Е.А. Кранзеева
Политическое сознание женщин: предвестники кризисного состояния в позднесоветский период
Статья посвящена анализу политического сознания женщин в период перестройки. Автор отмечает, что для этого периода времени был характерен кризис политического сознания, к признакам которого относит: усиление синкретичности сознания, изменение принципа взаимосвязи сознания с реальной жизнью, искажение социального и политического пространства и пр. Рассматривается политизация общественного сознания женщин через вовлечение в общественно-политические процессы. Приведены данные социологических исследований позднесоветского периода.
Ключевые слова: общественное сознание, политическое сознание, женщины, политика, перестройка, кризис общественного сознания, признаки кризиса общественного сознания.
Разнообразие политического сознания складывается в зависимости от прошлого опыта людей, воздействия условий сосуществования в данном обществе. Через опосредованные звенья на политическое сознание влияют геополитические изменения в мире. Нельзя отрицать воздействия социокультурных регуляторов.
Определяющим, формообразующим становится характер непосредственной политической деятельности, взаимодействия субъектов в сфере политики. В доперестроечный период политическое сознание не было ни фрагментарным, разорванным социокультурно, ни монолитным, как в привычном тоталитарном сознании добрежневских времен. Ж.Т. Тощенко отмечает, что «если политические притязания людей, классов, социальных групп, направляемых политическими партиями, учитывают объективный
© Кранзеева Е.А., 2017
ход исторического процесса, то политические отношения данной общественно-политической системы развиваются без социальных потрясений и катастроф»1.
Власть и властные отношения действительно становятся объектом размежевания социальных сил и мерой маргинализации сознания людей в прорывные моменты развития общества. Непосредственное обращение к общеевропейским ценностям М. Горбачева, ставшее идеологической приманкой в перестроечный период, набирало обороты в сознании общества в середине 1980-х гг. Оно было привлекательно: а) приобщением к цивилизации европейского типа; б) обещало европейскую открытость для российского общества; в) изменяло характер социальной мобильности для более или менее респектабельных слоев населения; г) «политический человек во всех его ипостасях»2 становился менее завистливым и агрессивным по отношению к благополучным потребительским стандартам жизни; д) способствовало самоочищению общества.
Перестройка вдохновила и вовлекла в практическую политику такие огромные массы людей, что был получен обратный эффект: вместо солидарной преобразующей активности создалась почва для будущего кризиса 1990-х гг. Разрушение нормативно-ценностных устоев общества привело к разрыву социальных связей и отношений, слишком резко изменило сознание общества. На первый план выдвинулись аномические состояния людей и проблема выживания. Кризис в сознании проявлялся: в резком изменении идейных мировоззренческих позиций; в противоречивых объяснениях социальной и политической реальности; в утрате привычных форм и способов решения социально-значимых проблем; в поведенческой амбивалентности; в изменении характера и направленности политического участия; в отходе от принципов терпимости (толерантности) во взаимодействии3.
К числу признаков кризисного политического сознания, сформировавшегося на почве перестройки 1980-х гг., когда внешние вмешательства и внутренняя политическая активность сторонников радикальных изменений подтачивали советский монолит общества, мы относим следующие.
1. Усиление синкретичности сознания. В кризисном сознании появляются фрагментарные, разорванные формы оценки социальной и политической реальности, где сосуществуют суеверия и заблуждения, господствуют предубеждения и политическая стигматизация, ценностные смысловые факторы доминируют над когнитивными, вытесняют научно обоснованные цели и формы интерпретации политической жизни.
2. Изменение принципов взаимосвязи сознания с реальной жизнью. Политический реализм становится наивным реализмом, для утверждения которого достаточно здравого смысла и опыта, элементарного политического участия, практическое отношение к политике оказывается доминирующим.
3. Практика перестает быть надежным верификатором истины. Обыденное сознание сужает пространство научности, в котором торжествует истина, новизна, корректное отношение к чужим наработкам; ложное сознание, заблуждения не требуют проверки практикой.
4. Искажение политического и социального пространства. Политическое сообщество становится резидентным, размещенным на общей территории в соответствии с установленным ранее порядком, но в силу нарушения порядка субъекту трудно сориентироваться в реальном местонахождении дифференцированного сообщества и в исполнении ролей в соответствии со статусно-иерархическими различиями в этом сообществе.
5. Искажение политических коммуникаций. Субъект взаимодействия не теряет способность представить в сознании величину, масштабы политических коммуникаций, но под воздействием «расколотой» культуры общества он не может точно определить возможные реакции на свои действия и предугадать ходы противников, значимых других из привычного окружения. Происходит сращение политической жизни, политической коммуникации и интерпретации.
