Научная статья на тему 'Политическое манипулирование национальными элитами – средство сохранения существующего миропорядка'

Политическое манипулирование национальными элитами – средство сохранения существующего миропорядка Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическое манипулирование / миропорядок / национальные элиты / информационно-коммуникативные технологии / смена режима / political manipulation / world order / national elites / information and communication technologies / regime change

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фитуни Леонид Леонидович, Абрамова Ирина Олеговна

Статья посвящена анализу концептуальных подходов, методик и инструментов, используемых США и их союзниками для политико-манипуляционного воздействия на национальные элиты «восходящих» и других стратегически важных государств мира в целях удержания за собой доминирующих позиций в глобальном миропорядке и получения преимуществ в геополитической конкуренции. Авторы рассматривают структуру элит, являющихся объектом политического манипулирования, с точки зрения уязвимости для внешнего давления, шантажа и иных форм манипулирования отдельных слоев и элитных групп. Показано, что в составе инструментов манипуляционного прессинга в отношении национальных элит важная роль принадлежит информационно-коммуникативному воздействию на объект манипулирования. Статья выдвигает задачу научного познания механизмов и практики политического манипулирования национальными элитами в интересах защиты российского государства и обеспечения его безопасности и условий для восходящего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manipulating National Elites: Means of Perpetuating the Existing World Order

The article is devoted to the analysis of conceptual approaches, methods and tools used by the United States and its allies for political and manipulative influence upon national elites of the “ascending” and other strategically important States of the world in order to retain a dominant position in the global world order and to gain advantages in geopolitical competition. The authors consider the structure of the elites, targeted by political manipulation from the point of view of the vulnerability of their elements and elite groups to external pressure, blackmail and other forms of manipulation. It is shown that among the tools of manipulative pressure upon national elites, an important role belongs to the information and communication impact on the object of manipulation. The article calls for scientific cognition of the mechanisms and practices of political manipulation of national elites in order to protect the interests of the Russian state and to ensure conditions for the upward development of the country.

Текст научной работы на тему «Политическое манипулирование национальными элитами – средство сохранения существующего миропорядка»

Вызовы современности

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ЭЛИТАМИ - СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МИРОПОРЯДКА1

© 2018 Л.Л. Фитуни, И.О. Абрамова

ФИТУНИ Леонид Леонидович, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, заместитель директора Института Африки Российской академии наук. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1, e-mail: africa.institute@yandex.ru

АБРАМОВА Ирина Олеговна, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, директор Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1, e-mail: irina.abramova@inafr.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу концептуальных подходов, методик и инструментов, используемых США и их союзниками для политико-манипуляционного воздействия на национальные элиты «восходящих» и других стратегически важных государств мира в целях удержания за собой доминирующих позиций в глобальном миропорядке и получения преимуществ в геополитической конкуренции. Авторы рассматривают структуру элит, являющихся объектом политического манипулирования, с точки зрения уязвимости для внешнего давления, шантажа и иных форм манипулирования отдельных слоев и элитных групп. Показано, что в составе инструментов манипуляционного прессинга в отношении национальных элит важная роль принадлежит информационно-коммуникативному воздействию на объект манипулирования. Статья выдвигает задачу научного познания механизмов и практики политического манипулирования национальными элитами в интересах защиты российского государства и обеспечения его безопасности и условий для восходящего развития.

Ключевые слова: политическое манипулирование, миропорядок, национальные элиты, информационно-коммуникативные технологии, смена режима

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-44-3-11-17

В числе актуальнейших задач, стоящих в настоящее время перед общественными науками, находится исследование современных тенденций и прикладных сценариев трансформации парадигм перехода от монополярного к полицентричному миропорядку. В условиях эпохальных изменений в мире и вызревания нового мироустройства на передний план выдвигается настоятельная необходимость изучения новых направлений в исследовании глобальных проблем и международных отношений, глобального управ-

1 Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ 26520757 «Инновационные методологии обеспечения информационной безопасности Российской Федерации».

ления, правовых режимов многостороннего взаимодействия между государствами и отдельными частями обществ.

Такая необходимость обусловлена научной и практической значимостью этой тематики для познания современного этапа эволюции глобального миропорядка. Одной из ключевых характеристик данного этапа перехода к полицентричному миру является постепенная утрата доминировавшими прежде «старыми» странами-лидерами (США и некоторые другие государства Запада) своих исключительных глобальных позиций [1]. Тем не менее, западные державы пытаются по возможности удержать их, используя для этого как силовые, так и несиловые методы. Поэтому и с теоретической, и с прикладной точек зрения перед российской наукой и компетентными практическими организациями встает задача обобщения стратегий бенефициаров монополярного мироустройства по искусственному удержанию доминирующего положения и в новом миропорядке.

