Научная статья на тему 'Политические ритуалы как психологический механизм управления процессом политической социализации'

Политические ритуалы как психологический механизм управления процессом политической социализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
454
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / POLITICAL SOCIALIZATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧ НОСТЬ / POLITICAL IDENTITY / ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ / POLITICAL MYTH / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИТУАЛ / POLITICAL RITUAL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крымчанинова Марина Владимировна

Среди множества конкурирующих целенаправленных или стихийных потоков политической социализации граждане отдают предпочтения тем, которые тесно связаны с социальным консенсусом, то есть с конвенциональ ными для группы или общества интерпретациями социальной реальности. Социальный консенсус формируется на основе универсальных понятий, при нимаемых прежде всего в результате усвоения мифологических систем, а не в процессе научного и философского рационального познания. Одним из методов постижения и присвоения той или иной мифологической системы является ритуал. Политический миф и политический ритуал, воспроизводящий основной сюжет и идеи этого мифа, составляют мировоззренческое, функциональное и структурное единство, являя собой оба аспекта политической культуры теоретический и практический. Чтобы эффективно влиять на процессы политической социализации, политической системе и политическим акторам необходимо предложить обществу целостную систему политических ритуа лов, назначение которых соединить оба основных механизма политической социализации: стихийную и целенаправленную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Rituals as a Psychological Mechanism of the Management of the Political Socialization Process

Among the many competing streams of political socialization, both the inten tionally designed and those that occur naturally, people tend to give preference to those that are closely linked to the social consensus, i.e. those with a conventional interpretation of social reality for a group or society. Social consensus is formed not in the rational processes of scholarly or philosophical cognition, but on the basis of universal concepts accepted primarily as a result of adopting mythological systems. One of the methods of understanding and appropriating one or another mythological system is that of the ritual. Political myth and the political ritual that reproduces the main plot and ideas of this myth, constitute an ideological, functional and structural unity, representing both aspects of political culture theoretical and practical. To effectively influence the process of political socialization, the political system and political actors must offer society a holistic system of political rituals, the purpose of which is to connect both main mechanisms of political socialization, the spontaneous and the premeditated.

Текст научной работы на тему «Политические ритуалы как психологический механизм управления процессом политической социализации»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 2

М.В. Крымчанинова

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Среди множества конкурирующих целенаправленных или стихийных потоков политической социализации граждане отдают предпочтения тем, которые тесно связаны с социальным консенсусом, то есть с конвенциональными для группы или общества интерпретациями социальной реальности. Социальный консенсус формируется на основе универсальных понятий, принимаемых прежде всего в результате усвоения мифологических систем, а не в процессе научного и философского рационального познания. Одним из методов постижения и присвоения той или иной мифологической системы является ритуал. Политический миф и политический ритуал, воспроизводящий основной сюжет и идеи этого мифа, составляют мировоззренческое, функциональное и структурное единство, являя собой оба аспекта политической культуры — теоретический и практический. Чтобы эффективно влиять на процессы политической социализации, политической системе и политическим акторам необходимо предложить обществу целостную систему политических ритуалов, назначение которых — соединить оба основных механизма политической социализации: стихийную и целенаправленную.

Ключевые слова: политическая социализация, политическая идентичность, политический миф, политический ритуал.

«Ритуал — крылья власти».

Восточная пословица

Политическая социализация представляет собой процесс восприятия и усвоения человеком политических представлений, ценностей и установок, приводящий к готовности индивида следовать определенным политическим нормам и традициям, а также принять на себя исполнение тех или иных политических ролей. Значимость политической социализации в жизни общества сложно переоценить: с одной стороны, степень социализации индивида характеризует эффективность политической системы и ее институтов по введению во внутреннюю структуру личности основ доминирующей политической культуры с присущим ей набором политико-мировоззренческих ориентаций и стандартов политического поведения, с другой стороны, она характеризует индивида как субъекта социума, включенного

в различные формальные и неформальные социальные группы, его индивидуальные и групповые политические ориентации, способность усваивать предлагаемые властью политические идеи и правила политического поведения. Другими словами, именно уровень политической социализации отражает как меру готовности общества в целом участвовать в политических процессах, так и возможность отдельного человека включиться в политическую систему, исполнять определенные политические функции.

