Научная статья на тему 'Политический процесс в Нигерии после тридцати лет военных режимов'

Политический процесс в Нигерии после тридцати лет военных режимов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2040
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ РЕЖИМ / ВЫБОРЫ / ДЕМОКРАТИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ПАРТИЯ / ЭКОНОМИКА / ФЕДЕРАЛИЗМ / ВЛАСТЬ / КОРРУПЦИЯ / РЕФОРМА / MILITARY REGIME / ELECTIONS / DEMOCRACY / CONSTITUTION / PARTY / ECONOMY / FEDERALISM / POWER / CORRUPTION / REFORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сабо Роберт

Статья посвящена анализу перехода к гражданскому правлению после тридцати лет военных режимов в Федеративной Республике Нигерия. В статье рассмотрены проблемы политического процесса в стране и социально-экономические реформы президента Олусегуна Обасанджо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Process in Nigeria After Thirty Years of Military Regimes

The article is devoted to the analysis of transition of Nigeria to civil government after thirty years of military regimes. The article covers the problems of political process in the country and socio-economic reforms of the president O. Obasanjo.

Текст научной работы на тему «Политический процесс в Нигерии после тридцати лет военных режимов»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В НИГЕРИИ ПОСЛЕ ТРИДЦАТИ ЛЕТ ВОЕННЫХ РЕЖИМОВ

Р. Сабо

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу перехода к гражданскому правлению после тридцати лет военных режимов в Федеративной Республике Нигерия. В статье рассмотрены проблемы политического процесса в стране и социально-экономические реформы президента Олусегуна Оба-санджо.

Ключевые слова: военный режим, выборы, демократия, конституция, партия, экономика, федерализм, власть, коррупция, реформа.

Конец второго тысячелетия принес Федеративной Республике Нигерии ряд сложнейших внутриполитических проблем. Длительное пребывание у власти коррумпированных военных режимов ввергло страну в затяжную полосу тяжелейшего экономического и политического кризиса. В сочетании со структурными изменениями, происходящими в мировой экономике и политике, это существенно осложнило возможности экономической модернизации и возрождения крупнейшей африканской страны.

Новой гражданской администрации Нигерии приходиться искать решение задачи преодоления кризисных тенденций в экономике в условиях, когда в стране происходит резкое ухудшение внутриполитической обстановки, вызванное последствиями пребывания у власти военных режимов.

Кроме того, наблюдается и обострение социально-экономических проблем, которые генерируются попытками представителей прошлого военного режима, а также связанных с ним некоторых слоев нигерийского общества возвратиться к кормилу политической власти в стране.

В африканских странах еще сильны традиционные устои, поэтому насаждение «сверху» демократических институтов в западном духе без учета цивилизационной специфики региона в ряде случаев оказалось неэффективным. В условиях, когда демократические начала не получили достаточного развития, сильны этнические и родоплеменные факторы, формирование новых социально-политических и экономических отношений сопровождается во многих африканских странах волнениями, перерастающими иногда в острые длительные конфликты, число которых с исчезновением биполярного мира даже увеличилось.

Особенно чреват конфликтами западноафриканский регион, относящийся, к тому же, к числу самых бедных регионов по показателям дохода на душу населения. Именно в этом регионе находится Нигерия — одна из самых крупных и населенных стран Африки. Нигерию, с территорией в 924 тыс. кв. км и населением численностью 160 млн человек (2010 г.), часто называют «гигантом» Африканского континента. Действительно, эта страна по размерам намного больше соседних стран, по масштабам экономики ее можно сравнить лишь с ЮАР.

Нигерию отличает значительный экономический потенциал. Она является одним из ведущих стран — экспортеров нефти на Африканском континенте. Наряду с этим в стране имеются и другие природные ресурсы. Среди них выделяются газ, уголь, олово, колумбит, золото, известняк, лигнит и цинк. Страна располагает производственной и транспортной инфраструктурой, хотя и находящейся в упадке, но представляющей реальную основу для развития в перспективе. У Нигерии есть большие возможности для развития сельскохозяйственного производства. Здесь выращиваются такие культуры, как какао, арахис, каучук, хлопок, кофе, бобы, ямс, кассава, имбирь и др.

50-летная история независимой Нигерии — это калейдоскоп событий, отражавших процесс падения британского колониализма и утверждение некоего подобия вестминстерской модели государственно правового устройства; военные перевороты и контрперевороты, этнические, религиозные и социальные конфликты, перипетии 30-месячной гражданской войны, распространение местных форм автократии и квазидемократии — все это испытала страна.

Свою роль в политической жизни Нигерии сыграли военные режимы, в течение почти трех десятилетий определявшие курс национального развития, а также четыре республики, возглавлявшиеся гражданскими лидерами. При этом одним из наиболее существенных событий в политической истории страны всегда оказывались всеобщие выборы, которые должны были обеспечить легитимную передачу государственной власти от военных политиков гражданским (в 1973 и 1999 г.) или стать завершающей фазой межпартийной конкуренции в условиях гражданского режима.

От военных режимов — к демократическому гражданскому правлению

Политическая стабильность — один из решающих факторов экономического роста и процветания любой страны. Между тем к концу ХХ в. Нигерия так и не сумела решить эту проблему. В течение почти 30 лет из четырех с лишним десятилетий самостоятельного развития Нигерии, провозгласившей независимость 1 октября 1960 г., у власти в стране находились военные режимы. Присущие этим режимам коррумпированность, игнорирование демократических свобод, некомпетентность в управлении экономикой и прочие негативные черты обусловили затяжной политический и экономический кризис всей государственной системы. В речи на церемонии вступления в должность 29 мая 1999 г. новый президент Нигерии Олусегун Обасанджо заявил: «Вместо прогресса и развития, которые следовало бы ожидать от тех, кто стоял у власти... мы ощущали постоянное ухудшение качества управления страной, что вело к нестабильности и ослаблению всех государственных институтов» (См.: [26]).

