4. Rayanov F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i sootnosheniya: mono-grafiya (Civil society and the Rule-of-Law State: the Problem of Understanding and Correlation: Monograph). M.: Yurlitinform.
5. Gegel' G.V.F. Filosofiya prava (The Philosophy of Law). M.: Mysl', 1990.
6. Nersesyants V.S. Filosofiya prava (The Philosophy of Law). M., 1997.
7. Gosudarstvo i pravo (State and Law), 2012, № 4, p. 5-10.
8. Zakon i pravo (Law and Right). 2010. № 11. S. 43-44.
9. Khrestomatiya po istorii gosudarstva i prava zarubezhnykh stran (Reader on History of State and Law of Foreign Countries). M., 2000.
10. Antonov M.V. Ob opredelenii ponyatiya «pravovoe gosudarstvo» (On the Definition of "Rule-of-Law State") // Pravo. Zhurnal shkoly Vysshei eko-nomiki, 2010, № 3, p. 135.
11. Khrestomatiya po istorii gosudarstva i prava zarubezhnykh stran (Novoe i Noveishee vremya) (Reader on History of State and Law of Foreign Countries (Modern and Contemporary Times)). M.: Izda-tel'stvo ZERTsALO, 2000.
12. Rossiiskaya yuridicheskaya entsiklopediya (Russian Legal Encyclopedia). M.: Izdatel'skii Dom INFRA-M., 1999.
13. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' (Great Encyclopedic Dictionary). M., 1998.
Дата поступления: 15.01.2016 Received: 15.01.2016
УДК 340
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ДЕМОКРАТИИ
ВАСИЛЬЕВ Анатолий Васильевич
доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: formessage@yandex. ru
Понятия «политическая демократия» и «политико-экономическая демократия» часто встречаются в работах современных исследователей и отличаются по своему содержанию. По мнению автора, политическая демократия понимается как участие рядовых граждан в управленческой деятельности государственных органов в сфере политических отношений, а политико-экономическая - в сфере экономических отношений. Можно выделить также советские и современные демократические формы и методы политической и политико-экономической демократии, имеющие свою политическую и экономическую значимость, и на этой основе разработать некоторые предложения по совершенствованию и правовому регулированию форм и методов современной демократии.
Ключевые слова: демократия, политическая демократия, политико-экономическая демократия, политические отношения, экономические отношения.
POLITICAL AND POLITICO-ECONOMICAL UNDERSTANDING OF DEMOCRACY
VASILIEV Anatoly Vasilyevich
Doctor of Law, Professor of the Department of Theory of State and Law named after G. V. Maltsev of the Faculty of Law named after M.M. Speransky of Institute of Law and National Security of the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
The concepts of "political democracy" and "politico-economical democracy" are often found in the works of contemporary researchers and differ in their content. According to the author, political democracy is understood as the participation of ordinary citizens in the management activities of state bodies in the sphere of political relations, and politico-economical democracy is found in the sphere of economic relations. The author also points up Soviet and modern democratic forms and methods of political and politico-economical democracy, with its political and economic importance, and on this basis one can develop some proposals for improving the legal regulation of forms and methods of modern democracy.
Key words: democracy, political democracy, political and economical democracy, political relations, economical relations.
Термин «демократия» в переводе с древнегреческого языка означает власть народа («демос» -народ, «кратос» - власть). В древнегреческих городах-государствах, например, таких, как Афины, государственную власть, действительно, осуществлял непосредственно народ, поскольку все государственные органы формировались из рядовых граждан путем выборов. Они осуществляли свои властные государственные функции в течение определенного срока, как правило, 1 года. Не было профессиональных государственных чиновников. Выполнение гражданами государственных функций городов-государств являлось государственной, т.е. политической деятельностью (от древнегреческого термина «полис» - государство). В современных условиях, когда государственную властную деятельность осуществляют только государственные органы и государственные чиновники, граждане лишь
участвуют в решении государственных вопросов. Это означает, что они участвуют в политической демократии.
