Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ ДЕПУТАТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ РОССИИ (МУЖСКОЙ СЕГМЕНТ): АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ ДЕПУТАТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ РОССИИ (МУЖСКОЙ СЕГМЕНТ): АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЫЕ ДЕПУТАТЫ / СЕТЕВЫЕ ОНЛАЙН РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАРЛАМЕНТЫ / ПУБЛИЧНЫЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козлова Наталия Николаевна, Рассадин Сергей Валентинович, Монахова Юлия Александровна

Анализируется политический потенциал депутатов мужского пола в возрасте до 30 лет, избранных в региональные парламенты субъектов РФ в 2016-2020 г., на основе анализа используемых ими сетевых ресурсов. Источниками данных являются сайты региональных легислатур, материалы СМИ, сетевые сообщества. Авторы рассматривают подходы к термину «политический потенциал», предлагают собственную интерпретацию данного понятия, а также критерии для определения сетевой/цифровой составляющей политического потенциала. Исследование показало, что менее половины молодых депутатов мужского пола используют социальные онлайн сети ВКонтакте и Facebook, чуть более половины используют Instagram. Установлено, что наиболее активную жизнь в сети ведут представители малых и оппозиционных партий - ЛДПР, КПРФ, «Новые люди», «Зеленая альтернатива». Анализ контента депутатов в сети ВКонтакте позволяет сделать вывод, что их публичный дискурс сосредоточен на актуальных общественно-политических проблемах. Приоритет тех или иных вопросов на персональных страницах депутатов зависит от их партийной принадлежности, опыта политической и профессиональной деятельности. Авторы полагают, векторы политического будущего, а также механизмы достижения заявленных депутатами целей прописаны нечетко. В целом политический потенциал депутатов в аспекте анализируемых сетевых ресурсов следует признать недостаточно высоким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Козлова Наталия Николаевна, Рассадин Сергей Валентинович, Монахова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL POTENTIAL OF YOUNG DEPUTIES OF REGIONAL PARLIAMENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION (MALE SEGMENT): ANALYSIS OF NETWORK RESOURCES

The article researches the political potential of male deputies under the age of 30 who were elected to the regional parliaments of the subjects of the Russian Federation in 2016-2020, based on the analysis of the network resources they use. The resource are the websites of regional legislatures, media materials, and online communities. The authors consider approaches to the term «political potential», offer their own interpretation of this concept, as well as criteria for determining the network/digital component of political potential. The authors consider approaches to the term «political potential», offer their own interpretation of this concept, as well as criteria for determining the network/digital component of political potential. It is established that representatives of small and opposition parties - LDPR, Communist Party, «New People», «Green Alternative» - lead the most active life in the network. The analysis of the deputies' content on the VKontakte network allows us to conclude that their public discourse is focused on topical socio-political issues. The priority of certain issues on the personal pages of deputies depends on their party affiliation, political and professional experience. The authors believe that the vectors of the political future, as well as the mechanisms for achieving the goals stated by the deputies, are not clearly spelled out. In general, the political potential of deputies in the aspect of the analyzed network resources should be recognized as insufficiently high

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ ДЕПУТАТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ РОССИИ (МУЖСКОЙ СЕГМЕНТ): АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ»

Н.Н. Козлова, С.В. Рассадин, Ю.А. Монахова

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ ДЕПУТАТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ РОССИИ (МУЖСКОЙ СЕГМЕНТ): АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ *

Аннотация

Анализируется политический потенциал депутатов мужского пола в возрасте до 30 лет, избранных в региональные парламенты субъектов РФ в 2016-2020 г., на основе анализа используемых ими сетевых ресурсов. Источниками данных являются сайты региональных легислатур, материалы СМИ, сетевые сообщества. Авторы рассматривают подходы к термину «политический потенциал», предлагают собственную интерпретацию данного понятия, а также критерии для определения сетевой/цифровой составляющей политического потенциала. Исследование показало, что менее половины молодых депутатов мужского пола используют социальные онлайн сети ВКонтак-те и Facebook, чуть более половины используют Instagram. Установлено, что наиболее активную жизнь в сети ведут представители малых и оппозиционных партий - ЛДПР, КПРФ, «Новые люди», «Зеленая альтернатива». Анализ контента депутатов в сети ВКонтакте позволяет сделать вывод, что их публичный дискурс сосредоточен на актуальных общественно-политических проблемах. Приоритет тех или иных вопросов на персональных страницах депутатов зависит от их партийной принадлежности, опыта политической и профессиональной деятельности. Авторы полагают, векторы политического будущего, а также механизмы достижения заявленных депутатами целей прописаны нечетко. В целом политический потенциал депутатов в аспекте ана-