В последние годы Запад все шире использует гибридные методы, занимающие промежуточное место между силовыми и несиловыми средствами давления. К таким, можно сказать, «парасиловым» методам, относятся различные односторонние или групповые санкционные механизмы, правовые рестрикций и угрозы экспроприации собственности в отношении представителей национальных элит. Большую роль в наборе прикладных инструментов воздействия играют действия по маргинализации оппонента, его очернению, запуску мощных потоков разноречивой информации с огромной долей негатива, которая, даже будучи впоследствии опровергнутой, оставляет за собой шлейф подозрений в отношении объекта информационных атак.

При прочих равных условиях большая роль отводится работе с национальными элитами «восходящих» держав - «новых игроков», претендующих на значимые позиции в полицентричном мире, а также просто стратегически или геополитически важных стран Африки, Ближнего Востока, постсоветского пространства и других регионов мира. Целенаправленная поддержка Западом оппозиционных и антиправительственных сил в национальных элитах неоднократно приводила к смене правящих режимов в обход избирательного процесса, к «цветным революциям», а во многих странах Ближнего Востока к катаклизмам «арабской весны» и ее пост-эффектам.

В современном сложноструктурированном мире как в развитых, так и в развивающихся странах национальные элиты неоднородны. Разные группы элит сильно отличаются по степени влияния. Уровень влияния элиты, ее иерархическая «высота» нередко отражается в ее наименовании: мировая, региональная (например, элита Евросоюза), национальная (страновая), локальная/местная элита. В России и ряде постсоветских республик термин «национальная» элита нередко используется для обозначения «этнических» элит. Например: элиты титульных народов автономных республик. В данной статье мы используем определение «национальная» в стандартном международном понимании, то есть как относящаяся к какому-то определенному государству.

Существует множество критериев, по которым современная наука типологизирует национальные элиты. В академической литературе и политической публицистике едва ли не самой распространенной является классификация, в основу которой положена дифференциация элит в соответствии с видом профессиональной деятельности (военная, научная, судебная, театральная и т.п.) или с устоявшейся ролью их представителей в общественно-политической жизни государства, фактически тоже профессиональной, но в более широком смысле (политическая, культурная).

Как правило, профессиональная типологизация элит, в силу своей относительной конкретности, оказывается более объективной и четче очерчивает границы конкретной элитной группы, чем многие другие. Однако существуют и иные классификации, с более расплывчатыми границами элит и массой взаимно перекрывающихся сегментов, на-

пример: патриотическая и компрадорская, властная и оппозиционная. Принадлежность или отнесение каких-то лиц или групп граждан государства к любой из них - суждение достаточно субъективное. Дело в том, что нередко разные группы людей в зависимости от их позиций, мировоззрения и жизненного опыта могут считать одни и те же поступки или взгляды представителей элит и «патриотическими», и «предательскими». Кроме того, в научной литературе встречается большое число градаций, категорий и подкатегорий [подробнее см. 2].

Для того, чтобы санкции или другие репрессивные меры в отношении национальных элит привели к желательному эффекту, стране-репрессору необходимо обеспечить выполнение двух обязательных условий. Во-первых, нужно правильно определить фокусный слой внутри элиты, который был бы в состоянии стать ведущей силой по смене курса (режима) и, если не удастся решить задачу путем «дворцового переворота», мобилизовать против действующей власти «народные массы». Это означает, что фокусная группа сама по себе должна быть, с одной стороны, достаточно сильна для коллективного воздействия на власть, а с другой, манипулируема настолько, что решилась бы на сравнительно рискованные для себя действия.

Например, вводимые адресные санкции должны ущемить жизненные интересы этой части элиты настолько, чтобы заставить ее с риском для себя пойти против существующей власти и добиваться смены политической линии страны или ее высшего руководства. Другими словами, сила и характер санкций должны быть такими, чтобы оказавшиеся под их угрозой представители элиты опасались бы их больше, чем наказания со стороны национальных властей. Сочетание страха перед санкциями и опасения неизбежной кары от властного режима за свое предательство лишь усиливает возможности для внешнего политического манипулирования таргетируемыми слоями национальных элит. Повышается их «усердие» по понуждению руководства страны к изменению курса. В более сложных случаях на эту часть элит манипуляторами возлагается задача обеспечения смены режима без прямого военного вмешательства извне. Подобные методики лежат в основе многих удачных сценариев так называемого народного волеизъявления: от распада СССР до успехов технологии «цветных революций» во многих частях планеты.

