Научная статья на тему 'Политическое манипулирование при помощи СМИ в современной России'

Политическое манипулирование при помощи СМИ в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5246
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / СМИ / МАНИПУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванов Дмитрий Владимирович

Статья посвящена приёмам политического манипулирования, которые используются в СМИ. В работе представлены мнения различных исследователей относительно понимания данного термина, проанализированы конкретные приемы манипуляции в СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическое манипулирование при помощи СМИ в современной России»

Политическое манипулирование при помощи СМИ в современной

России Иванов Д. В.

Иванов Дмитрий Владимирович / 1уапоу ОтЫп] ¥1а&т1гоукк - студент, кафедра социологии и политологии, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: статья посвящена приёмам политического манипулирования, которые используются в СМИ. В работе представлены мнения различных исследователей относительно понимания данного термина, проанализированы конкретные приемы манипуляции в СМИ.

Ключевые слова: политическое манипулирование, СМИ, манипуляция.

На современном этапе развития общества процесс манипулирования является неотъемлемой частью жизнедеятельности, особенно это касается политических процессов. Государство, политические партии, отдельно взятые политически активные граждане активно используют политическое манипулирование с помощью СМИ для влияния на сознание, расположение, настроение, мировоззрение и выбор современного общества. С помощью манипулирования общественным сознанием политический лидер создает себе тот или иной образ, благодаря которому он и занимает лидирующие позиции в конкретном политическом процессе. В некоторых случаях влияние на общественное сознание может представлять опасность для целевых аудиторий. Именно в связи с этим актуальность анализа, понимания современных технологий и средств манипулирования сознанием граждан в рамках политического процесса представляет особый исследовательский интерес.

С точки зрения современности, процесс манипулирования трактуется как система способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам [5, с. 48]. В целом, нам представляется важным отметить, что в большинстве определений данного понятия, манипуляция представляется как некоторое мошенничество и махинация, то есть отражается в негативном ключе. Несмотря на это, манипуляция все же отличается от таких понятий, как обман и убеждение. Если убеждение является методом открытого воздействия, то манипуляции - это скорее скрытое, непрямое воздействие на личность или общественность. В свою очередь обман предполагает откровенную ложь, чего нельзя сказать о манипуляторе, поскольку он не прибегает к откровенной лжи, а лишь направляет мыслительные процессы человека в том направлении, которое необходимо самому манипулятору. В политическом дискурсе процессы манипуляции дополнены другим оттенком - влияние на общественное сознание реализуется с целью формирования конкретного мнения и конкретных желаний целевой аудитории. Конечным итогом такого манипуляторного воздействия является власть над обществом, способность управлять им и подчинять его политическим интересам [7, с. 46].

Активное использование политического манипулирования формирует угрозу трансформации общественности из активной в пассивную массу. Это происходит в результате того, что информация, транслируемая и внедренная в сознание социума посредством политического манипулирования через СМИ, лишает людей способности критического мышления, подавляет их волю и индивидуальность. Народ воспринимает транслируемый поток информации за «правду», а политические лидеры прибегают к искусственно созданному «общественному мнению» для того, чтобы достигать задуманных целей, не отвечающих потребностям общества и не имеющих ничего общего с реальными нуждами социума [1, с. 22].

Проблематика политического манипулирования в современной России исследовалась многими учеными и исследователями, каждый из которых изучал данный процесс с разных сторон и под разными углами, обращая больше внимания на конкретные приемы и технологии.

Е. Л. Доценко к числу приемов политического манипулирования относит подтасовку фактов или смещение понятий по семантическому полю [2, с. 127]. С. Кара-Мурза больше внимания уделяет фабрикации фактов, их упрощению и использованию стереотипов, манипулятивной семантики [4, с. 240]. В рамках проведенного исследования, Л. В. Гущина выявила особые тактики манипулирования, которые активно используют политические лидеры в отечественных СМИ - фальсификация, мнимая учтивость, сокрытие информации, ее диспропорциональность, специфическая организация тем, заголовков, негативное оценивание [6, с. 86].

Анализируя конкретные приемы манипуляции, к которым прибегают политические лидеры в СМИ, можно выделить некоторые, наиболее часто встречаемые [5, с. 49]:

• Формирование благоприятных установок с целью успешного продвижения политического деятеля, партии, программы. К данному приему можно отнести такие темы и проблемы, транслируемые в СМИ, которые создают специфическое состояние аудитории, вызывают желаемую реакцию общественности;

• Преобразование информационного канала, осуществляемое с помощью:

1) искажения информации (лож или более легкая форма частичного искажения);

2) подбора таких фактов, которые не могут опровергнуть выдвигаемую точку зрения;

3) «подтасовки фактов», которые по отдельности могут быть абсолютно истинными, но в своей совокупности формируют искаженное представление о политической реальности;

4) умалчивание.

• Частичный перевод политической информации в число секретной. Данный прием подразумевает скрытие некоторых важных составляющих информации с помощью преднамеренных утечек, что повышает ее статус и воздействие на аудиторию, как полностью истинной и существенной;

• Использование информационного шума, который не позволяет честно и критично воспринимать важную политическую информацию, поскольку она становится незаметной среди многочисленной «пустой» информации и не воспринимается так как это необходимо. В политическом манипулировании информационный шум используют для того, чтобы убрать из анализа информацию, которая нужна для принятия того или иного политического решения;

• Манипулирование с применением подсознательных информационных стимулов. В современном политическом манипулировании можно к числу такого приема можно отнести нейролингвистическое программирование (МЬР), сущность которого заключается в программировании личности с помощью вербальных и невербальных средств воздействия для принятия того или иного решения в политическом контексте.

Завершая анализ средств массовой информации, как неотъемлемого элемента политического манипулирования, мы хотим добавить о том, что преимуществом СМИ в данном политическом процессе является их публичность, неограниченность аудитории, а также непрямое распределение в пространстве и времени взаимодействие коммуникативных партнеров [3, с. 620].

Таким образом, в современной России средства массовой информации являются неотъемлемой частью политического дискурса, социальным механизмом информирования, одним из основополагающих политических институтов.

Литература

1. Демьяненко Н. В. Использование манипулятивных технологий в СМИ, как реальная проблема // Российский академический журнал, 2012. Т. 19. № 1. С. 20-27.

2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. 344 с.

3. Житникова Т. А. Политическое манипулирование: суть и механизмы защиты // Молодой ученый, 2014. № 6. С. 620-623.

4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: «Алгоритм», 2000. 464 с.

5. Мельникова Т. С. Пропаганда, как технология политического манипулирования // Власть, 2010. № 8. С. 47-52.

6. Тутарашвили Р. Ю., Гущина Л. В. Манипуляции общественным сознанием в рамках политического дискурса: роль СМИ в манипулировании общественным сознанием, основные виды манипулятивных технологий // Международный научно-исследовательский журнал, 2015. № 3-2 (34). С. 85-88.

7. Хазагеров Г. Г., Лобас П. П. Культурная утилизация манипулятивных технологий // Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 2014. № 1. С. 44-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.