Научная статья на тему 'Политические риски в системе государственной инновационной политики'

Политические риски в системе государственной инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
333
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / POLITICAL RISKS / STATE INNOVATION POLICY / DELEGATION / GOVERNMENT POWERS / NARROW-PURPOSED ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Онищук Дарья Станиславовна

Детальное внимание уделяется политическим рискам, сопряженным с внедрением различных инноваций. Признается необходимость учета политических рисков при реализации государственной инновационной политики. Рассматривается возможность делегирования полномочий по их мониторингу и изучению узкопрофильным организациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Risks in the System of the State Innovation Policy

Particular attention is paid to the political risks which are associated with the implementation of various innovations. The need to consider political risks while pursuing the state innovation policy is recognized, and the possibility of delegating powers in the process of their monitoring and research to narrow-purposed organizations is considered.

Текст научной работы на тему «Политические риски в системе государственной инновационной политики»

D.S. Onishchuk

Political Risks in the System of the State Innovation Policy

Particular attention is paid to the political risks which are associated with the implementation of various innovations. The need to consider political risks while pursuing the state innovation policy is recognized, and the possibility of delegating powers in the process of their monitoring and research to narrow-purposed organizations is considered.

Key words and word-combinations: political risks, state innovation policy, delegation, government powers, narrow-purposed organizations.

Детальное внимание уделяется политическим рискам, сопряженным с внедрением различных инноваций. Признается необходимость учета политических рисков при реализации государственной инновационной политики. Рассматривается возможность делегирования полномочий по их мониторингу и изучению узкопрофильным организациям.

Ключевые слова и словосочетания: политические риски, государственная инновационная политика, делегирование, государственные полномочия.

УДК 323(470+571):330.322 ББК 66.3(2Рос)+65.263

Д.С. Онищук

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПоЛИтИКИ

П ервое десятилетие XXI в. показало необходимость поиска современными государствами не только своего места на международной арене, но и различных способов повышения эффективности функционирования в рамках кризисных и посткризисных ситуаций. Ключевую роль в формировании политики общества начинают играть наука и образование, а разработка научно-технических инноваций становится основным конкурентным преимуществом на международных рынках.

В подобных условиях стимулирование развития инноваций становится выгодным государству, так как помогает с меньшими затратами ресурсов (временных, технических, интеллектуальных и т.д.) получать конечные продукты, более того, делать это более качественно. Так, в одном из определений инновация представлена как «одновременно развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы предпринимательских фирм» [1, с. 84]. Еще одна дефиниция определяет инновацию как «совокупность новых потребляемых идей, воплощающих их технологий, которыми могут быть удовлетворены общественные потребности, вместе с процессами технологизации идей, сами обще-

186 2015 • № 6 (51)

ственные потребности вместе с процессами, осуществляющими потребление технологий, последствия влияний процессов на общественные потребности» [2, с. 131]. Во всяком случае конечным итогом разработки любой инновации будут являться либо новые, либо усовершенствованные продукты или услуги.

Государственная политика любой страны, в свою очередь, направлена на решение значимых социально-экономических проблем, постановку и достижение целей развития всего общества либо его определенных сфер. В целом это «политический курс, то есть сознательно выработанная политическая стратегия, включающая в виде необходимых компонентов определение цели и способы ее достижения» [3, с. 27].

Государственная инновационная политика — это определенная деятельность государства, направленная на внедрение и поддержку развития научно-технических и иных инноваций во всех сферах общественной жизни с целью получения положительного экономического и социально-политического эффекта. Формирование инновационной государственной политики является одной из приоритетных задач каждой современной экономики.

Общество постоянно стремится к развитию и поиску эффективных способов повышения качества жизни. Однако необходимо учитывать, что «развитие требует внедрения инноваций, часто связанных с риском» [4, с. 3]. Кроме того, отношение самого общества к различным новшествам далеко не всегда бывает однозначным. Несомненно, «пессимизм в отношении новых технологий долгое время считался ретроградским заблуждением» [5, с. 64]. Боязнь сокращения рабочих мест за счет появления новых отраслей, замены ручного труда машинным и другого постепенно уходила благодаря «реорганизации производственных факторов в новые комбинации» [5, с. 64]. Однако присутствие различных рисков при внедрении инноваций какого угодно характера отрицать нельзя. В рамках реализации государственной инновационной политики имеет смысл говорить о рисках политических.

В современном мире, изобилующем научно-техническими новшествами, сама суть общественно-политической жизни начинает заметно усложняться, а свобода индивидуальных действий, так же как и масштабы происходящих социально-политических изменений, — расширяться. В таких условиях видоизменяются понимание целей развития общества, путей их реализации, а также политическая, экономическая и социальная сферы в целом. Одним из ключевых направлений исследовательской деятельности в подобных условиях становится повышение стабильности политической и экономической систем, поддержание устойчивости развития общества. Данные задачи начинают составлять неотъемлемую часть стратегического планирования и государственного управления, вступая подобным образом в зону действия законов некоторых теорий риска.

