ПОЛИТИЧЕСКИЙ АУДИТ ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
КАМПАНИИ
Г. А. Борисов Political audit of election campaign planning
G. A. Borisov
Аннотация: В статье раскрывается понятие «планирования избирательной кампании» как одного из инструментов политического аудита.
Ключевые слова: политический аудит, планирование избирательной кампании, финансовый план.
Abstract: The article looks at the concept of «election campaign planning» as an intrument of political audit.
Keywords: political audit, election campaign planning, financial plan.
Понятие «планирование избирательной кампании» можно охарактеризовать как инструмент политического аудита, используемый в период проведения избирательной кампании и позволяющий провести оценку плана проведения избирательной кампании. Основными признаками оценки выступают конкретность (содержание плана, его задачи), выполнимость (реально ли выполнение поставленных задач), завершенность (одобрен ли план группой стратегического планирования), объективность и отчетность.
Отметим, что планирование избирательной кампании является неотъемлемой частью проведения аудита в данной области. Выработка стратегии является начальным этапом составления плана. Правильная стратегия кампании позволяет кандидату полностью использовать такие ограниченные ресурсы как время, финансовые средства, люди и творческий потенциал» (Кудинов, 1999). То, каким образом эти ресурсы используются, во многом определит исход выборов.
Однако рассматривать, скажем, бюджетное планирование как сугубо политическую задачу мы не можем, и поэтому включать его в сферу политического аудита нецелесообразно. По этой причине следует все же отделять собственно политический аудит от аудита экономического и ряда других видов аудита, используемых властными институтами в процессе своего функционирования. Из этого следует и необходимость более тщательного отбора экономических и других формальных методик, которые могут быть адаптированы к решению именно политических задач (Симонов, 2002).
На основе аудита существенной информации, полученной при изучении обстановки, необходимо разработать стратегию, в которой определится генеральная линия всей кампании. Стратегия кампании также определяет различные группы избирателей, голоса которых необходимы для победы на выборах, основные лозунги, ориентированные на эти группы избирателей, конкретные мероприятия, необходимые для завоевания их поддержки, а также веские основания, которые могут побудить данных избирателей проголосовать за данного кандидата (Римский, Электр. ресурс).
Как было сказано выше, важной составляющей при выработке стратегии является определение общей генеральной линии, которая представляет собой сжатое обращение к избирателям, демонстрирующее выявление всеобщих проблемных вопросов. Кроме того, выработка стратегии планирования может содержать в себе следующие положения:
• направления работы по установлению четкого различия между кандидатом и его оппонентом;
• меры по определению сторонников по идеологии;
• тактику захвата лидерства в каком-либо отдельном вопросе;
• мероприятия по объединению разнообразных групп для образования коалиции для ведения борьбы против общего политического противника.
О. П. Кудинов высказал следующее мнение: «Планирование — основа успешного выполнения любого сложного проекта, к категории которого относится избирательная кампания» (Кудинов, 2003: 296).
Как правило, региональные выборные кампании планируются и проводятся в более короткие сроки, чем федеральные. В еще более короткие сроки проходят выборы органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании, в связи с чем работа по подготовке и проведению выборов местного уровня требует большей интенсивности (Юсов, 2001).
Планом определяются сроки проведения мероприятий и указываются ответственные за подготовку и проведение каждого мероприятия в период избирательной кампании.
На этапе планирования кампании разрабатывается множество видов планов. В большинстве кампаний чаще всего выделяют следующий набор планов, дающих представление о будущей избирательной кампании: план сбора средств и финансовый план, план набора персонала, план работы со СМИ, план работы в день выборов, план обучения команды, общий план-график кампании и план по подсчету расходов на кампанию.
На наш взгляд, в политическом аудите планирования избирательной кампании важное место должна занимать подготовка финансового плана. Правиль-
ная организация финансового плана кампании может повлиять на ход избирательной кампании и минимизировать возможные риски.
Стратегия сбора средств диктуется планом кампании и бюджетом. Надо представлять, сколько финансовых средств необходимо собрать, когда и как их потратить еще до того, как начнет составляться финансовый план. Цели и сроки кампании по сбору средств должны, соответственно, определяться планом кампании.
Чтобы разработать финансовый план, надо иметь два основополагающих документа: план выборной кампании и ее бюджет.
Разработка финансового плана начинается с определения структуры бюджета кампании. Чаще всего, аудиту подлежат расходы на проведение лоббистской работы по проведению избирательной кампании, на юридическое обеспечение кампании, на издание предвыборных материалов, на арендную плату за помещение штаб-квартиры, охрану, транспорт, на встречи кандидата с избирателями и т. д. Завершением финансового планирования является предоставление отчетности в намеченный срок.
Результирующим элементом политического аудита планирования избирательной кампании является календарный план-график работы, определяющий итог избирательной кампании. График работы, который может время от времени пересматриваться в зависимости от обстановки, позволяет распределить время наиболее эффективным образом. Мы считаем, что составление графика работы должно использоваться для планирования всех мероприятий с самого начала кампании и вплоть до дня выборов, причем особое внимание должно уделяться выбору времени для проведения наиболее важных из них, а также планированию мероприятий в выходные и праздничные дни. Определение срока исполнения является важным средством политического аудита планирования избирательной кампании в целях наилучшего и наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов.
График — важнейший индикатор хода и результативности кампании, основной инструмент выявления необходимости корректировок плана. Исходя из важности графика для успеха всей избирательной кампании, иногда назначают отдельного ответственного за его исполнение (Кудинов, 2003).
График мероприятий кампании должен составляться в соответствии с действующим избирательным законодательством. В российском избирательном законодательстве указаны даты, к которым должны быть завершены определенные мероприятия предвыборной кампании, а также даты, до которых не разрешается проводить определенные мероприятия.
В перспективе, если в Российской Федерации и дальше будет развиваться институт политического аудита, включающий в себя такой «инструмент», как
планирование избирательной кампании, то можно предсказать изменения в законодательстве в сторону наиболее полной реализации оказания аудиторских услуг в этой сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кудинов, О. П. (1999) Подготовка и проведение избирательных кампаний. Дайджест учебных пособий Республиканской партии США. М. : МРИ. 184 с.
Кудинов, О. П. (2003) Большая книга выборов : Как проводятся выборы в России. М. : Арт Бизнес Центр. 663 с.
Римский, В. Л. Стратегическое планирование избирательной кампании. [Электронный ресурс] // Democracy.ru URL: http://www.democra-cy.ru/library/practice/candidates/elplan/ [архивировано в Website] (дата обращения: 20.11.2014).
Симонов, К. В. (2002) Политический анализ : учебное пособие. М. : Логос. 152 с.
Юсов, С. В. (2001) Методическое пособие по организации деятельности территориальной избирательной комиссии при подготовке и проведении федеральных, региональных и местных выборов. М. ; Ростов-на-Дону : Избирательная комиссия Ростовской области. 192 с.
Борисов Георгий Александрович — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Эл. адрес: borisov. [email protected]. Научный руководитель — д-р филос. н., проф. Вал. А. Луков.
Borisov Georgii Aleksandrovich, Postgraduate student, Department of Philosophy, Cultural studies and Political science, Moscow University for the Humanities. Email: [email protected]. Research advisor - Doctor of Philosophy, Professor Val. A. Lukov.