УДК 32.019.5
Е. Н. Давыборец
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье изучаются вопросы информационно-психологической безопасности личности в сфере создания и управления политическим имиджем. Данная проблема возникла в связи с методами и приемами, используемыми акторами политического процесса для создания политического имиджа. Выявляются манипулятивные имиджевые приемы и технологии, широко применяемые для формирования имиджа различных политических объектов: мифологизация сознания, имиджевая легенда, эмоционализация информации, использование «родовых имен», эффект «трансфера» и др. Исследуются факторы, влияющие на безопасность личности в информационной сфере, особенно важными среди которых являются законодательное обеспечение информационно-психологической безопасности, уровень интеллектуального развития общества, протестно-критический потенциал личности, гражданская позиция индивидов, преобладающий тип политической культуры и др.
Ключевые слова: политический имидж, информационно-психологическая безопасность личности, информационные технологии, управление массовым сознанием, манипуляция.
В последние два десятилетия в научных кругах активно обсуждается проблема информационно-психологической безопасности личности в современном информационном обществе. Существуют фундаментальные исследования этой проблемы в различных ее аспектах. Так, данное явление в эволюционном аспекте исследовано Г. В. Грачевым, им предложены способы психологической защиты личности (Грачев, 1998). Вопросы информационной безопасности России поднимали авторы О. Н. Дроботенко (Дроботенко, 2014), Я. С. Артамонова (Артамонова, 2014), А. С. Бородин (Бородин, 2009) и др. Региональные аспекты безопасности раскрыты в научных трудах К. И. Сафиева (Сафиев, 2014), В. Г. Кулакова (Кулаков, 2005), Д. П. Кафтанчикова (Кафтанчиков 2009) и др. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности исследованы в работах Т. А. Поляковой (Полякова, 2008), Г. О. Крылова (Крылов, 2007).
Развитие информационных технологий, с одной стороны, существенно преобразовало жизнь человека, с другой — предоставило власть над ним тем лицам, в интересы которых входит прежде всего реализация собственных корыстных целей. Управление массовым сознанием возможно использовать в негативном ключе: захват и удержание власти, обеспечение лояльности собственному режиму, разжигание межнациональной вражды, проведение войн в своем и других государствах. Информационное общество открыло «просторы» для манипуляции массовым сознанием. Вот почему так важно разработать и реализовать на практике основы информационно-психологической безопасности личности, которой со стороны нашего государства на сегодняшний день уделяется мало внимания.
© Е. Н. Давыборец, 2015
В связи с распространением политического имиджа, повышением его роли и значения политико-академическое сообщество обеспокоено вопросом, не является ли имидж угрозой информационно-психологической безопасности личности и общества. Под информационно-психологической безопасностью понимают защищенность личности и общества, а также их жизненно важных интересов в информационной сфере от негативных информационно-психологических воздействий (Манойло, Петренко, Фролов, 2009, с. 175).
Целью исследования является выявление угроз информационно-психологической безопасности личности при формировании имиджа политического объекта. Объект исследования — политический имидж. Предмет — угрозы имиджевых технологий информационно-психологической безопасности личности.
В век информатизации и информационных технологий проблема информационно-психологической безопасности личности стоит остро в целом, в том числе для демократических политических систем. Информационные атаки на население ставят под сомнение сам режим демократии, которая способна превратиться в управляемую. Так, ряд исследователей полагают, что в век СМИ плюрализм мнений является ложным, так как общественное сознание находится под контролем заинтересованных лиц (государства, медиамагнатов, крупных корпораций и пр.) вне зависимости от степени демократичности политической системы: «Плюрализм мнений, который складывается в демократической системе средств массовой информации, носит иллюзорный характер. Зачастую множественность и иллюзия выбора носит одну цель — изменить общественное правосознание, политическую психологию, внедрить в коллективное сознание ложные образы, подтолкнуть народ к неверным решениям» (Железняк, 2014, с. 40).
«В настоящее время наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание» (Федорова, 2009, с. 22). Действительно, средства массовой информации имеют большие возможности по изменению реальности посредством преобразования информации специальными наработанными и широко известными приемами, технологиями. Вместе с этим не разработано и законодательно не закреплено использование методов информационно-психологической защиты общества, в результате чего граждане оказываются безоружными перед идеологической обработкой, способной принять тотальные масштабы и перерасти в «зомбирование» массового сознания.