В случае если таргетированные манипуляторами слои национальных элит начали активные практические действия по смене режима, но не смогли самостоятельно решить поставленную задачу, то, как показывают примеры Ливии, Сирии, Йемена и др., может последовать прямое военное вмешательство извне. В этом случае изначальные санкции и другие манипуляционные меры будут служить делу легитимизации внешней агрессии, камуфлируемой под поддержку народа, восставшего против репрессивного/коррумпированного/антидемократического режима на борьбу с диктатурой и т.п.

Национальные элиты уязвимы для политического манипуляционного воздействия извне в разной степени. Степень зависимости определяется конкретными условиями их формирования и особенностями социально-экономического развития их государств. В условиях глобализированного мира, где по сравнению с прежними временами для всех акторов очень высок уровень свободы трансграничных действий (будь то инвестирование, миграция, международные аресты или конфискации) возросли и возможности манипулирования элитами. Болевыми точками для манипулирования представителями последних становятся сохранность их иностранных вложений, судьба заграничной недвижимости, возможность для детей и родственников быть резидентами иностранных юрисдикций, внешнее покровительства, «страхующее» от ареста и т.п. Не удивительно, что национальные элиты становятся естественным объектом для потенциального внешнего давления. Сила санкционного давления определяется опытным путем. При недос-

таточности первичных санкционых мер, сила давления может постоянно увеличиваться, в пределах, определяющихся экономическим и/или геополитическим потенциалом страны-репрессора.

Какие именно слои национальной элиты представляют для внешнего политического манипулирования в рассматриваемом контексте особый интерес? Как видно из предшествующего рассмотрения, детерминантами выбора являются: а) способность объекта манипулирования исполнить волю манипулятора и б) наличие у объекта достаточных побудительных стимулов (позитивных и/или негативных) к ее исполнению. При этом фундаментальными стимуляторами для всех социальных слоев и групп будут: инстинкт самосохранения (групповой и индивидуальный), властные амбиции и материальные соображения (сохранение или преумножение имеющихся активов всех видов).

Если принять во внимание эти соображения, то приближенные к власти слои элиты выглядят для манипуляторов более привлекательным объектом давления, чем оппозиционные или контр-элиты. Оппозиционная элита - часть национальной элиты, борющаяся за власть в рамках существующей политической системы (например, элита лейбористов во время правления консерваторов в Великобритании, в ЮАР - представители национальной элиты из партий, противостоящих АНК). В странах Ближнего Востока и Африки оппозиционные элиты обычно слабо консолидированы, но амбициозны и нередко легко идут на сотрудничество с внешними силами в надежде на их поддержку в борьбе за власть.

В тех странах рассматриваемых регионов, где существуют многопартийные политические системы, члены парламентов от оппозиционных партий являются составной частью существующей политической системы. В той или иной степени, вольно или невольно, они легитимизируют существующую власть, и многие заинтересованы в ее сохранении. При этом за редким исключением в политическую элиту страны они входят лишь постольку, поскольку являются членами парламентов, либо занимают другие значимые позиции в системе.

Оппозиционной элите О. Крыштановская [2] и В. Очирова [3] противопоставляют контр-элиту. Она - неправящая группа в обществе, а потому готова и даже стремится к изменению существующей в государстве политической системы. Как замечает В. Очи-рова, контр-элита претендует на высокий или даже доминирующий статус при декларируемой оппозиционности по отношению к лидерам элиты или даже всей элите в целом [3, с. 78]. В странах Африки и Ближнего Востока контр-элиты с высокой степенью готовности идут на сотрудничество с внешними силами в достижении своих целей и охотно встраиваются в планы политических манипуляторов Запада.

При наличии несомненных преимуществ в работе зарубежных манипуляторов с оппозиционными и контр-элитами имеются и несомненные минусы. Главный из них - от-ключенность этих частей национальной элиты от реальной власти в стране и затрудненный доступ к ее высшему руководству. Это практически исключает смену режима по сценарию «дворцового переворота» в целевой стране представителями этих групп элит.