Военные приходили к власти под лозунгами борьбы с коррупцией.

Режимы Агийи Иронси, Якубу Говона, Мурталы Мухаммеда, Мухаммада Бухари и другие всегда выдвигали в качестве основной причины смещения предыдущего режима беспредельную коррупцию государственных чиновников, казнокрадство. Для решения вопроса в государственных органах требовались взятки

чиновникам всех уровней; существовала даже узаконенная шкала таких подношений. Коррупция создавала перекосы в хозяйственном управлении, вытесняла капиталовложения из производственного сектора, серьезно препятствовала экономическому росту.

Упадок наблюдался во всех сферах производства, прежде всего в государственном секторе. В подтверждение сказанного, в условиях острого политического кризиса, перевороты, следствием которых была жесткая централизация власти, играли нередко на первых порах прогрессивную роль, поскольку обычно сопровождались проведением новым руководством страны политических и экономических реформ.

Однако со временем коррупция еще более пышно расцветала при этих режимах. Нигерии следует культивировать идею о том, что государственные перевороты — не решение «внутриполитических проблем»,— писал нигерийский дипломат и ученый Е. Окпокпо. — Решение этих проблем — в культуре политического диалога и дебатах между оппонентами. Именно политический диалог, как принципиальный механизм решения кризисных ситуаций, должен показать международному сообществу, что нигерийцы — народ, заслуживающий уважения и достойного места в сообществе наций.

Наибольшее недовольство населения вызвал режим генерала Сани Абачи (1993—1998 гг.) — последнего из хунты военных лидеров.

В период лидерства С. Абачи Нигерия заняла верхние строчки в рейтингах стран с наиболее коррумпированными режимами. При этом режиме из государственной казны было похищено, по оценкам нынешнего президента О. Обасанджо, от 4 до 5 млрд долл. Вдобавок С. Абача отличался особой жестокостью в борьбе со своими политическими противниками. Суровым репрессиям подверглись в период его правления многие правозащитники. Так, известный правозащитник М. Абиола и бывший президент страны О. Обасанджо были заключены в тюрьмы. В ноябре 1997 г. были арестованы военный корреспондент и издатель журнала «Ньюс», редактор журнала «Телл» и другие журналисты.

Часть «диссидентов», в том числе 9 активистов огони, включая Кена Саро Ви-ву, были казнены, другие покинули страну. В числе последних оказался, в частности, известный писатель, нобелевский лауреат Воле Шоинка.

Переворот, который совершил С. Абача, захватив место президента Э. Шон-некана, негативно сказался на международном имидже Нигерии. А нарушение человеческих прав, самое серьезное со времени обретения страной независимости, привело к резкому падению престижа Нигерии на мировой арене и ее политической изоляции. Аннулирование президентских выборов 12 июня и казнь «9 представителей этноса огони» явились двумя ударами по репутации Нигерии за рубежом.

В 1994—1995 гг. США, Британское Содружество, ЕС ввели в отношении Нигерии санкции. Членство Нигерии в Содружестве было приостановлено.

Нигерия фактически оказалась в этот период без взвешенной внешней политики, без министра иностранных дел.

В этих условиях режим С. Абачи предпринял усилия с целью убедить население страны и международное сообщество в своей готовности стабилизировать положение. Был предпринят ряд экономических реформ, призванных улучшить торговый и инвестиционный климат и сделать Нигерию более привлекательной для зарубежных инвесторов. В 1995 г. была обнародована трехлетняя программа перехода страны к гражданскому правлению.

1 января 1995 г. Нигерия стала членом ВТО; в стране начала осуществляться семилетняя программа реформы торговых тарифов с целью приспособить нигерийскую экономику к правилам и требованиям Всемирной Торговой Организации. В ноябре 1995 г. был создан Комитет по программе «Вижн 2010» с целью разработки перспективной экономической политики. Основные ориентиры этой программы нашли отражение в опубликованном докладе «Вижн 2010».

Однако, несмотря на эти шаги режима С Абачи, экономическая ситуация в стране существенно не изменилась. Кризисные явления в экономике продолжали нарастать. Внешний долг рос, валютная выручка сокращалась, поскольку напрямую зависела от колебаний цен на нефть на мировом рынке, а в 1990-е гг. наблюдалось их снижение.

Коррупция и казнокрадство, преступность и воровство поразили все слои нигерийского общества. К тому же политическое положение страны оставалось нестабильным: сохранялась угроза военных переворотов, социальных взрывов, конфликтов на этнической и религиозной почве. Несмотря на неоднократные обещания обеспечить переход страны к гражданскому правлению, военные постоянно оттягивали сроки реализации этого обещания.

Перемены в Нигерии начались со смертью С. Абачи 8 июня 1998 г. После смерти С. Абачи пост главы государства занял второй человек в военной иерархии генерал Абдулсалами Абубакар, который отмежевался от злоупотреблений прежнего режима и обнародовал программу перехода к гражданскому правлению.

Придя к власти, А. Абубукар выступил с политической программой перехода к гражданскому правлению, о которой так часто говорил С Абача, не предпринявший, однако, никаких практических шагов в этом направлении. В ходе реализации этой программы была воссоздана вертикаль выборных органов власти (председатели и советники местных правлений, губернаторы штатов, члены двухпалатного парламента, президент страны, формирующий правительство).

Новый лидер также распустил несколько политических партий, поддерживавших военный режим, но при этом он не запретил политическую деятельность, восстановил независимость профсоюзов, освободил политических заключенных. Он сумел придать импульс проходящим в настоящее время политическим процессам за счет вовлечения в них официально действующих трех политических партий: Народно-демократической партии (НДП), Всенародной партии (ВП) и Альянса за демократию (АД).

