Научная статья на тему 'Политическое развитие в Челябинской области в 1991-1993 годах'

Политическое развитие в Челябинской области в 1991-1993 годах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
233
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОЕВЛАСТИЕ / АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ / THE ADMINISTRATION OF CHELYABINSK REGION / ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ / THE REGIONAL COUNCIL OF PEOPLE''S DEPUTIES / П. И. СУМИН / P. I. SUMIN / В. П. СОЛОВЬЕВ / DIARCHY / V. P. SOLOVIEV

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Князев Владимир Васильевич

На базе архивных материалов исследован процесс политической трансформации Челябинской области в 1991-1993 гг. Рассматривается процесс борьбы за власть администрации Челябинской области во главе с В. П. Соловьевым и Областным Советом народных депутатов Челябинской области под руководством П. И. Сумина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of political transformation of Chelyabinsk region in 1991-1993 is researched into on the basis of archival materials. It studies the process of struggle for power of Chelyabinsk region's Administration, headed by V. P. Soloviev, and the Regional Council of People's Deputies of Chelyabinsk region, led by P. I. Sumin.

Текст научной работы на тему «Политическое развитие в Челябинской области в 1991-1993 годах»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 25 (279). История. Вып. 52. С. 87-92.

В. В. Князев

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1991-1993 ГОДАХ

На базе архивных материалов исследован процесс политической трансформации Челябинской области в 1991-1993 гг. Рассматривается процесс борьбы за власть администрации Челябинской области во главе с В. П. Соловьевым и Областным Советом народных депутатов Челябинской области под руководством П. И. Сумина.

Ключевые слова: двоевластие, администрация Челябинской области, Областной Совет народных депутатов, П. И. Сумин, В. П. Соловьев.

В российско-советской истории начало

1990-х гг. стало рубежом, за которым последовали события, круто изменившие вектор всего предыдущего общественного движения. В рамках трансформации советского общества произошел раскол в КПСС. На его фоне возникла оппозиция, под покровительством высшей власти, в лице общественных движений, клубов, гражданских инициатив, которых идеологически объединял «Демократический союз», претендовавший на роль политического центра влияния. В результате политический кризис стал катализатором зарождения двоевластия в государстве. Противостояли две силы: с одной стороны, Президент Российской Федерации, его администрация, с другой стороны - Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации.

В отечественной историографии накоплен немалый опыт исследований различных аспектов политического развития. Однако многие вопросы рассматриваются в основном в общероссийском масштабе. Можно выделить всего нескольких исследователей, изучающих политическое развитие Челябинской области. Например, А. Д. Кириллов, Н. Н. Попов, С. В. Нечаева1. Ощущается недостаток работ, посвященных политическим событиям в регионе2. Актуальным остается изучение феномена двоевластия, выявления общественных, политико-экономических закономерностей данного явления.

Цель статьи - рассмотреть в контексте исторического процесса конфронтацию Администрации Челябинской области и Областного Совета народных депутатов в период

1991-1993 гг.

18-19 августа 1991 г. самопровозглашенный орган власти - Государственный комитет

по чрезвычайному положению - попытался осуществить попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР. Его целью была смена проводимого курса М. С. Горбачева и срыв намеченного на 20 августа 1991 г. подписания «Договора о Союзе Суверенных Государств». В исторической науке данные события зачастую именуют «путчем». В результате неэффективных действий ГКЧП у Б. Н. Ельцина появилась возможность использовать ситуацию в свою пользу: ГКЧП объявлялся антиконституционным, его действия квалифицировались как государственный переворот. Контроль над всеми органами власти, включая КГБ СССР, МВД СССР, передавался непосредственно Президенту РСФСР. Кроме того, Верховный Совет РСФСР предоставил Президенту исключительное право назначать на должность глав администраций. Съезду Народных Депутатов запрещалось проведение выборов в представительных и исполнительных органах власти на всех уровнях до 1 декабря 1992 г.3

Б. Н. Ельцин незамедлительно воспользовался широкими полномочиями. Во всех регионах прошла череда назначений глав администрации в субъектах федерации. Данный процесс повлиял и на политическое развитие Челябинской области. Главой ее администрации стал В. П. Соловьев, председатель городского Совета Народных Депутатов. Кандидатура не была согласована с Областным Советом, который поддерживал своего руководителя - П. И. Сумина. Сразу же началась конфронтация двух лидеров.

