted in drastic changes in spheres of organization, management, financing, material technical and personnel provisioning of sportsmen's training.

Olympic sports, policy, system, national, competition.

Введение.

С 1930-х годов ХХ столетия, олимпийский спорт постепенно трансформировался из соревнований между спортсменами, спортивными клубами и другими организациями в соревнования между социально-политическими системами. Впервые это наглядно проявилось на Играх Олимпиады и зимних Олимпийских играх 1936 г., которые гитлеровская Германия использовала в качестве яркого и наглядного инструмента демонстрации преимуществ нацисткой идеологии. По примеру Германии была активизирована работа по подготовке к Олимпийским играм и активизации участия в олимпийском движении в странах-союзниках Германии - Австрии, Италии, Венгрии, Японии [7].

Успех спортсменов Германии на Олимпийских играх 1936 г. продемонстрировал высокую эффективность государственного вмешательства в развитие спорта высших достижений и олимпийской подготовки, политический потенциал Олимпийских игр и успешных выступлений спортсменов. Итоги Второй мировой войны и поражение Германии привели к почти безвозвратной утрате организационного и методического опыта олимпийской подготовки. Это наглядно проявилось и через семь лет на Играх Олимпиады 1952 г.. На этих играх команда Германии выглядела

© Есентаев Т. К., 2015 http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2016.0103

исключительно беспомощной. Она не завоевала ни одной золотой медали и оказалась в конце третьего десятка стран в итоговой таблице результатов [6].

Начиная с Игр Олимпиады 1952 г. начался длительный период политического противостояния между СССР и США, социалистическими и капиталистическими странами, странами Востока и Запада. В этом противостоянии спорт высших достижений использовался в качестве инструмента идеологической борьбы. Однако политические и спортивные деятели избегали демонстрации отношения к достижениям в спорте как инструменту «холодной войны». Например, президент США Джон Кеннеди был серьёзно обеспокоен поражениями американских спортсменов. Он отмечал, что «Соединённые штаты стали лицом к лицу с суровым вызовом своему международному престижу— Одним из испытаний, по которому нас будут судить, являются достижения наших мужчин и женщин на спортивных аренах— я побуждаю мужчин и женщин во всех видах спорта объединиться в новом походе за превосходство в спортивных соревнованиях» [18]. Болезненно реагировал на поражения американских атлетов и брат президента, министр юстиции США Роберт Кеннеди: «Мы не хотим читать в газетах, что наша страна была второй за Советским Союзом на Олимпийских играх— Мы хотим быть первыми» [12].

В СССР высшее руководство страны не использо-

IПЕДАГОГ1КА I та медико"6'олог'чн'

^■^■■■■■■У проблеми ф1зичного

и^!^^0^0^1^! виховання I спорту _

вало спортивные успехи в качестве аргумента в идеологической борьбе и политическом противостоянии. Однако это не помешало создать в СССР высокоэффективную систему государственно-общественного управления спортом высших достижений и подготовкой сильнейших спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям и к Олимпийским играм [7]. В конце 1952 г. основа стратегии развития спорта высших достижений была инициирована государственным органом управления физической культурой и спортом - Комитетом по делам физической культуры при Совете Министров СССР. Сразу после участия советских спортсменов в Играх Олимпиады в Хельсинки была положена целенаправленная подготовка к Играм Олимпиад и зимним Олимпийским играм. Это и предопределило всю последующую историю развития советского спорта, вплоть до распада СССР в 1991 г. [2, 3, 4, 9, 10, 14].

Реализация этой стратегии по четырехлетним олимпийским циклам обеспечивалась исключительно государственным органом управления отраслью. К этому широко привлекался потенциал специализированных высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и лабораторий, спортивных обществ и организаций. Роль общественных организаций (федераций по видам спорта, национального олимпийского комитета, добровольных спортивных обществ, профсоюзов и др.) сводилась преимущественно к практической деятельности по реализации принятой стратегии. В отношении принципиальных вопросов развития спорта эта роль носила преимущественно номинальный характер [7].

