Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТРАДИЦИОННЫЕ СМЫСЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ '

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТРАДИЦИОННЫЕ СМЫСЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / политические ценности / традиционные ценности / свобода / справедливость / патриотизм / патерналистские ориентации / youth / political values / traditional values / freedom / justice / patriotism / paternalistic orientations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонина Владимировна Селезнева

Представлены результаты исследования политических ценностей российской молодежи в рамках политико-психологического подхода. Эмпирическую базу исследования составил всероссийский репрезентативный опрос и фокус-группы. Подчеркивается, что в системе политических ценностей современной российской молодежи актуализированы традиционные составляющие, которые проявляются и на уровне ценностной иерархии, и в смысловом наполнении ценностных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антонина Владимировна Селезнева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL VALUES OF RUSSIAN YOUTH: TRADITIONAL MEANINGS IN MODERN CONDITIONS

The article presents the results of a political-psychological study of the political values of Russian youth. The conceptual model of the study is based on an understanding of political values as semantic dominants of individual and group political consciousness. The empirical basis of the study was data from a survey of young people aged 14 to 30, conducted using survey procedures (n = 2500) and focus groups (n = 8). In the system of political values of Russian youth, the most significant are peace, security, justice, human rights, legality, freedom, order, and the least significant is nationalism. Young people’s understanding of justice includes both rationalistic socio-economic and political-legal interpretations, as well as spiritual and moral meanings traditional for our mentality (truth, honesty, decency). At the same time, it is the traditional understanding of justice that directly correlates with the current demand of young people for sincerity and honesty in politics. Freedom, in terms of semantic content, combines historically established moral (including religious) and rationalistic principles. It is perceived by young people as independence, will (liberty), security. Patriotism is one of the ten most significant political values, but does not occupy a leading position. Most young people in our country consider themselves patriots. Among the traditional semantic lines of understanding patriotism, the position of “love for the Fatherland” is dominant, reflecting the emotional nature of young people’s value-based attitude to their country. Russian youth are characterized by so-called paternalistic attitudes and orientations, which express their value-based attitude towards the state. Young people’s ideas about the state include not only political, but also sociocultural components that have deep historical roots. In addition, young people perceive the state as the subject of the implementation of their political values. Traditionality itself, as an axiological concept, has little meaning that is not entirely defined for young people. As a result of the study, it is concluded that traditional components have been updated in the system of political values of modern Russian youth. They manifest themselves both at the level of the hierarchy of values and in the semantic content of axiological concepts.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТРАДИЦИОННЫЕ СМЫСЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ »

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.

№ 77. С. 275-289.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 77. pp. 275-289.

Научная статья

УДК 323.2; 32.019.5

doi: 10.17223/1998863Х/77/23

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТРАДИЦИОННЫЕ СМЫСЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Антонина Владимировна Селезнева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Москва, Россия; Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Россия,

ntonina@mail. ru

Аннотация. Представлены результаты исследования политических ценностей российской молодежи в рамках политико-психологического подхода. Эмпирическую базу исследования составил всероссийский репрезентативный опрос и фокус-группы. Подчеркивается, что в системе политических ценностей современной российской молодежи актуализированы традиционные составляющие, которые проявляются и на уровне ценностной иерархии, и в смысловом наполнении ценностных понятий.

Ключевые слова: молодежь, политические ценности, традиционные ценности, свобода, справедливость, патриотизм, патерналистские ориентации

Благодарности: исследование выполнено в рамках государственного задания Минобрнауки России по итогам отбора, проведенного ЭИСИ, для ФГБУО ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук» (проект «Политические ценности российской молодежи: традиционные аксиологические основания и их современные смыслы», шифр FZNF-2023-0010, номер тематики 1023042500277-95.6.1).

Для цитирования: Селезнева А.В. Политические ценности российской молодежи: традиционные смыслы в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 77. С. 275-289. doi: 10.17223/1998863Х/77/23

Original article

POLITICAL VALUES OF RUSSIAN YOUTH: TRADITIONAL MEANINGS IN MODERN CONDITIONS

Antonina V. Selezneva

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, State Academic University of Humanities, Moscow, Russian Federation, ntonina@mail. ru

Abstract. The article presents the results of a political-psychological study of the political values of Russian youth. The conceptual model of the study is based on an understanding of political values as semantic dominants of individual and group political consciousness. The empirical basis of the study was data from a survey of young people aged 14 to 30,

© А.В. Селезнева, 2024

conducted using survey procedures (n = 2500) and focus groups (n = 8). In the system of political values of Russian youth, the most significant are peace, security, justice, human rights, legality, freedom, order, and the least significant is nationalism. Young people's understanding of justice includes both rationalistic socio-economic and political-legal interpretations, as well as spiritual and moral meanings traditional for our mentality (truth, honesty, decency). At the same time, it is the traditional understanding of justice that directly correlates with the current demand of young people for sincerity and honesty in politics. Freedom, in terms of semantic content, combines historically established moral (including religious) and rationalistic principles. It is perceived by young people as independence, will (liberty), security. Patriotism is one of the ten most significant political values, but does not occupy a leading position. Most young people in our country consider themselves patriots. Among the traditional semantic lines of understanding patriotism, the position of "love for the Fatherland" is dominant, reflecting the emotional nature of young people's value-based attitude to their country. Russian youth are characterized by so-called paternalistic attitudes and orientations, which express their value-based attitude towards the state. Young people's ideas about the state include not only political, but also sociocultural components that have deep historical roots. In addition, young people perceive the state as the subject of the implementation of their political values. Traditionality itself, as an axiological concept, has little meaning that is not entirely defined for young people. As a result of the study, it is concluded that traditional components have been updated in the system of political values of modern Russian youth. They manifest themselves both at the level of the hierarchy of values and in the semantic content of axiological concepts.

