Научная статья на тему 'Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы'

Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2065
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / SCIENTIFIC CONFERENCE / POLITICAL EDUCATION / POLITICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

Статья представляет собой краткий отчет о работе всероссийской научной конференции "Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы ", прошедшей на факультете политологии Санкт-Петербургского государственного университета 15-17 ноября 2009 г. Приведены основные тезисы докладов пленарного заседания конференции, а также обозначены основные направления работы секций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about All-Russia scientific conference "Political education in the modern world: traditions and prospects ", which have passed at faculty of political science of the St.-Petersburg state university on November, 15-17th, 2009. Main theses of reports of plenary session of conference are resulted, and also the basic directions of work of sections are designated.

Текст научной работы на тему «Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2009. № 6

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья представляет собой краткий отчет о работе всероссийской научной конференции "Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы ", прошедшей на факультете политологии Санкт-Петербургского государственного университета 15—17 ноября 2009 г. Приведены основные тезисы докладов пленарного заседания конференции, а также обозначены основные направления работы секций.

Ключевые слова: научная конференция, политическое образование, политическая наука.

С 15 по 17 октября 2009 г. на факультете политологии Санкт-Петербургского государственного университета прошла Всероссийская научная конференция "Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы", приуроченная к 20-летию создания первой в России университетской кафедры политологии.

Нужно отметить, что 2009 г. отмечен сразу несколькими знаковыми для российского политологического сообщества событиями. Помимо двадцатилетия создания первой университетской кафедры политологии в этом году исполнилось 20 лет с момента появления в России специальностей по политическим наукам. Кроме того, решением Ученого совета Санкт-Петербургского государственного университета 30 марта 2009 г. был открыт факультет политологии.

По сути, конференция стала первым крупным научным мероприятием, организованным новой образовательной структурой СПбГУ. В работе конференции приняли участие преподаватели, ученые, аспиранты и студенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Саратова, Екатеринбурга, Владивостока и других городов России, а также Украины, Белоруссии и Молдовы.

Пленарное заседание конференции 15 октября открыли исполняющий обязанности декана факультета политологии СПбГУ профессор Станислав Германович Еремеев и исполняющий обязанности заведующего кафедрой российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова профессор Валерий Иванович Коваленко, обратившиеся к участникам с приветственным словом.

С.Г. Еремеев отметил, что создание факультета политологии в СПбГУ знаменует собой новый этап в развитии политической науки как в Санкт-Петербурге, так и в России.

В условиях растущей потребности в научно обоснованных концепциях развития государства и различных сфер жизни общества политическая наука должна давать ответы на вызовы текущей действительно-

сти. В этой связи С.Г. Еремеев подчеркнул символичность проведения конференции в ансамбле зданий Смольного монастыря, где размещается факультет политологии СПбГУ, желая обозначить растущую заинтересованность институтов государства в разработках отечественных политологов и готовность российского политологического сообщества к выработке решений и стратегий по развитию российского общества.

В.И. Коваленко от лица факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и его декана-организатора профессора Андрея Юрьевича Шутова поздравил факультет политологии СПбГУ с открытием. Заметив, что факультет политологии Санкт-Петербургского университета создан всего на полгода позже, чем факультет политологии в Московском университете, В.И. Коваленко подчеркнул, что эти два события знаменуют собой новый этап в развитии отечественной политической науки и политического образования в современной России.

Вручая факультету политологии СПбГУ портрет Михаила Васильевича Ломоносова, В.И. Коваленко отметил, что М.В. Ломоносов стоял у истоков не только российского университетского образования в целом, но и преподавания политических наук в России. Так, кафедра политики была одной из первых десяти кафедр Московского университета.

В ходе пленарного заседания с докладами выступили доктор политических наук, президент Российской ассоциации политической науки О.Ю. Малинова, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России М.В. Ильин, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова П.А. Цыганков, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и философии политики факультета политологии СПбГУ В.А. Гуторов, доктор философских наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой российской политики МГУ имени М.В. Ломоносова В.И. Коваленко и доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой международных политических процессов СПбГУ В.А. Ачка-сов.

Доклад О.Ю. Малиновой "Политология в России: проблемы становления профессионального сообщества" был посвящен структуре современной российской политологической корпорации. На основании данных РАПН (с 2005 по 2008 г.), а также опроса и анкетирования участников Четвертого и Пятого Всероссийских конгрессов политологов, О.Ю. Малинова выявила отличительные особенности формирования российского политологического сообщества. Так, с момента создания РАПН структура членства в ассоциации претерпела изменения по ряду параметров. В частности, если изначально большая часть членов ассоциации имела ученые степени по таким гуманитарным специальностям, как философия, социология, юриспруденция, то в последнее время в РАПН растет количество кандидатов и докторов политических

наук. Кроме того, большинство членов РАПН, имеющих ученые степени не по политическим наукам, тем не менее причисляют себя к политологам. Помимо этого в докладе было отмечено значительное изменение количественного соотношения кандидатов и докторов наук — членов РАПН в пользу первых. О.Ю. Малинова отметила, что на данный момент можно говорить о том, что профессионально-идентификационное дистанцирование политологов от представителей других наук произошло.