Изначально два политика, работавших ранее длительное время в рамках советской системы, поддерживавших друг друга, стали антиподами. Борьба между ними развернулась не только на институциональном, но и

на идеологическом уровне. П. И. Сумин позиционировал себя как патерналист. В. П. Соловьев выступал сторонником нового образа жизни в рамках демократической парадигмы развития общества. В конфронтацию вступили два лидера, поддерживаемых различными политическими силами из Москвы; победа одного неминуемо означала поражение другого.

Особенность политической ситуации в регионе заключалась в том, что формирование новой власти всех уровней в Челябинской области привело к конфликту, определившему ее дальнейшее развитие. В. П. Соловьев активно поддержал Б. Н. Ельцина в дни «путча», а П. И. Сумин встал на сторону Верховного Совета. Ситуация обусловила перманентное противостояние законодательной и исполнительной власти, а также постепенное усиление антипрезидентской позиции областного Совета4. Новый этап эскалации конфликта начался после снятия запрета на проведение выборов. В марте 1993 г. областной совет высказал недоверие В. П. Соловьёву и назначил выборы главы администрации. За проведение выборов проголосовало 133 депутата5. Незадолго до выборов прокурор Челябинской области заявил о том, что выборы главы администрации признаны областным судом незаконными. Прокуратура приняла сторону В. П. Соловьева, так как действовала в рамках законодательства, формируемого новыми органами власти и лично Б. Н. Ельциным. Однако областной Совет подтвердил решение о проведении выборов. Первый тур состоялся 11 апреля.

На пост главы администрации выдвигались следующие кандидатуры: В. И. Бурав-лев, В. И. Головлев, Ю. И. Горожанинов (зарегистрирован окружной избирательной комиссией не был), В. С. Григориади, Н. С. Кала-чев (зарегистрирован окружной избирательной комиссией не был), В. В. Княгиничев, О. В. Князев, П. В. Модерау, А. А. Начаров, Г. И. Петухов (зарегистрирован окружной избирательной комиссией не был), В. Г. Ра-дионов, С. В. Кострожин, В. П. Соловьев (зарегистрирован окружной избирательной комиссией не был), П. И. Сумин, В. П. Уткин (зарегистрирован избирательной комиссией не был).

Неучастие В. П. Соловьева в избирательной кампании было закономерным. Инициатива выборов исходила от областного Совета народных депутатов. Признать выборы озна-

чало согласиться с наличием у Совета право издавать решения, обязательные для исполнения на территории всей области, а это прерогатива высшей власти (в данном случае в рамках региона). Если бы В. П. Соловьев участвовал в выборах, то еще до оглашения их результатов он бы утратил политическую инициативу. Все же выборы состоялись, победу одержал П. И. Сумин. Избирательная кампания прошла, но её легитимность оспаривалась вплоть до расстрела Белого Дома.

После 25 апреля область оказалась в ситуации еще более обострившегося противостояния представительной и исполнительной властей. Избранный губернатор - П. И. Сумин - не мог приступить к работе. Назначенный губернатор - В. П. Соловьев - не уходил с должности. Началась игра политических амбиций. Тем временем судебные дрязги не прекращались. П. И. Сумин 29 апреля в интервью газете «Вечерний Челябинск» заявил о том, что захват власти он осуществлять не собирается; новый губернатор считал, что все должно быть «юридически чисто», и решил вступить в должность, когда все вопросы будут урегулированы на судебном уровне. П. Сумин обещал, что сохранит аппарат администрации в том же составе, за исключением первого заместителя В. Соловьева

A. Белишко. Областной Совет полагался на поддержку суда и при этом вел политический торг с командой В. П. Соловьева. Заявляя, что администрация не подвергнется кадровым чисткам, П. И. Сумин рассчитывал на ее лояльность по отношению к себе. А. Белишко в ответ на это заявил, что, несмотря на проведенные выборы, администрация будет выполнять свои обязанности, так как решение областного суда и Указ Президента России по этому поводу остаются в силе. 4 мая в газете «Челябинский рабочий» было опубликовано постановление главы администрации

B. Соловьева об Указе Президента № 440 от 9 апреля 1993 г. «Об обеспечении деятельности Челябинской областной администрации»6.

