Социологические, философские, психологические и политологические науки
Sociological, Philosophical, Psychological, and Political Sciences
УДК 32 ВАК 23.00.00
МАГОМЕДРАСУЛОВА Раисат Багадуровна, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия asma.magomedova1975@mail.ru
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НАГОРНОГО ДАГЕСТАНА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ
В данной статье рассмотрены исторические и этнокультурные предпосылки становления единого политического пространства Республики Дагестан в свете существования двух моделей стратификационной системы в республике, связанных с территориальной спецификой данного региона и проживающих в нем народов. Первая модель характеризуется как «горная», формирование которой происходило под влиянием коллективной формы власти на основе исторически сложившихся норм обычного права. Вторая модель стратификации в Дагестане известна как «предгорно-равнинная», историческая специфика формирования которой связана с доминированием персональной власти, которой подчинялось зависимое от нее население. Всякая попытка системного и комплексного исследования Дагестана базируется на допущении единства и целостности процесса его исторического развития. Единство этого субъекта предполагает эмпирическую близость, подобие, аналогии форм бытия и сознания ее народов. Первостепенную роль в процессах формирования целостного образа дагестанского общества с его социально-политическим пространством играло национально-этническое самоопределение. В горном Дагестане исторически сложилась специфическая система общественных отношений, которая стала основой для особой формы власти, имевшей не персонифицированную, а коллективную природу. Дагестанская пословица гласит: «Слово джамаата сильнее, чем сабля горца». На обсуждение джамаата выносились разнообразные вопросы, содержание которых характерно для политических институтов. Это и вопросы внешней и внутренней политики данного общества, и управленческие проблемы, в том числе и выборы членов маслагатского (третейского) суда, вопросы обеспечения территориальной безопасности и защиты жителей общины и т. д.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-110-112
MAGOMEDRASULOVА Raisat B.
Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia asma.magomedova1975@mail.ru
POLITICAL SPACE OF MOUNTAINOUS DAGESTAN: ETHNO-CULTURAL AND HISTORICAL PRECONDITIONS OF FORMATION
This article discusses the historical and ethno-cultural preconditions of formation of the unified political space of the Republic of Dagestan, in the light of the existence of two models of the stratification system in the Republic connected with the territorial specifics of the region and its peoples. The first model is characterized as a "mountain", the formation of which was influenced by the collective forms of power on the basis of historically established norms of customary law. The second model stratification in Dagestan, known as "lowland", the historical specificity of formation of which is associated with the dominance of personal power, which was subordinate to the dependent population. Any attempt a systematic and comprehensive study of Dagestan is based on the assumption of the unity and integrity of the process of its historical development. The unity of this entity involves an empirical proximity, similarity, analogy of forms of life and consciousness of its peoples. Primary role in the formation of a holistic image of the Dagestan society with its socio-political space played national-ethnic self-determination. In the mountainous Dagestan historically specific system of social relations, this became the basis for a special form of power, which had not personified and collective nature.
Ключевые слова: политическое пространство, социальное пространство, Дагестан, стратификация, джамаат, сельская община.
Key words: political space, social space, Dagestan, stratification, Jamaat, rural community
Всякая попытка системного и комплексного исследования Дагестана базируется на допущении единства и целостности процесса его исторического развития. Единство этого субъекта предполагает эмпирическую близость, подобие, аналогии форм бытия и сознания ее народов. Близость и аналогии являются порождением общих оснований, однотипности детерминирующих причинных, функциональных и иных закономерных связей. Государственные образования Дагестана возникли в основном в результате трансформации государств, в том числе распада самостоятельных государств. После присоединения этих образований к России они постепенно, в результате проведенных реформ приобрели статус административно-территориальных образований с некоторыми особенностями [1, с. 37].
В методологическом плане интерес представляет вопрос об истории становления Дагестана как совокупного субъекта, о стадиях его включения во всемирный исторический процесс. Постепенное выравнивание уровней исторического развития и расширение общего цивилиза-ционного горизонта политического, экономического и социокультурного развития дают повод говорить о формировании общедагестанской этнокультурной традиции. Исторически так сложилось, что в Дагестане существуют три зоны: горная, занимающая 39,9% территории; предгорная - 15,8% территории; равнинная (еще ее называют плоскостная) - 43,3% территории республики [2, с. 62]. В соответствии со спецификой размещения земельных угодий и существующей диспропорцией в этом отношении в Дагестане исторически сформировались две модели стратификационной системы, соответствующих горной и равнинной зонам размещения
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №8, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #8, 2015_
земельных площадей. В Дагестане сложились две модели социального и политического пространства: «горная», исторически базировавшаяся на общинной форме власти на основе норм обычного права, и «предгорно-равнинная», в которой исторически сложилась иная форма власти - персональная и иной тип населения - зависимое. На рубеже XVIII - XIX вв. политическая карта Дагестана представляла собой более 15 феодальных государственных образований и около 60 союзов сельских обществ. Отличались они и социальной стратификацией, а также содержанием структур власти. Как подчеркивает И.