Научная статья на тему 'Политические партии в России в прошлом и настоящем времени'

Политические партии в России в прошлом и настоящем времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2501
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЯ / КЛАСС / ЛИЧНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / PARTY / CLASS / PERSONALITY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болоцких Виктор Николаевич

В статье проводится сравнительный анализ партийной системы России на рубеже XIX-XX вв. и XX-XXI вв. Политические партии в любой стране складываются в период модернизации. В этот же период происходит развитие демократии, становление гражданского общества, расширение прав и свобод личности. Для общества современного типа также характерно появление политических партий как формы организации классов и социальных групп для защиты своих политических и экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PARTIES IN RUSSIA IN THE PAST AND IN THE PRESENT TIME

In article is a comparative analysis of the party system in Russia at the turn of theXIX-XX and XX-XXI centuries political parties in any country in the period of modernization. In this same period the development of democracy, civil society, rights and freedoms of the individual. To society also the modern type is characterized by the emergence of political parties as a way of organizing classes and social groups to protect their political and economic interests.

Текст научной работы на тему «Политические партии в России в прошлом и настоящем времени»

УДК 94(47).073+94(470)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В РОССИИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ

Виктор Николаевич Болоцких

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 630008, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113, доцент кафедры истории и философии, тел. (903)902-87-30, e-mail: viknikbol@yandex.ru

В статье проводится сравнительный анализ партийной системы России на рубеже XIX-XX вв. и XX-XXI вв. Политические партии в любой стране складываются в период модернизации. В этот же период происходит развитие демократии, становление гражданского общества, расширение прав и свобод личности. Для общества современного типа также характерно появление политических партий как формы организации классов и социальных групп для защиты своих политических и экономических интересов.

Ключевые слова: партия, класс, личность, модернизация.

POLITICAL PARTIES IN RUSSIA IN THE PAST AND IN THE PRESENT TIME

Victor N. Bolotskikh

The Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, 630008, Russia, Novosibirsk, 113, Leningradskay, docent department of History and philosophy, tel. (903)902-87-30, e-mail viknikbol@yandex.ru

In article is a comparative analysis of the party system in Russia at the turn of theXIX-XX and XX-XXI centuries political parties in any country in the period of modernization. In this same period the development of democracy, civil society, rights and freedoms of the individual. To society also the modern type is characterized by the emergence of political parties as a way of organizing classes and social groups to protect their political and economic interests.

Key words: party, class, personality, modernization.

Россия пережила два периода массового партийного строительства. Первый период был на рубеже XIX-XX вв., второй - наступил ровно через сто лет. В данной работе ставится задача сравнительного анализа особенностей партий в прошлом и настоящем: причины образования, социально-классовый состав, цели и методы их достижения.

Россия конца XIX - начала XX в. относится к обществам переходного типа, с характерным для них наличием разнообразных и многочисленных классов, социальных групп, а также остатков феодальных сословий. Это обстоятельство предопределило возникновение в России множества политических партий широкого политического спектра.

В начале XX в. в России существовали политические партии трёх основных направлений: революционные, реформистские и монархические.

В самодержавной России любая общественная деятельность находилась под жёстким контролем государства. Самые скромные идеи ограничения само-

державной власти монарха, введения политических свобод, развития демократии, создания правового государства считались преступными. Это приводило российских революционеров к необходимости создания сильных революционных организаций. Революционные общества в XIX в. от декабристов до народников становились всё более организованными, дисциплинированными и массовыми.

Марксисты исходили из марксистской установки на то, что революцию можно совершить только путём массовой политической борьбы пролетариата, во главе которого должен стоять его авангард - политическая партия. Поэтому они первыми поставили задачу создания политической партии рабочего класса уже в начале 1890-х годов. Первый съезд Российской социал-демократической партии состоялся в 1893 г., но настоящее образование РСДРП произошло на II съезде, состоялся в Брюсселе и Лондоне в июле-августе 1903 г. На нём были приняты программа и устав партии.

Первая программа РСДРП состояла из двух частей: программы-максимум и программы-минимум.