6. Последствия для наблюдателя (исследователей). Созерцание реальной политической жизни подчиняется отграничениям, устанавливаемым в зависимости от местопребывания наблюдателя (социолога, исследователя) в пространстве: в расчет берутся те значения, которые придают пространству взаимодействующие субъекты, имеющие позиционные различия в пространственных локализациях4.
Что касается политического сознания женщин, то их активный самостоятельный выход на политическую арену в конце 1980 - начале 1990-х гг. не был внезапным, неожиданным. С одной стороны, он был продиктован необходимостью избежать крутых поворотов экономических и политических реформ, консервацией традиционных норм и ценностей, стремлением встроить в реальную практику социально окрашенные интересы слабо защищенных групп населения. С другой - женщинам необходимо было определять долю своего личного участия в реализации установок, позиционных интересов во взаимодействиях с организационными структурами
власти и другими участниками публичной политики. Адаптация сознания женщин к политическим реалиям, расстановке сил в сфере политического проявлялась в заинтересованности в политике, восприимчивости к идеям, настроениям, новым взглядам на привычный политический уклад жизни и т. д.
Позднесоветский период характеризуется как годы консервации политического управления. Косность командно-административной системы поддерживалась идейно-теоретической подпиткой абсолютизации социалистических форм организации общества. Разработчики и носители официальной идеологии содействовали ее распространению, занимая высокие позиции в государственном управлении разных уровней. Общественно-политические идеи и реальная социальная практика, призванная их подпитывать, существовали в отрыве друг от друга. Политическая система была оформлена Конституцией СССР 1977 г. В статье 6 закреплялась руководящая роль КПСС в обществе, что означало ее фактическую монополию на власть. Партия становилась идентичной государственной власти. Объявлялось о непрерывном возрастании руководящей роли партии как закономерности развития советской системы. Конституция провозгласила принципы «подлинно социалистической демократии», основанные на активном участии в управлении широких масс трудящихся, в том числе женщин.
Ряд исследователей придерживаются мнения о том, что существовавшая с 1919 г. квотная система, т. е. негласная партийная разнарядка для женского представительства во власти, давала возможность женщинам активно участвовать в советской государственной политике. Так, численность женщин - депутатов Верховного Совета СССР в 1984 г. составляла 33%, Верховных Советов союзных республик - 36%, автономных - 40%, представительство женщин в краевых, областных, окружных, городских, поселковых, сельских Советах народных депутатов - 50%5. Однако анализ фактического участия женщин в деятельности Верховного Совета СССР показывает, что «бюрократические разнарядки относительно выдвижения женщин служили лишь ширмой для решения других вопросов - обеспечения рабоче-крестьянского характера высшего органа власти и сменяемости депутатов»6.
Политизация общественного сознания проявлялась в вовлечении в общественные процессы, в зависимости личной судьбы от происходящего в стране и мире. Особенно остро это ощущалось женщинами, сознание которых политизировалось в первую
очередь за счет изменения настроений, мнений, приоритетов. По данным исследования «Образ жизни советских людей»7 (1981 г., п = 10150), 58,3% женщин считали важным и очень важным (19,4%) для достижения успеха, благополучия в жизни активное участие в общественной жизни. Преобладающими формами участия женщин в общественной жизни являлись: участие в субботниках, воскресниках («практически всегда» - 56,9%, «довольно часто» - 12,6%), посещение собраний и митингов по месту учебы, работы (43,6% и 16,8%). Заметим, что 49,1% женщин и 32,9% мужчин ответили, что никогда не выступают на митингах и собраниях.
Женщины признавали значимость общественной активности, но лично для себя не видели эту значимость стимулирующим средством вовлеченности в непосредственную общественную жизнь. Анализ их участия в общественной работе (табл. 1) показывает, что при всем многообразии имевшихся видов общественной работы фактическая вовлеченность была низкая. Для женщин преобладающими были выборная работа в партийной, профсоюзной, комсомольской организациях (17,5%) и отдельные временные поручения (34,6%).
Нужно отметить, что в отдельных республиках, областях, городах, на селе действовали женсоветы. Их формирование не было обязательным, они создавались там, где женщины были наиболее активны (особенно активны были женсоветы, объединяющие жен военнослужащих). Именно обновленные в годы перестройки женсоветы станут формой политической мобилизации женщин8. Женщины на вопрос об участии в подготовке и обсуждении решений отметили наименьшую степень участия в административных решениях. Сам стиль управления был дисциплинарным при администрировании в хозяйственных структурах или в органах власти. Женщины реже, чем мужчины, участвовали в обсуждении или подготовке решений. Для них эта возможность чаще реали-зовывалась в работе партийных, профсоюзных, комсомольских организаций (рис. 1).