В настоящее время термин «демократия» включает в себя не только участие в управлении государством, а и некоторые личные права и свободы граждан: свобода мысли и слова, свобода совести, вероисповедания, право создавать объединения, свобода выезда и въезда на территорию государства, гражданами которого они являются. Политическая демократия, т.е. участие в управлении государством, выполнение гражданами в определенной степени государственных функций, является частью современного понимания демократии [8, с. 168-169].
Политической деятельностью, т.е. участием граждан в политической демократии являются выборы гражданами государственных органов, референдум, общественные палаты, публичные встречи руководителей государственных органов с гражданами, общественные советники и некоторые другие формы участия граждан в решении государственных вопросов.
Личные права и свободы граждан не имеют непосредственного отношения к политической демократии как к власти народа, а характеризуют правовое отношение государства к гражданам, граждан - к государству и друг к другу. Они создают в определенной степени комфортные условия для жизни граждан, для решения ими своих личных вопросов.
Выборы государственных органов представляют политическую демократию, поскольку в их результате создаются властные государственные органы, такие как парламент, президент, главы регионов и другие органы. Граждане на выборах решают вопрос о персональном составе парламентов, персоне президента, других избираемых народом должностных лиц.
Референдумы, как формы участия граждан в государственном управлении, более четко характеризуют их как политическую деятельность народа, поскольку народ непосредственно принимает правовые акты высшей юридической силы, которые не может изменить или отменить никакой государственный орган. Кроме того, референдумы, как правило, проводятся по наиболее значимым и важным вопросам, касающимся судьбы всего народа, и народ сам определяет свой выбор. Так, например, решения о вступлении европейских стран в Европейский Союз принимались на референдумах. На референдуме была принята и Конституция Российской Федерации [1].
Общественные палаты представляют собой, с одной стороны, общественные объединения, действующие на основе и по правилам общественных организаций, а с другой - форму участия граждан в управлении государством, т.е. участия в политической деятельности. Это положение наглядно видно из ст. 1 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», в которой сказано, что Общественная палата России обеспечивает взаимодействие граждан, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов российских граждан, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики [2].
Закон закрепляет и другие формы участия общественной палаты во властной управленческой деятельности государственных органов. Так, в ст. 2 говорится, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественных интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и органов государственной власти для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем: выдвижения и поддержки гражданских инициатив, произведения общественных экспертиз проектов федеральных законов, осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации и др.
Из изложенного видно, что Общественная палата участвует в управленческой властной деятельности федеральных властных органов и оказывает влияние на их деятельность. Тем самым она осуществляет политическую деятельность и является субъектом политической демократии.
Аналогичными правами наделены и соответствующие функции выполняют общественные палаты субъектов Российской Федерации [3]. В городе Москве Правительством Москвы принято «Положение о содействии развитию форм общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы», которое регулирует формы и механизмы общественного контроля [4]. Жители города Москвы вправе участвовать в реализации механизмов общественного контроля как
самостоятельно, так и через представителей - общественные объединения или общественных советников. С общественными советниками органы исполнительной власти города Москвы заключают соглашения о взаимодействии. Предусмотрены и другие формы участия жителей города Москвы в осуществлении контроля. Аналогичное положение с участием в управленческой деятельности органов государственной власти имеет место и в других субъектах Российской Федерации.
Особое значение для формирования и развития политической демократии имеют непосредственные или с помощью телевидения встречи руководителей органов государственной власти с гражданами, начало которым положил Президент Российской Федерации В.В. Путин. Особое их значение заключается в том, что на высказанные замечания граждане сразу и публично получают ответ должностного лица о состоянии дела, затронутого гражданином, решение затронутых проблем. Это, во-первых. А во-вторых, такие встречи имеют двухстороннее значение. Они способствуют более быстрому и адекватному решению поставленных гражданами вопросов, а, в конечном счете, развитию политической демократии. С другой стороны, они повышают ответственность работников государственного аппарата за выполнение их должностных обязанностей непосредственно перед народом и, соответственно, улучшению их деятельности [9, с. 4-8].