Программа-минимум представляла собой программу буржуазной революции, т.к., с точки зрения марксизма, переход к коммунистическому обществу возможен только после создания его экономического базиса в рамках буржуазной формации и исчерпания капитализмом своего потенциала.

Поэтому российские социал-демократы были сторонниками капиталистического развития В данном случае марксисты были исторически правы. Именно это создавало марксистам преимущества в борьбе с другими политическими силами. Недостатком их программы была конечная цель (программа-максимум): ликвидация капиталистического строя и переход к социализму, а затем коммунизму. Достижение этой цели было утопией и неизбежно вело к полному огосударствлению экономики со всеми отрицательными последствиями.

Уже на II съезде РСДРП произошло первоначальное размежевание на два основных течения - большевиков и меньшевиков. Будущие большевики и меньшевики («искровцы») составляли большинство на съезде. По вопросу о программе партии они имели единую точку зрения. Разногласия, оказавшиеся в дальнейшем принципиальными возникли при принятии устава партии. Острые споры разгорелись по его первому параграфу о членстве в партии. Формулировка Ленина предусматривала обязательное личное участие каждого члена партии в деятельности одной из низовых ячеек, а Мартова - лишь личное содействие.

Мартов и его сторонники (меньшевики) изначально ориентировались на западную модель развития. Они полагали, что Россия стоит только в начале капиталистического развития и после победы буржуазно-демократической революции власть должна перейти в руки буржуазии и стране предстоит достаточно долгий период созревания капитализма и только потом можно будет ставить реализацию программы-максимум как непосредственную задачу. При капитализме РСДРП должна будет стремиться к легальной политической деятельности и созданию широкой легальной рабочей партии. Образцом для подражания для них была Германская социал-демократическая партия.

Большевики во главе с Лениным исходили из завышенных оценок степени развития капитализма в России. Поэтому решающее значение приобретал субъективный фактор: наличие партии как организатора и руководителя классовой борьбы пролетариата в социалистической революции и при переходе к социализму.

Ленин разработал организационные принципы партии нового типа, которая должна была состоять из небольшого числа профессиональных революционеров, хорошо организованных, дисциплинированных, способных повести за собой массы. Эта партия должна была иметь железную дисциплину и строгую иерархию, в которой любые споры прекращаются после принятия решения. Вокруг этих профессиональных революционеров необходимо было сформировать массовый актив из сознательных рабочих. Именно такая партия должна была сыграть решающее значение в подготовке и осуществлении пролетарской революции.

Одновременно с образованием марксистской социал-демократической партии, которая ориентировалась на промышленных рабочих, в России шло оформление Партии социалистов-революционеров (эсеров). В основе идеологии эсеров лежали идеи революционных народников XIX в.: социальной народной революции, крестьянской общины и рабочей артели как основ социалистического общества. Главной революционной силой эсеры считали народ, не делая различий между крестьянами, рабочими и наёмными работниками умственного труда, но отдавая предпочтение защите интересов первых; допускали использование индивидуального политического террора

Основополагающим положением эсеровской программы была идея, социализации земли для создания фундамента решения социальных задач в деревне, творческой работы в духе обобществления крестьянского труда, развития кооперативного и общинного хозяйства. При этом допускалась возможность реформистского пути, через «врастание» крестьянства в социализм с помощью кооперации.

Эсеровская программа социализации была предназначена не только для уничтожения помещичьего землевладения и наделения крестьян землёй, но и для предотвращения буржуазной эволюции деревни и создания условий для её фермерского развития [3, 303-312].

Начало XIX в. стало временем быстрого роста анархизма в России. Возникло много организаций, выросла численность сторонников анархического общества, анархисты развязали террор, отличительными признаками которого были «безмотивность», т.е. направленность против всех представителей эксплуататорских классов; «пропаганда действием».

Параллельно с оформлением революционных партий шло складывание либерально-буржуазных организаций. Эти организации стали основой партий второго, реформистского, направления. Либеральные деятели начали издавать нелегальный журнал «Освобождение», который выходил с 1902 г. в Штутгарте. Летом 1903 г. образовался «Союз освобождения» на основе идей и лиц, связанных с журналом «Освобождение». Политизация началась также в земском дви-

жении, что привело к организационному оформлению земцев-конституционалистов на собрании группы земцев в ноябре 1903 г. в Москве.

