Научная статья на тему 'Политический Интернет в российских избирательных кампаниях: тенденции развития'

Политический Интернет в российских избирательных кампаниях: тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
687
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический Интернет в российских избирательных кампаниях: тенденции развития»

Н. В.Соленикова

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ В РОССИЙСКИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Соленикова Наталья Владимировна - аспирант кафедры социологии, политологии и связи с общественностью Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Интернет обладает целым рядом особенностей, которые сегодня привлекают внимание политиков: это и оперативность публикации информации при практически неограниченных объемах и малых издержках на распространение, и доступность для пользователя, и мультимедийные возможности, визуализация и интерактивность - вот только самые очевидные преимущества, которые с развитием Сети усиливаются: информация распространяется еще быстрее, становится доступнее, более удобно структурированной, лучше визуализированной и т.д.

Особенно широкими возможностями обладает политический Интернет в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний в качестве политтехнологи-ческого средства связей с общественностью. Ибо политический Интернет - это новейшая электронно-компьютерная разновидность средства массовой коммуникации в сфере политико-властных отношений, созданная на основе принципа обратной связи и являющаяся как виртуальным пространством для быстрых и разнонаправленных потоков политической информации и коммуникации, так и современным средством и технологией политического влияния, завоевания доверия и поддержки общественности, политического участия и политической борьбы, что существенно влияет на характер актуального политического общения, качественно меняет язык политического дискурса и стилистику политической конкуренции. Политический Интернет представляет собой системно организованную многоуровневую виртуально-пространственную структуру взаимоотношений в Интернете между политическими акторами, прежде всего, с одной стороны, институтами власти, политическими партиями и деятелями, а с другой - гражданами, индивидуальными пользователями.

Можно выделить очевидные преимущества Интернета как РИ(пиар)-средства в период избирательной кампании.

Во-первых, Интернет позволяет создать наиболее полный образ кандидата, это можно сделать, используя только традиционные СМИ. Безусловно, все действия по обеспечению присутствия кандидата в Сети должны быть осмысленными и логически вытекать из концепции его имиджа, сформулированной миссии и стандартов. Кроме всего прочего, рассматриваемая особенность Интернета позволяет донести до избирателей точно и ярко сформулированные и оформленные взгляды определенного кандидата, презентовать политические инициативы и программы кандидата.

Во-вторых, специфика политического Интернета как инструмента РИ предполагает богатство возможностей интерактивного взаимодействия с пользователями. Цели интерактивного взаимодействия: 1) дать посетителям сайта возможность высказаться и принять участие в обсуждаемых мероприятиях;

2) создать возможность оперативного мониторинга отношения пользователей Интернета к политику и его деятельности. С помощью Интернета можно организовать взаимодействие с избирателями, используя такие сервисы, как форумы, чаты, интернет-конференции, электронная почта, интернет-голосование .

В-третьих, Интернет обеспечивает оперативность связи с электоратом, дает возможность гораздо чаще обновлять новости, может архивировать информацию и обеспечивать быстрый доступ к ней, может использоваться как средство общения с журналистами и т. п.

В-четвертых, неподцензурность Интернета обеспечивает возможность прямой и косвенной агитации за кандидата, а также передачи о нем практически любой информации. Эта особенность Интернета позволяет вести контрпропагандистскую деятельность с возможной дискредитацией конкурентов.

В-пятых, организационная простота. Создать сайт - дело относительно несложное и недолгое. Для запуска полноценного сайта политической направленности иногда вполне достаточно нескольких дней (с момента принятия решения до выкладывания первых материалов и открытия доступа). Поддерживать средний по частоте обновления и разветвленности структуры политический сервер может команда из 2-3 журналистов и 1-2 технических сотрудников (верстка, техническая поддержка).

В-шестых, Интернет расширяет границы социологических исследований в период избирательных кампаний. Разумеется, речь идет не о социологических опросах пользователей по вопросам, связанным с рейтингом кандидатов или с электоральной активностью: пользователи Сети - нерепрезентативная выборка электорального массива. Но приглашение пользователей к участию в оценке качественных характеристик имиджа кандидата, используя его видеофайлы,

или оценка лозунгов избирательной кампании, программы - вещи вполне реальные.

Политики активно используют Интернет для обобщения и учета различной информации, а именно: анализа мнений и настроений электората; получения политических данных в режиме реального времени со всего мира; анализа реакции пользователей Интернета на то или иное политическое явление и др.