С целью создания для народа возможности выбора деятельности государственной власти в условиях демократии существует закрепленная законом многопартийность, при которой партии формируют свои политические и экономические программы. Народ выбирает наиболее значимую для его жизни и удовлетворяющую его потребности партийную программу и, соответственно, партию, и на выборах голосует за ее представителей, которые в результате побеждают на выборах, формируют правительство и другие государственные органы. Это наглядно видно на примере парламентской республики, в которой именно так формируется правительство, а лидер победившей партии становится его председателем. Многочисленные и разнообразные формы политической демократии позволяют использовать их всем гражданам, независимо от национальности, места жительства, религиозной принадлежности и иных особенностей личности [5].
Совершенно иное положение существует в сфере экономики. Здесь нет демократии, аналогичной демократии в политической сфере, т.е. граждане не обладают такими же правами на участие в управлении экономической деятельностью частных и государственных предприятий, что является главным, поскольку именно на предприятиях, где происходит соединение рабочей силы со средствами производства, создаются материальные ценности. Имеются лишь декларативные положения в законах об общественных палатах. Так, в ст. 2 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» сказано, что она «...призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического ... развития...» [2]. Аналогичное положение закреплено и в ст. 3 Закона города Москвы «Об общественной палате города Москвы» [3]. Но в законодательстве не указаны, какие это экономические вопросы, каков механизм реализации интересов граждан, как решаются спорные вопросы, т.е. вопросы по которым мнение общественной палаты и соответствующего государственного властного органа не совпадают, и другие вопросы, без чего невозможно участие граждан в экономической демократии.
В каком виде исторически образовалась самостоятельная и независимая от государства и граждан практика функционирования частного предпринимательства, так она и существует до настоящего времени. Ничто, как говорится, им не указ. Сами устанавливают заработную плату работникам их предприятий и цену на произведенные товары. А поскольку целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, то предприниматели любыми путями стремятся увеличить ее, в том числе, установлением заработной платы ниже стоимости рабочей силы, а цены товаров - выше их стоимости. В результате заработная плата наемных работников оказывается ниже прожиточного минимума и не обеспечивает их жизненные потребности.
Повышение цены товаров усиливает негативные черты экономики. В результате возникают затоваривание продукции, остановка производственной деятельности, экономические кризисы, развал экономики и революции. И ни государство, ни граждане ничего не могут сделать, поскольку управление экономикой в целом и регулирование экономических отношений осуществляется непосредственно предпринимателями. Такое состояние соответствует только интересам частных предпринимателей, а не наемных работников и в целом общества.
Аналогичное положение существует и на государственных предприятиях, действующих в условиях рыночных отношений. Для того чтобы не допускать названных негативных явлений, необходимо распространить демократические принципы и на экономическую сферу, допустить государство и граждан к участию в управлении ею. Такая практика имела место при советской власти в СССР и некоторых других странах. Тогда на предприятиях создавались различные общественные формирова-
ния, которые совместно с администрацией предприятия решали производственные и бытовые вопросы жизни трудового коллектива. Были приняты специальные законы о трудовых коллективах, о социалистическом предприятии, которые регулировали эти отношения.
Основным органом, обеспечивающим участие трудовых коллективов в управлении производством, было общее собрание (конференция) рабочих и служащих предприятия, совет трудового коллектива, совместное осуществление полномочий трудового коллектива администрацией, профсоюзный комитет, постоянно действующее производственное совещание, научно-техническое общество, общество изобретателей и рационализаторов, органы народного контроля, товарищеские суды. Важное значение в участии трудового коллектива в управлении предприятием имело также социалистическое соревнование и заключение коллективного договора.
Общее собрание являлось основной формой осуществления полномочий трудового коллектива. Оно имело право принимать решения, обязательные для членов коллектива и администрации, формировало совет трудового коллектива, избирало руководителя предприятия, определяло пути увеличения производительности труда и прибыли, повышения эффективности производства и качества продукции, улучшения материально-технической базы производства, одобряло коллективный договор, решало другие важные вопросы.
