Научная статья на тему 'Политический плакат ГДР как тип текста'

Политический плакат ГДР как тип текста Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
705
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ ГДР / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / АВТОРИТАРНЫЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Сергей Сергеевич

В статье рассматривается политический плакат ГДР как креолизованный тип текста в рамках авторитарного дискурса. Особое внимание в исследуемом корпусе политических плакатов ГДР уделяется его эксплицитным и имплицитным признакам, которые характеризуют политический плакат ГДР как определенный тип текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический плакат ГДР как тип текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. 13 (151).

Филология. Искусствоведение. Вып. 31. С. 130-133.

С. С. Фоминых ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ ГДР КАК ТИП ТЕКСТА

В статье рассматривается политический плакат ГДР как креолизованный тип текста в рамках авторитарного дискурса. Особое внимание в исследуемом корпусе политических плакатов ГДР уделяется его эксплицитным и имплицитным признакам, которые характеризуют политический плакат ГДР как определенный тип текста.

Ключевые слова: политический плакат ГДР, креолизованный текст, авторитарный дискурс.

Широкое понимание текста при коммуникативно-прагматическом подходе, объединяющем совокупность вербальных и невербальных средств и образующих текст как коммуникативную единицу, свидетельствует о необходимости исследовать текстовую природу креолизованных текстов. Политический плакат является разновидностью креолизованного текста. В данной статье мы определим текстовые признаки политических плакатов гдр

Политические плакаты создаются и распространяются авторитарными правительствами, политическими партиями или другими заинтересованными группами, чтобы в соответствии с их представлениями повлиять на общество1.

К политическим плакатам относятся, прежде всего, плакаты партий, предвыборные плакаты, пропагандистские плакаты, военные плакаты, плакаты, пропагандирующие культ личности, социально ангажированные плакаты на политическую тему, например, движение во имя мира, защиты окружающей среды, плакаты против распространения атомного оружия, плакаты-протесты, сатирические плакаты, а также плакаты для политических фильмов и пресс-центров политических партий2.

Корпус анализируемых нами политических плакатов ГДР составляет 376 единиц. В данном корпусе можно выделить следующие основные тематические категории: государственная пропаганда (53,2 %), движение за мир (29,6 %), политические плакаты с изображением политического врага (4,6 %), другие плакаты (12,6 %)3.

Доминирующей функцией политических плакатов ГДР является апеллятивная функция. Сопутствующие функции плакатов: информативная, аттрактивная, эстетическая.

Адресантом политического плаката ГДР является коллективный субъект речи - авторы плакатов, работавшие по государственному заказу. Адресатом сообщения являлись жители ГДР. Государство стремилось с помощью политических плакатов утвердить свою власть, авторитет и влияние среди жителей ГДР. Политический плакат ГДР использовался, таким образом, как средство государственной пропаганды.

С прагматической позиции данное положение можно охарактеризовать через понятие коммуникативной ситуации. Для политического текста значение имеет то, в какой политической системе возник текст. Таким образом, политическая система создает коммуникативную ситуацию и общие рамки для политических типов текста. Эксплицитные критерии политического плаката ГДР как типа текста можно представить графически следующим образом (см. Рис.1.)

Относительно политического контекста плакатов ГДР можно сказать, что они рассматриваются с социалистической позиции, которая заключалась в «формировании социалистического сознания».

Исторический и политический контекст устанавливает параметры политической коммуникации и может быть определен как дискурс. Дискурс характеризует коммуникативный процесс, приводящий к образованию определенной формальной структуры - текста, в нашем случае политического плаката. Дискурс, таким образом, задает рамочное пространство для создания политического плаката и задает внешние критерии политического плаката ГДР как типа текста. Опираясь на основные положения когнитивнодискурсивного подхода, мы считаем возможным трактовать дискурс как коррелят общественной практики, рассматриваемый как со

Апеллятивная

Информативная Аттрактивная

Креолизованный текст как средство

“от |

Плакат

Карикатура

Иллюстрация

Рис. 1.