Кроме того, О.Ю. Малинова выделила ряд различных направлений деятельности членов РАПН, основными среди которых являются политические исследования, преподавание политических наук, политическое консультирование.

Особое внимание в докладе было уделено изменению исследовательской "повестки" в российской политологии в контексте трансформаций российской политической системы в 2000-х гг., в частности упадку электоральной конкуренции и сужению сферы электоральной политики, унификации региональных политических процессов, закрытости процессов рекрутирования и ротации элитных групп. Тем не менее О.Ю. Малинова выразила несогласие с мнением С. Хантингтона о связи между усилением демократических институтов и развитостью политической науки. В качестве аргумента в докладе был приведен опыт Чили, где довольно большой багаж теоретических разработок в политической сфере был накоплен во время режима Пиночета.

В своем докладе "Достигнет ли Россия мирового уровня преподавания политологии?" М.В. Ильин попытался обозначить перспективы развития российского политологического образования в сравнении с зарубежным опытом и с учетом уже имеющихся отечественных достижений в данной сфере.

По мнению М.В. Ильина, развитию российского политологического образования может способствовать более темное взаимодействие между различными научными школами и университетскими образовательными структурами. Действительно, на данный момент можно говорить о том, что в России сформировалось несколько ведущих центров преподавания политических наук, в числе которых можно назвать МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГИМО (У) МИД России, ГУ—ВШЭ и ряд других. По мнению М.В. Ильина, повышения уровня преподавания политологии можно достичь за счет обмена преподавателями и программами курсов между данными центрами и региональными вузами. Кроме того, перспективным направлением может стать обмен студентами, которые получат возможность проходить обучение не только в своем вузе. Надо отметить, что в ходе конференции было принято решение о создании условий для обмена студентами между МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ.

По сути, речь идет об использовании нескольких точек роста для развития всей российской системы преподавания политических наук.

Значительные перспективы для реализации данного предложения возникают после принятия закона "О Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете", дающего данным вузам право на разработку собственных образовательных стандартов.

Доклад П.А. Цыганкова «О статусе "международных отношений и мировой политики" как научной и учебной дисциплины» был посвящен соотношению мировой политики и теории международных отношений как отраслей знания и учебных дисциплин. П.А. Цыганков отметил тенденцию к относительному разделению предметов мировой политики и теории международных отношений, во многом обусловленную современными процессами глобализации. Вместе с тем в докладе была отмечена и противоположная тенденция к преодолению разделения между этими дисциплинами. Данное противоречие П.А. Цыганков связал с отсутствием единого подхода к определению предмета мировой политики в отечественной политической науке, из чего непосредственно вытекают научные дискуссии по поводу основных акторов мировой политики.

По мнению П.А. Цыганкова, предмет мировой политики непосредственно вырастает из предмета теории международных отношений, надстраиваясь над ним. Тем не менее существует ряд существенных отличий между данными дисциплинами. Так, в рамках изучения мировой политики происходит актуализация теоретических представлений о международных отношениях через сопоставление их с текущими событиями в мире. Кроме того, мировая политика более приближена к политической практике, имея дело не столько с теориями, сколько с теми или иными прикладными доктринами. Тем не менее различия в предметах мировой политики и теории международных отношений носят взаимодополняющий характер, поскольку феномены и явления, изучаемые в рамках этих дисциплин, находятся в отношениях сосуществования и взаимодействия.

На основе этого П.А. Цыганков сделал вывод, что наличие в учебных планах факультетов политологии классических университетов дисциплины "международные отношения и мировая политика" в качестве единой учебной единицы является допустимым и обоснованным.

В своем докладе "Политическое образование и университет: традиция и перспективы" В.А. Гуторов особо отметил принципиальную важность разработки новой концепции политического образования для формирования демократической культуры в современной России. Говоря о системе политического образования в демократическом обществе, В.А. Гуторов выделил такие ее черты, как плюрализм интересов, автономия, самодостаточность, благодаря которым возможен контроль над государством со стороны гражданского общества, отметив, что эта модель политического образования считается специфически западной. Противоположностью данной системы является система "индоктрина-

ции" (по Дж. Сартори), ставящая целью внедрение в общество единственной модели политического поведения.

