Научная статья на тему 'Политическое сотрудничество России и Вьетнама'

Политическое сотрудничество России и Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1119
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / РОССИЯ / ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / VIETNAM / RUSSIA / COMPREHENSIVE STRATEGIC PARTNERSHIP / INTERNATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Локшин Григорий Михайлович

В статье рассматриваются вопросы стратегического партнерства России и Вьетнама. Автор подчеркивает, что сегодня российско-вьетнамские отношения являются важным фактором обеспечения мира и безопасности, как в Юго-Восточной Азии, так и в целом в АТР. Их международная значимость особенно возросла после подписания в 2001 г. Декларации о стратегическом партнёрстве между РФ и СРВ. В июле 2012 г. стороны приняли решение повысить статус этих отношений до уровня «всеобъемлющего стратегического партнерства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political cooperation of Russia and Vietnam

The author examines the problems of Russia Vietnam strategic partnership, stressing that today the Russian-Vietnamese relations are a significant factor of peace and stability in the South-East Asia as well as in the Asia -Pacific. Its international importance has grown especially after the Declaration on strategic partnership between the Russian Federation and the Socialist Republic of Vietnam was signed in 2001. In June 2012 the parties decided to upgrade the status of the relations to a “comprehensive strategic partnership”.

Текст научной работы на тему «Политическое сотрудничество России и Вьетнама»

© Локшин Г.М.

ИДВ РАН

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ и ВЬЕТНАМА*

Российскую Федерацию и Социалистическую Республику Вьетнам с 2001 г. связывают отношения стратегического партнерства, которые с 2012 г. были подняты до уровня «всеобъемлющего стратегического партнерства». После распада СССР отношения с СРВ были не только полностью деидеологизиро-ваны, но практически резко сокращены, что привело к утрате почти всех позиций в этой стране. Отношения начали быстро восстанавливаться лишь после первого визита президента РФ В.В. Путина во Вьетнам в 2001 г.. Сегодня Вьетнам - это одна из немногих стран мира, взаимодействие с которыми проходит без каких-либо серьезных проблем, хотя, конечно, далеко не все ещё возможности используются на полную силу. Однако на современном этапе эти отношения являются важным фактором обеспечения мира и безопасности, как в Юго-Восточной Азии, так и в целом в АТР.

Что означает на практике термин «стратегическое партнерство»? Общего определения пока не существует. Это - появившаяся относительно недавно формула построения межгосударственных отношений в XXI веке, которая пришла на смену утратившим прежнее значение принципам мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Но она их не отменила, а развила и адаптировала к новым условиям после окончания «холодной войны». Напомню, что они означали ненападение, невмешательство во внутренние дела, добрососедство, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Из них в отношениях России с СРВ после распада СССР важно подчеркнуть полное и последовательное невмешатель-

* Доклад, представленный на Научно-практическом семинаре Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН «Перспективы развития российско-вьетнамских отношений на новом этапе», 21 ноября 2014 г.

ство во внутренние дела друг друга. Россию связывают отношения стратегического партнерства, как с Китаем, так и с Вьетнамом.

Определяя понятие «стратегическое партнерство, можно, прежде всего, подчеркнуть, чем оно не является. Это - не военный союз. Стратегическое партнерство, в нашем представлении, в корне отличается от военно-блокового сотрудничества, состоящего в признании общего вероятного противника и планировании совместной военной деятельности против него. Оно не несет угрозы другим странам и направлено на укрепление мира и поиск альтернатив любым военно-силовым методам решения проблем отношений между государствами. Оно основано на абсолютном приоритете политических и иных мирных средств в урегулировании возникающих проблем и конфликтных ситуаций.

Стратегическое партнерство - это такая форма организации совместной деятельности государств в основных сферах, которая рассчитана на долгосрочную перспективу и, следовательно, на взаимном доверии. Оно основано на договорном признании интересов друг друга, уважении и соблюдении этих интересов и направлено на достижение общих или сходных жизненно важных целей.