В-седьмых, с помощью Интернета успешно ведется поиск добровольцев-помощников для проведения кампаний, привлечения сторонников. Большинство современных политических партий активно набирают себе членов за счет интернет-пользователей. Так, на большинстве веб-представительств политических партий можно стать членом партии или, по меньшей мере, получить информацию о том, как это можно сделать. Большой интерес представляет опыт движения «Новая сила» (С. Кириенко), не только получившего регистрацию в Минюсте фактически на основании «электронной подписки», но и организовавшего первый в российской истории «виртуальный съезд» осенью 1999 г.

В-восьмых, сбор пожертвований через Интернет. На Западе сайты очень активно используются для этих целей во время избирательных кампаний. Например, в США партии и кандидаты через Интернет собирают пожертвования на избирательную кампанию. В России подобные акции пока практически неосуществимы, поскольку не распространено применение кредитных карт в Интернете в силу опасности операций подобного рода1. Хотя кое-какой положительный опыт уже имеется2. Стоит подчеркнуть одну особенность функций, выполняемых предвыборными сайтами России. Если задать вопрос «зачем политикам Интернет?» какому-нибудь американскому кандидату в депутаты, то, скорее всего, вы в первую очередь услышите волшебное слово «:Еип^1з1пд», что переводится как «увеличение фонда», а по сути означает сбор денег с избирателей и спонсоров на деятельность политика или партии. Электронный фанд-райзинг в США - это не только дань высоким технологиям, но и эффективный инструмент, благодаря которому был собран не один миллион долларов. Например, в 2 000 г. кандидат в президенты Джон Мак Кейн за 4 8 час. собрал в Интернете 1 млн. долл. на свою предвыборную кампанию. В том же году Джорж Буш-младший собрал через Интернет 3,6 млн. долл. для первого тура выборов на пост президента США и еще 2,4 млн. долл. для второго. В 2003 г. кандидат от демократов Ховард Дин собрал в Интернете 800 тыс. долл. всего за 1

час3.

1. Мельниченко О. Интернет и выборы: Проблемы и перспективы // Информационно-аналитический бюллетень агентства «Обратная связь», 2002, № 7.

2. В рамках кампании по сбору средств через свой веб-сайт (www.kprf.ru) КПРФ по состоянию на 10 сентября 2003 г. собрала более 11 млн. руб.

3. Политические партии на интернет-распутье - Internet.ru - 17 декабря 2003 г.

Перечисленные особенности и примеры их использования в период избирательных кампаний позволяют говорить о том, что для политиков Интернет может стать одним из важнейших средств связей с общественностью, которое будет способствовать более эффективной работе с избирателями, представителями средств массовой информации, союзниками и даже конкурентами.

На наш взгляд, четко вырисовываются следующие тенденции развития политического Интернета в электоральном процессе России в постсоветский период: 1) растущее использование политического Интернета как информационно-коммуникационного канала для общения с электоратом; 2) создание средствами политического Интернета рекламы и привлекательного имиджа участников выборов; 3) использование политического Интернета как инструмента контррекламы в избирательных кампаниях.

Остановимся на практике использования интернет-технологий в российских избирательных кампаниях. Если рассматривать становление политического Интернета в России с точки зрения смены электоральных циклов постсоветского периода, то можно выделить следующие этапы, каждый из которых стал заметным этапом рождения новой политической культуры и утверждения новых электоральных стандартов.

Первый электоральный этап (1993+1995)

Этот этап характеризуется преимущественной концентрацией интернет-услуг в Москве и С.-Петербурге, а также началом развертывания академических, научных и образовательных сетей на территории страны.

Рунет в это время лишь формировал свою среду, поднимался «на ноги». Неудивительно, что редкие пока политологические публикации о российской электоральной истории практически обходят этот период стороной. Так, обширная монография питерского коллектива авторов практически не обращается к анализу политического использования Интернета в данный период, видимо, предполагая малую значимость этой проблемы в сравнении с другими актуальными вопросами4. И. Засурский отмечает, что в этот период Интернет для россиян стал, в основном, «проводником процесса глобализации информационного пространства ... в Сети начала формироваться параллельная информационная система, значение которой некоторые исследователи на Западе приравнивают к всплеску молодежной контркультуры шестидесятых годов»5. Однако каждый новый виток избирательных кампаний сопровождался появлением невиданных способов реагирования на этот процесс Рунета. А каждое «изобретение»

4. См.: Первый электоральный цикл в России. 1993-1996 гг. - СПб., 2000.

