Научная статья на тему 'Политические репрессии в Узбекистане в 20-30-х годах ХХ века'

Политические репрессии в Узбекистане в 20-30-х годах ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6363
520
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧСК (ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СЛЕДСТВЕННАЯ КОМИССИЯ) СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / РЕПРЕССИЯ / РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ МИЛИЦИЯ / ТУРККОМИССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хошимов С., Иминов Ж., Тураходжаев С.

В статье освещены процессы репрессий, сопровождавшие политику «советизации» в Узбекистане в 20-х годах ХХ века. С использованием фактов доказывается мнение о карательном характере данных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические репрессии в Узбекистане в 20-30-х годах ХХ века»

разцами литературного искусства, конечно, прежде всего, «Слова о Полку Игореве». Важно отметить, что зарождение литературного языка ничуть не повредило богатой на Руси традиции сочинения былин и легенд, ставших неотъемлемой частью в том числе и современной русской культуры.

С приходом христианства на Руси появляются многочисленные храмы и соборы. Все это ведет к оформлению самостоятельной русской архитектуры. В языческие времена это было невозможно, так как политеистические обряды не требовали помещений, все необходимые «процедуры» проводились около своего идола. Со строительством храмов развиваются и художественные ремесла (изготовляются иконы, различные ритуальные вещи). Все вышесказанное позволяет говорить о развитии национального искусства на Руси и культуры в целом.

Список литературы:

1. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. - Киев, 1989. -295 с.

2. Дулуман Е.К., Глушак А.С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. - Симферополь, 1988. - 185 с.

3. Кузьмин А.Г. Падение Перуна (Становление христианства на Руси). -М., 1988. - 151 с.

4. Оргиш В.П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства. - Мн., 1988. - 150 с.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. Основы курса истории России. - М., 1997. - 544 с.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В УЗБЕКИСТАНЕ В 20-30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

© Хошимов С.*, Иминов Ж.4, Тураходжаев С.*

Андижанский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Андижан

В статье освещены процессы репрессий, сопровождавшие политику «советизации» в Узбекистане в 20-х годах ХХ века. С использованием фактов доказывается мнение о карательном характере данных процессов.

Ключевые слова: ЧСК (Чрезвычайная Следственная Комиссия) советская власть, репрессия, революционный трибунал, рабоче-крестьянская милиция, Турккомиссия.

* Доцент кафедры «История Узбекистана», кандидат исторических наук. 4 Преподаватель кафедры «История Узбекистана».

* Магистрант кафедры «История Узбекистана».

Советская власть в установлении и укреплении своего господства в Бухаре всецело опиралась на карательные органы. Этот карательный орган как в Туркестане и Хорезме так и в истории Бухары оставила кровавый след.

14 сентября 1920 года после взятия Бухары был создан Всебухарский Ревком, председателем которого был назначен Абдулкодир Мухиддинов, членами Ревкомитета Бухары стали М. Аминов, Алимхан Акчурин, Абдул-хамид Арипов, Собир Юсупов, Хаджи Хасан, Ибрагимов, Файзулла Ходжа-ев, Кулмухамедов.

Всебухарская ЧК, управляемая Центром, являлась приводным механизмом в осуществлении политических репрессий в Бухаре. Сформированная из чекистов - большевиков, присланных из Центра, она вела ожесточенную борьбу против национально-освободительного вооруженного движения, занималась физическим устранением лучших представителей коренного населения.

Осенью 1920 г. в Бухаре большевиками был укомплектован обновленный состав ЧК Бухары, председателем которой назначен Хаджи Хасан Ах-роми оглы, а председателем ревтрибунала стал Алимжан Акчурин. Они были полномочными представителями Центра.

6-9 сентября 1920 года Всебухарским ЧСК1 были арестованы видные местные представители: Кази Калан Мулла Бадриддин, Домла Фахриддин Кори Амин Исрафил оглы, Мирза Сафарби Шариф оглы, Мирза Аман Бур-хан оглы, Ахмад ходжа Азизходжа и др. Их обвинили в контрреволюционных действиях и приговорены к расстрелу. Также 18 октября 1920 года на заседании Высшего Реввоентрибунала многих популярных в народе деяте-лей-Кози Калон Бурхониддина, Раис мулла Ассомиддина, Ахроркула Туксо-ба, Усмонбека Кушбеги, Хожи Каршибека приговорили к смертной казни. Приговор приведен в исполнение в течение 24 часов. В издании газеты «Бухо-ро Ахбори» от 21 ноября напечатаны имена 29 человек, казненных в Бухаре.