И. Магомедсултанов, «в истории Дагестана и становления его политического пространства важную роль играют общественные формы самоуправления» [1, с. 327], управленческие функции в которых выполнял джамаат, имевшийся в каждом населенном пункте горной части Дагестана. Сельские общины как структуры народовластия просуществовали в горной части Дагестана вплоть до начала XX в. Сохранение «общинного организма» возможно только при подавлении тенденций автономизации, индивидуализации, и это, естественно, не приветствовалось в общинах горного Дагестана. Все нормы этикета у народов Дагестана, как отмечают исследователи, основываются на том, что излишнее стремление к привлечению на себя внимания считалось признаком дурного тона. Имело место объединение нескольких общин, что способствовало сохранению земледельческой общины как целостного образования, в котором концентрировалась общественная власть. В процессе совместной трудовой деятельности формировалась система противопоставления отдельного индивида и кооперации, так как трудовой вклад отдельного человека несоизмерим, ни в качественных, ни в количественных показателях, с результатом совокупного комбинированного труда в кооперации. В итоге каждый член общины должен был соотносить свои интересы с потребностями и требованиями кооперации, и зачастую это делалось в ущерб личным интересам. На этом принципе в Дагестане на протяжении длительного периода с помощью сложившихся традиций и ритуалов регламентировались все виды и этапы сельскохозяйственных работ. Сельская община в Дагестане стала местом формирования и развития человека типа homo ethnicus. Она, по сути, олицетворяла собой «микрополитическое образование», на уровне которого функционировала оппозиция «дом - джамаат» в том плане, что если дом был олицетворением личного, то джамаат, напротив, - средоточием общественного, в пространстве которого оформлялась и функционировала общинная жизнь. Основной сложностью в этой ситуации является необходимость сохранения равновесия между этими силами, с тем чтобы член общины «не терял» свой «голос» на собраниях общины, а община, в свою очередь, имела бы возможность эффективно контролировать жизнь и деятельность человека. С ростом численности общины возникала угроза «размывания» двух начал - общественного и индивидуального. Таким образом, в горном Дагестане исторически сложилась специфическая система общественных отношений, которая стала основой для особой формы власти, имевшей не персонифицированную, а коллективную природу. Дагестанская пословица гласит о том, что «Слово джа-маата сильнее, чем сабля горца». На обсуждение джамаата выносились разнообразные вопросы, содержание которых характерно для политических институтов. Это и вопросы внешней и внутренней политики данного общества, и управленческие проблемы, в том числе и выборы членов маслагатского (третейского) суда, вопросы обеспечение территориальной безопасности и защиты жителей общины.
Имеется запись XVIII в. в с. Цаната, в которой сообщается о принятом обществом решении о единстве и прекращении раздоров, для чего постановили заложить 20 пахотных участков размером на 100 садов посева, примерно 8 десятин земли, для обеспечения мира, что было бы невозможно при власти ханов, поскольку подобные нормы адатов просто не могли бы появиться. Подобная система организации общественной жизни в горном Дагестане просуществовала почти до XIX в. Она значительно ограничивала поведение и деятельность человека и данного общества методом регламентации их поведения посредством адатов - норм обычного права. Историю творила не личность, а общество в целом, а амбиции личности, претендовавшей на индивидуальность, активно подавлялись. Временами эти нормы обычного права - адаты - дополнялись, но прежние не устаревали, а существовали и действовали параллельно с введенными новыми правилами и номами. Сельская община являлась самодостаточной социальной организацией за счет концентрации всех властных функций и механизмов в ее пределах. Сельское управление в первой половине XIX. в., по мнению исследователей, относилось к институтам территориальной общины, причем оно существовало в разнообразных формах, поскольку отсутствовали правовые акты, регулирующие их правовой статус. «Как бы то ни было, в XVIII -первой половине XIX в. каждое сельское общество (джамаат) союзов сельских общин Дагестана имело свои местные органы управления и власти», - пишет Б.Г. Алиев [2, с. 327].
Стоит отметить разницу в организации власти в российском политическом пространстве и дагестанском. В российском политическом пространстве всегда был центр политической власти в форме звезды, откуда и происходило управление остальными регионами и второстепенными
Социологические, философские, психологические и политологические науки
Sociological, Philosophical, Psychological, and Political Sciences^^B^H
центрами власти, формирующимися по типу такой же звезды. Данная схема размещения крепостных сооружений и поселений была заимствована, как пишут ученые, русскими правителями у кочевых племен. В Дагестане политическое пространство организовывалось иначе.
Именно в этот период, с момента присоединения к России, политическое становление и развитие Дагестана происходит в единстве с историческим развитием всего Северного Кавказа, который приобретает статус отдельного региона, в отношении которого специально разрабатывалась на уровне российского правительства национальная политика российского государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Магомедсултанов И.И. Проблемы становления парламентаризма в Дагестане. - М., 2013. - С. 327.
2. Алиев Б.Г. Традиционные институты управления и власти Дагестана в XVIII - первой половине XIX вв. - Махачкала, 2006. - С. 290.
REFERENCES
1. Magomedsultanov I.I. Problems of formation of parliamentarism in Dagestan. [Problemy stanovleniya parlamentarizma v Dagestane]. 2013. Рр. 327-329. (in Russ.).
2. Aliyev B.G. Traditional institutions of governance and the authorities of Dagestan in the 18 - first half 19 centuries. [Traditsionnye instituty upravleniya i vlasti Dagestana v 18 - pervoy polovine 19 vv.].2012. Рр. 13-17. (in Russ.).
Information about the author
Магомедрасулова Раисат Багадуровна, старший преподаватель, кафедра гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия asma.magomedoval 975@mail.ru
Получена:11.12.2015
Для цитирования статьи: Магомедрасулова Р.Б. Политическое пространство Нагорного Дагестана: исторические и этнокультурные предпосылки становления. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 8. с. 110-112. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-110-112
Информация об авторе
Magomedrasulovа Raisat B., Senior Lecturer, Department of Humanity Studies, Dagestan State University of National Economy Makhachkala, Russia
asma.magomedoval 975@mail.ru
Received: 11.12.2015
For article citation: Magomedrasulovа R.B. Political space of Mountainous Dagestan: ethno-cultural and historical preconditions of formation. [Politicheskoe prostranstvo Nagornogo Dagestana: istoricheskie i etnokul'turnye predposylki stanovleniya]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. No 8. Pp. 110-112.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-110-112