© 2006 г. О.В. Толстик
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ, МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Многопартийная система является одним из условий функционирования и взаимодействия политической системы, гражданского общества и правового государства. Политические партии как посредники между обществом и государством играют важную роль в подчинении государственного аппарата обществу. Именно через многопартийность, а также другие общественные организации достигается открытое выявление интересов, целей, потребностей и намерений различных социально-политических групп, действующих в обществе. Легализация принципа многопартийности позволяет также вести в обществе организованный и регулярный диалог между представителями всех политических партий и течений, устанавливать и расширять зону консенсуса по основополагающим демократическим нормам политической деятельности, нейтрализовывать политический экстремизм. Не стоит забывать и о такой важной функции многопартийности, как функция создания условий, препятствующих монополии на политическую власть со стороны какой-либо одной партии или группы [1].
Партия - это общественно-политическая организация, качественная определенность которой характеризуется следующими признаками. Во-первых, она - носитель идеологии, теоретического сознания класса, группы. Во-вторых, - политический лидер, авангард той или иной части общества, во всяком случае, она стремится быть такой. Любая партия представляет себя в глазах избирателей в качестве лучшей, наиболее подготовленной и достойной быть у власти политической группы. В-третьих, в отличие от других общественных организаций, не претендующих на власть, партия стремится получить и удержать ее. Следует заметить, что умение жить и действовать в оппозиции для нее не менее важно, чем умение управлять государственной машиной. Таким образом, деятельность партии носит идеологический, авангардный, устремленный к власти характер. Специфическое содержание политического руководства состоит в том, что оно выражает не просто интересы представляемой части общества, а вариант развития общества посредством отыскания объективной связи
представляемых интересов с общественными законами. Теоретически эта связь осуществляется в программе партии, практически - в деятельности правящей партии, реализующей посредством граждан свой вариант общественного развития. Политическое руководство охватывает все звенья механизма политики и по своему действию представляет собой материализацию программных идей партии в поведении и деятельности масс.
Становление и нормальное функционирование современной политической системы предполагает существование не просто нескольких партий, а партийных систем. Сложная социальная структура и многовариантность развития общества образуют основу, объективную возможность многопартийности. Но эта возможность превращается в действительность лишь при наличии следующих субъективных условий: легализация идеологического и политического плюрализма, гаранти-рованность политических прав и свобод личности, пользующиеся массовой поддержкой направления практической политики, достижение консенсуса между основными общественными силами. Партии образуют систему только тогда, когда их деятельность и взаимоотношения являются причиной и следствием социального консенсуса. Субъектами партийной системы являются подлинно политические партии, признающие незыблемость основополагающих ценностей и верховенство закона. В партийной системе межпартийная конкуренция приобретает конструктивный характер, она стимулирует и корректирует политику партий, контролирует ее качество.
Партийная борьба связана с социально-групповой борьбой весьма опосредованно -через выборы и разноликие общественные движения, политические традиции и стереотипы мышления, иллюзии и амбиции партийных лидеров и т. д. В силу этой опосредованности партийная система обладает относительной самостоятельностью по отношению к социальным процессам.
В самой природе политических партий заключена их роль посредников между обществом и государством. Природа партий обусловливает то, что партийная система выполняет
функции, вытекающие из взаимодействия гражданского общества и правового государства. В современных либерально-демократических системах партии, как правило, выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего конституционного строя, основополагающих прав и свобод граждан, утвердившиеся и общепринятые в данной стране правила политической игры и т.д.
Соблюдение и реализация этих принципов создавали предпосылки для признания каждой из противоборствующих сторон «законности» существования противной стороны.
Партии призваны реализовать принцип представительства в политической системе тех слоев населения, интересы которых она выражает. Путем представительства различных социальных групп, слоев, сословий, интересов с помощью партий общество и государство как бы интегрально соединяются в неразрывное целое. В современном сложном и высокоразвитом индустриальном обществе люди со своими особыми интересами, устремлениями, ориентациями, установками могут участвовать в политической жизни как члены различных союзов, объединений, партий. Необходимо отметить и то, что в такой большой организационной системе, как государство, призванной реализовывать общее благо, которое, в свою очередь, слагается из множества разнородных, зачастую конфликтующих и противоборствующих интересов, и имеющей принудительную юрисдикцию, контроль со стороны народа или общества практически невозможен без этих союзов, объединений, партий.
Партии не только выражают интересы тех или иных социальных групп, но и активно участвуют в формировании этих интересов. Они выполняют функции объединения интересов различных социальных групп и слоев путем сведения этих интересов к единому знаменателю, помогают кристаллизовать и четко очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в обществе, подталкивают граждан к тому, чтобы группироваться, пересекая линии, разграничивающие их по многим параметрам, и определить приоритеты, делающие их политическими единомышленниками и союзниками. Партии разрабатывают аргументы для перевода различий в экономической, социальной и культурной структуре в требования и конкретные действия.
В то же время они выполняют не только представительные, но и инструментальные
функции. Партии исторически выдвинулись как институт, способный координировать и контролировать процесс принятия решений на уровне государства. Они подталкивают представителей групп с противостоящими друг другу интересами и взглядами к тому, чтобы заключать соглашения, приводить в соответствие друг с другом различные требования, согласовывать действия и т.д. Именно благодаря партиям обеспечивается функционирование законодательных собраний и исполнительной власти.
Можно утверждать, что именно сильные партии не ослабляют, а наоборот, усиливают государство, укрепляя каналы обратной связи последнего с обществом, его контроль над политическим процессом. Соответственно слабость партий неизбежно оборачивается слабостью государства.