Государственная пропаганда и идеологизация сознания как в России, так и во многих других странах, претендующих на звание демократических, со стороны руководства не считаются чем-то негативным, а напротив, необходимым и действенным инструментом политической «социализации» масс. Пропаганда в советское время имела весьма безобидную трактовку как «распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности» (Большая советская энциклопедия ... ). То есть по большому счету пропаганда представлялась как просвещение масс и политическая социализация граждан. Собственно, данный термин в современной научной литературе также не имеет негативного оттенка и озна-
чает популяризацию идей, взглядов, фактов, для формирования общественного мнения (Философская энциклопедия ... ).
Близким к пропаганде явлением по сути является идеологизация, то есть насаждение определенных взглядов, точек зрения, стереотипов, которое также широко применяется в политической сфере, в том числе официальными властями во многих странах. Это действенный инструмент управления массовым сознанием, выполняющий важные для политической верхушки общества функции по поддержанию и охране существующего строя. То есть и пропаганда, и идеологизация занимаются формированием общественного мнения в определенных целях и способны сыграть как положительную, так и отрицательную роль в жизни общества.
Казалось бы, нет ничего плохого в «формировании общественного мнения», а напротив, оно способно оказать позитивное влияние на взаимодействие населения и власти, на развитие общества. Через воздействие на массовое сознание возможно обеспечить лояльность к действующей власти, дать ей запас прочности на время реформ, что является важным условием их успешного проведения. Единство взглядов и убеждений обеспечит поддержку руководства, мобилизует массы на выполнение различных его проектов. Посредством идеологии возможно воспитать законопослушного гражданина, привить ему важные правила и нормы поведения, что будет способствовать порядку и стабильности в обществе. Через идеологизацию и пропаганду возможно просвещение граждан, приобщение к политической сфере, а также другим важным сферам общественной жизни. При правильном подходе они будут способствовать развитию гражданского общества, т. е. идеологизация и пропаганда способны выполнить важные позитивные функции для власти и общества.
Почему тогда данные явления долгое время имели резко негативное отношение населения? Многое объясняется теми методами, которые могут использоваться (и долго использовались, в том числе и в нашей стране) для идеологической обработки населения. А именно — широкое применение манипулятивных приемов и технологий, искажение происходящих событий, вплоть до распространения заведомо ложных сведений, внедрение в общественное сознание мифов, ложных образов и т. д.
Тем самым «формирование общественного мнения» способно причинить вред гражданам, внедрив искаженную картину мира и снизив протестный потенциал и мотивацию на преобразование существующей действительности. На сегодняшний день во многих государствах, в том числе и в России, не существует норм и правил в данной сфере, не определены границы дозволенного, отсутствует перечень неприемлемых методов пропаганды. В результате чего пропаганда зачастую становится грозным оружием в руках манипуляторов, способным стать угрозой как информационно-психологической безопасности личности конкретного общества, так и безопасности других государств.
При изучении роли и значения пропаганды и идеологизации массового сознания в жизни общества необходимо также принимать во внимание те цели, с которыми используется управление массовым сознанием, среди которых может быть и мобилизация населения на созидательные конструктивные
преобразования. Но часто оно используется либо для корыстных целей (захват/удержание власти, обеспечение лояльности своему правлению), либо для прямо преступных целей (организация восстаний и войн, политический террор, разжигание вражды между различными группами и обществами и т. д.).
Частью официальной пропаганды и важным направлением государственной информационной политики является создание позитивного политического имиджа. Политический имидж — усредненное понятие, касающееся различных политических объектов: политических лидеров и политиков различных уровней; политических партий; политических организаций, в том числе международных; государственных органов; государственных структур; государственных служащих. Политический имидж также формируется для государств, регионов, муниципалитетов, т. е. он распространился на всю сферу политической жизни, и оказывает существенное влияние на текущие политические процессы, а также на жизнь обществ и государств. Под имиджем понимается устойчивый стереоти-пизированный и эмоционально окрашенный образ, сформированный в общественном сознании субъектами политического процесса и основанный на информационных технологиях.