Летом 1922 года в Бухаре чекистами выявлена национальная подпольная организация, действующая против советской власти. В Бухаре прошли массовые аресты членов подпольной организации и их идеологических руководителей, а также причастных к ней лиц. Для расследования деятельности организации правительством БНСР сформирована специальная комиссия, в состав которой вошли Мухтаржон Саидханзада, Абдурахим Юсуфза-да, Абдурауф Фитрат. После проведения расследования члены секретной организации Абдурахманжан Назиржан оглы, Гулямжан Махдум Сагдулла оглы, Исматжан Хикмат оглы, Кори Сами Шариф оглы, Абдулнаим Шариф оглы, Мирзо Бахрам Сафар оглы, Кори Яхё Гадой Мурод оглы, Мирзо Аб-дулшокир Мирзо Сафар оглы, Абдулвохиджон Абдулмуминджан оглы, Мусса Ходжа, - всего 10 человек приговорены к смертной казни.

1 ЧСК - Чрезвычайная следственная комиссия.

Таким образом, совместно ЧСК Бухары и информационным отделом Комиссариата внутренних дел БНСР установлено наличие действующей в регионе подпольной организации. Сотрудники ЧСК 17 июля 1922 года у стен Бухары 10 членов из состава оппозиционной организации показательно расстреляли. Среди них были председатель Ревкома Гиждувана Кори Окил и председатель ЧК Гиждувана Абду Шукур. Вместе с ними были расстреляны руководитель секретной организации Абдурахман (двоюродный брат Эмира и зять) Абдулвохиджон (двоюродный брат Эмира) Мирзо Бах-рам (бывший работник эмира).

Диктаторская комиссия явилась еще одним исполнительным органов Центра в Бухаре.

В начале 1922 года в Восточной Бухаре положение кардинальным образом изменилось в пользу борцов за независимость. По этой причине было решено создать Чрезвычайную Диктаторскую Комиссию по Восточной Бухаре при ЦИК БНСР.

Главной задачей Комиссии являлось установление революционного порядка в районах Восточной Бухары, а также ликвидация вооруженного сопротивления. Были разъяснены основные права, обязанности и функции Диктаторской комиссии. В состав Комиссии вошли Носир Хакимов (председатель), Алимжан Акчурин (заместитель председателя), Рашид Баймура-дов, Ахмад Камилов, Ходжи Самандаров, Зайнулла Ходжи Зикриев, (сотрудники комисии). Согласно инструкции ЦИК Всебухары Шерабадская, Гиссарская, Гармская и Кулябская области в своей деятельности должны были полностью подчиниться Комиссии. Она уполномачивалась, не отменяя конституционных законов в регионах Карши, Шахрисабза и Карки, права вместо исполнительных комитетов создать революционные комитеты. В своей деятельности Диктаторская Комиссия руководствовалось указаниями и инструкциями Центра.

Одним из карательных органов Центра в Бухаре явился революционный военный трибунал. 20 сентября 1920 года по специальному постановлению БНСР был образован Высший военно-революционный трибунал. (Постановления не обнаружено, среди документов есть приказы от 30 сентября 1920 года, которые вынесены трибуналом). 20 ноября 1920 года утвержден его временный устав, по которому основная цель революционного трибунала заключалась в предотвращении контрреволюционного и другого движения, направленного против советской власти в Бухаре. Образованный при Ревкоме Бухары Высший военно-революционный трибунал состоял из председателя, заместителя, и двух его членов. Согласно временному уставу, Высшим реввоентрибуналом он был до октября 1921 года, им руководил Ревком Бухары. 17 октября 1921 года Высший Военно-Революционный трибунал БНСР переименован в военный трибунал при Юстиции Народных Комиссаров, а также утвержден устав военного трибунала. В документах военного трибунала чаще всего военный трибунал называется реввоентрибуналом.

Реввоентрибунал состоял из председателя, двух сотрудников, и одного претендента. Их утверждал Совнарком БНСР по представлению Юстиции Народных Комиссаров. Суды рассматривали не только политические и уголовные дела, но и военноуговловные дела. 8 октября 1924 г. Реввоентрибу-нал прекратил свою деятельность.