В целом партии призваны преобразовывать разнообразные интересы в альтернативные политические курсы и реализовывать их на государственном уровне. Как отмечает Ж. Бурдо, от других массовых организаций партию отличает то, что она охватывает «организационными щупальцами» по вертикали и горизонтали как можно больше секторов общества, разворачивает там информационную и организационно-пропагандистскую деятельность, выполняет воспитательные функции, осуществление которых превращает ее в основной «инкубатор» политического персонала. Пронизывая все политические институты, партии выполняют функции по обеспечению связей между различными уровнями и различными ветвями государственной власти, вырабатывают компромиссные политические решения, выполняют посреднические функции между различными социальными группами, составляющими их избирательную базу. Партии проводят мобилизацию общественного мнения в поддержку выдвигаемых ими проблем, идейно и организационно обеспечивают избирательные кампании и выдвигают кандидатов на выборные должности на всех уровнях власти.
Раз сформировавшись, партии развивают собственные внутренние структуры и формируют долговременные приверженности своих сторонников. Выступая одновременно и как агенты конфликта между различными интересами, и как инструмент достижения согласия или консенсуса между ними, партии приобретают функции своего рода нервов и сосудов между обществом и миром политического, объединяя их в неразрывное целое. Учреждение постоянных каналов для выражения конфликтующих интересов способст-
вовало стабилизации структуры национальных государств. Уравнение статуса различных деноминаций содействовало смягчению прежних конфликтов по религиозным вопросам. Расширение права голоса, а также свободы политического самовыражения также помогло утверждению легитимности национального государства.
Партийная система - не пассивный передаточный механизм между обществом и государством, а активный фактор, влияющий на то и на другое. Взаимодействие общества и государства партийная система воспроизводит внутри себя и моделирует в виде взаимоотношений между оппозиционными и правящими партиями: первые олицетворяют общественность, вторые - государственный аппарат. Общественное недовольство правительством погашается изменением политики правящей партии, перегруппировкой партийных блоков, новыми выборами и сменой партий у власти. Институциональный динамизм партийной системы, выражающийся в смене партиями ролей правительства и оппозиции, является необходимым условием социально-политической стабильности общества и государства.
Именно партии переводят стихию классовой, социально-групповой борьбы в конституционные рамки избирательной и парламентской борьбы, в ходе которой противоречия выявляются, легализуются, смягчаются, разрешаются компромиссом или синтезом. Партии формируют, стабилизируют, изменяют большинство и меньшинство, а взаимодействие и взаимопревращение этих противоположностей позволяет демократии быть формой свободного движения противоречий общества.
Процесс становления многопартийной системы в России детерминируется характером формационного развития страны, особенностями социальной структуры и современного перехода от тоталитаризма к гражданскому обществу и правовому государству, от монополизма - к плюрализму в идеологии и политике.
Складывание в нашей стране однопартийной системы было результатом тоталитарных устремлений большевиков и борьбы за власть. Однопартийность стимулировала утверждение диктатуры партийно-бюрократической верхушки; посредством этой диктатуры была создана административно-командная система, осуществлявшая управление во всех сферах жизнедеятельности общества.
Зарождающаяся в России многопартийность в разломах авторитарно-бюрократической системы и несет на себе печать этой системы:
низкий уровень политической культуры и политического профессионализма, нетерпимость и популизм и т.д. Глубинной объективной предпосылкой формирования многопартийности является многоукладность экономики общества и четко выраженная на этой основе социальная дифференциация, сформированность групп со специфическими социальными интересами, требующими поддержки и реализации через соответствующие политико-властные отношения. Эта объективная тенденция к экономической и социальной плюрализации общества есть мощный побудительный стимул к политическому плюрализму, один из компонентов которого - многопартийность.
Определение специфики политических партий предполагает понимание политики в качестве особого механизма разрешения общественных противоречий, механизма, приводящего в движение большие массы людей. В собственном смысле политика отличается от военных и административных методов решения общественных проблем тем, что она предполагает разрешение социально-классовых противоречий путем материализации идей в движении масс. В этом смысле политика есть механизм материализации идей, состоящих из следующих звеньев: - теория - пропаганда - агитация - практика (поведение и деятельность масс). Плюрали-стичность и компромиссность - два фундаментальных свойства политики, позволяющих ей быть цивилизованной, ненасильственной формой выявления, умерения, разрешения социально-классовых противоречий.
Плюрализм мнений, свобода мысли, право на инакомыслие - это однотипные обозначения одного и важнейших, а вместе с тем и элементарнейшего права человека - права мыслить по любому вопросу так, как он считает нужным, свободно судить обо всем, с чем сталкивается в жизни. В каждой области и в каждой сфере любой человек, будучи по-своему уникальным, обладает разным уровнем знаний и несовпадающим опытом. У людей неодинаковы и умственные способности, а поэтому каждый имеет свое мнение, свое суждение по тому или иному вопросу, отличающееся во всем или в чем-то от мнения других. Это естественное инакомыслие - величайшее достояние человечества, его повседневный мыслительный фонд, неисчерпаемый резервуар знаний и суждений.
Политический плюрализм - продукт классового развития общества и, конечно, условие его прогресса. Суть данного феномена заклю-
чается в объективной обусловленности различных позиций, различия интересов классов и социальных групп, а следовательно, в многообразии этих интересов и форм их выражения в политической сфере. Плюрализм интересов и любом обществе неустраним, если даже по тем или иным причинам (субъективным) различие интересов игнорируется и не допускаются никакие официально признанные формы их выражения и защиты. В этой связи следует заметить, что многопартийнось - не что иное, как
открытая, самая развитая форма политического плюрализма.
Литература
1. Баглай М.В. Конституциональное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. М., 1998.
Ростовский государственный университет
20 сентября 2006 г.