Keywords: youth, political values, traditional values, freedom, justice, patriotism, paternalistic orientations

Acknowledgments: The research was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of Russia based on the results of the selection carried out by the Expert Institute of Social Research for the State Academic University for the Humanities (Project "Political values of Russian youth: Traditional axiological foundations and their modern meanings", Code FZNF-2023-0010, Subject Number 1023042500277-9-5.6.1).

For citation: Selezneva, A.V. (2024) Political values of russian youth: traditional meanings in modern conditions. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 77. pp. 275-289. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/77/23

Работа с молодежью, которая осуществляется в нашей стране по множеству разных направлений, приобретает в последние годы все более интенсивный и системный характер. Это проявляется не только в развитии и упорядочивании законодательных, инфраструктурных и организационно-технологических аспектов этой деятельности, но и в определении ее смысловых оснований. Концептуальная рамка молодежной, образовательной и иных направлений внутренней политики, связанных с взаимодействием с молодежью, сегодня формируется с опорой на традиционные ценности, которые определены и перечислены в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а политико-идеологический контекст их интерпретации связан с обозначением России как государства-цивилизации [1]. При этом исследователи занимаются изучением политических ценностей и представлений молодежи в общем виде: анализируя, в том числе, традиционные по сути своей ценности (например, патриотизм или справедливость), они скорее рассматривают их структуру и содержание в контексте политической картины мира молодежи, ее идентичности и восприятия будущего [2-7], но не акцентируют внимание на их ха-

рактере и исконных смыслах1. В данной статье предпринимается попытка посмотреть на политические ценности российской молодежи именно под таким углом зрения.

Теоретико-методологические основания исследования

Концептуально-методологической основой исследования является политико-психологический подход, в рамках которого политические ценности понимаются как «устойчивые, имплицитно присущие отдельной личности, социальной группе или обществу в целом смысловые доминанты, определяющие идеологические приоритеты и политические принципы социальных отношений» [8. С. 178]. В контексте решения поставленных задач для нас важны следующие особенности политических ценностей. Они обозначаются абстрактными категориями, смысловое наполнение которых раскрывается в политических представлениях. Система политических ценностей представляет собой иерархически выстроенную внутреннюю структуру, в которой они упорядочены по степени их значения для жизни человека. Поскольку набор политических ценностей достаточно устойчив, в течение жизни может меняться лишь положение ценностей в иерархии в зависимости от их актуализации. Структура и содержание политических ценностей личности и социальных групп во многом определяются условиями их социализации и контекстом их жизнедеятельности - изменчивым событийно-информационным и устойчивым политико-культурным.

Политические ценности имеют кластерную организацию. Группы ценностей, объединенных по общему признаку, находятся между собой в сложных диалектических отношениях: с одной стороны, они носят антагонистический характер и противостоят друг другу в содержательно-функциональном отношении, а с другой - парадоксальным образом сосуществуют не только в массовом сознании больших социальных групп, но и отдельных личностей.

Одной из дихотомий, которая актуализирована сегодня в общественно-научном дискурсе и поэтому задает смысловую рамку нашего анализа, является бинарная оппозиция «традиционное - модернистское», которая имеет непосредственное отражение в системе политических ценностей граждан. С точки зрения особенностей возникновения и характера социокультурной регуляции традиционные ценности, складывающиеся исторически и направленные на сохранение сложившихся социальных отношений, зачастую противопоставляются модернистским ценностям, возникающим на определенном этапе развития и ориентированным на изменение и совершенствование социальных отношений. Оппозиционный характер этих двух ценностных по-

1 Сложившиеся практики изучения политических ценностей молодежи связаны главным образом с выявлением их иерархии и актуального смыслового наполнения путем проведения количественных и качественных социологических, политологических и психологических исследований. Инструментарий для них формируется с опорой на имеющиеся в науке современные конвенциональные представления о наборах и содержании аксиологических понятий, которые являются разными по своему характеру и отражают как исторические присущие нашей политической культуре традиционные смыслы, так и возникшие относительно недавно и привнесенные извне интерпретации. При этом категоризация тех или иных политических ценностей как традиционных и выявление их исконных смыслов возможны только с опорой на знания об их «исторической судьбе» - возникновении и употреблении, функциональной и содержательной трансформации в разные исторические периоды. Для этого необходимо привлечение разработок в области истории социально-политической мысли, что и было реализовано в рамках представленного в статье исследования.

люсов проявляется в том, что традиционные ценности направлены на «обеспечение сохранности и преемственности во времени данного сообщества», а модернистские - на «обеспечение самоопределения и самореализации в рамках этого самоопределения отдельных индивидов» [9. С. 94].

Для обозначения характерных для нашего общества традиционных ценностей российский историк С.В. Перевезенцев и его коллеги предлагают использовать понятие «базисные российские традиционные ценности», под которыми понимаются «ценности, выработанные в результате многовекового исторического и духовно-политического развития народов России в сложившихся природно-климатических, географических, конкретно-исторических, духовно-нравственных и социально-политических условиях, и являющиеся непременным фактором формирования общенациональной и политической идентичности народа» [10].

Поскольку объектом анализа являются политические ценности современной российской молодежи, исследование опирается также на положения социологии молодежи и разработки в области изучения социальных и психологических особенностей молодого поколения [11, 12].

Эмпирическую базу исследования составили данные всероссийского репрезентативного опроса молодежи в возрасте 14-30 лет, проведенного осенью 2022 г. (n = 2 500), и материалы фоку-групп, проведенных с российской молодежью в возрасте 14-30 лет осенью 2023 г. (n = 8). Анкетный опрос осуществлялся на основе многоступенчатой, пропорциональной, районированной (стратифицированной) выборки, для построения которой в качестве основных параметров были выбраны пол, возраст и регион проживания1. Критериями для рекрутирования участников фокус-групп стали возраст и место проживания. Были выделены четыре возрастные категории респондентов - 14-17, 18-22, 23-26, 27-30 лет, и проведено по две фокус-группы с представителями каждой из них. Всего в этой части исследования приняли участие 65 человек из всех федеральных округов России.

