Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК ИНСТИТУТ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО РЕКРУТИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПРАВЯЩИХ ЭЛИТ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК ИНСТИТУТ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО РЕКРУТИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПРАВЯЩИХ ЭЛИТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / КОНСЕРВАТОРЫ / ЛЕЙБОРИСТЫ / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Уткина Мария Феликсовна

Рекрутирование политической, в частности, парламентской элиты является одной из основных функций политических партий, от успешной реализации которой зависит возможность партии прийти к власти. В Великобритании Вестминстерская система управления государством способствовала превращению партий в важнейший институт рекрутирования политической элиты. Цель исследования - изучить процедуры отбора парламентских кандидатов и кандидатов на пост лидера партии, дать оценку демократичности и транспарентности селекции, определить, какими характеристиками, как правило, обладают фавориты в избирательных кампаниях. Заключается, что существуют два параллельных процесса, в ходе которых партии, с одной стороны, рекрутируют кандидатов в необходимый кадровый резерв, а, с другой стороны, продвигают нужных кандидатов. При этом партийное рекрутирование в пул политической элиты отличаются открытостью процедуры, в то время как для процесса продвижения кандидатов присущи такие характеристики как патронаж, фаворитизм, наличие у кандидата существенного социального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PARTIES IN GREAT BRITAIN AS AN INSTITUTION OF ELECTORAL RECRUITMENT AND PROMOTION OF THE RULING ELITES

Recruiting the political, in particular, parliamentary elite is one of the main functions of political parties, on the successful implementation of which the party’s ability to come to power depends. In Britain, the Westminster system of government has contributed to the transformation of parties into the most important institution of recruitment of political elite. The aim of the study is to examine the procedures of selection of parliamentary candidates and party leadership candidates, to assess the democracy and transparency of the selection, to determine what characteristics front-runners in election campaigns tend to have. It is concluded that there are two parallel processes in which parties, on the one hand, recruit candidates for the necessary elite pool and, on the other hand, promote the «right» candidates. At the same time, party recruitment into the pool of the political elite is characterized by an open procedure, while the process of candidate promotion is characterized by such characteristics as patronage, favoritism, the presence of significant social capital of the candidate.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК ИНСТИТУТ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО РЕКРУТИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПРАВЯЩИХ ЭЛИТ»

Политические партии Великобритании как институт электорального рекрутирования и продвижения правящих элит

Уткина Мария Феликсовна,

преподаватель кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России

E-mail: utkina.m.f@my.mgimo.ru

Рекрутирование политической, в частности, парламентской элиты является одной из основных функций политических партий, от успешной реализации которой зависит возможность партии прийти к власти. В Великобритании Вестминстерская система управления государством способствовала превращению партий в важнейший институт рекрутирования политической элиты. Цель исследования - изучить процедуры отбора парламентских кандидатов и кандидатов на пост лидера партии, дать оценку демократичности и транспарентности селекции, определить, какими характеристиками, как правило, обладают фавориты в избирательных кампаниях. Заключается, что существуют два параллельных процесса, в ходе которых партии, с одной стороны, рекрутируют кандидатов в необходимый кадровый резерв, а, с другой стороны, продвигают нужных кандидатов. При этом партийное рекрутирование в пул политической элиты отличаются открытостью процедуры, в то время как для процесса продвижения кандидатов присущи такие характеристики как патронаж, фаворитизм, наличие у кандидата существенного социального капитала.

Ключевые слова: Великобритания, политические элиты, рекрутирование элит, политические партии, консерваторы, лейбористы, выборы.

В своем крупном исследовании трансформации партийной системы Великобритании Ал.А. Громыко отмечал, что «в подавляющем большинстве случаев исполнительные и законодательные органы власти формируются из представителей ведущих партий страны. В их рядах воспитываются будущие депутаты местных и региональных органов власти, центрального парламента, члены правительства» [1].

Институциональный дизайн политической системы Великобритании способствовал превращению политических партий в институт электорального рекрутирования правящих элит. Суть Вестминстерской модели управления государством заключается в том, что партия, набравшая на выборах относительное большинство голосов, формирует правительство, а ее лидер, как правило, становится премьер-министром. Проигравшая партия формирует «теневой кабинет» официальной оппозиции, члены которого выступают на парламентских прениях в качестве оппонентов действующих министров. Таким образом, значительная часть политической элиты Великобритании, в частности, премьер-министры и члены правительства Его Величества и теневого правительства, которые являются членами Палаты общин, проходят «партийный селекторат».

