Политология
УДК 327
Гарбузов Сергей Эдуардович Sergey Garbuzov
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
POLITICAL ANALYSIS OF THE «ECONOMIC SECURITY» CATEGORY
Статья посвящена политическому анализу понятия «экономическая безопасность». Рассмотрены различные точки зрения на категорию «экономическая безопасность». Определяются основные элементы понимания явления в связи с состоянием и сущностью развитости государственных и политических факторов, их влияние на устойчивость и независимость национальной экономики
Ключевые слова: государство, власть, экономическая безопасность, политические факторы, экономическая реформа, национальная экономика, социальная направленность экономики
The paper considers the political analysis of the «economic security» category. The au-thor associated this phenomenon with state and political factors reflected in national economy conditions
Key words: state, power, economical security, political factors, economical reform, national economy, social development of economy
За последние годы политических реформ в Российской Федерации произошли разительные перемены в экономике. На смену общественной государственной собственности пришла частнокорпоративная. В результате приватизации демонтирована централизованная система управления экономикой. Проведена либерализация цен и переход к открытой экономике, создана новая финансовая система. Политическая идея реформы, реализация которой началась в 1991 г., основывалась на трех главных идеях — либерализации цен и рынков, массовой приватизации, макроэкономической стабилизации. Однако результаты реформ оказались весьма далеки от ожидавшихся. Экономика Российской Федерации вошла в хаотический турбулентный режим, результатом чего явилось разрушение самой си-темы государственных институтов России, галопирующая инфляция, хронический рост денежной массы сверх всяких обос-
нованных пределов, непрекращающийся спад и деградация производства, высокая скрытая безработица, изъятие капитала из производства и концентрация его в сфере обращения и на валютных счетах. Социальными итогами реформ стали многократное снижение уровня жизни населения, резкий рост социальной напряженности и расслоения, захлестнувшая аппарат управления на всех уровнях коррупция, криминализация экономики, нарастающий вал этнических и региональных противоречий [1].
Возникает вполне закономерный и обоснованный вопрос: можно ли измерить какими-либо показателями степень экономической безопасности страны в целом, её отдельных регионов, например, экономическую безопасность субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе? Каковы «красные границы» дозволенных значений важнейших социально-политических показателей, при ко-
торых можно говорить (в той или иной степени) об обеспечении экономической безопасности субъектов Российской Федерации?
Чтобы понять эти процессы, необходимо проанализировать понятие «экономическая безопасность». В научной литературе приводится достаточно большое количество определений понятия «экономическая безопасность».
Так, Л.И. Абалкин рассматривает экономическую безопасность как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [2; С. 5]. В этом определении экономическая безопасность предстает как некая совокупность объективных условий и факторов, сложившихся в государстве, необходимых для обеспечения таких свойств у экономического субъекта, как его независимость, стабильность, устойчивость, об-новляемость и самосовершенствование.
А.И. Илларионов под экономической безопасностью понимает такое сочетание политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом [3; С. 49]. В данном определении подчеркивается необходимость выхода из сугубо экономических рамок при рассмотрении проблемы экономической безопасности. Согласно
А.М. Илларионову, более важны политические и правовые условия реализации экономической безопасности и её взаимосвязь (в долгосрочной перспективе) самой государственной власти.
В трактовке В. К. Сенчагова сущность экономической безопасности определяется как состояние экономики и институтов государственной и политической власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал государства даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [4; С.
12]. В данном определении, на наш взгляд, крайне важно подчеркнуть трактовку понятия «экономическая безопасность» через понятие «состояние», а также то, что экономическая безопасность напрямую связана с оборонной (военной) безопасностью, взятой при самых неблагоприятных внешних и внутренних политических условиях развития государства.
И.Я. Богданов в своем определении экономической безопасности делает упор на объемных и структурных параметрах власти, необходимых для обеспечения существующего статуса государства (в общем случае — статуса хозяйствующего субъекта) и на уровне легальных доходов населения, достаточном для обеспечения абсолютному большинству населения политических свобод и благосостояния, соответствующего стандартам цивилизованных стран [5; С. 28].
