Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И НАСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И НАСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
806
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ОРИЕНТАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич, Найденова Людмила Ивановна, Розенберг Наталья Владимировна

Актуальность и цели. Проблемы формирования политических ценностей молодежи представляют значительный научный интерес, прежде всего в силу того, что от формирования ценностей этой большой группы во многом зависит, как пойдет становление гражданского общества, в какие социальные слои и группы войдут разные группы молодежи, каким будет их социальное поведение в дальнейшем. Цель работы - исследование особенностей современного состояния и тенденций развития политических ценностей и настроений современной молодежи. Материалы и методы. В качестве материалов использованы результаты исследования общественного мнения преподавателей вузов в 22 городах РФ о социальной деятельности в регионе (2021 г., n = 850), проводимого по инициативе Ульяновского государственного технического университета, а также вторичный анализ материалов исследования Левада-центра и результатов исследования политических ценностей молодежи Пензенской области (2021 г., n = 654). Метод - анкетный опрос по репрезентативным выборкам. Результаты. Выявлено, что для политических ценностей современной российской молодежи характерны такие особенности состояния, как недостаточная включенность в социальные связи и незавершенная интегрированность в общество. Выводы. Современная молодежь в своих политических оценках и мнениях чаще всего ориентируется на блогеров, интернет-знаменитостей, а также на друзей, сверстников, знакомых, и это имеет большое влияние на формирование их ценностей и гражданских позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич, Найденова Людмила Ивановна, Розенберг Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL VALUES AND MOODS OF MODERN YOUTH

Background. The formation issues of youth’s political values are of considerable scientific interest and, first of all, due to the fact that the formation of values of this large group depends on how the formation of civil society will go, which social strata and groups will include different groups of young people, what their social behavior will be in the future. The purpose of the work is to study the features of the current state and trends in the development of political values and attitudes of modern youth. Materials and methods. The materials used are the results of studies of public opinion of university teachers in 22 cities of the Russian Federation on social activities in the region (2021, n = 850), conducted on the initiative of the Ulyanovsk State Technical University, as well as a secondary analysis of the materials of the Levada Center study and the results of the study of political values of the Penza region’s youth (2021, n = 654). Method - questionnaire survey on representative samples. Results. It is revealed that the political values of modern Russian youth are characterized by such features of the state as insufficient involvement in social ties and incomplete integration into society. Conclusions. Modern youth in their political assessments and opinions are most often guided by bloggers, Internet celebrities, as well as friends, peers, acquaintances, and this has a great influence on the formation of their values and civic positions.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И НАСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316

doi:10.21685/2072-3016-2021-4-4

Политические ценности и настроения современной молодежи Ш. Г. Сеидов1, Л. И. Найденова2, Н. В. Розенберг3

1,2,3Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1pgu-gpd@yandex.ru, 2linajdenova@yandex.ru, 3elya@sura.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Проблемы формирования политических ценностей молодежи представляют значительный научный интерес, прежде всего в силу того, что от формирования ценностей этой большой группы во многом зависит, как пойдет становление гражданского общества, в какие социальные слои и группы войдут разные группы молодежи, каким будет их социальное поведение в дальнейшем. Цель работы - исследование особенностей современного состояния и тенденций развития политических ценностей и настроений современной молодежи. Материалы и методы. В качестве материалов использованы результаты исследования общественного мнения преподавателей вузов в 22 городах РФ о социальной деятельности в регионе (2021 г., n = 850), проводимого по инициативе Ульяновского государственного технического университета, а также вторичный анализ материалов исследования Левада-центра и результатов исследования политических ценностей молодежи Пензенской области (2021 г., n = 654). Метод - анкетный опрос по репрезентативным выборкам. Результаты. Выявлено, что для политических ценностей современной российской молодежи характерны такие особенности состояния, как недостаточная включенность в социальные связи и незавершенная интегрированность в общество. Выводы. Современная молодежь в своих политических оценках и мнениях чаще всего ориентируется на блогеров, интернет-знаменитостей, а также на друзей, сверстников, знакомых, и это имеет большое влияние на формирование их ценностей и гражданских позиций.

