7. Фрейд З. Основы психологической теории в психоанализе. - М. : АСТ, 2006.
8. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб. : Когито, 1996.
9. Элконин Д. Б. Психология развития человека. - М. : Аспект Пресс, 2001.
Кокорин Валерий Николаевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Материаловедение и ОМД» Ульяновского государственного технического университета.
Поступила 01.02.2017 г.
УДК 81
М. Е. КРОШНЕВА, В. С. МИТРОФАНОВА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС С. ШОЙГУ
Раскрываются понятия речевой стратегии и речевой тактики, приводятся результаты исследования политического дискурса Министра обороны РФ Сергея Шойгу.
Ключевые слова: дискурс, политика, речевая стратегия, речевая тактика.
В настоящее время российские филологи большое внимание уделяют вопросам русского языка, культуры профессиональной речи, эффективности речевого взаимодействия. В свете последних исследований О. Н. Паршиной «Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты» [4], Е. Ю. Алешиной «Особенности дискурсивного выражения конфликта в диктемной структуре политического текста конфликтной ситуации» [1], Н. В. Кузне -цовой «Политический дискурс, обеспечивающий власть политической элиты» [3], речь политиков - элиты общества, заслуживает особого внимания. От их профессиональных и коммуникативных способностей зависит судьба страны, региона, решение значимых общественных задач.
Политическую элиту составляют несколько социально-профессиональных групп, различающихся степенью влияния на процесс выработки и принятия важнейших политических решений. Учёный П. Шаран выделяет три таких группы: высшую, среднюю и административную. К высшей элите он относит представителей властных структур и тех, кто непосредственно принимает участие в реализации решений, значимых для государства. Средняя элита представлена взрослым населением и отличается высоким доходом, наличием профессионального статуса, престижным обра-
© Крошнева М. Е., Митрофанова В. С., 2017
зованием. Административную элиту составляют государственные служащие, находящиеся на руководящих постах в министерствах, департаментах и других органах управления.
Цель статьи - исследовать языковую личность политика Сергея Шойгу, как представителя высшей элиты российского общества, с точки зрения политического дискурса.
Объект исследования - устный политический дискурс Шойгу.
Предмет исследования - стратегии и тактики устного политического дискурса Шойгу.
Исследование проводилось на материале видеозаписей 2010 и 2015 гг. В состав изучаемого материала вошли телеинтервью политика в программе «Вести в субботу» (ведущий - Сергей Брилев) и выступление на ток-шоу «Познер» (ведущий - Владимир Познер), дающие возможность наблюдать особенности проявления устной формы политического дискурса, в которой так высок элемент спонтанности речи. Объём материала -1 час 12 минут звучания.
В данной работе основным методом исследования являлся описательный метод, включающий наблюдение, сопоставление, обобщение и интерпретацию полученных фактов, а также приёмы риторического анализа.
В результате исследования выстроилась система применяемых политиком стратегий и тактик, оценивалась частотность и эффективность используемых речевых структур, выявилась зависимость применения формулировок от
жанра речи, ситуации, коммуникативного типа личности. Таким образом, проведённое исследование вносит свой вклад в риторику и прагматику речи вообще и в исследование политического дискурса в частности.
Итак, политический дискурс представляет собой явление, которое имеет частотное проявление и особое социальное значение в жизни общества. Вместе с тем феномен политического дискурса не поддаётся однозначному определению. Это сложный объект исследования, поскольку лежит на пересечении разных сфер знаний - вопросов политологии, социальной психологии, лингвистики; он связан с анализом формы, задач и содержания дискурса, употребляемого в определённых, политических, ситуациях.
В русле когнитивного подхода О. С. Иссерс понимает под коммуникативной стратегией «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативных целей», который «включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана» [2].
С точки зрения речевого воздействия, стратегию можно рассматривать только с помощью анализа тактик, поскольку стратегия в переводе с греческого (stratos «войско» + ago «веду») - искусство планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Тактика (греч. «искусство построения войск») -это использование приёмов и способов достижения какой-либо цели, линия поведения кого-либо. В этом контексте стратегия является комплексным феноменом, а тактика -аспектным.
Исследователь О. Н. Паршина выделяет несколько речевых стратегий политического дискурса. Во-первых, это стратегия самозащиты (тактика отождествления, тактика солидаризации, тактика оппозиционирования). Имидж политического лидера - это представление о политике, сложившееся у населения в результате длительного на него воздействия, обладающее высокой устойчивостью и сопротивляемостью к изменениям. В политической коммуникации имидж является результатом сознательной работы: лидер демонстрирует не свои истинные качества, а создаваемый и культивируемый им образ, активно навязываемый избирателям.
