Научная статья на тему 'Политические партии в механизме реализации национальных интересов России в условиях глобализации'

Политические партии в механизме реализации национальных интересов России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
151
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические партии в механизме реализации национальных интересов России в условиях глобализации»

политические партии

в механизме реализации

национальных интересов россии

в условиях глобализации

в.в. глущенко,

доктор экономических наук,

заведующий кафедрой «Финансы и кредит»

Московского экономико-финансового института

В современной России наблюдается тенденция снижения и доверия населения к деятельности всех без исключения политических партий России, а глобализация всех сторон современной жизни порождает необходимость исследования влияния различных социально-экономических институтов общества с точки зрения их влияния и эффективности функционирования в условиях современной постиндустриальной глобализации. Очевидно, необходимо повышение целевой эффективности политических партий в механизме формулирования и реализации национальных интересов России.

Для достижения этой цели следует решить такие задачи:

^ уточнить понятие «национальный интерес», «механизм власти»;

выявить специфику задач политических партий при реализации национального интереса; определить влияние организационных механизмов политической партии на ее эффективность в процессе обеспечения национальных интересов.

Возможность реализации национальных интересов связана как с внешними, так и внутренними факторами. Говоря о внешних условиях реализации национальных интересов России в условиях глобализации, нужно учитывать, что эксперты из США считают, что в период 2001-2025 гг. процесс миро-системных изменений в геополитике вступил в третий этап. В ходе этого этапа США попытаются восстановить свое былое величие посредством ведения более независимой и агрессивной политики, которая тем не менее обернется против них самих, ускоряя и усугубляя падение их мирового авторитета [2, с. 67]. Отмечают, что в настоящее время в мире произошло неструктурированное многостороннее разделение геополитических сил.

Общие направления и тенденции развития миро-системных изменений в этот период могут состоять в следующем. Во-первых, потерпит полный крах программа ядерного разоружения, и появятся около 20 новых ядерных держав. Во-вторых, прогнозируется возможное снижение влияния в геополитике США, столкновение интересов ряда геополитических центров. В-третьих, в сфере мировых финансов будет постепенно снижаться влияние доллара США, может сформироваться многовалютная система (сложно сказать, валюты каких стран войдут в ее состав/ В-четвертых, особое значение для геополитической ситуации в мире будет иметь развитие в трех регионах: Европа, Юго-Восточная Азия и Южная Америка. В-пятых, на развитие ситуации в этих центрах будет оказывать влияние возможность преодоления политических и экономических конфликтов стран этих регионов (для Европы — это преодоление провала проекта общеевропейской конституции и реализация возможности политического сближения с Россией; для Юго-Восточной Азии — это преодоление противоречий между Японией, Китаем, Кореей; Южная Америка может стать серьезным независимым геополитическим игроком, особенно если удастся привлечь Мексику). Нужно учитывать, что ООН постепенно утрачивает влияние [2, с. 81-83].

Считают, что «...в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям» [3, с. 5]. В условиях глобального постиндустриального мира конкуренция государств (в лице национальных монополий) носит антагонистический характер в том смысле, что при ограниченной емкости глобального рынка высокотехнологичных товаров выигрыш конкуренции одним из государств автоматически означает

- 11

проигрыш соответствующей суммы выручки компаниями других государств, со специфическими социально-экономическими и геополитическими последствиями. Например, заказ самолетов за рубежом означает не только сокращение рабочих мест (занятости, а следовательно, и численности населения) в России, но и потерю потенциальной возможности иметь в будущем стратегические военно-воздушные силы. Последнее, в свою очередь, открывает возможность для дальнейшего снижения уровня военно-политического и социально-экономического суверенитета России, повышает риски и снижает эффективность, по сути блокирует инновационную и инвестиционную деятельность. Статистика показывает, что инвесторы стремятся вкладывать средства в защищенные в военно-политическом и экономически высокоразвитые страны (80 % инвестиций), гораздо меньше (20 % инвестиций) желающих инвестировать в остальные страны. Глобализация охватывает государства, в которых проживают около 30 % населения. Есть основания считать объективной причиной этого явления необходимость концентрации финансовых, интеллектуальных и других видов ресурсов для обеспечения конкурентоспособности транснациональных корпораций в конкурентной борьбе, а ее субъективной причиной — стремление отдельных государств, групп государств, этно-религиозных групп, корпораций к извлечению сверхдоходов на основе глобализации и монополизации отдельных видов деятельности и рынков [4, с. 86].