Ключевые слова: ценности, ориентации, политические ценности, молодежь, российские регионы, социальное поведение

Благодарности: авторы глубоко благодарны доктору социологических наук, профессору О. В. Шиняевой (Ульяновский государственный технический университет) и доктору социологических наук, доценту Л. В. Рожковой (Пензенский государственный университет) за разрешение воспользоваться результатами проведенных исследований для подготовки данной статьи.

Для цитирования: Сеидов Ш. Г., Найденова Л. И., Розенберг Н. В. Политические ценности и настроения современной молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 38-46. doi: 10.21685/ 2072-3016-2021-4-4

Political values and moods of modern youth

Sh.G. Seidov1, L.I. Naydenova2, N.V. Rozenberg3

1,2,3Penza State University, Penza, Russia 1pgu-gpd@yandex.ru, 2linajdenova@yandex.ru, 3elya@sura.ru

Abstract. Background. The formation issues of youth's political values are of considerable scientific interest and, first of all, due to the fact that the formation of values of this large

© Сеидов Ш. Г., Найденова Л. И., Розенберг Н. В., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

group depends on how the formation of civil society will go, which social strata and groups will include different groups of young people, what their social behavior will be in the future. The purpose of the work is to study the features of the current state and trends in the development of political values and attitudes of modern youth. Materials and methods. The materials used are the results of studies of public opinion of university teachers in 22 cities of the Russian Federation on social activities in the region (2021, n = 850), conducted on the initiative of the Ulyanovsk State Technical University, as well as a secondary analysis of the materials of the Levada Center study and the results of the study of political values of the Penza region's youth (2021, n = 654). Method - questionnaire survey on representative samples. Results. It is revealed that the political values of modern Russian youth are characterized by such features of the state as insufficient involvement in social ties and incomplete integration into society. Conclusions. Modern youth in their political assessments and opinions are most often guided by bloggers, Internet celebrities, as well as friends, peers, acquaintances, and this has a great influence on the formation of their values and civic positions.

Keywords: values, orientations, political values, youth, russian regions, social behavior

Acknowledgments: the authors are deeply grateful to professor O.V. Shinyaeva, doctor of sociological sciences (Ulyanovsk State Technical University) and associate professor L.V. Rozhkova, doctor of sociological sciences (Penza State University) for the permission to use the results of the research for the preparation of this article.

For citation: Seidov Sh.G., Naydenova L.I., Rozenberg N.V. Political values and moods of modern youth. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestven-nye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;(4):38-46. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2021-4-4

Активность молодежи по отношению к политическим процессам, причины политического поведения и связанного с ним типа социального поведения, ценностные ориентации и интересы молодого поколения имеют большое значение для развития современных социальных процессов в обществе. Формирование политических ценностей молодежи является значимой проблемой, поскольку в дальнейшем эти ценности влияют на социальное поведение молодежи и ее участие в жизни страны. Молодежь как многочисленная социально-демографическая группа современного российского общества достаточно активна, но чтобы направить эту активность в нужное русло, важно регулировать ее социальное поведение со стороны государства, пропаганды СМИ, политических партий.

Об интересе социологов свидетельствуют монографические работы, посвященные формированию ценностных ориентаций российской молодежи в аспекте реализации государственной молодежной политики [1], а также многолетние исследования социологов Института социологии РАН [2] и многочисленные опросы молодежи, проводимые центрами исследования общественного мнения (ВЦИОМ [3], Левада-центром [4]), и проекты с обсуждением результатов исследований на круглых столах [5].