В определении экономической безопасности А.Г. Таваева делается упор на такое состояние экономики, которое обеспечивает достаточный уровень социального, политического, оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям, а также состояние юридических, экономических отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие» [6; С. 69]. Следует отметить в этом определении то, что для обеспечения экономической безопасности вовсе недостаточно обеспечения уровня функционирования ( существования) хозяйствующего субъекта. Для полноценной экономической безопасности необходимо обеспечение «прогрессивного развития государства», что, на наш взгляд, действительно принципиально важно.
В определении экономической безопасности С.Ю. Глазьева подчеркивается, что это «... состояние экономики и произ-
водительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-политического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции» [7; С. 113].
Из названных интерпретаций понятия «экономическая безопасность» наибольшее их количество сводят его содержание либо к некоторому определенному «состоянию экономики», либо к подобному состоянию социальных и властных институтов. Однако наиважнейшим акцентом в данных определениях экономической безопасности является её политический смысл: зависимость экономических преобразований от объективных условий, производимых ресурсами власти.
Другой смысл данному понятию стараются придать, определяя экономическую безопасность через совокупность условий и факторов, которые могли бы быть достаточными для обеспечения независимости национальной экономики, для защиты основных национальных интересов страны через стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению, самосовершенствованию и развитию при неизменном существующем статусе государства и гарантированной его защите от внешних и внутренних угроз. У С.А. Афонцева в определении экономической безопасности на первый план выходит «. устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, проявляющуюся в её способности нейтрализовывать потенциальные источники негативных шоков и минимизировать ущерб, связанный с «реально произошедшими шоками» [8; С. 66]. Здесь, на наш взгляд, удачна взаимосвязь экономической безопасности и устойчивости к различным
отклоняющим политическим факторам внутреннего и внешнего происхождения, способности национальной экономической системы не только возвращаться в устойчивое государственное состояние, но и ликвидировать отклоняющие от него факторы и угрозы системе национальной безопасности.
Третьим моментом осмысления понятия «экономическая безопасность» является определение данного термина через устойчивость собственной социально-экономической системы, причем такой, которая позволяет государству вполне успешно прогрессивно, как сказано у А.Г. Таваева, развиваться в условиях жесткой глобальной конкуренции государств.
Четвертым важнейшим содержанием анализируемого понятия является его взаимосвязь с понятием «управление»; данная связь зафиксирована в определении экономической безопасности, сформированном
B.П. Оболенским и В.А. Поспеловым [9;
C. 86]. В определении экономической безопасности особо акцентируется, что сущность экономической безопасности страны при её взаимодействии с мировым хозяйством заключается в таком состоянии внешнеэкономических связей, включая их организационно-управленческие структуры, при котором влияние внешних факторов не приводит к необратимым последствиям в экономике и социальной обстановке в стране, в первую очередь, к падению до критического уровня подушевых доходов, производства, потребления и занятости» [9; С. 86].
Таким образом, особо следует отметить взаимосвязь понятия «экономическая безопасность» не только с макроэкономической позиции, но и, может быть, прежде всего, с политических, т.е. коррелируя проблему с ресурсами, качеством развитости и, прежде всего, с политическими связями государства при его погружении в мировое хозяйство.
Литература
1. Меньшенина Н.Н. Коррупция как фактор системной дестабилизации на Дальнем Востоке России. Россия и АТР. — 2008. — № 2. — С. 124-166.
2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. — Вопросы экономики. — 1994. — № 12.
3. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности. — Вопросы экономики. — 1998. - № 10.
4. Экономическая безопасность хозяйственных систем. — М.: РАГС, 2001.
5. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. — М.: ИСПИ РАН, 2001.
6. Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки / Под ред. В.К. Сенча-гова. — М.: Финстатинформ, 1998.
7. Глазьев С. Ю. Безопасность Экономическая // Политическая энциклопедия: в 2 т. — М.: Мысль, 1999.
8. Афонцев С.А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
9. Оболенский В.П. Обеспечение экономической безопасности России при её интеграции в мировое хозяйство, проблемы глобальной безопасности. — М., 1995.
Коротко об авторе ____________________________________________Briefly about the author
Гарбузов С.Э., аспирант, Тихоокеанский государс- S. Garbuzov, Post-graduate Student, Pacific State твенный экономический университет (ТГЭУ) University of Economics (PSUE)
Научные интересы: политический процесс, эко- Areas of expertise: political process, state economic номическая безопасность государства, политичес- security, political factors of eco-nomic security
кие факторы экономической безопасности