Таким образом, политическая социализация и политическое рекрутирование представляют собой две тесно взаимосвязанные функции политической системы, обеспечивающие участие граждан в политической жизни. Вместе с тем процесс политической социализации носит первичный характер по отношению к политическому рекрутированию, создавая базовые условия для приобщения к политической культуре, освоению политических представлений, норм и ценностей. Чем больше индивидов разделяют основные принципы, на которых базируется политическая система, тем более продуктивно взаимодействие власти и общества (т.е. власть адекватно реагирует на потребности граждан, а граждане активно включены в политическую жизнь), выше эффективность политической системы и стабильнее государство в целом.

Конечно, роль политической социализации — не только в поддержании стабильности существующей политической системы, но и в возможности более быстрой адаптации к изменениям, происходящим в экономике, геополитике, массовом политическом сознании. Причем индивид (или группа) может принимать или не принимать существующие формы и нормы (стандарты) поведения, разделять или не разделять философию, ценности и цели политической системы. Соответственно выделяются четыре типа политического поведения индивида в зависимости от степени его политической социализации: 1) «Человек системы», «Патриот»; 2) «Приспособленец», «Конформист»; 3) «Оригинал», «Инноватор»; 4) «Оппозиционер», «Маргинал» (табл. 1).

Преобладание в обществе людей, ориентированных на тот или иной тип включения в политическую систему, существенно влияет на все политические процессы, прежде всего на тип политической культуры, степень ее однородности, репертуар исполняемых политических ролей и наличие или отсутствие политических конфликтов. В свою очередь общество, являющееся носителем определенной политической культуры, рекрутирует индивидов, придерживающихся соответствующего типа политического поведения, и требует от них исполнения соответствующих политических ролей, тем самым создавая условия для формирования управляющего слоя, политической элиты. По мнению Г. Моска и В. Парето, когда способность к

Таблица 1

Матрица типов включения человека в политическую систему1

Отношение к нормам политического поведения

приемлет не приемлет

Отношение к политическим ценностям разделяет «Человек системы», «Патриот» «Оригинал», «Инноватор»

не разделяет «Приспособленец», «Конформист» «Бунтарь», «Маргинал»

рекрутированию ослабевает, снижается эффективность политической системы в целом, начинается ее стагнация, происходит кризис власти, в результате чего правящая элита приходит к вырождению и неизбежно сменяется новой элитой2.

Существует два основных механизма политической социализации:

1) целенаправленный — через ориентированных на выполнение данной функции агентов социализации (семья, система образования, общественные и политические институты, церковь, политические партии и общественные движения);

2) стихийный — путем ежедневного взаимодействия с текущей политической практикой, воспринимаемой человеком непосредственно или через средства массовых коммуникаций, образы, задаваемые рекламой, средства искусства, референтные лица и группы.

Активность разнообразных социальных групп и стоящих за ними институтов, объединений, субкультурных норм и идеалов способствует возникновению в обществе многообразных состязательных потоков социализации. Таким образом, индивид формирует свои взгляды, предпочтения, отношение к политике на пересечении всех этих конкурирующих друг с другом потоков, для которых характерны собственные приоритеты в толковании политических ценностей и поведенческих стандартов3. Авторитет и эффективность влияния каждого из этих потоков зависит от многих факторов, в том числе — от непротиворечивости информации, исходящей от каждого из источников.

Таким образом, разделяемость гражданами ценностей и норм политической культуры тесно связана с социальным консенсусом, под которым понимаются принятые в той или иной группе/обществе

1 Крымчанинова М.В. Мифы как информационный ресурс управления современными компаниями // Информационные войны. 2012. № 1 (21). С. 32-40.

2 Подробнее см.: Ашин Г.К. Курс истории элитологии. М., 2003.

3 Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2004. С. 393.

схемы интерпретации социальной реальности, являющиеся конвенциональными значениями, иначе говоря, договорами относительно интерпретации тех или иных результатов процесса социального познания.

Культурантропологи показали, что в каждой культуре существуют универсальные понятия относительно времени, пространства, судьбы, отношения частей к целому, причин кризисов и изменений, происхождения власти и желаемого образа лидера, природы человека, его активности и взаимоотношений с вышестоящими силами и другими членами сообщества и др.4 Будучи связаны между собой в культурные паттерны, они образуют «сетку координат», используемую членами сообщества при восприятии реальности и построении образа мира, образа среды, образа времени, образов своей и чужой группы, образа Я. Употребление конвенциональных значений ведет к тому, что информация в значительной степени не перепроверяется, а сразу принимается, так как слишком велика опора на сложившийся в данной культуре социальный консенсус.

