Курганов Никита Сергеевич Kurganov Nikita
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
факультет истории и права (2 курс) Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University the Faculty of History and Law (2nd year student) Контактная информация: [email protected] Научный руководитель: ТронинаЕ. Г., канд. полит.наук, доцент Scientific supervisor: E. G. Tronina, Ph.D. in Politics, Associate Professor ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ВОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ ГУЛЯЙПОЛЯ В 1918-1919 гг.: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ АНАРХИЧЕСКОЙ КОММУНЫ
THE POLITICAL STRUCTURE OF THE FREE TERRITORY OF GULYAIPOLE IN
1918-1919:
THE EXPERIENCE OF BUILDING AN ANARCHIST COMMUNE
Аннотация: В статье исследуется проблема построения анархистского общества в Гуляйполе в годы гражданской войны в России. Автор рассматривает Вольную Территорию с точки зрения основных признаков государства. Сделан вывод о том, что анархистский эксперимент не удался, в результате появилось квазигосударственное образование.
Annotation: The article studies the problem of building an anarchist society in Gulyaipole during the years of the Civil War in Russia. The author considers the signs of the state in relation to the Free Territory. It is concluded that the anarchist experiment failed. As a result, a quasi-state entity was formed.
Ключевые слова: Махно, гражданская война в России, Вольная Территория, анархия
Keywords: Makhno, civil War in Russia, Free Territory, anarchy
Октябрьская революция 1917 года и последующая гражданская война (1917-1922) всколыхнули всю территорию Российской Империи. Возникло множество уникальных политических образований. Одним из них была Вольная Территория, или Гульяйпольский
повстанческий район. Его существование неразрывно связано с именем Нестора Ивановича Махно (1888-1934), известного практика анархизма, боевого партизанского командира. Примечательно, что независимое существование этого образования пришлось на период с начала вывода австрийских и германских войск с территории Украины до Московского похода Вооруженных Сил Юга России (с ноября 1918 года по лето 1919 года). Особый научный интерес и актуальность сегодня представляет вопрос о том, являлась ли Вольная Территория государством, притом, что, как ни парадоксально, идеология анархистов предполагает полное отрицание государства.
Для ответа на него нужно определить наличие (отсутствие) признаков государственного образования в характере и способе политической организации Вольной Территории. Необходимо сопоставить признаки государства, сформулированные теорией права, с практикой государственного строительства и политическим устройством Вольной Территории.
Государство - важнейший институт политической системы общества, возникший на определенном этапе исторического развития. Основные признаки государства: территориальная организация власти, суверенитет, наличие публичной власти, правовой системы, применение легального насилия, сбор налогов, а также наличие символики, собственной валюты, международное признание.
Для того чтобы изучить политическое устройство Вольной Территории, необходимо определить характер реализации каждого признака государства в ее организации.
Регион, в котором разворачивалось движение анархистов Махно, охватывает преимущественно юг левобережной Украины и восточную часть Донбасса. Партизаны действовали и на правобережье, прежде всего в Екатеринославле, а также на Полтавщине и Черниговщине. Центральная часть района располагалась в городе Гуляйполе Александровского уезда.
Политика Гуляйпольскиханархо-коммунистовв основном была направлена на проблемы крестьян. Следует, однако, сказать об социальном составе манховцев. Сами анархисты писали так: «Махновцы - это крестьяне
Курганов Н.С. N.S. Kurganov
и рабочие, восставшие еще в 1918 г. против насилия немецко-мадьярской, австрийской и гетманской буржуазной власти на Украине. Махновцы -это те труженики, которые подняли знамя борьбы против деникинщины и всякого гнета, насилия и лжи, откуда бы последние не исходили. Махновцы - это те самые труженики, трудом которых всю жизнь обогащается, жиреет и царствует буржуазия вообще, и ныне советская буржуазия, в частности» [4, с. 526-527]. В советской историографии в качестве характеристики за Вольной Территорией закрепился эпитет «мелкобуржуазной контрреволюции» [3]. В это же время анархическая политическая система держалась как на крестьянах, так и на объединениях городского класса индустриальных рабочих - Союзе металлистов и деревообделочников, который возник в монархические времена. Именно на этой социальной почве, по мнению А.В. Шубина [7], и возникла Вольная Территория.
Выступая против государства как такого, анархо-коммунисты вступили в упорную схватку за господство. Им удалось взять под свое начало возникший сразу после революции Крестьянский союз (такие объединения возникали по всей стране), который был затем использован для парализации органа лояльности Временного правительства -Общественного комитета. Крестьянский Союз вскоре превратился в высший орган власти в районе - Гуляйпольский Совет. Цели анархистов: разрушение государства во всех его проявлениях и осуществление безвластного строя, создание свободной коммуны. Система управления анархо-коммунистов опиралась на огромную сеть рабоче-крестьянских объединений, которые одобряли политику Махно, профсоюзы, заводские комитеты, комитет батраков, сходы-собрания. Последние были своего рода постоянно действующими институтами непосредственной демократии - референдумами, которые позволял лидерам движения поддерживать обратную связь с людьми. Сходы-собрания были основой формирования совета, который по приказу Махно избирался по принципу делегирования. Делегаты отправлялись в Совет от относительно небольших групп местных жителей, что предопределяло тесную связь с 50 №4
избирателями. Союз с рабочими - общая черта как «внутренней», так и «внешней» политики анархистов. Таким образом, украинские анархо-коммунисты опирались на пролетариат и неимущие классы, в небольшом количестве встречалась также интеллигенция (учителя, прежде всего).