Необходимость изучения политических рисков как в теоретическом, так и в практическом разрезе признается ведущими отечественными и иностранными политологами. Более того, совершенствование моделирования и системы оценки рассматриваемого феномена жизненно важно для повышения эффективности функционирования всего механизма государственной политики, а

2015 • № 6 (51) 187

также отдельных политических решений и взаимодействия с международным сообществом в частности. Однако для лучшего понимания возможных путей использования феномена на практике следует прежде всего провести его теоретический анализ. Исследование политического риска начнем с рассмотрения его непосредственной дефиниции. В общем смысле оно представляет собой «вероятность нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов» [6, с. 851].

Политический риск как один из видов феномена риска развивается в контексте неопределенности, различных конфликтов, которые и определяют его характер и особенности в каждом конкретном случае. Под неопределенностью в рамках данной статьи понимается «невозможность давать четкие прогнозы на короткую и длинную перспективу в условиях многовариантности и неоднозначности происходящих процессов, вызванных какими-либо трансформациями устоявшейся системы взаимосвязей» [7, с. 26]. Следовательно, политический риск изменчив из-за нестатичной природы конфликта и неопределенности; при любом изменении обеих категорий трансформируется и характер политических рисков.

Отметим, что одним из ключевых отличий рассматриваемого феномена от других видов риска является его сильная зависимость от особенностей поведения и принятия решений отдельных лиц, в чьих руках сосредоточены определенные властные полномочия. Данный субъективный фактор делает природу политического риска более сложной и изменчивой, а значит, и менее поддающейся исследованию, основанному исключительно на традиционных методах анализа. Политический риск «присутствует повсюду и не подчиняется никакой строгой логике» [8, с. 12], поэтому применять классические математические методы исчисления и экстраполяции при его изучении не представляется целесообразным.

Задачи государства в условиях инновационной политики не ограничиваются обеспечением стабильности общества на базе административного управления и поддержания баланса интересов. Скорее можно говорить о создании социально-экономической среды, в которой не только сам субъект государственного управления осуществлял бы инновационную деятельность, но и были бы созданы все условия для внедрения и развития новых товаров и услуг, а также реализации творческого потенциала для любого индивида. Без наличия подобной среды не возможны не только сам процесс создания инноваций, но и, что еще более важно, их эффективная реализация в дальнейшем. Помимо того, «нововведения призваны помочь государственным учреждениям обратиться к исходным задачам гражданской службы, не связанной исключительно с обеспечением некоего постоянного уровня благ, но также со стремлением к их стабильному приращению» [9, с. 292], а потому государство, задействуя множество ресурсов в целях создания определенных условий для функционирования инновационной деятельности, должно четко осознавать, насколько эффективны и перспективны предлагаемые новшества.

В основе формирования любой государственной политики лежит процесс принятия решений, а точнее — сложный, многоуровневый механизм, вклю-

188 2015 • № 6 (51)

чающий в себя работу множества акторов, анализ информации различного характера, направленный на решение важных для государства социальных, экономических и политически значимых проблем. Выбор оптимального решения всегда сопряжен с определенным риском, так как его осуществление связано с постоянно меняющимися внешними факторами, далеко не все из которых возможно точно просчитать.

Элемент непредсказуемости вносит и личностный аспект принятия государственных решений. Несомненно, наиболее полно он проявляется непосредственно в личности лидера страны, являющегося «рупором деятельности всей системы государственного управления, ответственным и за удачи, и за неуспех принятых государственных решений» [10, с. 56]. Однако это характеризует и политических управленцев, обладающих более скромным объемом полномочий. На любом уровне государственной власти при принятии политических решений присутствует человеческий фактор, что подтверждает венчурный характер государственной политики в целом.

С учетом перечисленных факторов делегирование функций по внедрению определенных новшеств в любой сфере развития общества априори приводит к повышению вероятности возникновения непредвиденных результатов от нее, которые смогут иметь непосредственное отношение к восприятию гражданами оправданности решений государственного аппарата. Чем менее изучены какие-либо процессы, товары, технологии или услуги, тем более рискованно их использовать. Когда руководство страны делает ставку на внедрение новых технологий, оно берет на себя ответственность перед своими гражданами за конечный результат их использования гораздо больше, чем при принятии любых других государственных решений. Итоги государственной политики, реализованной без учета риска возможных неблагоприятных последствий, не будут удовлетворять потребности социума и ухудшат его отношение к принимаемым государством решениям.

Политические риски также могут стать серьезным барьером в рамках привлечения инвестиций в различные инновационные проекты. Как зарубежные, так и отечественные предприниматели с опаской относятся к тем проектам, реализуемым в рамках неопределенного политического курса, неустойчивых властных отношений внутри государственного аппарата, несовершенного законодательства и т.д. Вместе с тем инвестиционная привлекательность новых технологий играет далеко не последнюю роль в рамках реализации государственной инновационной политики. Для любого стартапа, даже если государство выступает его инициатором, необходимо присутствие заинтересованных сторон, готовых поддержать его развитие материально и идеологически. Учет возможных политических рисков в данной ситуации увеличивает вероятность привлечения подобных инвесторов.