В рамках исследования была предпринята попытка ответить на вопрос, какие политические ценности и их традиционные смыслы актуализированы в сознании современной российской молодежи, а затем осмыслить этот ответ в контексте актуальных социально-политических процессов и социально-психологических особенностей молодого поколения россиян. Этот подход был реализован в процессе формирования исследовательского инструментария. Выявление иерархии политических ценностей российской молодежи осуществлялось на основе вопроса анкеты, предполагавшего оценку респондентами значимости для них 18 ценностных понятий по шкале от -1 до 3. Определение «традиционности» политических ценностей российской молодежи осуществлялось на основании существующих в науке конвенциональных представлений об исторической принадлежности к нашей политической культуре тех или иных ценностных понятий и их смысловом наполнении. В соответствии с этим в фокусе исследования оказался аксиологический комплекс понятий «государство», «свобода», «справедливость», «патриотизм», «традиционализм», рассматриваемый в контексте всей системы поли-

1 В выборку были включены вошедшие в октябре 2022 г. в состав России в качестве новых регионов территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.

тических ценностей молодежи. В анкету были включены закрытые и полузакрытые вопросы с единичным и множественным выбором, позволившие зафиксировать в количественном выражении степень актуализации выявленных историками социально-политической мысли [13-16] ключевых традиционных смыслов этих аксиологических понятий. Именно эти традиционные смыслы и были обозначены в качестве вариантов ответов на соответствующие вопросы анкеты (см., например, табл. 2-4). Фокус-группы позволили реализовать качественную составляющую исследования и были нацелены на получение более развернутых содержательных интерпретаций рассматриваемых аксиологических понятий и мнений респондентов о том, как они определяют их взаимоотношения с государством и обществом. В структуру гайда фокус-групп были включены блоки вопросов по каждому ценностному понятию, направленные на выявление общего субъективного понимания респондентами их смысла (что такое для них справедливость, свобода, патриотизм и пр.), а также представлений об особенностях реализации этих ценностей в их собственной жизни и социально-политических процессах в нашей стране1.

Результаты исследования и их осмысление

В системе политических ценностей российской молодежи наиболее значимыми являются мир (70,7%), безопасность (68%), справедливость (69,8%), права человека (67,3%), законность (63,8%), свобода (59,7%), порядок (57,7%), а наименее значимой - национализм (табл. 1).

Таблица 1. Политические ценности российской молодежи (результаты оценочного

шкалирования, %)

Ценностное понятие -1 отрицательное значение 0 не имеет значения 1 имеет небольшое значение 2 довольно значимо 3 очень значимо

Равенство 1,9 14,4 21,3 26,8 35,5

Демократия 3,5 14,3 24 26,6 31,6

Частная собственность 2,2 9,2 21,9 32,5 34,3

Национализм 25,5 25,7 21,2 15 12,6

Традиционность 10,1 19,6 26,6 21,6 22,1

Стабильность 2,6 6,1 19 26,3 46

Солидарность 2,1 11,5 20,1 28,8 37,5

Толерантность 7 12,6 21,2 21,3 37,9

Мир 1,4 5,1 12 10,8 70,7

Порядок 0,9 6 14,7 20,7 57,7

Свобода 1,8 4,5 15,8 18,2 59,7

Законность 1,5 5 13,6 16,1 63,8

Патриотизм 5,1 14,5 20,8 20,6 39

Безопасность 2,1 4,1 12,3 13,6 68

Справедливость 0,7 4,7 11,9 14,9 67,8

Коллективизм 7,5 19,1 23,6 24,1 25,7

Личная инициатива 1,3 11,8 21,1 35,6 30,1

Права человека 1,5 4,4 12,8 14 67,3

Анализируя количественные данные, полученные с помощью процедуры оценочного шкалирования, важно обратить внимание не только на процент выбора тех или иных оценок, но и на соотношение показателей между оцен-

1 В каждый тематический блок были включены вопросы о роли государства в реализации рассматриваемых ценностей, например, в определении и восстановлении справедливости, в регламентировании свободы, в проявлении патриотизма и пр.

ками по шкале. Так, указанные выше наиболее значимые для молодежи ценности имеют существенный разрыв в показателях между оценками «3» (очень значимо) и «2» (довольно значимо): от 37 п.п. (порядок) до 59,9 п.п. (мир), а наименьшее расхождение в показателях (менее 10 п.п.) наблюдаются у традиционализма, национализма и коллективизма. Это свидетельствует о наличии определенности молодых людей в отношении первой группы аксиологических категорий и неопределенности - в отношении второй. Кроме того, обращает на себя внимание и рост показателей значимости ценностных понятий по шкале, который характерен для большинства из них, кроме национализма, демонстрирующего обратную - нисходящую - логику изменения показателей, а также традиционности, патриотизма и личной инициативы, у которых эта логика нелинейная.

Результаты нашего исследования показывают, что в сознании российской молодежи актуализированы ценности, которые с точки зрения нормативно-правовых положений [17], разработок исследователей социально-политической мысли [10] и экспертных позиций [18] можно назвать традиционными. Это проявляется не только в формально фиксируемой количественными данными значимости для молодых людей ценностных понятий, которые имеют важное аксиологическое значение для отечественной политической культуры (например, справедливость, свобода, солидарность), но и в их смысловом наполнении.

Формат статьи не позволяет подробно рассмотреть всю систему ценностей российской молодежи с точки зрения ее «традиционности». Поэтому мы более или менее детально остановимся на некоторых, наиболее «показательных» аксиологических конструктах, чтобы затем в процессе осмысления данных нарисовать картину в целом и обозначить закономерности.