Мировоззрение молодежи непрерывно меняется под влиянием политических тенденций и действующего курса государства. Для определения сущности политических ценностей обратимся к определению ценностей, которое дает К. Клакхон, поскольку оно исчерпывающе отражает суть любых ценностей. Согласно К. Клакхону, ценности - это осознанное или неосознанное характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых)

с учетом возможных средств и способов действия [6, p. 395]. В политические ценности входят политические убеждения и цели человека или всего социума, которые формируются под воздействием разных факторов (объективных, общественных, институциональных и субъективных, личностных).

Молодежь современного российского общества по своим социологическим признакам отличается от предыдущих поколений. Это отличие прослеживается прежде всего в ее стремлении к самореализации и свободе выбора, а также в восприятии жизненного пути. Главным показателем успеха в жизни является стремление к материальным ценностям и обладание ими. Это усиленно поддерживают и масс-медиа. Новое поколение родилось и росло в эпоху относительной доступности большинства товаров, сравнительной социально-экономической стабильности, и в итоге у него это вызвало неоправданную самоуверенность.

Еще в 2011-2012 гг. социологи Томского государственного университета проводили исследование особенностей политического сознания российской молодежи в 45 регионах (субъектах РФ) с применением анкетного опроса по репрезентативной выборке, методики Р. Инглхарта и метода прямого ранжирования (п = 1155) [7]. По результатам их исследования был сделан вывод о том, что для политических представлений молодежи характерны фрагментарность, познавательная упрощенность, скудость информации, шаблонность суждений и стереотипность политических представлений. Субъективными факторами таких особенностей следует назвать возраст, малый опыт участия в политической жизни страны, в социально-политических отношениях. Кроме того, хотя политические представления части молодежи сформировались под влиянием изучения гуманитарных предметов в системе образования, но все же больше отражают официальные идеологические штампы, передаваемые средствами массовой информации.

Результаты опроса российских социологов (С. В. Чуев и др.) свидетельствуют, что 5 % молодых людей в России считают, что они мало включены в общественные взаимосвязи, слабо закреплены в социуме, и на этом основании считают, что в нашей стране их возможности самореализации личности очень ограничены. Возможно, в дальнейшем именно на этой основе у части молодежи незавершенность достижения целей в своих интересах превратится в стремление к протестным действиям [8]. Результаты исследования показали, что молодежь умеренно или слабо интересуется политическими взаимоотношениями, хотя политические взаимоотношения составляют неотъемлемую часть образа жизни социума. Но при этом лишь малая часть молодежи выразила готовность отстаивать свои ценности, убеждения, идеалы, и прежде всего это такие ценности, которые определяют личностный и социальный комфорт. Молодежь ориентируется на перемены, но склонна не к постепенным преобразованиям, а к резким качественным сдвигам [8, с. 59]. Поэтому возникает вероятность угрозы социальной стабильности общества, если в нем объединяется достаточно большая по численности группа молодежи, имеющая социальные проблемы и готовая к политической активности.

С этими результатами согласуются и результаты исследования политических ценностей молодежи Пензенской области (2021 г., п = 654, проведено под руководством Л. В. Рожковой). Так, наиболее важными политическими ценностями для молодежи являются права человека, свобода, безопасность, законность (рис. 1).

40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ права человека 35,87

□свобода 29,05

□ безопасность 27,52

□ законность 24,16

Рис. 1. Политические ценности молодежи Пензенской области, в процентах, п = 654, многовариантные ответы

Ответы на вопрос о том, какая цель может стоять перед нашей страной как наиболее важная в течение ближайших 10 лет, косвенным образом позволяют получить информацию о степени активности молодежи, поскольку к вопросу были подобраны ответы таким образом, чтобы отразить и вероятность возможных действий, и интересы, намерения, мотивы к действиям самой молодежи. Все это в итоге определяет выбор политических ценностей. 10,4 % респондентов видят в качестве главной цели построение гражданского общества. Больше половины молодых людей (57,8 %) уверены в том, что главной целью является стабильная экономика, а 32,72 % - обеспечение прав и свобод личности. Полученные результаты, вероятно, связаны с ожиданием того, что наконец будут удовлетворены потребности, прежде всего материального характера, а также они могут быть интерпретированы как выбор в пользу протеста, если не будут удовлетворены необходимые материальные, духовные и личностные потребности.