Таблица 1
Распределение ответов женщин на вопрос «Какой общественной работой Вы занимались ранее и какую ведете в настоящее время?» (в % от опрошенных)
Виды общественной работы Варианты ответов
Никогда не занимались (не избирались) Раньше занимались, сейчас нет Занимаются только в настоящее время Занимались раньше и занимаются сейчас Нет ответа
Выборная работа в партийной, профсоюзной, комсомольской организациях 49,3 31,1 3,7 13,8 2,1
Работа в комиссии при партийном, профсоюзном или комсомольском органе 63,6 21,6 3,9 9,1 1,8
Работа в качестве депутата Совета народных депутатов 89,2 6,5 1,0 2,3 1,6
Работа лектором, пропагандистом, политинформатором, агитатором 71,8 15,5 2,8 8,6 1,3
Работа в многотиражной, стенной печати 78,9 12,8 1,5 4,7 2,1
Работа в совете бригады, участка и пр. 81,0 8,0 3,1 4,4 3,5
Работа в совете новаторов, НТО, бюро экономического анализа и т. п. 88,8 3,4 1,5 3,1 3,2
Работа в товарищеском суде, ДНД 80,9 10,4 2,5 4,2 2,1
Работа в народном контроле 82,2 9,9 3,1 3,2 1,7
Другая постоянная общественная работа 71,2 11,5 4,1 8,0 5,3
Отдельные временные поручения 40,0 23,7 7,3 27,3 1,7
Источник: Социологическое исследование «Образ жизни советских людей», 1981 г., п = 5693 женщины.
Решения других организаций
Распоряжения администраций предприятии, учреждений, колхозов, совхозов Решения других общественных организаций (народного контроля, домового комитета и пр.)
Решения партийных, профсоюзных, комсомольских организаций
Решения местных Советов народных депутатов
Проекты законов страны или республики, выносимые на всеобщее обсуждение
0 10 20 30 40 50 60
да, женщины (%) ■ да, мужчины (%)
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Участвовали ли Вы за последние 2-3 года в обсуждении или подготовке (в письменной или устной форме на собраниях, заседаниях и т. п.) решений» (п = 10150 чел.) Источник: Социологическое исследование «Образ жизни советских людей», 1981 г.
Ограниченные притязания женщин на активное участие в публичной деятельности (выступления на собраниях, активная общественная работа и пр.) представляли собой рудимент исторического доминирования мужчин в политике, с одной стороны, а с другой - были вызваны бытовой и профессиональной нагрузкой женщин. Наличие коммуникационных каналов освещения политических событий и фактов жизни, политических процессов создавали условия, стимулирующие информированность женщин о состоянии сферы политики, характере социальных взаимодействий в пространстве политики. Такое поступательное наращивание в сознании женщин интереса к политике является переходом к осознанию необходимости участия и соучастия в политической деятельности.
Предперестроечное политическое участие женщин предваряет появление маргинального и протестного сознания. Это сознание обобщенно можно назвать предкризисным, когда наращиваются будущие признаки кризисного сознания. Следом за политической
практикой и под очевидным воздействием экономического фактора изменилась социальная практика. В итоге сознание частично деградировало, частично трансформировалось, но социокультурные регуляторы удержали в глубинном слое это сознание как соборное, настроенное на цивилизационную миссию. Однако в последующие «лихие 90-е годы» социальная практика была подвергнута еще более серьезному испытанию, так что в политическом сознании появились фрагментарность, мифологичность, парадоксальность и пр.
Примечания
Тощенко Ж.Т. Основы политической социологии. М.; Н. Новгород, 1998. Тощенко Ж.Т. Социология власти: генезис идей // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 12-23.
Бойков В.Э. и др. Общественное сознание и перестройка. М.: Политиздат, 1990; Социология перестройки / Отв. ред. В.А. Ядов. М.: Наука, 1990. Политическое сознание и поведение: эволюционизм и мобилизация / Отв. ред. Л.Л. Шпак. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. Сборник статистических материалов (в помощь агитатору и пропагандисту). 1985. М.: Финансы и статистика, 1986.
Новикова Э.С. Женщины в политической жизни России // Преображение (Русский феминистский журнал). 1994. № 2. С. 13-18.
Социологическое исследование «Образ жизни советских людей» (рук. Левыкин И.Т., Дридзе Т.М. и др.), проводилось Институтом социологических исследований Академии наук СССР в 1981 г. (n = 10150) [Электронный ресурс] // Банк социологических данных Института социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/Databank.html (дата обращения: 01.12.2015). Организационный механизм гендерной политической мобилизации через институты власти // Социальная и политическая мобилизация: микросоциологический анализ / Отв. ред. проф. Л.Л. Шпак. Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного университета, 2015. С. 304-324.
3
4
5
6
7
8