Третье место в иерархии политических ценностей молодежи занимает справедливость. Она исконно присуща русской культуре и, по мнению А.С. Панарина, «связана не столько с господством правового принципа, сколько с торжеством нравственно-религиозной идеи правды-справедливости» [19. С. 106]. В своем исторически сложившемся значении это ценностное понятие неразрывно связано с личностью, обществом и государством и формирует обоснование необходимости следования ей во имя общей пользы и тем самым - личного блага. Как отмечает О.М. Здравомыслова, справедливость для россиян является «неким универсальным понятием, связывающим сферу публичной и частной жизни» [20. С. 42]. Традиционные смыслы справедливости проявляются в представлениях современных молодых людей, которые в целом довольно разнообразны (табл. 2). Здесь важно отметить наличие свойственного нашей политической культуре морально-нравственного вектора понимания справедливости: «Жить по правде - это как минимум не обманывать себя в чем-либо: в мыслях, в желаниях. Правда -это то, что истинно. Справедливость содержит в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Если каждый человек будет жить по правде, тогда все будет справедливо» (муж., 24 года, Москва). В частности, по мнению молодых людей, определением параметров и принципов справедливости должны заниматься сами люди, общество, а восстановлением справедливости -государство (суд) и общество (народ): «Справедливость определяет каждый сам для себя, каждый человек считает, что справедливо и что несправедливо

сам. А государство как бы показывает своды законов, которые у нас есть, что будет в случае, если что-то не соблюдать» (жен., 27 лет, Москва). Кроме того, традиционное понимание справедливости напрямую соотносится запросом молодежи на транспарентность политики и искренность политиков, который устойчиво фиксируется в исследованиях [21].

Таблица 2. Смысловое наполнение ценности справедливости в сознании молодежи

(два варианта ответа)

Представления о справедливости Доля ответов респондентов, %

Справедливость - это пропорциональное распределение благ по труду или потребностям 18,6

Справедливость - это равенство всех перед законом 55,3

Справедливость - это воздаяние по заслугам, награда за труды 31,1

Справедливость - это воздаяние за содеянное, наказание за совершенные деяния 19,7

Справедливость - это равные возможности для всех людей 33,0

Справедливость - это следование правде, честность, порядочность 30,7

Затрудняюсь ответить 2,0

Другое 3,5

Свобода, занимающая шестое место в системе наиболее значимых политических ценностей молодежи, с точки зрения смыслового наполнения совмещает в себе исторически сложившиеся нравственное (в том числе религиозное) и рационалистическое начала. Она воспринимается молодыми людьми как независимость, воля (вольность), безопасность (табл. 3): «Для меня свобода - это когда ни от кого не завишу, ни на кого не работаю, могу делать все, что захочу» (муж., 23 года, Ставропольский край); «Свобода - это воля в своих мыслях и действиях» (муж., 24 года, Москва); «Свобода нужна для всего: для безопасности, для развития, для того, чтобы жить жизнь» (жен., 24 года, Татарстан). При этом понимание свободы неразрывно связано с государством: по отношению к нему молодежь демонстрирует свою самостоятельность и автономность в формате «свободы от» и от него же требует обеспечения возможностей для реализации своей свободы: «Лично для меня свобода - это то, что я могу делать то, что мне хочется. Естественно, в каких-то правовых рамках. Захотел учиться - государство дало тебе возможность учиться, оно есть эти возможности» (муж., 27 лет, Москва); «Его (государства. - Прим. авт.) роль должна быть такой, чтобы не нарушала мою безопасность и, наверное, чтобы действия государства не влияли негативно на мою жизнь, на мою свободу» (жен., 27 лет, Омская область).

Таблица 3. Смысловое наполнение ценности свободы в сознании молодежи (два варианта ответа)

Представления о свободе Доля ответов респондентов, %

Воля, вольность 42,5

Независимость 65,7

Отсутствие обязанностей 6,1

Наличие привилегий 3,6

Разрешение, позволение 15,8

Безопасность 45,0

Затрудняюсь ответить 5,2

Другое 5,4

Исторически присущая нашей политической культуре идея и ценность патриотизма также актуализирована в сознании молодежи. Патриотизм вхо-

дит в десятку наиболее значимых политических ценностей, но не занимает в ней лидирующих позиций. При этом, как показывают и наши данные (79,6%), и опросы общественного мнения [22], большинство молодых людей в нашей стране считают себя патриотами. Представления об Отечестве как объекте патриотических чувств и действий носят преимущественно социокультурный характер (страна, территория, народ, культура). Среди традиционных смысловых линий понимания патриотизма - как любви к Отечеству, заботы об Отечестве, служения Отечеству - доминирующей является первая, отражающая эмоциональный характер ценностного отношения молодых людей к своей стране (табл. 4), тогда как значимость деятельностной трактовки несколько снижена. Это проявлялось и в высказываниях респондентов на фокус-группах: «Я, вроде как, считаю себя патриотом, но вот задумался и понял, что особо как-то это не проявляется. То есть скорее это все на словах и на собственном ощущении» (муж., 27 лет, Москва); «Я считаю себя патриотом. Но честно, кроме внутренних убеждений, это ни в чем не проявляется на данный момент. Я понимаю, что я еще не готов к тому, чтобы что-то делать ради общества и государства» (муж., 23 года, Татарстан).

