Научная статья на тему 'Политический имидж как инструмент «Мягкой власти» современных политико'

Политический имидж как инструмент «Мягкой власти» современных политико Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
673
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / МЯГКАЯ СИЛА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ / ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ / POLITICAL IMAGE / SOFT POWER / POLITICIAN / POLITICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогачева Т.Н.

В статье дается анализ мягкой силы как инструмента формирования имиджа современных политиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Image as the Tool of the Soft Power of Modern Politicians

In article the analysis of soft power as a tool of formation of the image of modern politicians is given

Текст научной работы на тему «Политический имидж как инструмент «Мягкой власти» современных политико»

Конференц-зал

политический имидж

как инструмент «мягкой власти»

СОВРЕМЕННЫХ политиков

Рогачева Тамара Николаевна,

Белгородский научно-исследовательский университет, факультет журналистики,

кафедра коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью, магистрант,

E-mail: rogachevat@mail.ru

Аннотация

В статье дается анализ мягкой силы как инструмента формирования имиджа современных политиков.

Ключевые слова:

политический имидж, мягкая сила, политический деятель, политтехнологии.

С появления в начале 90-х годов прошлого века термина «мягкой силы» прошло уже больше 20 лет. Это же время характеризуется тем, что феномен «мягкой власти» укрепляет свои позиции, как во внешней, так и во внутренней политике государств, становясь если не основным, то незаменимым инструментом для достижения политических целей.

О.Ф. Русакова в своей работе «Дискурс Soft Power во внешней политике» объясняет «мягкую власть» как ту, которая реализуется в форме определенного коммуникативного воздействия, в процессе которого диктуемое властью поведение воспринимается реципиентом как свободный и добровольный выбор, приносящий, к тому же, подвластному субъекту радость и удовольствие [1].

«Soft Power» включает именно тот ключевой момент, который хочет видеть вокруг себя современное цивилизованное общество -свободу выбора. Или, если сказать точнее, иллюзию свободы выбора. Строясь на доверии к себе, «мягкая власть» завоевывает такие позиции, которые диктаторская или тоталитарная политика никогда не достигнет. И ее принципами успешно пользуются современные политики для укрепления своей политической деятельности, в частности - в построении

имиджа и формировании нужного образа в сознании потенциальных избирателей.

Создание имиджа политического деятеля или партии - продуманная многоходовая игра с разными вариациями и комбинациями. PR-специалисты, работающие в сфере политтехнологий, разрабатывают сложнейшие программы по управлению общественным сознанием с целью представить кандидата в наиболее выгодном свете, заставить потенциальных избирателей увидеть в нем «своего» человека и, в конечном итоге, отдать за него свои голоса во время выборов. Создание доверия -основное, чего добиваются политтехнологи. А доверие само по себе является основным ключом «мягкой власти». Завоевав симпатии аудитории, тот или иной политик обеспечивает себе надежную поддержку, и в дальнейшем ему остается лишь не испортить сложившийся образ.

Чтобы максимально эффективно использовать имидж в качестве инструмента «мягкой власти», современный политик должен четко понимать его составляющие, направленные на создание положительного эмоционального отклика у электората.

Наиболее важной характеристикой будущего кандидата является его привлекатель-

103

Конференц-зал

ность, начиная от внешних качеств и заканчивая харизмой, при этом нужно учитывать, что, несмотря на некоторый набор общепривлекательных черт для электората, некоторые сегменты аудитории будут иметь свои предпочтения и приоритеты в тех или иных качествах политика. Например, образ бессменного лидера партии ЛДПР В.В. Жириновского имеет такие черты, привлекательные для всей аудитории, как уверенность, харизма, энергичность, верность выбранному политическому курсу и т. д. В то же время для части электората неприятна его эмоциональность, хотя другая часть аудитории считает это бесспорным достоинством.

Еще одна важная черта в конструировании политического имиджа - динамика. Будущий лидер должен быть активным и деятельным, не бояться предлагать неожиданные и смелые идеи, рисовать в своих выступлениях привлекательные перспективы для избирателей.

Одним из важнейших моментов формирования имиджа является преподнесение широкой публике биографических сведений о кандидате. Причем это не обязательно должна быть информация о его карьере, деятельности в политических организациях и т. д. Эффективно будет добавить сведения, касающиеся детства, семьи, успехов в какой-либо творческой деятельности, что обязательно приблизит политика к аудитории и прибавит ему доверия и расположения.

Еще одним фактором, влияющим на уровень доверия к политику, является его готовность взять ответственность за что-либо: за общественность, за народ, за всю страну, в целом принять ответственность за происходящее.

Нужно отметить, что конкретный имидж политического лидера напрямую оказывает влияние на формирование имиджа власти в целом. Электорат отождествляет образ главы государства и политический имидж его страны. На примере российского государства такой процесс выглядит наиболее отчетливо - образ России в глазах зарубежного общества конструируется благодаря ее лидеру В.В. Путину, имидж которого концентрируется вокруг таких черт, как уверенность, твердость, харизматичность.

Если обобщить все эти цели, то мы получим закономерный итог: избиратель хочет видеть в своем кандидате те качества, которые бы ему хотелось иметь самому, он как бы проецирует их на политического деятеля, и чем эти качества ближе избирателю, тем больше доверия будет завоевывать тот или иной политик.

Структура построения политического имиджа зависит от многих социальных факторов - настроений, потребностей, желаний потенциальных избирателей. Успешность политика напрямую зависит от того, насколько его образ вызывает доверие у аудитории. Создание политического имиджа - это скрупулезный процесс, предполагающий детальное изучение психологии той части электората, на поддержку которой рассчитывает тот или иной кандидат.

Формирование политического образа является главной задачей в системе политических технологий. С помощью правильно построенной и продуманной работы PR-специалистов по конструированию образа можно не только вывести политика на лидирующие позиции, но и нейтрализовать конкурентов. Именно с работы над имиджем начинается его деятельность и существование в любых политических структурах.

Имидж создает определенную социальнопсихологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к политическому субъекту. Адресат воспринимает его как результат своих собственных представлений, а не внешнего влияния. Такое свойство имиджа позволяет использовать его в политической рекламе, пропаганде и PR в качестве инструмента для управления сознанием, а также считать его главным инструментом «мягкой власти» в политической коммуникации.

1. О.Ф. Русакова «Дискурс Soft Power в современной политике» // Вестник ЮУрГУ, - № 32 (291). - 2012. -http://cyberleninka.ru/artide/n/diskurs-soft-power-vo-vneshney-politike.

1. O.F. Rusakova «Diskurs Soft Power v sovremennoj politike» // Vestnik YuUrGU, - № 32 (291). - 2012. - http:// cyberleninka.ru/article/n/diskurs-soft-power-vo-vneshney-politike.

104

Конференц-зал

POLITICAL IMAGE

AS THE TOOL OF THE SOFT POWER

OF MODERN POLITICIANS

Rogatchyova Tamara Nikolaevna,

Belgorod research university,

Journalism faculty,

Chair of communication study, advertising and public relations, magistrant,

E-mail: rogachevat@mail.ru

Annotation

In article the analysis of soft power as a tool of formation of the image of modern politicians is given.

Key words:

political image, soft power, the politician, political technologies.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.