Естественно, при определенных условиях может наступать «слом» социального консенсуса, и тогда это означает, по выражению Т. Куна, «выход в другой когнитивный мир»5: после перехода к новой парадигме возникает иное — новое — видение мира. Собственно этот процесс и происходит при трансформации политической культуры, что приводит к смене общественно-политической формации. Причем как только возникает несогласие со старым конвенциональным значением, немедленно образуется новый консенсус, вырабатываемый посредством социальных коммуникаций.

Как же в обществе вырабатывается социальный консенсус, лежащий в основе любой политической культуры и определяющий процесс политической социализации?

Некоторые особенности мифологического мышления имеют тенденцию сохраняться в массовом сознании наряду с элементами подлинного философского и научного знания. Одним из первых к этой проблематике обратился К.-Г. Юнг, выдвинувший идею о существовании более глубинного и несравненно более важного слоя психики, названного им коллективным бессознательным, содержимое которого составляют мифы и верования. «...Феномен мифологизации реалий окружающего мира необходим человеку для обретения целостности как результата согласованного функционирования глубинного уровня психики и сознания, внутреннего и внешнего, социального и индивидуального, реального и идеально-

4 Mauss M. Sociologie et anthropologie. Paris, 1950.

5 Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

го, прошлого и будущего, являющихся продуктом коллективного договора»6, а значит, — социального консенсуса.

Живучесть «мифов обыденного сознания»7 делает массовое сознание питательной почвой для распространения политических мифов. Причем именно в государствах современного типа, и особенно на поздних этапах «модерна», сильнее проявляется авторитет коммуникативных структур, которые влияют на формирование индивидуальной картины мира политики, например с помощью «симулятивных моделей» политического участия, порождающих эффект гиперреального мира (в виде образов, поставляемых телевидением и Интернетом, рекламой, шоу-бизнесом и пр.)8. Так, стало известно, что некоторые сцены волнений на площади Тахрир в Египте, выложенные в БасеЪоок как репортаж о реальных агрессивных действиях властей и подтолкнувшие молодежь к активным политическим выступлениям, снимались постановочно в другой стране. Подобное моделирование событий возможно в силу того, что одной из характеристик мифологического мышления является его нечувствительность к различению начала и причины: логическому объяснению причинно-следственных связей миф противопоставляет «начало» во времени, прецедент. Поэтому коллективный опыт рассматривается как достоверный источник информации, и принятие текущих фактов становится делом веры, которая не подлежит проверке и не нуждается в ней.

Методом постижения и присвоения той или иной мифологической системы является ритуал (мистерия, празднество, презентация, перфоманс, съезд, митинг, шествие и т.п.): его участники исполняют драматические действия, воспроизводящие изложенные в мифе, как в либретто, события. Иначе говоря, политический миф и политический ритуал составляют известное единство — мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой оба аспекта политической культуры: теоретический и практический. Хотя миф — «повествование», но он не сводим только к жанру словесности: как определенное представление о мире миф выражается не только через устный и письменный эпос, но и через действа, аудиовизуальные формы и символику. Образы и поведенческие модели организовываются в устойчивые, динамические системы отношений, которые функционируют совместно с вербальными категориальными системами — структурами внутреннего лексикона — в процессе решения

6 Брушлинский А.В. К читателю // Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. С. 8.

7 Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.,

2011.

8 Соловьёв А.И. Указ. соч. С. 392.

когнитивных и эмпирических задач9, причем психолингвистические исследования дают основание предположить тождественность семантических структур образной и вербальной репрезентации на уровнях глубинной семантики10.

Более того, политический ритуал, позволяющий человеку непосредственно включиться в то или иное политическое действо, насыщенное политико-культурными смыслами и символами, — будь то съезд правящей политической партии или шествие оппозиции, — несет мощнейший мотивационный заряд, поскольку другой характеристикой мифологического мышления является единство аффективной, поведенческо-волевой и когнитивной сфер, что характерно для структуры социальной установки. В свою очередь коллективное усвоение социальных и политических установок формирует систему политических ценностей, т.е. определенную идеологию: «Незаменимость символов объясняется тем, что они в сжатой форме одновременно содержат информацию о должном (когнитивный компонент), стимулирующем эмоционально-ценностное отношение (аффективный компонент), и регулируют поведение, побуждая к действию (нормативный, поведенческий компонент)»11.