С июля начались судебные тяжбы по вопросу законности выборов. Между тем 9 августа П. Сумин, назначенные им заместители Л. Рабченок и В. Молодецкий совместно с исполняющим обязанности председателя областного Совета А. Начаровым и его заместителем А. Соломаткиным провели совещание с председателями Советов и руководителями городов и районов, где им было высказано

требование о переподчинении П. И. Сумину. Этого же от глав администраций районов потребовали В. Соловьёв и его заместитель

A. Белишко7. 11 августа было принято решение областного Совета народных депутатов № 157 «О мерах по выполнению решений XVII сессии областного Совета народных депутатов». Суть его заключалась в призыве к П. Сумину действовать более решительно, но каким именно образом, не разъяснялось8. Таким образом, вся ответственности за исход событий перекладывалась лично на П. И. Сумина.

18 августа в областном совете состоялась пресс-конференция 6 из 52 глав районных администраций. На сторону П. Сумина встали глава Ленинского района Челябинска В. Бу-равлев, мэр Копейска В. Уткин, мэр Миасса

B. Григориади и глава Брединского района Д. Петерс. 27 августа в Челябинске состоялся митинг, где звучали обвинения в адрес президента, правительства, администрации Вадима Соловьёва в развале экономики области. Одновременно в тот же день состоялся митинг в поддержку демократических реформ, где переход власти к П. И. Сумину был назван «государственным переворотом»9. Тем не менее, противостояние продолжалось, в конфликт вовлекалось все большее количество людей. Решили подчиняться только Петру Сумину почти все руководители банков Челябинской области и полтора десятка глав администрации городов и сел. Шестеро из них дали пресс-конференцию для журналистов региона, где отмечалось, что подчинение идет не столько П. И. Сумину, сколько воле избирателей Челябинской области. Это было заявлено в конце августа10.

П. И. Сумину удалось решить важную задачу - взять под контроль финансовые потоки Челябинской области. В его подчинение перешел Госбанк региона. В поддержку В. П. Соловьеву Е. Т. Гайдар заявлял, что П. И. Сумин, контролируя экономическую жизнь области, тормозит её развитие. Неодобрительно характеризовалась и поведение банкиров. Е. Т. Гайдар выражал точку зрения о недопустимости такой ситуации11. Несмотря на поддержку ведущих политиков страны, П. И. Сумин не сдавал позиции.

Пока П. Сумин завоевывал поддержку у населения и пытался создать себе с помощью газеты «Народная Дума» (учредителем которой являлся Челябинский областной Совет

народных депутатов) имидж спасителя области, стало известно, что 1 сентября 1993 г. президиум Верховного суда РФ большинством голосов (8:1) отменил судебные решения коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 8 апреля 1993 г., в которых решения областной избирательной комиссии о регистрации кандидатов на должность главы областной администрации были признаны незаконными. Отменены были и решения Судебной комиссии по гражданским делам Верховного суда РФ от 16 июля 1993 г., оставившие решения областного суда без изменений. Президиум Верховного суда РФ удовлетворил протест заместителя Генерального прокурора РФ С. Г. Кехлерова12.

Несмотря на решение президиума Верховного суда, которое, безусловно, было выгодно политическим оппонентам В. Соловьева, в соответствии с законом РФ «О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав администраций», освобождение последнего должно было производиться исключительно «соответствующими актами Президента РФ» (ст. 4). В вердикте президиума Верховного суда П. Сумин не назывался главой администрации, следовательно, до специального Указа Б. Ельцина законным главой администрации оставался В. Соло-вьев13. Этой точки зрения придерживались сторонники действующего губернатора.