В начале 1960-х годов была предпринята неудачная попытка передать спорт высших достижений и олимпийскую подготовку в сферу деятельности общественных организаций. Она сопровождалась упразднением органа государственного управления спортом. Все это привело к тяжёлому поражению от команды США на Играх Олимпиады 1968 г. в Мехико. Возврат к государственной системе управления отраслью (в 1969 г.) быстро привел к восстановлению лидирующей позиции в мире: убедительная победа у команды США Игр Олимпиады 1972 г. в Мюнхене (СССР - 50 золотых медалей, США - 33). Это принципиально отличало систему управления спортом в СССР от принятой в большинстве западных стран. В западных странах сфера спорта высших достижений входила в компетенцию федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, спортивных клубов и др. [6].

Принятая в СССР система развития спорта высших достижений по эффективности выступлений спортсменов на мировой и олимпийской аренах явно превосходила (особенно в 1980-х-1990-х годах) любую из моделей в странах западного мира. Однако её использование в пропагандистских и идеологических целях осуществлялось на уровне средств массовой информации.

Опыт развития спорта высших достижений и

олимпийской подготовки в Советском Союзе стал примером для других стран социалистического лагеря. Наиболее ярко это проявилось с спорте Германской Демократической Республики, Болгарии, Румынии, Польше, Республике Куба. В некоторых из этих стран политическая и идеологическая направленность использования достижений на олимпийской арене проявилась более остро, чем в СССР. В частности, так произошло в ГДР. После успешного выступления на Играх Х1Х Олимпиады в Мехико, власти ГДР выделили олимпийский спорт в качестве одной из основных сфер деятельности. Она была призвана продемонстрировать эффективность социально-политической системы, внешней и внутренней политики страны, обеспечить консолидацию общества. В ГДР подвергались критике представления об аполитичности спорта, а достижения спортсменов использовались в качестве мощного средства пропаганды [12, 13]. Аналогичный подход к участию в Олимпийских играх реализовывался на Кубе [1].

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы: анализ динамики роста олимпийского спорта в современном мире и его политической, экономической и социальной значимости. Охарактеризовать влияние развития олимпийского спорта на трансформацию взглядов и практической деятельности в сфере подготовки спортсменов высшей квалификации. В качестве источников информации использованы публикации по теме статьи.

Результаты исследования. Дискуссия.

Поворотным моментом в истории Олимпийских игр оказался приход к руководству МОК в 1980 г. Хуана Антонио Самаранча - инициативного, мудрого и целеустремлённого политика. Его приход оказал радикальное влияние на популярность и значимость Олимпийских игр в жизни мирового сообщества. Резкое изменение политики МОК в отношении политизации, профессионализации и коммерциализации Олимпийских игр стало мощным фактором повышения их популярности и развития олимпийского движения. В прежние десятилетия МОК пытался всячески изолировать Олимпийские игры и олимпийский спорт от этих процессов. С приходом нового президента политика была изменена кардинально. МОК сумел продемонстрировать политическую и социальную притягательность Олимпийских игр, их исключительную значимость для развития положительного имиджа стран. Это способствовало консолидации нации, развития чувств патриотизма и национальной гордости, арены плодотворного международного сотрудничества. Не менее важным оказалось и привлечение интереса к Олимпийским играм средств массовой информации: телевидения, представителей большого бизнеса - крупнейших компаний и мировых лидеров в производстве различных товаров и услуг. Эти компании пожелали связать свою торговую марку с Олимпийскими играми, их символами и ценностями [5]. Естественным в этой связи оказались устранение из Олимпийской хартии статьи о любительстве

32016

ш

и допуск к участию в Олимпийских играх спортсменов-профессионалов. Наблюдается интенсивная коммерциализация олимпийских видов спорта, развитие системы спонсорства в отношении международных и национальных спортивных федераций, Национальных олимпийских комитетов и самих спортсменов [6].