В докладе были выделены три основных аспекта политического образования: формулирование, закрепление и передача общих основ политического мировоззрения, освоение всей совокупности политических дисциплин и подготовка как к участию в выборах, так и к профессиональной политической деятельности. В.А. Гуторов отметил, что контроль над институтами политического образования позволяет влиять на характер политической социализации и что степень такого контроля прямо зависит от уровня развития политической свободы. В связи с этим можно говорить о том, что отдельные элементы политического образования могут быть созданы и в рамках авторитарных режимов. Однако, по мнению В.А. Гуторова, они немедленно исчезают, как только авторитаризм доводится до крайнего предела, превращаясь в ту или иную разновидность тоталитарного государства.

Выступая с докладом "Политическая наука и политологическое образование в России: состояние и перспективы", В.И. Коваленко отметил, что, несмотря на наличие у России вполне самобытной традиции политической мысли и дореволюционного опыта преподавания политической теории, политологии в России как самостоятельному направлению университетского знания насчитывается всего 20 лет. Именно появление в 1989 г. специальностей по политическим наукам положило начало становлению и развитию в России современной политологии, а также соответствующей системы образования.

По мнению В.И. Коваленко, за прошедшие 20 лет политическая наука в России проделала большой путь. Так, на июнь 2009 г. в стране насчитывалось 105 лицензированных вузов, осуществляющих специализированную подготовку по политологии, и до 200 кафедр, где политология преподается как общегуманитарная дисциплина. Можно говорить о том, что в России сложился целый ряд самостоятельных научных школ, причем не только в классических университетах, но также в специализированных вузах, таких, как МГИМО(У) МИД России, ГУ—ВШЭ, РАГС при Президенте РФ и др. Кроме того, формирование научных школ проходило не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России: Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саратове, Туле. Помимо этого разработка проблем политической науки активно осуществляется и в системе Российской академии наук. С начала 90-х гг. в России начали появляться специализированные журналы по политических наукам. Согласно данным на март 2009 г., в стране насчитывалось 90 журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Отдельно В.И. Коваленко отметил роль Российской ассоциации политической науки, Академии политической науки, Совета по политологии при президиуме РАН и Национального совета политологов-преподавателей в организации научных мероприятий и координации

политологических исследований и разработок, а также научной и учебной работы университетского сообщества.

Помимо того, в докладе был отмечен процесс расширения предметного поля отечественной политической науки. Так, если в 90-е гг. прошлого века российская политология основное внимание уделяла сферам политических институтов и отношений (демократия, парламентаризм, партийные системы и партии, политические режимы, политические элиты и политическое лидерство и т.п.), то в последние годы все больше исследований посвящено проблемам государственной политики и политического управления, в частности отраслевой политике — экономической, социальной, национальной, экологической, молодежной, энергетической, финансовой, транспортной и др. Кроме того, наряду с подготовкой научных и преподавательских кадров все большее значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов для системы государственной службы и бизнеса, обладающих знаниями в области политологии. Также В.И. Коваленко отметил отход от исключительно европоцентристского видения, преобладавшего на этапе становления политической науки в России, и утверждение мно-говекторности в характеристиках традиций, оснований и направлений мировой политической мысли и политического процесса.

Важным импульсом к развитию политической науки и политологического образования в России, по мнению В.И. Коваленко, стало создание в августе 2008 г. на базе политологических кафедр философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова самостоятельного факультета политологии. Это положило начало цепной реакции образования подобных структур в других ведущих учебных заведениях страны.

На основе всего вышесказанного В.И. Коваленко сделал вывод, что на данный момент в России сложилась инфраструктура, необходимая для становления и развития современной политической науки, а также соответствующей системы образования. Несмотря на все достижения, перед политологическим университетским сообществом сегодня стоят более сложные и объемные задачи, однако оно готово к их решению.

В своем докладе "Место и роль этнополитологии в системе социальных наук" В.А. Ачкасов отметил чрезвычайную востребованность региональных и этнополитических исследований в социальных науках, в том числе и в политологии. По его мнению, "политизация этничности" может вызвать самые разрушительные последствия для международной системы, в силу чего необходим поиск рациональной формулы сосуществования этнических общностей в границах одного национального государства или поиск приемлемых для сторон способов политического самоопределения меньшинств, эффективных методов урегулирования конфликтов между национальными государствами.

Попытку дать ответ на данные вопросы среди социальных наук предпринимает и этнополитология. Вместе с тем существует ряд труд-

ностей, связанных с проблемами методологического характера. На данный момент этнополитология находится еще в стадии формирования своего предметного поля, уточнения понятийного аппарата, наработки теоретических концептов. Кроме того, проблематику межнациональных и межэтнических отношений изучают такие смежные научные направления, как этносоциология, этнопсихология, социальная антропология, этнодемография и ряд других.

