В.А. Анищенко
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ 2000-2004 гг. В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ г. ТАГАНРОГА)
Происшедшие социально-политические преобразования, изменения за последние пятнадцать лет в России принято считать, имеющими верхушечный характер. Чтобы преодолеть этот признак - верхушечность - социально-политические преобразования должны произойти на местах, в регионах. Одним из направлений данного процесса является демократизация на местном уровне. Самоуправление внедряется для того, чтобы люди на местном уровне знали свои проблемы, трудности, сами налаживали свою жизнь, несли ответственность за себя. Одной из форм социальной активности, самостоятельности является электоральное поведение, политическое предпочтение. Также одной из причин внедрения самоуправления является необходимость создания эффективной формы управления. Не случайно, в обращении президента России В. Путина Совету Федерации от 13 апреля 2005 г. говорится, что «в целях создания эффективной формы управления создается местное самоуправление, причем возникают такие вопросы и особенности строительства самоуправления: все ли регионы готовы к этим преобразованиям, их проведение не должно носить принудительный характер. Процесс укрепления исполнительной власти не должен препятствовать полноценной реализации закона о местном самоуправлении, так как он опирается на прямые нормы российской конституции, требования самой жизни, принципы демократии и на положения ратифицированной нами Европейской хартии местного самоуправления. Преобразования направлены на расширение непосредственного, прямого участия граждан во всех сферах местной жизни, на рост влияния и усиления контроля жителей той или иной территории за действиями избранной ими муниципальной власти» [9].
А каково же предельно всеобщее на местном и региональном уровнях? К нему можно отнести политическое пространство и время в связи с тем, что наш объект исследования находится в регионе. Тем более, что политическое пространство и время одни из тех объективных факторов, дающих возможность характеризовать данный субъект с политической стороны. И что, очевидно, даст возможность полнее обрисовать такое новое понятие, как «геополитический образ Таганрога».
В нашей стране 12215 муниципальных образований, из них 625 городов, 516 поселков, 153 городских района, 1404 района, 9314 сельских округов, 203 сельских населенных пунктов" [1, 20].
Краткая историческая справка о Таганроге дает возможность лучше понять его геополитический образ. Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой России за безопасность южных границ, за выход к Азовскому и Черному морям. По мере развития экономической жизни в крае Таганрог, сохраняя свое военное и административное значение, превращался и в центр ремесла и торговли. В городе формировалась торгово-ремесленная прослойка населения. В 1711 году в Таганроге проживало свыше 200 человек купецких и посадских людей. К концу XVIII века границы Русского государства все дальше и дальше отодвигались на юг. Таганрог оказался в глубоком тылу и потерял военно-стратегическое значение. На месте крепости появился шумный торговый порт - Таганрог. Именно ему принадлежит пальма первенства в установлении экономических связей России с зарубежными странами через южные моря По степени концентрации производства и рабочих на крупнейших предприятиях Таганрог в начале ХХ века стоял на одном из первых мест во всей Российской империи. Таганрог исторически сформировался как торгово-купеческий, а затем и индустриальный город. Политические партии в таком городе были важным элементом общественной жизни.
Наша задача, выявить влияние партийных структур на характер и особенности электорального процесса.
Результаты выборов в Городскую Думу 2000 и 2004 гг. приведены в таб. № 1.
Таблица № 1
Представительство политических партий среднего города Таганрога
Городская Дума Кан. Деп.. КПРФ ЛДПР Единство СПС ЯБЛОКО Партия Песионеров
2000 г. Канд 4 - 7 % 1 - 1 % -не было Косв. Дан. 4 - 7 % 1 - 2 % 3 - 5 %
Деп - - - Косв. Дан. 4 - 36% - -
2004г. Канд 19 - 16 % 8 - 7 % 8 - 7 % Косв. дан. 3 - 3 % 1 - 1 % 4 - 4 %
Деп - - 5 - 20 % Косв. Дан. 3 - 12 % - -
Заметным результатом, как видно в таблице № 1 является победа Единоросов и вызвана, прежде всего, с ее попытками освоить постмодернистское видение мира в условиях российской действительности, совместить или нейтрализовать "левую" и "правую" противоположности политического процесса России.
Сравним результаты выборов в Законодательное собрание Ростова 2003 года, приведенных в таблице № 2.
Таблица № 2
Результаты выборов в г. Ростове-на-Дону
Сегменты рынка Доля голосов (в%)
Декабрь 1993 Декабрь 1995 Декабрь 1999
Демократический 28,17 20,11 13,71
Коммунистический 24,04 36,44 32,89
Центристский 20,77 15,22 43,02
Патриотический 21,76 21,61 6,87
По мнению, профессора Г.П. Зинченко, процедуре выдвижения кандидатов от партий в 2003 году впервые проявились три особенности, отражающие специфику современного этапа развития региональной многопартийности: первое, большинство зарегистрированных в области региональных политических партий предпочло не выдвигать кандидатов от собственного избирательного объединения, поскольку это требовало от них новых правовых норм, жестко регламентирующих саму процедуру подобного выдвижения.
