Научная статья на тему 'Политический блог: опыт социологического анализа'

Политический блог: опыт социологического анализа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1214
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЛОГ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомин Олег Николаевич, Акаев Дмитрий Валерьевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы становления Интернет-сообществ в России, их взаимодействия с органами государственной власти. Авторами уделяется особое внимание развивающейся политической блогосфере через призму социологического анализа. Впервые на научном уровне рассмотрен феномен политического блога, сделаны выводы и рекомендации по использованию их органами власти для осуществления государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический блог: опыт социологического анализа»

УДК 32.01+004.9

ФОМИН О.Н., Политический блог: опыт АКАЕВ Д.В. социологического анализа

В статье рассматриваются актуальные проблемы становления Интернет-сообществ в России, их взаимодействие с органами государственной власти. Авторами уделяется особое внимание развивающейся политической блогосфере через призму социологического анализа. Впервые на научном уровне рассмотрен феномен политического блога, сделаны выводы и рекомендации по работе с ними органов власти.

Ключевые слова: Интернет-сообщество, информационные технологии, политический блог, политический процесс.

Через месяц после своего избрания Президент Д.А. Медведев посетил Российский Интернет-форум (РИФ-2008), где высоко оценил роль и перспективы развития Интернет-сообщества в России. После этого события Президент РФ неоднократно выражал заинтересованность в развитии политического диалога посредством сети Интернет, в том числе создав сначала свой видеоблог на сайте Кремля, а затем и "выйдя" в публичный Интернет в "Живом Журнале".

Родоначальником блогов принято считать студента Джастина Холла, в 1994 году впервые заведшего дневник в Интернете. Блог, который впервые приобрел широкую известность среди пользователей Интернета - Scripting News, был создан известным программистом Дэйвом Вайнером. Его блог (http://www.scripting.com/) существует и по сей день, и на главной странице гордо обозначено: "Дэйв Вангер, 52 года, проложил дорогу блогам...". Сам же термин "блог" появился несколько позже, 17 декабря 1997 года. Тогда впервые Джорн Бэргер, создатель и редактор сетевого дневника Robot Wisdom, использовал слово weblog1.

Блогу очень трудно дать унифицированное определение, потому что этот формат стал слишком разнообразным. Традиционный блог (англ. blog, от "web log", "сетевой журнал или дневник событий") представляет собой веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые заметки на различные темы, изображения или мультимедиа. При этом темы блогов неограниченны, нет никаких ограничений и на то, как должен выглядеть блог.

В Интернете с каждой минутой становится все больше как блогов и соответственно блоггеров, так и интернет-пользователей, предпочитающих читать блоги и оставлять в них свои комментарии.

Так, по данным Яндекса, на весну 2009, в русскоязычной блогосфере было 7,4 миллиона блогов: 6,9 миллиона личных дневников и более полумиллиона сообществ. Это почти в два раза больше, чем год назад.

Семь-восемь лет назад, когда электронные дневники только появились, блоггеров было мало, зато они писали регулярно, и многие из них ведут свои дневники до сих пор. В последние три года иметь свой дневник стало модно. Количество блоггеров резко возросло, но доля тех, кто пишет регулярно, упала2.

В последнее время часто дебатируется вопрос о том, насколько интернет-бло-ги способны оказывать влияние на формирование общественного мнения. Этот вопрос занимает не только социологов и экспертов по медиа, но и политтехноло-гов, которых интересуют возможности использования блогов как в предвыборных технологиях, так и в оказании влияния на политическую ситуацию в стране.

