Научная статья на тему 'Политический ислам в Египте: причины поражения «Братьев-мусульман» и Мухаммеда Мурси'

Политический ислам в Египте: причины поражения «Братьев-мусульман» и Мухаммеда Мурси Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1407
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
"БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" / ИСЛАМИСТЫ / ПРЕЗИДЕНТ МУРСИ / ЕГИПЕТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / MUSLIM BROTHERHOOD / ISLAMISTS / PRESIDENT MURSI / EGYPT / POLITICAL ISLAM / IDEOLOGY / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сабери Фахиме

В начале 2011 г. до Египта докатилась революционная волна, которая началась в Тунисе в 2010 г. и получила название Арабской весны. Вследствие этих событий к власти в стране пришли представители запрещенного при режиме Хосни Мубарака религиозно-политического движения «Братья-мусульмане». В статье сделана попытка прояснить идеологию «Братьев-мусульман», показать их роль в революции января-февраля 2011 г. и проанализировать основные причины их поражения в данных событиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ISLAM IN EGYPT: THE CAUSES OF THE DEFEAT OF «MUSLIM BROTHERHOOD» AND MOHAMMED MURSI

At the beginning of the 2011 Egypt faced the revolutionary wave that had begun in Tunisia in the 2010s and was called Arab Spring. As a result, the Muslim Brotherhood came to power. This organization was forbidden during the Hosni Mubarak governance. The paper attempts clarifying the ideology of the Muslim Brotherhood, demonstrates their role in the revolution of January and February of the 2011 and analyzes the main reasons of their defeat in the revolution.

Текст научной работы на тему «Политический ислам в Египте: причины поражения «Братьев-мусульман» и Мухаммеда Мурси»

САБЕРИ Фахиме - аспирант Российского университета дружбы народов (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; filinnikita@yahoo.com)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ В ЕГИПТЕ: ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН» И МУХАММЕДА МУРСИ

Аннотация. В начале 2011 г. до Египта докатилась революционная волна, которая началась в Тунисе в 2010 г. и получила название Арабской весны. Вследствие этих событий к власти в стране пришли представители запрещенного при режиме Хосни Мубарака религиозно-политического движения «Братья-мусульмане». В статье сделана попытка прояснить идеологию«Братьев-мусульман», показать их роль в революции января-февраля 2011 г. и проанализировать основные причины их поражения в данных событиях.

Ключевые слова: «Братья-мусульмане», исламисты, президент Мурси, Египет, политический ислам, идеология, политические партии

Религиозно-политическое течение «Братья-мусульмане» было создано в 1928 г. в Исмалии (Египет) школьным учителем Хасаном аль-Банной с целью проповедования ислама и миссионерства. Религиозный характер этой организации непосредственно отразился на ее основных задачах: противостоять вестернизации египетского общества и организовать строительство мечетей и религиозных школ с целью не допустить морального разложения молодежи.

Однако, начиная с 30-х гг. ХХ в., деятельность организации стала постепенно приобретать политический контекст. Кроме того, «Братья-мусульмане» были первой организацией в Египте и на всем Ближнем Востоке, которая использовала акты террора для достижения своих целей. Среди наиболее известных жертв насилия — премьер-министр Египта Нукраши-паша, начальник полиции Каира Селим Заки, а также президент Г. А. Насер, на жизнь которого члены организации совершили покушение в 1954 г.

Заметные изменения в деятельности «Братьев-мусульман» произошли в 1971 г., когда под руководством шейха Омара Ат-Тильмисани ассоциация стала приобретать черты партии парламентского типа. А это означало, что ее члены отказались от использования насилия на территории арабских стран. Однако отметим, что их идеологическая платформа в этот период не претерпела значительных изменений и предусматривала необходимость установления мусульманских законов и создание исламского государства. Благодаря массовой эмиграции членов движения из Египта и внутренним процессам в арабском мире, братство расширило свое влияние во многих арабских странах (в Иордании, Сирии, Палестине, Кувейте).

