Научная статья на тему 'Политическое сознание женщин: предвестники кризисного состояния в позднесоветский период'

Политическое сознание женщин: предвестники кризисного состояния в позднесоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
181
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЖЕНЩИНЫ / ПОЛИТИКА / ПЕРЕСТРОЙКА / КРИЗИС ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / ПРИЗНАКИ КРИЗИСА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / PUBLIC CONSCIOUSNESS / POLITICAL CONSCIOUSNESS / WOMEN / POLITICS / PERESTROIKA / CRISIS OF SOCIAL CONSCIOUSNESS / SIGNS OF CRISIS OF SOCIAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кранзеева Елена Анатольевна

Статья посвящена анализу политического сознания женщин в период перестройки. Автор отмечает, что для этого периода времени был характерен кризис политического сознания, к признакам которого относит: усиление синкретичности сознания, изменение принципа взаимосвязи сознания с реальной жизнью, искажение социального и политического пространства и пр. Рассматривается политизация общественного сознания женщин через вовлечение в общественно-политические процессы. Приведены данные социологических исследований позднесоветского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women's political consciousness. Signs of crisis in the late Soviet period

The article is devoted to the analysis of political consciousness of women in the period of perestroika. The author notes that the periods characterized by the crisis of political consciousness signs of which include: the strengthening of syncretic character of the consciousness, a change in the principle of relationship of consciousness with the real life, social and political space distortion, etc. Politicization of women' social consciousness through involvement in political processes is described. The results of sociological studies of the late Soviet period are presented.

Текст научной работы на тему «Политическое сознание женщин: предвестники кризисного состояния в позднесоветский период»

Е.А. Кранзеева

Политическое сознание женщин: предвестники кризисного состояния в позднесоветский период

Статья посвящена анализу политического сознания женщин в период перестройки. Автор отмечает, что для этого периода времени был характерен кризис политического сознания, к признакам которого относит: усиление синкретичности сознания, изменение принципа взаимосвязи сознания с реальной жизнью, искажение социального и политического пространства и пр. Рассматривается политизация общественного сознания женщин через вовлечение в общественно-политические процессы. Приведены данные социологических исследований позднесоветского периода.

Ключевые слова: общественное сознание, политическое сознание, женщины, политика, перестройка, кризис общественного сознания, признаки кризиса общественного сознания.

Разнообразие политического сознания складывается в зависимости от прошлого опыта людей, воздействия условий сосуществования в данном обществе. Через опосредованные звенья на политическое сознание влияют геополитические изменения в мире. Нельзя отрицать воздействия социокультурных регуляторов.

Определяющим, формообразующим становится характер непосредственной политической деятельности, взаимодействия субъектов в сфере политики. В доперестроечный период политическое сознание не было ни фрагментарным, разорванным социокультурно, ни монолитным, как в привычном тоталитарном сознании добрежневских времен. Ж.Т. Тощенко отмечает, что «если политические притязания людей, классов, социальных групп, направляемых политическими партиями, учитывают объективный

© Кранзеева Е.А., 2017

ход исторического процесса, то политические отношения данной общественно-политической системы развиваются без социальных потрясений и катастроф»1.

Власть и властные отношения действительно становятся объектом размежевания социальных сил и мерой маргинализации сознания людей в прорывные моменты развития общества. Непосредственное обращение к общеевропейским ценностям М. Горбачева, ставшее идеологической приманкой в перестроечный период, набирало обороты в сознании общества в середине 1980-х гг. Оно было привлекательно: а) приобщением к цивилизации европейского типа; б) обещало европейскую открытость для российского общества; в) изменяло характер социальной мобильности для более или менее респектабельных слоев населения; г) «политический человек во всех его ипостасях»2 становился менее завистливым и агрессивным по отношению к благополучным потребительским стандартам жизни; д) способствовало самоочищению общества.