Революционный трибунал за свою деятельность погубил много безвинных людей. 1 декабря 1922 года Ревтрибунал БНСР вынес очередной обвинительный приговор в отношении Журакулова, Хасанова, Мухаммедова, Абдукадирова, Якубова, Азимжонова, Имлеева, Абдулазизова, Юлчибаева, Ширманбоева, Ишбекова, Рустамова, Рахманбердиева, Бобакаримова Ху-саина, Гадоева Хусаина, Мирзаева Хасана, Уринбая Норматова, Абдукадыра Абдурасулова, Бердиназара Хакназарова, Хамида Абдужалилова, Шахмуро-ва Мумляка, Хошиммухаммедова, Эгамбердиева, Хаджибаева, Журабая Хамракулова, Ражабова Шарифа, Ачилди Бойманова, Абдукаримова Жума-бая, Дусатова, Кудратова, Шадманкулова, Бутабекова, Юсутаева и Ахмадку-лова от 3 до 5 лет усиленного режима тюремного заключения за пособничество в «басмачестве» и участия в нем.

Летом 1922 года в Бухарской республике было создано Государственное Политическое Управление (ГПУ) для борьбы с контрреволюционным также вооруженным движением против советской власти.

Сотрудники ГПУ на территории Бухары вели беспощадную борьбу против участников вооруженного движения, широко пуская в ход террор и насилие. 27 февраля 1924 года ГПУ Бухары рассмотрев дела подозреваемых в участии в «басмачестве» Кулдаша Шарифова, Рузика Абдулгафурова, Му-хаммаджанова, Гафура Жумаева и Шарифа Абдурасулова под руководством Измаилова, их дела передано в суд ревтрибунала. Впоследствии они приговором трибунала были лишены свободы на длительные сроки.

14 мая 1924 года сотрудниками ГПУ БНСР арестован Барон-Мясник, обвиняемый в связях с басмачеством. Его обвиняли в оказании финансовой помощи «басмачам» и обеспечением их продовольствием. На самом деле, он был ремесленником, который прокармливал свою семью с трудом.

7 июня 1924 года Высший Суд БНСР согласно собранным уликам ГПУ обвинил бухарца Артик Файзи оглы в участии в движении «басмачества» и приговорил к 6 годам лишения свободы. Его вина заключалась в том, что 1921 году вступил в ряды Красной Армии. Участвовал в военных действиях против «басмачей», затем вернулся домой, через некоторое время он ушел из дома. Его не было 8 месяцев. Следовательно, за это время посчитали, что он был в рядах Сопротивления и приговорили вышеупомянутым приговором к лишению свободы. Очевидно, что советская власть никого не жалела для укрепления своей власти.

В борьбе против участников вооруженного движения советская власть использовала также духовенство. 28-31 января 1924 года на съезде Высшего

Духовенства под давлением правительства принята резолюция «О басмачестве», которую «подписали» 113 представителей духовенства. Становится очевидным, что советское правительство ни на минуту не ослабляло борьбу против участников вооруженного движения не только вооруженными, но и политическими методами.

Красноармейцы смертельной тучей пронеслись над Бухарой. Особенно в регионах Гамхур, Гишти, Термез, Вангозе, Полонзе и Бахчигазе устроили кровавую резню. Только с ноября 1923 года до начала 1925 года из участников вооруженного движения на территории Бухары было истреблено 4961 лиц, арестовано 3307 человек.

Начиная со второй половины 20-х годов XX в. в системе управления советской страной стал происходить резкие изменения. Сталин всеми мерами стремился установить единовластие. В конце 20-х годов он выдвинул идею, что по мере укрепления социализма будет усиливаться классовая борьба. Это стало причиной усиления противоправных мер. Сталин и его окружение подавляли любые проявления противодействия и инакомыслия.

Установление в стране тоталитарного режима непосредственно касалось и жизни национальных советских республик, все права которых были переданы в ведение союзного государства. Это можно увидеть на примере Узбекистана. Во-первых, все органы республиканской власти были полностью подчинены союзным. Считавшаяся в республике высшим руководящим органом Компартия Узбекистана как составляющая часть ВКП (б) являлась лишь одним из ее подразделений.

Центр систематически направлял своих работников на руководящие должности в органах власти Узбекистана. При их содействии осуществлялся строгий надзор за всей деятельностью местных кадров и происходящими в республике изменениями.

Тяжесть первых репрессий Центра пала на местные кадры, которые осмеливались защищать национальные интересы республики. Их обвинили в измене национализме, заклеймили как контрреволюционеров, предателей народа, прислужников буржуазии. Против них были возбуждены дела под надуманными политическими предлогами, заклеймившими узбекские национальные кадры как «группу восемнадцати», «иногамовщина», «касы-мовщина».