5. Засурский И. Ре-конструкция России. Массмедиа и политика в России девяностых // www.russ.ru

политтехнологов быстро становилось достоянием сетевой общественности благодаря моментальному распространению информации о нем6.

В августе 1994 г. появился первый политический проект в Рунете - «Ли-бертариум» А. Левенчука. Таким образом, история политического сегмента Рунета насчитывает около 13 лет. В 1995 г. в Интернете появились первые новостные ресурсы: Национальная служба новостей (НСН) и «Известия». В этом же году в Сети открылось представительство органов государственной власти России «Официальная Россия»7.

В числе наиболее используемых инструментов обеспечения политической коммуникации в Интернете в этот период можно выделить электронную почту. Важной особенностью данного периода в развитии российского сегмента Сети было то, что интернет-технологии в значительно большей степени оказались востребованными в политической среде и массмедиа, нежели в сфере бизнеса. Таким образом, определяющим фактором развития российского Интернета, в отличие от Европы и Америки, стала активность крупных медиа- и политических структур, а не коммерческих организаций. В эти годы в России происходил процесс освоения Интернета в качестве средства политической коммуникации.

Второй электоральный этап (1996+1998)

Этот этап характеризуется постепенным распространением Сети по территории страны и уменьшением доли Москвы и Санкт-Петербурга в структуре пользователей. Интернет уже используется различными субъектами российской политической жизни в информационных войнах, во время парламентских и президентских выборов, а также в ходе осуществления международной информационной политики.

Первым опытом политического РИ в Рунете можно считать трансляцию хода выборов 1996 г. на сайте «Национальной службы новостей»8, где впервые были опубликованы результаты президентских выборов во время подсчета голосов. С этого момента к возможностям Интернета активно обращаются политические партии, движения и их лидеры.

Использование Интернета в качестве средства политической коммуникации преследует не только сугубо информационные цели. Наряду с традиционными для данного этапа развития Интернета представительскими (содержащими исключительно текстовую и графическую информацию) ресурсами и ресурсами,

6. Кузнецов И.И. Рунет как часть российского электорального пространства // Общественные науки и современность, 2 003, № 1. - С. 70.

7. www.gov.ru

8. www.nns.ru

построенными на принципе простой обратной связи (когда предоставляется возможность передать источнику информации свое мнение о представленной информации через систему электронной почты), появляются ресурсы расширенного коммуникационного типа, позволяющие проводить массовые информационные акции политического характера. К таким ресурсам можно отнести так называемые «чаты», которые позволяют общаться в Сети с известными политиками .

Еще одним направлением развития Интернета как средства общения с политическими целями стали массовые опросы пользователей по заданной тематике. Подобные опросы состоялись в сетевом «Русском журнале» по таким темам, как: «Кого Вы считаете нужным избрать в качестве премьера?» (август-сентябрь 1998 г.) или «Вступили бы Вы в "Отечество"?» (ноябрь-декабрь 1998 г.). При этом число участвующих в обоих случаях превысило тысячу человек, что свидетельствует о достаточно высоком интересе к подобным опросам со стороны пользователей Сети. Фактически речь идет о специфических социологических опросах, которые не только фиксируют общественное мнение среди пользователей Сети, но и активно его формируют9.

Спецификой российского политического процесса на данном этапе стала растущая значимость средств массовой коммуникации, особенно в электоральных ситуациях, что выявилось во время президентских выборов. В этот период основные политические субъекты в разной степени освоили Интернет в качестве средства политической коммуникации. В избирательных кампаниях в 1996-1998 гг. лишь самые известные политики имели собственные персональные сайты. Прочие же политические лидеры в большинстве случаев совмещали свои персональные страницы с сайтами тех партий и движений, которые они возглавляли. Практически все основные политические силы страны уже осознали практическую значимость использования Интернета в своей деятельности, но не осознали еще масштабность этих возможностей, поэтому очень часто подходили к Интернету формально. Создаваемые в Сети политические информационные ресурсы отнюдь не всегда были достаточно динамичны и профессионально подготовлены для того, чтобы адекватно и своевременно реагировать на происходящие в стране события. Плохое оформление сайта, слабая информативность, нерегулярное обновление являлись главными факторами, отталкивающими потенциальных посетителей. Кроме того, значительная масса всех политических ресурсов страны, как правило, создавалась накануне выборов и поэтому имела сравнительно небольшой срок жизни - особенно это актуально для персональных сайтов политиков.