Перестройка вдохновила и вовлекла в практическую политику такие огромные массы людей, что был получен обратный эффект: вместо солидарной преобразующей активности создалась почва для будущего кризиса 1990-х гг. Разрушение нормативно-ценностных устоев общества привело к разрыву социальных связей и отношений, слишком резко изменило сознание общества. На первый план выдвинулись аномические состояния людей и проблема выживания. Кризис в сознании проявлялся: в резком изменении идейных мировоззренческих позиций; в противоречивых объяснениях социальной и политической реальности; в утрате привычных форм и способов решения социально-значимых проблем; в поведенческой амбивалентности; в изменении характера и направленности политического участия; в отходе от принципов терпимости (толерантности) во взаимодействии3.

К числу признаков кризисного политического сознания, сформировавшегося на почве перестройки 1980-х гг., когда внешние вмешательства и внутренняя политическая активность сторонников радикальных изменений подтачивали советский монолит общества, мы относим следующие.

1. Усиление синкретичности сознания. В кризисном сознании появляются фрагментарные, разорванные формы оценки социальной и политической реальности, где сосуществуют суеверия и заблуждения, господствуют предубеждения и политическая стигматизация, ценностные смысловые факторы доминируют над когнитивными, вытесняют научно обоснованные цели и формы интерпретации политической жизни.

2. Изменение принципов взаимосвязи сознания с реальной жизнью. Политический реализм становится наивным реализмом, для утверждения которого достаточно здравого смысла и опыта, элементарного политического участия, практическое отношение к политике оказывается доминирующим.

3. Практика перестает быть надежным верификатором истины. Обыденное сознание сужает пространство научности, в котором торжествует истина, новизна, корректное отношение к чужим наработкам; ложное сознание, заблуждения не требуют проверки практикой.

4. Искажение политического и социального пространства. Политическое сообщество становится резидентным, размещенным на общей территории в соответствии с установленным ранее порядком, но в силу нарушения порядка субъекту трудно сориентироваться в реальном местонахождении дифференцированного сообщества и в исполнении ролей в соответствии со статусно-иерархическими различиями в этом сообществе.

5. Искажение политических коммуникаций. Субъект взаимодействия не теряет способность представить в сознании величину, масштабы политических коммуникаций, но под воздействием «расколотой» культуры общества он не может точно определить возможные реакции на свои действия и предугадать ходы противников, значимых других из привычного окружения. Происходит сращение политической жизни, политической коммуникации и интерпретации.

6. Последствия для наблюдателя (исследователей). Созерцание реальной политической жизни подчиняется отграничениям, устанавливаемым в зависимости от местопребывания наблюдателя (социолога, исследователя) в пространстве: в расчет берутся те значения, которые придают пространству взаимодействующие субъекты, имеющие позиционные различия в пространственных локализациях4.

Что касается политического сознания женщин, то их активный самостоятельный выход на политическую арену в конце 1980 - начале 1990-х гг. не был внезапным, неожиданным. С одной стороны, он был продиктован необходимостью избежать крутых поворотов экономических и политических реформ, консервацией традиционных норм и ценностей, стремлением встроить в реальную практику социально окрашенные интересы слабо защищенных групп населения. С другой - женщинам необходимо было определять долю своего личного участия в реализации установок, позиционных интересов во взаимодействиях с организационными структурами

власти и другими участниками публичной политики. Адаптация сознания женщин к политическим реалиям, расстановке сил в сфере политического проявлялась в заинтересованности в политике, восприимчивости к идеям, настроениям, новым взглядам на привычный политический уклад жизни и т. д.

Позднесоветский период характеризуется как годы консервации политического управления. Косность командно-административной системы поддерживалась идейно-теоретической подпиткой абсолютизации социалистических форм организации общества. Разработчики и носители официальной идеологии содействовали ее распространению, занимая высокие позиции в государственном управлении разных уровней. Общественно-политические идеи и реальная социальная практика, призванная их подпитывать, существовали в отрыве друг от друга. Политическая система была оформлена Конституцией СССР 1977 г. В статье 6 закреплялась руководящая роль КПСС в обществе, что означало ее фактическую монополию на власть. Партия становилась идентичной государственной власти. Объявлялось о непрерывном возрастании руководящей роли партии как закономерности развития советской системы. Конституция провозгласила принципы «подлинно социалистической демократии», основанные на активном участии в управлении широких масс трудящихся, в том числе женщин.