Кроме того, генерал А. Абубакар обнародовал меры по восстановлению экономики и борьбе с коррупцией. В частности, торги на правительственные подряды теперь открывались на конкурсной основе, устранялся двойной курс национальной валюты, более «прозрачной» становилась система импорта нефтепродуктов.

Меры А. Абубукара по исправлению унаследованной от режима С. Абачи неблагоприятной ситуации с правами человека привели к относительной стабилизации обстановки в стране, что позволило Великобритании, США и другим странам снять санкции с Нигерии и оказать ей содействие в проведении выборов.

В соответствии с планом перехода страны к гражданскому правлению 5 декабря 1998 г. в Нигерии состоялись выборы местных органов власти. По их результатам наибольшую поддержку электората получила Народно-демократическая партия, которая стала контролировать 60% местных муниципальных советов. Бывший генерал в отставке О. Обасанджо объявил о своем решении присоединиться к НДП и баллотироваться на пост президента от этой партии. 9 января 1999 г. состоялись выборы в законодательные органы и выборы губернаторов штатов, 27 февраля — выборы президента страны. А 29 мая 1999 г., после принятия присяги вновь избранным президентом Нигерии О. Обасанджо, военный режим сложил свои полномочия.

Федеративная политическая система

Под федераций подразумевается политико-правовая «система конституционно разделенной государственной власти и совместного ее осуществления через центр и полномочия субъектов» [4. С 33]. Правительство федерального объединения состоит обычно из двух (1) [13. P. 17—20] уровней: центральное или федеральное правительство и правительства его составных частей (субъектов), каждый уровень получает финансовые ассигнования в соответствии с его специфическими потребностями.

При этом не только федеральное правительство обладает своей конституционной юрисдикцией, но и властные полномочия субъектов федерации также закреплены конституцией.

Следовательно, ни центральное правительство, ни составные части федерации конституционно не подчинены друг другу. И в первом и во втором случае народ непосредственно избирает свое правительство.

В 1963 г. первое нигерийское правительство в дополнение к трем областям создало Среднезападную область. При этом федеральная администрация заботилась не столько о решении национальной проблемы, сколько о том, чтобы расколоть набиравшую силу оппозиционную партию Группа Действия. Именно поэтому из состава Западной области был изъят ряд районов, на базе которых создавалась Среднезападная область.

В своем первоначальном виде федеративный механизм постколониальной Нигерии существовал недолго. Уже первый военный лидер страны генерал Агийи Иронси издал 24 мая 1966 г. Декрет № 34, который отменял федеральную структуру и превращал страну в унитарное государство. Он исходил из того, что постоянные конфликты между этническими партиями, беспринципная борьба их лидеров за власть в ущерб общенациональным интересам сделали существовавшую тогда модель федеративного устройства нежизнеспособной и даже вредной для безопасности и целостности страны.

Решение Иронси не было поддержано в регионах страны. Кроме того, правящая элита Северной области была возмущена тем, что ее ключевые лидеры были убиты в ходе переворота (15 января 1966 г).

Справедливости ради следует отметить, что последующие военные правительства при всем их авторитаризме и централизме уделяли много внимания сохранению федеральный системы. Первым, кто выступил в защиту интересов национальных меньшинств, был подполковник Якубу Говон, который согласился стать во главе государства после военного переворота в июле 1966 г. Говон не только возвратил федеральный статус, но и создал более десяти штатов вместо прежних четырех областей. Таким образом, своим декретом совершил то, чего десятилетиями требовали известные политические деятели и партийные активисты.

В 1967 г. федерация была восстановлена, и на месте четырех огромных областей было создано 12 штатов, в 1976 г. их число увеличилось до 19, в 1987 г. — до 21, а к концу столетия их стало 36 плюс федеральная столичная территория Абуджа. Число районов местного управления, третьего звена федерации, увеличилось с 301 в 1976 г. до 774 в 2004 г.

Опыт Говона был развит его военными последователями-генералами Мурта-лой Мухаммедом, Ибрагимом Бабангидой и Сани Абачей, которые довели число штатов в Нигерии до 36. К тому же в 1978 г. военные власти создали третье звено федерации — районы местного управления (local government areas), наделив их прерогативами решать ряд административных вопросов без привлечения областей штатов. Укреплению самостоятельности местных властей содействовала практика финансирования не от администрации штатов, а непосредственно из федеральной казны. Эта мера ослабила властные прерогативы штатов и еще больше усилила авторитаризм центра [13. P. 26—32].

Модель федеративной политической системы Нигерии имеет свои особенности.

В большинстве федераций субъекты считаются равными и обладают одинаковыми законодательными полномочиями. Однако конституции некоторых государств предусматривают асимметричное распределение власти между субъектами федерации, с тем, чтобы учесть их различия. Эти различия могут быть территориальными, демографическими, лингвистическими, культурными или религиозными.

Асимметричный федерализм может существовать в двух основных формах. В одном случае федеральное правительство повышает свои властные полномочия в отдельных субъектах федерации, способность которых осуществлять свои законодательные функции недостаточно развита или временно затруднена. Тогда центр на какое-то время берет на себя функции управления субъектом. Такая ситуация сложилась в Нигерии, где с сентября 2001 г. по май 2004 г. в штате Плато продолжался конфликт между кочевниками-скотоводами и местными земледельцами.

В результате столкновений, по оценочным данным, погибло 2000 человек и 220 тыс. были вынуждены искать убежище в соседних городах [15]. Губернатор штата и его администрация не могли положить конец конфликту, и президент Ни-

герии Олусегун Обасанджо, в соответствии с конституцией, на шесть месяцев ввел в штате федеральное правление, отстранив губернатора от власти.

Почти сразу после прихода к власти гражданского правительства в 1999 г. неоднократно высказывалось мнение о необходимости проведения «суверенной» национальной конференции по вопросу о реформировании федеральной структуры и всей государственной власти страны.