9. Чеснаков А.А. Ресурсы Internet и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ, Серия 18. Социология и политология. № 4, 1999. - С. 68.

На данном этапе большинство интернет-ресурсов можно рассматривать только как информационные ресурсы, использование коммуникационных сервисов ограничено - форумы и чаты присутствуют лишь на немногих сайтах.

Кроме того, политики пока до конца не осознавали, что Интернет является не только местом, где можно разместить сайт-листовку, но и мощнейшим средством ведения предвыборной кампании, а также организационным и даже финансовым ресурсом.

Кроме использования в качестве оружия политической борьбы подконтрольных телеканалов и газет, в этот период большое внимание стало уделяться нагнетанию конфронтации с помощью различных интернет-технологий. Начиная с 1998 г. Интернет становится активным участником всех политических скандалов в стране, начиная с отставки Ю. Скуратова и заканчивая «антилужковской» пропагандой в ходе предвыборной кампании. Более того, часто именно публикации в Интернете предваряли многочисленные статьи в обычных СМИ.

Таким образом, можно утверждать, что период со второй половины 1998 -по первую половину 1999 г. стал начальным экстенсивным этапом формирования ресурсов российского политического Интернета, когда четыре его основные составляющие (сайты властных структур, ресурсы политических партий и движений, пресса, сайты аналитических и исследовательских организаций) были постепенно заполнены. Очевидно, что качественный рост российских политических ресурсов во многом был связан с приближающимися парламентскими и президентскими выборами.

Третий электоральный этап (1999+2002)

Власти России начинают признавать роль Интернета как нового информационного канала и делают шаги на пути его использования. В частности, они публикуют множество официальных документов, до последнего времени доступных лишь специалистам. Появляются профессионально сделанные страницы, сотворенные по образцу телевидения: функции пользователя сводятся лишь к восприятию.

1999 год стал ключевым в плане использования интернет-технологий в политической жизни России. Именно выборы в конце 1999 г. привлекли в российский Интернет первые крупные инвестиции. Именно тогда известные российские политики впервые обратили свой взор на Интернет, обнаружив у себя под боком еще одно информационное поле для продвижения и рекламирования собственных идей и взглядов.

К началу избирательных кампаний 1999-2000 гг. в Российской Федерации практически все крупные политические партии прибегли к созданию своих интернет-представительств: интернет-технологии начинают использоваться в

избирательной кампании. Тогда же впервые расходы на Интернет были прописаны отдельной строкой в бюджете избирательных кампаний многих полити-ков10.

Вызванная выборами информационная активность политических объединений совпала по времени со всплеском моды на новые технологии на Западе, что привело к стремительному развитию информационно-политического сектора российского Интернета. В конце 1999 - начале 2000 г. создание интернет-представительств приняло характер массового явления: собственные сайты имели все крупные партии и движения, принимавшие участие в парламентских выборах, и почти все кандидаты в президенты 2000 г. Тогда же Интернет начал широко использоваться в рамках реализации политических РИ-кампаний. Включение Интернета в инструментарий политтехнологов предопределило то, что Сеть стала привычным рабочим инструментом для журналистского сообщества.

Итак, начиная с 1999 г. политические силы в России приняли во внимание быстрый рост интернет-аудитории и предприняли шаги, направленные на манипулирование общественным мнением путем использования интернет-технологий. Кроме того, использование политиками интернет-технологий большей частью обусловлено существенным упрощением работы предвыборных штабов на самых ранних этапах деятельности. Происходит это за счет простоты пропаганды, сравнительной дешевизны создания ресурса, оперативности и высокой скорости распространения директив и агитационных материалов, возможности доступа к опубликованной информации из любой точки мира11.

Бурный рост политического сектора российской Сети в конце 1990-х годов объясняется двумя основными причинами. Во-первых, это стремление политических деятелей приобщиться к Интернету как к явлению современного мира, воспринимаемому как символ будущего. Подобную мотивацию можно назвать «логикой Деда Мороза», если воспользоваться формулировкой Ж. Бодрийяра, который следующим образом объяснял природу воздействия рекламы на человеческое сознание: это «не логика тезиса и доказательства, а логика легенды и вовлеченности в нее». Известный парадокс Бодрийяра - «не веря в этот товар, я верю рекламе, которая пытается заставить меня в него поверить» - применим к восприятию не только рекламного сообщения, но и Интернета в целом. Большинство политиков, считавших необходимым создание сетевых проектов, не особенно верили в то, что использование интернет-технологий принесет им какую-либо практическую пользу, но очень хотели

10. Володагин А.А. Интернет-СМИ как венные науки и современность. - 20 02.