По-видимому, "политический бум" в блогах связан с теми изменениями, которые происходили в последние годы в российском информационном пространстве. В результате целой серии административных мер и "споров хозяйствующих субъектов" в России резко сократилось число СМИ, которые позволяли бы себе открыто придерживаться позиций, не совпадающих с официальной. Сократилась и вся сфера

публичной политики. Ключевые политические вопросы решаются теперь преимущественно кулуарно, по линии бюрократической "вертикали". Все это способствовало "выдавливанию" критически мыслящих людей, имеющих активную гражданскую позицию, в сферы, пока еще не столь жестко контролируемые властью, в частности в сферу интернет-блогов. Блоги стали той "виртуальной кухней", на которой люди еще могут обсуждать то, что хотят, и говорить то, что думают, ведь правила системы LiveJournal защищают анонимность (так, разглашение персональных сведений другого пользователя является одним из самых тяжких нарушений правил, за которым часто следует закрытие блога).

В условиях сворачивания свободы СМИ уход в "Живой Журнал" выглядит как "виртуальная эмиграция" части интеллектуалов, пытающихся найти площадку для свободного выражения своих взглядов. Это свидетельствует о неблагополучной ситуации в сфере российского коммуникативного пространства3.

Очень много публикаций и примеров влияния интернет-дневников в практике американских политологов. Прошедшие "Выборы-2008" со всеми предшествующими праймериз также отметились довольно яркими и интересными проектами противоборствующих сторон в глобальной сети. Особенно на этом поприще выделяется Барак Обама, сделавший большую ставку на молодое поколение, внедрив в свои интернет-материалы и элементы игры, и клипы популярных артистов.

Российские же сетевые издания и средства агитации в прошедшие как парламентские, так и президентские выборы не были настолько интересны и оригинальны. Даже партийные ресурсы, обычно изобилующие новинками творческой мысли, на этот раз не были так креативны, хотя на период предвыборных мероприятий многие партии, например в Саратовской области, набирали определенный штат сотрудников по наполнению сайтов и работе с электоратом в Интернете.

Для проведения анализа политических блогосообществ в российском Интернете в своей работе авторы использовали ре-

сурс Polit on-line.ru ("Весь Политический Рунет") - это информационно-аналитический портал, который "предлагает всю самую свежую информацию о событиях в политическом Рунете". Приоритеты авторов этого портала- "анализ происходящего и прогнозирование будущего"4.

Это новый прокремлевский проект в русскоязычном сегменте всемирной сети, который "стартовал" в конце прошлого года. Этот сайт выполняет функцию счетчика, охватывающего все политические ресурсы интернета, начиная от блогов и заканчивая политическим видео. Разработчики проекта уверены,что он позволяет выявить подлинную картину политических интересов и предпочтений пользователей Рунета.

В работе использовались данные рейтинга блогосообществ, представленного на этом сайте. В течение двух месяцев (март и апрель 2009 года) авторами ежедневно отслеживались показатели посещаемости политических блогосообществ. Нас интересовали 15 позиций рейтинга: пять блогосообществ - лидеров рейтинг-таблицы, пять блогосообществ, занимающих средние позиции, и пять сообществ с самыми низкими показателями посещаемости.

После проведенного наблюдения приступили к систематизации полученных данных. Итак, по итогам двух месяцев мы выделили три группы блогосообществ: пять самых посещаемых политических блогосообществ: ru_politics, ru_avanti, rksm_b, ru_geopolitics, ru_sps (группа №1), пять средних по посещаемости: anarchia_ru, real_politics, tigr_dv, politzek, politics_ru (группа № 2) и пять менее посещаемых блогосообществ: ru_protest, anti_krisis, cri-sis_mir, ru_oborona, politpravoslav (группа № 3).

Далее было подробно охарактеризовано каждое из этих блогосообществ и полученные данные занесены в три таблицы. Затем, сравнив последние столбцы трех таблиц со среднеарифметическими данными, были выявлены показатели, влияющие на популярность политических блогосообществ. Наиболее показательные и выявленные существенные критерии мы проиллюстрируем наглядно.

№ 3 2009 г.

2007.5 2007 2005.5 г мое | 2005,5 | 2005 ¡' 2004.5 2004 2003,5 2003 2002.5

Рис.1. Год создания блога Как видно из диаграммы, блогосообще-ства группы № 1 (пять самых посещаемых) были созданы в среднем на 2 года раньше политических блогосообществ группы № 2, а еще позже были образованы пять менее посещаемых блогосообществ (группа № 3). Таким образом, мы можем сделать вывод, что популярность блогосообщества напрямую зависит от даты его создания.