структурных, так и с функциональных позиций. Под дискурсом мы понимаем речемыслительный процесс, структура которого состоит из различных сопряженных друг с другом систем убеждений, предназначенных для генерирования и передачи смыслов в определенной социальной формации.

Авторитарный дискурс может быть определен как корпус текстов, благодаря которым реализуется авторитарный тип политического режима. Авторитаризм является свойством любой социальной системы, основанной на доминировании. Для авторитаризма характерны односторонняя властность, господство управляющих над управляемыми, частичные ограничения свобод граждан.

Таким образом, авторитарный дискурс ГДР - это коррелят общественной практики ГДР, в котором реализуется жесткая централизация государственной власти со значительным ограничением политических прав и свобод граждан.

Авторитарный дискурс включает в себя следующие речевые акты: категорические директивы без права свободы выбора со стороны адресата, акты положительной самооценки, включая акты хвастовства, акты отрицательной оценки партнера по коммуникации, его деятельности и компетенции, акты унижения, оскорбления, угрозы, иронии и издёвки4.

Как отмечает П. Г. Крючкова, наиболее распространенными лексико-синтаксическими маркерами авторитарного дискурса являются

средства выражения категории негативности, прилагательные, выражающие оценночное значение, апеллятивы, модальные глаголы со значением облигаторности, неполные предложения и простые короткие предложения. Стилистические маркеры, указывающие на авторитарность: ирония, буквализмы, гиперболы, повторы. Наиболее типичные прагматические маркеры авторитарного дискурса: директивы, констативы, инвективы5.

Эксплицитными текстовыми признаками политического плаката ГДР являются политический контекст ГДР (коммуникативная ситуация), апеллятивная функция и политический креолизованный текст (средство коммуникации). Коммуникативно-прагматические отношения между адресантом и адресатом характеризуются как авторитарные. Исторический и политический контекст ГДР устанавливает параметры политической коммуникации и может быть определен как авторитарный дискурс.

К имплицитным признакам политического плаката ГДР как типа текста относятся поверхностная структура текста (когезия): лексические, графические средства, структура лозунга и глубинная структура текста (когерентность): тема, наборы тем, структура креолизованного текста.

Категория негативности в политических плакатах ГДР выражается, в частности, в отрицательной характеристике политического врага, который характеризуется с помощью

132

С. С. Фоминых

следующей лексики Mörder, Kriegstreiber, Verschwörung gegen Deutschland, Bruderkrieg, Generalkriegsvertrag, Remitalisierung

Deutschand's, Kriegshetzer, Elend und Tot, Kriegsbrandstifter, A-B-C-Tod.

Политический плакат ГДР использует лексические единицы со значением требования (Das ganze Volk fordert: Deutsche an einen Tisch, Fordert: Verbot der Atomwaffen!) и утверждения, он передает нормы и ценности (Sozialistisch arbeiten, lernen und leben), авторитетные позиции.

Типичным признаком для плаката является редукция и концентрация на существенном. Данный признак находит выражение в структуре вербального компонента политического плаката, ключевыми элементами которого являются заголовок, основной текст, лозунг. Заголовок заставляет сфокусировать взгляд на определенной информации (Nato-gedrillt, Nato-gekillt, Dem Frieden die Freiheit!, Erzwingt den Frieden). Типичными для заголовков политических плакатов ГДР являются следующие ключевые мотивы: Ami go home, Deutsche an einen Tisch, Regiere mit, Sozialismus siegt, Westpropaganda, l.Mai, Adenauer-Karikatur. Самым частотным тематическим заголовком является заголовок “Sozialismus siegt”, далее следует заголовки, связанные с изображением политического врага, первого федерального канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. Данное положение свидетельствует о накале политического противостояния во время «холодной войны».