На основе «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционистов» сложилась конституционно-демократическая партия (партия кадетов), образование которой было оформлено на съезде в октябре 1905 г.

Программа кадетов состояла из следующих основных положений: конституционная монархия с законодательным собранием и правительством, ответственным перед ним; политические свободы; амнистия политзаключённым; 8-часовой рабочий день; рабочее законодательство; свобода профсоюзов; неприкосновенность частной собственности; решение проблемы крестьянского малоземелья за счёт передачи части частновладельческих земель крестьянам за цену ниже рыночной.

В партию кадетов входили в основном представители интеллигенции -профессора, инженеры, учёные и представители других высокооплачиваемых умственных профессий. Эта партия считалась (и справедливо) самой образованной. Но кадетская программа в своих основных пунктах была ошибочной, утопичной, декларативной, не отвечавшей основным требованиям российской жизни, не соответствующей магистральному направлению развития России в начале XX в.

Странными для либералов выглядят имперские амбиции кадетов. Идея государственности лежала в основе их политической доктрины. Они безусловным образом выступали за сохранение единства российской империи, за усиление её международного престижа. Одним из основных критериев для оценки политики правительства и партии для кадетов было значение её для усиления внешнего могущества государства.

Кадеты являются примером партии, не нацеленной на защиту интересов конкретной социально-классовой группы, стремившейся удовлетворить запросы всех слоёв общества и, в результате, не имевшей массовой опоры.

Ещё одной достаточно крупной и известной либерально-реформистской партией стал «Союз 17 октября». Взгляды октябристов носили более умеренный характер, чем кадетов. Они готовы были ограничиться реформами, обещанными Николаем II в Манифесте 17 октября 1905 г. Идеалом политического устройства России для октябристов являлась наследственная конституционная монархия, в которой верховная власть императора ограничена положениями конституции.

Союз 17 октября во многом поддерживал аграрную реформу П.А. Столыпина, осуществление которой привела бы к медленному продвижению России по капиталистическому пути с постепенным превращением крестьянского хозяйства в фермерское капиталистическое, с эволюцией самодержавной монархии в конституционную. Эти принципы определяли тактику октябристов в Государственной думе, где они часто разрабатывали законопроекты не столь радикальные, как кадеты, но более реалистические [2, 92-94].

Но массовой поддержки в российском обществе октябристы не нашли. Часть общества, особенно рабочие и крестьяне, были настроены более ради-

кально, часть - увлекалась отвлечённо-теоретическим прожектами (кадеты), часть - просто не хотела ничего менять. А социальная опора октябристов (землевладельцы буржуазного толка, включая часть помещиков, часть промышленной буржуазии) была слишком незначительной.

В ходе революции 1905-1907 гг. начало пробуждаться и оформляться организационно политическое сознание российской буржуазии как самостоятельной силы, оппозиционной самодержавию. Наиболее известной фигурой этого процесса был один из братьев Рябушинских - Павел Павлович. В отличие от кадетов «умеренные прогрессисты» выступили против принципа автономии и федерации, за единство, цельность и нераздельность Российского государства, также против 8-часового рабочего дня. В этой части программы «умеренные прогрессисты» были близки к октябристам [4, 122-124].

В целом, в годы первой революции российская буржуазия отдавала предпочтение октябристам (особенно крупная) и черносотенцам (в основном мелкая, из мещан и крестьян). Кадеты имели некоторую поддержку среди средней буржуазии, но были на третьем месте после октябристов и черносотенцев [5, 42-53].

Крайне правые, монархические силы в российском обществе до революции 1905-1907 гг. не имели серьёзных организаций, в них просто не было необходимости. Политика самодержавного государства становилась всё более реакционной. В России всегда было велико значение государства и его влияние на экономику и другие сферы жизни. Поэтому у некоторых представителей общественной мысли крепла убеждённость во всесилии государственной власти. Однако ни один охранитель XIX в. не предлагал такого широкого государственного вмешательства, как черносотенцы в начале XX в. По сути, правительство должно было в законодательном порядке отменить свободную конкуренцию, произвольно запретить деятельность одних предпринимателей и разрешить деятельность других.