Политическая идеология в рассмотренных группах блогосообществ различна, а в некоторых случаях она вообще не указана. Поэтому нельзя судить о том, что такая-то определенная идейная направленность влияет на популярность политического блого-сообщества. Зато просматривается другая интересная закономерность (см. рис. 2).

Так, в группе № 1 идеология ярко выражена в 60% случаев, в группе № 2 - в 40%, а в группе № 3 она ярко выражена лишь в 20% случаев. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что выраженность идеологии влияет на популярность блогосообщества. Итак, политическое блогосообщество с ярко выраженной идеологией больше привлекает пользователей Рунета.

2 100

I «

* А ^

2

3

Рис. 2. Выраженность идеологии

в процентах Еще один фактор популярности блогосообщества - количество записей в жур-

нале. Так, пять самых посещаемых политических блогосообществ (группа № 1) отличаются большим количеством записей в журнале (16 114 записей), в то время как блогосообщества группы № 3 содержат в среднем лишь 1083 записи. Налицо зависимость популярности блогосо-обществ от количества записей в нем. Это утверждение подкрепляют и данные по следующему показателю - количеству записей в журнале на одного участника бло-госообщества. Здесь мы видим, что и в этом случае блогосообщества третьей группы не могут "похвастаться" большим количеством записей.

Следующий выделенный нами показатель - количество интересов политического блогосообщества. Если обратиться к диаграмме, то сразу становится ясно, что чем меньше интересов обозначено в журнале, тем менее он популярен.

Следовательно, популярностью пользуется блогосообщество, в котором указано достаточно большое количество интересов (в среднем около 50).

!*П*Г(>) ДОЯПЫ ГкЦ* щийцп »

Рис. 3. Количество "интересов" блогосообщества

Между количеством участников, количеством читателей журнала и его посещаемостью также существует связь. Так, наибольшее число участников и читателей у блогосообществ первой группы (1792 и 1547 соответственно), меньше - у сообществ группы № 2 (655 и 552), еще меньше - у представителей третьей группы (357 и 358).

Как выяснилось в ходе исследования, количество постов, фотоматериалов, видеоматериалов в журнале за один день имеет немаловажное значение. Так,

ежедневно самые посещаемые политические блогосообщества (в среднем) предоставляют вниманию пользователей глобальной сети 17 постов, авторы которых для визуализации информации публикуют 5 фотографий и 1 видеоролик. Меньшее количество постов, фотоматериалов и видеоматериалов мы наблюдаем у второй и третьей групп блогосооб-ществ. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что от этих показателей зависит популярность политического блогосообщества.

Жанровые предпочтения в подаче информации авторов постов в политических блогосообществах также оказывают влияние на популярность последних.

Авторами всех рассмотренных нами блогосообществ использовался информационный тип жанра при подаче информации, чего нельзя сказать об аналитическом типе жанра. Та группа блогосооб-ществ, в которой он был представлен в большем числе случаев, пользуется наибольшей популярностью. Ту же ситуацию мы видим и в отношении художественно-публицистического типа жанра. Итак, пользователи Рунета находят "привлекательными" те политические блогосообще-ства, в которых представлены и информационные, и аналитические, и художественно-публицистические материалы, (рис. 4)

■ шффришнцшщ

1 ^--■цгдшплнш».

□ 20 4* и М 1М

Рис. 4. Жанровые предпочтения в подаче информации Следует также отметить цветовые предпочтения в оформлении шеЬ-страниц блогосообществ. Так, в оформлении шеЬ-страниц лидеров рейтинга посещаемости (блогосообществ первой группы) преобладают оттенки синего цвета, блогосообществ группы № 2 - черный и синий, а группы № 3 - черный и серый. Следова-

тельно, цветовое оформление играет немаловажную роль в формировании популярности политического блогосообщества, и наиболее выгодный цвет в этом случае - синий.