Привлекательный образ политической власти и ее структур, а также государства в целом, благоприятно влияя на внутриполитические и международные отношения, может быть фактором стабильности и благополучия общества. Вместе с этим, если привлекательный имидж власти существенно отличается от реального положения дел, он также способен нанести урон обществу, закрепив у власти лиц, чьи интересы идут вразрез с общественными. На практике это встречается достаточно часто.
Для формирования политического имиджа применяются те же информационные технологии, что и для управления массовым сознанием в целом, то есть обычные инструменты пропаганды и идеологизации. Существуют и специальные технологии, используемые для создания и поддержания благоприятного имиджа политического объекта.
Информационные технологии, используемые для формирования политического имиджа, можно подразделить на рациональные, рассчитанные на обращение к разуму граждан, и манипулятивные, направленные на эмоциональную сферу личности. Под манипуляцией понимают скрытое психологическое воздействие на индивида с целью подчинения манипулятору его сознания, воли, поведения (Доценко). В настоящее время наработаны и эффективно используются многие имиджевые технологии, большинство из которых не призваны апеллировать к разуму граждан, но рассчитаны воздействовать на эмоции, т. е. по сути являются манипулятивными. Нужно отметить, что некоторые технологии сложно однозначно отнести к одной из этих групп, многое здесь будет зависеть от целей политических субъектов.
К рациональным имиджевым технологиям можно отнести все, что относится к информированию граждан без преобразования информации и без целенаправленного воздействия на психику людей: публикацию и трансляцию информации; информационное сопровождение деятельности органов власти, партии, политического лидера; создание и поддержание веб-сайтов; использование
почтовых рассылок; обсуждение проблем в специальных передачах, форумах; выступление на телевидении и перед гражданами представителей власти, оппозиции, ученых экспертов; создание специальных сайтов политических лидеров, партий, государственных органов, внешнеполитических ведомств, дипломатических представительств и многое другое. Хотя эти же технологии способны превратиться в манипулятивные, например при преобразовании информации в соответствии с целями заказчика.
Примерами манипулятивных имиджевых технологий могут быть: формирование идеального образа, управление новостями, информационная атака, создание «информационных поводов», имиджевая легенда, типажирование имиджа, позиционирование себя на фоне недостатков других, внедрение в общественное сознание мифов, стереотипов и т. д. К манипулятивным также относятся технологии так называемого «черного» PR: распространение слухов, ложной информации, очернение соперника и т. д.
Также наряду с имиджевыми технологиями и часто в их составе широко используются манипулятивные техники — это психологические приемы, также рассчитанные воздействовать на эмоциональную сферу личности (например, эмоционализация информации, проставление акцентов на информации, раздувание ажиотажа, замалчивание, прием «трансфера», «возрастная регрессия»; среди таких техник — широкий ряд вербальных и лингвистических приемов: использование обобщающих родовых имен, приклеивание ярлыков, словесные конструкции и т. д.).
Большую популярность, в силу широких возможностей преобразования информации и степени ее дальнейшего влияния на потребителя, получили технические манипулятивные приемы, используемые на телевидении, в кинематографии. Например, при помощи технических правил видео-, фотосъемки человека можно сделать выше, моложе, умнее и т. д., создать эффект присутствия, доверительную атмосферу и пр. Данные правила подробно изучены и описаны и широко распространены, в том числе для создания имиджа политического объекта.
Упомянутые манипулятивные техники и технологии на сегодняшний день — широко известные в профессиональной среде и применяемые методы воздействия на аудиторию с целью управления массовым сознанием (Рудаков, 2011, с. 3). Активизируя определенные эмоции индивида при помощи специальных манипулятивных техник, манипулятор добивается хороших результатов по формированию общественного мнения. Манипулируемый, как правило, не подозревает о том, что на него оказывают психологическое воздействие, и об истинных намерениях манипулятора. Скрытость психологического воздействия является необходимым компонентом манипуляции. Манипулятивные имиджевые технологии имеют не меньшую силу воздействия на индивида, а зачастую и большую, чем рациональные. При помощи таких технологий создается сильный позитивный имидж политического объекта, который в дальнейшем оказывается весьма устойчивым и который рациональными аргументами разрушить непросто.