Итак, к осени 1918 года Махно фактически возглавил повстанческое движение на всей Вольной Территории. 27 ноября был сформирован «Гуляйпольский революционный штаб». Вскоре повстанцы обосновались в Гуляйполе, где Махно собирался строить безвластное общество. Тем не менее, анархисты оказались между трех огней: петлюровцами, белогвардейцами и красными. Хотя петлюровцы и не демонстрировали высоких боевых качеств, в этой обстановке Махно, наконец, принял решение пойти на перемирие и сотрудничество с большевиками. Но это расценивалось как временное действие вследствие итогов боев. Таким образом, Вольная Территория - образование, появившееся на базе социальных противоречий революционной ситуации и опаленное огнем братоубийственной войны.
Территориальная организация была непостоянной, ее границы зависели от итогов боевых действий. Например, по итогам удачного наступления к январю 1919 территория, которая оказалась под контролем Махно, разрослась до семидесяти двух волостей Екатеринославской губернии с населением около двух миллионов человек [2, с. 6]. Это еще раз подтверждало, что итог боевых действий напрямую определял организацию территории.
Получив временную возможность относительно спокойного существования, Махно понял, что появилась возможность перейти к преобразованию социально-политической системы 1917 г. и сменить образованное волей случая анархистско-военное окружение постоянной организацией власти народа- Военно-революционным советом (ВРС). Он стал доминирующим исполнительным органом власти. В первый состав ВРС входили социалисты левого толка: 7 анархистов, 3 левых эсера, а также 2 большевика и один сочувствующий им. Первым председателем ВРС стал учитель Чернокнижный, а его замом (позже председателем ВРС) - Коган. Махно получил пост почетного председателя [7]. 2019 51
Для решения различных территориальных проблем созывались районные съезды крестьян, рабочих и повстанцев. Всего за период независимого существования махновщины произошло три съезда. Второй же съезд выразил отрицание всякой государственной власти.
Важными проблемами, которые решал Военно-революционный Совет, были ход боевых действий, обеспечение продовольствием, а также вопросы местного самоуправления. Реализация задачи обеспечения продуктами всего народа Вольной Территории была отложена до четвёртого районного съезда, который назначили на 15 июня 1919 года. Его проведение было отменено и запрещено коммунистами.
Нормотворчеством также занимался районный съезд, созываемый штабом. Например, третий съезд поставил ряд требований, в том числе: «немедленного удаления всех назначенных лиц на всевозможные военные и гражданские ответственные посты..., проведения правильного и свободного выборного начала., социализации земли, фабрик и заводов.» [2, с. 7]. Характерно, что диктат и гегемонию какого-либо политического объединения анархисты отрицали. Институтами общественно-экономического самоуправления анархо-коммунистических партизан должны были стать так называемые вольные трудовые советы крестьян и рабочих, которые выполняли бы волю трудящихся классов и их организаций данной местности. Им предполагалось устанавливать между собой необходимые связи, образуя высшие органы самоуправления народа. Однако деятельность таких органов советской власти так и не была осуществлена на практике в связи с боевой ситуацией. Основным источником права Вольной Территории были резолюции районных съездов крестьян, рабочих и повстанцев.
Право на легальное насилие не было устоявшимся. Например, по записям А.В. Чубенко, члена Реввоенсовета Повстанческой Армии (махновцев), после одного из набегов Феодосия Юстиновича Щуся, одного из лидеров махновцев, на хутора Махно сделал ему «хорошую нотацию» за казни зажиточных крестьян. Но «Щусь не обращал ни малейшего внимания и сказал, что бил буржуев и будет бить». Однако Махно требовал прекратить ненужные убийства и произвольные контрибуции с немецких колоний. Это
столкновение пришло к логическому завершению в марте 1919 г., когда в ответ на очередное преступление Щуся над немецкими поселенцами Махно арестовал его и пригрозил смертной казнью. Щусь, который еще недавно демонстрировал свой особый характер, обособленность и независимость от Махно, теперь уже не мог противостоять ему, ведь власть «батьки» в районе к этому времени не имела ограничений: «Щусь давал слово не повторять убийств и клялся в верности Махно», - вспоминает Чубенко [8]. То есть все сдерживание зверств со стороны полевых командиров было основано лишь на честном слове и личном доверии.