Таблица 4. Смысловое наполнение ценности патриотизма в сознании молодежи (два варианта ответа)

Представления о патриотизме Доля ответов респондентов, %

Любовь к Отечеству 52,9

Забота об Отечестве 31,5

Служение Отечеству 18,5

Затрудняюсь ответить 8,4

Другое 7,2

Особое значение в ценностно-смысловом пространстве российской молодежи занимает понятие «государство», которое в концептуальном смысле не является собственно ценностью, но обозначает важнейшую аксиологическую доминанту нашей политической культуры [23]. С точки зрения политической психологии уместно говорить о наличии у молодежи так называемых патерналистских установок и ориентации, которые выражают ее ценностное отношение к государству. Представления молодежи о государстве включают в себя не только собственно политические компоненты (институты, процессы, отношения), но и социокультурные (земля, народ, культура), которые имеют глубокие исторические корни и отражают духовно-политический аксиологический комплекс понятий «Русская земля», «Российское государство», «Российское царство» [24]. Кроме того, государство воспринимается молодежью как субъект реализации ее политических ценностей: оно должно обеспечивать построение справедливых общественных отношений, защиту прав человека и свобод граждан, создание комфортных условий для жизни людей, для их личной и профессиональной самореализации, что отмечают и наши коллеги [25-27].

В завершении небольшого обзора результатов эмпирического исследования обратимся к ключевой обобщающей категории. Традиционность сама по себе как ценностное понятие имеет для молодых людей небольшое и не вполне определенное значение: об этом свидетельствуют как процентные показатели выбора (самый высокий - 26,6%), так и соотношение между ними по шкале. Молодые люди в целом положительно относятся к традициям, но

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не придают им особого значения в жизни общества и акцентируют внимание на необходимости их модернизации: «Я бы хотел, чтобы люди знали свои традиции. Но при этом, чтобы традиции осовременивались... Если постоянно придерживаться старых традиций и ничего в них не менять, то не будет никакого развития» (муж., 25 лет, Респ. Северная Осетия-Алания); «Чрезмерная традиционность, религиозность ведет к закрытию свободы и созданию барьеров для развития самого же общества» (муж., 23 года, Москва); «Все традиции, которые сейчас есть и праздники - это праздники, можно праздновать, можно не праздновать, это никак не повлияет, не изменит ни твое отношение ни к жизни, ни в целом это ничего не изменит, кроме, так сказать, отдыха» (муж., 28 лет, Екатеринбург).

Осмысление результатов исследования в пространстве научного знания и в контексте актуальных политических процессов позволяет обозначить следующее.

Во-первых, традиционные ценности присущи российскому обществу в целом. Это подтверждают в том числе и результаты World Values Survey [28] -большого международного проекта по исследованию ценностей, базирующегося на концептуально-методологических разработках Р. Инглхарта, К. Вель-целя и их коллег [29, 30]. При этом важно отметить, что речь идет не о том, что российский социум в ценностном отношении является сугубо традиционным, а о том, что в нем всегда присутствует «сплав традиционных и модернистских ценностей и установок» [31. С. 102]. И молодежь в данном случае не исключение, а скорее подтверждение этой социокультурной особенности нашего общества - в ее сознании традиционные и современные (новые, модернистские) ценности переплетаются особым образом [18].

Во-вторых, актуализация традиционных ценностей и смыслов в сознании молодых российских граждан осуществляется не самопроизвольно, а детерминируется политическим контекстом их жизнедеятельности. В условиях, когда происходит цивилизационное, геополитическое, экономическое, социокультурное самоопределение всей страны, трансформация идейно-ценностных ориентиров ее развития и определение контуров образа будущего, молодые граждане вполне закономерно тоже ищут для себя точки опоры и основания для самоидентификации. И пространством этого поиска является прошлое. Этот процесс политические психологи называют темпорализацией политической культуры: «... постоянное стремление любого общества опереться на прошлый социально-политический опыт, особенно в условиях размытости массовых представлений о будущем» [32. С. 123].

В-третьих, необходимо обозначить проблемные моменты актуализации традиционных ценностей и смыслов в сознании молодежи, которые связаны как с социально-психологической спецификой самого поколения, так и с особенностями официальных подходов в работе с ней.

Противоречия в патерналистских ориентациях молодежи имеют политико-психологическое свойство и проявляются в том, что запрос на обеспечение безопасности и справедливости, заботу и поддержку, который молодые люди адресуют государству, сочетается у них с установками на автономию и свободу как независимость (не только от государства, но и от взрослых, начальства). При этом ценностное отношение к государству молодых людей определяется в модальности долженствования, практическая реализация ко-

торой носит односторонний характер: от государства к молодежи, но не от молодежи к государству. Таким образом, молодежь во взаимоотношениях с государством проявляет инфантильно-потребительскую позицию, а ее ответственность как проявление активной субъектной позиции [33] реализуется скорее в пространстве повседневности, нежели в социально-политической сфере. Причины этого кроются отчасти в психологических особенностях молодого поколения. Исследователи фиксируют наличие присущего ему тренда «на пролонгацию транзиции во взрослость» [34. С. 106], который проявляется в отсрочке обязательств взрослой жизни, связанных с принятием решений и ответственности за себя и других.

Противоречия в патриотических ориентациях молодежи носят политико-идеологический характер и выражаются в разночтениях официального и субъективного молодежного понимания сущности патриотизма. Здесь мы солидарны с коллегами, которые отмечают востребованность у молодежи широкого взгляда на патриотизм - как по содержанию (с включением не только военных, но и гражданских, культурных составляющих), так и по способам его практической реализации (на бытовом уровне, а практиках повседневности, а не только в форматах массовой гражданской солидарности) [35]. Данное противоречие несет в себе опасность поляризации молодежи - не только на основании самоидентификации себя как патриота, а скорее в связи с интерпретацией патриотизма и пониманием способов приемлемой демонстрации патриотической позиции.