Исходя из вышеизложенного, правомерно рассматривать систему политических мифов и ритуалов как неотъемлемую часть программ политической социализации, направленной на присвоение членами сообщества определенной политической идентичности в рамках определенной политической культуры: общего мировоззрения, системы ценностей, стандартов поведения, видения будущего. Такая социализация способствует формированию у людей чувства приверженности и сближению индивидуальных целей и целей системы или сообщества, что ведет к снижению числа маргинальных групп и росту политического участия. В этом процессе политические ритуалы призваны выполнять регулирующую, аксиологическую и коммуникационную функции, утверждая принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживая и санкционируя определенные нормы поведения, существующий в мире и обществе порядок. Ритуалы, по мнению представителей Кембриджской ритуалистической школы (Д. Харрисон, С.Х. Хук и др.), составляют самую устойчивую часть «мифов обыденного сознания»: социальные и политические представления меняются и нередко забываются, а на их месте создаются новые, долженствующие объяснить ритуал, первоначальный

9 Валлон А. От действия к мысли. М., 1956.

10 Петренко В.П. Психологическое исследование значения на словесном и образном уровнях: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1978; Шмелёв А.Г. Психологическое исследование субъективных систем значений: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1980.

11 Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. С. 36.

смысл которого был утрачен (например, подобное произошло с ноябрьскими праздниками в России).

Было бы неверно рассматривать мифы и ритуалы как нечто косное, обладающее лишь репродуктивной функцией: «Мифы и символы являются специфическими психологическими инструментами, посредством которых в единстве с психическими действиями происходит постижение — превращение формы существования — культуры индивидами, причем данный процесс в корне отличен от процесса присвоения культуры, поскольку в результате превращения форм существования изменяются внутренние отношения сложной системы общественных отношений, ведущие за собой развитие и самой культуры»12. То есть мифология, репрезентируя себя через систему символов и обрядов, служит не только «маркером» определенной культуры, но и инструментом создания новой групповой реальности. Предложенная В. Сате модель воспроизводства культуры (схема) может проиллюстрировать роль символических инструментов в процессе политической социализации13. Он выделил

Схема

Модель воспроизводства культуры

содержание культуры

проявление культуры

интерпретация культуры

культура

важные разделяемые предположения

С вырабатыва- Л ются у членов \ сообщества .

коммуникации, доводы и поведение

материальные объекты

разделяемые вещи

разговорные выражения

разделяемые поговорки

образцы поведения

разделяемые действия

эмоции

с толкование \

оцениваемое

\ значение /

\

с восприятие через \

разговор,

наблюдение,

прочтение,

чувства J

разделяемые чувства

12 Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 27.

13 Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Homewood (Illinois), 1985.

следующие стадии: 1) интернализация глубинных убеждений и ценностей, присущих данной культуре, через символы; 2) воплощение этих норм и ценностей в поведении; 3) оправдание нового поведения; 4) интеграция интерпретаций в коммуникативную культуру, в свою очередь воздействующую на степень разделяемости культуры членами сообщества, и т.д.

Политические ритуалы и обряды как особый пласт комплексных форм коммуникаций призваны создавать яркое мифопоэтическое пространство, вызывающее у зрителей и участников множество аллюзий, в основе которых лежит представление об идеальном мироустройстве. В таком эпическом ландшафте любые атрибуты пространства превращаются в идеологические символы, когда «... образ и смысл оказываются неразделимо связаны: любому значению соответствует образ, любому образу — значение»14. Поэтому особую роль в политических ритуалах играют визуальная организация пространства, государственная и партийная атрибутика (форменная одежда или ее элементы, «фирменный» цвет, логотип, герб, эмблема и т.д.), световое (соотношение света/тьмы вызывает коннотацию с борьбой добра и зла) и звуковое оформление (гимн, девизы, «речев-ки», ритм и тональность мелодий).

Приведем некоторые типы и психологические функции политических ритуалов, соотнеся их с основными мифологемами15:

• Символическое рождение: презентация новой партийной структуры, представление нового лидера, инаугурация вновь избранного президента. Основная функция: позиционирование в общественно-политической среде.