Принципиальным является вопрос о суверенитете Вольной Территории. Суверенитет - верховная власть, верховенство, господство -независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах [5]. Как уже было сказано выше, махновцы заключили союз с красными, хотя был ясно, что обе стороны желают его разрушить при первой же возможности. И все равноанархо-коммунисты всячески противились нарушению их независимости. Повстанцы отправили специальные отряды на железные дороги и останавливали эшелоны с зерном и другими продовольственными товарами. Более того, они сами противились поставкам по продовольственной развёрстке. Анархисты выступали за реализацию принципа продуктообмена: требовали за хлеб, имевшийся в ряде уездов, промышленные товары.
Ни о каком международном признании Вольной Территории говорить не приходится, идеи анархистов были враждебны всем: от украинских националистов до красных. Таким образом, суверенитет был лишь частичным, обусловленным исходом боевых действий и политических процессов.
Система налогов установлена не была. Хотя содержание боевых частей махновцев местные крестьяне взяли на себя, а в Гуляйполе был создан специальный орган, занимавшийся этим, - центральный отдел снабжения армии, где собирали припасы, которые затем направлялись в зону боевых действий. Тем не менее, существовала анархическая идейная платформа, предполагавшая отмену реквизиционных отрядов, а затем появление
правильной системой товарообмена между городской и сельской местностью. Таким образом, система налогообложения действительно не была установлена.
Символика анархистов была очень разнообразной. Герб, гимн отсутствовал. Девиз (скорее, даже ключевой лозунг): «Власть рождает паразитов! Да здравствует анархия!»; флагом служило черное полотно, иногда на нем изображалась адамова голова (череп со скрещенными костями). Сохранились фотоснимки подобных стягов, захваченных в качестве трофеев после окончательного разрыва красных и анархистов, последние тому моменту окончательно в коммунистической пропаганде были превращены в бандитов. В Ф. Белаш, украинский анархо-коммунист, военный и политический деятель махновского движения, впоследствии жертва сталинских репрессий, приехавший в начале января 1919 г. в Гуляйполе, вспоминал после окончания войны: «У штаба висели тяжёлые черные знамена с лозунгами: "Мир хижинам, война дворцам", "С угнетенными против угнетателей всегда", "Освобождение рабочих - дело рук самих рабочих". Дальше виднелись красные флаги вперемешку с черными, развешанные, видимо, у зданий гражданских организаций. Рядом со штабом, у входа в Волостной Совет рабочих, крестьянских и повстанческих депутатов, висели два флага: один чёрный с надписью: "Власть рождает паразитов. Да здравствует анархия!", другой - красный с лозунгом: "Вся власть советам на местах!"» [1, с. 201-202]. Таким образом, применение символики носило неорганизованный и деструктивный характер, что соответствовало идейным воззрениям анархо-коммунистов.
Вопросы денежной эмиссии и валюты пока не нашли однозначного ответа в науке, хотя и будоражат умы исследователей уже долгое время: сразу после образования СССР и конца гражданской войны в среде коллекционеров бонов началось обсуждение самого факта выпуска бумажных денег махновцами. В журнале «Кавказский коллекционер» в 1922 г. прямо ставился вопрос: «Существовали ли боны Н. Махно?» [6].Но бумажных денег с Вольной Территории не было обнаружено, хотя сведения, больше похожие на слухи, об эмиссии имелись. Не ясно даже то, действительно ли деньги созданы на печатных станках самих махновцев, или
были только проставлены надпечатки на старых бумажных деньгах, которые использовались на территории Украины во время Гражданской войны. Таким образом, этот аспект существования Вольной Территории так и остался неисследованным.
Таким образом, Вольная Территория представляла собой квазигосударственное образование, где многие важные признаки государства отсутствовали или же были изменены до неузнаваемости вихрем повстанчества, большую роль играли воинские подразделения, а также авторитет самого батьки Махно. Все это свидетельствует о том, что махновцы откатились к архаике военной демократии, которая вряд ли была жизнеспособна.
Литература и источники
1. Белаш, В. Ф.Махновщина: Отрывок из воспоминаний В. Белаша // Лггописреволюцп. - Харьков. - 1928. - № 3. - С. 191-234.
2.Комин, В. В. Нестор Махно. Мифы и реальность. -URL: https://litlife.club/books/158739/read?page=1 (дата обращения: 25.04.2019).
3. Махно, Нестор // Советская историческая энциклопедия. Том 9. -URL: https://runivers.ru/lib/book3253/ (дата обращения: 25.04.2019)
4. Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. 1918-1921: документы и материалы / под ред. В. Данилова и Т. Шанина. М.: РОССПЭН, 2006. - 1000 с.
5. Суверенитет // Российский энциклопедический словарь. Том 2. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=924744 (дата обращения: 25.04.2019)
6. Тхоржевский, Р.И. Деньги Махно // Нумбон, 1996, № 6 (36). С. 1-8.
7. Шубин, А.В. Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917-1939 гг.- URL: http://www.makhno.ru/lit/book2.php (дата обращения: 25.04.2019)
8. Шубин, А.В. Махно и махновское движение. - URL: http://www.makhno.ru/lit/Subin2/03.php (дата обращения: 25.04.2019)