В ходе процедуры избрания многие политики, претендующие на роль депутата парламента, лидера партии, или Премьер-министра, становятся узнаваемыми, рейтинги их популярности возрастают, что во многом способствует развитию политической карьеры.

В Великобритании существует довольно единообразная вертикальная система партийного рекрутирования: из партии - в местные органы власти, затем в кулуары Вестминстера (так называемые «заднескамеечники») и, наконец, в министерство, так как большинство членов парламента стремятся стать министрами или теневыми министрами [10]. Централизованный характер власти в британской политической системе означает, что политики, стремящиеся к успешной карьере, не могут обойти институт Палаты общин. Лишь немногие переходят из Европейского парламента в Вестминстер, или наоборот. Государственные служащие, судьи и большинство лиц, занимающих государственные должности, лишены права баллотироваться в парламент, поэтому стратегический расчет для британских политических кандидатов ограничен - они могут попытаться продвинуться по вертикальной лестнице внутри своей партии или остаться на месте, других вариантов практически нет.

Все члены кабинета министров и кабинета оппозиции избираются из парламента, как правило, из Палаты общин. Следовательно, за исключением назначаемых (life peers) или наследственных пэров (hereditary peers) для успешной политической карьеры и доступа к высшим государственным должностям в Великобритании потенциальному претенденту необходимо быть отобранным партийным селекторатом для участия в выборах избирательном округе. Самый талантливый и амбициозный британский политик может никогда не получить другой возможности продвинуться вверх по карьерной лестнице, если он не будет утвержден партией на выборах в выигрышном избирательном округе, где она поль-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

зуется большей популярностью (safe seat). Если этого не произойдет, он потеряет свой избирательный округ в результате изменения границ округа или будет вытеснен из избирательного участка, где его партия имеет незначительное большинство голосов (маргинальные места) в результате электоральной активности в поддержку другой партии.

Стоит разграничивать исследования роли политических партий в вопросах воспроизводства политических элит. Во-первых, политические партии могут быть рассмотрены как канал рекрутирования, во-вторых, партии могут исследоваться как канал продвижения политиков. Если рассматривать партии как канал рекрутирования политических элит, то они предстают достаточно демократическим и меритократическим институтом, чего нельзя сказать о партиях в качестве канала продвижения.

В качестве канала рекрутирования, политические партии - это достаточно понятный, традиционно укоренившийся в политической системе Великобритании институт. Вступить в политическую партию может любой желающий, заплатив необходимый членский взнос. Кроме того, существуют многочисленные ответвления политических партий, служащие пулом для рекрутирования -аффилированные группы и молодежные ответвления партии, такие как Young Labour (Молодые лейбористы) или Young Conservatives (Молодые консерваторы). В случае Лейбористской партии важную роль играют профсоюзы, которые имеют право голоса при избрании лидера партии (Профсоюз работников связи, Национальный союз шахтеров, Community, Unite и другие).

Во многих престижных британских университетах в качестве пула для рекрутирования функционируют партийные ассоциации. Многие Премьер-министры начинали собственную карьеру именно со вступления в специальный союз или отделение партии при университете. В 1946 г. Маргарет Тэтчер стала председателем Ассоциации Консервативной партии Оксфордского университета. Джереми Хант, бывший министр иностранных дел Великобритании и действующий министр финансов, также увлекся политикой во время учебы в университете. Он был активным членом Консервативной ассоциации Оксфордского университета и стал ее президентом в 1987 году. Политическая карьера Бориса Джонсона началась в Оксфорде, когда он был избран президентом университетского союза.

Следовательно, в университетах политические партии «убивают одним выстрелом двух зайцев» - с одной стороны, готовят к политической карьере с юного возраста, с другой стороны, так обеспечивается преемственность элит - в университетах (особенно элитных) обучаются дети высшего класса, либо выдающиеся студенты из среднего класса. Партийное руководство может быть уверенным в идеологической и социальной подготовленности будущего политика - политический кандидат обладает необходимым социальным и культурным капиталом для того, чтобы встроиться в социальную иерархию и управлять обществом. Как следствие, накапливается пул «подготовленных» политиков с необходимым опытом политической деятельности (так называемым политическим бэкграундом).