N. Kozlova, S. Rassadin, Yu. Monakhova

POLITICAL POTENTIAL OF YOUNG DEPUTIES OF REGIONAL PARLIAMENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION (MALE SEGMENT): ANALYSIS OF NETWORK RESOURCES

Abstract

The article researches the political potential of male deputies under the age of 30 who were elected to the regional parliaments of the subjects of the Russian Federation in 2016-2020, based on the analysis of the network resources they use. The resource are the websites of regional legislatures, media materials, and online communities. The authors consider approaches to the term «political potential», offer their own interpretation of this concept, as well as criteria for determining the network/digital component of political potential. The authors consider approaches to the term «politi-cal potential», offer their own interpretation of this concept, as well as criteria for determining the network/digital component of political potential. It is established that representatives of small and opposition parties - LDPR, Communist Party, «New People», «Green Alternative» - lead the most active life in the network. The analysis of the deputies' content on the VKontakte network allows us to conclude that their public discourse is focused on topical socio-political issues. The priority of certain issues on the personal pages of deputies depends on their party affiliation, political and professional experience. The authors believe that the vectors of the political future, as well as the mechanisms for achieving the goals stated by the depu-

лизируемых сетевых ресурсов следует признать недостаточно высоким.

Ключевые слова :

политический потенциал, молодые депутаты, сетевые онлайн ресурсы, региональные парламенты, публичный дискурс, политические партии, образ будущего.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта №21-011-31690.

Актуальность исследования обусловлена активизацией государственной молодежной политики в современной России. Проблема «отцов и детей», артикулируемая в отечественном социально-гуманитарном знании как проблема поколенческого разрыва [11], порождает риски потери преемственности в политическом развития страны. Федеральный закон №489 -ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 г. [14], а также инициативы политических лидеров [12] направлены на активное вовлечение молодежи в политическую жизнь. Ключевые исследовательские вопросы в данном контексте состоят в том, что может предложить молодежь для поступательного движения российской политии, каким политическим потенциалом она обладает? Социально-политическая активность молодежи учеными рассматривается в контексте теорий демократии с позиций обеспечения широкого представительства социальных групп [20; 26]. Согласно статистическим данным Межпарламентского союза «Участие молодежи в работе национальных парламентов» в 2020 г. насчитывалось 2,6 % депутатов моложе 30 лет [27], а в избранной в сентябре 2021 г. Государственной Думе ФС РФ 8 созыва - 1,6 % (1,1% в депутатском корпусе ГД ФС РФ 7 созыва) [5]. Исследования показали, что молодежь в парламентах выступает с инновационными идеями в области охраны окружающей среды и т. д. [19; 22; 25], а ее представительство в парламентах зависит от типа политического режима [21], избирательных систем [23], политической культуры [24]. Важно обратить внимание на тот факт, что среди молодых парламентариев мужчин больше, чем женщин [27], что, в свою очередь, свидетельствует об устойчивости гендерной асимметрии политической системы [18]. Таким образом, результаты предыдущих исследований свидетельствуют о недопредставленности молоде-

ties, are not clearly spelled out. In general, the political potential of deputies in the aspect of the analyzed network resources should be recognized as insufficiently high.

Key words:

political potential, young deputies, online network resources, regional parliaments, public discourse, political parties, image of the future.

жи в законодательных органах власти, о предлагаемых ими креативных инициативах, о наличии гендерного разрыва в легислатурах. Данное исследование направлено на выработку комплексного подхода к исследованию политического потенциала молодых депутатов региональных парламентов в контексте существующих поколенческого и гендерного разломов. Цель статьи - проанализировать политический потенциал депутатов мужского пола в возрасте до 30 лет, избранных в региональные парламенты субъектов РФ в 2016-2020 гг. на основе разбора используемых ими сетевых ресурсов. Источниками данных являются сайты региональных легислатур, материалы СМИ, сетевые сообщества.

Политический потенциал - многозначный термин, который используется политологами в различных контекстах. Наиболее часто термин «политический потенциал» встречается в военных науках, в который он отражает «диалектику политики и военной мощи» [17] и определяется как «состояние общественного и государственного строя, определяющее возможности и способность политической власти использовать наличные средства и ресурсы для поддержания стабильности и развития общества, реализации и защиты национальных интересов» [10]. Политический потенциал в данном контексте включает в себя ресурсы, средства и запасы, которые «могут быть приведены в действие для решения поставленных политических задач» [4, с. 53].