11. Водолагин А.Л. Интернет-СМИ как

арена политической борьбы // Общест-- № 1. - С. 54.

арена политической борьбы // Там же.

РАЗМЫШЛЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ

В РОССИЙСКИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КОММЕНТАРИИ

КАМПАНИЯХ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

поверить распространенному представлению о том, что такая польза существует .

Второй причиной быстрого развития российского политического Интернета стал функциональный подход к сетевой среде. К концу 90-х годов многие политики и бизнесмены, традиционно использовавшие для решения своих РИ-задач традиционные СМИ, открыли для себя Интернет как не менее эффективное средство коммуникации. Подобный технологический подход к Интернету особенно проявил себя в реализации информационно-пропагандистских кампаний во время парламентских и президентских выборов. И все же лишь немногие участники выборов 1999-2000 гг. успешно применяли сетевые технологии в качестве инструмента предвыборной борьбы12.

Специфика использования интернет-технологий российскими политиками во втором и третьем электоральных этапах (1996-1999) заключалась, с одной стороны, в появлении сайтов, созданных в соответствии с широко распространенными представлениями о необходимости наличия собственного ресурса в Интернете (что породило феномен интернет-аутсайдерства - появление множества некачественных и невостребованных сайтов), а с другой стороны, отдельные политические субъекты начинают использовать Интернет в качестве инструмента для решения коммуникативных задач, следствием чего стало проведение в сетевой среде ряда информационно-пропагандистских операций.

Политические скандалы, потрясавшие страну на экранах телевизоров и в печатных изданиях, продолжались и в Интернете - появились отдельные ресурсы Сети, которые и создавались только для одного - обличения того или иного политика (очень много было направлено против Ю. Лужкова и ОВР), либо, наоборот, для прославления (так в конце 1999 - начале 2000 г. стали возникать многочисленные информационные ресурсы в поддержку В. Путина). Имеют место многочисленные «лжесайты» - Лужкова, Примакова, Березовского и др., пытающиеся дискредитировать этих политиков.

Случаи «вбрасывания» компромата в Сеть слишком многочисленны, чтобы пытаться рассказать о них подробно. Можно только отметить несколько случаев, когда в ходе выборов Сеть использовалась как мощное пропагандистское оружие. Так, Г. Павловский открыл сайт «Объединенная преступная группировка» о лидерах движения «Отечество - вся Россия». В 1999 г. Министерство печати зарегистрировало сайт «Агентство федеральных расследований», учредителем которого выступили известные журналисты, работающие в холдинге «Совершенно секретно».

Четвертый электоральный этап (2003+2004)

12. Иванов Д. Г. Политический РЕ в Интернете: Российские реалии // Интернет-маркетинг. 20 02. № 4. - С. 6-14.

Качественно новым этапом применения избирательных интернет-технологий в России стали выборы президента страны, прошедшие в марте 2004 г. Если проследить динамику использования сети Интернет политическими лидерами, претендующими на пост президента, в избирательных кампаниях 1996, 2000 и 2004 гг., то можно сделать определенные выводы. Наблюдается последовательный и устойчивый рост активности использования Интернета в избирательной кампании претендентами на пост президента, в 1996 г. - 0 из 10, в 2000 г. - 5 из 11, в 2004 г. - 6 из 6 претендентов создали свои персональные страницы или страницы партии, которую они возглавляют.

Интересен тот факт, что технологии, зарекомендовавшие себя на выборах 1999 г., оказались не столь эффективными на выборах в 2003-2004 гг. Очевидно, что общепринятым стандартом стало формальное присутствие в Интернете политиков и политических структур, т. е. создание и поддержка официальных сетевых представительств. Но на данном этапе наличием сайта уже никого нельзя было удивить, поэтому уникальная возможность заявить о себе на политической сцене за счет факта присутствия в Интернете оказалась уже пройденным этапом.

Политики начали понимать, что Интернет - это интерактивность, т. е. взаимодействие. Вновь создаваемые сайты все чаще предоставляли условия для обратной связи. Люди разных политических мировоззрений могли участвовать в дискуссиях, иногда очень бурных, но все же представляющих мнение тех, кем управляют. Зачастую на подобных сайтах проводились интернет-голосования для выяснения отношения аудитории к актуальному вопросу. Эти опросы не могли претендовать на достоверность общей картины, но очень важны для исследования собственной аудитории партии или политика.