Если рассматривать партии в качестве канала продвижения до высшего эшелона власти - лидера партии ] или Премьер-министра, члена Парламента то, как по-£2 казывает практика, важность демократических проце-pj дур снижается. В Великобритании многие политики уча-g ствуют в этом процессе в качестве рядовых членов об-~ щественных движений на низовом уровне, активистов z местных сообществ и доноров избирательных кампаний.

Некоторые становятся местными или региональными выборными должностными лицами, партийными лидерами или лоббистами. Из этого числа желающих некоторые баллотируются в парламент, немногие избираются, и еще меньше тех, кто поднимается на государственные посты. Рекрутинг проводится для должностей всех уровней. Набор в законодательные органы относится именно к тому критическому этапу, когда люди переходят с более низких уровней к парламентской карьере.

Отбор кандидатов является рутинной функцией политических партий, часто проводимой за закрытыми дверями на встречах задолго до публичной избирательной кампании. Стоит оговориться, что в избирательных участках, где правящая партия имеет незначительное большинство голосов (маргинальные места), именно избиратели определяют, кто попадет в парламент. Однако в надежном избирательном округе (где кандидат от партии всегда набирает подавляющее большинство голосов) с предсказуемым результатом селекторат, или отборочная комиссия, обладает фактической властью выбирать члена парламента. В Великобритании более трех четвертей всех мест являются «безопасными», с большинством более 10 процентов [8]. Таким образом, выбирая кандидатов, селекторат определяет общий состав парламента и, в конечном счете, круг лиц, имеющих право быть избранными в правительство. В отличие от федеральных политических систем, существующих в Канаде или США, в которых существует горизонтальные стратегии получения места в парламенте, в Великобритании существует единая лестница, ведущая к высшим государственным должностям; первым препятствием является выдвижение в качестве потенциального кандидата в парламент в местном избирательном округе.

В лейбористской и консервативной партиях существуют жесткие фильтры для тех, кто хочет войти в верхние эшелоны власти и стать частью политической элиты. Достаточно посмотреть на процедуру избрания лидеров политической партии. Для большего понимания процедуры избрания, процесс попадания в парламент можно представить как многоступенчатую лестницу рекрутирования, которая состоит из партийных страт - групп, находящихся на разных уровнях лестницы. Лица, голосующие за партию - это избиратели, которые поддержали партию на всеобщих выборах. Члены партии - это низовые активисты с партийными удостоверениями. На следующем этапе лестницы находятся кандидаты, или претенденты, - это те, кто состоит в партийном списке, так называемый «резерв». Далее идут парламентские кандидаты, принятые в избирательном округе на выборах. На вершине лестницы находятся действующие члены парламента, которые были избраны на всеобщих выборах. Термин партийная элита относится к объединенной группе претендентов, кандидатов и членов парламента [10].

С конца 1980-х наблюдается общий тренд на демократизацию выборов лидера партии. В связи с этим, процедура избрания лидера Лейбористской партии претерпевала несколько реформ с момента пришествия Новых лейбористов (New Labour) [11].

До 2014 года лидера лейбористов выбирала электоральная коллегия - У голосов принадлежала лейбористам-членам парламента (Parliamentary Labour Party), У голосов - окружным отделениям партии (Constituency Labour Party) и У голосов - профсоюзам и аффилированным организациям. В 2014 году вышел доклад Коллинза о фальсификациях при голосовании за кандидата от избирательного округа Фалкирк [3]. В связи с этим, в 2015 году выборы лидера проходили уже по другой системе - претенденту на пост главы

партии необходимо было набрать 15 процентов голосов лейбористов-членов парламента (PLP) (минимум 35 членов парламента). Затем следовало голосование среди рядовых членов Лейбористской партии.

В 2020 году из-за целей транспарентности и демократизации выборов порог необходимого процента поддержки парламентскими лейбористами был снижен до 10 процентов, также нужно было набрать минимум 5 процентов голосов от окружных отделений партии или 5 процентов голосов от аффилированных членов и профсоюзов (должны поддержать минимум 2 профсоюза).