Подписание мирного договора между Израилем и Египтом в 1979 г. способствовало размежеванию движения на фундаменталистов и исламистов. Последние создали несколько военизированных террористических групп, таких как Аль-Гамаа аль-Исламия, Исламский джихад, и провели ряд резонансных терактов, наиболее известным среди которых стало убийство президента АРЕ Анвара Садата в октябре 1981 г. Вскоре новому египетскому президенту Хосни Мубараку удалось справиться с террористической угрозой, частично ликвидировав или вытеснив за границу часть радикалов.

Властью Х. Мубарака «Братьям-мусульманам» было запрещено формировать собственную политическую партию, потому что Конституция Египта исключала возможность создания политической партии по религиозным признакам. Однако движение обходило эти ограничения, сотрудничая с некоторыми политическими партиями, а также выдвигая своих представителей на выборах в качестве независимых кандидатов.

На современном этапе ассоциация «Братьев-мусульман» идеологизирована и представляет отдельное направление исламского движения. Следует отметить ее зна-

114

ВЛАСТЬ

2 01 4' 1 0

чительную материальную базу и наличие международной сети отделений и центров более чем в 30 странах Америки, Европы, Азии и Африки. Также достоин внимания тот факт, что «Братья-мусульмане» — единственная организация, в состав которой входят люди из всех общественных слоев и групп Египта [Филин 2012: 41].

Легитимация деятельности «Братьев-мусульман» во время революции в Египте в 2011 г. хотя и повлияла на методы и средства достижения целей, однако оставила неизменными основные задачи организации: полностью изменить общество и государственный строй, а в итоге — способствовать объединению всех мусульман и установлению исламского халифата путем возвращения к Корану, Сунне и шариату.

Можно утверждать, что к началу революции в Египте религиозно-политическое течение «Братья-мусульмане» имело определенные цели и задачи, но существовали некоторые разногласия по поводу путей их достижения.

В начале революционных событий 2011 г. организация не владела точной информацией об устойчивости режима Х. Мубарака и поэтому в первые дни демонстраций не принимала активного участия в событиях на площади Тахрир. Следует отметить, что на начальном этапе революции в Египте лидеры организации, будучи в сложной ситуации в некоторой мере дезориентированными, ставили перед собой довольно скромные цели: получить признание правительства, право сформировать политическую партию и участвовать в политической жизни страны.

После поражения режима Х. Мубарака на политической арене Египта возникли три основных игрока: военные, которые сформировали временное правительство, исламисты (наиболее влиятельная среди них ассоциация — «Братья-мусульмане») и «либеральная» элита, представленная целой сетью разнообразных христианских групп, социалистов, бизнесменов и др., которых объединяет как раз то, что они не принадлежат к исламистам. В такой ситуации «Братья-мусульмане» выбрали курс на формирование так называемой большой коалиции с двумя другими вышеназванными политическими силами в стране. Такой политический курс не только дал возможность ассоциации улучшить свой имидж, но и гарантировал равный доступ к получению власти в государстве.

Однако главной общественной силой в Египте, которая определила политическое направление в стране, стала так называемая «диванная партия», т.е. большинство граждан, не имеющих четких политических убеждений и считающих, что лучше наблюдать за событиями в стране по телевизору. В зависимости от обстоятельств эти люди поддерживают то один, то другой политический лагерь, обеспечивая им победу. Именно так и случилось в феврале 2011 г., когда было свергнуто правление Х. Мубарака. Вскоре эта же «диванная партия» обеспечила выбор М. Мурси на пост президента и получение исламистами большинства в египетском парламенте. Победив на всех выборах, исламисты получили возможность построить в Египте идеальное, с их точки зрения, общество, но они эту возможность не использовали [ОиШ Буеё 1977].

Обратимся к основной цели нашей работы и попытаемся дать ответ на вопрос, каковы были наиболее важные особенности первого этапа «арабского пробуждения», который закончился насильственным отстранением от власти законно избранного президента Египта М. Мурси.

Во-первых, очевидна сущность всего длительного периода трансформаций. Ее главным содержанием является всеохватывающая реисламизация региона, циви-лизационная натурализация арабского пространства на основе ислама, его принципов и ценностей. По нашему мнению, временное поражение «Братьев-мусульман» в Египте не сможет «закрыть» этот процесс, отменить его. Может лишь произойти некоторое усложнение его прохождения, может появиться новый баланс сил в исламском дискурсе, новые обстоятельства и силы этого процесса.