Ряд исследователей придерживаются мнения о том, что существовавшая с 1919 г. квотная система, т. е. негласная партийная разнарядка для женского представительства во власти, давала возможность женщинам активно участвовать в советской государственной политике. Так, численность женщин - депутатов Верховного Совета СССР в 1984 г. составляла 33%, Верховных Советов союзных республик - 36%, автономных - 40%, представительство женщин в краевых, областных, окружных, городских, поселковых, сельских Советах народных депутатов - 50%5. Однако анализ фактического участия женщин в деятельности Верховного Совета СССР показывает, что «бюрократические разнарядки относительно выдвижения женщин служили лишь ширмой для решения других вопросов - обеспечения рабоче-крестьянского характера высшего органа власти и сменяемости депутатов»6.

Политизация общественного сознания проявлялась в вовлечении в общественные процессы, в зависимости личной судьбы от происходящего в стране и мире. Особенно остро это ощущалось женщинами, сознание которых политизировалось в первую

очередь за счет изменения настроений, мнений, приоритетов. По данным исследования «Образ жизни советских людей»7 (1981 г., п = 10150), 58,3% женщин считали важным и очень важным (19,4%) для достижения успеха, благополучия в жизни активное участие в общественной жизни. Преобладающими формами участия женщин в общественной жизни являлись: участие в субботниках, воскресниках («практически всегда» - 56,9%, «довольно часто» - 12,6%), посещение собраний и митингов по месту учебы, работы (43,6% и 16,8%). Заметим, что 49,1% женщин и 32,9% мужчин ответили, что никогда не выступают на митингах и собраниях.

Женщины признавали значимость общественной активности, но лично для себя не видели эту значимость стимулирующим средством вовлеченности в непосредственную общественную жизнь. Анализ их участия в общественной работе (табл. 1) показывает, что при всем многообразии имевшихся видов общественной работы фактическая вовлеченность была низкая. Для женщин преобладающими были выборная работа в партийной, профсоюзной, комсомольской организациях (17,5%) и отдельные временные поручения (34,6%).

Нужно отметить, что в отдельных республиках, областях, городах, на селе действовали женсоветы. Их формирование не было обязательным, они создавались там, где женщины были наиболее активны (особенно активны были женсоветы, объединяющие жен военнослужащих). Именно обновленные в годы перестройки женсоветы станут формой политической мобилизации женщин8. Женщины на вопрос об участии в подготовке и обсуждении решений отметили наименьшую степень участия в административных решениях. Сам стиль управления был дисциплинарным при администрировании в хозяйственных структурах или в органах власти. Женщины реже, чем мужчины, участвовали в обсуждении или подготовке решений. Для них эта возможность чаще реали-зовывалась в работе партийных, профсоюзных, комсомольских организаций (рис. 1).

Таблица 1

Распределение ответов женщин на вопрос «Какой общественной работой Вы занимались ранее и какую ведете в настоящее время?» (в % от опрошенных)

Виды общественной работы Варианты ответов

Никогда не занимались (не избирались) Раньше занимались, сейчас нет Занимаются только в настоящее время Занимались раньше и занимаются сейчас Нет ответа

Выборная работа в партийной, профсоюзной, комсомольской организациях 49,3 31,1 3,7 13,8 2,1

Работа в комиссии при партийном, профсоюзном или комсомольском органе 63,6 21,6 3,9 9,1 1,8

Работа в качестве депутата Совета народных депутатов 89,2 6,5 1,0 2,3 1,6

Работа лектором, пропагандистом, политинформатором, агитатором 71,8 15,5 2,8 8,6 1,3