Стратегическое партнерство предполагает взаимный, позитивный, предупредительный подход к решению двусторонних, субрегиональных, региональных и глобальных проблем, основанный на международном праве и соблюдении законных интересов государств и народов. Это, естественно, требует постоянного диалога, периодической координации, взаимодействия, сотрудничества при проведении внешней политики, политики безопасности с целью ненанесения ущерба друг другу и остальным партнерам.. Для этого между РФ и СРВ за прошедшие годы выстроена разветвленная система активных политических контактов и диалога, как на высшем, так и на всех других уровнях, что создало прочную базу политического сотрудничества. Президент РФ уже трижды побывал с визитами в СРВ. Аналогично все руководители СРВ поочередно побывали с ответными визитами в РФ. Установлен постоянно действующий диалог между министерствами иностранных

дел, обороны, экономического развития, образования и науки, а также между другими ведомствами и крупнейшими корпорациями обеих стран. Большое значение обе стороны придают сотрудничеству по линии народной дипломатии. Каждый визит на высшем и высоком уровне - это важный шаг в развитии двустороннего сотрудничества. Он тщательно готовится и сопровождается подписанием важных соглашений и договоренностей. Не является исключением и предстоящий визит Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга в Россию в качестве лидера правящей и единственной в стране партии, а потому де факто её главного руководителя.

Контакты Москвы и Ханоя в последние годы были настолько интенсивными, что даже дали повод западным экспертам говорить, будто Россия и Вьетнам объединяют усилия в пику наращивающему мощь Китаю. Но это уже из «теории заговоров».

Хотя установление отношений стратегического партнерства в основном нацелено на эффективное развитие долгосрочных двусторонних отношений, вместе с тем обе стороны придают большое значение всестороннему политическому сотрудничеству по самым актуальным вопросам мирового развития и по региональным проблемам безопасности в ЮВА и АТР. Позиции России и Вьетнама по большинству международных проблем либо совпадают, либо близки.

Стороны выступают за формирование нового, более справедливого и демократического мироустройства и в то же время отмечают возрастание вызовов и угроз в мировой политике и экономике. Глобальный кризис 2008-2012 гг. продемонстрировал неэффективность международной финансово-экономической архитектуры, которая не отражает реалии многополярного мира. Справиться с новыми вызовами можно только сообща, объединяя ресурсы и усилия, учитывая законные интересы всех членов международного сообщества. Эту принципиальную позицию разделяют обе стороны. Путь к достижению цели лежит через построение такой модели нового мироустройства, в основе которой были бы многосторонние начала, верховенство международного права, принципы Устава ООН, включающие взаимное уважение суверенитета, террито-

риальной целостности государств и невмешательство в их внутренние дела. Это не совсем совпадает с принятой российской концепцией многополюсного или полицентричного мира, но, по сути, очень близка к ней.

Руководители двух государств неизменно акцентируют внимание на том, что линия на внешнее силовое вмешательство во внутренние конфликты суверенных государств, на применение односторонних санкций без согласия Совета Безопасности ООН и без надлежащего учета внутриполитических, этнических, конфессиональных, культурных и иных особенностей чревата подрывом стабильности и ростом напряженности в международных делах, что подтвердили события в Ираке, Ливии, Сирии и другие.

Россия и Вьетнам считают международную безопасность неделимой и всеобъемлющей. Это неоднократно отмечалось в совместных декларациях руководителей двух стран. Они постоянно утверждают, что безопасность одних государств нельзя обеспечивать за счет безопасности других, в том числе путем расширения военно-политических альянсов и создания глобальных и региональных систем противоракетной обороны. Так сказано в их совместном Заявлении от 28 июля 2012 г., и это является однозначным обращением, как к Китаю, так и к США.

Стороны активно взаимодействуют в ООН и других международных организациях. Россия особенно высоко оценивает активную роль Вьетнама в АСЕАН, его поддержку сотрудничества России с другими странами АСЕАН, в принятии России в Восточноазиатский саммит и его роль моста и примера эффективного сотрудничества с Россией для всех государств региона. Они также тесно взаимодействуют в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) и Совещаний министров обороны стран АСЕАН с партнерами по диалогу (СМОА+).

В канун 70-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов важно отметить, что Россия и Вьетнам решительно отвергают всякие попытки пересмотреть историю Второй мировой войны, поставить под сомнение решающую роль советского народа в победе над фашизмом и милитаризмом.