Еще одна линия противоречий в политических ценностях российской молодежи носит социально-политический характер и связана со снижением их регулятивного потенциала. Влияние политических ценностей на поведенческую активность и деятельность молодежи становится все более ситуативным: ценностные ориентации и мировоззренческие установки перестают быть универсальными детерминантами поведения, а их актуализация все больше определяется условиями той или иной ситуации. На эту специфику механизмов саморегуляции молодежи обращают внимание и специалисты в области социологии молодежи: «... сочетание традиционных и современных смыслов отражается в ценностной структуре молодежи, определяя ее неоднозначные реакции на события и явления социальной реальности, выбор конкретных форм поведения. При таком сочетании трудно ожидать однозначную, предсказуемую реакцию молодого поколения на социальные процессы, поэтому, если и ставить задачу выделения в составе молодежи более-менее выраженных носителей традиционных и современных образцов, то скорее они будут обусловлены конкретными ситуациями, в которых может проявиться та или иная смысловая доминанта» [36. С. 179].

Вместо заключения

В результате исследования можно заключить, что в системе политических ценностей современной российской молодежи актуализированы традиционные составляющие. Они проявляются и на уровне ценностной иерархии, и в смысловом наполнении ценностных понятий. При этом наблюдается определенная ценностно-смысловая неоднозначность, что отражает существующее в науке представление о противоречивости политического сознания молодежи в целом.

Представленное в статье исследование является первой попыткой взглянуть на политические ценности молодежи под углом зрения их традиционности, опираясь на исконные смыслы исторически сложившихся в рамках отечественной политической культуры аксиологических понятий. И здесь мы столкнулись с рядом концептуально-методологических трудностей - как специфических для нашей темы (объективное устаревание содержания некоторых понятий, их адекватная репрезентация в вопросы для исследования), так и общих для всех исследователей молодежи (недостаточный уровень общегуманитарной подготовки и развитости рефлексивных процессов, избегание разговоров на политические вопросы и пр.). Тем не менее полученные данные позволяют увидеть общую картину состояния системы ценностей молодежи, а задачи ее детализации открывают возможности для продолжения исследований. При этом имеющиеся данные уже могут быть смысловым фундаментом для выработки и реализации эффективных механизмов и технологий взаимодействия с молодежью, адекватных политическому контексту и соответствующих психологическим особенностям этой поколенческой общности.

Список источников

1. Владимир Путин принял участие в пленарной сессии юбилейного, XX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 5 октября 2023 г. URL: http://www.krem-lin.ru/events/president/transcripts/72444 (дата обращения: 05.12.2023).

2. Асеева Т.А., Шашкова Я.Ю. Представления о патриотизме школьников Сибирского федерального округа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23, № 1. С. 118-129.

3. Касамара В.А., Максименкова М.С., Сорокина А.А. Справедливость в представлениях российской студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2020. № 4. С. 2030.

4. Зубок Ю.А., Селиверстова Н.А. Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодежи // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 56-74.

5. Mareeva S. V. Russian youth: Specifics of identities and values // Handbook of the sociology of youth in BRICS countries. Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte Ltd, 2018. P. 233-252.

6. Gudkov L., Zorkaya N., Kochergina E., Pipiya K., Ryseva A. Russia's 'Generation Z': Attitudes and Values // Library of the Friedrich-Ebert-Stiftung. 2020. URL: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16134.pdf (дата обращения: 05.12.2023).

7. Чуев С.В., Тимохович А.Н., Гришаева С.А. Политические ценности российской молодежи: материалы исследования // Власть. 2017. Т. 25, № 11. С. 54-60.

8. Селезнева А.В. Концептуально-методологические основания политико-психологического анализа политических ценностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 177-192.

9. Кузнецов И.М. Основания ценностной консолидации россиян: традиционализм и обновление // Социологические исследования. 2021. № 8. С. 93-102.

10. Перевезенцев С.В., Пучнина О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2021. Т. 27, № 4. С. 122-123.

11 . Зубок Ю.А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 4-12.

12. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование / Ю.А. Зубок, О.А. Александрова, М.Б. Буланова [и др.]. Белгород : ООО «Эпицентр», 2022. 360 с.

13. Перевезенцев С.В. «По устроению дедню и отню»: к вопросу о значении традиционализма в русской истории // Тетради по консерватизму. 2018. № 1. С. 243-254.

14. Перевезенцев С.В., Пучнина О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А. «Отечество находится не в географии...»: К вопросу об эволюции традиционных духовно-политических ценностей российской цивилизации // Тетради по консерватизму. 2021. № 3. С. 263-283.

15. Перевезенцев С.В., Пучнина О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А. «Государствуем от ве-ликаго Рюрика...»: К вопросу о формировании единого духовно-политического аксиологического комплекса «Русская земля - Российское государство - Российское царство» // Тетради по консерватизму. 2021. № 3. С. 245-262.

16. Перевезенцев С.В., Ананьев Д.А. Аксиологические основы российской государственности: «правда» и «справедливость» в отечественном идейно-политическом дискурсе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 1. С. 21-37.

17. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 05.12.2023).

18. Селезнева А.В., Тулегенова Д.Д. «Традиционное» и «новое» в политических ценностях российской молодежи (на материалах экспертного опроса) // Полилог/Polylogos. 2022. T. 6, № 2. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110020714-7-1/ (дата обращения: 05.12.2023).

19. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М. : Логос, 1998. 392 с.

20. Здравомыслова О.М. Новый взгляд на общество? Изменяющиеся представления о власти, справедливости и солидарности // Полития. 2003. №1. С. 34-51.

21. Селезнева А.В. Политическая мораль современной российской молодежи: ценности, представления, установки // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 47-60.

22. Патриотизм: мониторинг. 11 апреля 2023 г. ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring (дата обращения: 05.12.2023).

23. Пивоваров Ю.С. «Русская идея»: культурно-цивилизационные предпосылки // Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах / отв. ред. Ю. Пивоваров, Т. Тимофеев, Н. Шмелёв. М. : Ин-т науч. информации по общественным наукам РАН, 2003. С. 62-103.

24. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В., Скипин Н.С., Тулегенова Д.Д. Запрос на патернализм: идея и ценность государства в сознании российской молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 1. С. 233-251.