Работа в многотиражной, стенной печати 78,9 12,8 1,5 4,7 2,1

Работа в совете бригады, участка и пр. 81,0 8,0 3,1 4,4 3,5

Работа в совете новаторов, НТО, бюро экономического анализа и т. п. 88,8 3,4 1,5 3,1 3,2

Работа в товарищеском суде, ДНД 80,9 10,4 2,5 4,2 2,1

Работа в народном контроле 82,2 9,9 3,1 3,2 1,7

Другая постоянная общественная работа 71,2 11,5 4,1 8,0 5,3

Отдельные временные поручения 40,0 23,7 7,3 27,3 1,7

Источник: Социологическое исследование «Образ жизни советских людей», 1981 г., п = 5693 женщины.

Решения других организаций

Распоряжения администраций предприятии, учреждений, колхозов, совхозов Решения других общественных организаций (народного контроля, домового комитета и пр.)

Решения партийных, профсоюзных, комсомольских организаций

Решения местных Советов народных депутатов

Проекты законов страны или республики, выносимые на всеобщее обсуждение

0 10 20 30 40 50 60

да, женщины (%) ■ да, мужчины (%)

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Участвовали ли Вы за последние 2-3 года в обсуждении или подготовке (в письменной или устной форме на собраниях, заседаниях и т. п.) решений» (п = 10150 чел.) Источник: Социологическое исследование «Образ жизни советских людей», 1981 г.

Ограниченные притязания женщин на активное участие в публичной деятельности (выступления на собраниях, активная общественная работа и пр.) представляли собой рудимент исторического доминирования мужчин в политике, с одной стороны, а с другой - были вызваны бытовой и профессиональной нагрузкой женщин. Наличие коммуникационных каналов освещения политических событий и фактов жизни, политических процессов создавали условия, стимулирующие информированность женщин о состоянии сферы политики, характере социальных взаимодействий в пространстве политики. Такое поступательное наращивание в сознании женщин интереса к политике является переходом к осознанию необходимости участия и соучастия в политической деятельности.

Предперестроечное политическое участие женщин предваряет появление маргинального и протестного сознания. Это сознание обобщенно можно назвать предкризисным, когда наращиваются будущие признаки кризисного сознания. Следом за политической

практикой и под очевидным воздействием экономического фактора изменилась социальная практика. В итоге сознание частично деградировало, частично трансформировалось, но социокультурные регуляторы удержали в глубинном слое это сознание как соборное, настроенное на цивилизационную миссию. Однако в последующие «лихие 90-е годы» социальная практика была подвергнута еще более серьезному испытанию, так что в политическом сознании появились фрагментарность, мифологичность, парадоксальность и пр.

Примечания

Тощенко Ж.Т. Основы политической социологии. М.; Н. Новгород, 1998. Тощенко Ж.Т. Социология власти: генезис идей // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 12-23.

Бойков В.Э. и др. Общественное сознание и перестройка. М.: Политиздат, 1990; Социология перестройки / Отв. ред. В.А. Ядов. М.: Наука, 1990. Политическое сознание и поведение: эволюционизм и мобилизация / Отв. ред. Л.Л. Шпак. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. Сборник статистических материалов (в помощь агитатору и пропагандисту). 1985. М.: Финансы и статистика, 1986.

Новикова Э.С. Женщины в политической жизни России // Преображение (Русский феминистский журнал). 1994. № 2. С. 13-18.

Социологическое исследование «Образ жизни советских людей» (рук. Левыкин И.Т., Дридзе Т.М. и др.), проводилось Институтом социологических исследований Академии наук СССР в 1981 г. (n = 10150) [Электронный ресурс] // Банк социологических данных Института социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/Databank.html (дата обращения: 01.12.2015). Организационный механизм гендерной политической мобилизации через институты власти // Социальная и политическая мобилизация: микросоциологический анализ / Отв. ред. проф. Л.Л. Шпак. Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного университета, 2015. С. 304-324.

3

4

5

6

7

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.