Стороны уже давно вышли на согласованные подходы к вопросам совершенствования архитектуры безопасности и сотрудничества в ЮВА и АТР. На втором саммите Россия -АСЕАН в Ханое в октябре 2010 г. стороны договорились о том, что она должна основываться на принципах коллективности, многосторонности и равенства, на общепринятых нормах международного права, включая особенно важную для Вьетнама Конвенцию ООН 1982 г. по морскому праву. Декларированные в последние годы договоренности руководителей обоих государств показали последовательность и неизменность курса России в Восточной Азии и во всем АТР. Она не ставит перед собой задачу защиты своих морских коммуникаций в регионе, хотя Тихоокеанский флот России всё чаще показывает свой флаг в Тихом и Индийском океанах. Она не вынашивает планов создания своих военных баз в ЮВА (включая и хорошо известную базу в Камрани) и не намерена с кем-либо соперничать за влияние. Все её усилия направлены на укрепление сотрудничества не только с Вьетнамом, но и со всеми странами Восточной Азии, которое ни против кого не направлено. Но и своими важными интересами в регионе, она пренебрегать не намерена, особенно в новой для неё международной обстановке

Российско-вьетнамское всеобъемлющее стратегическое партнерство во всех его формах и проявлениях основано на проверенном временем доверии сторон друг к другу, на совпадении ряда важных национальных интересов. Оно является важным фактором сохранения региональной стабильности, мира и безопасности. Россия стала самым крупным поставщиком оружия для этой страны, а Вьетнам одним из главных его покупателей. Лидеры обоих государств неоднократно подчеркивали, что военно-техническое сотрудничество и партнерство двух стран в сфере обороны и безопасности постоянно развиваются в соответствии с основными принципами международного права, обеспечивая укрепление обороноспособности Вьетнама и совместное противостояние новым вызовам, миру и стабильности в АТР. Они не направлены против какой-либо третьей стороны

В последние годы политика России в ВА и ЮВА не привлекает к себе большого внимания. Но она демонстрирует тен-

денцию к полной независимости и тактической гибкости. С одной стороны, она поддерживает Китай в противостоянии давлению США, а с другой - работает на определенное сдерживание амбиций Китая в Азии. Роль «младшего брата» Китая в Азии для неё неприемлема. Она постоянно делает свои шахматные ходы в ЮВА, демонстрирующие её независимость и статус великой державы, хотя он сейчас и выглядит достаточно спорным.

В целях деэскалации напряженности она активно и на всех уровнях стимулирует все заинтересованные стороны проявлять ответственный подход, исходить из интересов поддержания стабильности в регионе, уважения и соблюдения норм международного права.

И на данном этапе именно Вьетнам готов в этом всячески Россию поддерживать в поисках опоры для балансирования экспансии Китая в ЮВА. Он в целом поддерживает усилия России, направленные на поиск дипломатического решения территориальных споров в регионе. И, действительно, его партнерство с США и Россией укрепляет его позиции в переговорах с Китаем.

Таким образом, несмотря на постоянно укрепляющуюся дружбу с Китаем Россия спокойно, без шума, но достаточно открыто демонстрирует нежелание жертвовать своими интересами в регионе и углубляет военно-политическое сотрудничество с Вьетнамом.

К сожалению, в последние месяцы в позитивный процесс наращивания российско-вьетнамского всеобъемлющего стратегического партнерства неожиданно вмешалось резкое обострение ситуации в регионе Южно-Китайского моря, вызванное односторонними действиями Китая по установлению нефтяной платформы в районе, который Ханой считает своей исключительной экономической зоной. 15 мая 2014 г. Россия призвала обе страны к сдержанности и скорейшему урегулированию проблемы путем переговоров. Эта позиция была довольно холодно встречена общественным мнением страны, хотя по факту Россия не осудила, но и не поддержала действия КНР, что уже не первый раз вызвало там большое недовольство.

Но на это были свои весомые причины, как, впрочем, и у Вьетнама в ООН по событиям в Крыму. Вьетнам явно опасается стать второй Украиной для Китая, и потому не голосовал в ООН против резолюции с осуждением России по Крыму. Это как раз и подтверждает в обоих случаях, что стратегическое партнерство - не военный союз, и не обязывает стороны во всем поддерживать друг друга. Но глубоко ошибочная и безграмотная статья, появившаяся 23 мая 2014 г. на ленте государственного агентства РИА «Новости» в разгар кризиса в ЮжноКитайском море и справедливо вызвавшая бурю возмущения в общественном мнении Вьетнама, подтверждает необходимость ответственного и взвешенного подхода к сложным проблемам этого региона.