И здесь в полной мере проявились возможности перекрёстного эффекта. Повышение политической значимости Олимпийских игр способствовало привлечению интереса к ним телекомпаний и представителей бизнеса. Интерес и активная деятельность последних обеспечивала повышение политической притягательности Игр. К этому следует добавить: финансовую независимость; стабильность, авторитет, политическую значимость МОК, Олимпийских игр, спортивных федераций, Национальных олимпийских комитетов; заинтересованность в повышении профессионализма спортсменов. Рост популярности Олимпийских игр наиболее наглядно демонстрирует рост затрат телекомпаний на право трансляции олимпийских игр. Затраты телекомпаний на трансляцию Игр Олимпиады 2012 г. в Лондоне (по сравнению с затратами на право трансляции событий московской Олимпиады 1980 г.) возросли в 20 раз. Затраты на трансляцию сочинских зимних Олимпийских игр 2014 г. (по сравнению с затратами на Игры 1980 г. в Лейк-Плэсиде) возросли в 40 раз [7, 16].

Аналогичные изменения коснулись и конкуренции городов и стран получить право на проведение Игр Олимпиад и зимних Олимпийских игр. Игры Олимпиады 1984 г. МОК вынужден был отдать американскому Лос-Анджелесу без необходимой в этом случае поддержки правительства страны (в связи с отсутствием других городов-кандидатов). На заключительной сессии МОК право провести игры Олимпиады 2016 г. боролись делегации Чикаго, Мадрида, Токио и Рио-де-Жанейро. Эти делегации возглавлялись президентом США, королём Испании, премьер-министрами Японии и Бразилии. Изменилась ситуация и в отношении финансовых расходов на проведение Игр Олимпиад и зимних Олимпийских игр [7].

Постоянное повышение популярности спорта высших достижений и значимости успехов на международной спортивной арене в конце ХХ и начале XXI столетия привело к радикальному изменению отношения политических лидеров, государственных деятелей, широких слоёв общественности различных стран к Олимпийским играм и достижениям на них национальных команд. Страны уже не могут позволить себе испытать потрясения подобные тому, которое охватило Великобританию после Игр 1996 г. Страна оказалась в итоговой таблице неофициального командного зачета на 36 позиции с одной золотой медалью. Их исторические конкуренты (команда Франции) оказалась на пятой позиции с 15-ю золотыми наградами. Это явилось серьёзным стимулом для развития и совершенствования национальных систем подготовки спортсменов высшей квалификации. В этот процесс наряду с разного рода спортивными организациями

и органами образования активно включились видные представители политических и деловых кругов. В результате спорт высших достижений во многих странах превратился в одну из стратегических сфер деятельности, фактор национального престижа, консолидации и самоутверждения наций, развития национального самосознания и единства [15, 17, 19]. Резко возросли финансовые возможности спорта. Стала интенсивно развиваться инфраструктура для подготовки спортсменов высшей квалификации, развития массового спорта, привлечения населения к здоровому образу жизни. Эти направления работы во многих странах стали предметом государственной политики с формированием соответствующей стратегии и выделением необходимых ресурсов. Этого в большинстве стран не было в прежние годы [7, 8, 16].

Естественно, что эти изменения в большинстве высокоразвитых стран мира привели к существенному росту достижений и резкому обострению конкуренции на международной спортивной арене. В политике КНР сказался опыт советского спорта и его интенсивная модернизация.

В этих условиях конкурентоспособность атлетов и команд, их достижения в крупнейших международных соревнованиях и на Олимпийских играх стали в значительной мере обусловливаться действием многочисленных составляющих внешней среды. Эта среда тесно связана с социальными, организационными, финансовыми, материально-техническими составляющим. Интенсивное развитие этих составляющих радикально изменило требования к подготовке спортсменов и окружающей её среде. Эффективная подготовка и соревновательная деятельность потребовали увеличения финансирования строительства многочисленных спортивных сооружений. Также производства и постоянного совершенствования: современной спортивной формы; инвентаря; тренажёрного и диагностического оборудования; восстановительных и реабилитационных средств. Это открыло новые возможности для привлечения квалифицированных специалистов различного профиля и обеспечение их необходимыми возможностями для эффективной работы [6].