В работах политологов, посвященных внутренней политике государства, содержание термина приобретает другой ракурс. В частности, с точки зрения С.Н. Баранца, политический потенциал местной власти обозначает «меру соответствия или расхождения ценностных, идейно-целевых и организационных (чаще всего традиционалистских) установок скрытых (не проявленных актовым или акторным образом) индивидуальных или групповых субъектов политического действия, способных в принципе к осознанию, манифестации и защите собственных интересов - либо как выражения позиции местного сообщества, которая так или иначе соответствует принципам, целям и задачам доминирующих носителей государственных прерогатив и компетенций, либо как своего персонального (частного и единичного) интереса» [3, с. 36]. В исследованиях политического потенциала различных социальных групп и индивидов данное понятие часто отождествляется с «политической активностью» [9], «гражданским потенциалом» [16]. В трудах И.С. Палитая [8], Д.Б. Тэва [13] потенциал моло-

дых депутатов Государственной Думы ФС РФ раскрывается с позиций их профессиональной принадлежности, уровня образования и пр. И.С. Пали-тай отмечает, что большинство молодых депутатов ГД СФ РФ «относятся к администраторскому типу политических лидеров, которые... обладают способностью работать в режиме многозадачности и подходят к любому делу ответственно», при этом лидеры «не тратят много времени на саморефлексию» [8, с. 80-81]. В трудах С.А. Комиссаровой показаны ограничения потенциала депутатов институционального, нормативного и культурного характера [7]. Депутат представляет себя одновременно как личность, репрезентирует группу избирателей и региональный парламент в целом, поэтому его политический потенциал реализуется в рамках правил межличностной и межгрупповой коммуникации. Несмотря на скептическую оценку экспертами эффективности использования сетевых ресурсов в предвыборной кампании [6; 15], с нашей точки зрения, публичная деятельность депутатов в социальных онлайн-сетях является необходимым условием их политической деятельности, делает «видимым» депутата для избирателя, обеспечивает возможность диалога граждан и власти, демонстрирует транспарентность процесса принятия решений. Как точно заметил депутат Рязанской областной думы В.С. Польевтов: «Медийка в каждом деле. Если не освещали - значит не было!». Сетевая составляющая политического потенциала депутатов, с одной стороны, позволяет использовать интернет-пространство как инструмент для мобилизации электората, с другой, раскрыть содержание программы и обозначать перспективы политического развития. Мы понимаем политический потенциал молодых депутатов как возможность и способность представлять интересы избирателей, репрезентировать и реализовывать политические проекты, мобилизовать граждан на решение актуальных социально-политических проблем, используя ресурсы сетевого сообщества. В рамках анализа сетевого компонента политического потенциала были выделены следующие критерии «цифровой» компетентности депутатов: наличие страницы в социальных сетях, активное ее использование, контент с актуальной и артикулированной общественно-политической повесткой, содержащей векторы политического будущего.

В электоральных циклах 2016-2020 гг. в региональные парламенты РФ было избрано 129 депутатов в возрасте до 30 лет (3,2 % от всего депутатского корпуса). Из них - 98 депутатов мужского пола, которые представляют партии ЛДПР (32 депутата), «Единая Россия» (41 депутат), КПРФ

(17 депутатов), «Справедливая Россия» (4 депутата), а также по одному депутату от партий «Новые люди» и «Зеленая альтернатива». В рамках исследования мы выделили по степени активности четыре категории пользователей: неактивные, не имеющие аккаунта в сети; формально зарегистрированные, но не ведущие записей; малоактивные, предлагающие подписчикам незначительные по объему заметки 2-3 раза в месяц; активные, выкладывающие посты два-три раза в неделю и чаще. Результаты, характеризующие степень активности в использовании молодыми депутатами социальных сетей, представлены ниже в таблице.

Таблица 1 Активность использования социальных онлайн-сетей молодыми депутатами

Категории пользователей

ВКонтакте РаееЬоок 1п81адгат

Неактивные 26 63 42

Формальные 29 5 3

Малоактивные 12 14 20

Активные 31 16 33

Источник: Составлено авторами по данным указанных сетевых ресурсов, 2021 г. (и далее, если не указано иное).