Манипуляции можно минимизировать с помощью рациональных политических технологий. Если, например, речь идет об имидже политического лидера,
то посредством рациональных технологий политик «раскрывается» перед гражданами, показывая уровень своей профессиональной пригодности: выявляются его личностные и лидерские качества, проверяются грамотность, знания, эрудиция, выясняются идеологические позиции. Способом развенчания манипуляции также является предоставление истинной информации, но донести ее до человека, который уже подвергся манипулятивному воздействию, непросто.
Существует определенная психологическая закономерность восприятия человека, благодаря которой «дутый» имидж, то есть построенный на манипу-лятивных приемах и технологиях, является устойчивым. Человеку свойственно культивировать информацию, отвечающую собственным представлениям, убеждениям, что еще больше вселяет уверенность в своей правоте, и отметать не соответствующую собственным знаниям информацию как ложную, не подвергая ее логическому анализу, воспринимая с негодованием.
Анализ президентских избирательных кампаний в России и США последних двух десятилетий показал, что манипуляции являются для них нормой и неотъемлемым компонентом (Давыборец, 2009, с. 133). Имиджи политических лидеров во многом «вылеплены» на основе апелляции к эмоциям индивидов. Существует целый арсенал наработанных и очень эффективных психологических технологий и приемов создания эффективного политического имиджа, без которых сегодня не обходится ни одна избирательная кампания и которые также широко используются при формировании имиджей других политических объектов: государства, региона, территории и пр.
Конечно, неотъемлемым компонентом имиджа является его «прототип», т. е. тот объект, для которого формируется имидж. Вместе с этим имидж может как максимально соответствовать объекту, так и кардинально от него отличаться. Во-первых, в силу того, что в сознании индивида запечатляется не вся совокупность характеристик объекта, а только несколько наиболее ярких и запоминающихся (например, в результате эффекта «края»), что значительно искажает его истинное «лицо». Во-вторых, из-за упомянутых популярных манипулятивных технологий, способных существенно преобразовывать объект в соответствии с целями акторов политического процесса.
Помимо того, что для создания политического имиджа широко применяются манипулятивные информационные технологии, нужно отметить, что данное явление само по сути изначально является манипуляцией. Имидж — стереотипи-зированный эмоционально окрашенный образ, целенаправленно формируемый для политического объекта с определенными целями посредством специальных информационных технологий (Davyborets, 2014, р. 13). С одной стороны, в современном политическом мире имидж — необходимое условие для признания и успешной работы политических лидеров, партий, органов власти и т. д. Важен он для плодотворного международного сотрудничества и государству, которому при положительном имидже легче привлекать международных партнеров, инвесторов, налаживать торговые связи, вступать в международные альянсы, заключать международные договоры. Политические субъекты вынуждены жить по законам современного информационного пространства, важным требованием которого является создание и поддержание собственного эффективного имид-
жа. Без целенаправленного формирования имиджа, без продуманных шагов по его презентации гражданам набор положительных характеристик политического субъекта создаст просто «серую мышку», которая останется незамеченной. С другой стороны, посредством имиджа возможен обман граждан, которые будут дезинформированы и, как следствие, дезориентированы, что будет способствовать допущению ошибок в принятии гражданами тех или иных решений (например, электоральная поддержка выборных должностных лиц, инвестиционные вложения в экономику государства и пр.).
Тем не менее политический имидж в современных государствах не является злом, а напротив, это необходимый фактор успешности и стабильности. И нет тенденции к упразднению данного явления в политической жизни общества. Презентация своих лучших качеств — это техника, привнесенная из жизни: в межличностном общении для успешного взаимодействия мы пытаемся понравиться окружающим. Признание и поддержка — важные условия нашего нормального существования в среде себе подобных. Как мы себя зарекомендуем и какое впечатление произведем, так к нам и будут относиться в дальнейшем, зачастую вне зависимости от наличия каких-то других диссонирующих качеств, которые останутся незамеченными. Сформированный персональный имидж будет оказывать непосредственное влияние на наши отношения и нашу жизнь в обществе.