По мнению В.А. Ачкасова, несмотря на общность объекта исследования, этнополитология отличается от прочих наук, изучающих этнические явления и процессы. Этнополитологию можно определить как субдисциплину в рамках политической науки, изучающую политическую обусловленность этнических явлений и процессов. Причем этнополитология изучает не отдельные аспекты политической жизни этнических общностей, а всю эту сферу как целостную и многомерную систему, т.е. претендует на комплексность и интегративность получаемого знания об этом объекте. Таким образом, по мнению В.А. Ачкасо-ва, этнополитология является следствием как развития научной специализации, дифференциации политологии, так и, напротив, объединения наук, кросс-научного видения проблем, поскольку она взяла из сопредельных обществоведческих дисциплин не только ряд концептов и понятий, но и методику исследований.

В перерыве между выступлениями докладчиков была организована выставка-продажа современной научной и учебной политологической литературы. Помимо работ российских политологов на выставке-продаже были работы и зарубежных авторов. Тематика изданий, представленных на конференции, была весьма широкой: актуальные проблемы политической теории и истории, история политической мысли, политические процессы в современной России, этнополитические процессы и т.д.

Второй день работы конференции проходил в рамках заседания четырех секций. Изначально организаторами было заявлено несколько основных направлений работы:

— современные модели политического образования: опыт сравнительного анализа;

— этапы развития политической науки в России;

— современные концепции и практика гражданского общества;

— актуальные проблемы политической теории;

— региональные аспекты отечественной модели политического образования;

— философские проблемы политического образования;

— политология в структуре современного образования;

— современные методики политологического образования;

— прикладные политические исследования и практика их внедрения;

— политическое образование в посткоммунистическом мире;

— институционализация политологии в российских регионах;

— современная сравнительная политология;

— политическое образование и университетская традиция;

— болонский процесс и вопросы реформирования политологических программ в высшей школе;

— политическая регионалистика: новые проблемы;

— современные парадигмы политической конфликтологии;

— политическое образование в средней школе;

— международные политические процессы;

— государственная политика и управление.

Первая секция "Современные модели политического образования: опыт сравнительного анализа" проходила под председательством доктора политических наук, профессора, заведующего кафедрой политического анализа факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова А.И. Соловьева и доктора исторических наук, доктора политических наук, заведующего кафедрой истории и политологии Финансовой академии при Правительстве РФ Я.А. Пляйса. Основные проблемы, рассмотренные в ходе работы секции, касались не только тех или иных моделей политического образования, но также места политико-управленческих наук в спектре политологических курсов, проблем применения различных методик в образовательном процессе (мастер-классы, интеллектуальные карты), а также специфики преподавания политических наук на негуманитарных факультетах.

Секция "Политология в структуре современного образования" под председательством О.Ю. Малиновой и доктора политических наук, заведующего кафедрой прикладной политологии Санкт-Петербургского филиала ГУ—ВШЭ А.Ю. Сунгурова также не ограничилась рассмотрением различных аспектов современного политологического образования. Доклады были посвящены в том числе различным теоретическим и методологическим проблемам политической науки, современным партийным системам, а также истории политической мысли.

В ходе работы секции "Современные концепции и практика гражданского общества" под председательством доктора политических наук, профессора кафедры международных политических процессов факультета политологии СПбГУ С.А. Ланцова и доктора политических наук, профессора кафедры международных политических процессов факультета политологии СПбГУ Д.З. Мутагирова акцент был сделан на проблемах формирования гражданского общества в современной России и роли политического образования в данном процессе. Кроме того, ряд докладов был посвящен развитию институтов гражданского общества в контексте новых вызовов современности, в частности глобализации.

Секция "Региональные аспекты отечественной модели политического образования" под председательством доктора политических наук, профессора, заведующего кафедрой политологии Гродненского го-

сударственного университета имени Янки Купалы В.Н. Ватыля и доктора политических наук, профессора, заведующего кафедрой политологии политических и административных наук Молдавского государственного университета В.Г. Мошняги была самой многочисленной по количеству заявленных докладов. Большинство докладов было посвящено моделям преподавания политических наук как в различных регионах России, так и на пространстве СНГ. Кроме того, в ряде докладов были проанализированы текущие политические процессы в различных макрорегионах мира, а также политика Российского государства в различных сферах (информационная, социальная, миграционная).

К сожалению, не все заявленные в программе доклады были озвучены на секциях, однако из состоявшихся выступлений и дискуссий уже можно сделать вывод о развитии и расширении предметного поля современной российской политической науки.

По окончании работы секций состоялось заседание президиума Совета по политологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.

В целом, подводя итоги конференции, можно говорить, что факультету политологии Санкт-Петербургского государственного университета удалось организовать эффективную площадку для диалога и обмена опытом между представителями российского политологического сообщества. Конференцию "Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы" можно признать успешной, в том числе и благодаря предварительным договоренностям между факультетами политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ в сфере координации образовательного процесса. К этим вопросам предстоит вернуться на заседании Совета по политологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию РФ.

Обзор подготовил А.К. Стативка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.