Бывший президент страны Обасанджо согласился провести такой форум. Однако он заявил, что это будет не «суверенная национальная конференция», а «национальная конференция», поскольку в стране уже есть суверенное, избранное народом правительство. По мнению нигерийских властей, в одном и том же месте и в одно и то же время не может быть двух суверенных органов.

В итоге президент Обасанджо, наоборот, дал высокую оценку работе конференции. Выступая 26 июля 2005 г. на объединенной сессии с докладом об ее итогах, он сказал, что конференция «предоставила еще одну возможность навести новые мосты терпения, компромисса, диалога, патриотизма и единства, укрепив прежние взаимоотношения» [27].

Политические традиции и борьба за власть

За последние 13 лет в Нигерии четыре раза проводились выборы, в ходе которых граждане самой многонаселенной страны Африки по традиции выбирали президента, губернаторов штатов, депутатов верхней и нижней палат Национальной ассамблеи, а также членов законодательных органов 36 штатов. Выборы 1999 и 2003 г. выиграл Олусегун Обасанджо и руководимая им Народно-Демократическая партия (НДП) Однако третий раз в 2007 г. баллотироваться на пост президента Олусегун Обасанджо не решился.

Этому препятствовало соответствующее положение конституции, традиция чередовать северян и южан на должности главы государства, а также оппозиция внутри правящей верхушки и недовольство избирателей социально-экономическим положением в стране. Впрочем, выход из, казалось бы, патовой ситуации вскоре был найден. В качестве кандидата в президенты от правящей партии на выборах 2007 г. был выдвинут малоизвестный политик, химик по образованию, когда-то увлекавшийся марксизмом, Альхадж Умару Муса Яр'Адуа.

Административный ресурс правительства и активная работа правящей партии позволили Яр'Адуа стать новым президентом Нигерии. Его администрация продолжила рыночные реформы, старалась содействовать развитию сельского хозяйства и улучшению водоснабжения, выполняла программы повышения стандартов образования и борьбы с коррупцией. Была предпринята попытка урегулировать конфликт в дельте Нигера, причем не с помощью очередной армейско-полицей-ской операции, а путем диалога противоборствующих сторон. При этом новый президент все реже появлялся на людях; ползли слухи, что он серьезно болен. Однажды Яр'Адуа надолго исчез из поля зрения даже своих приближенных, которые терялись в догадках, где же находится президент и что делать с бумагами, поступавшими ему на подпись (позднее выяснилось, что он лечился в Саудовской Аравии).

В феврале 2010 г. вице-президент Гудлак Джонатан добился того, чтобы его провозгласили лицом, «исполняющим обязанности президента». Этому решению долго сопротивлялось ближайшее окружение У Яр'Адуа — мусульманские политики Севера, с большой опаской относившиеся к южанину, перед которым вдруг открылась перспектива стать главой государства. И только соображения собственной безопасности, угроза военного переворота или политического хаоса заставили нигерийскую элиту уступить Гудлаку Джонатану. Таким образом, в Нигерии появилось сразу два президента — «избранный» и «действующий». Правда, эта ситуация вскоре разрешилась (в мае 2010 г.): Яр'Адуа скончался более чем за год до истечения срока своих полномочий, а президентом и командующим вооруженными силами, согласно конституции, стал Гудлак Джонатан.

Всеобщие выборы, без преувеличения, стали главным политическим событием в Нигерии в конце 2010 — начале 2011 г. Подготовка и проведение выборов были возложены на Независимую национальную избирательную комитеию (ННИК) [17].

Десятки политических партий, прошедшие официальную регистрацию ННИК, имели равные права, но далеко не равные возможности. В силу ограниченных финансовых ресурсов, шаткой организационной структуры и туманно сформулированных задач большинство этих партий изначально оказались аутсайдерами избирательной кампании и были запрограммированы на неудачу даже в «своих» штатах.

К группе лидеров предвыборной гонки нигерийские и зарубежные аналитики относили от трех до пяти партий. Безусловным фаворитом этого политического марафона считалась Народно-Демократическая партия — коалиция северных и южных политических элит, претендующая (правда, не слишком успешно) на роль доминирующей партии. Некоторые нигерийские политологи рассматривают НДП в качестве модернизированного варианта Национальной партии Нигерии [12], определявшей развитие второй республики (1979—1993).

Более или менее серьезными конкурентами НДП стали Конгресс за прогрессивные изменения (КПИ), Инициативный конгресс Нигерии (ИКН) и Всенигерий-ская народная партия (ВНП), представлявшие центристские и правоцентристские оппозиционные силы, опирающиеся преимущественно (но не исключительно) на мусульманский и северный электорат.

Так, манифест (НДП) делал акцент на развитие частной инициативы и свободного предпринимательства, подчеркивал необходимость подотчетности и транспарентности бюрократических учреждений власти, гарантировал поддержку независимого суда [18].

Идеологи правящей партии настаивали на безусловном обеспечении прав меньшинств и свободы совести для того, чтобы сохранить Нигерию как мульти-религиозное государство.

НДП обещала диверсификацию экономики, увеличение инвестиций в сельское хозяйство и его техническое переоснащение, форсированное развитие мел-

кого и среднего бизнеса, облегчение доступа к кредитам для представителей среднего класса, модернизацию социальной и экономической инфраструктуры, регулирование и реформирование государственного сектора.

Предвыборная программа Конгресса за прогрессивные изменения обещала избирателям изменения в пяти ключевых областях, а именно: в сфере политического и управления, безопасности и урегулирования конфликтов, развития общества и охраны окружающей среды.

Конгресс за прогрессивные изменения (КПИ) настаивал на необходимости проведения радикальной политической реформы и прозрачности госуправления, особенно в отношении правительственных контрактов стоимостью свыше 100 млн найр (в 2010 г. $1=150,88 найры), отмене конституционного иммунитета для президента и вице-президента, губернаторов и их заместителей, а также строительстве значительного числа новых промышленных предприятий.