Другой особенностью партийного участия в выборах кандидатами собственного ресурсного обеспечения. Многие кандидаты, поддерживаемые политическими партиями, не заявили о своей
партийной принадлежности на этапе собственной регистрации и проведения агитации. На региональном уровне успеха чаще добиваются кандидаты -хозяйственники или управленцы. И поскольку партиям в регионах приходится бороться на выборах и за признание электоратом, и за поддержку или нейтральность властных структур, данная избирательная стратегия оказывается весьма успешной: и электорату можно не объяснять свое политическое кредо, и власть не беспокоить своей излишней публичностью. У нас особенно ощущается разрыв между публичной политикой и политикой элит. Третья особенность - открытый гласный характер согласования округов и списков кандидатов.
И результаты голосования девятого октября 2006 года глав поселений и депутатов местной представительной власти в 15 районах Ростовской области, имеют следующие результаты. Они прошли в районах области с явкой избирателей 49,49 %. Всего же, по словам председателя Ростовской областной избирательной комиссии Сергея Юсова, средняя явка в трех турах выборов составила 47,5 %, что является хорошим показателем для выборов такого уровня в России. В ходе трех туров выборов избраны все 407 глав сельских и городских поселений и 4270 депутатов местных представительных органов. Из 407 глав 305 человек - это ныне действующие главы местных администраций. Треть из выбранных глав - женщины. Из 4270 депутатских мандатов лишь три остались свободными. Это округ № 4 в городе Сальске, округ № 5 Нижнекундрюченского сельского поселения Усть-Донецкого района и округ № 9 Никольского сельского поселения Заветин-ского района. Среди избранных депутатов 1061 поддержаны «Единой Россией», 59 - КПРФ, четыре человека - ЛДПР и 1897 человек - самовыдвиженцы. Данные результаты также подтверждают, сделанные выводы Зинчеко Г.П.
Чем же политическое наполняется на местном уровне? Кроме отмеченных электоральных процессов можно отметить следующие события. Ну, во-первых, поддержанием федеральных политических идей. Или, например, идея Шило С.И. основанная на купеческом прошлом Таганрога, о создании свободной экономической зоне в городе Таганроге. Исход известен. Местные политические идеи становятся политическими по содержанию, когда они касаются распространения и особенностей функционирования государственной власти. Например, местная идея изменить устав города, с целью прихода к власти Семирикова К.А. Городская Дума г. Таганрога в целях опровержения недостоверной информации, распространяемой различными СМИ, общественными деятелями, порочащей деловую репутацию городской Думы, официально заявляла, что изменения и дополнения в Устав города Таганрога в части порядка проведения выборов Главы городского самоуправления г. Таганрога из состава городской Думы были разработаны и внесены на рассмотрение депутатам городской Думы после и исключительно в связи с досрочным прекращением полномочий Главы городского самоуправления. Такой порядок проведения выборов мэра города Таганрога был согласован и одобрен различными органами государственной власти Ростовской области, в том числе, Избирательной комиссией Ростовской области, Администрацией и Законодательным Собранием Ростовской области». Результат такого мероприятия успехом не завершился. Наша задача - простая - показать, что на местном уровне данные события и олицетворяют политическое.
Современное самоуправление носит ли постмодернистский характер? Конечно, самоуправление осуществляется при патронаже государства, но уже при многопартийной системе - постмодернистский для России признак. Подписанный Путиным В.В. Федеральный закон "О выборах депутатов Госдумы Федерального собрания Российской федерации", который предусматривает избрание всех депутатов Госдумы по Федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за Федеральные списки кандидатов, подтверждает данную тенденцию. Пропорциональная система выборов найдет себе место и на муниципальном уровне. Необходимым условием для таких перемен глава ЦИК т.е. Вешняков Александр называл актив-
ную деятельность местных и региональных отделений партий и их узнаваемость на региональном и муниципальном уровнях.
Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем. Укрепление российской государственности происходит в настоящее время через обеспечение функционирования органов местного самоуправления.
Можно сделать вывод, что Россия сделала очередной выбор в укреплении демократии на основе формирования местного самоуправления, но формы и модели его окончательно не определены.
Выводы: 1 . Возникнув как пограничный город, он по сути остался таким в условиях СНГ, что во многом и определяет его геополитический или политический облик
2. Сравнение выборов советского периода с выборами 2004 года показывает, что активность населения значительно уменьшилась. И для понимания случившегося необходимо качественно различать эти периоды жизни нашего города. Активность избирателей по сравнению с советским периодом снизилась вдвое. Население не стремится к членству в классических политических партиях КПРФ, Яблоко, СПС, Единой России Объясняется следующим: идеологическая регламентация и принуждение снизилось, частично заменено экономическим, поэтому неявка на избирательный участок на современном этапе не воспринимается как борьба с существующей властью.