• Символическая смерть: уход партийной структуры из общественно-политической жизни, смена лидера или идеологической платформы. Основная функция: оправдание изменений.

• Календарные обряды: выставки и юбилеи как способ популяризации государства, партии, политического лидера. Основная функция: приобщение к истории и регулярная, последовательная, наглядная демонстрация успехов политической системы, организации или лидера.

• Героические обряды: награждения отдельных лиц или групп, конкурсы по выбору «лучшего исторического деятеля», «человека года», «самого комфортного города» и т.д. Основная функция: формирование желательных моделей, стереотипов поведения.

• Поминальные обряды: празднование событий из истории страны, чествование «отцов-основателей» и «героев былых времен».

14 Moscovici S. La psychanalyse, son image et son public: Etude sur la representation sociale de la psychanalyse. Paris, 1976. Р. 103.

15 Крымчанинова М.В. Указ. соч. С. 37.

Основная функция: демонстрация сплоченности, верности традициям и заявляемым ценностям.

• Тотемные обряды: любые ритуалы, связанные с государственной и партийной символикой. Основная функция: аффективная позитивная идентификация со структурой.

Итак, любая политическая культура обладает своей системой мифов, обрядов и символов, «.. .специфика которой может существенно отличаться от других, но культур без этой системы быть не может именно потому, что она обеспечивает, объединяет, согласовывает, координирует взаимодействие людей»16.

При современном обращении к политической мифологии имеет место как использование традиционных ритуалов (при этом их смысл зачастую меняется), так и создание собственных ритуалов. В наши дни ритуалы используются различными политическими силами для внедрения и поддержания определенной идеологии, как инструмент пропаганды или контрпропаганды. Следовательно, чтобы эффективно влиять на процессы политической социализации, политической системе и политическим акторам необходимо предложить обществу целостную систему политических ритуалов, назначение которых — соединить оба основных механизма политической социализации: стихийную и целенаправленную: «Любая связь с архетипом освобождает в нас голос более могучий, чем наш собственный. Тот, кто разговаривает первообразами, постигает, преодолевает и возводит обозначаемое им из единичного и преходящего до сферы вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы всего человечества»17.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашин Г.К. Курс истории элитологии. М., 2003. [Ashin G.K. Kurs istorii elitologii. M., 2003.]

2. Валлон А. От действия к мысли. М., 1956. [Vallon A. Ot deistviya k mysli. M., 1956.]

3. Крымчанинова М.В. Мифы как информационный ресурс управления современными компаниями // Информационные войны. 2012. № 1 (21). С. 32-40. [Krymchaninova M. V. Mify kak informatsionnyi resurs upravleniya sovremennymi kompaniyami // Informatsionnye voiny. 2012. № 1 (21). S. 32-40.]

4. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. [Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsii. M., 1975.]

5. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. [Mamardashvili M.K. Soznanie kak filosofskaya problema // Voprosy filosofii. 1990. № 10.]

16 Шихирев П.Н. Указ. соч. С. 37.

17 Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. С. 44.

6. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М., 2011. [Moskovichi S. Vek tolp: Istoricheskii traktat po psikhologii mass. M., 2011.]

7. Петренко В.П. Психологическое исследование значения на словесном и образном уровнях: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1978. [Petrenko V.P. Psikhologicheskoe issledovanie znacheniya na slovesnom i obraznom urovnyakh: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 1978.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2004. [Solov'evA.I. Politologiya: Politicheskaya teoriya, politicheskie tekhnologii: Uchebnik dlya studentov vuzov. M., 2004.]

9. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. [Shikhirev P.N. Vvedenie v rossiiskuyu delovuyu kul'turu. M., 2000.]

10. Шмелёв А.Г. Психологическое исследование субъективных систем значений: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1980. [ShmelevA.G. Psikhologicheskoe issledovanie sub"ektivnykh sistem znachenii: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 1980.]

11. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. [Jung K.-G. Problemy dushi nashego vremeni. M., 1993.]

12. Mauss M. Sociologie et anthropologie. Paris, 1950.

13. Moscovici S. La psychanalyse, son image et son public: Etude sur la representation sociale de la psychanalyse. Paris, 1976.

14. Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Homewood (Illinois),

1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.