25. Шашкова Я.Ю., Асеев С.Ю., Казанцев Д.А. Ценностные основы восприятия политики учащейся молодежью Сибири и Дальнего Востока // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. № 2 (67). С. 39-50.

26. Турков Е.А. Патерналистические ориентации российской учащейся молодежи: политико-психологический анализ // Полилог/Polylogos. 2021. T. 5, № 3. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110017317-0-1/ (дата обращения: 05.12.2023).

27. Евгеньева Т.В., Евгеньев В.А. Политические представления и ценности российской молодежи в контексте их историко-культурных оснований // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, № 3. С. 94-100.

28. World Values Survey. URL: https://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp (дата обращения: 03.12.2023).

29. Inglehart R.F., Baker W. Modernization, Cultural Change and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65. P. 15-91.

30. Welzel C., Deutsch F. The Diffusion of Values among Democracies and Autocracies // Global Policy. 2016. Vol. 7, № 4. P. 563-570.

31. Латова Н.В. Социокультурные ценности российских горожан: модернизация vs традиционность // Terra Economicus. 2022. Т. 20, № 4. С. 99-114.

32. Евгеньева Т.В., Титов В.В. Образы прошлого в российском массовом политическом сознании: Мифологическое измерение // Политическая наука. 2017. № 1. С. 120-137.

33. Хазыкова Т.С. Ответственность личности как социально-психологический феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 6 (40). С. 36-40.

34. Андреева А.С. Три измерения взрослости в XXI веке: ответственность, свобода и забота // Социологические исследования. 2023. № 7. С. 105-116.

35. Касамара В.А. Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений // Журнал социологии и социальной антропологии // 2023. Т. 26, № 3. С. 201233.

36. Зубок Ю.А., Любутов А.С. Смысловое пространство реальности: структурная таксономия оснований саморегуляции взаимодействий в молодежной среде // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14, № 3. С. 167-181.

References

1. The President of the Russaian Federation. (2023) Vladimir Putin prinyal uchastie v plenarnoy sessii yubileynogo, XKh zasedaniya Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba "Valday" 5 oktyabrya 2023 g. [Vladimir Putin took part in the plenary session of the anniversary, the 20th meeting of the Valdai International Discussion Club. October 5, 2023]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/72444 (Accessed: 5th December 2023).

2. Aseeva, T.A. & Shashkova Ya.Yu. (2021) Perception of patriotism by schoolchildren of the Siberian federal district. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya -RUDN Journal of Political Science. 23(1). pp. 118-129. (In Russian). DOI: 10.22363/2313-14382021-23-1-118-129

3. Kasamara, V., Maksimenkova, M. & Sorokina, A. (2020) Russian students' perceptions of justice. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 4. pp. 20-30. (In Russian). DOI: 10.31857/S086904990010748-4

4. Zubok, Yu.A. & Seliverstova, N.A. (2022) Smyslovye komponenty obraza budushchego strany v predstavleniyakh molodezhi [Essential components of the image of the future of the country in the representations of the youth]. Nauka. Kul'tura. Obshchestvo. 28(4). pp. 56-74. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.5

5. Mareeva, S.V. (2018) Russian youth: Specifics of identities and values. In: Dwyer, T. et al. (eds) Handbook of the Sociology of Youth in BRICS Countries. Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte Ltd. pp. 233-252.

6. Gudkov, L., Zorkaya, N., Kochergina, E., Pipiya, K. & Ryseva, A. (2020) Russia's 'Generation Z': Attitudes and Values. [Online] Available from: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16134.pdf (Accessed: 5th December 2023).

7. Chuev, S.V., Timokhovich, A.N. & Grishaeva, S.A. (2017) Politicheskie tsennosti rossiyskoy molodezhi: materialy issledovaniya [Political values of Russian youth: Results of the study]. Vlast'. 25(11). pp. 54-60.

8. Selezneva, A.V. (2019) Conceptual and methodological foundations of political and psychological analysis of political values. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy Sociology and Political Science. 49. pp. 177-192. (In Russian). DOI: 10.17223/1998863X/49/18

9. Kuznetsov, I.M (2021) Foundations of Russians' value consolidation: traditionalism and renewal. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Studies. 8. pp. 93-102. (In Russian). DOI: 10.31857/S013216250014161-0

10. Perevezentsev, S.V., Puchnina, O.E., Strakhov, A.B. & Shakirova, A.A. (2021) On methodological principles of studying Russian basic traditional values. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya - Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 27(4). pp. 122-123. (In Russian). DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-4-113-133

11. Zubok, Yu.A. (2020) Molodezh': zhiznennye strategii v novoy real'nosti [Youth: life strategies in a new reality]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 3. pp. 4-12. (In Russian). DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1688

12. Zubok, Yu.A., Aleksandrova, O.A., Bulanova, M.B. et al. (2022) Samoregulyatsiya v molodezhnoy srede: tipologizatsiya i modelirovanie [Self-regulation in the youth environment: Typology and modeling]. Belgorod : OOO Epitsentr.

13. Perevezentsev, S.V. (2018) "Po ustroeniu dedny i otny": On the significance of traditionalism in Russian. Tetradipo konservatizmu - Essays on Conservatism. 3. pp. 245-262. (In Russian). DOI: 10.24030/24092517-2018-0-1 -243-254

14. Perevezentsev, S.V., Puchnina, O.E., Strakhov, A.B. & Shakirova, A.A. (2021) "The fatherland is not in geography...": On the evolution of traditional spiritual and political values of Russian civilization. Tetradi po konservatizmu - Essays on Conservatism. 3. pp. 263-283. (In Russian). DOI: 10.24030/24092517-2021-0-3-263-283

15. Perevezentsev, S.V., Puchnina, O.E., Strakhov, A.B. & Shakirova, A.A. (2021) "We rule from the Great Rurik...": on the issue of the formation of the common spiritual and political axiological complex "Russian Land - Russian State - Russian Realm". Tetradi po konservatizmu - Essays on Conservatism. 3. pp. 245-262. (In Russian). DOI: 10.24030/24092517-2021-0-3-245-262

16. Perevezentsev, S.V. & Ananiev, D.A. (2023) Axiological foundations of Russian statehood: "Truth" and "justice" in the domestic ideological and political discourse. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya - RUDN Journal of Political Science. 25(1). pp. 21-37. (In Russian). DOI: 10.22363/2313-1438-2023-25-1-21-37

17. Russian Federation. (2022) Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.11.2022 g. № 809 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey" [Decree No. 809 of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022, On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502. (Accessed: 5th December 2023).