Во-вторых, стратегия дискредитации и нападения (тактика обвинения и тактика оскорбления). Цель стратегии дискредитации -подорвать авторитет дискредитируемого объекта,
унизить его, опорочить, очернить в глазах избирателей.
В-третьих, манипулятивная стратегия (демагогические приёмы и манипулятивные тактики). Опорочивание политического оппонента может достигаться и с помощью способов и средств психологической обработки аудитории, с помощью манипулятивных приёмов и тактик.
В-четвёртых, стратегия самозащиты (тактика оправдания, тактика оспаривания, тактика критики). В условиях ожесточённой борьбы за власть политик, являющийся объектом дискредитации или прямого нападения, делает ответный ход, используя при этом аналогичную, «наступательную» или же другую - «оборонительную» стратегию. Выбор одного из двух вариантов определяется типом языковой личности политического лидера, его установкой на кооперативное или же конфликтное общение, а также самой ситуацией общения. При этом «оборона» в конкретной ситуации может выступать в качестве самостоятельной стратегии речевого поведения политика - стратегии самозащиты, а может сочетаться с агональными средствами воздействия, то есть переходить в «наступление».
В-пятых, информационно-интерпретационная стратегия (тактика признания существования проблемы, тактика акцентирования положительной информации, тактика разъяснения, тактика комментирования, тактика рассмотрения проблемы под новым углом зрения, тактика указания пути решения проблемы). Информационно-интерпретационная стратегия в основном представлена жанрами диалогической речи - интервью и таким новым жанровым образованием, как «прямая линия». В политических диалогах подобного типа на первый план выступает не содержательно-фактуальная информация, а содержательно-концептуальная, раскрывающая авторское понимание отношений между явлениями, фактами, событиями.
В-шестых, стратегия формирования эмоционального настроя адресата (тактика единения, тактика обращения к эмоциям адресата, тактика учёта ценностных ориентиров адресата). Стратегия формирования эмоционального настроя адресата реализуется в основном в выступлениях руководителей государства, обращённых к населению страны по поводу каких-либо важных событий. Это тексты разных жанров: приветственное слово, поздравление граждан с праздником, инаугурационная речь президента, обращение к населению по поводу чрезвычайных событий и т. п.
В-седьмых, аргументативная стратегия (тактика обоснованных оценок, тактика контрастного анализа, тактика указания на перспективу, тактика иллюстрирования). Аргументация - это сложная и многогранная интеллектуальная деятельность, включённая практически во все сферы жизни человека, связанные с потребностью убеждения адресата в необходимости принятия выдвигаемого тезиса. Это разновидность коммуникативной деятельности, направленной на убеждение адресата при помощи аргументов (где аргумент - это средство убеждения, имеющее речевую форму выражения и апеллирующее к мыслительным способностям адресата и его личностным ценностям). В политической коммуникации аргументативная стратегия выполняет особую функцию: способствует осуществлению демократически оформленного участия граждан в выборе власти и через избранных депутатов принятию общественно значимых решений.
В-восьмых, агитационная стратегия (тактика обещания и тактика призыва). Задача агитационной стратегии - воздействовать на поступки слушателей, чтобы побудить их к совершению определённого действия [4].
Из исследования следует, что Шойгу прекрасно владеет речевыми стратегиями, которые характеризуют его как человека уверенного в себе, умеющего обращаться к людям, приводить аргументы, если того требует ситуация. Он владеет различными тактиками общения, которых требует политический статус. При этом стоит обратить внимание, что Министр обороны не использует в своей речи такие стратегии и тактики, которые могли показать агрессию. Он не набрасывается на людей с обвинениями и критикой. Наоборот, умело приводит аргументы, иллюстрирует свой ответ, анализирует факты, оценивает ситуацию. Немаловажно, что Шойгу в стратегии самопрезентации использует в основном тактику солидаризации: «Да, было такое», «Вы знаете, скорее да. Я могу сказать, что я вспоминаю о вере в Бога не тогда, когда приспичит, есть или нет». Это говорит о том, что политик не ставит себя выше других и не стремится показать своё превосходство.
Также из нашего исследования следует, что по истечении пяти лет Шойгу не утратил коммуникативные навыки грамотно использовать речевые стратегии в разговоре. Это свидетельствует о его высоком уровне профессионального развития, а также о том, что Министр обороны РФ продолжает вести себя уверенно независимо от того, насколько компрометирующей может быть ситуация.
Что касается применения речевых тактик, то Шойгу продолжает так же использовать те тактики, которые являлись преобладающими и ранее. Исключение составляет тактика комментирования. Кроме того, по сравнению с интервью 2010 года Шойгу значительно меньше использует тактику единения («Но вот эта наша манера показывать постоянно на власть...»), при этом гораздо чаще (по сравнению с 2010-м) встречается тактика указания на перспективу («И в этой части мы, конечно, могли бы и, я думаю, это, скорее всего, состоится, значит, создание таких совместных машин или привлечение бразильских коллег, а у них достаточно большой опыт в этой части по созданию такой машины»).