По данным исследования, около половины опрошенных выбрали очень условное отношение к соблюдению законов. Они согласны с тем, что законы надо соблюдать, даже если они уже не соответствуют действительности, но при условии, если их соблюдают сами представители власти (45,26 %). Это потенциальные носители протестного поведения в разных его формах, а также источники формирования отрицательного отношения к закону в обществе.

С этим согласуются и ответы молодежи на вопрос об удовлетворенности проводимой политикой. 34,25 % респондентов скорее не удовлетворены этой политикой, и 21,71 % - полностью удовлетворены. Возможно, в этом заключаются предпосылки отрицательного отношения к закону.

Из всех опрошенных 68,5 % не считают себя приверженцами определенных политических взглядов и принципов, остальные 31,5 % относят себя к таковым. Чаще всего респонденты выбирали следующие политические предпочтения: сочетание различных идей, но избегание крайностей (центристы) - 21,71 % и демократы - 17,74 %. Остальные предпочтения (социалисты, консерваторы, радикалы, коммунисты, анархисты и др.) выбирают значительно меньше респондентов, что позволяет говорить о размытости политических предпочтений современной молодежи. Примечательно, что, несмотря на определенное отношение к проводимой политике и интерес к общественной жизни, немалые доли респондентов либо не являются сторонниками

идейно-политических течений вообще (18,04 %), либо еще не определились в своем выборе (14,98 %).

Рассматривая политические ценности молодежи, необходимо обратиться к анализу факторов, оказывающих влияние на их формирование и развитие. Так, по результатам исследования среди преподавателей вузов, проведенного в 22 городах РФ в сентябре 2021 г. (п = 850) под руководством О. В. Шиняевой (Ульяновский государственный технический университет), было установлено, что только немногие преподаватели-гуманитарии из тех, кого знают сами респонденты, могут сильно влиять на формирование жизненных ценностей и представлений студентов (66 %). И только 17 % респондентов знают немало таких преподавателей-гуманитариев. По мнению многих респондентов, больше всего преподаватели социально-гуманитарных дисциплин должны заниматься гражданским и социальным воспитанием студентов в вузе (48 %). При этом большая роль отводится кураторам групп (38 %). Однако следует не согласиться с точками зрения респондентов. В вуз приходит человек с уже сформировавшимися ранее ценностями, мировоззрением, отношением к жизни. Они трудно поддаются изменениям, поскольку уже пройден основной возраст, когда закладываются основы мировоззрения как отношения к окружающему миру, к труду и к другим людям. Кроме того, современные СМИ, смартфоны, планшетные компьютеры ежедневно настолько «забивают» сознание молодежи разной информацией (большей частью развлекательного и потребительского характера), что для направленного воспитания или изменения мировоззрения уже не остается места. А переход на дистанционное обучение еще и позволяет создавать только видимость присутствия на занятиях и, возможно, значительно снижает мотивацию студентов к обучению. Поэтому преподаватели отмечают, что сами они далеко не всегда являются лидерами мнений для своих студентов, а чаще всего являются такими лидерами только по некоторым вопросам (66 %) и вообще молодежь сегодня мало прислушивается к мнению взрослых (15 %). Наиболее сильное влияние на ценности и поведение студентов, по мнению респондентов, оказывают следующие темы в общении с преподавателями: свобода выбора, способы выражения личного мнения (33 %), кино как форма культурного развития (27 %), место отдельных людей в обществе, их права и обязанности (24 %).