Такие изменения дали основание некоторым специалистам представить современное состояние и развитие спорта высших достижений как «глобальную спортивную гонку вооружений». Именно так была озаглавлена монография группы европейских специалистов ("The global sporting arms race", 2008 г., издательство «Meyr Meyer») [15]. Подобная трактовка конкурентной среды на международном уровне не получила должной оценки. Она стала тиражироваться во многих научных публикациях. Отметим, что конкуренция во многих сферах человеческой деятельности на глобальном уровне (мировая политика, военное противостояние, экономика, различные отрасли промышленности и др.) проявляется в неизмеримо большей степени по сравнению со спортом высших достижений. Да и методы конкурентной борьбы вы-

IПЕДАГОГ1КА I та медико"6'олог'чн'

^■^■■■■■■У проблеми ф1зичного

и^!^^0^0^1^! виховання I спорту _

ходят за общепринятые рамки. Они несопоставимы с проявлениями конкуренции в спорте высших достижений. Такая конкуренция по своей остроте и бескомпромиссности является примером здорового международного соперничества. Однако даже во всех этих сферах специалисты стремятся избежать агрессивной риторики. Они понимают опасность применения таких терминов как «гонка вооружений», «глобальная гонка вооружений», «холодная война» и др.

Самое удивительное, что эти понятия и термины в области спортивной науки ввели представители академических кругов европейских университетов. Это представители стран, которые по своим достижениям на мировой арене весьма далеки от успешности участия в декларируемой ими «глобальной гонке вооружений» [15]. Наличие острейшей конкуренции на мировой и олимпийской аренах обусловлено интенсивным развитием спорта и систем олимпийской подготовки в 25-30 странах мира. Эти страны обладают достаточно высоким потенциалом для развития спорта на современном уровне. При этом следует отметить, что острейшая конкуренция в современном спорте коснулась не только чисто спортивной составляющей. Она проявляется и в противоборстве многочисленных спонсоров и партнеров олимпийского движения, стремлении городов-организаторов Игр превзойти своих предшественников. К этому следует

добавить деятельность ряда международных спортивных федераций по включению или расширению своего участия в программе Олимпийских игр.

Выводы.

Олимпийский спорт является глобальным явлением современной жизни, что отражается в его политической, социальной и экономической мощи, исключительной популярности в мировом обществе.

В последние годы потенциал олимпийского спорта нашёл отражение во внешней и внутренней политике многих стран. Это послужило развитием положительного имиджа стран, консолидации нации, развития чувств патриотизма и национальной гордости, арены плодотворного международного сотрудничеств. Такие изменения вызывают огромный интерес мировой общественности, телевидения и других средств массовой информации, представителей большого бизнеса и делового мира. Это повлекло за собой радикальные изменения в сферах организации, управления, финансирования, материально-технического, научного и кадрового обеспечения подготовки спортсменов. Также создания высокоэффективные национальных систем подготовки к Олимпийским играм и другим крупнейшим международным соревнованиям.

Конфликт интересов.

Автор заявляет, что не существует никакого конфликта интересов.

Литература.

1. Кастро Ф. Международное олимпийское движение. Острый кризис в связи с проведением Олимпийских игр 1988 г. в Сеуле. Единственно возможное решение этой проблемы / Ф. Кастро. - Гавана: Editora política, 1985. -С. 5-12.

2. Колесов А. И. Итоги выступления советских спортсменов на Олимпийских играх в 1976 г. и задачи научно-методического и медицинского обеспечения подготовки сборных команд СССР к Играм 1980 г. / А. И. Колесов // Научно-спортивный вестник. - 1977. - № 2-7. - С. 2-6.

3. Павлов С. П. Перспективы развития советской спортивной науки / С. П. Павлов // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 11. - С. 2-8.

4. Павлов С. П. От Олимпиады-76 к 0лимпиаде-80 / С. П. Павлов // Научно-спортивный вестник. - 1977. - № 5. -С. 3-9.

5. Платонов В. Н. Олимпийский спорт: [учебник]: в 2 кн. / В. Н. Платонов, С. И. Гуськов. - К.: Олимп. л-ра, 1994. -Кн. 1. - 496 с.