После выборов в 2021 году было принято решение повысить минимальный порог поддержки от лейбористов-членов парламента (PLP) до 20 процентов, чтобы не дать возможности проходить во второй тур аутсайдерам, маргинальным или чересчур ангажированным кандидатам [9]. Наличие пункта о высоком пороге поддержки свидетельствует об отходе от демократических принципов выборов, так как чтобы заручиться необходимой поддержкой парламентариев, необходимо обладать связями, социальным капиталом, что является практически невозможным для новичков или как их называют иначе локальных кандидатов. Наличие минимального порога поддержки от окружных отделений партий и от профсоюзов свидетельствует о том, что политик должен быть узнаваем на локальном уровне и иметь необходимые связи и репутацию.

Поскольку партийной элитой считаются в том числе парламентарии, необходимо осветить процесс отбора Лейбористской партией кандидатов на выборах в парламент. В ноябре 2022 г. бывший теневой канцлер Дж. Макдоннелл обвинил Лейбористскую партию в халатности и фальсификации отбора кандидатов. В частности, он указал на «манипуляции процедурой отбора кандидатов с целью помешать отбору левых, левоцентристов или кандидатов, которые могут помешать отобранному кандидату вновь баллотироваться на свое место». Например, кандидаты не получили ссылку для участия в онлайн-собраниях, некоторым кандидатам был предоставлен привилегированный доступ к спискам контактных данных участников раньше, чем другим. Некоторые кандидаты от левых были исключены по «странным причинам» [7]. Традиционно процесс отбора британской Лейбористской партии состоял из нескольких отдельных, но взаимосвязанных этапов фильтрации [2]. Сначала кандидатам-претендентам необходимо подать заявку в пул участников, представив свои биографические данные и заявление в Национальный Исполнительный комитет центральной партии (NEC). Затем нужно подать заявку в Национальную парламентскую комиссию, получить одобрение комиссии и Исполнительного комитета партии. После этого этапа кандидат подавал заявку на место в определенном округе. Во время выдвижения кандидаты-претенденты получали номинации от соответствующих местных партийных подразделений и аффилированных организаций. На предпоследнем этапе кандидаты-претенденты включались в шорт-лист Генеральным комитетом, состоящим из местных партийных чиновников. Заключительный этап предполагал, что кандидаты, включенные в короткий список, встречаются с последней отборочной комиссией на собрании, где местные члены партии отдают свои голоса, а победитель конкурса объявляется кандидатом партии на следующих всеобщих выборах.

Такая длительная процедура двойного согласования Исполкомом и Парламентской комиссией делала процесс отбора чрезвычайно затянутым, поэтому в 2019 году Национальный исполнительный комитет согласовал новый ускоренный процесс отбора в парламент, но при

этом усилил собственную власть над отбором кандидатов. Исполнительный комитет после подачи заявок самостоятельно составил длинные списки потенциальных кандидатов в парламент, затем создал смешанные комиссии, состоящие из членов Исполкома, регионального совета и представителей местных отделений партий, которые впоследствии составили короткие списки. Согласно данным Избирательной комиссии Соединенного королевства, средняя стоимость политической кампании для кандидатов-лейбористов составляет 7 551,22 фунтов стерлингов [12]. Если рассматривать траты на избирательную кампанию кандидатов, одержавших победу на местах, то их средние затраты были еще выше -9 660, 96 фунтов стерлингов.

Процедура продвижения в Консервативной партии еще более недемократичная - для того, чтобы стать лидером партии, необходимо быть членом парламента. Для того, чтобы стать членом парламента, нужно пройти при всей мериткоратической оболочке сложную, многоступенчатую процедуру отбора и одержать победу в округе. По подсчетам П. Норрис и Дж. Ловендуски только трем процентам желающих удается стать членом парламента [10]. Основным барьером является включение в утвержденный перечень кандидатов (Approved List). В ходе этой процедуры нужно пройти тест о соответствии требованиям, который определит, может ли кандидат подать заявку на участие в парламентских выборах. После теста нужно вновь заполнить анкету и внести о своем семейном положении, образовании, карьере и ответить на вопросы, проверяющие компетенции. Если анкета соответствует критериям партии, нужно пройти вебинар, после которого нужно будет приступить к процессу комплексной проверки компетенций. Этот процесс стоит 110 фунтов стерлингов [6]. После такой проверки, в случае если кандидат соответствует всем требованиям, ему будет предложено забронировать место в Центре оценки компетенций. Стоимость процедуры составит 250 фунтов стерлингов.

