международный научный журнал «инновационная наука» УДК 659.1.01
№10/2015
ISSN 2410-6070
В.Н.Лазарева
Финансовый университет при Правительстве РФ, Челябинский филиал, город Челябинск
ПОЛИТИЧЕСКИЙ PR КАК ВИД КОММУНИКАЦИИ С ОБЩЕСТВОМ
Аннотация
На современном этапе развития мирового сообщества всё большее значение приобретает «пиар» как инструмент и механизм развития в конкурентной среде. Политический PR - является одним из основных инструментов взаимодействия политической сферы с обществом.
Ключевые слова
Политический PR, коммуникации, избирательная кампания, диалог между властью и обществом, имидж
политика.
PR в современной России - это особая сфера деятельности, которая появилась совсем недавно. Несмотря на то, что по наблюдению многих ученых пиар в России был ещё в довоенные годы (до 1939 года), все же именно в середине 90-х годов прошлого века данная сфера деятельности получила свое наибольшее распространение. Первоначально сферу пиара все относили только к коммерческой деятельности, так как благодаря применению пиар технологий мы не просто узнаем определенную информацию о каком-либо продукте или услуге, но и формируем под влиянием PR-коммуникаций свое мнение о нем [1].
В настоящее время PR получил широкое распространение и в политической сфере жизни общества. Политический пиар имеет огромное значение, как во время избирательной кампании, так и во время между выборами. PR политической избирательной кампании, представляет "подводную часть" айсберга и значительно превосходит открытую политрекламу и по объёму работ, и по значению.
Политический PR включает в себя следующие этапы:
• организация и проработка встреч с избирателями и на предприятиях;
• привлечение или нейтрализация административного ресурса;
• создание репутации социально ответственного человека;
• анализ социально-политической обстановки в регионе;
• ведение предвыборных кампаний и др.;
Политический PR сегодня прочно занял свои позиции в политическом консалтинге.
На сегодняшний день службы PR имеются не только в определённых политических партиях, но также и в крупных институтах государственной власти: министерства, администрации при губернаторах и президенте и т.п. Данные службы выполняют ряд определенных функций [4]:
- они устанавливают, поддерживают и расширяют связи и контакты с общественностью, с другими субъектами политического процесса, а также их службами PR;
- информируют общественность о политической позиции государства, той или иной политической партии или объединения, разъясняют детали и мотивы принятия тех или иных решений;
- осуществляют социально-политический мониторинг, иными словами, изучают общественное мнение, расстановку политических сил, социально-политические процессы и политическую конъюнктуру;
- отслеживают общественную реакцию на принимаемые действия или политические заявления;
- обеспечивают субъект политики аналитической информацией, в том числе, и рекомендациями по поводу предпочтительности тех или иных форм коммуникации, а также собственно содержания передаваемой информации;
- формируют благоприятный имидж субъекта политики, его структур и лидеров, защищают имидж и осуществляют контрпропагандистские акции.
На основе данных функций можно сделать вывод, что сегодня политический PR является средством коммуникации институтов власти с обществом.
210
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Будучи составной частью и определенным инструментальным средством социальных коммуникаций в относительно развитом социальном сообществе, политический PR призван обеспечивать информационную насыщенность и полноту легитимации власти, отражать содержание и логику политических процессов с точки зрения сформировавшихся социальных ожиданий и интересов различных социальных групп общества. Но реализация этого объективного контекста и предназначения политического PR зависит от множества факторов: экономической природы и характера средств массовых коммуникаций (СМК), монополизированное или демократичности доступа к СМК различных политических сил, отражающих многообразие сформировавшихся в обществе социальных запросов, способов и форм артикуляции позиций субъектами социальных коммуникаций, и т. д. [2].
Для создания определенного имиджа политическому деятелю, применяются различные PR-приемы.
PR-приемы в политике - это комплекс мер при помощи которых pr-специалисты достигают своих коммуникативных целей и выполнения задач, реализуя разработанную PR - стратегию. Специалисты по проведению PR кампаний имеют в своем распоряжении очень большое количество всевозможных средств и приемов, с помощью которых проводится кампания.
Традиционными PR-приемами в политике на сегодняшний день являются: имидж победителя и аутсайдера; ложная популярность; долгие переговоры; ложная поддержка; столкновение (искусственное столкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и т.д.); чрезмерный позитив (в адрес политика высказывается слишком много позитивного, что постепенно переходит в некую хвальбу); черный пиар - достаточно противоречивый способ продвижения кандидата и поднятия рейтингов, так как черный пиар может, как положительно влиять на ситуацию, так и отрицательно.
В настоящее время PR-технологии в политике - это технологии, позволяющие потребителю сформировать общее мнение о том или ином политическом деятеле. С помощью PR-технологий можно разобрать любую конкретную ситуацию и получить необходимые рекомендации по ней, а также можно получить ответы на все интересующие вопросы. Наиболее используемой технологией является спичрайтинг [1].
Спичрайтинг - написание PR-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг первого (должностного) лица по организации публичного выступления и его исполнения.
Благодаря данной коммуникативной технологии политики могут поддерживать связь с общественными движениями и организациями, а также с обычными людьми. В рамках применения данной технологии существует свой набор приемов: встреча с избирателями; встреча с жителями города, области и т.д.; прямые линии (распространено в России не только на уровне глав районов и губернаторов, но также и на уровне Президента).
Таким образом, политический PR-менеджмент необходим не только во время избирательной кампании, но и в межвыборный период. Так как PR-менеджмент является основным способом взаимодействия политической власти и общества.
Список использованной литературы
1. Кочеткова, А. В. Теория и практика связей с общественностью: учебник для студентов вузов / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
2. Перевозова О.В. К вопросу о формировании конкурентоустойчивости менеджеров в условиях реформирования экономики и образования // Universum: психология и образование. 2014. № 2 (3). С. 8.
3. Перевозова О.В. Особенности формирования конкурентоустойчивости менеджеров в условиях взаимодействия современного образования и инновационного рынка труда // Бизнес и общество. 2014. № 2 (2). С. 10.
4. Федулов Ю.К., Воскресенская Н.О. и др. Управление общественными отношениями/ под. редакцией Ю.К. Федулова. Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2006 - 153 с.
© Лазарева В.Н., 2015
211