Итак, Сеть стала важной составляющей политических коммуникаций, образующих информационную среду предвыборной деятельности политических лидеров и политических партий. Интернет стал реальным интерактивным каналом связи с избирателями, сферой политического влияния на электорат. В связи с этим, увеличение интерактивности и развитие диалоговых возможностей ШеЬ-сайтов будет способствовать более эффективной работе с избирателями.

Современный период (2005+2007)

Современная политическая коммуникация не обходится без использования политических информационных технологий, роль которых все возрастает.

Сегодня можно говорить уже о наборе инструментов, с помощью которых может быть реализовано общение граждан и политиков в Сети. Самым простым и популярным инструментом является рассылка текста письма, а также создание собственной рассылки (особенно это касается России, где применяются

устаревшие технологии коммуникации и электронная почта значительно доступнее, нежели остальные виды сетевой коммуникации).

Для политических кампаний особую ценность представляет возможность работать с лидерами мнений. Исследования аудиторного среза Интернета показывают, что подавляющее большинство пользователей Сети составляют посетители политических, агитационных и информационных ресурсов (в ходе предвыборной кампании количество посетителей этих ресурсов возрастает в 1,5-2 раза13). Для политической коммуникации в Сети важна не столько реакция на какое-либо информационное послание внутри нее, сколько обеспечение отклика на это послание в традиционных СМИ14, чему в значительной степени способствует специфика аудитории, а также высокая скорость распространения информации15.

Хотя даже сейчас далеко не все политические силы страны осознали, что Интернет - это не просто место, где можно разместить очередную листовку, а мощное информационно-пропагандисткое средство ведения политической кампании, фактически совмещающее (особенно в перспективе) возможности телевидения и печатных изданий: место для размещения информационных материалов, выражающих мнение конкретной партии (либо политика), ее политических программ, заявлений, агитационных и пропагандистских материалов, фото-, теле- и аудиоматериалов, дополненных возможностями ведения обмена мнения и диалога путем электронной почты, различных форумов, интернет-опросов, чатов, электронных листов рассылок и т. д. Все это дополненное собственными электронными лентами новостей, он-лайн-изданиями, рекламой, использование сайтов как порталов и т. д. превращает Интернет в мощнейший инструмент политики, тем более, что создание собственных информационных ресурсов в Интернете на первом этапе не требует огромных финансовых вложений и достаточно просто в осуществлении - создание сайта и его поддержка намного проще, чем издание газеты или журнала.

В избирательных кампаниях важен информационный обмен, так как без существования обратной связи с электоратом любая кампания обречена на неудачи. Многие политические партии и кандидаты оценили достоинства Интернета в этом качестве.

Еще одной важной тенденцией развития политического Интернета в постсоветский период стало создание средствами политического Интернета рекламы и привлекательного имиджа участников выборов.

13. Данные исследований рейтинговой системы www.rambler.ru

14. Давыдов И. Политика - двигатель веб-прогресса // Сообщение. 2000. -№ 1. - С. 45.

15. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.Э. Гринберг. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 263.

С каждой избирательной кампанией органы государственной власти, политики, политические партии и движения все более активно используют интернет-технологии. Эта тенденция сохранится в будущем, учитывая рост числа интернет-пользователей. Вместе с тем, необходимо отметить проблемы, связанные с использованием избирательных интернет-технологий. Во-первых, отсутствует правовая регламентация их применения. Во-вторых, на данный момент недостаточно полно используются возможности Интернета. Наиболее востребованными у субъектов политического процесса являются новостные рассылки, электронная почта, баннерная реклама, создание интернет-представительств, использование форумов и блогов. Как правило, применяемые избирательные интернет-технологии позволяют проводить информационно-пропагандистскую и мобилизационную работу в период избирательных кампаний. Поэтому перед научным сообществом стоит задача дальнейшего исследования избирательных интернет-технологий.

Интернет в России стал реальной политической площадкой - в нем проводятся самые острые идеологические дискуссии и кипит реальная, в отличие от федерального информационного пространства, жизнь, тем не менее существующие в обществе социальные институты, представители партий и общественных организаций, обычные граждане не всегда еще умеют эффективно и масштабно использовать Интернет для выражения и защиты своих интересов. Социально-политический потенциал Интернета пока не освоен и не осознан в должной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.