В условиях глобального постиндустриального мира способность государств самостоятельно правильно определять и реализовывать национальные интересы тесно связана с их суверенитетом. Суверенитет может рассматриваться как необходимое условие правильного формулирования и реализации национальных интересов.

Выделим его виды: политический, экономический, правовой, технологический, продовольственный, культурный и др. Для оценки (например, экспертной) рисков, связанных с названными составляющими суверенитета, необходимо определить их содержание и сущность [4, с. 87].

Суверенитет идеологический состоит в способности управляющего слоя суперэтноса сформулировать адекватную условиям его существования идеологию как систему взглядов, практически реализуемую, мотивирующую и привлекательную для решения проблем внешней и внутренней сфер государства.

Суверенитет политический определяется способностью народа и органов власти принимать

12 -

внешне- и внутриполитические решения исходя из конкретной ситуации в интересах народа и государства, решения по укреплению геополитического положения государства.

Суверенитет экономический можно определить как способность органов власти принимать экономически выгодные (или не противоречащие интересам народа и государства) решения. Проблема экономического суверенитета России в условиях глобализации наиболее осознана в обществе и обсуждается отечественными экономистами различных направлений. Так, один участник дискуссии, посвященной этому вопросу (М. Ершов, доктор экономических наук, старший вице-президент Росбанка), задается вопросом: «Удастся ли нам сохранить свой экономический суверенитет... и реализацию приоритетов нашего развития? Или такие решения будут приниматься где-то еще, а Россия превратится в некую «экономическую территорию», задача которой — поставлять ресурсы для всего мира» [5, с. 149]. Такое мнение отражает пагубность низкого уровня суверенитета для реализации национальных интересов в их международной формулировке, приведенной выше, так как деление стран на потребителей и поставщиков ресурсов и есть установление баланса в процессе мирового экономического развития.

Второй участник дискуссии (А. Козлов, бывший первый заместитель председателя Банка России) считал, что «.экономический суверенитет означает наличие возможности у тех, кто платит налоги в нашей стране и обеспечивает рабочие места, на основе демократических процедур влиять на ситуацию на национальном рынке» [5, с. 151]. Думается, что в этом мнении важным является осознание и понимание связи понятий суверенитета и демократии в государстве.

Третий участник дискуссии (О. Вьюгин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам) высказал такое мнение: «Мы только начинаем осознавать всю глубину проблем, связанных с экономическим суверенитетом. Конечно, изоляционизм не продуктивен. Но если под глобализацией понимать полное открытие национальных рынков и принятие правил, устанавливаемых несколькими крупными экономическими центрами, то это на самом деле может привести не столько к выигрышу в результате участия в глобальных процессах, сколько к проигрышу. Поэтому практическая политика должна ориентироваться на то, чтобы использовать глобализацию в качестве стимула экономического прогресса. Экономический суверенитет страны означает, прежде всего, возможность проводить

самостоятельную финансовую политику, иметь национальную финансовую систему и эффективные механизмы регулирования рынков» [5, с. 152]. Это мнение, как кажется, отражает опасность снижения суверенитета.

В процессе дискуссии выявилось (С. Глазьев, член-корреспондент РАН, депутат Государственной думы РФ), что проблема экономического суверенитета может рассматриваться с той точки зрения, что «.оказывается, можно быть формально самостоятельным и в то же время полностью зависеть от иностранного финансового рынка. И наоборот, можно быть полностью открытой страной и успешно развиваться, имея собственные механизмы экономического роста» [5, с. 155]. Заметим, что в последнем случае нужно быть достаточно мощной страной с развитой глобальной системой защиты национальных интересов.