Кроме того, (ИКН) Инициативный конгресс Нигерии планировал уделить особое внимание развитию здравоохранения, а также провести военную реформу.

В процессе перестройки вооруженных сил предполагалось создать хорошо подготовленные мобильные корпуса, ориентировать (BC) на более эффективное выполнение их конституционной роли и превратить армию в опору внешнеполитических инициатив Нигерии.

Всенигерийская народная партия стала критиковать действующею вертикаль власти, которой вменялись в вину коррупция, перебои с электроэнергией, полуразвалившаяся экономическая инфраструктура, плохое медицинское обслуживание.

Существенно, что в условиях четвертой республики решающей причиной размежевания партий стало не только и не столько противостояние политических сил по традиционным осям (Север—Юг, мусульмане—христиане), сколько обладание исполнительной властью на федеральном и региональном уровнях.

Процесс демократизации в Нигерии носит длительный и сложный характер и наталкивается на множество преград, в числе которых — экономическая отсталость, сложный этнический состав населения, конфессиональные проблемы, обусловленные делением общества на мусульман и христиан и наличием мусульманских по составу населения штатов, испытывающих на себе сильное влияние извне, что порождает конфликты на религиозной почве.

Построение и утверждение в Нигерии подлинно демократического общества потребует времени, поскольку политическая система страны продолжает сохранять черты, унаследованные от авторитарных режимов, находившихся у власти долгие годы, а власть, как и прежде, зависит от поддержки определенных этнополитиче-ских группировок.

Путь демократических изменений в Нигерии сопряжен со многими трудностями, будет длительным и нелегким. Здесь особенно важен процесс демократизации общества, а не политического режима, что означает политическое участие широких слоев населения и перераспределение благ в обществе, а не только реформирование политических институтов.

Борьба с коррупцией и социально-экономические реформы правительства Олусегуна Обасанджо

Наряду с некомпетентностью военных в управлении экономикой коррупция стала главным тормозом хозяйственного развития. Она создала заметные перекосы на макроэкономическом уровне, привела к появлению труднопреодолимых препятствий на пути к экономическому росту.

Как известно, коррупция сдерживает капиталовложения в экономику, вытесняет капиталовложения из производственного сектора, поскольку увеличивает стоимость осуществляемых проектов, приводит к снижению качества продукции и осуществления проектов при одновременном увеличении их стоимости, прежде всего в государственном секторе.

Упадок наблюдался во всех сферах производства и услуг и, прежде всего, тех, которые находились под управлением государства, в том числе в электроэнергетике, телекоммуникациях, железнодорожном сообщении, образовании, дорожном, гражданском и промышленном строительстве и др.

Широкомасштабная коррупция снискала Нигерии отрицательный имидж на международной арене. Страна стала занимать самые верхние строчки в рейтингах стран с наиболее коррумпированными режимами.

При режиме С. Абачи коррупция и казнокрадство получили наибольший размах. Они поразили самые верхние эшелоны правящего режима. По оценке О. Оба-санджо, при этом режиме из государственной казны в карманы высших правительственных чиновников «перешло» от 4 до 5 млрд долл. США [30. P. A20].

Первоочередным шагом О. Обасанджо на посту президента стала борьба с коррупцией. На практике стало осуществляться его убеждение в том, что Нигерия не сможет реализовать свой потенциал до тех пор, пока она погрязла в роковой коррупции, пока не будут восстановлены правила и нормы, поощряющие честность в деловых отношениях и их «прозрачность». Президент обнародовал решение о введении кодекса норм и правил государственной службы, а также инструкций, регулирующих финансовые операции в стране [3. С. 472—478].

Одним из первых шагов гражданской администрации стало создание специальной комиссии по борьбе с коррупцией, на рассмотрение которой были представлены подряды, спешно размещенные военным режимом среди частных фирм накануне передачи власти гражданскому правительству. Как выяснилось, излишняя торопливость была необходима уходящему военному режиму по следующим соображениям: 4072 контракта на общую сумму 6,2 млрд долл. в основном «выиграли» бизнесмены, тесно связанные родственными и иными связями с представителями военного режима. При этом подавляющему большинству из них военные предложили завысить (в среднем на 40%) контрактную стоимость товаров и услуг.

Администрации О. Обасанджо, У. Яр'Адуа и Г. Джонатана развернули многовекторную антикоррупционную кампанию, которая, разумеется, не могла ликвидировать это явление, но свидетельствовала о намерении руководства привести в соответствие с требованиями времени законодательную и организационную базу борьбы с взяточничеством и казнокрадством.

Так, в 2000 г. в стране был принят Закон о коррупционной деятельности и связанных с ней преступлениях, в 2004 г. Нигерия стала одним из четырех африканских государств, присоединившихся к инициативе о прозрачности добывающих отраслей. В Нигерии функционировало несколько влиятельных организаций, специализировавшихся на борьбе с политической и экономической коррупцией. Среди них следует выделить независимую комиссию по коррупционной деятельности и связанными с ней преступлениями, а также комиссию по экономическим и финансовым преступлениям (КЭФП).

Комиссии по экономическим и финансовым преступлениям до 2007 г. удалось вернуть в казну более 9 млрд долл. [2. С. 40—41].

Так или иначе, но на выборы 2011 г. НДП шла с имиджем удачливой и достаточно сплоченной партии, которая контролировала федеральную исполнительную власть, 2/3 штатов и обе палаты, а также правоохранительные органы и государственные СМИ. Косвенное влияние НДП, по всей видимости, оказывала и на организации, ответственные за проведение честных и справедливых выборов. Прежде всего здесь следует упомянуть о Независимой комиссии, которая, опираясь на положения Избирательного закона 2011 г., стремилась так организовать ход кампании, чтобы избежать неразберихи, злоупотреблений и откровенных нарушений закона, свойственных выборам 1999, 2003 и 2007 г. Известно, что президент Г. Джонатан учредил специальные трибуналы, основной задачей которых стало рассмотрение жалоб относительно всеобщих выборов [25. Р. 1—4].