Проблема информационно-психологической безопасности личности в сфере политического имиджа видится именно в методах и средствах его формирования. Приоритет в использовании манипулятивных технологий создает «дутый» имидж, который тем не менее имеет не меньшую силу воздействия на массовое сознание, чем основанный на рациональных технологиях. Возникают вопросы: что влияет на выбор методов воздействия на граждан? Какие факторы способствуют эффективности использования манипулятивных технологий и нивелируют значение рациональных?
Манипулятивные технологии, по большому счету, — всегда обман. По логике, никто не хочет быть обманутым, граждане заинтересованы в честных методах политической игры. Выявление манипуляций должно иметь ответную реакцию отторжения нечестных игроков и предпочтение добросовестных. Но на практике манипуляции не так-то просто распознать. Манипуляторы нередко добиваются успеха, а гражданам впоследствии приходится разочаровываться в своих политических предпочтениях, что формирует абсентеизм и апатию к политической сфере (Аринина, 2014, с. 217).
Определим, какие факторы обусловливают приоритет манипулятивных и рациональных имиджевых технологий (рис. 1, 2). Следует отметить, что для имиджа государства и региона и других политических имиджей (лидера, партии, должностного лица, органа власти) исследуемые факторы могут различаться.
К факторам, обусловливающим эффективность манипулятивного воздействия в процессе создания имиджа, относятся некоторые особенности социума. Это касается интеллектуального уровня и уровня образованности населения. Население с низкой грамотностью и невысоким интеллектуальным развитием намного легче поддается манипуляциям и слабо реагирует на рациональные
Рис. 1. Факторы, способствующие эффективности манипулятивных имиджевых технологий
Рис. 2. Факторы, способствующие эффективности рациональных имиджевых технологий
ПОЛИТЭКС 2015. Том 11, № 2
технологии. Также к особенностям социума, обусловливающим эффективность манипуляций со стороны акторов политического процесса, относится политическая пассивность граждан — низкий критический потенциал, легковерность, склонность к конформизму, неразвитость гражданских позиций, неготовность защищать свои права, подданническая политическая культура. И напротив, гражданская политическая культура, готовность отстаивать свои интересы, активная жизненная позиция, высокий уровень личной ответственности за происходящее, наличие развитого гражданского общества способствуют эффективности рациональных политических технологий.
Другой фактор, говорящий в пользу манипуляций, — нестабильные и кризисные этапы в развитии общества. Существуют определенные условия жизни людей, делающие манипулятивные технологии весьма действенными. Так, эффективность манипуляций повышается при низком уровне и качестве жизни населения. Когда человеку приходится выживать, у него нет сил и времени на рационально-критическое осмысление действительности. Благоприятными для манипуляций оказываются переходные этапы в развитии общества, характеризующиеся нестабильностью, падением жизненного уровня, физиологизаци-ей потребностей. Также легко манипулировать людьми в кризисные периоды, в состоянии дезориентации, отчаяния и страха. Эффективны манипулятивные методы воздействия в отношении маргинализованных групп населения. Поэтому высокая степень нищеты, алкоголизации и наркотизации населения — благоприятная почва для манипулятора.
Третий фактор связан с информационной средой общества, а именно с состоянием средств массовой информации в контексте политической системы. Свободные альтернативные источники информации, отсутствие политической цензуры и контроля над СМИ — важное условие минимизации манипулятив-ных воздействий на общество и оптимизации рациональных информационных технологий. Немалую роль здесь играет наличие сильной конкуренции и оппозиции в политической жизни общества. Общеизвестно, что конкуренция в любых сферах есть фактор, оптимизирующий уровень и качество товаров и услуг, в противоположность монополизации, тормозящей развитие. В сфере политики конкуренция способствует разностороннему, разноплановому освещению событий, не давая государственной идеологии монополизировать информационную среду. Со стороны государства также может наблюдаться как «чистая», прозрачная информационная политика, способствующая честным правилам игры, так и злоупотребление манипуляциями.
Необходимо также отметить традиции в политической жизни общества. Популярность рациональных начал в информационной сфере политики и традиции диалога между субъектами политики — важный задел для апелляции к разуму граждан. Такие технологии, как теледебаты, обсуждение политических программ, встречи граждан с политическими лидерами и органами власти, трансляция заседаний органов власти и др., способствуют формированию политически зрелого гражданина, готового вникать в политические процессы и принимать обдуманные, грамотные политические решения. В одних странах рациональные политические технологии весьма популярны и широко используются при
взаимодействии с гражданами, без них не обходится ни одна избирательная кампания. В других странах традиция их применения не сложилась, и в результате информационная сфера заполняется манипулятивными технологиями. Отсутствие интереса к сфере политики, неготовность тратить время на политическое просвещение и расширение кругозора, нежелание думать над происходящим — благоприятная почва для манипуляций.