Во-вторых, определяющей особенностью первого этапа стало формирование самостоятельного исламского демократического проекта, который был представлен, прежде всего, панарабской ассоциацией «Братья-мусульмане». На протяжении первого этапа «арабского пробуждения» «Братья-мусульмане» развернули свою деятельность в широком поле национальных политических партий и дви-

жений, стали настоящим авангардом Арабской весны. В странах, которые фактически начали современную арабскую революцию, — Тунисе и Египте — «Братья-мусульмане» пришли к власти.

В-третьих, большинству египтян надоели эксперименты исламистов, они стремятся к стабильности и даже «твердой руке», которая прекратит хаос и восстановит экономическое развитие.

В-четвертых, отсутствие массовой симпатии к «Братьям-мусульманам» не означает, что египетское общество стало менее религиозным. В 2013 г. армию поддержали еще более консервативные салафиты. «Братья-мусульмане» переругались с имамами наиболее влиятельных мечетей. Организация испытала и худшие репрессии, но их культивирующийся с 1920-х гг. образ мучеников существенно дискредитирован. Поэтому особенно актуально в данном контексте объективное, беспристрастное и правдивое осмысление уроков и значения полученного практического опыта, причин и обстоятельств их временного поражения.

Считаем, что «Братьям-мусульманам» не хватило времени, чтобы приобрести необходимый опыт, создать действительно всенародную политическую партию — Партию свободы и справедливости. Противники успешного развития исламской демократии прекрасно понимали, что время работает на «Братьев-мусульман», они избавляются от ошибок и иллюзий, приобретают профессионализм и необходимые знания и навыки. Именно поэтому заговорщики и их хозяева так спешили с организацией заговора. Конечно же, «Братья-мусульмане», как и президент М. Мурси, сделали много ошибок, о чем, кстати, М. Мурси сам открыто и мужественно заявил незадолго до переворота. Нехватка профессиональных кадров, опыта практической работы в государственных структурах, неспособность кардинально изменить управленческий аппарат, ограничить роль армейской верхушки — все это значительно ослабило силу всенародно избранного президента.

Список литературы

Филин Н.А. 2012. Социально-демографический фактор массовых волнений в арабских странах и Иране. — Протестные движения в арабских странах : предпосылки, особенности, перспективы. Материалы научной конференции. Институт Африки РАН (отв. ред. И.В. Следзевский, А.Д. Саватеев). М.: Либроком. С. 40-44.

Qutb Syed. 1977. Islam and Universal Peace. Indianapolis: American Trust Publications. 93 р.

SABERI Fahime, postgraduate of Peoples' Friendship University of Russia (Miklukho-Maklaya str, 4, Moscow, Russia, 117198; filinnikita@yahoo.com)

POLITICAL ISLAM IN EGYPT: THE CAUSES OF THE DEFEAT OF «MUSLIM BROTHERHOOD» AND MOHAMMED MURSI

Abstract. At the beginning of the 2011 Egypt faced the revolutionary wave that had begun in Tunisia in the 2010s and was called the Arab Spring. As a result, the Muslim Brotherhood came to power. This organization was forbidden during the Hosni Mubarak governance. The paper attempts clarifying the ideology of the Muslim Brotherhood, demonstrates their role in the revolution of January and February of the 2011 and analyzes the main reasons of their defeat in the revolution. Keywords: Muslim Brotherhood, Islamists, president Mursi, Egypt, political Islam, ideology, political parties

References

Filin N.A. Social'no-demograficheskij faktor massovyh volnenij v arabskih stranah i Irane [The Social and Demographic Factor of the Mass Movement in the Arab States and Iran], - Protestnye dvizhenija v arabskih stranah: predposylki, osobennosti, perspektivy, Materialy nauchnoj konferencii, Institut Afriki RAN (otv. red. I.V. Sledzevskij, A.D. Savateev) [Protest Movements in the Arab States: Background, Characteristics and Prospects: Materials of the Scientific Conference, The Russian Academy of Sciences, Institute for African Studies (ed. by I.V. Sledzevskii, A.D. Savateev)]. Moscow: Librokom Publ. 2012. P. 40-44.

Qutb Syed. Islam and Universal Peace. Indianapolis: American Trust Publications. 1977. 93 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.