По мнению респондентов, современные студенты ориентируются при формировании своих ценностей и гражданских позиций чаще всего на блоге-ров, интернет-знаменитостей, а также на друзей, сверстников, знакомых (каждая группа - по 75 %), и лишь 19 % респондентов считают, что примерами служат преподаватели социально-гуманитарных или других дисциплин. И это не случайно. По мнению респондентов, очень высокое значение для формирования позиций лидера мнений среди молодежи имеют хорошее знание молодежи, ее проблем (35 %), а также авторитетность и эрудиция (28 %) и профессия, успехи в ней (26 %). Над имиджами и выступлениями в Интернете неплохо работают специально подготовленные люди, которые, как видно, хорошо знают и умеют использовать социально-психологические закономерности общения, в том числе в виртуальном мире.

И все-таки привлечение общественного внимания к своим проблемам может создать возможности для регулируемого воздействия на формирование политических ценностей молодежи. По мнению опрошенных, к мерам,

которые могут повысить гражданскую активность студентов, больше всего относятся следующие: внимание к проблемам молодежи со стороны органов власти (69 %), вовлечение студентов в проекты решения актуальных местных проблем (69 %), а также использование интерактивных каналов для диалога с молодежью (36 %) и организация специальных курсов, дискуссионных площадок в вузе (38 %).

Результаты исследования ценностей, ориентаций и участия в политической жизни российской молодежи, проведенного социологами Левада-центра в 2018-2019 гг. в Москве и других российских городах методом фокус-групп, подтверждают низкий интерес молодежи к политике. По сравнению со старшими возрастными группами, молодежь в два раза меньше интересуется политическими событиями и вопросами, которые можно обсуждать с друзьями и знакомыми, а также в три раза меньше участвует в голосовании на выборах. Интерес к участию в политической жизни социума активнее проявляется примерно к 30 годам. Политические взгляды большинства опрошенной молодежи, как считают исследователи, еще можно охарактеризовать как формирующиеся, для большинства респондентов характерно некритическое восприятие, т.е. конформизм в отношении представлений и взглядов («как у своих сверстников и у старшего поколения»). Но если более старшее поколение менее подвержено влиянию интерпретаций, которые задают СМИ, то представления сверстников скорее относятся к социально-психологическому явлению конформизма, когда нельзя проявлять взгляды и оценки, значительно отличающиеся от мнения группы или наиболее авторитетных членов группы. И далеко не вся молодежь может критически проанализировать эти оценки и представления [4].

По результатам исследования Левада-центра прослеживается и то, что молодежь не составляет самую протестно настроенную часть российского социума. В целом многие респонденты довольны своей жизнью, и немалая часть из них лояльно относится к существующему политическому режиму. Это подтверждает и количественное участие молодежи в недавних акциях протеста. Например, немалая часть молодежи активно участвовала в акциях протеста 2017 и 2019 г. в Москве. Но возрастная группа молодежи составляла заметную, хотя и не самую большую группу во время выступлений против войны на Украине, маршей памяти Бориса Немцова, митинга против реновации в Москве. И молодежь почти не участвовала в протестных выступлениях обманутых вкладчиков, трудовых протестах, например в забастовках врачей, учителей [4].

Причина такого отношения к политической жизни и расстановки политических ценностей, по мнению исследователей Левада-центра, в низкой компетентности молодежи по вопросам политики.

Необходимо выделить и роль патриотизма в сознании молодежи. Проведенное Н. А. Тырновой социологическое исследование политических ценностей и ориентаций молодежи в 2014 г. показало, что большая часть респондентов считает себя патриотами своей страны, понимает настоящее значение слова «патриот». Но это сочетается с малой политической активностью, равнодушием, что указывает на неустойчивое состояние системы ценностей молодежной социально-демографической группы [9].

Следует согласиться с мнением исследователей, которые считают, что по критериям ценностного состояния современное российское общество можно отнести к обществам с частичной аномией. Это означает, что определяющее значение имеет несогласованность разноуровневых ценностей в социуме: ценностей, характерных для уровня производителей ценностей и смыслов (это политические партии, политическая элита), и ценностей, характерных для уровня потребителей ценностно-идеологических продуктов (это граждане, представители социума) [10].