Важную роль в выборе методов воздействия на население играет его опыт политического участия (как активный, так и пассивный), способствующий формированию политически зрелого гражданина. Так, на начальных этапах формирования демократии население более легковерно, склонно к эмоциональному, а не рациональному восприятию, не чувствует всей полноты ответственности за происходящее. Благодаря опыту политического участия вырабатываются рациональные традиции политической жизни, формируется устойчивость к информационным воздействиям.
Конечно, важную роль в сфере информационных имиджевых технологий играет законодательство, а также механизмы его реализации — либо хорошо проработанные и ограничивающие возможность использования манипуляций, либо неразвитые и попустительствующие разгулу манипуляторов. Проблема законодательного закрепления запрета на манипуляции массовым сознанием заключается в сложности ее выявления. Сложность видится и в том, что законодатель может не браться за решение проблемы в силу собственной заинтересованности в существовании данного явления, т. е. государство, идеологизирующее массовое сознание, использующее манипулятивные приемы и методы, не хочет отказываться от этих способов воздействия на население.
Подведем итоги. Являясь важным фактором благополучия общества и государства, политический имидж, в результате используемых для его формирования манипулятивных технологий, несет в себе угрозы информационно-психологической безопасности личности. Манипуляция дезинформирует и дезориентирует граждан, снижая протестно-критический потенциал в отношении манипуляторов и обеспечивая реализацию запланированных ими целей, зачастую идущих вразрез с интересами общества. В настоящее время отработаны и широко известны многочисленные манипулятивные информационные технологии, используемые для создания имиджа политического объекта: лидера, партии, органа власти, государства. «Дутый» имидж, выстроенный на манипулятивных технологиях, весьма устойчив, и имеет не меньшую силу воздействия на граждан, чем «объективно-рациональный», и способен нанести существенный вред обществу.
Факторами минимизации применения манипулятивных методов воздействия на граждан являются высокий уровень развития общества с определенным интеллектуальным потенциалом, уровнем активности в политической сфере, развитые демократические традиции, в том числе диалога в политике, наличие конкурирующих сил на политической арене, а также свободных альтернативных источников информации. Способствуют эффективности манипулятивных имиджевых технологий кризисные периоды в жизни общества, нестабильность, низкий жизненный уровень населения. Немалую роль в выборе методов воздействия
играет также опыт политического участия граждан, по мере развития которого формируется политически зрелая личность с активной гражданской позицией, повышается уровень ее политического сознания, ответственности и бдительности, что препятствует применению к ней манипулятивных технологий.
Литература
Аринина К. И. Абсентеизм в политике: причины и последствия // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156, № 1. С. 214-220 (Arinina K. I. Absenteeism in politics: causes and consequences // Scientific notes of Kazan University. Series: Humanities. 2014. Vol. 156, N 1. P. 214-220).
Артамонова Я. С. Информационная безопасность российского общества: теоретические основания и пракатика политического обеспечения: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2015. 359 с. (Artamonova Yа.C. Information security of the Russian society: theoretical foundations and political practice components: thesis ... of Doctor of Political Sciences. M., 2015. 359 p.).
Большая советская энциклопедия // http://www.bse.slovaronline.com (дата обращения: 29.01.2016) (The great Soviet encyclopedia // http://www. bse.slovaronline.com (date of access: 29.01.2016)).
Бородин А. С. Информационная безопасность в современной России: политологический анализ: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2009. 2011 с. (Borodin A. S. Information security in modern Russia: politological analysis: thesis ... of Candidate of Political Sciences. St. Petersburg, 2009. 2011 р.).
Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС, 1998. 125 с. (Grachev G. V. Information-psychological safety of personality: status and opportunities of psychological protection. M.: RAGS, 1998. 125 р.).