18. Selezneva, A.V. & Tulegenova, D.D. (2022) "Traditional" and "New" in the value orientations of Russian youth: Results of the expert survey. Polilog/Polylogos. 6(2). (In Russian). DOI: 10.18254/S258770110020714-7

19. Panarin, A.S. (1998) Revansh istorii: rossiyskaya strategicheskaya initsiativa v XXI veke [Revenge of history: Russian strategic initiative in the 21st century]. Moscow: Logos.

20. Zdravomyslova, O.M. (2003) A new look at society? Changing ideas about power, justice and solidarity. Politiya. 1. pp. 34-51. (In Russian).

21. Selezneva, A.V. (2022) Politicheskaya moral' sovremennoy rossiyskoy molodezhi: tsennosti, predstavleniya, ustanovki [Political morality of modern Russian youth: values, representations, attitudes]. Nauchnyy rezul'tat. Sotsiologiya i upravlenie. 8(3). pp. 47-60. DOI: 10.18413/2408-93382022-8-3-0-4

22. Wciom.ru. (2023) P Patriotizm: monitoring [Patriotism: monitoring]. 11th April. [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring (Accessed: 5th December 2023).

23. Pivovarov, Yu.S. (2003) "Russkaya ideya": kul'turno-tsivilizatsionnye predposylki [The "Russian idea": Cultural and civilizational prerequisites]. In: Pivovarov, Yu., Timofeev, T. & Shmelev, N. (eds) Sintez tsivilizatsii i kul'tury. Mezhdunarodnyy al'manakh [The Synthesis of Civilization and Culture. International Almanac]. Moscow. RAS. pp. 62-103.

24. Evgenyeva, T.V., Selezneva, A.V., Skipin, N.S., & Tulegenova, D.D. (2023) Request for paternalism: The concept and value of state in the minds of Russian youth. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya - RUDN Journal of Political Science. 25(1). pp. 233-251. (In Russian). DOI: 10.22363/2313-1438-2023-25-1-233-251

25. Shashkova, Ya.Yu., Aseev, S.Yu. & Kazantsev, D.A. (2021) The youth of Siberian and Far East Federal Districts and their value-based perseptions of politics. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura - The Caspian Region: Politics, Economics, Culture. 2(67). pp. 39-50. (In Russian). DOI: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-039-050

26. Turkov, E.A. (2021) Paternalistic orientations of Russian students: political and psychological analysis. Polilog -Polylogos. 5(3). (In Russian). DOI: 10.18254/S258770110017317-0

27. Evgenieva, T.V. & Evgeniev, V.A. (2023) Political perceptions and values of the Russian youth in the context of their historical and cultural foundations. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 13(3). pp. 94-100. (In Russian). DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-94-100

28. World Values Survey. [Online] Available from: https://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp (Accessed: 5th December 2023).

29. Inglehart, R.F. & Baker, W. (2000) Modernization, Cultural Change and the Persistence of Traditional Values. American Sociological Review. 65. pp. 15-91.

30. Welzel, C. & Deutsch, F. (2016) The Diffusion of Values among Democracies and Autocracies. Global Policy. 7(4). pp. 563-570.

31. Latova, N.V. (2022) Socio-cultural values of Russian city dwellers: Modernisation vs traditionalism. Terra Economicus. 20(4). pp. 99-114. (In Russian). DOI: 10.18522/2073-6606-2022204-99-114

32. Evgenyeva, T.V. & Titov, V.V. (2017) Images of the past in Russian mass political consciousness: Mythological measurement. Politicheskaya nauka - Political Science. 1. pp. 120-137. (In Russian).

33. Khazikova, T. (2009) Personal responsibility as social and pedagogical phenomenon. Izvesti-ya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 6(40). pp. 36-40. (In Russian).

34. Andreeva, A.S. (2023) Three dimensions of adulthood: Freedom, responsibility, and care. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Studies. 7. pp. 105-116. (In Russian). DOI: 10.31857/S013216250023698-0

35. Kasamara, V. (2023) Multifaceted patriotism: From concept to research on youth representations. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii - The Journal of Sociology and Social Anthropology. 26(3). pp. 201-233. (In Russian). DOI: 10.31119/jssa.2023.26.3.8

36. Zubok, Yu.A. & Lyubutov, A.S. (2021) Semantic space of reality: structural taxonomy of the foundations of selfregulation of interactions in the youth environment. Ekonomicheskie i sotsial'nye

peremeny: fakty, tendentsii, prognoz - Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 14(3). pp. 167-181. (In Russian). DOI: 10.15838/esc.2021.3.75.10

Сведения об авторе:

Селезнева А.В. - доктор политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия); главный научный сотрудник Научно-проектного отдела Научно-инновационного управления Государственного академического университета гуманитарных наук (Москва, Россия). E-mail: ntonina@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Selezneva A.V. - Dr. Sci. (Political Science), associate professor of the Department of Sociology and Psychology of Politics, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation); chief researcher of the Scientific and Project Department of the Scientific and Innovation Directorate of the State Academic University for the Humanities (Moscow, Russian Federation). E-mail: ntonina@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.12.2023; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 04.03.2024

The article was submitted 07.12.2023; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 04.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.