Провозглашенная цель администрации О. Обасанджо — оздоровление всех секторов жизни общества, искоренение тяжелого наследия военных режимов, установление демократии и создание жизнеспособной экономики. Первостепенной задачей стала выработка в возможно короткий срок и выполнение программы демократизации. Как заверил президент, его правительство будет следовать таким принципам, как приверженность главенству закона, уважение прав и достоинств человека, работа правосудия по самым высоким международным стандартам, прозрачность и честность деятельности, последовательная борьба с коррупцией во всех сферах жизни.

Важным аспектом политической жизни страны является роль религии и ее влияние на законодательные органы.

По своей конфессиональной структуре население Нигерии распадается на три группы. К первой можно отнести приверженцев ислама, составляющих примерно половину жителей страны. Нигерийские приверженцы ислама подчиняются своему духовному вождю Сокото, который одновременно является главой всех мусульман Западной Африки.

Ко второй группе относятся христиане различных направлений. Последнюю, третью группу составляют приверженцы тех или иных традиционных культов.

Не менее важную роль в социально-политической жизни Нигерии играет этнический фактор. На территории страны проживают более 240 этнических групп, между которыми имеются серьезные противоречия. Главную роль во всех политических процессах играют представители главных этнических общин — хауса, йо-

руба и игбо (ибо). Без преувеличения можно сказать, что без участия этих трех общин не может быть успешно решена ни одна политическая проблема. Каждый представитель этих общин выступает от имени «этнического большинства» в одной из трех областей Нигерии — Северной, Южной и Восточной.

Некомпетентность коррумпированных военных режимов в вопросах управления экономикой и как следствие этого глубокий кризис, поразивший страну, привели к парадоксальным итогам хозяйственного развития в 90-е гг. Несмотря на проведение стабилизационной экономической политики, в результате которой уровень инфляции в Нигерии сократился с более чем 70% в 1994 г. до 10% в 1998 г., экономический рост в течение последних нескольких лет был небольшим. Так, среднегодовой темп прироста ВВП в 1993—1996 гг. составлял в среднем 2,3%, в 1998 г. возрос до 3,9%.

Однако вялый экономический рост в сочетании с бременем внешней задолженности, недостаточным уровнем прямых иностранных инвестиций, падением в 1998 г. — 1999 г. мировых цен на нефть не только не позволил гражданскому правительству приступить к решению вышеуказанных задач, но и привел к появлению ряда текущих трудностей.

Так, от военного режима был унаследовал дефицит бюджета, который достиг за первые пять месяцев 1999 г. 2 млрд долл. За этот же период золотовалютные резервы страны сократились на сумму, превышающую 3 млрд долл. [14].

Приведенные выше показатели в результате роста мировых цен на нефть во второй половине 1999 г. и, соответственно, роста валютной выручки страны несколько выровнялись. Тем не менее, перед администрацией О. Обасанджо продолжали стоять проблемы, решение которых требует осуществления масштабных структурных реформ.

Подобное решение сопряжено со значительными трудностями экономического и политического характера. Тем не менее, оно позволяет получить существенные экономические выгоды в результате:

— увеличения притока как функционирующего, так и ссудного капитала извне;

— диверсификации экономики и стабильного развития трудовых ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— получения доступа к новейшим технологиям и на этой основе повышению производительности труда;

— обеспечить реальный экономический рост, сопровождаемый увеличением дохода в расчете на душу населения.

Вместе с тем предлагаемый путь таит в себе ряд негативных последствий, которые необходимо учитывать при формулировании политики реформ.

В частности, недооценка последствий либерализации экономики может привести к неизбежному сужению экономической роли государства, ограничению права выбора в условиях повышения влияния на процессы в экономике со стороны международных экономических институтов, зарубежных инвесторов и кредиторов. Поэтому при формулировании конкретных мероприятий, направленных на «встройку» Нигерии в процессы глобализации, видимо, потребуется всесторонний учет

всех «за» и «против». Прежде всего, это касается как определения правительством меры внешнего влияния на внутренние процессы, так и обеспечения контроля над соблюдением пределов такого влияния.

В этом направлении надежды большинства нигерийцев связываются с личными деловыми качествами нового президента.

Будучи в свое время военным лидером Нигерии, О. Обасанджо наглядно продемонстрировал свое умение как политика четко увязывать международные проблемы с положением внутри страны, эффективно контролировать влияние извне. В Нигерии и за рубежом часто указывают на «судьбоносность» прихода к власти в стране именно О. Обасанджо в тот период времени.

Опыт этого проницательного политического лидера, как полагают в стране, позволит правильно определить приоритеты во внутриэкономической политике, расставить акценты на дипломатическом уровне, правильно подобрать партнеров по внешнеэкономическому сотрудничеству, определять направления внутриэконо-мической политики, добиться решения поставленных задач через консенсус.

Главным направлением внешнеполитического курса правительство О. Оба-санджо является укрепление дружественных партнерских отношений с африканскими государствами.

Президент Обасанджо стал одним из четырех авторов программы «НЕПД»: «новое партнерство для развития Африки». Нигерия — активный член «Комиссии государств реки Нигер». Развиваются добрососедские отношения с сопредельными странами, прежде всего с Бенином и Нигером. Развивается сотрудничество с республикой Сан-Томе и Принсипи, с которой у нее есть совместная зона добычи нефти.

Отношения с Великобританией и ЕС были нормализованы в 1999 г. после возвращения Нигерии к гражданскому правлению (на церемонии инаугурации президента Обасанджо присутствовали принц Чарльз и заместитель иностранных дел Т. Ллойд), в том же году восстановлено членство страны в Содружестве. На поддержку демократических реформ в Нигерии Великобритания в 2000 г. выделила 12 млн фунтов стерлингов. В феврале 2002 г. Нигерию посетил Т. Блэр.