В состав «группы восемнадцати» входили видные государственные деятели (И. Хидиралиев, М. Саиджанов, У. Ашуров, Р. Рахимбабаев, Р. Рафиков и др.), которым было предъявлено необоснованное обвинение в том, что они неправильно решали многие вопросы. А на деле они выступили против шовинистической политики правящего Центра, его невнимательности к национальным кадрам, защищали справедливость. За это они подверглись резкому осуждению со стороны партийных органов и были освобождены от занимаемых должностей [16].

Обвинения, предъявленные группе, названной «иногамовщиной», также были надуманными. Известно, что Рахим Иногамов был заведующим отдела печати ЦК КП (б) Уз и наркомом просвещения УзССР.

В ряде своих выступлений Р. Иногамов обращал внимание на то, что Компартия Узбекистана не могла действовать самостоятельно, а также особо указывал на насильственные действия со стороны контролирующих органов Центра. Ряд ответственных работников партийных и советских органов республики, такие, как Н. Мавлянбеков, И. Исамухамедов, М. Алиев и другие, выступили в поддержку Иногамова. Подобные выступления не могли остаться безнаказанными в правящей партии. В связи с этим в 1926-1927 гг. деятельность этой группы обсуждалась в партийных организациях, их обвиняли в отступничестве и групповщине. Иногамов Р. и его сторонники были освобождены от занимаемых должностей, а их имена были внесены в «черный список» [17].

В 1929-1930-х гг. было сфабриковано еще одно дело - о «касымовщине».

Работавший в должности председателя Верховного суда УзССР Сагдулла Касымов и его единомышленники Н.Алимов, Б.Шарипов - всего 7 человек, были арестованы во второй половине 1929 г. Их делу придали полтический харакатер. Их обвинили в связях с националистами, в пособничестве «басмаческому» (повстанческому) движению. Четверо из этой группы были расстреляны, а остальные были осуждены на длительные сроки заключения [18].

В 1929 г. арестовали 87 членов организации «Миллий истиклол» («Национальная независимость») во главе с известным просветителем Мунавва-ром Кары Абдурашидхановым. В 1931 г. 15 человек были расстреляны в Москве, а, остальные отправлены в исправительно-трудовые лагеря. Были репрессированы и многие члены организации «Миллий иттиход» («Национальное освобождение»). Видные общественные деятели Маннон Абдулла-ев (Рамзи), Насыр Саидов, Махмуд Мирходиев, Хасил Василов, Сабир Кадыров были приговорены к смертной казни, которая была заменена длительными сроками заключения.

Абсурдная сталинская идея об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму была призвана снять возникавшие в сознании масс вопросы. Считалось: раз нарастают трудности, значит, усиливают подрывную деятельность «враги народа», обостряется «классовая борьба». Все, кого это объяснение не устраивало, и кто стремился найти другое, попадали на «перевоспитание» в ГУЛАГ (Главное управление лагерей) или физически уничтожались. Об этом свидетельствуют судебные процессы 30-х годов над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции. Только по делу о так называемом «Антисоветском правотроцкистском блоке» (рассматривалось в 1938г.); был осужден 21 человек: Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др. Среди них и сыны узбекского народа.: А. Икрамов, Ф. Ходжаев, приговоренные к расстрелу [19].

Такая же участь постигла С. Сегизбаева, А. Каримова, Д. Манжару и др. Несмотря на наличие у них большой власти на местах, никому из них не удалось помешать раскручиванию репрессий. Таким образом, во второй половине 30-х годов в Узбекистане начались массовые аресты. К весне 1938 года было репрессированно более 60 % руководящих и хозяйственных работников [20].

Аресты прошли во всех слоях общества. Особый упор был сделан на специалистов, получивших образование за рубежом, в частности в Германии, таких как М. Салихов, Б. Сайфутдинов, Р. Атаджанов и др.

Они обвинялись в контрреволюционной, антисоветской, вредительско-диверсионной, шпионской и террористической деятельности. В нарушение всех юридических норм обвинение строилось на основании лишь одного вида улик - признания подследственных. Такая карательная политика Центра позволяла поддерживать идеологическую напряженность в обществе, направленную против малейших оттенков инакомыслия, плюрализма мнений, самостоятельности суждений.

На протяжении четверти века инспирированные кампании против «врагов народа» были фактически непрерывными. Конечной «верхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы идейного террора, страха и формального единомыслия.