В период между общими собраниями действовали советы трудовых коллективов. В Совет трудового коллектива входили директор и главный инженер, заместитель директора по производству, начальник отдела труда и заработной платы, начальник отдела кадров, секретарь парткома; от профсоюзной организации - председатель профкома, председатели производственно-массовой комиссии, комиссии по охране труда, комиссии по социальному страхованию, по работе среди женщин, жилищ-но-бытовой комиссии; от комсомольской организации - секретарь комитета; представители рядовых рабочих и служащих. Решения совета трудового коллектива, принятые в пределах его компетенции, были обязательными для администрации и членов коллектива [6].
Важную роль в разработке и внедрению в производство технических и технологических новинок, развитию научно-технического процесса играли первичные организации Научно-технических обществ и Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Их деятельность также регулировалась Законом «О трудовых коллективах» и Законом «О предприятии». Большое значение для широкого вовлечения членов трудовых коллективов в решение производственных вопросов имели постоянно действующие производственные совещания (далее - ПДПС), которые создавались на промышленных предприятиях и в их структурных подразделениях. Членами ПДПС были рабочие, служащие, представители администрации, партийного, профсоюзного и комсомольского комитетов, советов НТО и ВОИР. ПДПС рассматривали и обсуждали проекты текущих и перспективных планов, заслушивали отчеты администрации, решали вопросы совершенствования производства, труда, улучшения качества и снижении себестоимости продукции, правильного использования работников в соответствии с их квалификацией и специальностью, укрепления производственной дисциплины и др.
ПДПС по рассматриваемым вопросам разрабатывали предложения для администрации, профкома, других организаций. В случае разногласий между ПДПС и администрацией, в адрес которой было внесено предложение, спорные вопросы решались общим собранием трудового коллектива. На предприятии создавались также органы народного контроля, товарищеские суды, некоторые другие органы и организации, которые также давали возможность рабочим и служащим участвовать в управлении предприятием.
Трудовые коллективы предприятий также имели право выбирать руководителей предприятий, структурных единиц объединений, производств, цехов, участков, мастеров и бригадиров. Избранный собранием руководитель предприятия утверждался вышестоящим по отношению к предприятию органом. Руководитель предприятия избирался сроком на 5 лет. Выборы проходили на конкурсной основе с представлением кандидатами программ улучшения деятельности предприятия.
Из изложенного видно, сколь разнообразными и многочисленными были формы демократии в сфере экономики. Думается, и в настоящее время целесообразно возродить наиболее эффективные и соответствующие современным условиям формы. Дело в том, что отсутствие демократии в экономической сфере оказывает отрицательное влияние и на демократию в политической сфере жизни общества. Так, представительная демократия в настоящее время в условиях отсутствия демократии в сфере экономики стала фактически формальной, поскольку депутаты утратили непосредственную связь со своими избирателями. Возникло новое понимание представительной демократии. Теперь признается, что депутаты парламента не индивидуально представляют своих избирателей и выполняют их наказы, отчитываясь перед ними о проделанной работе, а все собрание депутатов, т.е. избранный представительный орган - парламент является представителем всех избирателей, т.е. всех граждан [10, с. 6-14].
Референдумы проводятся в общегосударственном масштабе настолько редко, что во многом утратили качество формы демократии. Так, в странах Европы референдумы проводились только для
решения вопроса о вступлении в Европейский Союз [7]. В России референдум проводился последний раз в 1993 г. при принятии Конституции Российской Федерации. Больше ни одного референдума не проводилось.
Изложенное подтверждает положение К. Маркса о том, что политика (т.е. политическая демократия) является концентрированным выражением экономики, а именно, сохранение полной независимости от граждан и государства частных предпринимателей в решении экономических вопросов. В настоящее время в условиях демократического правового и социального государства целесообразно определенное взаимодействие граждан и государства с предпринимателями - частными собственниками средств производства - с целью более эффективного использования производственного потенциала и большей социальной справедливости.