В марте 2001 г. Москву с официальным визитом посетил президент Обасанджо. В 1999 г. подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом психотропных веществ и наркотических средств. В стране работают 4 компании с российским участием (2004). В феврале 2001 г. учреждена Российско-нигерийская комиссия по изучению путей развития совместного военно-технического сотрудничества. 19—23 сентября 2005 г. в рамках развития двустороннего торгового сотрудничества в Москве прошла выставка нигерийских товаров.

Переход Нигерии к демократии и меры, направленные на укрепление ее стабильности и консолидацию нигерийского общества, дали импульс для внутриполитического развития страны и создали предпосылки для расширения сотрудничества Нигерии с внешним миром в политической и экономической областях. А это, в свою очередь, дает надежду на то, что «гигант Африки» займет подоба-

ющее ему место в сложной и, к сожалению, неравноправной системе глобальных мирохозяйственных связей.

В период с 2007 до 2010 г. Нигерийский ВВП увеличивался с $327,9 млрд (по ППС) в 2008 г. до $369,8 млрд в 2010 г., в основном благодаря росту экспорта нефти (ее производство в 2009 г. составляло 2,21 млрд барр. в сутки) и повышению мировых цен на этот энергоноситель.

В 2010 г. в надежде преодолеть зависимость экономики от нефти федеральное правительство разработало и разрекламировало альтернативный проект — экспорт природного газа. В 2010 г. его разведанные запасы оценивались в 5,246 трлн куб. м, добыча (в 2008 г.) — 32,82 млрд куб. м, а экспорт — 20,55 млрд куб. м [21]. В основу плана администрации был положен зарубежный опыт добычи газа, а сам проект получил в СМИ звучное название «газовой революции».

По оценкам, рост ВВП ($2,4 тыс. на душу населения) достиг 6,8% против 5,6% в 2009 г. Внешняя задолженность страны в конце декабря 2010 г., предположительно, составляла $11,2 млрд [21].

Неоднократно демонстрировавший свою приверженность экономическим реформам, президент Г. Джонатан объявил в 2010 г. о развитии экономической инфраструктуры и модернизации предприятий энергетического сектора, в который правительство за последние 12 лет инвестировало $16 млрд. Кроме того, администрация планирует наладить тесное сотрудничество с частным сектором в области дорожного строительства; намечались меры по усилению финансового сектора, который заметно пострадал во время мирового финансово-экономического кризиса.

Национальная избирательная кампания 2011 г.

Апрельские выборы в Сенат и Палату представителей принесли неприятный сюрприз правящей партии. Часть ее тяжеловесов проиграла кандидатам оппозиционных партий. На юго-западе, в Йорубаленде, среди аутсайдеров из НДП оказались спикер Палаты представителей Д. Банколе, три сенатора и два бывших губернатора [2. С 43]. В Палате представителей из 234 мандатов НДП удалось получить 123, ИКН — 47, КПИ — 30, ВНП — 25, девять мест достались другим политическим партиям. Также сенаторами стали 45 членов НДП, 13 — ИКН, 7 — ВНП, 5 — КПИ; четыре места в верхней палате парламента завоевали представители иных партий [16].

Президентские выборы, проходившие 16 апреля в сравнительно спокойной обстановке, напротив, стали триумфом Г. Джонатана и Намади Самбо, кандидата в вице-президенты. Согласно официальным результатам ННИК, за Г. Джонатана проголосовало 22,5 млн человек (59% избирателей). Его главный конкурент из КПИ М. Бухари получил 12,2 млн голосов (32%), а Н. Рибади — 2,8 млн (5,4% избирателей) из ИКН [16].

Как и в предыдущие избирательные кампании, М. Бухари отказался признать результаты президентских выборов ввиду того, что они проходили в обстановке насилия, давления правящей партии и изобиловали махинациями. Руководимая им

партия обратилась в суд с просьбой аннулировать итоги голосования и вновь провести выборы в 20 штатах [24. Р. 2—4].

Губернаторские выборы проводились в 29 штатах. В пяти штатах губернаторы уже были избраны в 2010 г., и их решили не переизбирать. В двух штатах (Кадинн и Баучи) голосование отложили из-за волнений после президентских выборов. Явка избирателей на этом этапе голосования оказалась сравнительно низкой [2. С. 44].

Большинство прогнозов не сулило НДП легкой победы, ожидалось, что правящая пария потеряет контроль над частью штатов. Так оно и случилось. Юго-западные штаты Огун и Ойо выбрали губернаторов — членов Инициативного конгресса Нигерии, правда, НДП удалось завоевать Кано — самый населенный штат Севера.

Выборы 2011 г. стали своеобразным рентгеновским снимком нигерийского общества. С одной стороны, они показали внутреннюю структуру партийной подсистемы и расстановку политических сил в стране.

Властно-политическая модель современной Нигерии формируется под знаком постепенного отхода от варварских подражаний в организации политического пространства, свойственных 60—80-м гг. Искусственно созданные политические сущности не желают приживаться в Нигерии и отмирают. Наличие этого тренда уже не могут закамуфлировать ни патримониальные устои нигерийского общества, ни ситуация неопределенности и стратегической нестабильности. Принцип «политического дарвинизма» наглядно характеризует утверждение в Нигерии специфических форм организации власти, набирающих силу по ту сторону классической демократии и автократии. Похоже, действие этого закона ведет к деградации системы доминирующей партии, впрочем, при сохранении роли административного ресурса и насилия на всех уровнях политической реальности.