В этом смысле более эффективна опора на представителей властных элит и особенно местного олигархата. Сверхбогатые представители национальных элит (местный олигархат) практически всегда встроены в структуры мировых элит. Они сильно зависят от глобального истеблишмента и стремятся сохранить в нем свое положение. В отношении них санкционные меры и требования отчетности о происхождении их богатства являются мощными орудиями политического и индивидуального манипулирования. Учитывая, что число миллионеров и миллиардеров во многих, в том числе в самых бедных странах Африки и Ближнего Востока, растет, усложняются их взаимоотношения с властью, с внешними силами и внутри своего круга, объективно рас-

ширяются и возможности манипулирования: шантажа, игры на противоречиях, прямого подкупа и т.д.

Согласно докладу Boston Consulting Group о богатстве в мире, опубликованному в июне 2018 г., миллионерам и миллиардерам в настоящее время принадлежит почти половина мирового личного богатства, по сравнению с чуть менее 45% в 2012 г. [4] В составе инструментов манипуляционного прессинга в отношении этой части национальных элит чрезвычайно важная роль принадлежит глобальному информационно-коммуникативному воздействию на объект манипулирования [5]. Последний, в силу своего положения значимой публичной персоны, оказывается под огнем информационных атак и угрозы репутационных потерь практически круглосуточно и в любой точке мира.

Сегодня ушли в прошлое декларировавшиеся некогда «незыблемыми» принципы капиталистической свободы зарабатывать и бесконтрольно распоряжаться своими деньгами. В мире все более распространяются различные формы контроля над индивидуальным богатством. Все более декларируется требование к чистоте происхождения состояния и транспарентности источников доходов. Эти - сами по себе справедливые -требования превратились в эффективное орудие манипулирования бизнес-элитами стран Азии и Африки и давления на политических деятелей и деловую элиту. В некоторых случаях надуманные обвинения в неясности происхождения доходов или недостаточной транспарентности структур собственности превращаются также в инструмент международной коммерческой конкуренции.

Власти развитых стран требуют соблюдения прозрачности не только при операциях с собственностью в реальном секторе экономики [6], но и в деле хранения средств на банковских счетах и даже при использовании виртуальных расчетных единиц, включая криптовалюты.

Ясное видение распределения богатства и контроль над ним со стороны правительств имеют важное значение для власти. Государство не может позволить себе оставить этот важный ресурс полностью в руках частных лиц из страха перед их непредсказуемо независимым поведением. Оно опасается, что богатство как ресурс может попасть под чужой контроль. В то же время, контролируя движение финансовых средств, состав и объемы собственности иностранных юридических и физических лиц, выявляя конечных бенефициаров в различных трансакциях, государство приобретает информационные [6] и иные рычаги давления на собственников и политического манипулирования ими.

Такое политическое манипулирование, санкционное давление и правовые рестрикции в отношении национальных элит создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления. В глобальном плане происходит расшатывание устоявшихся правовых, политических, экономических, культурных и гуманитарных основ международных отношений. Рушатся долго и трудно выстраивавшиеся взаимосогласованные инструменты и институты глобального сосуществования и взаимодействия государств. Нарастает обстановка нестабильности, чреватая катастрофическими международными последствиями.

В глобальных масштабах набирает силу феномен односторонней корректировки Соединенными Штатами и рядом стран Запада правил «легитимного» поведения в мире, изменения сложившихся в нем финансово-экономических и регуляторно-правовых «правил игры» и подрыва некоторых институтов управления.

В условиях резкого обострения противостояния России и большинства ведущих стран Запада последние активно используют новые и совершенствуют старые инструменты давления на различные слои российского общества с целью добиться желательных Западу изменений в балансе политических сил в стране, ограничить возможности

ее экономического роста и модернизации экономики, подъема жизненного уровня основной части населения. Сам факт укрепления экономических и внешнеполитических позиций России, улучшения ее международного имиджа и влияния рассматривается как вызов и угроза сложившемуся после развала СССР миропорядку. В составе средств сдерживания «российской угрозы» большое внимание геополитическими конкурентами уделяется мерам санкционного и иного давления на экономическую, политическую и культурную элиты страны в надежде побудить их представителей к действиям по смене политического курса РФ. Давая оценку этим веяниям, президент России назвал санкции очень старым, древним инструментом, который «применяется многими, в том числе американским партнерами». «Просто это способ конкурентной борьбы — нелегитимный, нечестный, но это так», — пояснил В.В. Путин, добавив, что это также является «попыткой сдержать рост обороноспособности нашей страны» [7].