По результатам социологического опроса, проводившегося 1.09.93 г. среди взрослых жителей Челябинска, представляющих основные социально-демографические группы города, на вопрос «Сегодня в области два главы администрации. Кто, по вашему мнению, должен стоять во главе администрации?» ответы были следующими: В. П. Соловьев -18 % в июне и 17,5 % в сентябре. П. И. Сумин 33,6 % и 23,1 %14. В целом П. И. Сумин опережал своего оппонента, но его рейтинг также падал, что характеризует нарастание отрицательного отношения к обоим политикам и к их действиям. П. Сумин все же, почувствовав поддержку населения, развил бурную активность. 3 сентября 1993 г. он встретился с руководителями управлений и служб администрации области. Было дано три дня на размышление всем руководителям аппарата администрации для определения относительно сотрудничества с новым главой администрации. Три заместителя В. Соловьева, приглашенные на встречу, вежливо отказались

прийти, что расценивалось как прошение об отставке15. 6 сентября состоялось совещание П. Сумина с главами администраций городов и районов. Речь шла о хозяйственно-экономических вопросах. На совещании присутствовало 36 глав администрации (из 53). Вновь прозвучали призывы определяться. На сей раз в зале собрались более независимые люди. Глава администрации Чебаркуль-ского района В. Шишков заявил, что «хуже, чем сейчас, не будет. Пока не откроете финансирование, ни с одной администрацией работать не буду», а глава администрации Еманжелинска Ю. Горбунов сказал, что «за прошедший год мы научились работать и без областной администрации»16. Руководители районов, городов заняли выжидающую позицию, так как выгоды от поддержки кого-либо были размыты, неочевидны.

7 сентября 1993 г. в Челябинск прибыла специальная комиссия из администрации президента. В ее составе 11 человек, возглавлял комиссию К. М. Цаголов, заместитель председателя Госкомнаца. Среди приехавших были: член Комитета по работе Советов, депутат РФ Н. П. Казаков, заместитель начальника управления по работе с территориями администрации Президента РФ, депутат РФ С. Н. Самойлов, заместитель начальника управления Министерства юстиции РФ В. Д. Мельников, заместитель председателя ЦБ России С. М. Игнатьев, а также представители правоохранительных органов, государственно-правового управления президента, прокурор управления общего надзора, На состоявшемся 14 сентября заседании малого Совета облсовета и. о. председателя А. Начаров сделал официальное сообщение о том, с каким результатом закончила работу комиссия, побывавшая в области по поручению президента. Комиссия представила три варианта решения проблемы двоевластия: по ходатайству облсовета президент принимает решение об освобождении от занимаемой должности В. Соловьева; глава администрации В. Соловьев освобождается указом президента на основании Закона о выборах глав администрации; объявляется проведение новых выборов. По сообщению А. Начарова, Б. Ельцин принял первый вариант. Эту же информацию подтвердил представитель Челябинского облсовета в Москве Александр Ишимов со ссылкой на разговор В. Черномырдина и Б. Ельцина. В администрации

В. Соловьева о решении президента никого

17

не уведомили1'.

17 сентября состоялась внеочередная 18 сессия областного Совета народных депутатов. Присутствовавший на сессии В. Соловьёв вновь отказался покидать пост. Областным Советом было принято решение просить президента ускорить издание указа об освобождении В. Соловьёва18. Также состоялись выборы председателя облсовета - им был избран Анатолий Начаров (139 «за», 31 «против»).

20 сентября пресс-служба администрации В. Соловьева сообщила, что Б. Ельцин на словах передал В. Соловьеву пожелания продолжать работать, в полной мере исполнять возложенные на него обязанности, а также в течение недели восстановить управляемость в тех сферах, где она была дезорганизована. Президент заверил, что им дано соответствующее указание ЦБ России для снятия «вето» с финансовых документов за подписями В. П. Соловьева и А. Прокина19. То есть подчеркивается, что данный вопрос мог урегулировать только конкретный человек, обладающий всей полнотой власти. Таковым был Б. Н. Ельцин. Он попытался помочь вернуть финансовый контроль над регионом под юрисдикцию Администрации области.

21 сентября был издан президентский Указ 1400 о роспуске Верховного Совета20. Следствием указа стало окончательное разрушение прежней системы власти.

22 сентября Челябинский областной и городской советы приняли решение считать указ президента неконституционным и не подлежащим исполнению на территории области. Безоговорочно поддержали решение президента Вадим Соловьёв и мэр Челябинска Вячеслав Тарасов.