Будем исходить из того, что для обеспечения возможности реализации национального интереса государство должно отвечать таким требованиям:

1) в государственной идеологии должен быть сплав идеализма и силы таким образом, чтобы стать лидером на мировой арене;

2) государство должно иметь гибкую и способную к приспособлению (адаптации) к внешним геополитическим и внутренним политическим, социально-экономическим условиям политическую и юридическую систему;

3) располагать эффективным и устойчивым к внешнему, в том числе латентному, воздействию механизмом формирования национальной элиты как слоя лучших в определенном смысле или сфере деятельности индивидуумов;

4) обладать высоким уровнем суверенитета в принятии государственных решений, в том числе путем разработки специальных процедур и критериев оценки их эффективности и порождаемых рисков;

5) создать эффективный механизм влияния на принятия и исполнения геополитических и экономических решений на международном и национальном уровнях и т. д. [4, с. 194].

Механизмом реализации национальных интересов в государстве назовем совокупность методов, инструментов, субъектов политической и социально-экономической жизни, обеспечивающих согласованное и скоординированное определение национальных интересов, нахождение инструментов и ресурсов для их реализации и менеджмент этого процесса.

Механизм реализации национальных интересов в условиях глобального постиндустриального мира должен быть функционально распределенным,

«многоэшелонированным». Элементами реализации национального интереса можно считать государственные органы (государство); общественные объединения (в частности, религиозные организации), политические партии, корпорации и др.

Способность государства к реализации национального интереса в условиях глобализации предлагается рассматривать сквозь призму социологического подхода и его способности обеспечить суверенитет. Социологический подход к государству состоит в том, что государство тесно связано с обществом. Реальным в условиях современной России является такой вариант этого подхода, согласно которому государство выступает относительно самостоятельной организацией, не совпадающей с обществом, выступающей как относительно самостоятельный институт [6,с. 84].

Предлагается оценивать степень такой самостоятельности государства от общества долей избирателей, не принимающих участия в голосовании. При этом риск выхода государства из-под контроля общества (политический риск принятия государством решений, вредных для общества и экономики) можно оценить долей тех граждан, которые не участвуют в голосовании.

Будем исходить из того, что политические партии оказывают свое воздействие на реализацию национального интереса как через механизм, так и непосредственно взаимодействуя с различными слоями общества, влияя на их целенаправленную деятельность по реализации национального интереса идеологическими методами.

Механизм власти определим как совокупность способов воздействия на реализацию национального интереса посредством воздействия на политическую и социально-экономическую систему, который включает:

1) способы формирования власти;

2) способы осуществления преемственности власти;

3) способы и инструменты воздействия власти на национальную экономику.

Привлекательность идеологии является инструментом координации и управления деятельностью по реализации национального интереса. Это связано с тем, что идеология психологически стимулирует деятельность в рамках национального интереса, одновременно позволяя индивидууму реализовать свою потребность в самовыражении и потребность в уважении со стороны общества как отражение признания заслуг индивидуума в социально-экономическом развитии государства и общества.

- 13

В российских научных кругах существуют две точки зрения на значимость идеологии. Одни считают, что «.сама постановка вопроса о национальной идее представляется сомнительной» [7, с. 192]. Другие считают идеологию логической и психологической основой восприятия мира, необходимой для стимулирования действий [8, с. 229]. О практической пользе идеологий в реализации национального интереса свидетельствует мнение, что сплав идеализма и силы дает знать о себе в мировом масштабе [9, с. 15].

Инструментом завоевания и осуществления власти общественных классов и социальных групп в обществе считают идеологии. Исторически выделяют ряд идеологий и основанных на них организационных объединений сторонников определенных идеологий — политических партий.

Политические партии выступают институциональным субъектом управления геополитическим и политическим риском инновационной и инвестиционной деятельности в национальной экономике. Общество использует политические средства для снижения издержек противоречий, упорядочения и согласования действий субъектов социально-экономической деятельности. Э. Берк дал такое определение: «Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторыми специфическими принципом, относительно которого они пришли к согласию» [10, с. 126].