Итак, менее половины молодых депутатов мужского пола использует социальные онлайн-сети ВКонтакте и Facebook, чуть более половины размещают фотографии в Instagram, очевидно, предпочитая визуальный контент нарративному. По нашему мнению, отсутствие у половины молодых парламентариев своей страницы в популярных социальных сетях снижает их политический потенциал. Согласимся с политтехнологом В. Бианки, что «важнейшая задача личных аккаунтов - показать реального человека, аккуратно сочетая это с политической тематикой» [15]. Для анализа проблемного политического поля, артикулируемого молодыми депутатами, авторами статьи был выбран контент социальной сети ВКонтакте, так как согласно статистике по аудиториям популярных платформ среди пользователей в 2021 году данная сеть являлась второй после YouTube [2]. В ходе исследования были проанализированы по 50 последних материалов (по-

стов), размещенных на персональных страницах во ВКонтакте 43 активных и малоактивных молодых парламентариев. Важно отметить, что наиболее активными в социальной сети являются депутаты из оппозиционных/малых партий: 16 депутатов из ЛДПР, что составляет 50% от избранных в региональные парламенты молодых депутатов, 11 - из КПРФ (64,7%), по одному человеку из партий «Новые люди» (100%), «Зеленая альтернатива» (100%), «Справедливая Россия» (25%). Личные страницы ВКонтакте ведут 13 молодых единороссов (31,7%). Обратимся к анализу проблемного политического поля представителями каждой из представленных партий.

Таблица 2 Проблемное политическое поле публичного сетевого дискурса молодых депутатов региональных парламентов РФ (ЛДПР) (%)

Феде- Тематические кластеры

ральный округ

Респондент Благоустройство и ЖКХ Экология Спорт Социальная политика Культура Молодежная политика Экономика Политика

1 СЗФО 2 - 6 8 30 - 4 50

2 СЗФО 14 2 4 12 20 2 12 36

3 СЗФО 14 8 4 26 16 - 2 20

4 СЗФО 2 - 6 10 8 - 2 74

5 СФО 6 54 - 10 12 - - 18

6 СФО - 4 - - 10 - - 86

7 СФО 14 - - 10 20 - - 56

8 ПФО - 2 16 - - 6 - 76

9 ПФО 8 8 - 6 14 - 4 60

10 ПФО 4 22 - 24 2 - - 50

11 ПФО - - - 10 24 2 4 60

12 ПФО - - - 2 2 - - 96

13 ЦФО 4 2 - 4 12 - 4 74

14 ЦФО 8 - 2 2 26 4 2 56

15 ЦФО 2 12 8 - - - - 78

16 ЮФО 2 2 - 2 6 - 2 86

Как следует из таблицы, основной контент сетевых материалов молодых лидеров от ЛДПР посвящен проблемам политики. Депутаты освещают ведение предвыборной кампании, партийное строительство, встречи с избирателями, заседания региональных легислатур. Визуальный контент персональных страниц отражает применение различных предвыборных технологий, в частности, агитпоезд «ЛДПР». Анализ нарратива персональных страниц по жанрам показывает, что оценочный жанр преобладает над информативным. Молодые депутаты критикуют партию власти, продвигая свою политическую программу. Предлагаемые лидерами лозунги и законопроекты отличаются популизмом («переименовать материнский капитал в семейный», «освобождение граждан исполняющих конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу от уплаты транспортного налога за одно транспортное средство», «приостановить сбор взносов за капитальный ремонт» и т.д.), затрагивают вопросы перераспределения национального богатства, предоставления значительных льгот отдельным социальным группам. В рамках социальной политики обсуждаются проблемы системы образования, здравоохранения, местного самоуправления, пенсионной реформы. Вопросы культуры освещаются посредством этикетного жанра: молодые депутаты от ЛДПР активно поздравляют избирателей с различными праздниками патриотического содержания, например, Днем народного единства, Днем защитника Отечества. Образ будущего России ограничивается общими контурами как «великой», «непобедимой» и т.д. Частный жанр практически не представлен в контенте - парламентарии редко размещают фото семьи, друзей. Общие по федеральному округу проблемы в сетевом дискурсе не фиксируются. Обратимся далее к партии КПРФ.