После того, как в столице произошли вооруженные столкновения, Малый областной совет решил внести на рассмотрение очередной сессии вопрос о досрочных выборах в представительный орган Челябинской области. Свершится этому было не суждено. После расстрела Белого дома началась ликвидация Советов всех уровней. 11 октября Вадим Соловьёв своим указом приостановил деятельность Областного Совета и назначил выборы местной представительной власти на 12 декабря21. В этот же день в Челябинске прекратили свою деятельность все 7 районных Советов народных депутатов.

22 октября был издан указ Президента РФ «О подтверждении полномочий главы администрации Челябинской области В. Соловьева», что обозначало конец противостояния22.

В рамках всего конфликта определенную позицию занимали и силовые структуры. МВД, прокуратура перешли на сторону В. П. Соловьева. Тенденция, характерная в целом для страны: армия, флот, силовые подразделения КГБ - ФСБ поддерживали Б. Н. Ельцина. На политическую арену в начале 1990-х гг. вышло общественное движение воинов-интернационалистов (афганцы), став поддержкой у Администрации Челябинской области. Им в противовес на стороне П. И. Сумина находились казаки. Кроме того, под контролем председателя областного Совета народных депутатов был более мощный ресурс, чем, например, афганцы, а именно -финансовый и административный. Отделения госбанка в регионе подчинялись лично П. И. Сумину. Новый орган власти - Администрация области - не обладала разветвленной структурой, пронизывающей все сферы жизнедеятельности. Тогда как у областного Совета имелись свои представительства (Советы) во всех городах, районах области. Однако наличие определенных ресурсов ни той, ни другой стороне не давали решительного преимущества в борьбе за лидерство. Исход событий напрямую зависел от политического развития в столице.

Таким образом, сложившаяся обстановка в Челябинской области была во многом уникальна. Конфронтация шла между политическими лидерами, возглавлявшими два противостоящих лагеря: коммунистического и демократического. Важно отметить, что В. П. Соловьев и П. И. Сумин являлись членами одной номенклатурной системы, осуществляли совместную деятельность в рамках Советского государства согласно коммунистической идеологии, партийным установкам. По номенклатурным принципам кадровой ротации В. П. Соловьев находился в подчинении и прямой зависимости от П. И. Сумина. Кризис политической системы - крушение устоявшихся норм и правил, формирование новых институтов власти - дал возможность В. П. Соловьеву стать руководителем региона. Он сложившейся ситуацией воспользовался, естественно, столкнувшись с сопротивлением П. И. Сумина. Стартовые позиции были во многом равны, и неясность

по поводу того, кому достанется победа, сохранялась до последнего момента. Решающую роль в выявлении лидера сыграли не личные качества политиков и их властный ресурс, а развитие политических событий в стране по пути демонтажа советской системы и «демократизации». В других регионах России, за исключением кавказских республик, процесс смены власти проходил политически менее агрессивно, характеризовался относительным единством политических элит.

Причина двоевластия в Челябинской области заключалась в кризисе власти на уровне центрального руководства. Борьба за кресло челябинского губернатора полностью предопределялась ходом политического конфликта между ВС РФ, Советом Народных Депутатов и администрацией Президента. При определении фигуры, имевшей право на руководство, делался расчет на расстановку сил в Москве. Общественное мнение, юридические обоснования, даже решения суда, прокуратуры трактовались двояко, каждый участник политической борьбы интерпретировал события по-своему. В результате победы администрации Президента на первую ступень политического пьедестала в Челябинской области поднялся ставленник Б. Н. Ельцина - В. П. Соловьев. Его конкурент - П. И. Сумин - вынужденно отступил. Справедливости ради стоит заметить, что через несколько лет именно Петра Ивановича Сумина жители региона избрали главой Администрации Челябинской области, а потом и Губернатором. Несмотря на то, что П. И. Сумин оказывал активное сопротивление администрации Президента, находясь полностью на стороне Верховного Совета, после расстрела Белого Дома и ликвидации Советской системы он продолжил политическую карьеру, в рамках новых политических реалий уже не протестуя против Б. Н. Ельцина. Более того, П. И. Сумин помогал движению «Наш дом - Россия», возглавляемому сторонниками Президента, в частности, В. С. Черномырдиным. В 2004 г. Петр Иванович вступил в ВПП «Единая Рос-сия»23. Можно предположить, что в борьбе за лидерство в период двоевластия в Челябинской области и В. П. Соловьеву, и П. И. Сумину в большей степени важно было завоевание контроля над областью. Идеология коммунистической партии, демократических сил, их ресурсы были использованы с целью борьбы за власть. Вопросы социально-эконо-

мического развития региона ушли на второй план.