Можно сделать вывод о том, что для немалой части молодежи характерно скорее пассивное отношение к политике, к социально-политическим отношениям и проявляется отчетливая направленность на свои собственные интересы. Но в последние годы, по сравнению с предыдущими, наблюдается рост протестной активности молодежи. Это больше проявляется в новых способах мобилизации социального поведения, при которых важную роль играет Интернет как главный «поставщик» информации и формирователь общественного мнения. И в политических ориентациях большей части молодежи заметна нечеткость политических позиций, а политические ценности еще не до конца сформированы, что объясняется не всегда критическим восприятием других мнений и неумением анализировать происходящие события, факты и сами эти мнения.

Как справедливо отмечают исследователи Левада-центра, в молодежной среде на массовом уровне происходит быстрое включение в социальные коммуникации с помощью Интернета и отчасти уменьшается интерес к телевидению как к источнику информации и своеобразному выразителю сформированного общественного мнения (хотя в малых городах молодежь еще предпочитает телевизор Интернету) [4].

Смысл ценностных категорий должна раскрывать система политических представлений. А эта система достаточно эклектичная, но в ней не просматривается система или хотя бы типология. Поэтому политические ценности все взаимосвязаны, а их содержание неопределенно и нечетко, размыто. Ценность справедливости является наиболее неоднозначной по смыслу, но это скорее может быть проявлением своеобразного «юношеского максимализма», чем зрелого суждения, для которого молодежи пока недостаточно жизненного опыта.

Большинство политических ценностей, которые выбирает молодежь, направлены на поведение по отношению к внешнему миру, к окружающим людям и обществу, но установка к действию (участие в политических партиях, организациях, массовых действиях) оказывается недостаточно высокой или вообще низкой. Реализатором этих ценностей и действий, по мнению опрошенной молодежи, должно выступать государство, а не сама молодежь. В этом проявляется патерналистская ориентация, которая всегда была характерной для политической культуры российского социума. Молодежь ждет от государства обеспечения безопасности, законности и порядка, защиты своих прав и свобод, гарантии условий для личностной самореализации.

Формирование политических ценностей российской молодежи происходит в противоречивых условиях и под влиянием разнонаправленных факторов. Поэтому еще можно воздействовать на содержание ценностных ори-ентаций молодежи, но кардинально изменить их систему уже нельзя. И в работе с молодежью необходимо опираться на значимые для нее ценности,

использовать их для определения эффективных направлений и форм образовательно-воспитательной и социально-политической деятельности. Формирующая работа может быть наиболее эффективной только в отношении самой молодой части - школьников-старшеклассников.

Список литературы

1. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования : монография. М. : Изд. дом ГУУ, 2017. 131 с.

2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований. М. : ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с. doi:10.19181/monogr. 978-5-89697-325-6.2020

3. Молодежь ломает стереотипы // ВЦИОМ. 2018. 22 марта. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/molodezh-lomaet-stereotipy (дата обращения: 10.10.2021).

4. Ценности, ориентации и участие в политической жизни российского молодого поколения // Левада-центр. 2020. 30 июня. URL: https://www.levada.ru/2020/06/30/ tsennosti-orientatsii-i-uchastie-v-politicheskoj-zhizni-rossijskogo-molodogo-pokoleniya (дата обращения: 10.10.2021).

5. Круглый стол «Российская молодежь в государстве и обществе: социокультурное и политико-психологическое измерения» // Полилог/Polylogos. 2020. № 4. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s258770110013200-2-1/7readeFY (дата обращения: 11.10.2021).

6. Kluckholn C. Values and Value-Orientations in the Theory of Action: An Exploration in Definition and Classification // Toward a General Theory of Action / eds.: T. Parsons, A. Shils. New York : Harper and Row, 1965. Р. 388-433.

7. Селезнева А. В. Социокультурные особенности и идентификационный потенциал // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11, № 3. С. 20-30.