6. Платонов В. Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. Отечественный и зарубежный опыт: история и современность / В. Н. Платонов. - М.: Сов. спорт, 2010. - 312 с.

7. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник [для тренеров] : в 2 кн. / В. Н. Платонов. - К.: Олимп. лит., 2015. - Кн. 2. - 2015. - 770 с.

8. Платонов В. Организационно-управленческие модели подготовки спортсменов высокой квалификации в условиях политизации и коммерциализации олимпийского спорта / В. Платонов, Т. Есентаев // Наука

References:

1. Kastro F. Mezhdunarodnoe olimpijskoe dvizhenie [International Olympic movement], Havana: Editora politica; 1985.

2. Kolesov AI. Itogi vystupleniia sovetskikh sportsmenov na Olimpijskikh igrakh v 1976 g. i zadachi nauchno-metodicheskogo i medicinskogo obespecheniia podgotovki sbornykh komand SSSR k Igram 1980 g. [Results of Soviet sportsmen's performances at Olympic Games 1976 and the tasks of scientific methodic and medical provisioning of preparation of USSR combined teams for Olympic Games 1980]. Nauchno-sportivnyj vestnik, 1977;2(7):2-6.

3. Pavlov SP. Perspektivy razvitiia sovetskoj sportivnoj nauki [The prospects of Soviet sports science development]. Teoriia i praktika fizicheskoj kul'tury, 1975;11:2-8.

4. Pavlov SP. Ot Olimpiady-76 k 0limpiade-80 [From Olympic Games 1976 to Olympic Games 1980]. Nauchno-sportivnyj vestnik, 1977;5:3-9.

5. Platonov VN, Gus'kov SI. Olimpijskij sport. Kniga 1 [Olympic sports. Volume 1], Kiev: Olympic Literature; 1994.

6. Platonov VN. Sport vysshikh dostizhenij i podgotovka nacional'nykh komand k Olimpijskim igram. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt [Elite sports and training of national teams for Olympic Games. Domestic and foreign experience], Moscow: Soviet sport; 2010.

7. Platonov VN. Sistemapodgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Kniga 2 [System of sportsmen's training in Olympic sports. Volume 2], Kiev: Olympic Literature; 2015.

8. Platonov V, Esentaev T. Organizacionno-upravlencheskie modeli podgotovki sportsmenov vysokoj kvalifikacii v usloviiakh politizacii i kommercializacii olimpijskogo sporta [Organizational-administrative models of elite sportsmen's training in conditions of politicization and commercialization

в олимпийском спорте. - 2015. - № 2. - С. 19-26.

9. Попов В. Б. Опорные пункты олимпийской подготовки ДСО профсоюзов / В. Б. Попов и др. // Научно-спортивный вестник. - 1981. - № 5. - С. 8-12.

10.Ряшенцев Н. Н. О подготовке олимпийского резерва в ДСО профсоюзов / Н. Н. Ряшенцев // Научно-спортивный вестник. - 1987. - № 4. - С. 2-10.

11.Сухоцкий В. И. Олимпийские игры и курс США на восстановление мирового первенства в спорте / В. И. Сухоцкий // Теория и практика физической культуры. - 1964 - № 4. - С. 11-14.

12.Ульрих К. Спорт в Германской Демократической Республике / К. Ульрих. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

- 112 с.

13.Хайнце Г. Германская Демократическая Республика / Г. Хайнце // Спортсмены стран социализма на международной арене. - М.: Физкультура и спорт, 1974.

- С. 67-71.

14.Хоменков Л. С. Советские легкоатлеты на Олимпийских играх / Л. С. Хоменков // Теория и практика физической культуры.- 1952. - № 10.-С. 755-771.

15.De Bosscher V. The global sporting arms race. An international comparative study on sports policy factors leading to international sporting success / V. De Bosscher, J. Bingham, S. Shibli, M. van Bottenburg, P. De Knop. -Aachen: Meyer & Meyer, 2008.