Основной текст плаката поясняет тему заголовка. Например, основной текст на антимилитаристком плакате против войны в Корее: “Krieg ist das Geschäft der amerikanischen Millinonäre. Heute Korea - morgen soll es Deutschland sein. Die Völker der Welt werden den Frieden erzwingen“. Однако стоит отметить, что у большинства плакатов (75 %) основной текст отсутствует. Вместе с этим лозунг как сжатая форма выражения мнения, указывающая на направление действия, преобладает на политических плакатах ГДР (93 %). В политических плакатах ГДР встречаются следующие лозунги: Fordert gesamtdeutsche Beratung. Für Frieden und Einheit!, Deine Stimme für den Frieden, Fort mit ihm! Структура лозунга представляет собой неполное предложение и простое короткое побудительное предложение.

Плакат определяется как ориентированное на оптическое воздействие средство ком-

муникации, состоящее, как правило, из двух различных семиотических кодов: вербального и изобразительного. По степени участия изображения в организации политического плаката ГДР как типа креолизованного текста можно выделить плакаты с нулевой креолиза-цией (0,5 %), где изображение не представлено и не имеет значения для организации текста. Политические плакаты ГДР с частичной креолизацией (67 %), в которых вербальная часть относительно автономна, независима от изображения, которое сопровождает вербальную часть и является факультативным элементом. Плакаты ГДР с полной креолизацией (32 %), в которых вербальная часть не может существовать автономно. Вербальная часть в данном случае ориентирована на изображение или отсылает к нему. Также выделим политические плакаты, которые не содержат вербального элемента (0,5 %). Основными изобразительными мотивами на плакатах ГДР являются человек (51, 3 %), рука, рукопожатие, указывающий жест (17 %), символы государства, мира (10 %) и другие мотивы (22,7 %). Благодаря невербальным компонентам реализуется категория эмоциональности, что оказывает большое воздействие на получателя текста. Невербальный компонент является семиотическим кодом и представлен в политических плакатах ГДР в основном как иконический знак (89,2 %). Например, плакат с изображением жителя ГДР на фоне рабочих со знаменем в руках и надписью на плакате о том, когда состоится следующий съезд Социалистической единой партии Германии. Как знак-индекс (1,5 %), например, на плакате изображен Аденауэр, на которого направлены указательные пальцы рук, и где написан лозунг «Fort mit ihm!»; или символический, или конвенциональный (9,3 %) знак, который представлен на плакате с символикой, где изображены звезда, серп и молот или знамя.

Таким образом, к имплицитным признакам политического плаката ГДР как типа текста относятся лексические единицы, представленные заголовком, основным текстом и лозунгом. Типичным признаком для плаката является редукция и концентрация на существенном. Данный признак находит выражение в структуре вербального компонента политического плаката. Наиболее чаще встречаются политические плакаты ГДР с частичной креолизацией (67 %), основным изобразительным мотивом на плакатах ГДР является

человек (51,3 %). Невербальный компонент представляет собой семиотический код и представлен в политических плакатах ГДР в основном как иконический знак (89,2 %).

Примечания

1 Arnold, Judith. Das Abstimmungsplakat als Textsorte. Kontext und Merkmale eidgenössischer Abstimmungsplakate. URL : http://www. arsrhetorica.ch/Abstimmungsplakate-02.pdt

2 Kamps, Johannes. Plakat. (Grundladen der Medienkommunikation, Bd.5) Tübingen, 1999. S. 66-67

3 Das politische Plakat der DDR (1945-1970), CD, hrsg. v. Deutschen Historischen Museum. Berlin,1995.

4 Пушкин, А. А. Прагмалингвистические языковые характеристики авторитарной языковой личности : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 1992. 20 с.

5 Крючкова, П. Г. Авторитарный дискурс (на материале современного английского языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Киев. нац. ун-т им. Т. Шевченко. Киев, 2003. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.