Экономической основой распространения демократии на экономические отношения является то обстоятельство, что и предприниматель и наемный работник находятся в одинаковом отношении друг к другу. Это равенство заключается в том, что и предприниматели, и рабочие вкладывают в свою экономическую деятельность определенное количество труда: предприниматели - овеществленного, а рабочие - живого. В результате чего создается товар, т.е. стоимость, которая является главным фактором экономических отношений и экономическим содержанием производственной деятельности. В отсутствие указанных факторов их соединение, совместное функционирование и рыночные отношения невозможны.
Предпринимателю нужна рабочая сила, чтобы его бизнес функционировал, а работникам нужна работа, чтобы иметь материальные средства к существованию. Интерес взаимен. В этом отношении они равны в своем состоянии, поскольку одни средства производства в отсутствие рабочий являются грудой металла, а не производительной силой, а одни рабочие без средств производства представляют собой рабочую силу в потенции. И только в соединении они приобретают свою ценность и стоимость, как экономическую значимость.
Такое взаимосвязанное положение предпринимателей и наемных рабочих и обусловливает их экономическое равенство. Это равенство дает возможность предпринимателям и рабочим заключать трудовые договоры, т.е. договоры по производству товаров на равных условиях, с учетом интересов сторон: рабочих - по условиям труда, величине заработной платы, предпринимателей - по выполнению трудовых обязанностей рабочими и осуществлению ими производительного функционир о-вания капитала.
Общедемократическое и правовое равенство предпринимателей и рабочих закреплено в ст. 19 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что все члены общества равны перед законом, а государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения. Это означает, что частный предприниматель и наемный работник являются одинаковыми субъектами права и на равных правах взаимодействуют в процессе найма на работу и осуществлении трудовой деятельности. Однако в настоящее время, как уже отмечалось выше, эти вопросы практически полностью находятся на усмотрении и решении частных предпринимателей. С целью устранения этой незаконной практики целесообразно законодательно закрепить заключение письменного договора между предпринимателем и наемным рабочим о найме на работу. В этом договоре должны быть определены все условия трудовой деятельности - продолжительность рабочего времени, трудовые обязанности, условия труда, размер заработной платы, который не должен быть меньше прожиточного минимума соответствующей стоимости рабочей силы, величина ежегодного отпуска, определены другие права и обязанности сторон договора. Может быть также определено право на оплачиваемую забастовку в случае невыполнения предпринимателем условий договора и, соответственно, увольнение работника при невыполнении им условий договора и т.п.
С целью более правильного и законного взаимодействия частного предпринимателя и наемного работника в процессе трудовой деятельности целесообразно разработать и законодательно закрепить типовой трудовой договор. Для развития демократии в сфере трудовой деятельности целесообразно с целью недопущения названных негативных явлений обязать предпринимателей ежемесячно на общем собрании встречаться с трудовым коллективом, обсуждать существующее положение и по спорным вопросам принимать компромиссные решения. Тем самым не допускать силовые действия сторон [11, с. 8-16; 12, с. 52-57]. Данное положение является общим также и для сферы политической демократии, в которой предусмотрены встречи должностных лиц с гражданами.
Политико-экономическая демократия на государственных и муниципальных предприятиях должна быть иной, поскольку в данном случае имеет место политическая демократия в сфере экономики, а руководитель предприятия является государственным чиновником. Поэтому она во многом соответствует принципам и характеру политической демократии. Это соответствие выражается в том, что она представляет собой участие граждан в управленческой деятельности государственно-властных органов, осуществляющих государственное управление предприятиями. Главным органом,
осуществляющим управление предприятием, является назначаемый государственным органом и действующий как государственный служащий руководитель предприятия, который одновременно является и властной экономической структурой, действующей на основе экономических, рыночных законов в сфере экономических отношений. Поэтому современная политико-экономическая демократия, безусловно, должна отличаться от производственной демократии советского периода. Это означает, что некоторые формы и методы того времени, к примеру, соревнование, которое называлось социалистическим (т.е. передовым и прогрессивным) а на самом деле во многом являлось способом увеличения интенсивности труда без его необходимой механизации и автоматизации, не может быть воспринято в современных условиях.