Следствием политической борьбы стало разрушение прежней политической системы и окончательная ликвидация институтов советской власти, а также упразднение «номенклатуры» с ее порядком подбора и продвижением руководящих кадров для всех сфер жизни общества.

Примечания

1 Кириллов, А. Д. Урал политический : история и современность. Партии. Выборы. Депутаты. Екатеринбург, 1999; Нечаева, С. В. Историко-политологический анализ эволюции управленческой элиты Южного Урала в XIX - начале XX в. // Социум и власть. 2009. № 3. С. 40-47.

2 Князев, В. В. Историография политико-экономического развития Челябинской области и г. Челябинска в 1992-1998 гг. // Актуальные проблемы исторической науки. Вып. 8 : меж-дунар. сб. науч. тр. / под общ. ред. О. В. Яго-ва. Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011.

3 Объединенный Государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 374. Оп. 1. Д. 16. Л. 4 об.

4 Кириллов, А. Д. Урал : век двадцатый. Люди. События. Жизнь. Очерки истории. Екатеринбург, 2000. С. 256.

5 ОГАЧО. Ф. 374. Оп. 1. Д. 28. Л. 4 об.

6 Там же. Л. 7 об.

7 Начаров, А. Решение областного Совета народных депутатов // Челяб. рабочий. 1993. 11 авг. № 151.

8 О мерах по выполнению решения XVII сессии областного Совета, связанные со вступлением в должность главы областной администрации П. И. Сумина : решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 6.08.1993 г. № 157-м. URL: http://www. chlaws.ru.

9 Рудаков, К. Обращение ветеранов // Нар. Дума. 1993. 31 авг. № 61.

10 Большаков, П. Боливар двоих не вынесет // Нар. Дума. 1993. 20 авг. № 64.

11 Гайдар, Е. Дни поражений и побед. М., 1997.

12 Верховный Совет говорит «Да» // Нар. Дума. 1993. 3 сент. № 70.

13 ОГАЧО. Ф. 374. Оп. 1. Д. 28. Л. 13 об.

14 Консорциум прессы. Социологический опрос // Вечер. Челябинск. 1993. 7 сент. № 171.

15 Косолапов, В. Двое о двоевластии // Нар. Дума. 1993. 7 июля. № 51.

16 Алябьева, Е. Главы администраций делают выбор // Челяб. рабочий. 1993. 7 сент. № 170.

17 Грачев, О. Президент на словах подтвердил полномочия В. Соловьева // Вечер. Челябинск. 1993. 21 сент. № 181.

18 Челябинская область в сентябре 1993 г. // Международный институт гуманитарно-политический исследований. URL: http://www. igpi.ru.

19 Грачев, О. Президент на словах подтвердил полномочия В. Соловьева // Вечер. Челябинск. 1993. 21 сент. № 181.

20 О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 21 сент. 1993 г. № 1400 // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page. aspx?1;1209725.

21 О прекращении деятельности городских и районных Советов народных депутатов Челябинской области [Текст] : постановление Главы администрации Челябинской области от 20 октября 1993 г. № 405 // Правовой информационный ресурс Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

22 О мерах по выполнению Указа Президента РФ от 22.10.93 г. № 1722. О подтверждении полномочий главы администрации Челябинской области В. Соловьева : постановление Главы администрации Челябинской области от 27.10.1993 г. № 423 // Информационный портал. URL: http://www.ural-region.net/bchel/ positud/watchpkaig5/index.htm.

23 Лютов, В. В. Петр Сумин. Штрихи к политическому портрету / В. В. Лютов, О. В. Ве-прев. Челябинск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.