Политические партии выполняют следующие функции:

• выявляют существующие социально-экономические потребности общества и экономики, общественных классов, социальных групп;

• формулируют политические и правовые условия и механизмы удовлетворения этих потребностей в государстве и международных отношениях;

• производят декомпозицию и структурирование, а также объединение (агрегирование) неантагонистичных политических интересов приверженцев различных религиозных конфессий, этносов в составе суперэтноса, общественных классов и групп;

• осуществляют анализ и поиск возможностей компромисса и разрешения конфликтов различных политических интересов;

• организуют политическую борьбу своих сторонников по продвижению их геополитических и политических интересов для принятия в качестве официальных целей и программ государства;

14 -

• служат «референтной группой» (образцом для политического подражания) для своих сторонников в конкретных ситуациях социально-экономической и политической борьбы;

• изучают и систематизируют требования народа к кандидатам на руководящие посты в государстве, предлагают своих выдвиженцев народу и несут ответственность за действия своих представителей в органах власти;

• участвуют в обеспечении честных условий ведения политической борьбы, честного волеизъявления народа при проведении выборов, референдумов и других мероприятий, контроле достоверности их результатов и др. [10, с. 127]. С точки зрения системного подхода в экономической теории можно считать, что идеология — это система принципов воздействия факторов, ограничений, анализа и синтеза, оценки экономического поведения субъектов социальной и финансово-хозяйственной деятельности. Идеология как экономическая категория в условиях глобализации может оперировать понятиями: свобода, доверие, справедливость.

«Свобода — это такое социальное отношение, когда субъекты реализуют право действовать как автономно существующие и признают право действовать точно так же за другими субъектами [11, с. 171]. При такой формулировке свобода является источником риска в социально-экономических отношениях. Поэтому с точки зрения теории риска можно трактовать свободу как право выбора вариантов социально-экономического поведения из числа тех вариантов, которые не нарушают аналогичные права других субъектов социально-экономической деятельности.

В экономике известно, что доверие («кредо» означает «доверяю») лежит в основе рыночных отношений, в основе заключения сделок, в частности кредита, который сопровождает любую сделку, предполагающую безналичный расчет, а в условиях глобализации имеет еще и международный характер. Справедливость является основой добровольной и осознанной экономической деятельности, необходимым условием совместной экономической деятельности, основанной на устраивающем стороны распределении результатов совместной деятельности. Справедливость предполагает, что вложенные в воспроизводственном процессе элементы получат справедливую оценку. Думается, что критерием социально-экономической справедливости может быть признана необходимость расширенного воспроизводства всех названных элементов нормально функционирующего воспроизводственного про-

цесса. С этой точки зрения низкая оплата труда, диспаритет цен в отношениях отраслей, в частности в сельском хозяйстве, могут рассматриваться как не отвечающие требованиям справедливости. Таким образом, вызывается сужение производства и повышается геополитический риск государства.

Очевидно, что свобода, доверие, справедливость влияют на стремление экономических субъектов к реализации национального интереса, поэтому являются не только идеологическими, но и экономическими категориями. В терминах свободы, доверия, справедливости различия индивидуалистской и коллективистской идеологии могут выглядеть так. Индивидуалистская идеология: индивид свободен делать все, что хочет; доверие в рамках конкретной социально-экономической ситуации или рыночной сделки; справедливо все, что выгодно в данный момент конкретному индивиду. Коллективистская идеология: свобода делать все, что не вредит обществу и его конкретным представителям, обладающим равными правами; доверие как состояние социально-экономической среды (обеспечивается правом и обычаями делового оборота); справедливость как постоянная гарантия соблюдения прав и обязанностей в обществе и экономике [4, с. 207-209].

При формировании идеологии для России дополнительно нужно учитывать: соборность в принятии решений; свободолюбие; коллективный характер деятельности. «Русский мыслитель Д. А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его мнению, — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому пониманию «лад» и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. Основной принцип православной церкви, писал Д.А. Хомяков, состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. Соборность — одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия» [12, с. 32,33].