Давыборец Е. Н. Формирование имиджа лидера современного государства (на примере президентов России и США). Владивосток: Дальнаука, 2009. 164 с. (Davyborets E. N. The formation of the image of a leader of a modern state (on the example of the presidents of Russia and USA). Vladivostok, Russia, 2009. 164 p.).
Доценко Е. Л. Манипуляция: феномен, механизм, защита. Феноменологическое описание // http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html (дата обращения: 29.05.2015) (Dotsenko E. L. Manipulation: phenomena, mechanisms and protection. Phenomenological description // http://www.aqua-run.ru/psih/ks/ks7.html (date of access: 29.05.2015)).
Дроботенко О. Н. Информационная безопасность России в условиях глобализации: внешнеполитический аспект: дис. ... канд. полит. наук. Пятигорск, 2014. 209 с. (Drobotenko O. N. Information security of Russia in conditions of globalization: the foreign policy aspect: thesis . of Candidate of Political Sciences. Pyatigorsk, 2014. 209 p.).
Железняк А. В. Механизмы влияния на политическую психологию и правосознание людей через средства массовой информации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2014. № 2(6). С. 39-42 (ZheleznyakA. V. Mechanisms of influence on political psychology and the legal consciousness of the people through the media, national security and strategic planning. 2014. N 2(6). P. 39-42).
Кафтанчиков Д. П. Информационная безопасность регионов Российской Федерации: современное состояние и приоритеты обеспечения: дис. ... канд. полит. наук. Орел, 2009. 181 с. (Kaftanchikov D. P. Of Information security of Russian regions: current status and priorities ensure: thesis ... of Candidate of Political Sciences. Orel, 2009. 181 p.).
Крылов Г. О. Международный опыт правового регулирования информационной безопасности и его применение в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 327 с. (Krylov G. O. International experience of legal regulation of information security and its application in the Russian Federation: thesis ... of Candidate of Juridical Sciences. M., 2007. 327 p.).
ПОЛИТЭКС. 2015. Том 11, № 2
Кулаков В. Г. Региональная система информационной безопасности: угрозы, управление и обеспечение: дис. ... д-ра техн. наук. Воронеж, 2005. 332 с. (Kulakov V. G. Regional system of information security: threats, management and delivery: thesis ... of Doctor of Technical Sciences. Voronezh, 2005. 332 p.).
Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия-Телеком, 2009. 320 с. (Manoilo A. V., Petrenko A. I., Frolov D. B. State information policy in the conditions of information-psychological war. M. : Hot line-Telecom, 2009. 320 p.).
Полякова Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 438 с. (Polyakova T. A. Legal support of information security in the information society in Russia: thesis ... of Doctor of Juridical Sciences. M., 2008. 438 р.).
Рудаков А. В. Медийные манипулятивные технологии и проблемы государственного управления массовым сознанием (на примере веб-ресурсов высших органов власти России): авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж. 2011. 23 с. (RudakovV. A. Manipulative Media technologies and issues of state control of mass consciousness (for example, the web resource of the highest authorities of Russia): thesis ... of Candidate of Philological Sciences. Voronezh. 2011. 23 p.).
Сафиев К. И. Информационная безопасность республики Таджикистан в контексте современного политического процесса: сущность и приоритеты ее обеспечения: дис. ... канд. полит. наук. Душанбе, 2014. 147 c. (SafievK. I. Information security of the Republic of Tajikistan in the context of modern political process: the nature and priorities of its components: thesis . of Candidate of Political Sciences. Dushanbe, 2014. 147 р.).
Федорова О. Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестн. Дальневосточного гос. техн. ун-та. 2009. № 2 (7). С. 21-34 (Fedoro-va O. N. Information-psychological security of the person in the information society // Bulletin of the Far Eastern state technical University. 2009. N 2 (7). P. 21-34.).
Философская энциклопедия // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/991/%D0%9 F%D0%A0%D0%9E%D0%9F%D0%90%D0%93%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%90 (дата обращения: 29.01.2016) (Encyclopedia of philosophy // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ 991/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%9F%D0%90%D0%93%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%90 (date of access: 29.01.2016)).
Davyborets E. N. Constructing images of American presidents: The monograph. Germany: Lambert, 2014. 177 р.
ЛОЛИШЭКС- 2015. Том 11, № 2