До недавних пор блоги воспринимались некоторыми аналитиками как некая общая категория бесполезных онлайновых ресурсов, создающих вокруг себя больше шума, чем чего-либо полезного, и обслуживающих исключительно самих себя. На сегодняшний день эта точка зрения опровергнута, более того, все большее число специалистов приходят к общему мнению о том, что пришло время говорить о влиянии блогов на онлайновое сообщество, об их заметной роли в общественно-политической жизни.

Все чаще блоги и блогосообщества рассматриваются в качестве мощных инструментов продвижения политических взглядов. Ведь только в Интернете существует уникальная возможность организовывать публичные дискуссии буквально по всем опубликованным материалам. Особое значение в этой связи приобретают политические блогосообщества, представляющие собой коллективные площадки обсуждений (порой обсуждение какого-либо вопроса включает десятки, а иногда и сотни собеседников при тысячах наблюдателей этой дискуссии).

В настоящее время в связи с перетеканием политики в новое информационное измерение возникает объективная необходимость создания конкурентоспособного политического блогосообщества. Ведь на страницах "Живого Журнала" ведется настоящая борьба между интернет-дневниками за потенциального участника или читателя. Посещаемость блогосо-обществ отражается в специальных рейтингах популярности, обновляемых каждый день. Возникает закономерный вопрос: за счет чего же определенные политические блогосообщества выбиваются в лидеры рейтинговых таблиц? Какие моменты должны быть учтены при создании подобных блогосообществ?

В результате проведенного нами исследования выяснилось, что факторами популярности политических блогосообществ

№ 3 2009 г.

являются следующие показатели: дата создания блогосообщества; выраженность его идеологии; общее количество записей в журнале и количество записей в нем, приходящихся на одного участника; общее количество комментариев и количество комментариев, приходящихся на одного читателя; количество указанных интересов блогосообщества; количество его участников и читателей; количество постов, фото- и видеоматериалов, опубликованных в течение одних суток; жанровые предпочтения авторов в подаче информации; цветовые предпочтения в оформлении шеЬ-страни-цы политического блогосообщества.

В то же время не было выявлено закономерностей по следующим выдвинутым критериям. В частности, это касается следующих показателей: указание миссии блогосообщества, модерируемость членства, возможность блоггеров писать, наличие краткой информации и правил сообщества, количество смотрителей, количество дней обновления блогосообщества в месяц и количество постов, фото- и видеоматериалов, приходящихся на одного участника. Предположение об их влиянии на популярность политического блогосообщества не нашло подтверждения.

Согласно комплексному исследованию российской блогосферы, проведенному компанией "Яндекс", средний возраст автора сетевого дневника составляет 22 года5. Это означает, что процессы,

происходящие в российской блогосфере, очевидным образом связаны с общими тенденциями развития молодежной субкультуры и настроений в этой среде.

Молодежь, таким образом, как категория, более способная к усвоению новых технологий, и представляет наибольший интерес для государственного управления. Во-первых, потому, что эта часть общества менее всего вовлечена в "оффлайновую" политику, и, во-вторых, именно молодёжь привнесёт новую культуру интернет-взаимодействия с основными государственными институтами.

1 См.: Информационная политика и информационные исследования: Анализ аудитории СМИ - блоги. - Режим доступа: http:// www.sky-skanner.ru/898/

2 См.: Блогосфера российского Интернета. Информационный бюллетень. Весна 2009 / Компания "Яндекс" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://download.yandex.ru/company/ yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf

3 Чернышов Ю.Г. Использование интернет-блогов в политической борьбе // Всероссийская конференция "Роль СМИ в реализации общенациональных социально значимых программ и развитии регионов РФ". Москва, 27 апреля 2007 г.

4 См.: Весь Политический Рунет. - Режим доступа: http://www.politonline.ru/

5 Акаев Д.В. Место Интернет-сообществ в современном общественно-политическом процессе// Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. № 16. С. 5762.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.