В Центре оценки компетенций кандидату необходимо продемонстрировать навыки и компетенции в различных областях, включая политическую, профессиональную, личную жизнь. Пройдя эту стадию, кандидат будет добавлен лишь только в утвержденный список кандидатов от Консервативной партии. После этого следуют еще три стадии утверждения - избрание в специальном Отборочном комитете окружной партии, затем в исполнительном комитете партии и в конечном итоге на Общем собрании окружных партий. Лишь пройдя это длительный и финансово затратный путь можно будет участвовать в парламентских выборах от Консервативной партии.

Освещая вопрос стоимости избирательной кампании кандидатов от Консервативной партии в ходе всеобщих выборов в 2019 году, стоит отметить, что их траты еще выше, чем у лейбористов. Согласно данным Избирательной комиссии, средняя стоимость политической кампании для кандидатов-лейбористов составляет 8 775,27 фунтов стерлингов [12]. Траты на избирательную кампанию кандидатов, одержавших победу на местах, составляют 11 241 фунт стерлингов.

Возвращаясь к вопросу о выборах лидера партии, то они проходят по более жесткой процедуре.

Каждые выборы специальный Комитет 1922 года составляет правила и процедуры избрания лидера консервативной партии. После отставки Б. Джонсона, лидер партии избирался следующим образом. На первой стадии кандидату нужно заручиться поддержкой 20 консервативных парламентариев, которые рекомендуют кандидата к выдвижению. После этого кандидат допускается до второго этапа выборов, который проходит в несколь-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

ко туров. В ходе первого раунда кандидаты должны набрать минимум 30 голосов парламентариев, кто набирает меньше голосов - выбывает из гонки. Во втором туре и во всех последующих турах выбывают кандидаты, набравшие меньше всего голосов от депутатов. В итоге остаются два финалиста. Последним этапом голосования является голосование рядовых членов партии по почте.

По сути, основной отбор кандидатов осуществляют члены парламента от тори. В случае с избранием Риши Сунака лидером партии, а соответственно, и Премьер-министром Соединенного королевства, процедура и вовсе не соответствовала демократическим критериям. Комитет 1922 года выдвинул минимальный порог поддержки парламентариями в 100 голосов. В сущности, для новичков, и второстепенных кандидатов такой порог является недостижимым. Кандидат Б. Джонсон, набрав необходимое количество голосов, снял свою кандидатуру с выборов. Кандидат П. Мордонт сняла свою кандидатуру с выборов за 2 минуты до объявления количества номинаций от партии. В результате, единственным и безальтернативным кандидатом на пост лидера партии и, соответственно, Премьер-министра Великобритании остался Риши Сунак. Таким образом, проводить второй тур среди рядовых членов партии не имело смысла. Если бы выборы касались только избрания лидера партии, то такая процедура, несмотря на недемократичность, могла бы считаться все же допустимой, исходя из того, что это может расцениваться как исключительно внутреннее дело партии. Однако в данном случае, эти выборы существенным образом повлияли на политический процесс в Великобритании, поскольку на кону стояла не только должность лидера партии, но и Премьер-министра Соединенного королевства. Ситуация, в которой фактический политический лидер Великобритании -Премьер-Министр избирается 197 парламентариями-консерваторами, придает всей процедуре выборов оттенок олигархичности.