Таблица 3 Проблемное политическое поле публичного сетевого дискурса молодых депутатов региональных парламентов РФ (КПРФ) (%)

ФО Тематические кластеры

Благоустройство и ЖКХ Экология Спорт Социальная политика Культура Молодежная политика Экономика Политика

1 СЗФО 2 - - 6 4 - 4 74

2 СЗФО 10 - - 12 26 - 14 38

3 СФО 6 2 - 14 14 - - 56

4 СФО 10 4 2 4 32 - 4 44

5 ПФО 10 4 2 10 16 - 2 56

6 ПФО 8 - 12 20 - - - 60

7 ЦФО 2 2 2 2 2 2 2 86

8 ЦФО 16 - 6 10 8 - - 60

9 ЦФО 18 12 - 10 2 - - 58

10 ЦФО - - - 2 22 - 2 74

11 УФО - - - - 4 - 8 88

Из таблицы видно, что центром проблемного поля молодых коммунистов также является политика. Публичный сетевой дискурс парламентариев отличается большей жёсткостью, критичностью. Молодые депутаты обвиняют власть в фальсификации выборов, в кризисе сложившейся в стране системы. Образ будущей России предлагается искать в советском прошлом, поэтому в контенте много обращений в рамках этикетного жанра с поздравлениями граждан с памятными датами советской истории - днями рождения/смерти Ленина и других коммунистических вождей, 1 мая, 7 ноября и т.д. Социальные проблемы, артикулируемые депутатами, в основном связаны с реализацией пенсионной реформы, введением новой льготной категории граждан «дети войны», стратегии борьбы власти с коронавирус-ной инфекцией. Молодые коммунисты на страницах соцсетях выступают с критикой введения QR-кодов: «Введение QR-кодов никак не защищает нас от заражения и к медицине это не имеет ровно никакого отношения. Смысл введения QR-кодов, по нашему мнению, в том, чтобы приручить, а не лечить». Оценочный жанр преобладает над информативным, молодые парла-

ментарии активно пиарят программу КПРФ. Частный жанр соседствует с публичным в двух вариантах - дифференциальном и интегральном. В первом случае семейная жизнь, общение с друзьями репрезентируется как раздельные, во втором случае - публичный и приватный дискурс сопрягается: рассуждения о частной жизни обобщаются до политических перспектив. Общие по федеральному округу проблемы в сетевом контенте молодых депутатов не фиксируются. На страницах депутатов от КПРФ больше собственного оригинального материала, меньше перепостов, чем у молодых парламентариев от ЛДПР. Далее обратимся к онлайн ресурсам молодых депутатов «Единой России».

Таблица 4 Проблемное политическое поле публичного сетевого дискурса молодых депутатов региональных парламентов РФ («Единая Россия») (%)

Депутаты ФО Тематические кластеры

Благоустройство и ЖКХ Экология Спорт Социальная политика Культура Молодежная политика Экономика Политика

1 СЗФО 10 2 4 10 10 4 10 50

2 СЗФО 36 - - 10 8 - - 10

3 СФО 16 - 2 32 10 4 28 12

4 СФО 4 2 14 - 24 14 14 28

5 СФО 8 2 - 40 10 - 40

6 ПФО 4 - 6 44 32 2 - 12

7 ЦФО - - 80 - 8 12 -

8 ЦФО 30 - - 36 12 - 8 20

9 ЮФО 6 - 4 30 12 10 14 24

10 ЮФО - 2 - 34 30 - - 34

11 ДФО 10 - 12 6 38 2 - 20

12 СКФО 4 6 22 4 10 6 - 48

13 СКФО 2 - 2 46 26 6 18

Из данных таблицы следует, что в отличие от оппозиционных партий политические проблемы не являются ядром публичного дискурса депутатов. Сообщения о политических мероприятиях носят информационный, а не оценочный характер. В отличие от парламентариев от КПРФ молодые единороссы сосредоточены на текущих событиях, составляющих основу их политического повествования. Молодые депутаты информируют избирателей о решениях, принятых законодательным органом субъекта федерации, о встречах с лидерами общественных организаций, руководителями учреждений и т.д. Молодые единороссы предлагают концепцию малых дел. В целом складывается впечатление, что молодые лидеры от партии власти не замечают своих политических конкурентов, придают информации исключительно позитивный характер, убеждая подписчиков в том, что все имеющиеся проблемы можно решить. Законодательные инициативы молодых депутатов связаны в основном с социальной политикой и благоустройством. В частности, Д. Батищев выступил с инициативой разработать проект по социализации детей-сирот в Липецкой области. Поскольку значительная часть молодых депутатов данной партии прошла школу молодежного парламентаризма и имела опыт работы в молодежных организациях, то парламентарии уделяют внимание молодежной политике. Экономические темы депутаты поднимают во время обсуждения законопроектов, касающихся принятия бюджета. Выражаясь словами Ф. Анкерсмита, «политические дискуссии редуцируются до обсуждения вопроса о сумме выплаты и о том, как лучше распределить платеж по гражданскому обществу в целом» [1, с. 231]. Проблемы спорта актуализируются в деятельности депутатов -спортсменов. В предвыборный период 2021 г. депутаты продвигали «Народную программу Единой России», предлагая образ «независимой», «сильной», «великой», «благоустроенной» страны. Ядром культурной политики депутатов выступает патриотизм, а центральным историческим событием - Великая Отечественная война. Молодые единороссы отстаивают ценности семьи, интегрируя частный и публичный онлайн дискурсы. Обратимся далее к проблемному полю контента депутатов малых/оппозиционных партий.