В этой связи перед российской наукой встает задача обобщения существующей в рассматриваемой области мировой практики и анализа источников, характера и типов санкционных угроз в отношении элит и международного опыта противодействия нели-гитимному давлению в странах Африки, Ближнего Востока, СНГ и других регионах мира.

Источники

1. Фитуни Л. Л. Смена моделей мирового развития и глобальное управление в цивилизаци-онном измерении. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2013, № 4, с. 18-29.

2. Крыштановская О. Анатомия российской элит. М., 2005, 384 с. ISBN 5-8159-0457-0.

3. Очирова В. Структура политической элиты. Вестник ЧитГУ, 2010, № 7 (64).

4. https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2018/global-wealth-seizing-analytics-advantage.aspx (дата обращения 18.07.2018)

5. Абрамова И.О., Поликанов Д.В., Фитуни Л. Л. Интернет, трансформация обществ и сетевые войны. Российские стратегические исследования. М., 2002, с. 136-150.

6. Фитуни Л. Л. Экономика Африки: вызовы посткризисного развития. Статья 2. Реальный сектор вчера, сегодня, завтра. Азия и Африка сегодня. 2010, № 9 (638), с. 8-14.

7. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a9fa61c9a794768526e548f (дата обращения 20.07.2018)

MANIPULATING NATIONAL ELITES: MEANS OF PERPETUATING

THE EXISTING WORLD ORDER1

© 2018 Leonid Fituni, Irina Abramova

FITUNI Leonid L., Prof., Dr.Sc., Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Deputy Director, Institute for African Studies, RAS. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka, 30/1, e-mail: africa.institute@yandex.ru

ABRAMOVA Irina O., Prof., Dr.Sc., Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Deputy Director, Institute for African Studies, RAS. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka, 30/1, e-mail: irina.abramova@inafr.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of conceptual approaches, methods and tools used by the United States and its allies for political and manipulative influence upon national elites of the "ascending" and other strategically important States of the world in order to retain a dominant position in the global world order and to gain advantages in geopolitical competition. The authors consider the structure of the elites, targeted by political manipulation from the point of view of the vulnerability of their elements and elite groups to external pressure, blackmail and other forms of manipulation. It is shown that among the tools of manipulative pressure upon national elites, an important role belongs to the information and communication impact on the object of manipulation. The article calls for scientific cognition of the mechanisms and practices of political manipulation of national elites in order to protect the interests of the Russian state and to ensure conditions for the upward development of the country.

Keywords: political manipulation, world order, national elites, information and communication technologies, regime change

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-44-3-11-17

References

Abramova I.O., Polikanov D.V., Fituni L.L. Internet, transformatsya obshchestv i setevye voyny (Internet, the transformation of societies and network wars). Rossiyskiye strategicheskiye issledovaniaya. Moscow, 2002, pp. 136-150. ISBN: 5-94010-160-7.

Fituni L.L. Ekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitiya. Stat'ya 2. Real'nyy sektor vchera, segodnya, zavtra (African Economy: challenges of post-crisis development. Article 2. Real sector yesterday, today, tomorrow) Aziya i Afrika segodnya. (Asia and Africa today). 2010, No. 9 (638), p. 8-14.

Fituni L.L. Smena modeley mirovogo razvitiya i global'noye upravleniye v tsivilizatsionnom izmerenii (Change of models of world development and global governance in a civilizational dimension) Vostok. Afro-Aziatskiye obshchestva: istoriya i sovremennost' (East. Afro-Asian societies: history and modernity) 2013, № 4.

https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2018/global-wealth-seizing-analytics-advantage.aspx (accessed 18.07.2018)

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a9fa61c9a794768526e548f (accessed 20.07.2018)

Kryshtanovskaya O. Anatomiya rossiyskoy elit (The Anatomy of the Russian Elite) Zakharov (ed.), Moscow, 2005, 384 pp. ISBN 5-8159-0457-0

Ochirova V. Struktura politicheskoy elity (The structure of the political elite) Vestnik ChitGU (Bulletin of the Chita State University), 2010, No. 7 (64), p. 78.

1 Acknowledgent: The research was supported by SPbGU grant 26520757 "Innovative methodologies of maintaining information security of the Russian Federation".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.