Думается, что и ПДПС также не может быть востребовано в настоящее время, поскольку его задачей было совершенствование производственного процесса. Эту функцию могут выполнять другие общественные структуры на предприятии, к примеру, совет трудового коллектива, который непосредственно может быть использован в современных условиях, поскольку позволяет участвовать в управлении предприятием путем непосредственного и постоянного взаимодействия с директором предприятия и быть одной из форм политико-экономической демократии в настоящее время.
Кроме того, совет трудового коллектива как общественный орган участия членов коллектива в управлении предприятием может непосредственно взаимодействовать с директором предприятия по всем основным вопросам деятельности предприятия и, тем самым, заменить другие, достаточно многочисленные формы и виды, существовавшие на предприятиях в советское время, которые нередко дублировали друг друга. Возможно также использование такой политической формы участия граждан в решении государственных вопросов как непосредственные встречи руководителей государственных предприятий с гражданами, но в несколько иной форме, а именно, - в форме регулярно проводимых общих собраний рабочих и служащих предприятия.
Таковы некоторые аспекты понимания современной политической и политико-экономической демократии.
Библиографические ссылки
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-Ф3 (в ред. от 28.11.2015) "Об Общественной палате Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 15. Ст. 1277.
3. Закон г. Москвы от 04.07.2012 N 34 (в ред. от 12.03.2014) "Об Общественной палате города Москвы" // Ведомости Московской городской Думы. 2012. № 8. Ст. 147.
4. Положение о содействии развитию форм общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2010 N 938-ПП (в ред. от 07.07.2015) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2010. № 60.
5. Российское общество: становление демократических ценностей / Отв. ред. В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин. М., 2000.
6. Васильев А.В. Трудовой коллектив управляет предприятием. Опыт и проблемы. М., 1987.
7. Зидентоп Л. Демократия в Европе / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцевой. М., 2001.
8. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: монография. - М.: Юрлитинформ, 2015. С. 81-83, 166.
9. Раянов Ф.М. Правовое государство для постсоветской России: ценностно-технологические аспекты реализации // Право и государство: теория и практика. 2007. № 7. С. 4-8.
10. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство - суть всей современной теории общественного развития // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 6-14.
11. Раянов Ф.М. Сущность правового государства: историко-цивилизационный подход // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 4 (30). С. 8-16.
12. Галиев Ф.Х. Правовая культура и правовое государство // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 2 (36). С. 52-57.
References
1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ (The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (taking into account the amendments made to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation), ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2014. № 31. St. 4398.
2. Federal'nyj zakon ot 04.04.2005 N 32-FZ (v red. ot 28.11.2015) "Ob Obshhestvennoj palate Rossijskoj Federacii" (The Federal Law from 04.04.2005 N 32-FL (as amended 11.28.2015) "On the Public Chamber of the Russian Federation") // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2005. № 15. St. 1277.
3. Zakon g. Moskvy ot 04.07.2012 N 34 (v red. ot 12.03.2014) "Ob Obshhestvennoj palate goroda Moskvy" (The Law of Moscow of 04.07.2012 N 34 (in the red. of 03.12.2014) "On the Public Chamber of the City of Moscow") // Ve-domosti Moskovskoj gorodskoj Dumy. 2012. № 8. St. 147.
4. Polozhenie o sodejstvii razvitiju form obshhestvennogo kontrolja za dejatel'nost'ju organov ispolnitel'noj vlasti goroda Moskvy, utv. Postanovleniem Pravitel'stva Moskvy ot 12.10.2010 N 938-PP (v red. ot 07.07.2015) (Regulations Concerning the Promotion of Forms of Public Control over Authorities' Activities of the Government of Moscow, approved by Resolution of the Government of Moscow dated 12.10.2010 N 938-PP ) // Vestnik Mjera i Pravitel'stva Moskvy. 2010. № 60.