Таблица 5 Проблемное политическое поле публичного сетевого дискурса молодых депутатов региональных парламентов РФ (малые/оппозиционные партии) (%)

Респонденты ФО Тематические кластеры

Благоустрой- ство и ЖКХ Экология Спорт Социальная политика Культура Молодежная политика Экономика Политика

1 Зеленая Альтернатива СЗФО 14 20 4 12 2 2 12 36

2 Новые люди ЦФО 8 2 6 10 4 2 12 56

3 Справедливая Россия УФО 6 - 6 12 8 12 8 44

Как следует из таблицы, депутаты малых/оппозиционных партий сосредоточены на политических проблемах - отсутствии реальных возможностей для политической конкуренции, застое сложившейся политической системы. Представитель «Зеленой альтернативы» активно продвигает экологическую и экономическую темы, обращая внимание на организацию приютов для животных и проблему рационального использования ресурсов. Молодые депутаты от малых/оппозиционных партий уделяют внимание социальной и молодежной политике, направленной на помощь населению в период пандемии.

Политический потенциал депутата - это сложная интегральная характеристика индивида, способного к продвижению себя в качестве политика. В современной реальности он отражается в репрезентации себя как продукта, в том числе социальных онлайн-сетях. Наше исследование показало, что менее половины молодых депутатов мужского пола использует социальные онлайн-сети ВКонтакте и Facebook, чуть более половины размещают фотографии в Instagram. Активную жизнь в сети ведут представители малых и оппозиционных партий - ЛДПР, КПРФ, «Новые люди», «Зеленая альтернатива». Проанализировав контент активных и малоактивных в сети ВКонтакте молодых парламентариев, можно сделать вывод, что их публичный дискурс сосредоточен на актуальных общественно-политических проблемах. Приоритет тех или иных вопросов на персональных страницах депутатов зависит от их партийной принадлежности, опыта

политической и профессиональной деятельности. Депутаты от малых/оппозиционных партий концентрируются на недостатках политической системы страны, видят основную проблему в снижении уровня политической конкуренции на выборах. Для депутатов данных партий характерен высокий политический протестный потенциал. По нашему мнению, векторы политического будущего, а также механизмы достижения заявленных депутатами целей прописаны недостаточно четко, в материалах присутствуют популистские лозунги. Политический потенциал депутатов ограничивается артикуляцией политического проблемного поля. Решение социальных проблем предлагается решать за счет перераспределения национального богатства, тогда как новых инициатив, направленных на модернизацию экономических и социально-политических аспектов существующей системы, молодые парламентарии не предлагают. Политический потенциал молодых депутатов от партии «Единая Россия» выражается в политике малых дел -решении конкретных задач по благоустройству территорий, учреждений, помощи конкретным группам населения и т.д. Депутаты от данной партии не затрагивают основы политического строя. Образы будущего России связаны с дальнейшим развитием существующих общественных отношений. Ценностный консенсус депутатов от всех партий выражается в утверждении патриотизма, уважении к исторической памяти о Великой Отечественной войне. В целом политический потенциал депутатов в аспекте анализируемых сетевых ресурсов следует признать недостаточно высоким.

Литература

1. Анкерсмит Ф.Р. Политическая репрезентация / пер. с англ. А. Глухо-ва. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012.

2. Аудитория социальных сетей и мессенджеров в 2021 году. URL: https://blog.skillfactory.ru/auditoriya-soczialnyh-setej-i-messendzherov-v-2021-godu/ (дата обращения 21.10.2021).

3. Баранец С.Н. Методологические основания и проблемы исследования политического потенциала местной власти в России: предпосылки и обстоятельства для формулирования базисной теоретической модели (часть вторая) // Управленческое консультирование. 2018. №7.

4. Бойко С.И. Военно-политический потенциал в системе факторов политической стабильности // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История.

Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2009. №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Володин рассказал о гендерном и возрастном составе новой Госдумы. URL: https://regnum.ru/news/polit/3392321.html (дата обращения 16.10.2021).

6. Депутатский профиль. Кто и зачем ведет аккаунты народных избранников в соцсетях. URL: https://lenta.ru/articles/2016/11/20/dumaonline/ (дата обращения 12.10.2021).

7. Комиссарова С.А. Общественно-политическая деятельность депутатов: теоретические и методологические проблемы анализа // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. №3.

8. Палитай И.С., Викулина С.В. Личностный и профессиональный потенциал молодых депутатов Государственной думы: политико-психологический анализ // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2020. №6.

9. Политический потенциал и политическая активность молодежи. Исследование Фонда общественного мнения 02.06.2005. URL:https://bd.fom.ru/report/map/dd052222 (дата обращения 09.10.2021).

10. Потенциал политический // Военный энциклопедический словарь. URL: https://slovaronline.com/browse/e4914c35-67f5-313e-a0eb-0c4da46a6f9e/потенциал-политический (дата обращения 11.10.2021).

11. Рябова Т.Б. Возраст власти? «Воображаемые поколения» и доверие к политикам в социальных представлениях современных россиян // Комплексные исследования детства. 2021. Т. 3. №1.

12. Съезд партии «Единая Россия». Владимир Путин выступил на XX съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/65886 (дата обращения 19.08.2021).

13. Тев Д.Б. Депутаты государственной Думы РФ VI созыва: социально- профессиональные источники рекрутирования // Экономическая социология. 2017. Т. 18. №5.

14. Федеральный закон №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения 16.09.2021).

15. Хождение по лайкам. Способствуют ли «Вконтакте», фейсбук и твиттер российских чиновников их избираемости. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3013117 (дата обращения 12.10.2021).

16. Червонный В.П. О гражданском потенциале личности переходного общества // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. №2(24).

17. Шахов А.Н. Политический потенциал в системе оборонной мощи государства: содержание и реализация: автор. дис. ... д-ра. филос. наук. Москва, 1993.

18. Bjarneglrd E. Gender, Informal Institutions and Political Recruitment: Examining Male Dominance in Parliamentary Representation. New York: Palgrave McMillan. 2013.

19. Burness C. Young Swedish members of parliament: changing the world? NORA: Nordic Journal of Women's Studies. 2000. №8(2).

20. Foa R.S., Klassen A., Wenger D., Rand A., Slade M. Youth and Satisfaction Centre with Democracy: Reversing the Democratic Disconnect?". Cambridge, United Kingdom: for the Future of Democracy, 2020.

21. Golosov G. Growing old without grace: electoral authoritarianism and the age composition of Russia's regional legislative assemblies // Representation. 2014. № 50(4).

22. Henn M., Foard N. Young people, political participation and trust in Britain // Parliamentary Affairs. 2012. Vol. 65(1).

23. Joshi D.K. The representation of younger age cohorts in Asian parliaments: do electoral systems make a difference? // Representation. 2013. №49(1).

24. Kissau K., Lutz G. and Rosset J. Unequal representation of age groups in Switzerland // Representation. 2012. № 48(1).

25. McEvoy C. Does the descriptive representation of women matter? A comparison of gendered differences in political attitudes between voters and representatives in the European Parliament // Politics & Gender. 2016. № 12(4).

26. Tremmel J., Mason A., Haakenstad P., Dimitrijoski G.I. Youth Quotas and Other Efficient Forms of Youth Participation in Ageing Societies. The Netherlands: Springer Verlaag. 2015.

27. Youth participation in national parliaments. Inter-Parliamentary Union. Geneva, 2021.

References

1. Ankersmit F.R. Politicheskaya reprezentatsiya / per. s angl. A. Glukhova. Moskva: Izd. dom Vyssh. shk. ekonomiki, 2012.

2. Auditoriya sotsial'nykh setei i messendzherov v 2021 godu. URL: https://blog.skillfactory.ru/auditoriya-soczialnyh-setej-i-messendzherov-v-2021-godu/ (data obrashcheniya 21.10.2021).

3. Baranets S.N. Metodologicheskie osnovaniya i problemy issledovaniya politicheskogo potentsiala mestnoi vlasti v Rossii: predposylki i obstoyatel'stva dlya formulirovaniya bazisnoi teoreticheskoi modeli (chast' vtoraya) // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2018. №7.