Представляется, что эффективность работы политических партий в составе механизма реализации национального интереса зависит:

во-первых, от конституционного устройства политического механизма государства (наличия практической возможности объявить импичмент президенту; влияния на назначения в кабинет министров; формирования, а также контроля исполнения бюджета и др.);

во-вторых, от идеологического уровня и организационного устройства самих партий.

Думается, что оба названных аспекта политического механизма России (конституционное устройство политического механизма государства, повышение идеологического уровня и организационного устройства самих партий) нуждаются в системном совершенствовании с целью повышения доверия со стороны населения.

Эффективность работы политической подсистемы государства, политических партий можно исследовать с применением некоторой совокупности коэффициентов [4, с. 160-161].

Для расчетов используем данные о голосовании избирателей. Во-первых, отметим процент от общего числа избирателей, проголосовавших «за»: «Единая Россия» в 1999 г. — 31 %; в 2003 г. — 19,8 %; в 2005 г. — 16,1 %; КПРФ в 1999 г. — 7,7 %; в 2003 г. — 4,4 %; в 2005 г. — 5,7 %. Всего голосовало в 1999 г. -64,9 %; в 2003 г. — 57,6 %; в 2005 г. — 34 %; не голосовали в 1999 г. — 35,1 %; в 2003 г. — 42,4 %; в 2005 г. — 66 %.

Рассчитаем коэффициент эффективности использования электорального потенциала (К ) партии власти и оппозиции.

Для «Единой России» в 1999 г. Кэп = 31/ (35,1 + 31) = 0,46,89, или 46,89 %; в 2003 г. Кэп = 19,8/ (42,4+ 19,8) = 0,3162, или 31,82 %; в 2005 г. Кэп = 16,1/ (66+16,1) = 0,1961, или 19,61 %.

Для КПРФ в 1999 г. Кэп=7,7 %/ (7,7 %+35,1 %) =0, 18, или 18 %; в 2003 г Кэп = 4,4 %/ (4, 4 %+ 42,4 %) = 0,094, или 9,4 %; в 2005 г. Кэп = 5,7 %/ (5,7 %+ 66 %) =0,079, или 7,9 %.

Таким образом, наблюдается устойчивое снижение эффективности использования политического потенциала как «Единой России», так и КПРФ за анализируемый период. В качестве возможных причин такого снижения эффективности использования политического потенциала партией могут быть:

• снижение уровня оценки эффективности и доверия населения к политическому механизму государства в целом (т. е. к возможностям партий в существующей политической системе в принципе);

• недостаточная для населения идеологическая различимость программ политических партий;

• схожесть методов организационной работы партий.

В заключение отметим, что в статье лишь обозначены проблемы повышения эффективности работы политических партий России в условиях

- 15

глобализации в рамках механизма реализации национальных интересов. Несомненно, что эти проблемы требуют незамедлительного и эффективного решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шмырева А. И., Колесников В. И., Климов А. Ю. Международные валютно-кредитные отношения. — СПб.: Питер, 2002.

2. Валлерстайн И. Геополитические миро-системные изменения: 1945 — 2025 годы // Вопросы экономики, № 4, 2006. С. 67-84.

3. Остапюк С. Ф, Филин С. А. Формирование и оценка эффективности научно-технических и инновационных программ. — М.: Изд-во фирма «Благовест-В», 2004.

4. Глущенко В. В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. — г. Железнодорожный, МО, ООО НПЦ «Крылья», 2006.

5. Экономический суверенитет и глобализация («Круглый стол» в Институте Европы РАН) // Вопросы экономики, № 2, 2006. С. 149-158

6. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учеб. для вузов. — М.: ЮРАЙТ, 1999.

7. Российская политология /К. Э. Голубев, Л. А. Зубков, А. И. Кравченко и др. — М.: РАГС, 1995.

8. Сирота Н. М. Политология. — СПб.: Паритет, 2000. — 352 с.

9. З. Бжезинский. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М.: Международные отношения, 2003.

10. Глущенко В. В. Теория государства и права: системно-управленческий подход. — г. Железнодорожный, МО , ООО НПЦ «Крылья», 2000.

11. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.

12. Платонов О. А. Русская цивилизация. М. : Роман-газета, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.