В демократических системах политические партии помимо своей главной функции - борьбы за власть и участии в осуществлении власти, выполняют еще одну, не менее значимую, которая заключается в рекрутировании и продвижении политических кадров, которые впоследствии становятся политической элитой государства. Предполагается, что процедуры отбора кандидатов должны быть транспарентными, равными для всех, однако на практике это реализуется не всегда. Рассмотрев процедуры отбора кандидатов в двух доминирующих партиях Великобритании - лейбористской и консервативной, представляется возможным выделить несколько особенностей. Во-первых, процедуры отбора характеризуются высокой бюрократией, проводятся в несколько этапов, порой дублирующих друг друга. Прохождение каждого этапа требует от кандидата не только наличия профессиональных навыков и наличия убедительной биографии, но и обладания достаточным социальным капиталом - нужно заручиться поддержкой парламентской фракции партии, окружной партией, а также аффилированных групп. Во-вторых, на каждом этапе происходит отсев кандидатов, при этом не всегда понятны причины выбывания из гонки некоторых кандидатов. Таким образом, отбор кандидатов проходит с нарушениями, подтверждением тому могут служить скандалы на вы-„ борах в Фалкирке, а также обвинения в некорректных £2 отчетах о расходах Консервативной партии на предвы-~ борную кампанию [4]. В-третьих, средняя стоимость изо бирательной кампании для кандидата, в случае если он ^ все-таки будет одобрен партией на выдвижение, оста-^ ется очень высокой (для семьи из двух человек средняя

стоимость жизни в Великобритании составляет от 2500 до 3000 фунтов стерлингов, включая аренду жилья) [5]. Следовательно, позволить себя участвовать в выборах могут состоятельные люди. В-четвертых, нет никаких действующих сдержек при смене лидера партии и последующим вступлении им в должность Премьер-министра. В сущности, никто даже не оспаривал избрание Риши Сунака узким кругом парламентской консервативной элиты.

Подводя итог, можно сделать предположение о том, что рекрутирование в пул, или резерв, политической элиты в Великобритании представляет собой достаточно демократичный, ясный процесс, к которому можно присоединиться, будучи локальным партийными активистом или со студенческой скамьи, участвуя в деятельности студенческих союзов и партийных студенческих ассоциаций. При этом, если рассматривать партии как институт продвижения политиков в высшие эшелоны власти, то вырисовывается иная картина. Так называемая центральная партия, различные лоббистские группы и аффилированные группы будут оказывать давление и активно вмешиваться в процесс отбора кандидатов как в парламент, так и на пост лидера партии. Кроме того, сами кандидаты для успешного продвижения по карьерной лестнице должны обладать высоким социальным и экономическим капиталом.

Литература

1. Громыко Ал.А. Модернизация партийной системы Великобритании - М.: Издательство «Весь Мир», 2007. - 344 с.

2. Ashe, J. (2019) Political Candidate Selection: Who Wins, Who Loses, and Under-Representation in the UK (1st ed.). London: Routledge. 234 p. DOI: 10.4324/9781315175805.

3. Collins, R. (2014) Building a one nation Labour party: The Collins review into Labour party reform. London: Labour Party. 42 p.

4. Conservative Party fined £70,000 following investigation into election campaign expenses. 16.03.2017. [Electronic resource] - Access mode: https://www. electoralcommission.org.uk/conservative-party-fined-ps70000-following-investigation-election-campaign-expenses (Accessed: 03.02.2022).

5. Cost of Living in United Kingdom. [Electronic resource] -Access mode: https://www.numbeo.com/cost-of-liv-ing/country_result.jsp?country=United+Kingdom (Accessed: 03.02.2022).

6. Guide to becoming a Conservative Party Parliamentary Candidate. [Electronic resource] - Access mode: https://public.conservatives.com/static/documents/can-didates/Guide%20to%20becoming%20a%20Conserva-tive%20Party%20Parliamentary%20Candidate-HH.pdf (Accessed: 03.02.2022).

7. Jones, O. If Labour's leadership is hobbling internal candidates, is it fit to run a democracy? The Guardian. 29.11.2022. [Electronic resource] - Access mode: https://www.theguardian.com/commentisfree/2022/ nov/29/labour-leadership-internal-candidates-democracy-prospective-mps (Accessed: 03.02.2022).

8. Mclnnes, R. General Election 2019: Marginality. House of Commons Library. 07.01.2020. [Electronic resource] - Access mode: https://commonslibrary.parlia-ment.uk/general-election-2019-marginality/ (Accessed: 03.02.2022).

9. Niendorf, T. (2022) Leadership election reform in the British Labour party: democratisation or power strug-

gle? British Politics. Vol. 17. No. 4. Pp. 386-407. DOI: 10.1057/s41293-021-00195-3.

10. Norris, P. - Lovenduski, J. (1994) Conservative recruitment. In: Political Recruitment: Gender, Race and Class in the British Parliament. Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 34-53. DOI: 10.1017/ CBO9780511598609.004.