Итак, в годы сталинского правления «тройками» НКВД (1937-1953гг.) Узбекистана были арестованы почти 100 тысяч человек, из них 13 тысяч -расстреляны. Утверждался тоталитарный режим, попиравший принципы гуманизма и демократии, истребивший десятки тысяч преданных Отечеству людей, оказавший сильное давление на духовную жизнь республики. Ложь пронизывала как политику и экономику, так и историю и искусство. Призывы к воспеванию новой жизни привели к зарождению нигилистического отношения к прошлому народа, забвению исторической преемственности. Фальсифицировалась история, искажались статистика и результаты социальных процессов, происходивших в обществе, разрывались слово и дело, желаемое выдавалось за действительное.

Жестокой трагедией обернулись для национальной культуры репрессии 30-х годов. Из её рядов были вырваны и объявлены врагами народа талантливые деятели литературы и искусства - Абдулла Кадыри, Чулпан, Фитрат, Шакир Сулейман, Зия Саид, Эльбек, Аъзам Айюб, Усмон Насыр, Касым Сорокин и др. На долгие годы был закрыт доступ к произведениям репрессированных и подвергшихся гонениям поэтов и писателей.

Глубочайший урон духовной культуре народа нанесли гонения на религию, духовенство и верующих. В 30-е годы значительная часть духовенства Узбекистана была отправлена в концлагеря. Мечети и медресе закрывались, хотя в прошлом они были не только очагами отправления религиозных обрядов, но и центрами культуры, науки, воспитания, искусства, сохранявши-

ми и обогащавшими великое наследие народа. Время показало, что репрессии против религии не привели к ее отмиранию, а наоборот, усилили ее влияние на население. Мало того, снижение уровня религиозных знаний привело к распространению извращенных идей и религиозных течений среди населения. Эти последствия мы испытываем и по сей день.

1 мая 2001 г. глава нашей страны издал Указ о ежегодном проведении 31 августа Дня памяти жертв репрессий, что является официальным признанием со стороны государства и всего народа необходимости хранить память о погибших соотечественниках.

Репрессии тоталитарного советского режима затронули не только национальные руководящие кадры, не только преданную своим идеям интеллигенцию, но и миллионы простых граждан.

Таким образом, советская власть в установлении и укреплении своего господства в Узбекистане всецело опиралась на карательные органы. В проводимых военных, политических репрессиях основную роль играли исполнительные ЧК Бухары, революционный трибунали, части Красной Армии, Диктаторская Комиссия также рабочее-крестьянская милиция, ГПУ, ОГПУ и НКВД.

Список литературы:

1. Ражабов К. БХР; Монархиядан демократия сари дастлабки кадамлар (1920-1924 й.). («Первоначальные шаги от монархии к демократии (19201924 гг)») Даврий туплам № 2 Т; Шарк 1999 й. Б-152.

2. ЦГА РУз, ф. 1713, оп. 1, д. 2, л. 7-8.

3. Газета Бухоро Ахбори №3 1920 йил 29 сентябр.

4. Муминов Д. Урта ва Шаркий Бухорода кизил армияга карши куролли харакат (1924-1926) Тар. фан. ном. илм. дар. олиш. учун дисс. («Вооруженное движение против красной армии в Средней и Восточной Бухаре (19241926г)»). - Т., 2010. - С.90-93.

5. Там же. - С. 91-92.

6. Открытие басмаческой организации в Старой Бухаре// Красная звезда. - 1922. - № 21, 3 августа.

7. ЦГА РУз фонд 47, оп. 1, д. 136, л. 42.

8. ЦГА РУз фонд 46, оп. 1, д. 19, л. 114.

9. ЦГА РУз, фонд 48, оп. 1, д. 111, л. 236.

10. Там же, фонд 47, оп. 1, д. 1, л. 31.

11. Там же, фонд 47, оп. 1, д. 106, л. 7.

12. Там же, ф. 41, оп. 1, д. 548, л. 35.

13. Там же, ф. 344, оп. 1, д. 10, лл. 97-102.

14. ЦГА РУз, ф.344, оп. 2, д. 10, л. 75.

15. Санаев И. Зиевуддин тарихи. («История Зиявутдина»). - Т: Шарк, 1995. - С. 223.

16. Узбекистоннинг янги тарихи. Иккинчи китоб. Узбекистон совет мустамлакачилиги даврида. - Т.: Шарк 2000. - Б. 312-325.

17. Там же.

18. Усмонов Содиков М. Узбекистон тарихи (1917-1991 йиллар). -Т.: Шарк, 2001. - Б. 118-121.

19. Там же.

20. Репрессия: 1937-1938 гг. Документ и материали. Вып. 1. - Т.: Шарк, 2005. - С. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.