8. Чуев С. В., Тимохович А. Н., Гришаева С. А. Политические ценности российской молодежи: результаты исследования // Власть. 2017. № 11. С. 55-60.

9. Тырнова Н. А., Зулькорнеева Л. И., Исагалиева А. С. Особенности формирования политических ценностей и ориентаций молодежи // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 757-760.

10. Серова А. И. Противоречия политических ценностей современной молодежи мегаполиса. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/81726/1/978-5-91416-007-1_2016-331.pdf (дата обращения: 11.10.2021).

References

1. Tsennostnye orientatsii rossiyskoy molodezhi i realizatsiya gosudarstvennoy molodezh-noy politiki: rezul'taty issledovaniya: monografiya = Value orientations of Russian youth and the implementation of state youth policy: research results: monograph. Moscow: Izd. dom GUU, 2017:131. (In Russ.)

2. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh' Rossii v zerkale sotsiologii: k itogam mnogo-letnikh issledovaniy = The youth of Russia in the mirror of sociology: to the results of many years of research. Moscow: FNISTs RAN, 2020:688. (In Russ.). doi:10.19181/ monogr.978-5-89697-325-6.2020

3. Youth breaks stereotypes. VTsIOM = All-Russian Center for the Study of Public Opinion. 2018, 22 March. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/molodezh-lomaet-stereotipy (accessed 10.10.2021).

4. Values, orientations and participation in the political life of the Russian young generations. Levada-tsentr = Levada Center. 2020, 30 June. (In Russ.). Available at: https:// www.levada.ru/2020/06/30/tsennosti-orientatsii-i-uchastie-v-politicheskoj-zhizni-rossijsko go-molodogo-pokoleniya (accessed 10.10.2021).

5. Round table "Russian youth in the state and society: socio-cultural and political-psychological dimensions". Polilog/Polylogos. 2020;(4). (In Russ.). Available at: https://arxiv. gaugn. ru/s258770110013200-2-1/?reader=Y (accessed 11.10.2021).

6. Kluckholn C. Values and Value-Orientations in the Theory of Action: An Exploration in Definition and Classification. Toward a General Theory of Action. New York: Harper and Row, 1965:388-433.

7. Selezneva A.V. Sociocultural features and identification potential. Obshchestvo. Kom-munikatsiya. Obrazovanie = Society. Communication. Education. 2020;11(3):20-30. (In Russ.)

8. Chuev S.V., Timokhovich A.N., Grishaeva S.A. Political values of Russian youth: research results. Vlast' = Authority. 2017;(11):55-60. (In Russ.)

9. Tyrnova N.A., Zul'korneeva L.I., Isagalieva A.S. Features of the formation of political values and orientations of youth. Molodoy uchenyy = Yound scientist. 2014;(3): 757-760. (In Russ.)

10. Serova A.I. Protivorechiya politicheskikh tsennostey sovremennoy molodezhi megapoli-sa = Contradictions of political values of modern youth of the metropolis. (In Russ.). Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/81726/1/978-5-91416-007-1_2016-331. pdf (accessed 11.10.2021).

Информация об авторах I Information about the authors

Шахрутдин Гаджиалиевич Сеидов доктор политических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: pgu-gpd@yandex.ru

Shakhrutdin G. Seidov

Doctor of political sciences, associate

professor, professor of the sub-department

of state and law disciplines, Penza State

University (40 Krasnaya street, Penza,

Russia)

Людмила Ивановна Найденова

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: linajdenova@yandex.ru

Lyudmila I. Naydenova

Doctor of sociological sciences, professor ,

professor of the sub-department

of sociology and staff management, Penza

State University (40 Krasnaya street, Penza,

Russia)

Наталья Владимировна Розенберг доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: elya@sura.ru

Natal'ya V. Rozenberg Doctor of philosophical sciences, associate professor, head of the sub-department of philosophy and social communications, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 05.09.2021

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 18.11.2021 Принята к публикации / Accepted 05.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.