3. Определение политического субъекта среднего города постиндустриального этапа развития включает те же признаки, что и вообще субъекта политики, но только в городском политическом пространстве, т.к. он участвует в выборах не только местного, но и регионального и федерального уровней.
4. Основные причины поражения КПРФ: программные документы содержат модернистские идеи, в частности, - на третьем этапе социальных преобразований нашего общества предполагается создание необходимых предпосылок для создания будущей коммунистической ассоциации, где свободное развитие каждого является условием развития всех т.е реализовать все-таки идею отмирания государства [6, 33].
5. Победа Единой России вызвана прежде всего ее попытками освоить посмодернистское видение мира в условиях российской действительности, совместить или нейтрализовать "левую" и "правую" противоположности политического процесса России.
6. Существенной чертой действий партии СПС - ее не публичный характер, население города, за исключением политиков, политологов, так и не знает, кто от СПС в Городской Думе Таганрога. Т.е. ее деятельность носит не публичный, а полуподпольный характер. Нет представителей от СПС и в сельских районах.
7. Созданный в большинстве своем однопартийный парламент России показал свою ограниченность. Монетизация льгот пенсионеров без участия партии, отвечающей прежде всего за социальную справедливость, привела к социальной напряженности. Такая же тендеция наметилась и в Таганроге. Впервые Городская Дума оказалась без левой оппозиции.
8. Слабость политических партий на местном уровне и снижения их роли открыла перед пиар-компаниями широкую перспективу. И такое положение дел будет до внедрения в электоральный процесс выборов по пропорциональной системе.
9. По мере перехода изучения страны на местный уровень общества - самоуправление, выясняется, что население знает всего несколько политических партий, поэтому в партийной системе страны, в том числе и по этой причине, разумно иметь несколько партий - две, три.
12. В общем и целом можно отметить, что большинство населения Таганрога поддерживает малейшие постмодернистские тенденции политических действий партий на местном уровне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление России и Германии: сравнительный анализ. Ростов-н/Д., 2002. С. 20.
2. Ильин М.В. Феномен Политического времени // Полис. 2005. № 3.
3. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. 2005. № 3.
4. Нечаев В.Д. Децентрализация, демократизация и эффективность (Реформа федеративных отношений и местного самоуправления через призму теории эффективной децентрализации) // Полис. 2005. № 3.
5. Пономарева Е.Г. Хронополитическое измерение модернизационных процессов в современной Сербии // Полис. 2005. № 3.
6. Программа КПРФ. М., 2000. С. 33.
7. Чихарев И.А. Хронополитика: развитие исследовательской программы // Полис. 2005. № 3.
8. Чичихин В.В. Политико-географические образы субъектов Российской Федерации факторы формирования (на примере Ставропольского края) // Полис. 2005. № 2.
9. Российская газета. 2005. 15 апр.
А.О. Епанчинцев
ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИИ К СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ
Социальные категории, однозначно относимые к социальному капиталу, немногочисленны (социальные сети, доверие, добровольческие ассоциации и др.). К тому же они существуют в столь различных экономических, политических и культурологических условиях, что их сопоставимость скорее удивительна, чем закономерна. И первое, с чем сталкивается исследователь, занявшийся проблемой социального капитала, - неопределенность предмета. На пути, к пониманию роли, места, влияния социального капитала сразу возникает масса трудностей, связанных не только с очевидной нехваткой информации для расчетов. Это происходит по следующим причинам.
Во-первых, наиболее всеобъемлющие определения социального капитала являются многомерными, включающими в себя несколько уровней и единиц анализа. Во-вторых, любая попытка измерить свойства таких изначально трудно неопределяемых понятий, как «сообщество», «сеть (связи)» и «организация», соответственно, является проблематичным. В-третьих, было разработано очень мало долговременных опросов для измерения «социального капитала», что не оставляет современным исследователям ничего, как только составлять индексы на основании ряда приблизительных показателей, таких, как измерение доверия к правительству, тенденции голосования, членство в гражданских организациях, часы, отданные волонтерской работе. Надо надеяться, что опробуемые в настоящее время новые опросы произведут более прямые и точные показатели. Однако представляется, что данное несовершенство не является исключительно виной самой концепции, а есть следствие пока ещё слабо разработанного понятийно-терминологического аппарата. В настоящее время существует несколько направлений в исследовании социального капитала, использующих качественные, сравнительные и количественные методы для его измерения.
В количественных исследованиях расчёт социального капитала основан на вычислении индекса доверия, а также в подсчёте числа групп (различных общественных организаций и членов, состоящих в этих группах в данном обществе), которые являются индексом развития гражданского общества. Для расчёта этого индекса используются статистические данные, такие, как информация о группах и о членах групп, от спортивных клубов и хоровых обществ до групп по интересам и политических партий, а также показатели степени политического участия — такие, как число участников голосования и читателей газет. Их использует Патнэм в своей работе по исследованию объёма социального капитала в Америке [1]. Кроме того, существуют более детализирован-