16.Houlihan B. Commercial, political, social and cultural factors impacting on the management of high performance sport / B. Houlihan // Managing high performance sport / ed. by P. Sotiriadou, V. De Bosscher. - New York: Routledge, 2013. - P. 17-29.

17.Keim M. Nation building at play: Sport as a tool of social integration in post-apartheid South Africa / M. Keim. -London: Meyer & Meyer, 2003.

18.Kennedy J. F. To Mr. N. J. Barack, President AAU of the United States / J. F. Kennedy // Amateur Athlete. - 1962. - N 1. - P. 7-10.

19.Ward T. Sport in Australian national identity: Kicking goals / T. Ward. - London: Routledge, 2010. . -100 p.

32016 H

of Olympic sports]. Nauka v olimpijskom sporte, 2015;2:19-26.

9. Popov VB. Opornye punkty olimpijskoj podgotovki DSO profsoiuzov [Strongholds of Olympic training of VSS1 of trade unions]. Nauchno-sportivnyj vestnik, 1981;5:8-12.

10.Riashencev NN. O podgotovke olimpijskogo rezerva v DSO profsoiuzov [On training of Olympic reserve in VSS of trade unions]. Nauchno-sportivnyj vestnik, 1987;4:2-10.

11. Sukhockij VI. Olimpijskie igry i kurs SShA na vosstanovlenie mirovogo pervenstva v sporte [Olympic Games and course of USA fro restoration of world leadership in sports]. Teoriia i praktika fizicheskoj kul'tury, 1964;4:11-14.

12.Ul'rikh K. Sportv GermanskojDemokraticheskojRespublike [Sports in German Democratic Republic], Moscow: Physical Culture and Sport; 1980.

13.Khajnce G. Germanskaia Demokraticheskaia Respublika. Sportsmeny stran socializma na mezhdunarodnoj arene [German Democratic Republic. Sportsmen of socialist countries on international arena]. Moscow: Physical Culture and Sport; 1974.

14.Khomenkov LS. Sovetskie legkoatlety na Olimpijskikh igrakh [Soviet light athletes on Olympic Games]. Teoriia i praktika fizicheskoj kul 'tury, 1952;10:755-771.

15.De Bosscher V, Bingham J, Shibli S, van Bottenburg M, Knop PDe. The global sporting arms race. An international comparative study on sports policy factors leading to international sporting success. Aachen: Meyer & Meyer; 2008.

16.Houlihan B, Bosscher VDe. Commercial, political, social and cultural factors impacting on the management of high performance sport. In: ed. by P. Sotiriadou. Managing high performance sport. New York: Routledge; 2013.

17.Keim M. Nation building at play: Sport as a tool of social integration in post-apartheid South Africa. London: Meyer & Meyer; 2003.

18.Kennedy JF. To Mr. N. J. Barack, President AAU of the United States. Amateur Athlete, 1962;1:7-10.

19.Ward T. Sport in Australian national identity: Kicking goals. London: Routledge; 2010.

Информация об авторе: Есентаев Тастанбек Кутжанович; http://orcid.org/0000-0001-9047-870X; [email protected]; Международный центр спортивных технологий «Sport Energy»; пр. Кабанбай Батыра, 45а, г. Астана, Республика Казахстан.

Цитируйте эту статью как: Есентаев Т. К. Политическое влияние на систему подготовки спортсменов в олимпийском спорте // Педагопка, психологя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2016. - N1. - С. 19-23. http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2016.0103

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive. html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http://creativecommons.org/licenses/ by/4.0/deed.ru).

Дата поступления в редакцию: 18.01.2016 Принята: 29.01.2016; Опубликована: 30.01.2016

Information about the author: Yessentayev T.K.; http://orcid.org/0000-0001-9047-870X; [email protected]; Sport Energy; 45a Kabanbay Batyr str., Astana city, Republic of Kazakhstan.

Cite this article as: Yessentayev T.K. Political influence on sportsmen's training system in Olympic sports. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2016;1:19-23. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2016.0103

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http://creativecommons.org/licenses/ by/4.0/deed.en).

Received: 18.01.2016

Accepted: 29.01.2016; Published: 30.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.