В России начала XX в. существовали десятки более мелких организаций, но все они относились к одному из указанных направлений. Для всех политических партий этой эпохи были характерны общие черты: они с разной степенью чёткости и понимания выражали интересы своих классов и социальных групп, имели видение будущего России и своей социально-классовой базы, определяли пути и методы достижения своих целей. Программные положения и методы действий политических партий могли быть ошибочными, утопическими, осознание классовых интересов неверным или неполным. Но политические партии действительно и искренне стремились отражать и защищать интересы своего класса. Пустой популизм был характерен для российских политических партий досоветского периода в минимальной степени.

Бурный рост числа политических партий в России начался накануне и после развала СССР. Снова появились десятки образований, которые будут называться политическими партиями. Но попытки возрождения партий начала XX в. не удались, новые партии не имеют ничего общего с партиями прошлого.

Партии революционного направления отсутствуют полностью. Далека от революционных лозунгов Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая позиционирует себя преемницей РСДРП - РКП(б) - ВКП(б) -КПСС. В её программе содержатся положения о важности рабочего класса в обществе, о достоинствах социализма и его неизбежной победе в будущем. Но допускается существование частной собственности на средства производства, рыночной экономики, ничего нет о неизбежности пролетарской коммунистической революции и необходимости диктатуры пролетариата. Для программы и практической деятельности КПРФ характерны популизм и оппортунизм.

Не возникло в России буржуазных партий, последовательно и открыто выступающих за капиталистический путь развития России с частной собственностью, рыночной экономикой, демократией. И, главное, ясно выражающих и защищающих интересы класса частных собственников. Правые партии были и есть, но добиваться своих целей эти партии собирались и собираются почти исключительно с помощью государства.

Вообще, подавляющее большинство партий в современной России - это партии «кадетского» типа. Для них характерны отказ от формулирования своей идеологии, стремление представить себя выразителями не интересов конкретных классов и слоёв общества, а народа в целом. Если в 1990-е гг. было заметны расхождения во взглядах на пути развития России, имела место более или менее настоящая политическая борьба, то в 2000-е гг. преобладает её имитация.

В программах партий, за исключением КПРФ, отсутствуют практически полностью теоретические разделы, нет даже попыток проанализировать историческое прошлое своей страны, выявить закономерности её развития и на их основе предложить своё видение сущности современных проблем и способов их решения.

Ведущую роль в современной России играют так называемые «партии власти»: «Выбор России», «Наш дом - Россия», «Единство», «Единая Россия».

Партия «Единая Россия» не определяет своих классовых корней и отказывается от формулирования своей идеологии. Партия хочет руководствоваться «центризмом», который понимается как прагматизм, идеологией «здравого смысла».

В результате, на первое место в качестве вершителя благих реформ и всеобщего благодетеля выдвигается ГОСУДАРСТВО. Именно государство, полагают все партии современной России, должно развивать экономику, заботиться о своих граждан, защищать от внешних врагов, бороться с собственной коррупцией и воровством своих чиновников, следить за нравственностью своих граждан [1].

Таким образом, современные политические партии в России не являются в полной мере политическими организациями, выражающими интересы каких-либо классов и социальных групп. Они представляют собой некие искусственные конструкции, предназначенные для имитации политической жизни, прикрытия всевластия бюрократического чиновничества, используются также для

обеспечения экономических интересов представителей власти и крупного бизнеса, связанного с государством.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болоцких В. Н. Есть ли политические партии в России? Анализ партийных программ: монография. - М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2014. - 208 с.

2. Боханов А. Н., Гучков А. И. // Россия на рубеже веков: исторические портреты. М.: Политиздат, 1991.

3. Колесниченко Д. А., Чернов В. М. // Россия на рубеже веков: исторические портреты.- М.: Политиздат, 1991.

4. Петров Ю. А., Рябушинский П. П. // Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М.: Политиздат, 1991.

5. Селезнев Ф. А. Политические предпочтения буржуазии Москвы и Нижнего Новгорода в 1906-1907 годах // Отечественная история. - 2006. - № 1.

© В. Н. Болоцких, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.