Россия не является участником всё чаще разгорающихся споров в Южно-Китайском море и не будет в них втянута. Она исходит из того, что все вовлеченные государства должны строго следовать принципу неприменения силы или угрозы силой, продолжать настойчивый поиск путей политико-дипломатического урегулирования имеющихся проблем на основе норм международного права, зафиксированных, прежде всего, в Уставе ООН и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.. Консультации и переговоры по территориальным проблемам Южно-Китайского моря должны вести непосредственные участники споров в определенном ими самими оптимальном формате. Россия также поддерживает усилия Вьетнама и государств АСЕАН по выработке юридически обязывающего Кодекса поведения в Южно-Китайского моря на основе Декларации о поведении сторон 2002 г.

Политика РФ в отношении положения в этом регионе остается открытой и нацеленной на создание климата доверия и тесного взаимодействия со всеми странами, большими и малыми. У неё нет никаких идеологических или иных противоречий ни с Китаем, ни с традиционно дружественным Вьетнамом, ни с какими другими государствами АСЕАН. Её двусторонние отношения и участие в многосторонних структурах развиваются. Сегодня главное: установить приемлемые для всех правила игры, создать механизм многостороннего взаимодействия, основанный на существующих структурах и формах, которые все

могут быть включены в расширенную сеть партнерства. Наш министр иностранных дел В.С. Лавров называет это «сетевой дипломатией» (a network diplomacy). И мы бы хотели видеть АСЕАН в роли главного двигателя - «primos moto» этого процесса и рассматриваем эту организацию главным фактором региональной безопасности и сотрудничества. Лидеры Вьетнама и других стран АСЕАН всегда особо подчеркивают, что любые новые образования или механизмы сотрудничества в регионе могут быть только дополнением и строиться на основе уже существующих структур и по принципу «асеаноцентричности», то есть при сохранении ведущей роли АСЕАН и её известных принципов. И в этом они неизменно получают полную под-

w w "Г\ _____

держку российской стороны. В принципе эту позицию не раз высоко оценивали и одобряли руководители Вьетнама на всех уровнях. Есть все основания полагать, что она получит подтверждение и дальнейшее развитие в предстоящих переговорах с Генеральным секретарем ЦК КПВ Нгуен Фу Чонгом.

Таковы, как представляется, основные элементы политического сотрудничества России и Вьетнама, подкрепляемые растущим торгово-экономическим, научно-техническим и культурным сотрудничеством при традиционной поддержке широких кругов российской общественности. В современной обстановке от наших политиков, наблюдателей и аналитиков требуется большая ответственность, осторожность, сдержанность в оценках. Главное - не подбрасывать горючее в постоянно тлеющий и всегда готовый разгореться костер.

Мы вступили в достаточно продолжительный период новой «холодной войны», как бы она не отличалась от предшествовавшей. Следует в этой связи ожидать и активного вмешательства в зоны российских интересов, в том числе и во Вьетнаме. В сложившихся обстоятельствах в Восточной Азии, как США, так и Китай (каждый в своих интересах) будут подталкивать Вьетнам к сворачиванию военно-политического и экономического сотрудничества с Россией. Неотвратимо начинается и процесс активной милитаризации Японии.

В этих условиях требуется особо внимательный подход к выполнению всех взятых обязательств по контрактам и догово-

ренностям с СРВ, особенно в области обычной и атомной энергетики.

Важно усилить поддержку государством и стимулирование инициатив частных корпораций по расширению инвестиционного сотрудничества, формирование информированного и дружественного общественного мнения в стране по отношению к достижениям СРВ и развитию делового и культурного сотрудничества, поощрению туризма и сотрудничества общественных и научных организаций.

Необходимо скорейшее завершение переговоров о Зоне свободной торговли между Вьетнамом и государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Россия может внести более активный вклад в снижение напряженности и остроты противоречий в Южно-Китайском море, как возможный посредник, так и гарант будущих договоренностей.

Необходимо конкретизировать стратегические и тактические цели участия России в таких многосторонних форумах, как АРФ, Совещание министров стран АСЕАН плюс 8 (АДММ+8), Восточноазиатский форум и Расширенный морской форум АСЕАН+8

В последнее время вновь приобретает значение сотрудничество в борьбе с пиратством и обеспечении свободы судоходства в Южно-Китайском море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.