Таким образом, важно учитывать политические риски в рамках реализации государственной инновационной политики. Федеральные и региональные инновационные программы нужны для обеспечения поступательного развития всех сфер жизни общества, государственная политика должна на них опираться с учетом тех политических рисков, которые могут возникнуть в рамках их реализации. Другой вопрос состоит в разработке методологии максимально полного изучения возможности появления и предотвращения подобных рисков.

2015 • № 6 (51) 189

Представляется, что в рамках инновационной деятельности государство должно проводить отдельную работу по мониторингу и исследованию сопутствующих каждому нововведению рисков. Подчеркнем, что соответствующие полномочия могли бы делегироваться на уровень профильных ассоциаций, союзов или организаций. В зависимости от типа инноваций и той сферы деятельности, в которой применяются усовершенствованные технологии, государство может выбирать для сотрудничества профессионалов, имеющих полномочия более детально анализировать ряд угроз и возможностей, влекущих за собой внедрение той или иной инновации.

Сфера деятельности государственного аппарата очень широка, в контексте государственной инновационной политики может приниматься огромное количество решений стратегического характера; держать под контролем все аспекты подобных решений без помощи узкопрофильных специалистов достаточно проблематично: «Государство очень часто стремится показать, что оно полностью контролирует внутренние процессы, хотя в действительности его власть существенно ограничена» [9, с. 305]. Особое внимание стоит уделять механизмам мониторинга и последующего предупреждения политических рисков путем создания специальных институтов и структур, основные задачи которых будут заключаться в исследовании возможных угроз при внедрении инноваций в той или иной области.

Итак, роль политических рисков в рамках формирования государственной инновационной политики весьма высока, а степень их учета напрямую влияет на эффективность ее реализации. При этом опираться исключительно на государственные институты в процессе изучения и предупреждения подобных рисков не представляется целесообразным. Взаимодействие с коммерческим сектором либо с узкопрофильными организациями в данном случае может повысить объективность оценки соответствующих рисков. Нужно четко обозначать степень ответственности, которую будут нести не только государственные акторы, но и подключенные к их работе коммерческие или общественные организации. Безусловно, со стороны общества конечным носителем ответственности за внедрение инновационных решений в экономику страны всегда будет являться государство, «ведь общество имеет все основания ожидать, что государство не складывает с себя ответственности за оказываемые по его поручению услуги» [9, с. 306]. Однако именно своевременное делегирование соответствующих полномочий может значительно повысить эффективность государственной инновационной политики.

Библиографический список

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. СПб.; М.; Харьков, 2001.

2. ТеслиновА.Г. Концептуальное проектирование сложных решений. СПб., 2009.

3. Категории политической науки: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Политология» / под ред. А.Ю. Мельвиля. М., 2002.

4. Вишняков Я.Д. Общая теория рисков: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений. 2-е изд., испр. М., 2008.

190 2015 • № 6 (51)

5. Есть ли будущее у капитализма: сб. статей / И. Валлерстайн, Р. Коллинз, М. Манн, Г. Дерлугьян, К. Калхун. М., 2015.

6. Общая и прикладная политология / под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.

7. Плотинский Ю.М. Риск в социальных реформах // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 1996. № 2.

8. BenmansourH., Vadlar C. Le risque politique dans le nouveau contexte international. P., 1995.

9. Малган Дж. Искусство государственной стратегии: Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага. М., 2011.

10. ЧернышевБ.В. Разработка и принятие государственных решений в России. Саратов, 2003.

A.V. Kudaev

The System of Social Guarantees as a Factor of Workers' Labor Potential Self-Development

Social guarantees as a mechanism of smoothing social and economic contradictions in a society in whole and in separate organizations in particular are investigated. It is proved that social guarantees in modern conditions are shown not only as a system of socially responsible charity of the state or separate social organizational systems, but also as a structural and functional mechanism of insuring restoration and self-development conditions for workers and their families labor potential.

Key words and word-combinations: social standards, social guarantees functions, labor potential.

Исследуются социальные гарантии как механизм сглаживания социально-экономических противоречий в обществе в целом и в отдельных организациях в частности. Доказывается, что социальные гарантии в современных условиях проявляются не только как система социально ответственной благотворительности государства или отдельных социальных организационных систем, но и как структурно-функциональный механизм обеспечения условий восстановления и саморазвития трудового потенциала работников и их семей.

Ключевые слова и словосочетания: социальные стандарты, функции социальных гарантий, трудовой потенциал.

УДК 349.2 ББК 67.405.1

A.b. Кудаев СИСТЕМА

СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТНИКОВ

^^Диспропорции в развитии трудового потенциала являются результатом понижения эффективности образовательной системы России, а также ухудшения общих социально-экономических условий жизнедеятельности семей работников. Снижение реального уровня семейного дохода ведет не только к формированию диспропорций в системе стимулирования труда в целом, но и к росту социальной напряженности в трудовых организациях, торможению процессов саморазвития трудового потенциала работников.

Современные исследователи в связи с этим констатируют, что расширенное воспроизводство трудового потенциала работников осуществляется двойственно. С одной стороны, это процесс целевого

2015 • № 6 (51) 191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.