В Нигерии политический процесс характеризуется конфронтацией ведущих этнополитических группировок, действующих на этнорегиональной основе. При этом наблюдается тенденция к монополизации власти северными политическими группировками. Избрание Олусегуна Обасанджо, йоруба по этнической принадлежности, на пост президента Нигерии в 1999 г., его переизбрание в 2002 г. и избрание Гудлака Джонатана, йиджо по этнической принадлежности, на пост президента Нигерии в 2011 г. отражает наметившиеся позитивные перемены.

Заключение

Возвращение Нигерии к гражданской форме правления способствовало переменам во внешней политике страны. Нигерия всегда стремилась играть роль лидера западной Африки, защитника интересов африканцев и «черной диаспоры». С приходом к власти О. Обасанджо активизировалось такое направление ее внешнеполитического курса, как экономическая дипломатия. Поиск партнеров, на помощь которых рассчитывает страна в осуществлении своей политики демократизации и борьбы с бедностью, обусловил развитие отношений Нигерии с Великобританией, США, Францией, Германией — ее главными донорами, инвесторами и торговыми партнерами.

Хотя сегодня в фокусе стратегии Нигерии национальные интересы, Африка по-прежнему остается одним из главных направлений ее внешней политики. Лидерство Нигерии в западноафриканском регионе и Африке в целом обусловили важную роль этой страны в международных организациях, прежде всего в ООН, где Нигерия активно отстаивает африканские интересы. Нигерия также вносит весомый вклад в деятельность таких организаций, как Африканский союз и ЭКОВАС.

Внешнеполитические концепции Нигерии всегда отводили центральное место странам «первого курса», ближайшим соседям, от которых больше всего зависит безопасность как самой страны, так и всего западноафриканского региона. Исходя из этого, Нигерия отводит в своей внешней политике важное место расширению и развитию отношений с соседними странами.

Демократические преобразования произошли в политической и общественной жизни: предоставлена свобода прессе и телевидению. Обсанджо вернул доверие международных финансовых организаций и реструктурировал внешние долги. Вырос международный авторитет Нигерии, ее внешняя политика проводится по всем азимутам, включая укрепление связей с Россией.

Путь демократических изменений в Нигерии сопряжен со многими трудностями, будет длительным и нелегким, Здесь особенно важен процесс демократизации общества, а не политического режима, что означает политическое участие широких слоев населения и перераспределение благ в обществе, а не только реформирование политических институтов.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) В Нигерии с 1978 г. Федерация носит трехчленный характер.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Большов И.Г. Нигерия: кризис в экономике (переход к гражданскому правлению и проблемы экономического оздоровления страны) // Ученые записки Института Африки РАН. — 2000. — Вып. 21.

[2] Гевелинг Л.В. Выборы в Нигерии: Время политических парадоксов // Азия и Африка сегодня. — 2011. — № 8.

[3] Гевелинг Л.В. Клептократия. — М., 2001.

[4] Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. — М., 1991.

[5] Косухин Н.Д. Политология развития Африканских стран. — М., 2009.

[6] Куприянов П.И. Социально-экономическая структура Западно-Африканской деревни (на примере Нигерии). — М., 1997.

[7] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. — М., 1999.

[8] Новая политика. — 24.04.2007.

[9] Нуруллаев А.А. Религия и политика. — М., 2006.

[10] Современная Африка. Метаморфозы политической власти. — М., 2009.

[11] Adebisi E. Nigeria. National Questions and Challenges for the next millennium. — Lagos, 1999.

[12] Coverage of Nigerian elections. URL: http://saharareporters.com/spotlight/Nigerian-Election-2011

[13] Democracy in Nigeria. Report by the International Institute for Development and Electoral Assistance (International IDEA). — 2000.

[14] Financial Times. — 1999. — November 30.

[15] Funmi P.-O. Plateau crisis claimed 2500 livens // This day. — 7 October 2004. URL: www.allafrica.com

[16] INDEPENDENT Electoral Commission 2011 election result. URL: http://www.inecnigeria.org/ results

[17] INDEPENDENT Electoral Commission. URL:www.inecnigeria.org/political parties

[18] Leadership, Policy-Making and Economic Growth in African Countries: The Case of Nigeria. URL: http://www.growthcommission.org/storage/cgdev/documents/Africa/Iyoha%20on% 20Nigeria.pdf

[19] Nigeria Economy 2011 // 2011 CIA World Factbook and Other Sources. URL: http://www.theodora.com/wfbcurrent/nigeria/nigeria_economy.html

[20] Nigeria Trade, Exports and Imports. URL: http://www.economywatch.com/world_economy/ nigeria/

[21 ] Nigeria Economy 2011. URL: http://www.theodora.com/wfbcurrent/nigeria/nigeria_economy.html

[22] Nigerian Economy. URL: http://www.traveldocs.com/ng/economy.htm

[23] Nigerian Political Parties. URL: http://www.inecnigeria.org/political-parties

[24] Nigerian Tribune. — 09.04.2011.

[25] Nigerian Tribune. — 28.03.2011.

[26] President O. Obasanjo inaugural speech. — 29 May 1999.

[27] President Briefs National Assembly on Conference Report, Debt Relief // Nigeria first. — 2005. URL: www.allafrica.com/stories

[28] Sani Musa. The Nigerian Political Economy in Transition. — February 2006.

[29] Suraj M., Olusola A. The Nigerian economy under Obasanjo // Development Policy Management Network Bulletin. — September 2001. — Vol. VIII. — № 3.

[30] Washington Post. — 1999. — October 30.

POLITICAL PROCESS IN NIGERIA AFTER THIRTY YEARS OF MILITARY REGIMES

R. Sabo

The Department of Political Science People's Friendship University of Russia

Mikluho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the analysis of transition of Nigeria to civil government after thirty years of military regimes. The article covers the problems of political process in the country and socio-economic reforms of the president O. Obasanjo.

Key words: military regime, elections, democracy, constitution, party, economy, federalism, power, corruption, reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.