Из проведённого исследования можно сделать вывод, что Шойгу не боится использовать в своей речи различные стратегии и тактики.
Стоит отметить, что и в интервью 2010 года, как и в интервью 2015 года, Шойгу в использовании приёма самопрезентации прибегает к тактике солидаризации: «Ну, если по существу, знаете, во-первых, ни одно из сообщений Ваших коллег я не буду отрицать». Он не отождествляет себя с другими политиками и не прибегает к приёмам оппозиции.
Мы рассматривали и манипулятивную стратегию, и соответствующие ей тактики. Из взятых нами интервью можно увидеть, что Шойгу не использует их в своей речи.
Также стоит обратить внимание, что в обоих интервью Шойгу гораздо чаще использует информационно-интерпретационную стратегию и тактику разъяснения: «Имею ввиду, что эту угрозу, это оружие я сегодня уже могу назвать кибероружием. Значит, оно, конечно, всё ближе и ближе идёт к пониманию оружия массового поражения. Я бы так назвал».
Интервью 2010 и 2015 года показывают, что политик достаточно часто прибегает к аргумен-тативной стратегии: «Пример - помните, Коря-кия, город заморозили - осудили, потому что денежки не туда направил, потому что топливо не завёз и много таких вещей. Изменилось, потому что спрос стал жёстче». Мы видим, что политик может легко и быстро привести нужные аргументы, если того требует ситуация. При этом он рассматривает ситуацию с разных сторон.
Если сравнивать приведённые интервью, разрыв между которыми составляет 5 лет, можно сказать, что Министр обороны РФ не прибегает к стратегиям самозащиты, дискредитации и нападения, как и к тактикам обвинения и оскорбления. Это говорит о том, что политик в первую
очередь уважает самого себя и не опускается до уровня тех чиновников, которые считают, что за счёт обвинения и оскорбления можно возвысить свою личность в глазах других. Кроме того, Министр обороны РФ не прибегает к стратегии самозащиты и тактикам оправдания, оспаривания и критики. Он раскрывает ситуацию именно с той стороны, какой она является в действительности. Никаких критических выпадов мы не слышали.
В завершение стоит обратить внимание, как Министр обороны относится к своему собеседнику. В обоих интервью Шойгу использует тактику обращения к эмоциям адресата. Он всегда идёт на контакт за счёт конструкций «вы знаете», «понимаете», «обратимся к...», акцентирует внимание на том, что хочет сказать, тем самым показывает, что этот момент его ответа является важным: «Вы знаете, да», «Начнём с того, что мне не очень нравится, чем занимается моя дочь».
В качестве вывода можно отметить, что любая стратегия общения реализуется в речевых тактиках, которые представляют собой выбор и последовательность речевых действий, характеризующихся своей задачей в рамках избранной коммуникативной стратегии. Выбор стратегии является определяющим фактором и выбора тех способов и средств, которые использует политик для достижения поставленной цели.
Исследование тактик в коммуникативно-прагматическом аспекте позволило определить их речевую специфику на всех уровнях языковой системы. Речевые маркеры тактик проявляются не только на лексическом уровне, но и на уровне высказывания и текстовом уровне.
Эффективность речевого воздействия политика во многом зависит от уровня его риторической грамотности, что проявляется прежде всего в умелом использовании коммуникативных стратегий и тактик. В целом, успех речевого воздействия обеспечивается набором тактик, а эффективное применение тактик зависит и от выбора их речевого воплощения.
В зависимости от особенностей и типа языковой личности, используя возможность выбора, политики применяют их по-разному. Из возможного потенциала тактик политик выбирает те речевые средства, которые и формируют его политический речевой стиль и имидж в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Е. Ю. Особенности дискурсивного выражения конфликта в диктемной структуре политического текста конфликтной ситуации // Политический дискурс в парадигме научных исследований: материалы II Международной научно-практической конференции. - Тюмень : Вектор Бук, 2015. - 202 с.
2. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. - 284 с.
3. Кузнецова Н. В. Политический дискурс, обеспечивающий власть политической элиты // Политический дискурс в парадигме научных исследований: материалы II Международной научно-практической конференции. - Тюмень : Вектор Бук, 2015. - 202 с.
4. Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты. - Саратов : Сарат. гос. ун-т им. Чернышевского, 2005. - 325 с.
Крошнева Марина Евгеньевна, доцент кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.
Митрофанова Виктория Сергеевна, студентка 3-го курса гуманитарного факультета УлГТУ специальности «Издательское дело и редактирование».
Поступила 27.01.2017 г.