11. Quinn, T. (2018) From the Wembley conference to the 'McDonnell amendment': Labour's leadership nomination rules. The Political Quarterly. Vol. 89. No. 3. Pp. 474-481. DOI: 10.1111/1467-923X.12489.

12. The Electoral Commission. [Electronic resource] - Access mode: https://www.electoralcommission.org. uk/2019-candidate-spending?section=home&filters =%255B%255D&national_values=false (Accessed: 03.02.2022).

POLITICAL PARTIES IN GREAT BRITAIN AS AN INSTITUTION OF ELECTORAL RECRUITMENT AND PROMOTION OF THE RULING ELITES

Utkina M.F.

MGIMO-University

Recruiting the political, in particular, parliamentary elite is one of the main functions of political parties, on the successful implementation of which the party's ability to come to power depends. In Britain, the Westminster system of government has contributed to the transformation of parties into the most important institution of recruitment of political elite. The aim of the study is to examine the procedures of selection of parliamentary candidates and party leadership candidates, to assess the democracy and transparency of the selection, to determine what characteristics front-runners in election campaigns tend to have. It is concluded that there are two parallel processes in which parties, on the one hand, recruit candidates for the necessary elite pool and, on the other hand, promote the «right» candidates. At the same time, party recruitment into the pool of the political elite is characterized by an open procedure, while the process of candidate promotion is characterized by such characteristics as patronage, favoritism, the presence of significant social capital of the candidate.

Keywords: Great Britain, political elites, elite recruitment, political parties, Conservatives, Labour, elections.

References

1. Gromyko Al.A. Modernization of the party system in Great Britain. - M.: "Ves' Mir" Publishing House, 2007. - 344 p.

2. Ashe, J. (2019) Political Candidate Selection: Who Wins, Who Loses, and Under-Representation in the UK (1st ed.). London: Routledge. 234 p. DOI: 10.4324/9781315175805.

3. Collins, R. (2014) Building a one nation Labour party: The Collins review into Labour party reform. London: Labour Party. 42 p.

4. Conservative Party fined £70,000 following investigation into election campaign expenses. 16.03.2017. [Electronic resource] - Access mode: https://www.electoralcommission.org. uk/conservative-party-fined-ps70000-following-investigation-election-campaign-expenses (Accessed: 03.02.2022).

5. Cost of Living in United Kingdom. [Electronic resource] - Access mode: https://www.numbeo.com/cost-of-living/country_re-sult.jsp?country=United+Kingdom (Accessed: 03.02.2022).

6. Guide to becoming a Conservative Party Parliamentary Candidate. [Electronic resource] - Access mode: https://public.con-servatives.com/static/documents/candidates/Guide%20to%20 becoming%20a%20Conservative%20Party%20Parliamenta-ry%20Candidate-HH.pdf (Accessed: 03.02.2022).

7. Jones, O. If Labour's leadership is hobbling internal candidates, is it fit to run a democracy? The Guardian. 29.11.2022. [Electronic resource] - Access mode: https://www.theguardian.com/com-mentisfree/2022/nov/29/labour-leadership-internal-candidates-democracy-prospective-mps (Accessed: 03.02.2022).

8. McInnes, R. General Election 2019: Marginality. House of Commons Library. 07.01.2020. [Electronic resource] - Access mode: https://commonslibrary.parliament.uk/general-election-2019-marginality/ (Accessed: 03.02.2022).

9. Niendorf, T. (2022) Leadership election reform in the British Labour party: democratisation or power struggle? British Politics. Vol. 17. No. 4. Pp. 386-407. DOI: 10.1057/s41293-021-00195-3.

10. Norris, P. - Lovenduski, J. (1994) Conservative recruitment. In: Political Recruitment: Gender, Race and Class in the British Parliament. Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 34-53. DOI: 10.1017/CBO9780511598609.004.

11. Quinn, T. (2018) From the Wembley conference to the 'McDonnell amendment': Labour's leadership nomination rules. The Political Quarterly. Vol. 89. No. 3. Pp. 474-481. DOI: 10.1111/1467-923X.12489.

12. The Electoral Commission. [Electronic resource] - Access mode: https://www.electoralcommission.org.uk/2019-candidate-spen ding?section=home&filters=%255B%255D&national_values=-false (Accessed: 03.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.