4. Boiko S.I. Voenno-politicheskii potentsial v sisteme faktorov politicheskoi stabil'nosti // Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovede-nie. 2009. №1.

5. Volodin rasskazal o gendernom i vozrastnom sostave novoi Gosdumy. URL: https://regnum.ru/news/polit/3392321.html (data obrashcheniya 16.10.2021).

6. Deputatskii profil'. Kto i zachem vedet akkaunty narodnykh izbrannikov v sotssetyakh. URL: https://lenta.ru/articles/2016/11/20/dumaonline/ (data obrashcheniya 12.10.2021).

7. Komissarova S.A. Obshchestvenno-politicheskaya deyatel'nost' deputatov: teoreticheskie i metodologicheskie problemy analiza // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2019. T. 14. №3.

8. Palitai I.S., Vikulina S.V. Lichnostnyi i professional'nyi potentsial molodykh deputatov Gosudarstvennoi dumy: politiko-psikhologicheskii analiz // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. 2020. №6.

9. Politicheskii potentsial i politicheskaya aktivnost' molodezhi. Issledovanie Fonda obshchestvennogo mneniya 02.06.2005. URL:https://bd.fom.ru/report/map/dd052222 (data obrashcheniya 09.10.2021).

10. Potentsial politicheskii // Voennyi entsiklopedicheskii slovar'. URL: https://slovaronline.com/browse/e4914c35-67f5-313e-a0eb-0c4da46a6f9e/potentsial-politicheskii (data obrashcheniya 11.10.2021).

11. Ryabova T.B. Vozrast vlasti? «Voobrazhaemye pokoleniya» i doverie k politikam v sotsial'nykh predstavleniyakh sovremennykh rossiyan // Kompleksnye issledovaniya detstva. 2021. T. 3. №1.

12. S"ezd partii «Edinaya Rossiya». Vladimir Putin vystupil na XX s"ezde Vserossiiskoi politicheskoi partii «Edinaya Rossiya». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/65886 (data obrashcheniya 19.08.2021).

13. Tev D.B. Deputaty gosudarstvennoi Dumy RF VI sozyva: sotsial'no-professional'nye istochniki rekrutirovaniya // Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2017. T. 18. №5.

14. Federal'nyi zakon №489-FZ «O molodezhnoi politike v Rossiiskoi Federatsii». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (data obrashcheniya 16.09.2021).

15. Khozhdenie po laikam. Sposobstvuyut li «Vkontakte», feisbuk i tvitter rossiiskikh chinovnikov ikh izbiraemosti. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3013117 (data obrashcheniya 12.10.2021).

16. Chervonnyi V.P. O grazhdanskom potentsiale lichnosti perekhodnogo obshchestva // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2009. №2(24).

17. Shakhov A.N. Politicheskii potentsial v sisteme oboronnoi moshchi gosudarstva: soderzhanie i realizatsiya: avtor. dis. ... d-ra. filos. nauk. M., 1993.

18. Bjarneglrd E. Gender, Informal Institutions and Political Recruitment: Examining Male Dominance in Parliamentary Representation. New York: Palgrave McMillan. 2013.

19. Burness C. Young Swedish members of parliament: changing the world? NORA: Nordic Journal of Women's Studies. 2000. №8(2).

20. Foa R.S., Klassen A., Wenger D., Rand A., Slade M. Youth and Satisfaction Centre with Democracy: Reversing the Democratic Disconnect?". Cambridge, United Kingdom: for the Future of Democracy, 2020.

21. Golosov G. Growing old without grace: electoral authoritarianism and the age composition of Russia's regional legislative assemblies // Representation. 2014. № 50(4).

22. Henn M., Foard N. Young people, political participation and trust in Britain // Parliamentary Affairs. 2012. Vol. 65(1).

23. Joshi D.K. The representation of younger age cohorts in Asian parliaments: do electoral systems make a difference? // Representation. 2013. №49(1).

24. Kissau K., Lutz G. and Rosset J. Unequal representation of age groups in Switzerland // Representation. 2012. № 48(1).

25. McEvoy C. Does the descriptive representation of women matter? A comparison of gendered differences in political attitudes between voters and representatives in the European Parliament // Politics & Gender. 2016. № 12(4).

26. Tremmel J., Mason A., Haakenstad P., Dimitrijoski G.I. Youth Quotas and Other Efficient Forms of Youth Participation in Ageing Societies. The Netherlands: Springer Verlaag. 2015.

27. Youth participation in national parliaments. Inter-Parliamentary Union. Geneva, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.