5. Rossijskoe obshhestvo: stanovlenie demokraticheskih cennostej (Russian Society: Emergence of Democratic Values) / Otv. red. V.N. Ivanov, G.Ju. Semigin. M., 2000.
6. Vasil'ev A.V. Trudovoj kollektiv upravljaet predprijatiem. Opyt i problemy (The Labor Collective Controls the Enterprise. Experience and Problems). M., 1987.
7. Zidentop L. Demokratija v Evrope (Democracy in Europe) / Per. s angl. pod red. V.L. Inozemcevoj. M., 2001.
8. Rajanov F.M. Grazhdanskoe obshhestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimanija i sootnoshenija: monografija (Civil Society and the State of Law: The Problem of Understanding and Relations: Monograph.). - M.: Jurlitinform, 2015. S. 81-83, 166.
9. Rajanov F.M. Pravovoe gosudarstvo dlja postsovetskoj Rossii: cennostno-tehnologicheskie aspekty realiza-cii (The Rule of Law State for Post-Soviet Russia: Technological Aspects of Realization) // Pravo i gosudarstvo: teorija i praktika. 2007. № 7. S. 4-8.
10. Rajanov F.M. Grazhdanskoe obshhestvo i pravovoe gosudarstvo - sut' vsej sovremennoj teorii obshhestvenno-go razvitija (Civil Society and Law-Governed State is the Essence of all Modern Theories of Social Development) // Pravovoe gosudarstvo: teorija i praktika. 2015. № 1 (39). S. 6-14.
11. Rajanov F.M. Sushhnost' pravovogo gosudarstva: istoriko-civilizacionnyj podhod (The essence of the Rule of Law State: Historical and Civilizational Approach) // Pravovoe gosudar-stvo: teorija i praktika. 2012. № 4 (30). S. 8-16.
12. Galiev F.H. Pravovaja kul'tura i pravovoe gosudarstvo (Legal Culture and the Rule of Law State) // Pravovoe gosudarstvo: teorija i praktika. 2014. № 2 (36). S. 52-57.
Дата поступления: 18.01.2016 Received: 18.01.2016
УДК 340
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ
ЗАХАРЦЕВ Сергей Иванович
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права МГУТУ, г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
САЛЬНИКОВ Виктор Петрович
доктор юридических наук, профессор, главный редактор журнала «Юридическая наука: история и современность», Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Изучение вопроса о соотношении философии права и общей теории права связано с тем, что предназначения отдельных философских направлений как раз в том, чтобы стать своеобразными «мостиками», ориентирами для теоретических наук всех отраслей знаний (от экономической и математической теории до теории права). Появление таких научных дисциплин как философия экономики, философия медицины, философия права и многие другие, связано с формированием потребности в экономике, медицине, праве, стремлением дотянуться, «подняться» до философских знаний. Так как философия разрабатывает фундаментальные проблемы онтологии, гносеологии, аксиологии, антропологии, логики, этики, праксиологии, сознания, предметом изучения философии права должны быть соответ-
PHILOSOPHY OF LAW: LEGAL POSITIONS
ZAKHARTSEV Sergei Ivanovich
Doctor of Sciences (Law), Professor of the chair ofTheo-ry and History of State and Law of the Moscow State University of Technologies and Management, Moscow, Russia. E-mail:[email protected]
SALNIKOV Viktor Petrovich
Doctor of Sciences (Law), Professor, Editor-in-Chief of the "Legal Science: History and the Present" Journal, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Honored Worker of Higher Professional Education of
the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
The study of the relationship between legal philosophy and general theory of law is connected with the fact that the purpose of certain philosophical trends is just to become a sort of "bridge", or some benchmarks for theoretical sciences of all branches of knowledge (from economic and mathematical theories to the theory of law). The appearance of such disciplines as philosophy of economy, philosophy of medicine, philosophy of law, and many others is related to the fact that economy, medicine, law have formed the need to gain philosophical knowledge. Insofar as philosophy develops fundamental problems of ontology, epistemology, axiology, anthropology, logic, ethics, praxeology, consciousness, the object of study of legal philosophy must be really existing and independently developing fundamental issues of on-